ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Н.А. Селютина
ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Понятие «воспитание» для российской культуры и педагогики всегда имело особое смысловое значение, связанное с духовно-нравственным формированием и развитием человека, которое достигается через образование личности. Следовательно, содержание воспитаиия необходгшо наполнить ценностями духовной культуры, мировоззрения и нравственности, обеспечивая интеллектуальное. этическое, физическое воспитание, утверждая при этом здоровый образ жизни и формируя готовность к самостоятельной профессиональной деятельности и семейной жизни.
Одним из направлений программы формирования базовой культуры личности является физическое воспитание.
Проблема воспитания физической культуры студентов средних специальных учебных заведений (ССУЗ) должна занимать ведущее место в системе воспитания и обучения, так как физическое развитие является основой личностного формирования человека вообще. Значение физической культуры в юношеский период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков.
Физическое развитие выполняет следующие функции в процессе формирования личности:
- создает предпосылки для полноценной умственной деятельности человека;
- дает возможность физически здоровому человеку лучше проявлять себя в производительном труде, преодолевать более высокие нагрузки, меньше утомляться, поддерживать бодрое настроение;
- способствует формированию нравственной культуры, товарищества, требовательности к себе, а также укреплению волевых свойств [1].
Задачи, решаемые при воспитании физической культуры:
1. Охрана здоровья, содействие правильному физическому развитию.
2. Воспитание не только физических, но и моральных качеств.
3. Формирование двигательных умений и навыков.
4. Воспитание потребности в систематических занятиях физической культурой.
5. Приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта.
Процесс физического воспитания включает в себя:
- развитие у студентов потребностно-моти-вациониой сферы, стимулирующей их к занятиям физкультурой и спортом и к укреплению своего здоровья;
- обогащение студентов санитарно-гигиеническими и психолого-педагогическими знаниями о значении физкультуры и спорта в развитии личности;
- формирование спортивно-оздоровительных умений и навыков, совершенствование культуры движений: осанки, походки, ловкости, быстроты двигательных реакций и т.д.;
- укрепление необходимых санитарно-гигиенических навыков организации труда и разумного отдыха;
~ развитие и совершенствование физических задатков и способностей в отдельных видах физкультуры и спорта [6].
Основные средства физического воспитания представлены в программах образовательных учреждений. Большое разнообразие физических упражнений предусматривает их использование с учетом тех основных положений, которые отражены в общих принципах построения отечественной системы физического воспитания:
1. Принцип всестороннего развития личности.
2. Принцип связи физического воспитания с трудовой и военной практикой.
3. Принцип оздоровительной направленности [7].
Основная цель общего физкультурного образования заключается в «формировании физичес-
© Н.А. Селютина, 2008
149
кой культуры личности, как важного фактора ее социокультурного бытия, обеспечивающего биологический потенциал жизнедеятельности, как способ и меру реализации своих сущностных сил и способностей» [3].
Главным результатом данного вида физкуль-турного образования должно быть создание ус« тойчивой мотивации к здоровому и продуктивно* му стилю жизни, формировании потребности в физическом совершенствовании, физической готовности для успешной жизнедеятельности в обществе, Именно на достижение данного результата должны быть ориентированы все учебные программы по дисциплине «Физическая культура» средних специальных учебных заведений.
Проблема воспитания физической культуры личности вписывается в предмет педагогики, но необходимы теоретические и экспериментальные исследования мотивации и отношения к здоровью, разработка программ и методик педагогического воздействия с целью обеспечения, сохранения и укрепления здоровья обучаемых.
Все это говорит о том, что наряду с существующими мероприятиями по медико-психологи-ческому обеспечению учебно-воспитательного процесса, необходим специальный учебный курс по формированию устойчивой мотивации и умений сохранения и укрепления индивидуального здоровья обучаемых, а так же знаний и навыков направленных на воспитание физической культуры личности и знаний по обеспечению здоровья в будущей профессиональной деятельности.
