П.В. КУЗНЕЦОВ
РОЛЬ ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ И.Я. ЯКОВЛЕВА В ВОЗРОЖДЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ЧУВАШСКОГО ЭТНОСА
Ключевые слова: философия жизни, национальное самосознание, просвещение, образование и возрождение.
Философия жизни И.Я. Яковлева по возрождению национального самосознания чувашского этноса выражалась в создании самобытной письменности и литературного языка, просвещении и образовании, внедрении в сознание и поведение этноса нравственных заповедений учения Христа.
P.N. KUZNETSOV
THE ROLE OF I.YAKOVLEVS LIFE PHILOSOPHY IN REVIVING THE NATIONAL SELF-CONSCIOUSNESS
OF THE CHUVASH ETHNOS
I. Yakovlev's life philosophy aimed at reviving the national self- consciousness of the Chuvash ethnos resulted in creating original alphabet and literary language, enlightenment and education the Chuvash people, impregnating their minds with the moral precepts of Christ's teaching.
Индивид конечен, и мировоззрение отдельного человека «живет и умирает» вместе с ним. Но в системе общественных отношений сознание бессмертно. Бессмертны имя и духовное наследие И.Я. Яковлева. Он как великий просветитель, предопределив будущее и предотвратив духовную гибель чувашского этноса, был даром судьбы для чувашей, своего рода духовным «послом неба». Человек, приходя в этот мир, наследует духовную культуру, созданную предшествующими поколениями. В этом механизме освоения ценностей культуры своего народа и других наций духовные традиции, историческое сознание и память занимают особое место. Они являются основой возникновения, функционирования национального самосознания. Мы обращаемся к духовному наследию И.Я. Яковлева не только с целью осознания связей с минувшим, но и исходя из нынешних установок. Вся его деятельность, связанная с решением судьбы чувашского народа, является великой ценностью, которая послужила одним из условий начала возрождения и формирования национального самосознания чувашского этноса. Для возрождения этого феномена необходимо присутствие не только исторической памяти. Оно нуждается во множестве других факторов. Одним из таких условий является наличие своего национально-государственного образования, которое было уничтожено монголо-татарским нашествием. У наших предков в течение семисот лет не было своей государственности.
С юных лет в пламенном сердце И.Я. Яковлева горела искренняя любовь к родному чувашскому народу, желание вывести его из темноты и отсталости. Эта великая и благородная цель определила его гражданскую позицию, стала смыслом его жизни. Жизненная философия И.Я. Яковлева выражалась в следующих принципах: 1) создать чувашский алфавит и письменность на основе кириллицы, издать религиозную, учебную и научно-популярную литературу на чувашском языке; 2) родной язык должен стать орудием первоначального обучения в чувашских школах; 3) богослужение в чувашских церквях должно совершаться на родном языке; 4) в чувашских школах учителями должны быть чуваши; 5) в чувашских школах должны изучаться те же предметы, что и в русских школах, но с учетом специфики этноса; 6) школьный курс в чувашских школах следует удлинить на один год; 7) в Симбирской чувашской школе будущим учителям давать ремесленные, рукодельные, медицинские, музыкальные знания.
Выдающийся просветитель чувашского народа поражал своих современников многогранной и неутомимой деятельностью. Он широко известен как создатель новой чувашской письменности, организатор народного просвещения. Наряду с этим И.Я. Яковлев был собирателем и исследователем чувашского
фольклора, автором букварей и книг для чтения на родном языке, переводчиком, первым чувашским детским писателем и литературным критиком, активным корреспондентом газет и журналов. Вся его деятельность была связана с живыми потребностями общества того времени, преобразованием жизни чувашского народа, его миропонимания и мироощущения. «Национальное развитие родного народа, расцвет его культуры И.Я. Яковлев довел до такого состояния, что чувашская педагогика стала феноменом мировой цивилизации» [1].
Национальное самосознание - это социально-исторический феномен, процесс выработки которого объясняется общественной потребностью на определенном этапе развития человеческого общества, этноса. Перед людьми возникает ряд вопросов, касающихся осознания человеком мира, в котором он живет, самого себя и своего места в окружающей действительности. Национальное самосознание, как явление интегральное, выражает особенности эмоционального, психологического и интеллектуального отношения человека к миру, обществу и людям, другим этносам. Оно раскрывает чувства и разум, сомнения и убеждения, знания и оценку тех или иных явлений и событий действительности. Главная ее функция - быть и оставаться духовным каркасом структуры личности.
