Научная статья на тему 'Философский подход к экологическому воспитанию и образованию'

Философский подход к экологическому воспитанию и образованию Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

802
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / SPIRITUALITY / UP-BRINGING / ECOLOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Жернакова Л. Г.

В статье рассматривается экологическая проблема как духовно-нравственная, мировоззренческая. Ее решение зависит от изменения внутреннего мира человека, его духовности. Этическое, эстетическое, аксиологическое экологическое воспитание и образование, их синтез, дополнение друг другом могут выступить приоритетным направлением формирования экологической культуры личности, общества, что поможет снизить угрозу экологической опасности, а также тенденции духовной деградации самого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHICAL APPROACH TO THE PROBLEM OF ECOLOGICAL UP-BRINGING AND EDUCATION

The article considers the ecological problem as a spiritual and moral one, the problem of outlook. The solution depends on the changes in the inner world of a man, his spirituality. Ethical, aesthetic, axiological ecological up-bringing and education, their synthesis and combination can become a priority trend in forming ecological culture of the person and society; that can help to reduce the threat of ecological danger as well as the tendency of a spiritual degradation of a person themselves

Текст научной работы на тему «Философский подход к экологическому воспитанию и образованию»

УДК 1:574+37

ФИЛОСОФСКИИ ПОДХОД К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

И ОБРАЗОВАНИЮ

Л. Г. Жернакова

Пермский государственный технический университет

Аннотация: В статье рассматривается экологическая проблема как духовно-нравственная, мировоззренческая. Ее решение зависит от изменения внутреннего мира человека, его духовности. Этическое, эстетическое, аксиологическое экологическое воспитание и образование, их синтез, дополнение друг другом могут выступить приоритетным направлением формирования экологической культуры личности, общества, что поможет снизить угрозу экологической опасности, а также тенденции духовной деградации самого человека.

Ключевые слова: духовность, воспитание, экологическая культура.

Abstract: The article considers the ecological problem as a spiritual and moral one, the problem of outlook. The solution depends on the changes in the inner world of a man, his spirituality. Ethical, aesthetic, axiological ecological up-bringing and education, their synthesis and combination can become a priority trend in forming ecological culture of the person and society; that can help to reduce the threat of ecological danger as well as the tendency of a spiritual degradation of a person themselves.

Key words: spirituality, up-bringing, ecological culture.

Отсутствие экологического сознания и господство антропоцентризма являются первопричинами экологических противоречий между обществом и природой. Экологическая проблема — общая атмосфера опасности. По теории И.Р. Пригожина, система «человек-культура-природа» находится в неравновесном состоянии, выход из которого может протекать в сторону катастрофы или гармонии взаимоотношений человека с природой. Снять экологическую проблему человек не в силах, но есть возможность свести к минимуму те неблагоприятные флуктуации, которые подталкивают неустойчивую систему к нежелательным для человека вариантам перехода. Будущее развитие противоречивой тенденции в принципе неизвестно, но с точки зрения синергетики можно существенно снизить неопределенность грядущего, «когда из различных альтернатив и поисковых прогнозов можно вычленить спектр наиболее желаемых и одновременно наиболее реальных тенденций, которые поддаются воздействию и даже разумному управлению» [1]. Экологическая проблема не столько технологическая или экономическая, сколько духовно-нравственная, и ее решение зависит, прежде всего, от изменения внутреннего мира самого человека. Поэтому воспитание и образование могут выступить в качестве приоритетного направления формирования экологической культуры личности, которая может снизить угрозу миро-

© Жернакова Л. Г., 2008

вой катастрофы и гарантировать выживание человечества. Еще китайский философ Гуань-Цзы писал в XIV в., что если человек рассчитывает на год, он должен посадить рис, если рассчитывает на десять лет — дерево, а если на сто лет, он должен просвещать людей. Б. Паскаль говорил, что зерно, брошенное в тучную землю, плодоносит; мысль, посеянная в восприимчивый ум, также плодоносит. Экологическое образование и воспитание имеет огромный потенциал в формировании экологического сознания человека, закладывает основы культуры нового времени.

