ФИЛОСОФИЯ
'imbirsk
УДК 101.3
Ю.И. ЕФИМОВ
ПОЛОЖЕНИЕ ЭТНОСОВ СИМБИРСКОЙ ГУБЕРНИИ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ
Ключевые слова: этническое сознание, культура, население.
Исследованы вопросы положения этносов в Симбирской губернии XIX - начала XX вв.
Yu.I. EFIMOV
STATE OF THE ETHIC GROUPS IN THE GUBERNIYA OF SIMBIRSK DURING THE 19TH AND THE BEGINNING OF THE 20th CENTURIES
Key words: ethnic consciousness, culture, population.
This publication is dedicated to questions of the ethic groups's state in the guberniya ofÇlmfrrsK during the
19th and the beginning of the 20th centuries.
Начавшиеся в последние десятилетия XX в. процессы этнического возрождения - это особый показатель роста единства этноса, повышения уровня сознания и самосознания его членов, с одной стороны, а с другой - протест, стремление противостоять интернационализации, универсализации, нивелировке своих особенностей. Ключевым критерием независимого бытия этноса, на наш взгляд, является этническое сознание (самосознание). У того или иного этноса в тот или другой исторический промежуток времени может отсутствовать какой-либо объективный признак (например, своя территория или свое государство), однако этнос всё равно осознает себя существующим, целостным и единым организмом. Этническое сознание - при всех его неизбежных внутренних изменениях - это непрерывное опознавание этносом своей непреходящей самости, сохранение и вольное или невольное наследование этноцентризма. Таким образом, основная задача исследования - выявить изменения в социально-политическом положении этносов Симбирской губернии.
В результате анализа этнической истории Среднего Поволжья были выделены три этапа в эволюции этнического сознания: 1) начало XVII - начало XX вв. - дореволюционный период; 2) 1917-1991 гг. - советский период; 3) 1991-2009 гг. - постсоветский период.
Основным источником для исследования послужили архивные и статистические данные. По результатам исследования были сделаны следующие выводы.
Во-первых, к началу XX в. коренные народы Поволжья в той или иной степени сохранили собственную национальную идентичность. В основном это было связано с аграрным характером российской цивилизации. Сельская дореволюционная этническая община представляла собой достаточно изолированное сообщество, сопротивляющееся ассимиляции с другими группами и интеграции с ними. Обладая значительной внутренней сплоченностью, основанной на конфессиональной принадлежности, посредством предписания поведенческих норм, крестьянская община поддерживала и усиливала внутри-групповое единство. В образе дореволюционной сельской общины можно выделить следующие характеристики: религиозность, язык, территориальную этническую сегрегацию, относительно компактное расселение по территории губернии; развитую общинную инфраструктуру (школы, религиозные общества и т.д.); традиционные занятия. Все это давало возможность жить в своей этнической среде и создавало благоприятные условия для поддержания и передачи последующим поколениям языка и обычаев.
Во-вторых, анализ статистических источников позволяет сделать вывод о том, что к концу XIX - началу XX вв. население края преимущественно составляли русские, проживали в сельской местности, были верующими и неукоснительно соблюдали православные, семейные и календарные обряды. По состоянию на 1897 г. русские в Симбирской губернии составляли 67,4%, мордва - 13%, чуваши - 10,3%, татары - 9,3%. Если в целом в Симбирской губернии проживало около 1782 тыс. человек, то в центральном губернском городе Симбирске всего около 150 тыс.
Что касается Симбирска, то он изначально был основан как русский город, не имеющий ничего общего с прежними поселениями мордвы, чувашей и татар, находящихся на его территории до 1648 г. Вплоть до начала Х1Х в. население города оставалось преимущественно русским.