Национальное самосознание складывается под воздействием условий жизни, воспитания, образования, а также традиций и функционирует, изменяясь в лучшую или худшую сторону, в течение всей жизни человека. Национальные особенности, общественная психология, сложившиеся под влиянием ряда специфических условий исторического развития данной нации, накладывают свой отпечаток на духовную жизнь народа, его культуру и мировоззрение.
Исторические знания участвуют в формировании национального самосознания. Не может быть и речи об этом сознании, если тот или иной этнос не знает истории своего народа, своей деревни, местожительства, своего рода. И.Я. Яковлев осознавал актуальность и необходимость этих знаний для формирования личности учителя. Историческая память и культ предков занимают достойное место в структуре национального самосознания. Они как духовные феномены участвуют в формировании самосознания и менталитета этноса. В философии жизни И.Я. Яковлева историческая память, культ предков всегда были в центре нравственного воспитания чувашского народа. Не имея исторической памяти, невозможно писать и говорить о культе предков любого народа. Совокупность исторического опыта наших предков, их историческая память являются основой для поддержания в социальной общности высокого уровня национального самосознания, менталитета, без которых ни одно общество, ни один народ не могут существовать как целостность. Историческая память - это таинственная способность, потенциально присущая каждому человеку, переживать историю как собственную духовную биографию. «Историческая память есть необходимое условие духовного самоопределения, без которого невозможна или, во всяком случае, крайне ущербна жизнь в культуре, лишить человека исторической памяти - значит лишить его культуры (в смысле качественного бытия), лишить его духовной определенности, т.е. убить в нем личность» [2].
Игнорирование исторического прошлого приводит к такому состоянию духовного мира человека, в результате которого исчезает целостность нравственных чувств, нарушается преемственность поколений, снижается уровень национального самосознания и менталитета. Ценность и актуальность исторической памяти заключается в сущностном единстве человеческого рода как в пространственном, так и в генетическом аспекте, в преемственности основополагающих, смыслонесущих качеств человеческого бытия, истории предков, их жизнедеятельности. Память - это явление духовного и интеллектуального рода. Прошлое есть фундамент всей культуры: религиозной и светской. Куль-
товое отношение к прошлому наших предков изначально устанавливается в рамках религии, но потом распространяется и на всю культуру.
Память есть отражение вечного. Она есть то, что позволяет противостоять времени и противопоставить вечное всему временному, бренному. Индивидуальная и коллективная память не просто копит информацию, но и формирует человека. Наши предки в воспитании детей и внуков учитывали соотношение прошлого с настоящим и будущим, индивидуальное с родовым, единичное с общим, преходящее с устойчивым. Они понимали и считались с таким феноменом, как, например, к биологическому наследованию родовых признаков добавляются знаковые, символические (культурные) средства передачи жизненного опыта с помощью традиций. Историческая память и традиции рода, семьи, коллектива -это то основание, на котором строится и существует культ предков.
И.Я. Яковлев, получив жизненно-практическое и теоретическое знание, имея свою особую философию, приступил к реализации своего идеала просвещения чувашского народа. «Главное мое внимание, - подчеркивает он, оценивая свою деятельность, - было обращено в течение 50 лет на Симбирскую школу как на учебное заведение, откуда должен был бы исходить свет, разгонявший тьму, висевшую над родным мне чувашским народом» [4].
Открывая школы для детей чувашского народа, принимая решения, определяя стратегию развития, он опирался на реальные духовные ценности народа (особое трудолюбие, прирожденное стремление к знаниям, свету, справедливости, духовному и социальному самовыражению), великий просветитель ввел в свою систему духовного возрождения экономический принцип еще тогда, когда европейцы об этом даже не думали.
Особое место в его философии жизни занимали идеалы. Они, как огоньки надежды, цель жизни и стремление к благородному и достойному в преобразовании сознания и образа жизни чувашского народа, окрыляли И. Яковлева и придавали ему силу и оптимизм. Знания, нравственные ценности, идеалы получили свою жизнь в его уверенности в правильности избранного жизненного пути. Эти убеждения раскрывают устойчивую психологическую установку. Главное в убеждении - это уверенность в правоте своих взглядов. Руководствуясь убеждениями и ради выполнения намеченного, И.Я. Яковлев подчиняет свои чувства, совесть, волю и поступки для выполнения своего решения, чтобы просветить чувашский народ. Убеждения, являясь основным составляющим элементом философии жизни, составили главный стержень его жизнедеятельности.
