ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
1 2 © Валиуллина З.Р. , Ханова Р.В.
1,2 Доцент, кафедра этики, культурологии и связей с общественностью, Башкирский государственный университет
Аннотация
В статье анализируется проблема формирования экологической культуры, включающей осознание и использование в деятельности человека и общества ценностей, объединяющих в единое целое природу, культуру и общество в их взаимосвязи и взаимозависимости и являющейся важнейшей задачей воспитания современного человека.
Ключевые слова: экологическая культура, ценность, общество, природа, воспитание, духовность, личность.
Keywords: ecological culture, value, society, nature, education, spirituality, personality.
Воспитание (самовоспитание) экологической культуры личности является сложным и динамичным процессом развития духовного отношения человека к природе. Современный человек не в состоянии контролировать результаты техногенной революции. Стремительно нарастающие темпы научно-технического прогресса ставят под угрозу само существование человечества. Сегодня проблема формирования экологической культуры остается серьезной социальной проблемой, но по своим масштабам является экологической [1,170].
Технизация жизни является неотъемлемой стороной современной культуры, средством и результатом ее развития. Блага, доставляемые людям техническим прогрессом, неисчислимы. Но за проникновением техники во все области бытия следуют непредсказуемые результаты, разрушающие природные связи и угрожающие человеку. Поэтому во второй половине ХХ века проблема воспитания экологической культуры и стала одной из значительных. Экологическая культура рассматривается как синтез знаний, убеждений и практических экологических действий. Экологическая культура (как и культура вообще) в первую очередь включает в себя определенный уровень образования, т.е. приобретенные знания, представления, осознание экологических проблем, причин их возникновения и осмысление путей их разрешения.
Применительно к отношению человека к природе в истории культуры существуют две концепции. Первая исходит из идеи противопоставления человека природе. Вторая же концепция возникает из идеи романтизации природы, поклонения ее силам.
На протяжении веков природа рассматривалась и продолжает рассматриваться как нечто такое, что существует независимо от знания, выступает как нечто внешнее по отношению к человеку.
Изменение этой ситуации произойдет лишь в том случае, если человек научится видеть в окружающей природе ценность культуры. Культура выступает сегодня как компонент биосферного процесса. Люди предназначены выполнять определенную биосферную функцию.
Формирование экологической культуры как результата единства просвещения и воспитания, выражающегося прежде всего в гармоничном отношении человека к окружающей природе, к среде своего обитания, к своему социальному окружению и к себе самому как части природы. Становление в индивиде экологической культуры означает овладение им динамичной, открытой системой ценностных установок, направленных на сохранение, восстановление и развитие существующего социоприродного богатства. Экологическая культура личности как уровень овладения конкретными знаниями в области взаимоотношений человека с природой, о самой природе, как система ценностных ориентиров и нормативных принципов, регулирующих
© Валиуллина З.Р., Ханова Р.В., 2016 г.
поведение индивида в природе, в своих основах опирается на императивы социальной экологии, регламентирующие характер и направленность человеческой деятельности в окружающем мире. Представления-знания о мире как целостном едином образовании - живом, саморазвертывающемся универсуме - составляют методологический базис социоэкологии, нацеливают на признание нерасторжимого единства мира природы и мира человека (общества).
Экологическая культура, являясь частью общей культуры, выступает прежде всего как процесс, связанный с освоением, наращиванием знаний, технологий и опыта общения с природой и передачей их от поколения к поколению при помощи экологической традиции. В то же время экологическая культура - это и результат воспитания, выражающийся в достижении гармонии в отношениях с окружающей средой и включающий в себя бережное, ответственное отношение к окружающему миру, любовь к природе и ряд других понятий, которые выдвигаются как самостоятельные цели экологического воспитания и передаются при помощи механизмов экологической традиции.
Уровень развития экологической культуры в индивиде выступает, на наш взгляд, критерием его экологической образованности.
