Научная статья на тему 'Методологические основы формирования готовности старшеклассников-мальчиков к выбору профессии в условиях раздельного обучения'

Методологические основы формирования готовности старшеклассников-мальчиков к выбору профессии в условиях раздельного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
раздельное обучение / совместное обучение / профессиональное самоопределение / дидактогения / separate education / united education / professional self-determination / didactogenia

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ганеева А. А.

Проблема выбора профессии, самоопределения в ней, успешного становления и закрепления в избранной сфере профессиональной деятельности была всегда в центре внимания государства и общественности. В современной России в условиях жесткой конкуренции, появления незанятого населения требуется подготовка к выбору профессии учащейся молодежи уже в стенах общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of choosing future profession and self-determination, successful becoming and keeping in the chosen sphere has always been in the centre of attention of states and the society. In modern Russia some preparation to career choosing in conditions of strict competition is required starting immediately from school.

Текст научной работы на тему «Методологические основы формирования готовности старшеклассников-мальчиков к выбору профессии в условиях раздельного обучения»

УДК 37

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ-МАЛЬЧИКОВ К ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ В УСЛОВИЯХ РАЗДЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

© А. А. Г анеева

Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой Россия, Республика Башкортостан, 453103 г. Стерлитамак, пр. Ленина, 49.

Тел.: +7 (3473) 43 31 52.

E-mail: [email protected]

Проблема выбора профессии, самоопределения в ней, успешного становления и закрепления в избранной сфере профессиональной деятельности была всегда в центре внимания государства и общественности. В современной России в условиях жесткой конкуренции, появления незанятого населения требуется подготовка к выбору профессии учащейся молодежи уже в стенах общеобразовательной школы.

Ключевые слова: раздельное обучение, совместное обучение, профессиональное самоопределение, дидактогения.

Раздельное обучение - практика обучения, в которой мальчики и девочки обучаются не в смешанных классах, а раздельно, или даже в разных школах и разных учебно-воспитательных учреждениях. Соответственно, существуют пансионы, гимназии, предназначенные только для одного пола. Раздельное обучение существовало и существует в разных странах в разные периоды. Подобное обучение практиковалось в Российской империи почти во всех средних учебных заведениях: пансионах, гимназиях, прогимназиях, реальных училищах и т. д. Исключение составляли коммерческие училища и некоторые частные учебные заведения, где допускалось совместное обучение. Объем знаний, которые давались в женских учебных заведениях, и права, которые получали их выпускники, были меньше, чем у выпускников мужских учебных заведений. Тем не мене, в дореволюционных учебных заведениях реализовывалась идея раздельного обучения. Мальчики могли учиться в гимназиях, лицеях и вузах, а для девочек существовали специальные образовательные учреждения, предлагающие своеобразный набор дисциплин в основном по домоводству. Высшее образование было недоступным для женщин до конца XIX века. В РСФСР в мае 1918 года было введено обязательное совместное обучение мальчиков и девочек. Эта мера должна была устранить неравноправие женщин и мужчин в области образования, существовавшее до этого. Образование в СССР оставалось таким и впоследствии.

В 1943 году в СССР опять ввели раздельное обучение для мальчиков и девочек. Реформа затронула малую часть учащихся, например, для РСФСР число школ с раздельным образованием не превышало 2% от их общего количества. Данная реформа оценивалась как не очень успешная: по сравнению с совместным обучением преимуществ в организации педагогического процесса не было, но были трудности в воспитательной работе. Учитывая пожелания родителей, учителей и общественности, Постановлением Совета Министров СССР от 1 июля 1954 года было восстановлено совместное обу-

чение мальчиков и девочек во всех школах с 1954/1955 учебного года.

Большинство россиян к идее раздельного обучения относится резко отрицательно. В преимуществах такого обучения убеждены лишь 9% наших граждан. А 76% полагают, что лучше, когда мальчики и девочки учатся вместе.

На наш вопрос «стоит ли в России увеличить число школ с раздельным обучением» 72% респондентов ответили «нет», 11% - «да», 17% затруднились с ответом. При этом большинство респондентов говорили о том, что дети при совместном обучении приобретают необходимые навыки общения (30%), «лучше познают друг друга» (9%), «дети лучше адаптируются к жизни» (5%), «развивается взаимопонимание полов» (12%), «у девочек лучше проявляется женственность, а у мальчиков - качества мужчин» (2%) и т. д.