Однако современная система образования, опирающаяся на философию Протагора, Бэкона, педагогику Коменского, сформировала у людей стойкое представление, что «знание—сила», а человек «есть мера всех вещей» и является самоцелью развития. Приоритет образования перед воспитанием увеличил разрыв между уровнем знаний обучаемых в области окружающей среды и сознательным, бережным отношением к ней, что проявляется в уничтожении людьми условий существования, необходимых для обитания всех жителей Земли. Эгоизм человечества по отношению к природе, культ потребительских ценностей, монополия разума над чувствами — вот причины, которые привели к падению духовных, нравственных норм и идеалов, формированию нездорового мировоззрения в целом. Следствием этого является черствость души, безразличное, потребительское, безответственное, безнравственное отношение к

природе, использование ее как окружающей среды. Экономические парадигмы «не определяют границ добра и зла, не предполагают никаких обязательств, не вносят изменений в существующую философию ценностей» [2], не формируют аксиологическое мышление, осознание ответственности за будущее поколений, за сохранение жизни на Земле. «Для технократического мышления не существует категорий нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства» [3].

Чтобы перевести вектор утилитарного отношения людей к природе в непрагматическую плоскость, необходимо воспитать гуманное, бережное, ответственное отношение к ней, предусматривающее отказ от агрессивного использования природных ресурсов. Для этого необходимо изменить философию и методологию педагогического процесса, основанного на принципиально новом, целостном, синергетическом представлении о мире и месте в нем человека; освоить новые ценностнонормативные отношения, позволяющие преодолеть отчуждение человека от природы; осознать экологические и нравственные императивы человеческой деятельности. Поэтому в решении проблемы взаимоотношения человека и природы на современном этапе особую значимость приобретают экологические знания, особенно в единой связке с нравственными, эстетическими, ценностными установками, этическими нормами. Знание сущности экологических проблем, осознание необходимости их решения, понимания определенной роли упреждающей деятельности являются стимулами для выработки принципов неразрушающего поведения в природной среде с точки зрения экологической безопасности. Но опора только на экологические знания приводит к стандартной надежде на быстрое технологическое решение, то есть устранение следствия, а не причины, т. к. знания сущности экологических проблем сами по себе не являются гарантией адекватного, экологически целесообразного поведения человека в природе, бережного отношения к ней. Еще древние философы заметили, что знание норм и заповедей не удерживает человека от дурных поступков, а Юм доказал, что правила морали не являются умозаключением разума. Главная причина, по всей видимости, заключается не в знании, а в том образе жизни, который опирается на определенную иерархию ценностей.

В настоящее время доминируют в обществе такие ценности, как материальный достаток, комфортная, уютная жизнь, власть, богатство, удо -

вольствия и др., направленные на удовлетворение сиюминутной выгоды. Они определили бэконов-ский идеал господства человека над природой, ориентированный на ее силовое преобразование, вызвали «потребительский энтузиазм, который невозможно удовлетворить» (Д. Белл). Эту ориентацию можно выразить словами Н.А. Некрасова: «Идет громадная, к соблазнам жадная толпа...». Экологические же ценности, такие как растительный и животный мир, чистый воздух, вода, природа, в обществе не востребованы. Принципы рыночной экономики к ним равнодушны.

А. Смит еще в XVII в. спрашивал, почему вода, которая настолько необходима, что без нее невозможна жизнь, имеет такую низкую цену, в то время как у алмазов, которые совершенно не нужны, такая высокая стоимость? Этот вопрос остается неразрешенным и сегодня.

Скорректировать ценностные ориентации человека по отношению к природе, задать установку

Э. Фромма «Не иметь, а быть!» возможно при синтезе экологических знаний и воспитании чувства прекрасного, доброго, заботливого, любовного отношения к природе. Необходимо возродить чувство «сопричастности» человека к миру природы, восстановить духовную связь его с окружающей средой. Система ценностей экологической культуры должна включать в себя экологические принципы: «благоговение перед жизнью» (Швейцера), «этики земли» (Леопольда), «природа знает лучше», «ничто не дается даром» (Коммонера), «сотворчество человека с природой» (Согава), путь ненасилия» (М. Ганди), «любовь к жизни, трепет перед ней» (Фромма), идею «коэволюции человечества и природы» (Моисеева). Жизненные ценности — доброта, красота, альтруизм, честность и т. д.; нравственные идеалы, нормы, стимулы, мотивы экологического поведения не могут появиться просто так, не являются врожденной или приобретенной из эмпирического опыта формой познания. Они формируются у человека в процессе воспитания и относятся к духовному феномену, способствуют переводу знаний в личные убеждения. Знания формируются в процессе образования, чувства—в процессе воспитания. Именно чувства «знают», что хорошо, и что плохо, выражают определенное отношение человека к миру, являются ориентирами, указывая цели деятельности и жизненные стратегии. Ценности же способствуют усилению мотивации поступков и ограничению действий человека, представляя собой мостик от знания к действию, выражают осознанное жизнен-

