Научная статья на тему 'Воспитание дисциплинированности учеников в школах раздельного обучения (1943-1954 гг. )'

Воспитание дисциплинированности учеников в школах раздельного обучения (1943-1954 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ / УЧАЩИЕСЯ / РАЗДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ / THE ABILITY TO MAINTAIN DISCIPLINE / PUPILS / SEPARATE EDUCATION / UPBRINGING OF THE ABILITY TO MAINTAIN DISCIPLINE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Cтельмашук Жанна Григорьевна

В статье проанализирована проблема воспитания дисциплинированности учащихся в отечественной школе в условиях раздельного обучения (1943-1954 гг.). Выяснено, что тенденции в воспитании дисциплинированности учащихся в отечественной школе в течение исследуемого периода были обусловлены влиянием общественно-политических факторов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание дисциплинированности учеников в школах раздельного обучения (1943-1954 гг. )»

Воспитание дисциплинированности учеников в школах раздельного обучения (1943-1954 гг.)

Стельмашук Ж. Г.

Стельмашук Жанна Григорьевна /Stelmashuk Zhanna Grigoryevna - старший преподаватель, кафедра теории и методики воспитания,

Ровенский государственный гуманитарный университет, г. Ровно, Украина

Аннотация: в статье проанализирована проблема воспитания дисциплинированности учащихся в отечественной школе в условиях раздельного обучения (1943-1954 гг.). Выяснено, что тенденции в воспитании дисциплинированности учащихся в отечественной школе в течение исследуемого периода были обусловлены влиянием общественно-политических факторов.

Abstract: the problem of upbringing pupil’s discipline in our country in the conditions of separate education (1943-1954s) is investigated in the article. It is brought out that tendenciens in upbringing pupil’s discipline in our country during the investigation period were caused by the influence of social-political factors.

Ключевые слов: дисциплинированность, учащиеся, раздельное обучение, воспитание

дисциплинированности.

Keywords: the ability to maintain discipline, pupils, separate education, upbringing of the ability to maintain discipline.

Актуализация проблемы гендерного образования и проблемы воспитания дисциплинированности учащихся разного пола вызывают закономерный интерес к освоению исторического опыта деятельности отечественных мужских и женских школ в 1943-1954 гг., функционировавших в сложных общественно -политических условиях в стране, имеющих немало общего с современными условиями.

Исследованию отдельных аспектов проблемы воспитания дисциплинированности учащихся в мужских и женских школах (1943-1954 гг.) как историко-педагогической проблемы посвящены труды А. Ахмадеевой, Л. Гошуляк, О. Петренко, М. Потаповой, Л. Пресняковой, А. Пыжикова [1; 2; 6; 7; 8; 9] и др. Однако целостного анализа содержания, форм и методов воспитания дисциплинированности учащихся в мужских и женских школах отдельно пока нет.

В результате введения раздельного обучения мальчиков и девочек в 1943 г. на территории УССР в связи с Постановлением № 789 Совета Народных Комиссаров СССР от 16 июля 1943 г. «О введении раздельного обучения мальчиков и девочек» мужские и женские школы открывались в крупных промышленных городах, а в сельской местности школы оставались совместными [3, с. 203-205]. Содержание учебно-воспитательного процесса оставалось общим для всех типов школ, за исключением военной, физической и трудовой подготовки учеников разного пола.

Проблема воспитания дисциплинированности учащихся, как в женских, так и в мужских школах, не была проблемой сугубо воспитательной работы. Как показал анализ, вся учебно-воспитательная работа школы была сконцентрирована вокруг «Правил для учащихся», которые были приняты постановлением СНК РСФСР № 692 от 2 августа 1943 г. и охватывали все стороны жизни учащихся [5]. Их внедрение в практику работы школы было под жестким контролем органов власти и было составляющей практически всех участков учебно-воспитательного процесса.

Библиографический поиск дал основания утверждать, что теоретических наработок, методических рекомендаций по организации воспитания учащихся женских и мужских школ на уровне психологопедагогической науки не было. Исключение составляют публикации известных в исследуемый период педагогов и психологов К. Львова [4], М. Тимофеева [11] и А. Раевского [10], которые в своих исследованиях акцентировали внимание на необходимости организации учебно-воспитательного процесса на основе учета психофизических особенностей учащихся разного пола. Анализ практики школьного обучения исследуемого периода свидетельствует, что учет психофизических особенностей мальчиков и девочек сводился к экспериментированию в выборе методов преподавания учебных дисциплин.