Воспитание и обучение детей в школе во многом зависит от того, как дети того или иного пола воспринимаются учителем, какие роли он приписывает мальчикам и девочкам, а главное учитывает ли их половые особенности при подаче учебного материала и воспитании. Ведь вся учебнометодическая литература практически бесполая. По этому поводу В. Д. Еремеева и Т. П. Хризман пишут: «Во многих методических пособиях, рекомендациях, учебниках, книгах мы видим неумолимое: «Ребенок в 1 год должен... в 4 года должен... к 7 годам должен... » и приводятся таблицы по возрастам: что должен уметь бесполый ребенок. А вот таблицы таких показателей, как рост и вес составлены отдельно для мальчиков и девочек, однако их сравнительно мало. Значит, вес тела разный, вес мозга, соответственно, разный, а все то, что является результатом их деятельности (произвольные движения, восприятие и анализ информации, мышление, память и т.д.), одинаковое? Конечно, нет». Важно и другое: нужно корректировать оценки, которые дают педагоги (да и вообще взрослые) мальчикам и девочкам. Опрос учителей, проведенный В. Д. Еремеевой и Т. П. Хризман на предмет

выявления характеристик их учащихся, выявил, что негативные характеристики приписывались мальчикам значительно чаще, чем девочкам. Приведенные примеры свидетельствуют о разном подходе педагогов к мальчикам и девочкам на интуитивном уровне, во многом ведущем к неадекватному отношению к детям разного пола [1].

Многие авторы отмечают различия в характере познавательных интересов мальчиков и девочек: девочкам присущ интерес к предметам гуманитарного цикла, а мальчикам - естественнонаучного. Еще Н. Д. Левитов [2] выявил, что мальчики чаще выбирают математику, а у девочки - литературу.

Повсеместно у юношей на первом месте стоит устойчивый интерес к математике, на втором - к физике и на третьем - к истории. Из предметов, которые не нравятся, у юношей на первых местах находятся иностранный язык, астрономия, обществоведение. Очевидно, что интерес к разным учебным предметам у мальчиков и девочек разный в силу их природных различий в направленности на восприятие и познание окружающего мира.

Различия в способностях мальчиков и девочек, выявленные психологами, также являются основанием для постановки вопроса об их разнополом обучении. Споры о достоинствах и недостатках совместного или раздельного обучения мальчиков и девочек продолжаются до сих пор. До сих пор в мире существуют две модели организации школьного обучения: американская, в которой обучение мальчиков и девочек осуществляется совместно, и европейская, где для мальчиков и девочек существуют раздельные школы. Для каждой из этих моделей существует своя идеология. Для совместных школ декларируются товарищеские, дружеские и равноправные отношения между мальчиками и девочками. Полагают, что в результате совместного общения мальчики будут «обогащаться» положительными качествами девочек (сдержанность, деликатность) за счет их смягчающего и возвышающего влияния, научатся уважать женщин, а девочки под влиянием общения с мальчиками освободятся от излишней робости, станут менее легкомысленными. Если же мальчиков и девочек будут воспитывать и обучать раздельно, то это помешает в будущем созданию семьи.

Эти несколько наивные ожидания и опасения явно уступают по весу отрицательным сторонам совместного обучения. Г. М. Бреслав и Б. И. Хасан [3] справедливо отмечают тот факт, что в определенный возрастной период «слабый» пол становится явно сильнее «сильного» пола, поскольку девочки в своем развитии на год-полтора опережают мальчиков. Более раннее половое созревание девочек приводит к явному рассогласованию их психологических установок и ожиданий с установками мальчиков. Девочки хотят, чтобы к ним относились уже не как к бесполым существам, у мальчиков же эти пожелания и требования не находят понимания и соот-

ветствующего ответа, так как они остаются в половом отношении физиологически инфантильными, хотя формально и признают половую дифференциацию и специфику взаимоотношений между полами. Более того, у мальчиков в этом возрасте появляется тенденция не только к избеганию общения с девочками, но и к полному размежеванию с ними.

