УДК 378
Глухов Дмитрий Николаевич
аспирант.
Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых [email protected]
Кошутина Евгения Валерьевна
студент.
кафедра социальной педагогики и психологии
Владимирского государственного
университета имени А.Г и Н.Г.Столетовых
Dmitry N. Glukhov
graduate student.
The Vladimir state university
of A.G. and N. G. Stoletovykh
Evgenia V. Koshutina
Student.
department of social pedagogics and psychology Vladimir state university of name A.G and H. G. Stoletovykh koshutina [email protected]
«Формирование сознательной дисциплины учащихся в рамках воспитательного процесса школы»
Formation of conscious discipline of pupils within educational process of school
Аннотация. В данной статье рассмотрены понятия дисциплины, дисциплинированности и сознательной дисциплины. Обоснована значимость формирования сознательной дисциплины учащихся в рамках воспитательного процесса школы как осознания ребенком самого хода процесса обучения.
Ключевые слова: дисциплина, дисциплинированность, сознательная дисциплина, учащиеся, школа.
Summary. In this article concepts of discipline, discipline and conscious discipline are considered. The importance of formation of conscious discipline of pupils within educational process of school as understanding by the child of the course ofprocess of training is proved.
Keywords: "discipline", "discipline", "conscious discipline".
Право на обучение - естественное право каждого ребенка. При поступлении в образовательное учреждение, помимо прав, на ребенка возлагаются также определенные обязанности, при несоблюдении которых могут применяться меры воспитания либо дисциплинарные меры взыскания.
Дисциплина представляет огромное значение для школы. Она является необходимой предпосылкой обучения. Без создания, без признания авторитета учителя и других составляющих процесс обучения неэффективен, при этом можно констатировать, что рационально поставленное обучение вызывает у учащихся необходимую дисциплинированность. Без дисциплины трудно воспитать в подростках патриотизм, честность, смелость, настойчивость, решительность, распорядительность, умение планировать. Наконец, дисциплина формирует некоторые черты личности, ее моральные качества. Она формирует в школьнике сдержанность, стимул к самообладанию, способность контролировать действия и эмоции, создает условия для преодоления недостатков и повышения культуры поведения. Таким образом, дисциплина играет весьма важную роль в укреплении школы, охватывая все стороны школьной жизни, входя в процесс воспитания и обучения [5, с. 39].
Состояние дисциплины в школе и степень дисциплинированности учащихся определяется всей системой воспитания: правильной организацией коллектива, умелым преподаванием на уроках, активной деятельностью школьных организаций, общей культурой школы, единством воздействия школы, семьи и общественности. Высокий уровень дисциплины - это не только отдельные меры воздействия, но результат всего воспитательного процесса.
В педагогической литературе понятие «дисциплина» рассматривается следующим образом: умение владеть собой, своими поступками, чувствами, мыслями; подчиняться воле коллектива (Е. Л. Брюнелли); соблюдение учащимися определенных правил поведения (В. Е. Гмурман); добросовестное выполнение учащимися требований учителя и классного коллектива (Т. Д. Лейченков); соблюдение учащимися правил поведения в школе и вне школы (Л. А. Немировская).
Особую, качественно своеобразную область дисциплины представляет собой школьная дисциплина. Вопросы дисциплины решаются соответственно цели учебно-воспитательной деятельности. Также, особенности школьной дисциплины различны в зависимости от возраста учащихся. Различают три стороны школьной дисциплины: дисциплина учебная, требующая соблюдения правил, касающихся отношения школьника к учению; дисциплина личного поведения; дисциплина общественных обязанностей, предполагающая выполнение учащимися общественных поручений. Эти три стороны школьной дисциплины, взятые в совокупности, формируют отношение ученика к личному и общественному долгу [7, с. 77].