Возникает вопрос о том, каково место и роль национального самосознания и философии жизни И.Я. Яковлева. На основе истинного знания прошлой и настоящей истории жизни чувашского народа он приходит к выводу о том, что народ не должен находиться в тяжелом экономическом и духовном состоянии. Он нуждается в восстановлении и дальнейшем развитии своего национального самосознания и менталитета на основе просвещения и образования чувашского этноса. Сущность менталитета выражается в том, что он раскрывает духовные основы народной жизни, основные черты характера личности, народа, его духовности и быта, отношение к религии как главному средству очищения и созидания его души, постоянное жертвование собой в пользу других, мира вообще.
Национальное самосознание, будучи и самопознанием, и самоотношени-ем, и самооценкой, формируется на уровне развитой личности под влиянием социального образа жизни, который требует от человека контроля своих поступков и действий, принятия на себя полной ответственности за них. И.Я. Яковлев, осознав настоящее положение чувашей, взял на себя великую ответственность за духовное возрождение своего народа.
Историческое и национальное самосознание становится массовым лишь тогда, когда оно распространено во всех социальных слоях народа. И.Я. Яковлев понимал, что национальное самосознание становится массовым и ведущей силой тогда, когда образование является общедоступным, а национальные идеи, философия жизни народа доводятся до всех слоев населения. Когда говорят о массовом национальном самосознании, то имеют в виду развернутое самосознание, при котором все или большинство членов общности осознают интересы своей нации, своего народа.
Человеческая жизнь - это деятельность, творческое созидание, самовыражение, формы объективизации человека в культуре, позволяющие ему реализовать и познавать самого себя. Каждый индивид проявляет себя в рамках какой-то огромной, многообразной жизни, чувствует себя подчиненным каким-то определенным ее потокам и направлениям. Для И.Я. Яковлева таким потоком жизни была та общественно-политическая и культурно-идеологическая обстановка, которая сложилась в России и Чувашском крае после отмены крепостного права.
Каждый народ имеет желание определить свое место в исторических событиях, но для этого необходимо развитое национальное самосознание. В течение нескольких столетий чуваши испытывали иноземное угнетение, что привело у значительной части народа к потере национального самосознания. Появились чувства национального нигилизма и неверие в будущность по отношению к своему языку, культуре и народу.
И.Я. Яковлев, обладая зрелым уровнем философии жизни, поставил задачу возрождения, развития национального самосознания чувашского народа. В этом он видел смысл своей жизни и деятельности. Философия жизни проявляется на бытовом, житейском, а также на уровне зрелого самосознания, характеризующих разные явления и процессы духовно-психологического состояния человека. Только высокий уровень образования, культуры, т.е. развитый интеллект, зрелое мировоззрение способны постичь философию жизни народа.
В мучительных раздумьях о судьбе чувашского народа И.Я. Яковлева всю жизнь волновали вопросы о том, почему бедны и безграмотны люди, почему чуваши не имеют своей письменности? Каким образом приобщить чувашский народ к культуре и просвещению? Каковы идеалы и ценности, уровни общественной психологии и сознания чувашского народа? Осознав эти проблемы, он должен был четко сформировать концепцию жизни, воспитать национальное самосознание в мировоззрении своих соплеменников.
Смыслонесущие проблемы жизни чувашского этноса И.Я. Яковлев сформулировал в своем «Завещании родному чувашскому народу». Оно выражается в вере в Бога, вечной дружбе и союзе с русским народом, в образовании и просвещении чувашского народа. Он обращается к тем, кому выпало счастье получить образование, любить и уважать друг друга, помогать тем, кто нуждается в помощи. И.Я. Яковлев призывает беречь семьи, так как семья - это опора народа и государства. Он подчеркивает, что семейные заветы были всегда крепки среди чувашей, призывает охранять это сокровище. И.Я. Яковлев, обращаясь к чувашам, завещает уважать и любить труд. Только труд повседневный, большой или малый, преодоление трудностей и честная жизнь принесут в семьи счастье, успех, благополучие. Все призывы И.Я. Яковлева в Завещании чувашскому народу с учетом новых реалий и в настоящее время продолжают оказывать влияние на дальнейшее развитие массового общественного сознания, в том числе на политиков и лидеров национального движения, усиливая в стране прогрессивную доминанту.
Каковы были взгляды И.Я. Яковлева на прошлое, настоящее и будущее? Каково его понимание судьбы чувашского народа? Благодаря развитому нацио-
нальному самосознанию он остро чувствовал интересы своей нации, сопоставлял их с интересами других наций и народов. Это побуждало к такой активной деятельности, в процессе которой реализовывались его интересы с целью возрождения и дальнейшего развития духовного мира чувашского народа. И.Я. Яковлев осознал, что понимание национальных интересов позволяет сохранить свою неповторимость в потоке человеческой истории, уникальность своей культуры, любовь к прошлому и настоящему своего народа, уважение его языка, а также решительно противостоять тем тенденциям, которые могут привести к исчезновению чувашского народа как самостоятельного, древнего исторического этноса.