но, экзистенциально прочувствованное бытие. Они как бы стягивают все духовное многообразие к разуму, чувствам, воле человека, формируют лич-ностно окрашенное отношение к миру, возникающее не только на основе знания и информации, но и собственного жизненного опыта, характеризуют измерение общественного сознания, являясь своеобразными индикаторами культуры общества. Именно ценности определяют стратегию выживания людей, тогда как рациональное знание определяет его тактику. В этой связи возникает необходимость целенаправленного воспитательного воздействия на структуры массового сознания в сторону приоритета экологических ценностей, формирование экологической этики, т. е. тех правил, норм поведения человека, которые требовали бы относиться к природе, к жизни на земле, как к священной ценности. Как отмечал К. Маркс, — «... культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно. оставляет после себя пустыню» [4]. Поэтому главной задачей экологического воспитания и образования должна быть стратегия, направленная не на изменение природы человеком (как у Бэкона), а на изменение, прежде всего, самого человека, на совершенствование духовных начал его внутреннего мира. Необходимо задать установку, что природа — не кладовая ресурсов, а неповторимый мир, храм, который царит на Земле, и именно он и представляет основу жизни, а жизнь есть главная ценность, которую человечество обязано сохранить. Еще в Библии было сказано о предназначении человека по отношению к природе: «И взял Господь человека и поместил его в Саду Эдемском, чтобы возделывать и хранить!» Не радикально перестраивать, не «преобразовывать», не покорять, а возделывать и хранить. Природа и храм, и мастерская, где человек — работник должен быть достоин Творца. Ценностные ориентации, экологическая направленность их, установка на то, что главная ценность — это ценность жизни, могут изменить вектор деятельного поведения человека в природе, снизить угрозу уничтожения человеком биосферы.

Потребность человека в духовной пище, которую не может заменить «хлеб насущный», отмечали многие мыслители древности. Более того, именно дух и душа издавна считались сгустком человечности, тем, что выделяет человека из остального мира живых существ, придаёт ему особую значимость, определяет его особое, уникальное место в природе. Конечной целью хорошего воспитания, считали древние философы, должно быть

нравственное достоинство, добродетель. Сократ ориентировал систему воспитания и образования на всестороннее развитие личности, старался поднять общий уровень духовности людей, «свести» философию, по выражению Цицерона, с небес на землю, а «землю» поднять до небес. Платон подчеркивал, что одно знание чувственно воспринимаемых вещей еще не есть знание, оно не ведет к благу, и отдавал предпочтение воспитанию ума, воли и чувств. Аристотель говорил о воспитании умеренности, справедливости и моральной чистоты. Ж. Ж. Руссо рассматривал процесс воспитания как процесс целенаправленного формирования общечеловеческих ценностей. Г. Гегель считал, что преобразование души составляет воспитание. И. Кант утверждал, что «. мудрость больше состоит в образе действий, чем в знании» [5]. Тайна усовершенствования человеческой природы, по Канту, кроется именно в воспитании. К. Гельвеций видел задачу воспитателя в том, чтобы раскрыть сердца граждан для гуманности, а их ум для истины и сделать из граждан здравомыслящих и чувствующих людей. К. Д.Ушинский писал, что «влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще» [6].

Важное место в системе экологического образования должно отводиться и эстетическому воспитанию, которое должно привести, как говорил Сухомлинский, к восприимчивости красоты природы, как тончайшему влиянию на душу растущего человека. Целостное понимание мира возможно лишь при условии, что человек схватывает изучаемое явление всеми сторонами своего внутреннего мира, т. е. не только мыслью, но и чувством, интуицией, любовью к природе. Именно великая сила неэгоистической любви, также как и сила красоты и доброты человеческих отношений может спасти природу, общество, человека.