В-третьих, в период роста города в первой половине XIX в. формируется его татарское население, при этом инфильтрация татар происходит напрямую не только из деревень, но и из уездных городов. Татары известны в городе с самого его основания в качестве служилого населения, однако их нельзя относить собственного к горожанам, так как жили они в уезде. Несмотря на то, что вблизи Симбирска были татарские села, значительная татарская община фиксируется в городе только в Х|Х в. Если в 1860 г. мусульман в городе насчитывалось всего 305 человек, то статистика 1916 г. учла уже 9594 человека. Перепись 1897 г. показывает, что почти все татары были мусульманами (1242 мужчины и 935 женщин), 12 татар были православными. Новообращенные в православие татары были маргинальной группой и не образовывали единой общины, часть их - ученики чувашской школы. В 1853 г. в городе появляется первая мечеть. В 1872 г. была основана татарская школа (медресе) во флигеле при дворе мечети. Расселение татар было компактным. Они жили на Лосевой улице и идущей параллельно Татарской улице (имелась еще и Нижне-Татарская улица). В начале ХХ в. татарская община оформляется юридически в Общество мусульман города Симбирска. В 1905 г. симбирская мечеть становится соборной, что оформляет мусульман в официальный «приход». По данным переписи 1897 г., татарская община насчитывала всего 4 представителя купечества, 192 мещанина и 1949 крестьян. Естественно, что крестьянский компонент в то время преобладал над городским. Данные о крестьянском сословии среди татар говорят о преобладании миграционного потока прямо из села, но часть крестьян были коренными жителями Симбирска и владели недвижимостью. Татарская община как культурно, так и организационно была замкнута на себе более других этно-конфессиональных групп города. Прибывающие в город селились в домах и на постоялых дворах татар. Замкнутость проявлялась и в традиционности религиозной жизни, бытовой культуры, семейных обычаев и норм, занятий. Говоря о месте, которое занимала мусульманская община в Симбирске, необходимо заметить, что, несмотря на достаточно серьезные капиталы, сосредоточенные в руках татарских купцов, их не допускали к сословному самоуправлению, они не участвовали в работе ярмарочной комиссии. Здесь мы не наблюдаем такого дуализма, который отмечен, например, в Казани в работе и структуре мещанского общества. Активизация татарской общины, как правило, влекла за собой некоторое противодействие со стороны губернских и городских властей [1]. Вместе с тем татары-мещане не дискриминировались мещанским обществом, как это происходило, например, с чувашами. Татары участвовали в работе самоуправления на городском уровне. Таким образом, татары являлись в конце Х1Х - начале ХХ вв. второй по численности этнической группой в структуре населения Симбирска и смогли создать городскую общину, выполнявшую функции организации религиозного быта татар-мусульман, организации образования, выражения интересов татар в органах городского самоуправления.
Философия
141
В-четвёртых, адаптация чувашей к городской среде происходила в несколько иных условиях и не завершилась созданием общинной организации. Этому препятствовали как незначительное число чувашских семей в городе, так и политика православной церкви, усматривающей в общинной организации православных чувашей признаки сектантства. Вплоть до 60-х годов Х1Х в. чуваши проживали исключительно в деревне. Доля чувашей в городском населении составляла 0,73%, что не соответствовало доле чувашей в губернии (10,3%). По этой причине при переселении в город представители чувашей не только сталкивались с новой этнической обстановкой, но и должны были адаптироваться к неизвестной им ранее городской культуре. Своеобразным вариантом организации городской этнической общины можно считать открытую в 1868-1871 гг. при активном содействии чувашского просветителя И.Я. Яковлева чувашскую школу, которая, по сути, была интернатом, т.е. дети постоянно жили здесь, разъезжаясь летом на каникулы. При школе была создана церковь. Половина всего чувашского населения Симбирска (166 человек) была связана со школой Яковлева. Деятельность школы оказала огромное влияние на формирование социальной культуры, в том числе и на семейно-общинную организацию чувашей. Симбирская чувашская школа стала своеобразным культурным центром для всего чувашского народа, а не только для города. Ученики и соратники И.Я. Яковлева проделали огромную работу по созданию чувашской письменности и переводу книг на чувашский язык.
Данные переписи 1897 г. показывают, что среди мещан города был всего один чуваш, шесть мужчин относились к духовенству, но подавляющее большинство чувашского населения города - крестьяне (282 человека). К дворянству и почетным гражданам относилось шесть человек. Отношение к чувашам со стороны городского населения было негативным. Достаточно упомянуть, что само название «чуваш» было ругательным. В то же время «чувашская община» поддерживалась русской интеллигенцией и купечеством. В большей степени это было связано с тем, что к деятельности школы власти, да и горожане, относились как к «обрусению». Школа рассматривалась как рассадник русской культуры среди «темных» чувашей, где не должно было быть места для чувашских традиций. Главным условием со стороны городских властей, как и в случае с татарской школой, было изучение русского языка. Чуваши очень трудно воспринимали русский язык, и до конца дней большинство говорило с акцентом [4].