В настоящее время приоритет отдается учебным программам, обеспечивающим уровень подготовки специалистов, необходимый как для современной, так и для перспективной профессиональной деятельности. При этом применяется междисциплинарный подход к организации учебного процесса с акцентом на создание логической структуры и последовательности изучения учебных дисциплин. Одновременно взят курс и на индивидуализацию обучения. Изыскивается разумное сочетание и рациональное распределение общенаучных, обще профессиональных и специальных дисциплин. Активизируются процессы гуманизации инженерного и естественнонаучного образования и технизации !уманитарного [5].
Общие и частные тенденции, просматривающиеся в развитии современного образования, изменения в основах социально-экономической жизни общества, вне сомнения, накладывают от-
печаток и на процессе физического совершенствования обучающихся. В условиях смены ориентации среднего профессионального образования от подготовки специалиста на конкретное рабочее место к формированию разносторонне развитого профессионала, обладающего высоким уровнем культуры и мобильно действующего в меняющихся условиях динамичного общества, основным критерием результативности системы образования является у студентов-выпускников способности к самообразованию, мотивации к постоянному повышению своей личной и профессиональной культуры.
В силу нарастания данной тенденции назрела острая необходимость планомерного перехода от физического воспитания, ориентированного на обеспечение физического развития и физической подготовленности, к физкультурному образованию, связанному, прежде всего, с развитием способностей будущего специалиста к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности, формированием одной из базовых культур человека - физической культуры личности.
Такое смещение акцентов в сторону доминирования образовательных задач и культурологических аспектов не должно снижать отдачу физического воспитания, понимаемого нами в широком смысле слова, в плане вооружения обучаемых арсеналом двигательных умений и навыков, развития кондиционных и координационных способностей, морфо-функциональных показателей организма, потребностно-мотивационной сферы личности.
Данные преобразования происходят в области связей между процессами обучения и воспитания. Эти процессы, как известно, реализуют общие для них функции (образовательную, воспитательную и развивающую) и, по существу, составляют единое целое, называемое в педагогике воспитанием в широком смысле слова, когда обучение преимущественно влияет на интеллектуальную, а воспитание - на мотивационную и действенно-эмоциональную сферы [2].
В этом состоит их функциональность, но в практике физического воспитания последних лет был очевиден функционализм, выражающийся в гиперболизации отдельных функций и сторон педагогического процесса и, главное, в разрозненном, невзаимосвязанном понимании обучения и воспитания, что вело к взаимному ослаблению различных сторон воспитательного процес-
150
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, Том 54
са, Поэтому, исходя из такого понимания физического воспитания в общей системе подготовке специалистов, представляется возможным определить его цель в образовательных учреждениях как содействие формированию интеллектуального, нравственного, культурного и физического потенциалов личности и профессионала через включение обучаемых в различные формы и виды физкультурно-с портив ной деятельности.
Данные новые подходы к процессу физического воспитания уже нашли свое отражение в практике. В частности, примерная учебная программа для образовательных учреждений ориентирует обучаемых и профессорско-преподавательский состав не только на теоретическое формирование научно-практических знаний и навыков, но и на овладение ими в ходе самой физкуль-турно-спортивной деятельности. Наряду с этим, введение очковой системы; системы оперативного, текущею и итогового контроля над состоянием и динамикой физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента (включая проведение итоговой аттестации); различных тестовых испытаний служит мощным фактором активизации обучаемых. Однако и сейчас актуальным остается вопрос о поиске и внедрении в практику физического воспитания новых видов и форм стимулирования обучаемых в ходе физкультурно-спортивной деятельности.
Что же касается форм физического воспитания в образовательных учреждениях, то, скорее всего на сегодняшний день приоритет должен быть отдан, наряду с традиционными (учебные занятия, спортивные тренировки и состязания), различным самодеятельным и внепрограммным формам физкультурно-спортивной деятельности (секции и группы по интересам, предоставление различных услуг, современные формы организации досуга с использованием средств физической культуры и спорта, различные программы по месту жительства, состязания тто нетрадиционным видам спорта и упражнениям, заочные состязания). Они призваны восполнить тот пробел, который образовался на месте прежде существовавших форм физкультурно-спортивной активности (комплекс ГТО, вводная гимнастика, физкультпауза, спортивный час и др.) и оказавшихся в настоящее время нерациональными и малоэффективными.
