УДК 316.334:179.9-05787(470.4)
А.В. АНДРЕЕВ
ВОСПИТАНИЕ ДОБРОТЫ И ГУМАННОСТИ У СТУДЕНТОВ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПОВОЛЖЬЯ
Ключевые слова: социально-педагогическая целесообразность, регионализация, этносоциальная культура, нравственно-духовная ценность, поликультурная среда, материнский язык, межнациональный мир.
Обоснована необходимость реализации форм, методов и средств совершенствования воспитания доброты и гуманности в сфере межличностных и межнациональных отношений в поликультурном образовательном пространстве Поволжья.
A.V. ANDREEV
KINDNESS AND HUMANITY UPBRINGING OF STUDENTS IN INTERPERSONAL AND INTER-ETHNIC RELATIONS IN THE MULTICULTURAL SPACE OF THE VOLGA REGION
Key words: social and pedagogical usefulness, regionalization, ethno social culture, moral and spiritual value, multicultural environment, maternal language, international world.
The article substantiates the need for improved forms, methods and means of kindness and humanity upbringing in the field of interpersonal and inter-ethnic relations in the multicultural educational space of the Volga region.
ХХ век характеризовался тем, что всё человечество, каждый народ и отдельный человек прошли через мучительные и суровые политико-социальные, экономико-культурные испытания, пережили две мировые войны, сложные межличностные, межэтнические и межконфессиональные конфликты и международный терроризм.
К сожалению, они продолжаются и в новом, ХХ1, веке, поэтому так важен диалог культур различных государств, конфессий, народов.
Сегодня усилилась ориентация на развитие самостоятельной личности, инициативной, способной к межличностному и межнациональному общению и успешному вхождению в мировое сообщество.
Социально политические, экономические и культурные перемены в обществе позволяют смотреть на межличностные, национальные, межнациональные, общечеловеческие ценности по-новому, как на фактор стабильности и согласия между людьми и народами.
Рыночные отношения, политический плюрализм, национальные проблемы, усиление влияния церкви, наступление «массовой западной культуры» -это и многое другое преподаватель вуза пропускает через профессиональное сознание, подчиняет принципу социально-педагогической целесообразности.
Общество на стыке ХХ-ХХ1 вв. еще не осознало, что становление доброты и гуманности у нового поколения в межличностных и межнациональных отношениях является важнейшим условием дальнейшего развития страны в целом, системы образования в поликультурном пространстве.
В период перехода страны на новые ориентиры в политике, экономике и культуре углубился кризис в области межличностных и межнациональных отношений, возросло стремление народов к защите и возрождению этико-этнических ценностей: языка, культуры, традиций и обычаев; в системе образования определились новые педагого-психологические технологии в воспитании молодого поколения на национальных, межнациональных и общечеловеческих культурных ценностях. Произошла регионализация проблем образования. Одна из них - воспитание доброты и гуманности у студентов в межличностных и межнациональных отношениях как инновационная стратегия развития поли-
культурного образовательного пространства конкретного региона страны. Оно, на наш взгляд, должно составлять уникальный воспитательный фактор в работе с детьми и молодежью.
Реальным субъектом целеполагания в воспитании доброты и гуманности у студентов в среде межличностных и межнациональных отношений неизменно оказывается государство, так как посредством воспитания «формируются люди, которые впоследствии будут его опорой» (Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному собранию, 5 ноября 2008 г.)
Актуальность проблемы воспитания доброты и гуманности у детей и молодежи как социально-педагогического фактора обусловлена принятием Конституции и законов Российской Федерации о нациях и языках, Национальной доктрины образования (2000 г.), концепциями развития национальной школы в Республиках Поволжья, программами развития образования Чувашской Республики (2001-2005 гг.), посланиями и выступлениями руководителей государства. Д.А. Медведев в своем послании Федеральному Собранию особо отметил: «Межнациональный мир. Единство разнообразных культур. Защита малых народов. Патриотизм. В любых обстоятельствах, всегда вера в Россию, глубокая привязанность к родному краю, к нашей великой культуре.
