Научная статья на тему 'Воспитание физической культуры личности студентов средних специальных учебных заведений'

Воспитание физической культуры личности студентов средних специальных учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1814
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селютина Наталья Анатольевна

Понятие «воспитание» для российской культуры и педагогики всегда имело особое смысловое значение, связанное с духовно-нравственным формированием и развитием человека, которое достигается через образование личности. Следовательно, содержание воспитания необходимо наполнить ценностями духовной культуры, мировоззрения и нравственности, обеспечивая интеллектуальное. этическое, физическое воспитание, утверждая при этом здоровый образ жизни и формируя готовность к самостоятельной профессиональной деятельности и семейной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание физической культуры личности студентов средних специальных учебных заведений»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Н.А. Селютина

ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Понятие «воспитание» для российской культуры и педагогики всегда имело особое смысловое значение, связанное с духовно-нравственным формированием и развитием человека, которое достигается через образование личности. Следовательно, содержание воспитаиия необходгшо наполнить ценностями духовной культуры, мировоззрения и нравственности, обеспечивая интеллектуальное. этическое, физическое воспитание, утверждая при этом здоровый образ жизни и формируя готовность к самостоятельной профессиональной деятельности и семейной жизни.

Одним из направлений программы формирования базовой культуры личности является физическое воспитание.

Проблема воспитания физической культуры студентов средних специальных учебных заведений (ССУЗ) должна занимать ведущее место в системе воспитания и обучения, так как физическое развитие является основой личностного формирования человека вообще. Значение физической культуры в юношеский период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков.

Физическое развитие выполняет следующие функции в процессе формирования личности:

- создает предпосылки для полноценной умственной деятельности человека;

- дает возможность физически здоровому человеку лучше проявлять себя в производительном труде, преодолевать более высокие нагрузки, меньше утомляться, поддерживать бодрое настроение;

- способствует формированию нравственной культуры, товарищества, требовательности к себе, а также укреплению волевых свойств [1].

Задачи, решаемые при воспитании физической культуры:

1. Охрана здоровья, содействие правильному физическому развитию.

2. Воспитание не только физических, но и моральных качеств.

3. Формирование двигательных умений и навыков.

4. Воспитание потребности в систематических занятиях физической культурой.

5. Приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта.

Процесс физического воспитания включает в себя:

- развитие у студентов потребностно-моти-вациониой сферы, стимулирующей их к занятиям физкультурой и спортом и к укреплению своего здоровья;

- обогащение студентов санитарно-гигиеническими и психолого-педагогическими знаниями о значении физкультуры и спорта в развитии личности;

- формирование спортивно-оздоровительных умений и навыков, совершенствование культуры движений: осанки, походки, ловкости, быстроты двигательных реакций и т.д.;

- укрепление необходимых санитарно-гигиенических навыков организации труда и разумного отдыха;

~ развитие и совершенствование физических задатков и способностей в отдельных видах физкультуры и спорта [6].

Основные средства физического воспитания представлены в программах образовательных учреждений. Большое разнообразие физических упражнений предусматривает их использование с учетом тех основных положений, которые отражены в общих принципах построения отечественной системы физического воспитания:

1. Принцип всестороннего развития личности.

2. Принцип связи физического воспитания с трудовой и военной практикой.

3. Принцип оздоровительной направленности [7].

Основная цель общего физкультурного образования заключается в «формировании физичес-

© Н.А. Селютина, 2008

149

кой культуры личности, как важного фактора ее социокультурного бытия, обеспечивающего биологический потенциал жизнедеятельности, как способ и меру реализации своих сущностных сил и способностей» [3].

Главным результатом данного вида физкуль-турного образования должно быть создание ус« тойчивой мотивации к здоровому и продуктивно* му стилю жизни, формировании потребности в физическом совершенствовании, физической готовности для успешной жизнедеятельности в обществе, Именно на достижение данного результата должны быть ориентированы все учебные программы по дисциплине «Физическая культура» средних специальных учебных заведений.

Проблема воспитания физической культуры личности вписывается в предмет педагогики, но необходимы теоретические и экспериментальные исследования мотивации и отношения к здоровью, разработка программ и методик педагогического воздействия с целью обеспечения, сохранения и укрепления здоровья обучаемых.