Противники совместного обучения отмечали в начале XX в., что установление товарищеских отношений между мальчиками и девочками приводит к уменьшению браков среди образованных людей, так как сила физиологического притяжения обратно пропорциональна чувству дружбы. Конечно, это объяснение выглядит надуманным, но бесспорным остается факт, что любовь исчезает, а вместе с ней и глубина чувств. С утратой идеализированного образа, отмечает Г. М. Бреслав [3], исчезают и ориентиры для самосовершенствования любящих друг друга юношей и девушек. У учащихся 8 - 9-х классов явно преобладают силовые, грубые формы взаимодействия, причем девушки успешно используют именно «мужские» средства.

Парадокс современной общеобразовательной школы состоит в том, что содержание учебных планов и учебных предметов имеет явно технократическую и естественно-научную направленность, т. е. в основном мужской уклон. Осуществлять же эту стратегическую линию должны в большинстве своем учителя-женщины, предъявляющие требования (прилежание, усидчивость, дисциплинированность), которые ближе девочкам. Предварительные объяснения задания исключают этап поиска, который присущ мужскому интеллекту. Мальчику надо до всего дойти своим умом, тогда он лучше поймет и запомнит принцип решения задачи.

Половые различия в профессиональной направленности, пишет Б. Г. Ананьев [4], заметны уже на ранних этапах развития детей. Даже в возрасте 24 недель, когда влияние среды еще едва заметно, у девочек гораздо выше интерес к фотографиям человеческого лица, чем к предметам. Мальчики же этого возраста проявляют больший интерес к геометрическим фигурам, чем к лицу. Конечно, нельзя говорить о профессиональной направленности младенцев. Скорее речь должна идти о некоторых психологических особенностях, которые в будущем могут повлиять на склонность к той или иной профессиональной деятельности. С. В. Ковалев, отмечает, что в возрасте 1.5-2 лет отчетливо проявляется большая склонность мальчиков к преобразующей деятельности, тогда как девочки предпочитают проявлять активность в установленных рамках. Мальчики этого возраста стремятся к анализу внутренних механизмов и смысла явлений и обстоятельств, а девочки обращают внимание на качество и полезность объектов. Это проявляется и в школьные годы, когда активность мальчиков в разных мероприятиях зависит от уяснения ими их смысла и значения, в то время как девочкам доста-

точным оказывается внушенное или внешне заданное значение вещей [5].

У мальчиков 6-7 лет 70% составляют рисунки с индустриальным пейзажем, в то время как у девочек таких рисунков всего 6%. В трудовой деятельности девочкам (55%) интересен хозяйственно-бытовой труд, шитье; мальчики же предпочитают работу с деревом, конструктивную деятельность.

По данным ряда исследователей, в ручном труде мальчики более решительны и настойчивы в достижении цели. Неудивительно, что половые различия учащихся оказывают существенное влияние на профессиональное самоопределение и общее перспективное планирование жизни. По данным И. Н. Вакуловой [6] юноши отдают предпочтение тех-нономическим профессиям.

Согласно Л. А. Головей [7], среди девушек преобладает социальная, артистическая направленность, а среди юношей - предпринимательская и исследовательская. Однако вряд ли этот вывод полностью соответствует действительности. Связь гендерных установок с выбором профессии скорее постулируется, чем доказывается. При этом не учитывается такой фактор, как оплата труда в той или иной профессии (что имеет значение для мужчин как кормильцев семьи), наличие в данной местности тех или иных профессиональных учебных заведений и промышленности и т.д. Думается, что, несмотря на известное влияние гендера на формирование профессиональной направленности, его роль не следует абсолютизировать.

У юношей профессиональное самоопределение формируется в русле общей жизненной перспективы и органически входит в него. На их профессиональное самоопределение влияют факторы дальней перспективы: чем лучше определены планы на дальнейшую жизнь, тем выше уровень сформированно-сти профессионального плана и степень уверенности в правильности профессионального выбора. У девушек жизненное и профессиональное самоопределение не связаны между собой, для них характерна большая эмоциональность и ситуативность самоопределения, менее целостное мировоззрение. Ближайшие планы девушек определяются в основном познавательными интересами и уровнем эмоциональной возбудимости. У юношей на планирование ближайшей перспективы большое влияние оказывают интеллектуальные показатели (комбинаторное мышление, общий уровень интеллекта) и уровень самоконтроля. В профессиональном самоопределении девушки опережают юношей. И. С. Кон приводит данные, согласно которым среди определившихся с выбором профессии девушек больше, чем юношей (соответственно 33 и 21%) [8].