Таковы наши ценности, таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры» (Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию, 5 ноября 2008 г.).
Выступая за «круглым столом» в Чебоксарах, В.В. Путин справедливо подчеркнул, что мы должны стать единым российским народом, сохраняя добрые традиции, язык, культуру каждого народа. В этом отношении он особо отметил, что в Поволжье все это решается неплохо (Советская Чувашия. 2003. Октябрь).
В вузах Поволжья происходят переосмысление педагогических ценностей и переоценка потребностей общества в межличностном и межнациональном воспитании подрастающего поколения, где воспитательное пространство семьи, рода, родного края и всей страны является одним из ведущих. Все сферы духовного и материального производства требуют не просто квалифицированных, но и гуманных людей в межличностных отношениях. От адекватного подбора содержания обучения и воспитания и применения выверенных методов и средств зависит уровень межличностной и межнациональной воспитанности студентов.
Таким образом, постановка и решение задач межличностного и межнационального воспитания студентов ориентируют нас на реализацию приоритетного направления педагогики - развитие у каждого человека чувства дружбы, доброты и гуманности на основе традиций, обычаев, норм и поведения семьи, рода, а по выбранной нами теме малой родины - Чувашии, Поволжья и России.
Современное межличностное и межнациональное воспитание студентов осуществляется в тесном взаимодействии семьи, вуза, родного края, Поволжья, страны. И роль каждого компонента, влияющего на межличностное и межнациональное воспитание, огромна. В ряду этих источников для студентов Волго-Вятского региона заметное место занимает воспитательное пространство Поволжья.
Анализ педагогической литературы и практической деятельности школ и вузов Поволжья позволил установить, что в педагогике продолжает оставаться неисследованной проблема воспитания у студентов гуманности в сфере межличностных и межнациональных отношений. Подлинно гуманистические отношения между представителями разных народов еще не стали нормой
жизни в вузе по ряду причин: накопления негативных эмоций по отношению к представителям того или иного народа, несформированности или утраты общегуманистический принципов и норм этики, повышенной внушаемости, некритического принятия идей, чувств отдельных групп и группировок, людей в сфере межнациональных отношений, снижения общей культуры общения и др.
В этом плане педагог вуза должен своевременно пресекать развитие антигуманистической настроенности, так как от неуважения другого человека можно легко прийти к неуважению других народов и наций; показывать своим примером подлинную культуру межнационального общения. В системе воспитания гуманности у студентов в сфере межнациональных отношений наметилось явное несоответствие между выдвигаемыми обществом задачами по этой проблеме и степенью готовности к организации этой работы; не получила освещения, выдвинутая в последние годы в исследованиях академика Г.Н. Волкова и профессора Е.В. Васильева, З.Г. Нигматова идея конкретности в воспитании детей и молодежи при формировании межличностных и межнациональных отношений (связь с духовной жизнью народа, преодоление конкретных пережитков, воспитание конкретных черт и др.).
Опыт республик Поволжья, занимающих видное место в экономической и культурной жизни государства, заслуживает специального изучения и осмысления.
Своеобразие условий жизни народов Поволжья характеризуется следующими факторами:
а) корни дружбы народов Поволжья обусловлены прежде всего общностью исторических судеб; б) их роднят языки; в) имеет место этническое смешение русского, мордовского, татарского, марийского, чувашского и других народов; г) традиции дружбы народов Поволжья трансформируются в традиции дружбы школьников и студентов Поволжья.
Учет местных условий необходим, так как задача воспитания у студентов гуманности в сфере межнациональных отношений осуществляется в условиях наличия многообразия форм сближения различных наций и народности России, и названную проблему мы рассматриваем в неразрывной связи с историей народов Поволжья, объективными географическими и социальноэкономическими особенностями жизни и быта народов Поволжья.