По мнению И.Я. Яковлева, процесс приобщения чувашей к христианской религии и культуре, просвещению и образованию будет способствовать повышению национального самосознания народа, предотвращению исламской ассимиляции и этнического исчезновения, сближению с русскими.
Свои программные задачи И.Я. Яковлев изложил в докладной записке от 22 декабря 1870 г. попечителю Казанского учебного округа П.Д. Шестакову. Он понимал, что языческая религия не может противостоять исламизации и отатари-ванию чувашей, поэтому выдвигает задачу прививать чувашам христианское учение путем церковной пропаганды и школьного обучения на родном языке. Он поставил цель подготовки кадров учителей в основном из чувашей. В его школе-интернате было подготовлено более 1000 учителей для работы в чувашских школах. Усилиями И.Я. Яковлева и при активном участии его учеников в Поволжье и Приуралье было открыто более 400 чувашских школ. Он поставил задачу создания чувашской письменности, чтобы издавать на чувашском языке религиозную, учебную и другую литературу. Всего им было издано свыше 100 книг и брошюр, которые сыграли решающую роль в повышении грамотности и образованности, культурного уровня и национального самосознания чувашского народа.
И.Я. Яковлев первым из чувашской интеллигенции осознал важность языка как средства повышения национального самосознания и культурного уровня чувашского народа, также понимал, что нельзя ограничиваться знанием лишь чувашского языка. В его школе учащиеся овладевали русским языком, так как для инородцев знание столь же необходимо, как свет или воздух, - утверждал он. Его ученики в этом отношении оправдали надежды своего учителя. Человеческая деятельность характеризует образ жизни народа. Она в основном протекает в «национальных рамках». Общение этноса происходит на языке коренной национальности или на языке межнационального общения. Важнейшим элементом культуры, основной формой проявления национального и личностного самосознания является язык. Язык также выступает в качестве одного из факторов, влияющих на национальные отношения.
Надо отдать должное теоретической интуиции И.Я. Яковлева, опередившего научные представления о роли родного языка в интеллектуальном развитии человека. Для него родной язык был природным, естественным фундаментом, на который могли надстраиваться другие языки, необходимые в качестве инструмента для соприкосновения с другими культурами. Овладение вторым, русским языком было необходимо чувашским детям для того, чтобы обеспечить выход в мировую культуру. Родной язык является носителем исторической памяти народа, может обеспечить перцептивную базу, необходимую для восприятия новой информации. Мировая культура содержит такой объем информации, усвоение которого требует выхода за рамки национального языка. Поэтому И.Я. Яковлев старался, чтобы воспитанники овладели русским языком, непосредственно соприкасающимся с мировой культурой.
Составной частью смысла его жизни является отстаивание им свободы, равноправия, просвещения женщины, чтобы они поднялись до уровня понимания природы национального самосознания. И.Я. Яковлева до глубины души возмущало бесправие, забитость женщин, в которых он видел огромную общественную силу. «Смею думать, - писал он, - что не подлежит сомнению огромное воспитательное влияние женщины как матери, жены, учительницы на воспитание и уклад жизни подрастающих поколений» [3]. В 1878 г. в Симбирской чувашской школе с помощью И.Н. Ульянова он открыл женское отделение с целью подготовки для чувашских школ учительниц из чувашей.
У И.Я. Яковлева формировались убеждения в том, что улучшение материальной и духовной жизни чувашского народа возможно на основе просвещения народных масс. Открытие новых школ, развертывание переводческой и издательской деятельности, показ передовых методов в сельском хозяйстве, различным ремеслам было смыслом всей его жизни.
И.Я. Яковлев распространял передовую русскую культуру среди чувашского народа. Его ориентация на передовую русскую материальную и духовную культуру не означала отрицания им того, что было накоплено чувашским народом в этой области. Сближение чувашей с русскими мыслилось на почве воспитания чувства национального достоинства, сохранения его традиций, языка и самобытной культуры. Все это делалось им для повышения материального благополучия и культурного уровня чувашского народа. В целях привлечения прогрессивных сил общества к делу национального подъема и формирования самосознания чувашей великий просветитель часто пользовался печатным словом.
