Научная статья на тему 'Экологическое образование в современном обществе: духовное измерение'

Экологическое образование в современном обществе: духовное измерение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
489
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологическое образование в современном обществе: духовное измерение»

УДК 1:316

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: ДУХОВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

© З. Р. Валиуллина

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел./факс: +7 (34 7) 273 6 7 78.

E-mail: unesco73@mail.ru

Статья посвящена рассмотрению проблем экологического просвещения и воспитания как важнейших направлений системы образования, заключающих огромный духовно-формирующий и педагогический потенциал, который может быть использован в решении актуальных культурно-экологических задач современного общества.

Ключевые слова: экологическое образование, природа, экологическая культура, общество, духовность, нравственность.

Вступив в третье тысячелетие, человечество все отчетливее осознает необходимость сохранения всего многообразия животного и растительного мира, восстановления природных ландшафтов, защиты природы от негативных антропогенных и техногенных воздействий. Сегодня человеческий фактор реально влияет на развертывание многих природных процессов на планете. Современный человек «научился» не отдавать себе отчета о возможных последствиях своего влияния на естественное окружение.

Проблема экологического образования (просвещения и воспитания) в современном обществе приобретает особую актуальность. Экологический аспект должен органически входить в процесс образования всех возрастных категорий, что соответствует концепции «непрерывного образования», которая активно обсуждается в современной педагогике. Современное экологическое образование необходимо для формирования подлинно человеческого отношения к природе, определения допустимой меры преобразования природы, усвоения специфических социоприродных закономерностей и нормативов поведения, обеспечивающих дальнейшее гарантированное существование и развитие человека.

Экологическое образование, как известно, основывается на фундаментальной идее - идее живого природного окружения. Забота о природе - это не только долг, не просто обязанность современного человека, но и источник его духовной состоятельности. Нет сомнения в том, что без сознательного, творческого и дружелюбного отношения к родной земле не может быть и гуманизма, истинной человечности, а значит, не может быть полноценного и продуктивного общения человека с миром природы.

Экологическое образование - это не только целенаправленный процесс приобщения индивида к систематизированным знаниям об окружающей среде с целью формирования умений и навыков, природосообразного поведения, представляющего собой единство мысли, слова и действия, основанных на осознании всепланетарного характера надвигающегося экологического кризиса, но и гармонизация отношений человека, общества и природы,

представляющей не только среду обитания, но в определенной мере эстетическую и нравственную ценность. Как подчеркивают исследователи, «экологическое образование глубоко этично и эстетично, ибо общение с природой определяет и формы поведения людей, которые от этого становятся гармоничными; экологическое образование устремлено в будущее, но не жертвует сегодняшним, чем отличается от попыток пожертвовать чем-то сегодня, украсть у завтрашних поколений, прикрываясь при этом благом в будущем, ведь именно природа объединяет прошлое, настоящее и будущее в единую неразрывную цепь, хотя, увы, настоящее таит угрозу ее прервать» [1, с. 742].

Основной целью экологического образования является формирование экологической ответственности как меры свободы человека в условиях экологической необходимости. Вместе с тем процесс экологического образования должен быть многоуровневым и широким общественно-культурным процессом, в котором огромное место должно занимать не просто усвоение экологических знаний, но и становление должного (ответственного, уважительного, бережного) отношения к природе.

Основными задачами системы современного экологического образования являются, прежде всего, формирование в человеке и обществе экологической культуры, обеспечение преемственности и творческого развития существующих в обществе эколого-культурных ценностей и образцов (науки, нравственности, права, хозяйства и т. д.), приобщение подрастающего поколения к традиционному экологическому опыту народов России. Сохранение, в частности, ценностей народных экологических традиций как основы учебно-воспитательного процесса на всех этапах, начиная с семьи и заканчивая обучением в высших учебных заведениях, «есть необходимое условие формирования духовной личности, для которой понятия «Родина», «родная земля», «патриотизм», «народ» станут главными в организации личного и общественного бытия» [2, с. 87].