Уже во второй половине Х1Х в. отмечается некоторое «размывание» чувашской этнической самоидентификации. Деревенские чуваши хотя и были православными, придерживались языческих обычаев. Язычество ставило их на более низкий уровень по отношению к татарам и русским, исповедовавшим мировые религии. Так или иначе, чуваши подвергались сильному влиянию со стороны татарской этнической культуры, которая приводила к ассимиляционным процессам в среде чувашей [3. С. 21]. Что касается ассимиляции чуваш русскими, то они слабо подвергались русскому влиянию [2]. И хотя в ХУШ - Х|Х вв. большая часть чувашей была крещена и языческая религия в чистом виде перестала существовать, элементы древних обрядов сохранились у некоторых чувашей до сегодняшних дней.
Таким образом, можно прийти к выводу, что к концу Х1Х - началу ХХ вв. в Симбирском (Ульяновском) Поволжье сложилась поликультурная этническая и религиозная традиция. Главенствующее положение занимала русская этническая культура. Русские обладали доминирующим правом в социально-политической сфере общества.
Татары с явной дискриминацией в свой адрес не сталкивались, в то же время в латентном виде она существовала. Что касается чувашского населения, то оно подвергалось двойной дискриминации: как со стороны русских, так и со стороны татар. Если вести речь о мордовском населении, то уже в тот период можно отметить сильно выраженные аккультурационные и ассимиля-
ционные процессы. В целом интенсивность процесса этнической ассимиляции определить трудно, но то, что он имел место, несомненно.
Поселения области подвергались взаимному влиянию частично из-за ассимиляции, частично из-за этнокультурных связей. Новая географическая среда и соседство с нерусскими народами наложили свой след и на материальную культуру русских Ульяновского Поволжья. В свою очередь, славянская культура оказала большое влияние на жизнь нерусских народов Симбирского края. Аккультурация местного населения в первую очередь проходила как христианизация. Так, в результате тесного общения с русскими, особенно в районах преобладающего по численности русского населения среди мордвы эрзя, издавна началось развитие ассимиляционных процессов. Мордва сравнительно легко принимала христианскую веру, ибо в их религии находились аналоги христианским легендам о богах. Татары, в первую очередь из-за приверженности к мусульманству, почти не были подвержены обрусению. Ими воспринималась не столько русская этническая культура, сколько культура европейская, с которой они знакомились через русскую городскую культуру.
Литература
1. ГАУО. Ф. 88Б. Оп. 4. Ед. хр. 268. Л. 6.
2. Симбирские губернские ведомости. 1876. № 92.
3. Симбирские епархиальные ведомости. 1897. № 1. С. 21.
4. Яковлев И.Я. Моя жизнь: Воспоминания. М.: Республика, 1997. С. 129.
ЕФИМОВ ЮРИЙ ИЛЬИЧ - старший преподаватель кафедры общегуманитарных дисциплин, Чувашский филиал Московского гуманитарно-экономического института, Россия, Чебоксары ([email protected]).
EFIMOV YURIY ILYICH - senior teacher, Chuvash Branch of Moscow Humanitarian and Economics Institute, Russia, Cheboksary.
УДК 338:631
Г.В. КАЛИНИНА, A.A. ЛЕБЕДЕВА
КЛЮЧЕВЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА*
Ключевые слова: социальное развитие, управление социальным развитием, качество жизни.
С позиции философского знания обоснована авторская исследовательская парадигмы проблем социального развития, имеющих специфику их проявления в трансформирующемся обществе рыночного типа. В результате изучения информационных и практических источников авторами предложены концептуально новые подходы к осмыслению и практической реализации ключевых концептов социального развития общества.
G.V. KALININA, A.A. LEBEDEVA KEY METHODOLOGICAL CONCEPTS STUDY SOCIAL DEVELOPMENT SOCIETY
Keywords: social development, social development management, quality of life. From the perspective of philosophical knowledge is based on the author's research paradigm of social development, with specific manifestations of market-oriented society in transition. As a result of the study information and practical sources authors proposed conceptually new approaches to understanding and implementing key concepts of the social development of society.
Проблемы социального развития имеют специфику их проявления в трансформирующемся обществе рыночного типа и, как следствие, с позиции философского знания требуют обоснованной авторской исследовательской парадигмы.
В результате изучения информационных и практических источников авторами предложены концептуально новые подходы к осмыслению и практической реализации ключевых концептов социального развития общества.
* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 110200015а).