Все это говорит о том, что наряду с существующими мероприятиями по медико-психологи-ческому обеспечению учебно-воспитательного процесса, необходим специальный учебный курс по формированию устойчивой мотивации и умений сохранения и укрепления индивидуального здоровья обучаемых, а так же знаний и навыков направленных на воспитание физической культуры личности и знаний по обеспечению здоровья в будущей профессиональной деятельности.

В настоящее время приоритет отдается учебным программам, обеспечивающим уровень подготовки специалистов, необходимый как для современной, так и для перспективной профессиональной деятельности. При этом применяется междисциплинарный подход к организации учебного процесса с акцентом на создание логической структуры и последовательности изучения учебных дисциплин. Одновременно взят курс и на индивидуализацию обучения. Изыскивается разумное сочетание и рациональное распределение общенаучных, обще профессиональных и специальных дисциплин. Активизируются процессы гуманизации инженерного и естественнонаучного образования и технизации !уманитарного [5].

Общие и частные тенденции, просматривающиеся в развитии современного образования, изменения в основах социально-экономической жизни общества, вне сомнения, накладывают от-

печаток и на процессе физического совершенствования обучающихся. В условиях смены ориентации среднего профессионального образования от подготовки специалиста на конкретное рабочее место к формированию разносторонне развитого профессионала, обладающего высоким уровнем культуры и мобильно действующего в меняющихся условиях динамичного общества, основным критерием результативности системы образования является у студентов-выпускников способности к самообразованию, мотивации к постоянному повышению своей личной и профессиональной культуры.

В силу нарастания данной тенденции назрела острая необходимость планомерного перехода от физического воспитания, ориентированного на обеспечение физического развития и физической подготовленности, к физкультурному образованию, связанному, прежде всего, с развитием способностей будущего специалиста к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности, формированием одной из базовых культур человека - физической культуры личности.

Такое смещение акцентов в сторону доминирования образовательных задач и культурологических аспектов не должно снижать отдачу физического воспитания, понимаемого нами в широком смысле слова, в плане вооружения обучаемых арсеналом двигательных умений и навыков, развития кондиционных и координационных способностей, морфо-функциональных показателей организма, потребностно-мотивационной сферы личности.

Данные преобразования происходят в области связей между процессами обучения и воспитания. Эти процессы, как известно, реализуют общие для них функции (образовательную, воспитательную и развивающую) и, по существу, составляют единое целое, называемое в педагогике воспитанием в широком смысле слова, когда обучение преимущественно влияет на интеллектуальную, а воспитание - на мотивационную и действенно-эмоциональную сферы [2].

В этом состоит их функциональность, но в практике физического воспитания последних лет был очевиден функционализм, выражающийся в гиперболизации отдельных функций и сторон педагогического процесса и, главное, в разрозненном, невзаимосвязанном понимании обучения и воспитания, что вело к взаимному ослаблению различных сторон воспитательного процес-

150

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, Том 54

са, Поэтому, исходя из такого понимания физического воспитания в общей системе подготовке специалистов, представляется возможным определить его цель в образовательных учреждениях как содействие формированию интеллектуального, нравственного, культурного и физического потенциалов личности и профессионала через включение обучаемых в различные формы и виды физкультурно-с портив ной деятельности.

Данные новые подходы к процессу физического воспитания уже нашли свое отражение в практике. В частности, примерная учебная программа для образовательных учреждений ориентирует обучаемых и профессорско-преподавательский состав не только на теоретическое формирование научно-практических знаний и навыков, но и на овладение ими в ходе самой физкуль-турно-спортивной деятельности. Наряду с этим, введение очковой системы; системы оперативного, текущею и итогового контроля над состоянием и динамикой физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента (включая проведение итоговой аттестации); различных тестовых испытаний служит мощным фактором активизации обучаемых. Однако и сейчас актуальным остается вопрос о поиске и внедрении в практику физического воспитания новых видов и форм стимулирования обучаемых в ходе физкультурно-спортивной деятельности.