Воспитание дисциплинированности в школах раздельного обучения осуществлялось в контексте нравственного воспитания и оговаривалось основными задачами, которые стояли перед школами: женскими («воспитание советской женщины, всесторонне развитой, культурной участницы строительства новой жизни») и мужскими («воспитание качеств мужчины»); обеспечивалось, как свидетельствует проведенный анализ, прежде всего, постановкой четких требований, созданием режима, системы дежурств, надзора и контроля за поведением учащихся в соответствии с принятыми «Правилами для учащихся» (1943).

Основными формами дисциплинирования учеников мужских школ, как и женских, были классные, пионерские и комсомольские собрания, пятиминутки, политинформации, культпоходы в кино и театр, экскурсии, подготовка стенгазет, конференции, диспуты, вечера и др., а среди методов воспитания - беседа, убеждение, разъяснение, пример, поручение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, режим труда и отдыха, методы поощрения, наказания и др. Необходимо заметить, что наиболее разнообразной и разносторонней была система кружковой работы, которая больше всего отвечала интересам и психофизическим особенностям учащихся разного пола.

Как свидетельствует анализ, в женских школах нарушений дисциплины было значительно меньше, чем в мужских школах, что связано с психофизическими особенностями учащихся. Поэтому в мужских школах, в отличие от женских, воспитание дисциплинированности начиналось с постановки более четких, решительных требований, подкрепленных разъяснениями, контролем и надзором; система дежурства учащихся, педагогов, родителей и общественности была более строгой, более регламентированной, а наиболее часто используемым методом воспитания было наказание во всех его формах, предусмотренных приказом «Об укреплении дисциплины в школе» (1944, 1951).

Итак, трудности в воспитании дисциплинированности учащихся, как женских, так и мужских школ, заключались в том, что в системе школьного образования не было создано надлежащих условий, а именно: не обеспечено соответственное материально-техническое оснащение, не обеспечено оптимальное количество учеников в классах, которые на тот момент были переполнены, установлен строгий контроль и режим, не учтены особенности нравственного воспитания учащихся разного возраста. Педагоги школ практически не были готовы к осуществлению процесса воспитания дисциплинированности в условиях раздельного обучения девушек и юношей, а потому методы воспитания были ориентированы на формальное заучивание «Правил для учащихся» без их осознанного усвоения; характерным было применение шаблонных методов воспитания независимо от конкретной ситуации, без изучения мотивов поведения учащихся, без учета возрастных, индивидуальных, а главное - психофизических особенностей учащихся разного пола, которые должны были бы стать основным критерием в выборе форм и методов работы в воспитании дисциплинированности как одной из первопричин введения раздельного обучения. Однако неоспоримым является то, что само построение системы воспитания дисциплинированности учащихся было, на наш взгляд, оправдано в сложных общественно-политических условиях, сложившихся в 1943-1954 годах в стране.

Литература

1. Ахмадеева А. В. Воспитание сознательной дисциплины в советской педагогике // Известия Российского государственного университета им. А. И. Герцена. - Аспирантские тетради: Научный журнал. СПб.,

2008. Выпуск № 27 (61). С. 335-339.

2. Гошуляк Л. Д. Образовательный процесс в школах Среднего Поволжья в 1943-1954 гг. на основе гендерного похода // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки.

2009. № 3 (11). С. 138-145.

3. Директивы ВКП(б) и постановления Советского правительства о народном образовании: сб. докум. за 1917-1947 гг. М.; Л.: АПН РСФСР, 1947. Вып. 2. 295 с.

4. Львов К. Совместное обучение в прошлом и настоящем // Сов. педагогика. 1945. № 10. С. 38-46.

5. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. 1917-1973 гг.: сб. докум. М.: Педагогика, 1974. 560 с.

6. Петренко О. Б. Гендерний вимiр шкшьно! освгги в Укра!ш (ХХ столитя): монографiя ^вне: Видавець Олег Зень, 2010. 530 с.

7. Потапова М. Раздельное обучение мальчиков и девочек в советской школе (1943-1954 гг.) // Гендерное устройство: социальные институты и практики: сборник статей, СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2005. С. 107-127.

8. Преснякова Л. Ю. Раздельное обучение в общеобразовательных учебных заведениях Среднего Поволжья (60-е годы XIX - 50-е годы XX веков): Дисс. ... канд. пед. наук. Пенза, 2010. 197 с.

9. Пыжиков А. В. Раздельное обучение в советской школе // Педагогика. 2004. № 5. С. 78-82.

10. Раевський О. Розд№не навчання в радянськш школi // Радянська школа. 1945. № 3. С. 3-12.

11. Тимофеев М. Г. Совместное и раздельное обучение в прошлом и настоящем // Сов. педагогика. 1945. № 4. С. 6 -13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.