«Технология» просвещения и воспитания на экологических традициях «выкристаллизовывалась» на протяжении веков многими поколениями

1500

раздел ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ

людей. В духовном экологическом опыте прошлых поколений, который становится сегодня достоянием современных национальных культур, есть зерна такой мудрости, которые и в наше сложное время прорастут и дадут добрые всходы. Жизнеспособность народных экологических традиций объясняется заложенными в них гуманистическими идеями, оптимистическим взглядом, возвеличиванием природы как ценностного начала. Жизнь современных поколений станет намного богаче духовно, если они творчески наследуют экологический опыт ушедших поколений.

До недавнего времени в понимании экологических проблем преобладали научные и технологические подходы. Сегодня становится ясно, что экологические проблемы тесно связаны и с областью общественных и гуманитарных наук, а экологические проблемы - это прежде всего политические и социальные проблемы. Поэтому в основе всех принимаемых экологических решений должны быть общественные и государственные мероприятия. Крепнет осознание того, что в современных условиях, когда возросли технические возможности воздействия на природу, нельзя рассматривать решения и акции отдельных народов как изолированные и суверенные. Как подчеркивают исследователи, экологическое образование «должно стать составной частью стратегии и тактики жизнедеятельности человечества на планете» [3, с. 145]. Нет сомнения в том, что основанием экологического образования является прежде всего признанное мировым сообществом право человека на здоровый образ жизни, на благоприятную среду обитания. Сегодня, действительно, проблемы экологии, сохранения самой жизни на земле, обеспечения гармоничного со-бытия мира природы и мира человека становятся актуальными не только на уровне отдельных государств, но в целом и на глобальном уровне. В то же время каждое государство, народ, культура должны максимально задействовать все потенциальные механизмы экологического образования в современном обществе, чтобы предотвратить возможный экологический «Апокалипсис». В частности, в последние годы в Республике Башкортостан уделяется серьезное внимание экологическому образованию населения. 2004 год Указом Президента Республики Башкортостан был объявлен Годом окружающей среды. Все более активными и компетентными в конкретных природоохранных вопросах становятся общественные организации, производственные, научно-исследовательские и вузовские коллективы, школы, где активно изучаются и используются на практике уроки традиционного экологического опыта народов, населяющих многонациональную башкирскую землю. Главным источником жизнеобеспечения башкорто-станцев остается и останется в будущем земля с ее естественным плодородием. Поэтому и в современную эпоху индустриализации, автоматизации и

информатизации усвоение ценностей народных экологических традиций, сконцентрировавших в себе многовековую народную мудрость, знание природных закономерностей, умение адаптироваться к среде обитания и в то же время приспосабливать ее к своим нуждам, способность поддерживать гармонию между человеком и природой, заключают в себе огромный духовный потенциал. За десятилетия реформ в республике сделаны реальные шаги, позволяющие говорить о создании экологического законодательства, регулирующего вопросы воспроизводства природных богатств, упорядочения взаимоотношений человека и природы. Основы экологической политики закреплены в ряде указов Президента РБ, разработаны экологические концепции, осуществлены конкретные целевые программы, имеющие огромное значение для сохранения и защиты уникальных природных комплексов и объектов, для повышения качества экологического образования.

Правильно разработанная система современного экологического образования призвана способствовать возвращению отчужденного человека в природу. При организации экологического образования необходимо с самого начала предусмотреть то, чтобы было специально отведено время и на поведенческие упражнения в соответствующем отношении к природе. Непосредственный контакт с природой - залог успеха в этом процессе. В рамках экологического образования нужно предусмотреть часы, например, для работы по сохранению животного и растительного мира своего края как в населенных пунктах, так и за их пределами. Уход за лесопарками, работа по озеленению родного города, деревни или улицы, посадка деревьев, мероприятия по уходу и очистке водных источников, по облагораживанию местности, игры и праздники на лоне природы, экскурсии и коллективные посещения природных памятников своего края - вот неполный перечень конкретных мероприятий, способствующих формированию экологической культуры. В частности, Б. М. Миркин и Л. Г. Наумова подчеркивают, что для успеха экологических мероприятий очень важно насытить их содержание местным материалом о состоянии среды в регионе [4, с. 15].