Что же касается форм физического воспитания в образовательных учреждениях, то, скорее всего на сегодняшний день приоритет должен быть отдан, наряду с традиционными (учебные занятия, спортивные тренировки и состязания), различным самодеятельным и внепрограммным формам физкультурно-спортивной деятельности (секции и группы по интересам, предоставление различных услуг, современные формы организации досуга с использованием средств физической культуры и спорта, различные программы по месту жительства, состязания тто нетрадиционным видам спорта и упражнениям, заочные состязания). Они призваны восполнить тот пробел, который образовался на месте прежде существовавших форм физкультурно-спортивной активности (комплекс ГТО, вводная гимнастика, физкультпауза, спортивный час и др.) и оказавшихся в настоящее время нерациональными и малоэффективными.

Внедрение данных форм должно позволить каждой личности прийти к выбору своего спосо-

ба физического самосовершенствования и выработать в себе в рамках этого способа индивидуальный стиль физкультурной деятельности. Критерием же эффективности предлагаемых форм должен стать уровень удовлетворения потребностей человека в процессе физического саморазвития и самосовершенствования. Этот критерий отражает потребностный подход к воспитанию и может обеспечить самореализацию личности во всем многообразии ее способностей.

В основу проектирования программы учебной деятельности, направленной на воспитание физической культуры личности студентов ССУЗ положены методологические основания и концептуальные положения:

- для обеспечения готовности студентов к профессиональной деятельности необходимо на каждом этапе обучения целенаправленно формировать потребности и мотивы, стимулирующие овладения знаниями, навыками и умениями, которые позволяют самостоятельно пользоваться технологиями физической культуры личности;

- обеспечивая процесс физического воспитания необходимо учитывать естественные возможности физического развития в оптимальных и максимальных границах каждого этапа обучения;

- развитие двигательных способностей должно осуществляться с учетом реальных возможностей обучения студентов в ССУЗ;

- среди множества средств, обеспечивающих достижение физического здоровья, необходимо использовать те виды физкультурно-спортивной деятельности, которые позволяют активно и быстро адаптироваться к окружающим условиям, овладеть жизненно-важными двигательными навыками и умениями здорового образа жизни, необходимыми для достижения как физической кондиции, так и профессиональной готовности.

Структурными компонентами учебной программы, направленной на воспитание физической культуры литаости студентов ССУЗ выступают:

1. Цель программы и задачи, взаимообусловленные с различными уровнями физической культуры личности студентов (развитие мотивов физического совершенствования; освоения валео-логических знаний, умений и навыков здорового образа жизни; поддержание и развитие физической кондиции, необходимой для воспитания физической культуры личности студентов.

2. Содержание программы учебной деятельности, направленной на воспитание физической

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 6

151

культуры личности студентов, включающую в себя содержание валеологического образования и самообразования; содержание учебно-трени-ровочных занятий по развитию и саморазвитию физической подготовленности; содержание пропагандистско-просветительской работы по воспитанию физической культуры личности студентов.

3. Деятельность педагога по развитию, стимулированию и саморазвитию физической культуры личности студентов.

4. Деятельность студентов по саморазвитию физической культуры.

5. Формы, методы и технологии организации педагогического взаимодействия с целью развития физической культуры личности студентов.

6. Педагогические средства (учебно-трениро-вочные упражнения, творческие задания, технические средства поддержания здоровья и развития спортивно-физической кондиции).

В основу перевода процесса развития физической культуры личности студентов ССУЗ в режим саморазвития была положена концепция «собственных сил человека» впервые сформулированная А. Адлером, который доказал, что в процессе развития у обучаемых возникает стремление ощутить свою силу, чтобы распорядиться ею в соответствии со своими намерениями, что приводит к возникновению потребности направить присущие ему от природы силы на развитие себя.

Процесс физического саморазвития возможен на любом этапе обучения и характеризуется «взрывом» самосознания и стремления самовыражения. Именно в период обучения формируется целостная система самоуправления личностью, представленная такими звеньями как самоанализ, целеполагание, планирование, программирование, самоконтроль, самокоррекция физического развития. Результатом этих процессов выступает наличие и реализация обучающими личных программ физического саморазвития, объективными показателями результативности которого являются личные достижения в сфере физической культуры [4].