Правила дисциплины закрепляются в поведении учащихся и определяют его устойчивость. Подвергая изменениям сознание ученика, дисциплина формирует черту личности, свойство характера, личностное
качество - дисциплинированность. Главным образом, воспитание направлено на формирование у учащихся дисциплинированности, которая отражает сознательное выполнение общественных норм и правил. Она не требует постоянного напряжения мысли - это следствие привычки поступать в соответствии с уже сложившимся образом мыслей и действий, который характеризует отношение к гражданским, политическим, нравственным, юридическим правам и обязанностям. Благодаря такому сложившемуся отношению ребенок находит правильное и рациональное поведение в различных ситуациях. Дисциплинированность подразумевает выдержку, твердость, настойчивость, при том имеет в своей основе волевое начало, также включает и другие нравственные привычки, необходимые для общения.
З.Ф. Орехова считает, что в воспитании сознательной дисциплины учащегося необходимо обратить внимание на исполнительность, точность, привычку выполнять распоряжения и предписания. Исполнительность и точность культивируют трудолюбие и прилежание - необходимые качества дисциплинированного ученика, для которого любовь к умственному и физическому труду, систематическая работа по овладению знаниями являются основной ученической обязанностью [6, с. 12].
Сознательная дисциплина - важнейшее условие работы государственного учреждения и успешного осуществления задач среднего образования. Понятие «сознательная дисциплина» можно определить следующим образом: качество личности, сформировавшееся на основе сознательного выполнения правил поведения, положительного и ответственного отношения к учению, управления своим поведением в любой обстановке в соответствии с требованиями; знание школьником общих положений о дисциплине, ее назначении в обществе, осознание им требований, норм и правил поведения в школе, дома, в общественных местах; убежденность, что эти правила надо обязательно и точно выполнять; проявление активной жизненной позиции, ответственности, товарищества, неравнодушия [4, с. 56].
Уровень сформированности сознательной дисциплины учащихся в школе определяется следующими показателями: понимание учащимися необходимости соблюдения дисциплины поведении; готовность развития и потребность в выполнении общественных требований и правил дисциплины труда, учения, свободного времени; самоконтроль в поведении; борьба с недисциплинированными поступками других, с нарушением общей дисциплины детского коллектива.
По мнению В. Е. Гурина, по нашему мнению, одного из выдающихся отечественных ученых, занимавшегося вопросами нравственного воспитания школьников, в качестве показателей в формировании воспитанности личности учащихся выделяются следующие: способность и готовность самостоятельно формировать цели деятельности и поведения на основе осознания объективной необходимости, возникших противоречий, потребностей, мотивов; высокое развитие морально-волевых качеств; способность и готовность к оптимальной морально-волевой саморегуляции
поведения; наличие разностороннего опыта решения поведенческих ситуаций; сознательное отношение к выбору поступка [1, с. 53].
Говоря о сущности сознательной дисциплины учащихся, необходимо помнить, что она состоит из знания правил поведения и установленного порядка в школе, понимания их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычки их выполнения. Сознательная дисциплина предполагает осознание ребенком значения дисциплинированности, порядка как одного из необходимых условий для обучения [2, с. 150].
Основной путь воспитания сознательной дисциплины - организация воспитательных мероприятий, доминирующая цель которых - выполнение определенных правил поведения. Одним из основных условий эффективного воспитания сознательной дисциплины является соблюдение режима, которое оказывает не только положительное влияние на физиологические функции организма, но и играет большую дисциплинирующую роль: приучает к определенному стилю поведения, помогает выработать умения и навыки выполнения дисциплинарных требований [8, с. 38].
Большую роль в формировании сознательной дисциплины школьников играет морально-психологическая атмосфера на уроке. В определении психологического климата используются такие оценочные критерии, как здоровый, благоприятный, хороший, деловой - и, напротив, нездоровый, неблагоприятный. Психологическая атмосфера, или микроклимат урока - это эмоционально-психологическое состояние учащихся и учителя, которое характеризуется как оптимистическое, когда на уроке ощущается радость общения между учителем и учащимися, между самими учащимися; бодрость и уверенность, взаимопонимание. «Здоровый» микроклимат урока характеризуется тем, что ученики не испытывают чувства страха перед учителем, они уверены в себе и убеждены, что найдут понимание и поддержку педагога и одноклассников. Вместе с тем, хороший микроклимат характеризуется высокой требовательностью учителя к учащимся. Нездоровый климат на уроке - это пессимистическое настроение, неуверенность учащихся, скука, нервозность, боязнь. В условиях позитивного микроклимата учащиеся не только лучше и плодотворнее трудятся на уроке, усваивая учебный материал, отличаются примерным поведением, но и меньше устают. Неблагоприятная атмосфера на уроке отрицательно влияет на психику школьников, приводит их в состояние душевной напряженности, к психическому стрессу, влекущему за собой грубое нарушение дисциплины.
