ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
УДК 37.017.4
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ТРАДИЦИЙ ДРУЖБЫ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПОВОЛЖЬЯ
Е.В. Васильев-Бурзуй, Т. В. Солодовникова
Авторы рассматривают обычаи и традиции, богатый опыт людей, поведение и вековой опыт, которые были использованы в сфере образования и взросления поколения. Эти компоненты не имеют социальное значение, но они являются педагогическим феноменом. Принимая во внимание этническую особенность России, авторы этой статьи считают, что дружба между традициями народов поможет России стать прогрессивной страной.
Ключевые слова: традиции дружбы, поликультурное пространство, национальный вопрос.
Одним из факторов в духовном развитии личности является окружающая природная и социально-педагогическая среда, которая дает «социальный заказ» на человека определенного физического и духовного облика. Важнейшими компонентами социально -педагогической среды являются традиции, обычаи, богатый опыт, нормы поведения, вековая мудрость народа.
Энгельс отмечал, что даже традиции, живущие в головах людей, играют известную роль, хотя и не решающую [7]. В процессе всего исторического развития, а также, разумеется, в воспитании человека народные традиции составляют органическую часть жизни самого народа, его социальной жизни и педагогики, поэтому мораль включает основные общечеловеческие нормы, которые выработаны народными массами на протяжении тысячелетий в борьбе с социальным гнетом и нравственными пороками.
В народных традициях много новых педагогических фактов, мыслей. Поэтому, как справедливо отмечает К.Д. Ушинский, «школьное воспитание далеко не составляет всего воспитания народа» [9].
У каждого народа своя система развития и совершенствования творческих дарований, физических и духовных сил детей. Своя оригинальная педагогика, основные поло-
жения, которые передаются из поколения в поколение, все более совершенствуясь и улучшаясь. Народы в соответствии со своими педагогическими представлениями все свои знания и умения, обычаи и традиции, возникающие ситуации и обстоятельства стремятся использовать в деле воспитания детей. Педагогические традиции народов представляют собой обширнейшую совокупность знаний, вбирающие в себя все сведения, накопленные лучшими представителями и имеющие значение в воспитании детей.
Большое место занимают в воспитании традиции. Используемые в воспитательных целях, они выступают уже не только как явление социальное, но и как явление педагогическое. В.В. Путин подчеркивает, что для педагогической науки важно учитывать многовековой народный опыт в воспитании молодого поколения, в его обучении. Незаменимым источником идей, необходимых для формирования у подрастающих поколений единства сознания и поведения, служит веками, тысячелетиями накапливавшаяся народная мудрость.
Статья В.В. Путина «Россия: национальный вопрос» подчеркивает исторические особенности развития России как многонационального государства [8]. Безусловно, у каждого народа своя культура, свои традиции
и обычаи, каждый представитель народа даже имеет свое лицо, но у всех народов одна цель: жить в мире и согласии между собой. В отличие от народов Европы, Америки, Африки и Азии, российские народы, как отмечается в статье, «не растворяются», что во многих случаях непонятно западным идеологам [8]. В России ныне проживают 184 разных народов и народностей. Они говорят на 239 языках и диалектах. Из них 89 государственных языков. Преподавание ведется на 35 языках. Подобного примера нет ни в одном государстве мира. В отличие от европейских государств, у нас каждый имеет право писать и говорить на родном языке, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Все это помогает не только сохранить культуру, традиции и обычаи родного народа, но и дает возможность их развивать. Для этого ученым следует изучать и знать богатство культурных традиций населяющих Российскую державу народов, определить методы и средства использования традиций дружбы народов в современном поликультурном пространстве.
Каков в этом плане «портрет» народов Поволжья? Так, только на территории Чувашии проживает более 100 народов. В количественном отношении среди них преобладают чуваши, русские, татары, мордва и марийцы. В последние годы увеличилось и количество мигрантов из бывших союзных республик страны, многие из которых имеют свои культурные центры. В республике ныне 26 культурных общественных объединений 14 народов. Но все-таки в республике до сих пор отсутствует Дворец Дружбы народов. В Татарстане такой Дворец есть, и он объединяет 34 общества и вот уже третий год выпускает журнал «Мой дом Татарстан». Татары имеют свой национальный праздник Сабантуй и хотят поднять его до уровня ЮНЕСКО, а мы не можем поднять свой Акатуй даже до республиканского уровня.
Современное российское общество находится в глобальном поликультурном пространстве. Интенсивно развивается экономика, культура, меняются социальные и политические отношения. Однако реальностью сегодняшнего дня, как отмечает В.В. Путин, является рост межэтнической и меж-конфессиональной напряженности. Несмотря на обострение национального вопроса, есть уверенность в том, что мы можем обеспечить гармоничное развитие поликультурной общности. Огромная роль здесь принадлежит образованию [8].