В современной ситуации экологического неблагополучия каждый предмет, каждая учебная дисциплина в определенной мере должны «проявлять заботу» о сохранении природной среды, способствовать формированию бережного отношения к ресурсам биосферы, т. е. содержать экологический компонент.

Сегодня уже накоплен определенный опыт осуществления экологического образования в процессе проведения внеклассных мероприятий, нацеленных на овладение школьниками прикладными знаниями, практическими навыками природоохранной деятельности. Создаются экологические лагеря труда и отдыха. В последнее время стали больше уделять внимания экологическому образо-

ванию в учреждениях профессионального образования. В частности, в высших учебных заведениях страны сегодня готовят специалистов-экологов, что позволяет привлекать студентов к научноисследовательской работе по рациональному использованию природных ресурсов и способствует созданию определенной мировоззренческой базы для формирования экологического сознания будущих специалистов. Как справедливо подчеркивают Д. М. Азаматов и А. Н. Сулейманова, «изучение и преподавание любой науки должны проходить в русле экологического мировоззрения» [5, с. 282].

Огромную роль в пропаганде экологических достижений прошлого и их использовании в современных условиях играют средства массовой информации, которые знакомят с экологической обстановкой, с народными традиционными экологическими ценностями. Эти сообщения должны активно использоваться в образовательных целях для развития экологической культуры подрастающего поколения.

В настоящее время разрабатываются всевозможные природоохранные меры и проекты, призванные улучшить экологическую обстановку в стране, учитывающие и духовные императивы народных экологических традиций.

Настоящее и будущее народа, его физическое здоровье и духовная состоятельность обусловлены состоянием его жизненного пространства, природной и культурной среды. Обращение к экологическому опыту прошлого, опыту общения древних предков с природой, сформировавшему во многом их духовно-нравственный образ, творческое переосмысление всего того позитивного, рационального, полезного, природосообразного, что веками выкристаллизовывалось в их взаимоотношениях с природой, могут принести реальную пользу в раз-

решении актуальных культурно-экологических проблем бытия современного человека и стать конкретным наглядным механизмом в организации экологического образования и духовном формировании современной личности.

В последнее время экология как расширяющаяся область знания оказывает мощное влияние на современную систему образования, что, прежде всего, сказывается на переориентации целей общего среднего образования, а также качества подготовки и переподготовки специалистов на формирование новой этики и философии отношения к окружающему миру, человечеству и природе, на поиск не только новых методов экологического познания и деятельности, но и на развитие ценностных ориентаций общечеловеческого характера в противовес потребительскому. Экологическое образование становится сегодня частью «глобального духовного воспитания» человека, его способности понимания взаимосвязи между индивидом, обществом и природой в планетарном масштабе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Экологическая альтернатива / Под ред. М. Я. Лемешева. М.: Прогресс, 1990. 800 с.

2. Кулыева А. А., Рахматуллина З. Я. Духовная личность: портрет современника: монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. 114 с.

3. Голубец М. А. Актуальные вопросы экологии. Киев: Наукова думка, 1982. 157 с.

4. Миркин Б. М., Наумова Г. Л. Экология. Уфа: Восточный университет, 1998. 256 с.

5. Азаматов Д. М., Сулейманова А. Н. Методологические проблемы экологизации образования // Философская и социологическая мысль на рубеже тысячелетий: мат-лы Всероссийской научно-теоретической конференции, посвященной памяти П. А. Сорокина (1889-1968 гг.). Уфа: РИО БашГУ, 2004. С. 282-283.

Поступила в редакцию 15.05.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.