Мы считаем целесообразным использовать термин «дисциплинирование» ввиду того, что в научной педагогической литературе понятия «дисциплина» и «дисциплинированность» часто употребляются как однопорядковые явления, т. е. дисциплина, будучи объективным явлением и обозначая порядок в действиях людей, иногда подразумевает «дисциплинированность» - качество личности. В воспитательно-образовательном процессе необходимо формировать дисциплинированность,
на формирование ее направлены различные действия воспитательного характера.
Рассмотренные нами различные подходы к раскрытию понятий «дисциплина», «дисциплинированность», «сознательная дисциплина», на наш взгляд, позволяют лучше понять процесс нравственного воспитания учащихся в целом и в частности; дают возможность эффективнее строить всю учебно-воспитательную работу в школе, особенно на первоначальном этапе становления детского коллектива. При этом, данные выводы позволят лучше организовывать в школе режим; осуществлять контроль за учебной нагрузкой, отдыхом и внеклассной работой; обеспечить внимательное, бережное отношение учителей к учащимся. В противном случае, у детей возникают трудности в общении с окружающими, конфликты между сознанием и поведением, в результате чего может развиться социальная дезадаптация.
При разработке современной модели содержания и форм воспитания сознательной дисциплины, на наш взгляд, могут быть даны следующие рекомендации, вытекающие из требований модернизации среднего образования:
• формирование высокого уровня мотивации учебной деятельности, потребности в знаниях; самообразования и самовоспитания;
• формирование стремления стать активным, творческим, дисциплинированным гражданином, способным принимать непосредственное общественно - созидательное участие в жизни страны, преобразовывать действительность;
• предоставление самим учащимся возможности оценивать результаты своей учебно-познавательной деятельности и свое поведение;
• подготовка учащихся к самостоятельному открытию знаний, норм и ценностей в процессе жизненного и профессионального самоопределения; к самостоятельной выработке качеств личности, необходимых для жизни.
Литература
1. Гурин В. Е. Дифференцированный и индивидуальный подход к старшеклассникам в процессе нравственного воспитания // Современные проблемы школьной и вузовской педагогики. М.; Краснодар, 2008.
2. ЖидкоблиновМ. А. Основной принцип дисциплинирования. М.,
1999.
3. Музальков А. В. Воспитание сознательной дисциплины учащихся. Елец, 2001.
4. Орехова З. Ф. Воспитание дисциплинированности учащихся на уроке. М., 2003.
5. Пинт А. О. О воспитании сознательной дисциплины у учащихся. Свердловск, 2005.
6. Раскин Л. Е. Влияние детского коллектива на воспитание сознательной дисциплины. М., 1998.
7. http://school17.hostedu.ru/.
8. http://moy-soch34.ucoz.com/. Literature
1. Gurin V. E. The differentiated and individual approach to seniors in the course of moral education/Modern problems of school and high school pedagogics. M.; Krasnokdar, 2008.
2. Zhidkoblinovm. A. Basic principle of disciplining. M, 1999.
4. Muzalkov A. V. Education of conscious discipline of pupils. Yelets,
2001.
5. Orekhovo Z. F. Education of discipline ofpupils at a lesson. M, 2003.
6. A. O. O pints education of conscious discipline at pupils. Sverdlovsk,
2005.
7. Raskin L. E. Influence of children's collective on education of conscious discipline. M, 1998.
8. http://school17.hostedu.ru/.
9. http://moy-soch34.ucoz.com/.