Программа учебной деятельности, направленная на воспитание физической культуры личности студентов ССУЗ отражает фундаментальные закономерности процесса развития физической культуры личности и позволяет по-новому подойти к построению процесса физического воспитания. Если традиционный подход предлагает решение основных задач физического вос-

питания, то в рамках учебной деятельности, направленной на воспитание физической культуры личности студентов ССУЗ предлагается решение только тех задач, которые соответствуют этапам обучения и реальным возможностям обучаемых. Это позволяет преподавателям физической культуры варьировать объем знаний, навыков и умений, которыми необходимо овладеть обучаемым, целенаправленно решать образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи. Такой подход к физическому воспитанию предусматривает возможность удовлетворения потребности, стойкий интерес к физическому совершенствованию обучаемых и реализацию профессионально-педагогического потенциала преподавателя физической культуры.

Деятельностью, где требуется применение «физкультурных» знаний для решения практических, а точнее преобразовательных задач, является сама жизнедеятельность обучающегося, его образ жизни в период обучения. Возможность выполнить именно преобразовательную деятельность, т.е. переводить самого себя, как объект обучения, из состояния не умеющего выполнять какое-то действие в состояние умеющего, делает предмет «физическая культура» могучим средством физкультурного самообразования, воспитания общей культуры будущего специалиста.

Процесс воспитания социально-значимой личностной потребности саморазвития физической культуры студентов ССУЗ организуется через овладение ими системы знаний, научных представлений о самой сущности и законах развития физической активности и физической культуры студентов. Основными критериями эффективного воспитания физической культуры личности студентов являются: уровень, системность и динамичность знаний о сущности и правилах физической подготовки; методы организации физической активности; пути и средства физического совершенствования; правила использования средств физической культуры в повышении работоспособности; законы функционирования человеческого организма в процессе физической активности; формы отдыха и снятие утомления; двигательная деятельность.

Другой комплекс ценностей физической культуры личности формируется совокупностью ее личных физических достижений. Он определяется уровнем развития физических качеств человека, что внешне проявляется в физической рабо-

152

Вестник КГУ им Н А. Некрасова ♦ 2008, Том 14

тоспособлоети, умении управлять своими движениями, грамотно и рационально решать привычные и новые двигательные задачи и выполнять двигательные действия. Как показало исследование, уровень физической культуры личности определяется характером, структурой и направленностью мотивов физической активности человека,

Исходя из специфики преподавания физической культуры, выделены основные показатели, которые существенно влияют на эффективность образовательного процесса:

- уровень валеологических знаний и умений;

- степень сформированности двигательных умений и навыков;

- уровень теоретических знаний, умений и навыков самостоятельного и группового использования физической культуры;

-уровень физического развития;

- уровень физической подготовленности;

- уровень физической работоспособности.

Воспитание физической культуры личности

студентов ССУЗ в процессе преподавания учебного предмета «физическая культура» - является объективной необходимостью, вызванной потребностями жизни и деятельности молодого человека в современном обществе. Эта потребность нашла свое яркое отражение, во-первых, в качественно новом уровне требований к общей ра-

ботоспособности специалиста-профессионала на современном этапе, базирующейся на крепком здоровье и нормальном физическом развитии

и, во-вторых, в поставленной в Государственном образовательном стандарте цели - готовить специалистов сориентированных не на овладение «определенной совокупностью знаний», а на развитие личности обучаемого и усвоение, конкретных сфер профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Анисимов В.В. Общие основы педагогики: учеб. для вузов / В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д, Никандров. -М., 2006.

2. Воспитательная деятельность педагога / Под. ред. В А. Сластенина, ИЛ. Колесниковой. -М., 2005.

3. Ильин Е.П, Психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры. - СПб., 2000.

4. Петленко В. П., Давыденко Д. И. Этюды ва-леологии: здоровье как ценность. - СПб., 1998.

5. Талызина Н.Ф, Творческие проблемы разработки модели специалиста// Современная высшая школа. -1986.—№ 2.

6. Физическая культура студента: Учебник / под, ред. В.И. Ильинича. - М., 2000.

7. Холодов Ж.К., Кузнецов ВС. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М., 2001.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювснология. Социокинетика ♦ № 6

153

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.