Внедрение данных форм должно позволить каждой личности прийти к выбору своего спосо-
ба физического самосовершенствования и выработать в себе в рамках этого способа индивидуальный стиль физкультурной деятельности. Критерием же эффективности предлагаемых форм должен стать уровень удовлетворения потребностей человека в процессе физического саморазвития и самосовершенствования. Этот критерий отражает потребностный подход к воспитанию и может обеспечить самореализацию личности во всем многообразии ее способностей.
В основу проектирования программы учебной деятельности, направленной на воспитание физической культуры личности студентов ССУЗ положены методологические основания и концептуальные положения:
- для обеспечения готовности студентов к профессиональной деятельности необходимо на каждом этапе обучения целенаправленно формировать потребности и мотивы, стимулирующие овладения знаниями, навыками и умениями, которые позволяют самостоятельно пользоваться технологиями физической культуры личности;
- обеспечивая процесс физического воспитания необходимо учитывать естественные возможности физического развития в оптимальных и максимальных границах каждого этапа обучения;
- развитие двигательных способностей должно осуществляться с учетом реальных возможностей обучения студентов в ССУЗ;
- среди множества средств, обеспечивающих достижение физического здоровья, необходимо использовать те виды физкультурно-спортивной деятельности, которые позволяют активно и быстро адаптироваться к окружающим условиям, овладеть жизненно-важными двигательными навыками и умениями здорового образа жизни, необходимыми для достижения как физической кондиции, так и профессиональной готовности.
Структурными компонентами учебной программы, направленной на воспитание физической культуры литаости студентов ССУЗ выступают:
1. Цель программы и задачи, взаимообусловленные с различными уровнями физической культуры личности студентов (развитие мотивов физического совершенствования; освоения валео-логических знаний, умений и навыков здорового образа жизни; поддержание и развитие физической кондиции, необходимой для воспитания физической культуры личности студентов.
2. Содержание программы учебной деятельности, направленной на воспитание физической
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 6
151
культуры личности студентов, включающую в себя содержание валеологического образования и самообразования; содержание учебно-трени-ровочных занятий по развитию и саморазвитию физической подготовленности; содержание пропагандистско-просветительской работы по воспитанию физической культуры личности студентов.
3. Деятельность педагога по развитию, стимулированию и саморазвитию физической культуры личности студентов.
4. Деятельность студентов по саморазвитию физической культуры.
5. Формы, методы и технологии организации педагогического взаимодействия с целью развития физической культуры личности студентов.
6. Педагогические средства (учебно-трениро-вочные упражнения, творческие задания, технические средства поддержания здоровья и развития спортивно-физической кондиции).
В основу перевода процесса развития физической культуры личности студентов ССУЗ в режим саморазвития была положена концепция «собственных сил человека» впервые сформулированная А. Адлером, который доказал, что в процессе развития у обучаемых возникает стремление ощутить свою силу, чтобы распорядиться ею в соответствии со своими намерениями, что приводит к возникновению потребности направить присущие ему от природы силы на развитие себя.
Процесс физического саморазвития возможен на любом этапе обучения и характеризуется «взрывом» самосознания и стремления самовыражения. Именно в период обучения формируется целостная система самоуправления личностью, представленная такими звеньями как самоанализ, целеполагание, планирование, программирование, самоконтроль, самокоррекция физического развития. Результатом этих процессов выступает наличие и реализация обучающими личных программ физического саморазвития, объективными показателями результативности которого являются личные достижения в сфере физической культуры [4].
