ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ Руссу К.А.1, Ковалюк Л.С.2 Email: [email protected]
'Руссу Ксения Алексеевна — студент;
2Ковалюк Лика Сергеевна — студент, факультет журналистики, Российский государственный социальный университет, г. Москва
Аннотация: в статье анализируется поведение родителей, которые столкнулись со сложностями воспитания «особых» детей. Описываются способы успешной социализации ребенка, страдающего различными заболеваниями, в семье и обществе. Следует заметить, что особое внимание уделяется слабовидящим детям и их психологии. В тексте рассматриваются важные вопросы, например, «Как пробудить интерес у ребёнка?», «Нужно ли делать что-то вместо ребёнка?». Также дефектологами даются рекомендации родителям, что им делать в свою очередь, чтобы помочь малышу в скорейшем выздоровлении, и как сделать это с помощью игр и сказок.
Ключевые слова: сказкотерапия, особые дети, психология.
EDUCATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES Russu K.A.1, Kovalyuk L.S.2
'Russu Ksenia Alekseevna — student;
2Kovalyuk Lika Sergeevna - student, FACULTY OF JOURNALISM, RUSSIAN STATE SOCIAL UNIVERSITY, MOSCOW
Abstract: the article analyzes the behavior of parents who are faced with the difficulties of raising "special" children. Describes ways of successful socialization of a child suffering from various diseases, in the family and society. It should be noted that special attention is paid to visually impaired children and their psychology. In the text, important questions are considered, for example "how to awaken interest in a child," "Do I have to do something instead of a child? " Also, defectologists advise parents what to do in turn to help the kid in a speedy recovery, and how to do it with the help of games and fairy tales.
Keywords: fairy tale therapy, special children, psychology.
УДК 740
При воспитании особого ребенка в семье нужно учитывать , что и как влияет на его общее развитие. Самая частая ошибка молодых мам - чрезмерная опека, лишение инициативы, самостоятельности. Но и с другой стороны нельзя уделять ему мало внимания и заботы. Все необходимо делать в меру, что бы Ваш малыш мог правильно развиваться.
Для детей с нарушением зрения созданы специальные методы обучения, с помощью которых процесс воспитания ребенка будет намного эффективнее. Но порой семья не может научить всему, что необходимо для восприятия окружающего его мира, что может повлиять на психологическое развитие малыша. Это и является главным отличием таких детишек от сверстников. То, насколько сильно заметны отклонения от нормы, зависят от возраста, в котором были выявлены нарушения.
Ребенок с особенностями развития больше чем здоровый ребенок нуждается в уважении к себе, он часто более впечатлителен, добр и беззащитен. Малейшее проявление недоброжелательности глубоко ранит его, его нервная система еще более слабеет, нестойкое психическое равновесие нарушается, он привыкает к упрекам, постепенно отдаляется от родителей, замыкается в себе, что усиливает его физические и психические проблемы и способствует патологическому развитию личности [2, с. 71].
Чрезмерная опека или безразличие к ребенку могут создать сложности, которые будут намного серьезнее проблем физического свойства. Нельзя ограничивать в движениях слабовидящего ребенка, так как это может принести ему массу неудобств, что так же влияет на общее развитие. Из-за этого также могут появиться трудности в общении со сверстниками.
Примите к сведению, что слабовидящие дети тяжело воспринимают все перемены. Порой они пытаются компенсировать этот недостаток повышенной разговорчивостью. Для того что помочь Вашему ребенку научиться приспособляться к новым условиям, Необходимо подобрать кружок, который будет отвечать всем его наклонностям и интересам.
Стоит серьезно подходить к выбору игрушек для Вашего малыша, а именно: выбирайте только те, которые соответствуют или по максимум приближены к реальным пропорциям. Важно помнить, что место, где играет Ваш ребенок, должно быть хорошо освещено, чтобы глазки малыша не переутомлялись. Для этого в игровой форме помогите снять напряжение с глаз, закрыв их на какой-то период времени и дополнительно прикрыв ладонями.
Как разбудить интерес?
Если вы замечаете, что Ваш ребенок не проявляет явного интереса к чему-либо, то это совсем не значит, что его ничего не интересует. Бывало, до глубокой ночи размышляли мы о том, торопимся ли мы с результатами или что-то делаем не так. Да и что странного в том, что ребенок сразу не воспринял наш мир органично, не смог логически связать все наши стереотипы, которыми мы его так старательно окружили. Мы можем стараться задать наводящие вопросы, повторять снова и Нужно ли стараться ЗА ребенка?
Часто бывает — стараешься- стараешься, а в ответ — молчание. А другого и не может быть: стараться за ребенка — значит отбирать у него инициативу. Поразмыслив, таким образом, мы пересмотрели ход своих занятий и игр.
Превращая реабилитацию в игру
При наших страшных диагнозах (ДЦП, спастическая диплегия, нижний парапарез, ретинопатия, частичная атрофия зрительного нерва, двусторонняя катаракта...) день ото дня, от занятия к занятию, пусть медленно, но верно, ребенок стал включаться в жизнь, больше ходить и уже самостоятельно. И чтобы акцентировать внимание ребенка на своих ножках, чтобы не злилась она на их неподъемность, а полюбила бы их, дайте Вашему ребенку разнообразную обувь. Скорее всего, все выйдет именно так как вы и задумали: это станет замечательной игрой для ребенка - снимать и надевать обувь. Вы увидите, что если раньше ходьба была утомительной работой для малыша, то теперь стало настоящем удовольствием.
