ФИЛОСОФИЯ И ЭКОЛОГИЯ
РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Л.В. СЕННИЦКАЯ, проф. каф. социально-философских наук МГИК, канд. хим. наук
ФГБОУ ВПО «Московский государственный институт культуры» 141406, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная, 7, МГИК
Формирование нового экологического мышления как ядра экологической культуры связано с осознанием бесперспективности технократического стиля мышления, который основан на агрессивном отношении к природе, на непонимании, что биосфера нуждается в восстановлении и что каждый человек ответственен за состояние природы. Экологическое мышление позволяет осознать необходимость отказа от сугубо потребительских установок, ориентированных на сиюминутные цели и материальные выгоды. Современное экологическое сознание основано на общечеловеческих ценностях и ориентировано на историческую перспективу. Изменение ориентации человеческой деятельности связано с коренной перестройкой мировоззрения, изменением шкалы ценностей, которая сложилась в сознании людей под воздействием противостояния человека природе. В этой ситуации обществу необходима подготовка граждан, владеющих экологическими знаниями. Эти знания должны стать для них основой решения экологических проблем в частной и общественной жизни, ориентиром для выбора модели поведения в быстро меняющейся природной среде. Каждому человеку надо осознавать ответственность за ее настоящее и будущее. Экологическое образование реализуется в воспитании, формировании образа жизни и внутреннего мира человека, системе ценностей, поведении, семейной и внутренней жизни в целом. Оно является продолжением усилий природных существ, направленных на выживание, развитие и обеспечение безопасного наследия для наших детей и внуков.
Ключевые слова: экологическая культура, биосфера, экологическое мировоззрение, экологическое образование.
Современная цивилизация на протяжении нескольких десятилетий пребывает в состоянии системного экологического кризиса. Культура технократического общества, связанная с количественным ростом потребления, оказалась неспособной обеспечить устойчивое будущее человечества. Как никогда остро встала проблема сознательного и целенаправленного регулирования обмена энергией и веществом между обществом и биосферой, проблема выработки стратегии охраны природы.
К сожалению, в массовом сознании нет достаточного понимания остроты сложившейся ситуации. Очень многие по-прежнему действуют в убеждении, что природная среда неограниченна и неисчерпаема. Они удовлетворены текущим благополучием и ближайшими целями, а экологические угрозы не воспринимают всерьез, в лучшем случае относя их на далекое будущее.
Усиливающееся техногенное воздействие на многие экосистемы в условиях низкого уровня экологической культуры населения создает нарастающую угрозу их разрушения, что способно существенно повлиять на процессы социального и экономического развития.
Период неконтролируемого взаимодействия общества и природной среды за-
канчивается. Новое состояние биосферы характеризуется высокой восприимчивостью социоприродных систем к техногенному воздействию и уменьшением динамической стабильности экологического равновесия. Но человечество может развиваться лишь до тех пор, пока сохраняется равновесие между преобразованием природной среды и ее восстановлением. Нарушение равновесия приведет к деградации и гибели человечества.
Анализ причин ухудшения экологической обстановки показывает, что рационализация природопользования невозможна без преодоления потребительского отношения к природе. Экологическое воспитание и образование - процесс длительный, но необходимый, чтобы изменить устойчивое сугубо потребительское отношение к природе. Ведь все, что человек мог и может создать для себя и удовлетворения своих потребностей, он заимствует из природы. От безоглядной эксплуатации природной среды нужно перейти к очень осторожному изменению среды жизни человека.
Изменение ориентации человеческой деятельности связано с коренной перестройкой мировоззрения, изменением шкалы ценностей, которая сложилась в со-
70
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2015
ФИЛОСОФИЯ И ЭКОЛОГИЯ
знании людей под воздействием противостояния человека природе. Формирование новой экологической культуры является основой гармонизации отношений человека и природы [1]. С другой стороны, экологическое сознание становится сегодня основой культуры мира [6].