Прогрессивные деятели культур многих народов, населяющих Россию, проделали огромную работу по просвещению своих народов, воспитанию подрастающих поколений, приобщению национальных культур к демократической культуре русского народа. Всем этим они заложили прочные основы содружества культур русского народа и многочисленных народов России.
Педагогическая система Н.И. Ильмин-ского опиралась на традиции дружбы народов в поликультурном пространстве Поволжья. На сегодняшний день с уверенностью можно констатировать, что плоды просветительской системы Ильминского существуют во всех народах, проживающих в национальных республиках: Татарстан, Чувашской, Марийской, Удмуртской, Мордовской и других регионах. Воспитанник Ильминского, патриарх чувашской культуры И.Я. Яковлев, был поборником дружбы между народами. Его детище - Симбирская чувашская учительская школа - стала центром сближения с русским народом, приобщения к его великой культуре, укрепления дружбы между народами Поволжья [6].
По существу, после установления Советской власти Россия перестала быть колониальной империей в классическом смысле этого понятия. Центр по отношению к окраинам проводил политику, которую нельзя определить однозначно. Оказание им посильной помощи, в первую очередь экономической и культурной, с одной стороны, и унификация общественной жизни, игнорирование этнической и культурной специфики, с другой. Нельзя обойти молчанием и факты этнического геноцида и массовых репрессий по отношению к целым народам.
В Советском Союзе не было господствующей нации. Национальный вопрос был объявлен решенным, что означало на практике сворачивание национальной культуры, для которой осталась только форма при идентичности для всех «национального содержания».
В условиях отсутствия альтернатив люди во многом смирились с этой ситуацией и редко протестовали против нее. В новых же условиях, рожденных перестройкой, появились возможности для открытой и нелицеприятной реакции на сложившуюся ситуацию, и она оказалась неожиданно бурной и негативной. Некогда образованные волюнтаристским способом республики и автономии решили стать действительно суверенными, приобрести реальный статус самостоятельных
государственных образований, защитить свой язык и культуру, обеспечить им нормальное развитие. В этих демократических, по сути, стремлениях, к сожалению, были и есть перекосы. В частности, это проявилось в стремлении в ряде республик обеспечить приоритетные права коренной нации за счет других национальностей. И это вызвало отрицательную реакцию. Возникла напряженность, в том числе и в отношениях, например, между русскими и представителями коренных наций. Русские вдруг почувствовали себя национальным меньшинством по отношению к народу, к которому проявлена дискриминация. За годы советской власти у русских сформировалось ощущение, что их родина - это вся страна, все отечество- Россия. И именно это ощущение, подкрепленное сознанием своего истинного превосходства и роли «старшего брата» в семье советских народа, пришло сегодня в противоречие с реальным статусом русских в ряде республик, где они ощутили себя не только меньшинством, но и меньшинством дискриминируемым. «Мигранты», «оккупанты» и другие не менее крепкие ярлыки не могли не задеть национального самосознания русских, не вызвать протеста с их стороны.
Исторический подход к оценке традиций дружбы народов нашей страны, в том числе и традиций дружбы народов Поволжья с русским народом, дает возможность объективно определять весь путь зарождения и развития от первых примеров дружбы, возникших еще в глубокой древности на хозяйственном, культурном, а также социальном, политическом сотрудничестве. В этом немаловажную роль первоначально играло или языковое родство, или близость по территории, по сходству национальных особенностей или, наконец, в их сочетание. Этот принцип значительно облегчил бы рассмотрение закономерностей развития дружбы народов нашей страны, ибо народные традиции дружбы с изменением исторических условий жизни народа тоже не остаются неизменными, законсервированными. Поэтому их непременно надо рассмат-
ривать в динамике, в развитии, которые оказывают непосредственное влияние и на воспитание дружбы между народами.
Сейчас мы начали новый виток своей истории, и чтобы сделать качественно новый шаг в своем развитии, нужно очень внимательно и заинтересованно посмотреть на свое прошлое и найти в нем источники силы и развития, способные обеспечить прогресс России.
Многообразие культур и умение народов находить общие принципы совместного проживания - безусловное достижение, ценность и богатство России. Правильный подход, в частности, к традициям дружбы народов Поволжья, поможет перенять все ценные, прогрессивные национальные традиции, выработанные в течение веков, творчески переработать их сделать общечеловеческими.
Источники и литература
1. Васильев-Бурзуй Е.В. Этнолингводидактика и воспитание в поликультурной среде // Проблемы этнолингводидактики в поликультурной среде: материалы Международной науч.-практ. конф. (Чебоксары, 2-23 апреля 2004 г.). Чебоксары, 2004. С. 49-54.
2. Васильев-Бурзуй Е.В. Воспитание доброты и гуманности (на материале опыта работы вузов и школ Поволжья). Чебоксары, 2008. 316 с.
3. Васильев-Бурзуй Е.В. Живи и твори Добро (воспитание гуманности на опыте работы вузов и школ Поволжья). Чебоксары, 2011. 317с.
