Научная статья на тему 'Вопросы национального и межнационального воспитания и обучения студентов вуза'

Вопросы национального и межнационального воспитания и обучения студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ / EDUCATIONAL SYSTEM / REFORM OF EDUCATIONAL SYSTEM / INTERNATIONAL RELATIONS / EDUCATION OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреев Альберт Викентьевич

Рассмотрены вопросы межнациональных отношений и межнационального воспитания студентов учреждений профессионального образования, методы решения национального вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUESTIONS OF NATIONAL AND INTERNATIONAL EDUCATION OF STUDENTS IN THE ACADEMY

The article is devoted to the questions of international relations and international education of students in the academy. The methods of solving of national question were looked through.

Текст научной работы на тему «Вопросы национального и межнационального воспитания и обучения студентов вуза»

УДК 378.018

А.В. АНДРЕЕВ

ВОПРОСЫ НАЦИОНАЛЬНОГО И МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Ключевые слова: система образования, реформирование системы образования, межнациональные отношения, воспитание студентов.

Рассмотрены вопросы межнациональных отношений и межнационального воспитания студентов учреждений профессионального образования, методы решения национального вопроса.

A.V. ANDREEV

THE QUESTIONS OF NATIONAL AND INTERNATIONAL EDUCATION OF STUDENTS IN THE ACADEMY

Key words: educational system, reform of educational system, international relations, education of students.

The article is devoted to the questions of international relations and international education of students in the academy. The methods of solving of national question were looked through.

В настоящее время актуальна задача дальнейшего совершенствования системы образования и профессиональной подготовки в соответствии с потребностями общественного развития. Важным звеном этой системы являются высшие учебные заведения, которые призваны вести подготовку специалистов высшей квалификации для хозяйства страны, её науки и культуры.

Извлекая уроки из прошлого, необходимо наметить в этом плане эффективные меры в вузах по совершенствованию национального, межнационального воспитания студентов, признавая приоритет национальных и общенациональных ценностей.

Согласно устоявшемуся в советское время стереотипу многие годы считали, что национальные проблемы в стране решены раз и навсегда, что приводило к сложным, иногда и к драматическим конфликтам (Чечня, выход из Федерации союзных республик и т.д.). Обострение национальных, межнациональных отношений связано с экономическими трудностями, производственными проблемами, запущенностью национального и межнационального воспитания, недостатками в удовлетворении национально-культурных запросов.

Многие школьники и студенты не знают родного языка, истории, литературы. Утрачиваются национальные традиции, обычаи, ремесла. Это произошло потому, что административно-командная система страны порой игнорировала национальные потребности, в том числе в развитии как среднего, так и высшего образования. В них в большем объеме изучали только русский язык и русскую культуру, а в меньшем - язики и литературу этнических групп и народностей. Среди студентов некоторых вузов нередко наблюдались факты неприятия другой культуры, языка.

Важнейшим условием удовлетворения национально-культурных запросов может и должно быть новое содержание образования. Вот почему в последние годы во многих вузах Чувашии совершенно справедливо учащиеся и студенты изучают историческое прошлое, язык, фольклор, искусство, обычаи и обряды чувашского народа, т.е. не только нерусский студент должен постигать русский язык и культуру, но и студенты других национальностей, обучающиеся в Чувашской Республике, приобщаются к языку, истории и культуре чувашского народа.

В современных условиях оптимальным вариантом для нашей страны является национально-русское или русско-национальное двуязычие. Без истории, безусловно, нет народа. Однако, по данным социологических исследований, в Чувашии только 11% студентов считают, что знают историю и культуру родного народа. Здесь, вне всякого сомнения, нельзя замыкаться преподаванием истории, культуры только своего народа, будущим специалистам высшей категории необходимо давать больше информации и знаний по истории и культуре других народов, показывать участие представителей всех народов в созидании отечественной и мировой цивилизации, так как каждый народ внес свой вклад в общечеловеческие ценности. На лекциях в вузах Чувашии по физико-математическим, биолого-химическим, историко-географическим и другим дисциплинам многие преподаватели показывают вклад выдающихся представителей чувашского народа в развитие конкретной науки, что, несомненно, способствует органичному соединению национального и общеобразовательного компонентов в содержании обучения студентов. Так, в лекциях преподавателей вузов Чувашской Республики достойное место занимают имена химика И.И. Корнилова, в изобразительном искусстве - Н.В. Овчинникова, в науке - корабела А.Н. Крылова, в литературе - К.В. Иванова, в языке - Н.И. Ашмарина и др.

Безусловно, вузы Чувашии не готовят специалистов только для своей республики, поэтому студенты технических вузов прежде всего через русский язык получают широкий доступ к новейшей информации. Однако будущим учителям, врачам, юристам незнание титульного языка республики будет мешать контакту с людьми, приобщению к истории, литературе, традициям, обычаям и т.д. В то же время нельзя забывать о последовательном межнациональном воспитании студентов, ибо национальная замкнутость во все времена еще никому пользы не принесла.

Таким образом, следует толерантно решать национальные и межнациональные, общечеловеческие проблемы в стенах вуза, приобщать студентов к истинной национальной и общечеловеческой культуре, воспитывать в них высокую интеллигентность и уважение.

Литература

1. Всемирный доклад по культуре 2000+: культурное многообразие, конфликт и плюрализм. М.: ЮНЕСКО; МАГИСТР-пресс. 2000. 416 с.

2. Гасанов З.Т. Формирование культуры межнационального общения в многонациональном регионе / З.Т. Гасанов // Педагогика. 1994. № 5. С. 14-16.

3. Кабаканова С.Ш. Содержание образования и формирование культуры межнационального общения / С.Ш. Кабаканова, К.А. Утеева // Советская педагогика. 1991. № 9. С. 6-8.

4. Матис В.И. Проблема национальной школы в поликультурном обществе / В.И. Матис. Барнаул: Диалог-Сибирь, 1997. 336 с.

5. Матис В.И. Педагогика межнационального общения: учебник для студентов вузов / В.И. Матис. Барнаул: Аз Бука, 2003. 510 с.

6. Об образовании: Закон Российской Федерации № 12-Ф3 от 13.01.1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 150.

АНДРЕЕВ АЛЬБЕРТ ВИКЕНТЬЕВИЧ - директор, Новочебоксарский филиал Института экономики, управления и права (г. Казань), Россия, Новочебоксарск ([email protected]).

ANDREEV ALBERT VIKENTIEVICH - director, Novocheboksarsk office of Institute of Economics, Management and Law, Russia, Novocheboksarsk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.