История экологических проблем и опыта их разрешения, как и история образования, показывают, что для обеих этих сфер, как и для жизни человека и общества в целом, приобретает возрастающее значение экологическое образование [2]. В современной ситуации обществу жизненно необходима подготовка граждан, занятых в самых разных сферах общественной жизни, владеющих экологическими знаниями. Эти знания должны стать для них основой решения экологических проблем в частной и общественной жизни, ориентиром для выбора модели поведения в быстро меняющейся природной среде. Каждому человеку надо осознавать ответственность за настоящее и будущее природной среды. Необходим новый уровень понимания ситуации, в которой «ближним» является все, что нас окружает и составляет среду обитания.
Экологическое образование реализуется в воспитании, формировании образа жизни и внутреннего мира человека, системе ценностей, поведении, семейной и внутренней жизни в целом. Оно является продолжением усилий природных существ, направленных на выживание, развитие и обеспечение безопасного наследия для наших детей и внуков.
Экологическое образование призвано развенчивать идею о человеке как абсолютном центре мироздания. В человеческом сознании необходимо переместить центр обеспечения безопасности от человека к биосфере. В конце XX в. человечество осознало, что оно может оказаться столь же смертным, как и отдельный человек. Это один из результатов изменения представлений человека о целостности и взаимозависимости человеческого общества и природного окружения.
Мировоззрение человека, в том числе экологическое, формируется и развивается
на основе практической деятельности, познания, общения с другими людьми и природой. Оно не может быть обретено одним лишь чтением книг, просмотром кинофильмов и телепередач либо заимствованием: «Мировоззрение - это то, что остается в сознании индивида после практического применения усвоенных знаний, системы ценностей и овладения навыками практической работы» [8]. Твердые убеждения формируются на основе личного опыта. И обучение может задать такую установку для формирования экологического мировоззрения, благодаря которой факты понимаются как доводы в пользу конструктивного экологического подхода к реальности.
Современная философская мысль немало почерпнула из идей и наработок Римского клуба [13] и закрепила в массовом сознании понятие возможности исчерпания мировых и локальных ресурсов уже при жизни нынешних поколений. В концепции устойчивого развития, выработанной в конце ХХ в., признано, что важнейшим признаком прогресса должны быть долгосрочные интересы человечества, а не сегодняшние бесконтрольно растущие потребности общества. Этот вывод и закладывается в основу формирования экологического мировоззрения в системе образования.
Экологическая картина мира строится на осознании человеком себя как части всего живого и на этой основе определения для себя ценностных приоритетов и достижения понимания объективной научной картины сегодняшнего мира.
В познании, формировании системы ценностей и экологического мировоззрения важнейшую роль играют понимание и порождаемые им убеждения: «Понимание достигается длительным путем личного и общественного опыта и... обладает чрезвычайно существенным для формирования мировоззрения свойством: оно способно порождать убеждения. .Мировоззрение, которое имеет опорным слоем твердые убеждения, заметно сужает сферу “безразличия” индивида... Экологическое мировоззрение в процессе своего формирования переводит
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2015
71
ФИЛОСОФИЯ И ЭКОЛОГИЯ
природные явления из той части мира, к которой человек равнодушен, в мир, эмоционально окрашенный» [8].
Экологическое образование включает усвоение системы социальных норм, знаний и навыков, направленных на осознание долгосрочных интересов человека в биосфере. Фундаментом экологического мировоззрения является картина мира, объединяющая природу и общество. Эти знания ориентированы на достижение безопасного индивидуального и коллективного развития человечества в биосфере.
Для сегодняшней технократической картины мира, которая сформировалась в предшествующие века, характерно то, что она практически лишена этического содержания. Недостает его и в общественной и производственной практике: как и прежние поколения, мы расходуем ресурсы, которые должны сохранять для последующих поколений, обеспечения устойчивого развития общества.
И, тем не менее, в формирующемся экологическом мировоззрении современного общества уже видны признаки союза этического и объясняющего. Складывающаяся в процессе образования экологическая культура обнаруживает прямую зависимость этической составляющей от экологических знаний. Как показывают социологические исследования, проведенные в ряде российских и белорусских вузов, экологическая культура и этическое отношение к природе напрямую зависят от профиля подготовки студентов и наличия учебных дисциплин, формирующих экологическое и нравственное сознание [16]. Эти результаты подтверждаются и опросами, проведенными в МГУ-КИ с участием автора этих строк и авторов цитируемой статьи. Выводы обосновывают требование шире внедрять в обучение дисциплины, относящиеся к экологической подготовке и этическому образованию.