4. Васильев-Бурзуй Е.В. Благословение внукам: советы молодому поколению приобрести Добро, Труд и Ум. Чебоксары. 2011. 616 с.
5. Волков Т.Н. Чаваш халах педагоге. Чебоксары, 1959. 70 с.
6. Волков Т.Н. Жизнь, смерть и бессмертие патриарха. Чебоксары, 2004. 351 с.
7. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-6. М., 1965, т. 37. 395 с.
8. Путин В.В. Россия: национальный вопрос. // Независимая газета. 2012. 23 января.
9. Ушинский К.Д. Собр.соч., т. 2, М.-Л., 1948.
148с.
10. Яковлев И.Я. Воспоминания. Чебоксары, 1982. 191 с.
Vassiliev-Burzu E.V., Solodovnikova T.V. SOCIO-PEDAGOGICAL NATURE OF FRIENDSHIP TRADITIONS IN MULTICULTURAL SPACE OF THE VOLGA REGION
In this article the authors consider the customs and traditions, rich people experience, behavior code and age-old folkwisdom which were used in the field of education of the growing- up generation. Here these components are not only the things of social importance, but they are a pedagogical phenomenon. Taking into consideration the ethnic peculiarity of Russia the authors of this article believes that the friendshi p traditions between the nations will help Russiato become a progressive country.
Key words: tradition of friendship, multicultural space, the national question.
ВАСИЛЬЕВ-БУРЗУЙЕгор Васильевич родился в 1936 г., окончил Чувашский государственный педагогический институт им. И.Я. Яковлева (1959), Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова (1970), д-р пед. наук (1996), профессор (1998), заслуженный деятель науки Чувашской Республики. Автор 500 работ.
СОЛОДОВНИКОВА Татьяна Владимировна родилась в 1970 г., окончила Чувашский государственный педагогический институт им. И.Я. Яковлева (1991), Чебоксарский филиал Академии права и управления (2011), заведующий учебной частью БОУ СПО «Чебоксарский техникум связи и информатики». Автор 5 работ.
УДК 304.2
ДИСКУРС ДУХОВНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
М.Н. Григорьева
Дается анализ понятия «духовность», состояние духовности современного человека, влияние идей постмодернизма на духовную культуру, основные тенденции религиозного и антирелигиозного движений, отражение процессов глобализации на состояние духовности.
Ключевые слова: духовность, культура, цивилизация, постмодерн, толерантность, эсхатология, экуменизм, глобализация, делокализация, соборность, веротерпимость, любовь.
Методологический анализ генетической связи духовности и культуры позволяет нам глубже понять их взаимопроникновение и взаимозависимость, их единство и дихотомич-ность. Он позволяет нам определить, какой элемент этой дихотомии является ведущим. Первым и основным показателем уровня и качества культуры является ее духовная внутренняя глубина. В связи с этим возникает необходимость определиться с понятием «духовность». В трудах наших современников стало почти нормой деление духовности на религиозную и светскую. Но, если мы признаем то, что духовность есть ядро культуры, а сама духовность выступает в двух ипостасях, религиозной и светской, то отсюда логично вытекает необходимость признания существования двух культур: религиозной и светской. Однако история человечества не дает оснований говорить о наличии в ней двух параллельных культур. Попытки создать так называемую «новую» сугубо светскую культуру терпели фиаско, так как невозможно создать новую культуру без опоры на достижения культур прошлого. Но культуры прошлых эпох имели сугубо религиозные корни.
Духовным стержнем культуры может быть только религия, а не светская идеология. Вытеснение из культуры религиозного, т.е. духовного элемента есть убиение ее души. Западная демократия убивала душу культуры, вытесняя из сферы культуры религию. Посте -
пенно слагается и крепнет культура без веры, без Бога, без Христа и Евангелия. Растет и ширится миросозерцание, обходящееся без Бого-созерцания. Наука достигает высоких успехов в области исследования. Эти успехи ведут к определенным практическим и техническим последствиям и вызывают к жизни общественные явления, которые до такой степени изменяют строение, интересы, вкусы и потребности человеческой души, что человек привыкает обходиться без духовного стержня культуры, религиозно мертвеет, умственно и нравственно вырождается и идет навстречу культурному кризису. На базе рыночной идеологии был создан чудовищный суррогат культуры - «массовая культура». Но истинная культура творится не столько массами, сколько духовной и интеллектуальной элитой общества.
Состояние духовности и культуры современного человечества вызывает все более растущее чувство тревоги за его будущее. На наших глазах происходит девальвация духовных ценностей. Широкие слои людей утратили живую веру и отошли от христианской церкви, но, отойдя от нее, многие остались к ней безразличны; они усвоили себе настроение отчужденности, осуждения и вражды. У одних эта вражда - холодная и пассивная; у других - волевая и организованная, но сравнительно корректная; у третьих - это фанатическая ненависть, принимающая