Программа учебной деятельности, направленная на воспитание физической культуры личности студентов ССУЗ отражает фундаментальные закономерности процесса развития физической культуры личности и позволяет по-новому подойти к построению процесса физического воспитания. Если традиционный подход предлагает решение основных задач физического вос-
питания, то в рамках учебной деятельности, направленной на воспитание физической культуры личности студентов ССУЗ предлагается решение только тех задач, которые соответствуют этапам обучения и реальным возможностям обучаемых. Это позволяет преподавателям физической культуры варьировать объем знаний, навыков и умений, которыми необходимо овладеть обучаемым, целенаправленно решать образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи. Такой подход к физическому воспитанию предусматривает возможность удовлетворения потребности, стойкий интерес к физическому совершенствованию обучаемых и реализацию профессионально-педагогического потенциала преподавателя физической культуры.
Деятельностью, где требуется применение «физкультурных» знаний для решения практических, а точнее преобразовательных задач, является сама жизнедеятельность обучающегося, его образ жизни в период обучения. Возможность выполнить именно преобразовательную деятельность, т.е. переводить самого себя, как объект обучения, из состояния не умеющего выполнять какое-то действие в состояние умеющего, делает предмет «физическая культура» могучим средством физкультурного самообразования, воспитания общей культуры будущего специалиста.
Процесс воспитания социально-значимой личностной потребности саморазвития физической культуры студентов ССУЗ организуется через овладение ими системы знаний, научных представлений о самой сущности и законах развития физической активности и физической культуры студентов. Основными критериями эффективного воспитания физической культуры личности студентов являются: уровень, системность и динамичность знаний о сущности и правилах физической подготовки; методы организации физической активности; пути и средства физического совершенствования; правила использования средств физической культуры в повышении работоспособности; законы функционирования человеческого организма в процессе физической активности; формы отдыха и снятие утомления; двигательная деятельность.
Другой комплекс ценностей физической культуры личности формируется совокупностью ее личных физических достижений. Он определяется уровнем развития физических качеств человека, что внешне проявляется в физической рабо-
152
Вестник КГУ им Н А. Некрасова ♦ 2008, Том 14
тоспособлоети, умении управлять своими движениями, грамотно и рационально решать привычные и новые двигательные задачи и выполнять двигательные действия. Как показало исследование, уровень физической культуры личности определяется характером, структурой и направленностью мотивов физической активности человека,
Исходя из специфики преподавания физической культуры, выделены основные показатели, которые существенно влияют на эффективность образовательного процесса:
- уровень валеологических знаний и умений;
- степень сформированности двигательных умений и навыков;
- уровень теоретических знаний, умений и навыков самостоятельного и группового использования физической культуры;
-уровень физического развития;
- уровень физической подготовленности;
- уровень физической работоспособности.
Воспитание физической культуры личности
студентов ССУЗ в процессе преподавания учебного предмета «физическая культура» - является объективной необходимостью, вызванной потребностями жизни и деятельности молодого человека в современном обществе. Эта потребность нашла свое яркое отражение, во-первых, в качественно новом уровне требований к общей ра-
ботоспособности специалиста-профессионала на современном этапе, базирующейся на крепком здоровье и нормальном физическом развитии
и, во-вторых, в поставленной в Государственном образовательном стандарте цели - готовить специалистов сориентированных не на овладение «определенной совокупностью знаний», а на развитие личности обучаемого и усвоение, конкретных сфер профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Анисимов В.В. Общие основы педагогики: учеб. для вузов / В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д, Никандров. -М., 2006.
2. Воспитательная деятельность педагога / Под. ред. В А. Сластенина, ИЛ. Колесниковой. -М., 2005.
3. Ильин Е.П, Психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры. - СПб., 2000.
4. Петленко В. П., Давыденко Д. И. Этюды ва-леологии: здоровье как ценность. - СПб., 1998.
5. Талызина Н.Ф, Творческие проблемы разработки модели специалиста// Современная высшая школа. -1986.—№ 2.
6. Физическая культура студента: Учебник / под, ред. В.И. Ильинича. - М., 2000.
7. Холодов Ж.К., Кузнецов ВС. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М., 2001.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювснология. Социокинетика ♦ № 6
153