Эти выводы говорят и в пользу тех предположений, которые положены В.И. Вернадским в основу его теории ноосферы, а именно, о прямой зависимости нравственности общества от прогресса на-
учного разума [3]. Эти предположения, или даже искренняя вера, убежденность великого ученого и мыслителя часто подвергается критике. Основанием для этого является тот упадок морали и нравственного отношения к природе, которым нередко сопровождается научно-технический прогресс. Но на поверку оказывается, что подобным злом оборачиваются знания, не содержащие в себе не только этической, но и экологической составляющей. Вернадский же говорил о планетарной силе научного разума, который обладает знанием о взаимодействии человека и техники с природой планеты, прежде всего биосферой. Поэтому экологическое образование должно быть приоритетным во всех сферах обучения [12].
Содержание и цель экологического образования - это приобретение знаний биосферных, экологических и социальных процессов в их взаимодействии. Смысл этого образования заключается в развитии мировоззрения личности до уровня, который обуславливает способность принимать ответственность за решение жизненно важных для социоприродных систем вопросов на себя и разделять ответственность за вред, наносимый природной среде обществом. Такая нравственная способность человека формируется, прежде всего, в локальных и региональных масштабах, где на примере малых дел явственно обнаруживаются последствия воздействий на окружающую среду. Поэтому для решения глобальных экологических проблем и выработки чувства ответственности каждого человека за действия, имеющие отдаленные последствия для мировой среды обитания человечества и будущих поколений, важна, прежде всего, региональная экологическая политика и воспитание любви к местной природе [15]. И экологическое образование, формирование экологической культуры должны ориентироваться на критерии устойчивого развития [9; 11].
Экологическое мировоззрение позволяет объединить каждого человека с другими людьми таких же убеждений и придерживаться твердых нравственных позиций, указывающих ориентиры безопасности в
72
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2015
ФИЛОСОФИЯ И ЭКОЛОГИЯ
современном мире и обогащающих личность. Как результат экологически ориентированного образования оно сближает человека с природой, помогает глубже понимать интересы сохранения и развития человечества, их приоритет перед текущими интересами. Экологическое мышление позволяет осознать необходимость отказа от сугубо потребительских установок. Но осуществить это возможно не путем отказа от потребностей текущего момента, а на основе понимания того, каковы подлинные сегодняшние наши интересы, и того факта, что у нас с биосферой общая судьба.
Экологическое воспитание и формирование разумных потребностей касаются не только экологии окружающей среды, но и экологии самого человека. До сих пор мы говорили об экологии природной среды обитания человека. Но среда, в которой живет человек, включает в себя и культуру. Все сказанное выше в немалой степени касается и экологии культурной среды как предмета экологического образования и культурной политики общества [14]. В смысле заботы об экологии не только телесной, но и духовной природы человека экологическая культура оказывается высшей формой гуманизма [4].
Развитие нового экологического мышления в качестве центрального ядра экологической культуры связано с осознанием бесперспективности ориентации на технократический стиль мышления, который основан на агрессивном отношении к природе, на непонимании, что биосфера нуждается в восстановлении и что каждый человек ответственен за состояние природы.
Для поддержания нового типа экологической культуры общество нуждается в специальных социальных институтах [10]. Прежде всего, это образовательные заведения, научные и управленческие учреждения, предприятия экологического профиля, а также средства массовой информации. Очень важно чтобы в этой просветительской работе средств массовой информации активно участвовали преподаватели высших учебных заведений и школ. Система образования - школа и высшие учебные заведения, безусловно, зани-
мают первостепенное место в формировании новой экологической культуры [7]. Именно они должны дать экологические знания, заложить основы индивидуальной экологической культуры и экологической морали, воспитать любовь к природе.
Библиографический список
1. Андреев, М.Д. Экологическая культура как основа гармонизации отношений между обществом и природой / М.Д. Андреев // Успехи современного естествознания.
- 2009. - № 7. - С. 143-145.
2. Буровский, А.М. Эволюция экологического образования / А.М. Буровский // Экология и жизнь. - 2006. - № 2.