Экологическая культура предстает как "способ согласованного социоприродного развития общества, при котором обеспечивается сохранение и, по-видимому, улучшение окружающей природной среды" [2,76]. Нарушения равновесия природы могут повлечь за собой неконтролируемые изменения характеристик биосферы и могут сделать дальнейшее существование человека на Земле невозможным[3;4]. Современный человек должен развивать гармоничные отношения с природой, понимать процессы ее развития и разумно их использовать, способствуя обогащению, очеловечиванию природы. Ведь природа сохраняет для человека свое научно-познавательное, оздоровительное и воспитательное значение. Образование и воспитание в контексте культуры должно стать непрерывным процессом самопознания себя как природного существа, способного понимать природу, охранять ее богатства. Любовь к природе, общение с ней возвышает человека эстетически и нравственно, облагораживает его душу.
В становлении экологической культуры ключевая роль принадлежит социальным институтам: государству, семье, системе экологического образования, просвещения, религиозно-нравственного воспитания, средствам массовой информации. Экологическая культура должна формироваться на протяжении всей жизни человека и, прежде всего, в системе образования: в школе, средних специальных и высших учебных заведениях, центрах профессионального обучения и повышения квалификации.
Цель экологического воспитания на уроках - сформировать ответственное отношение к окружающей среде, личность, готовую к практической деятельности, к пропаганде экологических идей, к защите и улучшению окружающей среды. Культура отношения к природе, любовь и уважение к ней должны воспитываться с детских лет. Бережному отношению к природе нужно учить - учить систематически и целенаправленно, используя не только современные приемы и методы воспитательного процесса, но и привлекая богатейший педагогический опыт прошлого, наглядные уроки нравственного и гуманного отношения к природе и ко всему живому, которые на протяжении веков вырабатывались в общественном сознании и транслировались от поколения к поколению.
Человечество должно усвоить, что варварское, хищническое отношение к природе есть неуважительное и варварское отношение человека к самому себе и другим людям. Эта аксиома должен пронизыввать научно-теоретический и обыденно-практический уровни сознания людей, составлять ведущее кредо их духовности. Сегодня назрела необходимость в обязательном порядке включать изучение знаний по сохранению и охране природы в школьные программы, в курсы высшего и гражданского образования, прививать чувство глобальной ответственности за естественное развитие и сохранность окружающей природы, растительного и животного мира, за возможность жить в естественной природной среде будущим поколениям человечества.
Н.С. Дежникова отмечает, что «контрапунктом воспитания экологической культуры является формирование такого представления о месте и роли человека во взаимоотношениях с окружающей средой, при котором ни человек не противопоставляется природе, ни природа человеку, а их существование воспринимается в единстве и неразрывной связи друг с другом». Экологическое воспитание есть процесс целенаправленного воздействия на личность, в ходе которого формируется знание научных основ природопользования, вырабатываются определенная экологическая культура, необходимые убеждения и навыки поведения в природной среде, ответственное и бережное отношение к ней.
Таким образом, экологическая культура играет существенную роль в формировании духовности. Воспитание экологической культуры - задача учреждений образования и культуры. Воспитание экологической культуры предполагает силу нравственного примера Учителя. Воспитание экологической культуры как ипостаси духовности предполагает ориентацию на знание, включающее в себя формирование нравственной позиции, представляющей собой единство мысли, слова и действия, позиции, основывающейся на осознании глобального характера развертывающегося экологического кризиса и на осознании того, что гармонизация отношений природы и общества является высшей нравственной ценностью человечества.
Литература
1. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 215 с.
2. Мамедов Н.М. Основания экологического образования // Философия экологического образования. Коллектив авторов. Под общ. ред. Лисеева И.К. - М.: Прогресс - Традиция, 2001.-С. 72-89.
3. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. - М.: Молодая гвардия, 1990.-351с.
4. Моисеев Н.Н. Человек, среда, общество. - М.: Мысль, 1982.- 240с.