И.Я. Яковлев рассматривал школу как очаг культуры в деревне, источник распространения грамотности, передовых методов ведения сельского хозяйства, развития ремесел с целью познания природы и облегчения экономического положения крестьянства. Школы должны, по его мнению, вырабатывать у учащихся знания и практические взгляды на мир. Он предлагает проводить занятия в школах в соответствии с народным обычаем, практическими взглядами учащихся на вещи, чтобы объективно существующие предметы и явления мира были познаны в процессе трудовой деятельности.
И.Я. Яковлев высоко поднялся над казенными учеными, для которых граница духа - генерация слов и высокопарных фраз. Великий просветитель видел эту границу иначе - в материализации неосязаемого народного духа. Его школа претворяла в жизнь известную философскую истину, органически связывая теорию с практикой. Усвоение теоретических знаний закреплялось и дополнялось практическими занятиями по привитию жизненно важных и специфических для чувашских крестьян ремесел. И.Я. Яковлев исходил при этом из принципа, согласно которому мышление стыкуется с реальностью через труд, такой труд, который способен доставлять человеку интеллектуальное наслаждение и свободу.
Особенность педагогической системы И.Я. Яковлева состояла в конкретном подходе к приемам обучения и воспитания, ориентированным на формирование чувашской народной духовности. Поэтому его система органически вписывалась в национальное самосознание народа. Только свободный труд, продиктованный изнутри и заложенный народной традицией, может считаться духовной ценностью и вместе с тем средством выживания и саморазвития народа. Труд в школе И.Я. Яковлева, выполнял не только общенациональную, нравственную, но и специфически педагогическую функцию, так как все, что делали учащиеся в мастерских, способствовало закреплению полученных знаний. Главное в формировании личности - это трудовое воспитание. Человек, кем бы он ни был, кем бы ни работал и где бы ни учился, должен трудиться. Упорным трудом и учебой надо добиться знаний, богатства и благополучия. В основу всей жизнедеятельности за-
думанной им школы И.Я. Яковлев решил заложить физический и умственный труд.
В основе философии жизни И.Я. Яковлева труд и трудовое воспитание являются жизненным идеалом и целью формирования национального самосознания. По его убеждению, человек должен трудиться и жить своим трудом. Труд и трудовая деятельность украшают и обогащают человеческую жизнь, являются главной нравственной чертой человека. Учащиеся Симбирской чувашской школы обучались полеводству, луговодству, садоводству, огородничеству, молочному хозяйству. В районе Симбирска была создана школьная усадьба для трудового воспитания учащихся. И.Я. Яковлев постоянно требовал от своих учеников, чтобы они упорно и настойчиво учились и трудились умственно и физически и тем самым повышали авторитет школы, улучшали условия своей жизни. Ориентация на труд как на традицию народа обращена в будущее, а будущее принадлежит созидателям духовных и материальных ценностей - это основная черта чувашского национального характера.
Итак, программа И.Я. Яковлева, его философия жизни по возрождению чувашей и национального самосознания, совершенствованию их образа жизни выражали следующие основополагающие принципы:
1. Создание новой самобытной письменности и литературного языка как основы для развития духовной культуры чувашского народа.
2. Просвещение и образование чувашского народа путем открытия народных школ, распространения знаний и опыта развития сельского хозяйства и различных ремесел.
3. Превращение Симбирской чувашской школы в центр, из которого расходились бы по всем сельским местностям, где живут чуваши, благодеяния русской христианской культуры.
4. Усовершенствование и внедрение в сознание, поведение чувашского народа нравственных заповедей учения Христа.
5. Развитие самобытной чувашской культуры и постепенное приближение ее к уровню современной просвещенной цивилизации.
6. Создание народных читален для просвещения сельского населения.
7. Установление дружбы между чувашским и русским народами, приобщение чувашей к материальной и духовной русской культуре.
Литература
1. Волков Г.Н. И.Я. Яковлев как духовный отец чувашской нации, как ее апостол и пророк / Г.Н. Волков // И. Я. Яковлев и духовный мир современного многонационального общества: тез. доклад. международной конференции. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1998. С. 14-15.
2. Кормер В.Ф. О карнавализации как генезисе двойного сознания / В.Ф. Кормер // Вопросы философии. 1991. № 1. С. 166-186.
3. Яковлев И.Я. Моя жизнь: Воспоминания / И.Я. Яковлев. М.: Республика, 1997. С. 447.
4. Рукописный фонд Чувашского государственного гуманитарного института. Инв. 184. Л. 38-39.
КУЗНЕЦОВ ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ родился в 1960 г. Окончил Чувашский государственный университет. Учитель истории Новошимкусской средней школы Яльчикского района. Область научных интересов - национальное самосознание чувашского народа. Автор более 10 научных и научно-популярных публикаций.