3. Вернадский, В.И. Биосфера и ноосфера / В.И. Вернадский. - М.: Наука, 1989. - 261 с.
4. Гирусов, Э.В. Экологическая культура как высшая форма гуманизма / Э.В. Гирусов // Философия и общество.
- 2009. - № 4. - С. 74-92.
5. Гирусов, Э.В. Экологическое образование в контексте культуры / Э.В. Гирусов // Философские науки. - 2006.
- №4. - С. 129-138.
6. Глазачев, С.Н. Экологическое основание культуры мира / С.Н. Глазачев // Экологическое образование. - 2000.
- № 1.
7. Глазачев, С.Н. Экологическая культура и образование: очерки истории, теории и практики / С.Н. Глазачев. -М., 1997.
8. Кавтарадзе, Д.Н. Основы экологического мировоззрения как задача образования для устойчивого развития / Д.Н. Кавтарадзе, А.А. Брудный http://library.biom.kg/ wp-content/uploads/2013/09/brudny-kavtaradze-osnovy-ecologicheskogo-mirovozrenif.pdf.
9. Касимов, Н.С. От экологического образования к образованию для устойчивого развития / Н.С. Касимов // Экология и жизнь. - 2006. - № 9.
10. Коломина, Н.В. Воспитание основ экологической культуры / Н.В. Коломина. - М., 2006.
11. Краснова, Е.В. Экологическая культура и ее роль в устойчивом развитии системы природа - общество / Е.В. Краснова, Т.И. Эпова, В.П. Щукин // Вектор науки толь-яттинского государственного университета. - 2012. - №
2. - С. 65-68.
12. Маринченко, А.В. Приоритет экологическому образованию / А.В. Маринченко. - М.: Феникс, 2008. - 358 с.
13. Печчеи, А. Человеческие качества / А. Печчеи. - М.: Прогресс, 1980. -304 с.
14. Сенницкая, Л.В. Экология культурной среды как основание политической культуры общества / Л.В. Сенницкая // Культурная политика России: проблемы и перспективы. Коллективная монография. - М.: МГУКИ, 2012. -С. 44-48.
15. Сенницкая, Л.В. Экологическая региональная политика / Л.В. Сенницкая // Региональная культурная политика в многонациональном пространстве России: проблемы, практика: Монографический сборник. - М.: МГУКИ, 2014. - С. 79-87.
16. Фалько, В.И. Экологическая культура и нравственные ценности студенческой молодежи (опыт социологического анализа) / В.И. Фалько, Т.Ю. Кирилина // Вестник МГУЛ - Лесной вестник. 2011, №2(78). - С. 204-210.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2015
73
ФИЛОСОФИЯ И ЭКОЛОГИЯ
ROLE OF EDUCATION IN FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE Sennitskaya L.V., Prof. Social and Philosophy Department of the Moscow State Institute of Culture, Ph.D. (Chem.)
Moscow State Institute of Culture, 141406, Moscow Region., Khimki, Bibliotechnaya str.7, MSIC
The development of new ecological thinking as the central core of ecological culture is closely connected with the understanding of hopelessness of technocratic style of thinking, which is based on the aggressive attitude to nature, on a misunderstanding, that the biosphere is in need of restoration, and that each person is responsible for the state of nature. Ecological thinking allows to realize the need to abandon a purely consumer attitude aimed at achieving short-term goals and tangible benefits. Modern ecological thinking is based on universal values and is oriented on historical prospect. The change in the orientation of human activity is associated with the radical restructuring of the outlook, with the change in the scale of values that was built in the minds ofpeople under the influence of the opposition between human and nature. In this situation, society has an interest in the preparation of citizens who have appropriate ecological knowledge. This knowledge should become the basis for their solutions of real environmental problems in everyday life, in public life and in the workplace; this knowledge should guide the selection of the appropriate way of behavior in the rapidly changing environment. Each person should be aware of the responsibility for the present and the future of the environment. Environmental education involves the upbringing, forming of lifestyle, values, family education and family life in general. Environmental education is a continuation of efforts of living beings to ensure their survival, it is the development and ensurance of safety for our children and grandchildren.
Keywords: ecological culture, biosphere, ecological outlook, environmental education.