И все же, несмотря на то что в последние десятилетия половое разделение труда потеряло свою былую жесткость и количество исключительно мужских и исключительно женских занятий резко уменьшилось, превалирование мужчин или женщин в ряде профессий остается, и на то имеются, очевидно, основательные причины. В качестве этих причин

одни авторы видят только социальные факторы, другие - как социальные, так и биологические.

По данным Л. А. Головей [7], от 9-го к 11-му классу у юношей существенно возрастает число требований к своей будущей профессии, т. е. принимается во внимание все большее число факторов. У девушек же число требований к будущей профессии возрастает незначительно. Юноши на первое место ставят высокую заработную плату и возможность самостоятельного принятия решений в процессе труда. В числе важных факторов юноши называют процесс и условия труда, его творческий характер. Большое место у юношей занимает романтика их будущей профессии. Контакт с людьми для них менее важен. Для девушек главными факторами профессиональной деятельности являются возможность контактов с людьми и сам процесс труда, а также высокая материальная заинтересованность, хотя роль этого фактора от 9-х к 11-м классам снижается: его отметили только треть выпускниц школы. Юноши чаще говорят, что выбираемая профессия должна отвечать интересам и склонностям.

Изучение опыта школ Республики Башкортостан, практикующих раздельное обучение, показывает, что у мальчиков выше успеваемость и крепче здоровье. Одна из причин этого в том, что ученики не испытывают стрессов, обусловленных тем, что вербальные способности у девочек лучше развиты, они лучше подготовлены физиологически, легче переносят учебу. У них нет проблем, связанных с половым созреванием, когда мальчики начинают обращать внимание на одноклассниц, которые тем временем интересуются ребятами постарше, а своих сверстников не замечают. Кроме того, учителя отмечают, при раздельном обучении мальчиков успеваемость выше. Мальчикам проще сосредоточиться на уроке, когда в классе нет девочек. Поэтому в таких классах легче поддерживать дисциплину. Ученики не стесняются переспросить, неправильно ответить.

По данным нашего исследования, выпускники школ-интернатов с раздельном обучением мальчиков ЕГЭ по математике в среднем сдали на 80 с лишним баллов, тогда как в смешанных школах -на 50 баллов. В БЛИ №3 г. Стерлитамака за прошедшие учебные годы 28 побед на олимпиадах. Многие выпускники поступили в престижные вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Турция и Республики Башкортостан.

У раздельного обучения есть и слабые стороны:

1) мальчики при раздельном обучении теряют навыки общения с девочками. Школа должна расширять возможности личности, а гендерное обучение их сужает. В будущем детей, обучающихся раздельно, ждут трудности. Ведь в обычной жизни разделения по половому признаку нет;

2) девочки и мальчики воспринимают мир по-разному. Очень важно, чтобы они перенимали друг у друга особенности восприятия, обогащали свой внутренний мир. Чем разнообразнее среда в классе, тем выше результат обучения. Мальчикам полезно видеть и чувствовать, что девочки взрослеют рань-

ше, чем они. Более того, И. С. Кон утверждает, что при раздельном обучении мальчиков, впоследствии у них развивается гомосексуализм;

3) для того чтобы возник вопрос об изменении характера образования (в нашем контексте -раздельное обучение мальчиков), должен измениться гендерный порядок, общественное разделе -ние труда и отношения власти между мужчинами и женщинами. Пока этот порядок и отношения сохраняются, не имеет смысла обучать раздельно мальчиков и девочек;

4) много индивидуальных различий не только между мальчиками и девочками, но и внутри этих групп. Индивидуальных различий значительно больше, чем групповых;

5) увеличивается одиночество мальчиков. Если мальчик застенчивый, при сменной аудитории ему будет еще труднее найти друзей среди девочек;

6) ослабление мужского влияния. Сегодня повышаются требования к тому, чтобы отец больше занимался с детьми. И многие отцы выполняют эти требования. Но все это покрывается статистикой разводов. Еще более сложный вопрос - это мужчина - воспитатель. Феминизация школ - мировой процесс. В мае 2008 года впервые было проведено международное совещание по этому вопросу. Мужчин в школе практически нет. За этим стоит не только материальный фактор, но и социально-психологические факторы, ибо учительская профессия не считается мужской. При этом все согласны, что мужчина, кроме того, что он преподает в школе, должен быть еще и ролевой моделью.