Представление о прекрасном в мире и человеке сформировалось на ранних этапах развития человеческого общества и его сознания. Например, Платон считал, что приобщение к прекрасному неотделимо от высшего блага. И. Кант, размышляя о природе, находил родство красоты природы с моралью. По его мнению, прекрасное — это символ морального добра. Рассматривать природные объекты как экономическую целесообразность, по взглядам Канта, аморально, т. к. по-настоящему красиво только то, что не имеет пользы. Гегель писал, что чувственные образы обладают способностью открыть и затронуть все глубины внутрен-

него мира и вызвать их отклик в душе. Уважительное отношение к земле, к природе и живым существам является важнейшим условием становления доброй, истинно нравственной личности, которая формируется, по словам Гете, через любовное отношение к природе, «через чувство глубокой сопричастности с ней». О. Леопольд писал: «перестаньте считать бережное обращение с землей чисто экономической проблемой. Рассматривая каждый вопрос, ищите не только то, что экономически выгодно, но и то, что хорошо этически и эстетически» [2]. К. Д. Ушинский утверждал, что прекрасный ландшафт имеет такое воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно сравниться влиянию педагога.

В процессе эстетического воспитания человек переживает глубокое духовное наслаждение от созерцания гармонии, уникальности и совершенства природы, которое идет из сердца, из глубин души человека. Чувственность к миру природы определяется не разумом, а благодаря духовному миру, внутреннему миру человека. Эстетическое воспитание имеет неисчерпаемую силу воздействия. Сила любви может сыграть значительную роль в изменении стиля мышления в сторону нелинейности. «Только любовь к каждой травинке, каждому деревцу, каждому озерцу, к братьям нашим меньшим, обеспечит человеку возможность уберечь природу в целом, делать это без личного интереса, по внутреннему этическому убеждению, интуитивно, не задумываясь, естественно — как дышать» [7]. Природу может спасти от гибели наша любовь. «Природа будет ограждена от опасности только в том случае, если человек хоть немного полюбит ее просто потому, что она прекрасна и потому, что он не может жить без красоты, ибо это — неотъемлемая часть человеческой души» [8]. «Любовь не идет от сознания, она одно из проявлений человеческой свободы» [9]. Эмоционально нагруженное рациональное восприятие формирует идеалы, мотивы поведения, жизненные и профессиональные установки, независимые от утилитарного интереса.

Эстетическое, этическое, аксиологическое воспитание поможет воспринимать природу не только как «окружающую среду», а в большей степени как «мир природы», услышать его звуки, почувствовать запахи, увидеть краски и наслаждаться этим. Красота, любовь, доброта—это высшие человеческие ценности, которые не выводятся из логики, они находятся внутри человека, в его душе, направляя его действия только по благому пути, вызывая

чувство ответственности и долга за последствия своей деятельности. «Именно гуманное, этическое отношение к природе (а вовсе не формальное знание экологических законов!) является основным регулятором экологического поведения людей, т.е. их действий, поступков, связанных с природопользованием и охраной природы» [10]. Культура должна опираться на одухотворенность природы. Толь -ко при этих условиях будет достигнуто глубокое понимание того, как писал Ф. Тютчев, что «природа не бездушный лик, в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык».

Сегодня жизнь требует от системы воспитания и образования необходимость перехода от приоритета образования к воспитанию нравственному, духовному. Программа жизни человека определена синтезом знаний и ценностей, разума и чувств, ко -торые «полярны», противоположны по своей сути, но взаимодополняемы. Любое знание есть единство двух противоположных моментов, сторон — чувственного и рационального. Разум и чувства не совпадают. Эмоции, чувства, переживания, воля, интуиция, мотивы действия и поведения — иррациональны. Они в критической ситуации могут захлестнуть разум, обнаружить дефицит здравого смысла. «Чувство быстрее ведет к альтруизму, чем рассудок. Рассудку трудно бывает побороть соображения собственной выгоды, а для чувства любви, жалости, сострадания достаточно бывает мгновения» [11]. Как говорил еще Б. Паскаль: «Сердце держится своего порядка, а разум своего: он руководствуется причинами и доказательствами, а сердце руководствуется иным. Никто не доказывает, что мы обязаны любить, излагая по порядку причины любви. Этот порядок состоит главным образом в отступлениях на каждом шагу от порядка — чтобы постоянно иметь в виду цель» [12]. Образование позволяет предвидеть последствия деятельности человека в природе; воспитание же, вооружая человека системой ценностей, играет ключевую роль в формировании духовности человека, его системы ценностей, приоритетов, идеалов, которые способствуют становлению духовно зрелой, нравственно свободной личности, способной нести груз ответственности за свое поведение и судьбу земной цивилизации. Фундамент экологических знаний и акцентирование воспитания на экологических ценностях, этическом, эстетическом восприятии окружающего мира могут быть наиболее эффективной формой формирования экологической культуры личности. «Многообразие моральных норм и традиций определяет расширенный