References
1. Andreev M.D. Ekologicheskaya kul’tura kak osnova garmonizatsii otnosheniy mezhdu obshchestvom i prirodoy [Ecological culture as the basis of harmonization of relations between society and nature] Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya [Successes contemporary science]. 2009. № 7. pp. 143-145.
2. Burovskiy A.M. Evolyutsiya ekologicheskogo obrazovaniya [The evolution of environmental education] Ekologiya i zhizn’ [Ecology and Life]. 2006. № 2.
3. Vernadskiy VI. Biosfera i noosfera [The biosphere and noosphere]. Moscow: Nauka, 1989. 261p.
4. Girusov E.V Ekologicheskaya kul’tura kak vysshaya forma gumanizma [Ecological culture as the highest form of humanity] Filosofiya i obshchestvo [Philosophy and Society]. 2009. № 4. pp. 74-92.
5. Girusov E.V. Ekologicheskoe obrazovanie v kontekste kul’tury [Environmental education in the context of culture] Filosofskie nauki [Philosophy of science] 2006. № 4. pp. 129-138.
6. Glazachev S.N. Ekologicheskoe osnovanie kul’tury mira [Ecological base culture of peace.] Ekologicheskoe obrazovanie [Environmental education]. 2000. № 1.
7. Glazachev S.N. Ekologicheskaya kul’tura i obrazovanie: ocherki istorii, teorii ipraktiki [Экологическая культура и образование: очерки истории, теории и практики]. Moscow, 1997.
8. Kavtaradze D.N., Brudny A.A. Osnovy ekologicheskogo mirovozzreniya kak zadacha obrazovaniya dlya ustoychivogo razvitiya [Fundamentals of environmental ideology as a problem of education for sustainable development] Elektronnyy resurs [Electronic resource]. http://library.biom.kg/wp-content/uploads/2013/09/brudny-kavtaradze-osnovy-ecologicheskogo-mirovozrenif.pdf.
9. Kasimov N.S. Ot ekologicheskogo obrazovaniya k obrazovaniyu dlya ustoychivogo razvitiya [From environmental education to education for sustainable development] Ekologiya izhizn’ [Ecology and Life]. 2006. № 9.
10. Kolomina N.V. Vospitanie osnov ekologicheskoy kul’tury [Education foundations of ecological culture]. Moscow, 2006.
11. Krasnova E.V. , Epova T. I., Shchukin V P. Ekologicheskaya kul ’tura i ee rol ’v ustoychivom razvitii sistemypriroda - obshchestvo [Ecological Culture and its role in sustainable development of nature - society] Vektor nauki tol’yattinskogo gosudarstvennogo universiteta [Vector science Togliatti State University]. 2012. № 2. pp. 65-68.
12. Marinchenko A.V. Prioritet ekologicheskomu obrazovaniyu [Priority Environmental Education]. Moscow: Feniks, 2008. 358 p.
13. Pechchei A. Chelovecheskie kachestva [Human qualities]. M.: Progress, 1980. 304 p.
14. Sennitskaya L.V. Ekologiya kul turnoy sredy kak osnovanie politicheskoy kul ’tury obshchestva [Ecology cultural environment as the basis of the political culture of the society] Kul’turnaya politika Rossii: problemy i perspektivy Kollektivnaya monografiya [Cultural Policy in Russia: Problems and Prospects. collective monograph]. Moscow: MGUKI, 2012. pp. 44-48.
15. Sennitskaya, L.V. Ekologicheskaya regional’naya politika [Ecological regional policy] Regional’naya kul’turnaya politika v mnogonatsional’nom prostranstve Rossii: problemy, praktika: Monograficheskiy sbornik [Regional cultural policy in the multinational space of Russia: problems, practice: monographic collection] Moscow: MGUKI, 2014. pp. 79-87.
16. Fal’ko VI., Kirilina T.Yu. Ekologicheskaya kul’tura i nravstvennye tsennosti studen-cheskoy molodezhi (opyt sotsiologicheskogo analiza) [Ecological culture and moral values of student youth (Experience of sociological analysis)]. VestnikMGUL - Lesnoy vestnik [Moscow state forest university bulletin-Lesnoy vestnik]. 2011, № 2 (78). pp. 204-210.
74
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2015