Воспитание сказкой
Когда вы рассказываете сказку ребенку, постарайтесь проследить, чтобы он уловил суть того, что вы ему рассказали. Задайте наводящие вопросы, например: о ком (о чем?) идет речь, что делает этот кто-то и почему, что явилось причиной его действия? В конце сказки необходимо сделать вывод и постараться пересказать рассказ. Это очень важно, так как помогает сформировать художественный образ, тем самым учите его выделять главную мысль и делать это самостоятельно.
Благодаря своей образности сказки легко запоминаются и после окончания психологического воздействия продолжают «жить» в повседневной жизни человека, помогая ему разбираться в ситуациях, принимать решения. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом — все это «закодировано» в образах сказки. Например, часто в сказках главный герой оказывается на Распутье [ 1, с. 18].
Повышенная уязвимость ребенка с ограниченными возможностями здоровья, потребность в уходе обуславливают трудности не только материального характера. Многие вопросы, естественным образом разрешающиеся в других семьях, становятся проблемами: как устроиться на работу; сможет ли ребенок пойти в школу; что будет с ним, когда не станет родителей и т.д. - все это приводит к появлению таких переживаний, как вина, боль, обида, гнев, одиночество, страх. За вышеперечисленным спектром проблем помимо острого «семейного» контекста лежит глубокое личностное значение, что зачастую приводит к необходимости пересмотреть ценностные позиции, смыслы и цели жизни. На уровне семьи это может вызвать отчуждение членов семьи друг от друга, распад семьи или, наоборот, породить повышенную привязанность членов семьи друг к другу, концентрированность на своих проблемах и изоляцию семьи от общества [3, с. 16].
Также, для родителей особых малышей существует еще некий ряд советов по воспитанию:
1.Сотрудничество семьи и специалистов
Для обеспечения эффективной работы с родителями «особых» детей специалисты должны разобраться в эмоциональных отношениях в семье. Поскольку установки и позиции родителей оказывают огромное влияние на психологическую обстановку в семье, специалистам необходимо знать, что испытывают родители, когда узнают, что их ребенок не такой, как другие. В этой связи при планировании программы раннего вмешательства очень важно, чтобы
особое внимание уделялось реакциям родителей и возможности оказать им консультативную помощь на том или ином этапе оказания помощи семье [2, с. 54].
2. Любовь
Для особого ребенка связующим звеном между ним и окружающим миром должна стать мать. Известно, что в основе конструктивного отношения к ребенку, его проблемам и особенностям лежит способность родителя, безусловно, принимать своего малыша, то есть любить его таким, какой он есть, независимо от поведения и заболевания. В ситуации безусловного принятия ребенка родитель принимает и все его особенности, учитывает ограничения, которые накладывает заболевание, и старается соотносить свои требования с возможностями сына или дочери. У таких родителей нет чувства вины или негативных эмоций по отношению к ребенку; главным принципом их общения с малышом является необходимость как можно большего результата, там, где это возможно. Важно также, чтобы реабилитационная работа велась поэтапно,
не только в лечебном учреждении, но и дома — для того чтобы знания и умения, полученные на занятиях со специалистами, постоянно закреплялись и пополнялись. Только такая непрерывная работа с ребенком может дать положительные результаты для его развития.
3. Гиперопека
Довольно часто случается, что родители не только мешают правильно развиваться своему ребенку, но и значительно усложняют его психическое развитие. Это происходит в случае ограждения своего сына или дочери от всех мнимых трудностей. Данный стиль воспитания называют гиперопекой. В этом случае чрезмерная любовь родителей, стремление жалеть, опекать, защищать, приводят к тому, что ребенок чувствует себя беспомощным даже в самых обычных бытовых ситуациях. Часто дети с особенностями в развитии и здоровье используют такое отношение к себе для того чтобы не выполнять заданий, которые кажутся им трудными или неинтересными. Они манипулируют родителями для достижения своих целей, что негативно влияет на климат в семье и мешает полноценному развитию ребенка.
Помните, что самостоятельность является важным условием гармоничного развития личности.
Именно благодаря ошибкам и их исправлению человек учится отвечать за свои поступки, искать варианты решения проблем и получает необходимый опыт. К тому же, у чрезмерно опекаемых детей, как правило, отсутствует мотивация к реабилитации. Своевременное выявление неправильного воспитания поможет избежать негативных последствий.
4. Отрицание
Одной из проблем большого количества семей, в которых растут особые дети, является реакция отрицания родителями нарушений ребенка или же отрицание тяжести этих последствий. Такие родители часто настаивают на высокой успешности своих детей, строят большие планы касаемо образования и карьеры. Это является неадекватностью восприятия состояния своего малыша.
Помните, что отрицание таких особенностей может вызвать нарушения в личностной сфере ребенка, так как он начинает чувствовать себя неумелым и беспомощным, а это приводит к формированию заниженной самооценки и мешает как реабилитации, так и обучению.
Пожалуй, самое важное пожелание для родителей особого ребенка, это помочь преодолеть свойственную для деток неуверенность , научить проявлять настойчивость и старательность во всех его начинаниях. Окружите малыша любовью и заботу, и всегда надейтесь на лучшее. Вместе мы сильнее!
Список литературы / References
1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. // СПб.,
1998. С. 18.
2. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии.
М., 2003. С. 54-71.
3. Боенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: 2-е изд. М.,
2009. С. 16.