Следует помочь вузу и школе, учащимся и студентам усвоить диалектику межнационального и национального на основе гуманности, вырабатывать бережное отношение к языку, культуре народов, историческим, национальным памятникам, уяснить, что выдающиеся люди выступают всегда за гуманность в межличностных и межнациональных отношениях, отвергают национальную узость или недооценку национальных интересов, тенденцию к гегемонизму.
Основные противоречия видятся:
- между растущими потребностями общества в осуществлении надлежащего воспитания и привития гуманности в сфере межличностных и межнациональных отношений в образовательно-воспитательном пространстве и недостаточной работой в вузе, что порождает перед высшей школой проблему - как осуществить такую деятельность? Не случайно многие преподаватели вузов Поволжья справедливо отмечают недостаточный уровень разработки ряда теоретических проблем национального и интерсоциального воспитания, слабо изучены процессы межнациональных отношений в России и ее регионах, в частности в Поволжье. В связи с этим остро ощущается потребность в исследовании генезиса и современного функционирования процесса
доброты и гуманности у подрастающего поколения в межличностных и межнациональных отношениях в поликультурной среде Поволжья;
- тенденцией к повышению статуса этносоциальных культурных народов Поволжья в общецивилизованном масштабе и недостаточным научнопрактическим обеспечением наблюдаемого процесса в теории и практике воспитания;
- воспитательным потенциалом семьи, рода, Чувашии и Поволжья и отсутствием знаний его трансформации;
- возрастанием значимости межличностных и межнациональных проблем и недостатком теоретических знаний и практического опыта реализации гармонических межличностных и межэтническо-культурных взаимодействий;
- богатством потенциальных возможностей доброты и гуманности в межличностных и межнациональных отношениях народов Поволжья, где исторически сложились предпосылки для воспитания гуманности, и недостаточной разработанностью технологий использования их в воспитательном процессе, форм и методов формирования молодого поколения на опыте национальных и межнациональных, общечеловеческих традиций.
Эти противоречия свидетельствуют о существовании проблемы. Проблема также порождена противоречиями между объективной необходимостью воспитания у студентов гуманности в сфере межнациональных отношений и отсутствием разработанной теории этого вопроса, между профессиональной подготовкой преподавателей вузов и слабым знанием жизни моно- и полинациональных вузовских коллективов.
Таким образом, следует выявить воспитательный потенциал молодежи в поликультурном пространстве Поволжья для повышения эффективности практики воспитания студентов в вузах в условиях кризиса нравственно-духовных ценностей и нравственных ориентиров на основе систематического подхода и аксиологической интерпретации сущности воспитания чувства доброты и гуманности у студентов в межличностных и межнациональных отношениях, формировать поликультурную среду как существенный фактор воспитания у студентов гуманных отношений в сфере межличностной и межнациональной культуры общения, на основе единства исторических судеб народов, их компактного географического расселения, материнского языка как основы духовного воспитания и русского языка как средства межнационального общения.
Литература и источники
1. Андреев А.В. Вопросы национального и межнационального воспитания и обучения студентов вуза / А.В. Андреев // Вестник Чувашского университета. 2009. № 3. С. 361-363.
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа / Г.Н. Волков. 2-е изд. доп. Чебоксары: Пресс-сервис, 1997.
3. Гасанов З.Г. Формирование культуры межнационального общения в многонациональном регионе / З.Г. Гасанов // Педагогика. 1994. № 5.
4. Материалы сессии ООН. 2009. Сентябрь // http://www.kremlin.ru/transcripts/5552.
5. Стратегия воспитания в образовательной системе России / И.А. Зимняя. М.: Изд-во «Сервис», 2004.
6. Послание президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию. 2008. 5 ноября.
АНДРЕЕВ АЛЬБЕРТ ВИКЕНТЬЕВИЧ - директор, Новочебоксарский филиал Института экономики, управления и права, Россия, Новочебоксарск ([email protected]).
ANDREEV ALBERT VIKENTYEVICH - director, Novocheboksarsk Branch of Economics, Management and Law Institute, Russia, Novocheboksarsk.