Таким образом, краткий обзор трудов по раздельному обучению мальчиков и девочек, изучение экспериментальных исследований и обобщение опыта работы Республики Башкортостан позволило выявить особенности раздельного обучения мальчиков и соответственно особенности формирования готовности у старшеклассников к выбору профессии. К ним относятся:

во-первых, как утверждают исследователи, при совместном обучении мальчики подражают девочкам и перенимают присущие им качества: прилежание, стремление услужить и понравиться, т.е. мальчики развиваются по женскому типу, усваивая женский эталон социального поведения. При раздельном обучении мальчики развиваются в соответствии со своим полом. Так, формирование готовности к выбору профессии можно строить на основе гендерного подхода. Преимущество мальчиков на рынке труда объясняется тем, что зарплата больше там, где нужны математика, физика, химия, техника. С учетом этого курсы по выбору должны быть направлены на углубленное изучение технических дисциплин и информатики. Такой подход способствует лучшей подготовке учащихся к выбору профессии;

во-вторых, при раздельном обучении у мальчиков выше успеваемость. Мальчикам проще сосредоточиться на уроке, когда в классе нет девочек.

Они не стесняются переспросить, неправильно ответить. Педагоги говорят, что девочкам надо подробно объяснить тему, привести примеры и проверить, как усвоен материал. С учетом особенностей восприятия мальчикам лучше предложить самостоятельно изучать учебный материал, и только потом обобщить изученное, то есть необходимо уделить больше времени на самостоятельные задания. Это помогает улучшить результат обучения;

в-третьих, учителя в условиях раздельного обучения мальчиков должны быть ролевой моделью. Поэтому педагогический коллектив должен быть представлен мужчинами, которые будут водить мальчиков в походы, играть в футбол и являть им пример гегемонной, силовой маскулинности. Если при раздельном обучении мальчиков основной состав учителей будут предоставлять мужчины, то это может способствовать существенному улучшению школьной дисциплины и повышению обученности учащихся. В свою очередь высокая успеваемость является обязательным условием формирования готовности у старшеклассников к выбору профессии;

в-четвертых, педагогические ошибки, вызывающие у ученика стресс, который в дальнейшем перерастает в психическое расстройство. Одна из самых распространенных дидактогений в российской школе - установка на послушность ребенка, на то, чтоб он был малозаметен, молчалив, не мешал. А мальчики, как правило, совсем другие. Они обычно шумные, подвижные, активные, чем «идеальный ученик». И, находясь в ситуации педагогического давления, когда нужно сидеть сорок пять минут в однообразной позе, не вертеться, не разговаривать, они испытывают стресс. В дальнейшем дидактогения переходит в школьный невроз. У мальчиков возникает отвращение к школе. Статистические данные показывают, что в 90% случаев школьный невроз возникает у мальчиков. В связи с этим, мы предлагаем сделать урок короче, грамотно чередовать физическую и умственную нагрузку, даже во время урока давать им возможность двигательной разрядки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хризман Т. П. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М.: Педагогика, 1991. 230 с.

2. Левитов Н. Д. Психология характера. М.: Просвещение, 1969. 424 с.

3. Бреслав Г. М. Психология эмоций. М.: Академия, 2004. 541 с.

4. Ананьев Б. Г. Развитие психо-физиологических функций взрослых людей. М.: Педагогика, 1977. 196 с.

5. Ковалев С. В. Работа с персоналом: системный подход. М.: Альфа-Пресс, 2008. 248 с.

6. Вакулова И. Н. Вопросы становления профессиональных планов. Л., 1979. 68 с.

7. Головей Л. А. Практикум по возрастной психологии. СПб.: Речь, 2002. 693 с.

8. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 2004. 325 с.

9. Павлова Ю. А. // Вестник Башкирского университета. 2007. №4. С. 422.

Поступила в редакцию 01.02.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.