порядок цивилизации. Именно моральные нормы и традиции, а не интеллект, труд и расчетливый разум позволили людям подняться над уровнем дикарей» [13].

Система воспитания и образования должна воссоздаваться как единая взаимосвязанная, взаимозависимая, взаимодополняемая система. Об опасности размежевания процессов образования и воспитания еще в начале ХХ века говорил И. Ильин, который подчеркивал, что образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, т. к. дает в его распоряжение жизненно-выгодные возможности, технические умения, которыми он — «бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный», начинает злоупотреблять. Покоряя природу, хищнически уничтожая ее, человек, в первую очередь, разрушает себя, лишаясь чувства красоты, любви, сострадания, которые являются главными составляющими нашей духовности. Следовательно, все проблемы кроются в самом человеке, в его внутреннем мире. Человек стал сам для себя ахиллесовой пятой, он — точка отсчета, в нем все начала и концы, говорил А.Печчеи. Следовательно, чтобы успешно решать вечную проблему взаимодействия человека с природой, необходимо, прежде всего, изучать самого человека. Диалог природы и человека вечен. Он является императивом выживания человечества. Мы никогда не сможем установить между ними идеальной гармонии. Но, если мы не будем стремиться к этому, то у нас нет будущего.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Урсул А.Д. Модель опережающего образования: ноосферно-экологический ракурс [Текст] / А. Д. Урсул // Философия экологического образования. — М. : Прогресс-Традиция, 2001. — С. 54.

2. Леопольд О. Календарь песчаного графства [Текст] / О. Леопольд. — М. : Мир, 1983. — С. 216—248.

3. Зинченко В.П. Проблемы психологии развития [Текст] / В.П. Зинченко // Вопросы психологии, 1991. — № 4. — С. 126.

4. Маркс К. [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. — М. : Мысль, 1965. — Т. 23. — С.188.

5. Кант И. Основы метафизики нравов [Текст] / И.Кант. // Соч. в 6 т. — М. : Мысль, 1965. — Т. 4. —

Ч. 1. — С. 241.

6. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания [Текст] / К. Д. Ушинский // Избр. труды. В 4-х книгах. Книга 4. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. — М. : Дрофа, 2005. — С. 557.

7. Налимов В.В. Разбрасываю мысли. В пути на перепутье [Текст] / В.В. Налимов // Экология и жизнь, 2005. — № 8. — С. 7.

8. Дорст Ж. До того, как умрет природа. [Текст] / Ж. Дорст. — М. : Прогресс, 1988. — С. 405.

9. Кришнамурти Дж. Комментарии к жизни [Текст] / Дж. Кришнамури // Книга 3, Ростов н/Д : Феникс, 2006 — С. 542.

10. Ясвин В.А. Проблемы системной профессиональной подготовки специалистов для эколого-просветитель-ской деятельности. / [Текст] В. А. Ясвин // Развитие региональных систем экологического образования в России. Материалы Всероссийской конференции, Пермь 28—30 сентября 2004 / отв. ред. В.В. Мисенжников; Перм. гос. пед. ун-т. — Пермь, 2004.- С.53—57.

11. Вундт В. Введение в философию [Текст] /

B. Вундт. — М. : Добросвет, 2006. — С.299.

12. Паскаль, Б. Мысли. [Текст] / Б. Паскаль. — М. : АСТ, 2004. — С. 108.

13. Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма [Текст] / Ф.А. Хайек // М.: Новости, 1992. —

C. 31—34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.