УДК: 613.955+617.7-007.21-053.1+ 617.751.6
ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА НАЛИЧИЕ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ У
ДЕТЕЙ
ШАРИПОВА ЛАТИФА ХАКИМОВНА
кандидат медицинских наук, ассистент кафедры педиатрии Бухарского государственного медицинского института,
город Бухара. Республика Узбекистан ОРЗИЕВА МОХИЧЕХРА САИДМУРАДОВНА ассистент кафедры педиатрии Бухарского государственного медицинского института, город Бухара.
Республика Узбекистан
АННОТАЦИЯ
Состояние физического и нервно-психического развития этих детей во многом зависят от воспитания и отношения к ним окружающих, в том числе их родителей. В нашем исследовании согласно концепции С.М.Хорош (1991) позиции родителей на раннее развитие слабовидящего ребенка разделили на 4 условные группы. Анализ позиций родителей показал, что позиция родителей зависит от факторов наследственной отягощенности, условия жизни, состояния здоровья родителей и социальных факторов. Так, у родителей страдающих глазной патологией и обучающих своих детей в интернатах чаще наблюдается 1-й и 3-й тип позиции, а 2-й и 4-й тип чаще встречается среди родителей общеобразовательных школьников.
Ключевые слова: нарушение зрения у детей, отношение родителей к слабовидящим детям
Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» №5 - май (22) 2018
THE RELATION OF PARENTS ON PRESENCE OF VISUAL IMPAIRMENT AT CHILDREN
SHARIPOVA LATIFA HAKIMOVNA
candidate of medical sciences, assistant to department of pediatrics Bukhara state medical institute, city of Bukhara.
Republic of Uzbekistan ORZIEVA MOHICHEHRA SAIDMURADOVNA assistant to department of pediatrics Bukhara state medical institute, city of Bukhara. Republic of Uzbekistan ABSTRACT
Condition of physical and psychological development of these children in many respects depend on education and the attitude towards them of surrounding, including their parents. In our research according to the concept S.M. Horosh (1991) positions of parents on early development of the visually impaired child have divided into 4 conditional groups. The analysis of positions of parents has shown that the position of parents depends on factors of a hereditary otyagoshchennost, living conditions, the states of health of parents and social factors. So, at parents of the children having eye pathology and training in boarding schools the 1st and 3rd type of a position is more often observed, and the 2nd and 4th type meets among parents of general education school students more often.
Keywords: visual impairment at children, the attitude of parents towards visually impaired children
БОЛАЛАРДА КУРИШ БУЗИЛИШЛАРИГА ОТА-ОНАЛАРНИНГ
МУНОСАБАТИ
ШАРИПОВА ЛАТИФА ХАКИМОВНА
тиббиёт фанлари номзоди, Бухоро давлат тиббиёт институты педиатрия кафедраси ассистенти, Бухоро шахри.
Узбекистон Республикаси
Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» №5 - май (22) 2018
ОРЗИЕВА МОХИЧЕХРА САИДМУРАДОВНА
Бухоро давлат тиббиёт институти педиатрия кафедраси ассистенти, Бухоро шахри. Узбекистон Республикаси
АННОТАЦИЯ
Куриш бузилишлари мавжуд болаларнинг жисмоний ва руций цолатларининг ривожланиши уларга атрофдагиларнинг, жумладан ота оналарининг муносабатига боглин. Таднинотимизда С.М.Хорош (1991) концепциясига асосан куриш уткирлиги паст болаларнинг эрта ривожланишида ота оналарнинг муносабатлари 4 гуруцга булиб урганилди. Тацлил ота оналар муносабати наслий омиллар, яшаш шароитлари, ота оналарнинг соглиги ва ижтимоий омилларга боглинлигини курсатди. Шундай нилиб, куз патология-лари мавжуд ва болаларини интернатда унитадиган ота оналар 1 ва 3 тип, умумий урта таълим мактаблари унувчилари ота оналарида 2 ва 4 тип муносабат устунлик нилди.
Калит сузлар: болаларда куриш уткирлигининг бузилиши, ота оналарнинг муносабати
Состояние физического и нервно-психического развития этих детей во многом зависят от воспитания и отношения к ним окружающих, в том числе их родителей.
Раннее развитие ребенка происходит в тесной взаимосвязи от условий его воспитания, от социальной среды, которая, так или иначе, влияет на формирование у него различных психических образований. В еще большей степени зависим от окружающих его людей аномальный ребенок, и конечно, прежде всего от родителей, которые призваны заботиться о нем, содействовать его физическому и духовному становлению. Поэтому путь, по которому идет развитие аномального ребенка, степень реализации его потенциальных возможностей обусловлены как характером и степенью имеющегося
Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» №5 - май (22) 2018
у него дефекта, так и отношением его родителей к наличию у ребенка дефекта и их участием в его воспитании.
Обнаружение у ребенка глубокого нарушения зрения (при рождении или в первые месяцы жизни) обычно вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние. В нашей работе мы изучили позиции родителей школьников интерната для слепых, а также родителей общеобразовательной школы, на раннее развитие слепого ребенка.
Согласно концепции С.М.Хорош (1991) позиции родителей на раннее развитие слепого ребенка их разделили на 4 условные группы:
- Первая группа родителей, когда ребенка принимают таким, какой он есть, то есть его и его дефекта, как обычного здорового ребенка, но со своей особенностью. Они стараются всячески, чтобы ребенок стал самостоятельным и полноценной личностью. У таких родителей обычно в семье есть хоть один еще слепотой страдающий ребенок, один или обе из родителей сами страдают слабовидением или слепотой. Такие дети быстрее осваиваются своей неполноценностью, быстрее общаются в специальных детских садах и школах для слепых со своими сверстниками. Эту группу составляли -18 школьников интерната и 11 школьников общеобразовательной школы..
- Второй тип родителей, которые не принимают дефект ребенка, стараются вылечить свое чадо, обращаются к различным специалистам, но ребенок живущий в такой среде становится несамостоятельным. В условиях гиперопеки, ребенок становится в полной зависимости, не только физической, но и эмоциональной, от опекающих его людей. Отрицательное влияние проявляется наиболее очевидным позже, когда ребенок попав в детский сад или в школу-интернат, очень тяжело переживают разлуку с родителями. Мешает его адаптации в коллективе сверстников. Таких школьников
Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» №5 - май (22) 2018
в нашем исследовании было-21, а школьников интерната-12. При анкетировании у этих детей обнаружены следующие жалобы: склонность к повышению температуры тела при инфекциях- 24%, плохая переносимость духоты и душных помещений 20%, кардиалгии на фоне физических нагрузок 10%, обмороки 6%, «чувство нехватки воздуха» 34%, склонность к повышению артериального давления 2024%, ночной энурез у -4 ребенка (8%).
-Третий тип родителей, смиряясь с дефектом ребенка не принимают своего ребенка, оставляют его на попечении других членов семьи, чаще бабушек. Меньше общаются с ребенком, мало занимаются с ним, при появлении возможности устраивают своих детей на детские дошкольные, а потом и в школы-интернаты. С этим все проблемы по воспитанию малыша всецело перекладываются на педагогов и воспитателей. Такие дети в условиях гипоопеки отстают от своих сверстников не только физически, но и психически, т.е. у этих детей нарушение зрения сочетается с педагогической запущенностью. Они постоянно испытывают дефицит ласки, эмоционального общения. В эту группу школьников -интерната входили- 28 учащихся, а учеников общеобразовательной школы-3. У учителей и воспитателей много жалоб на ребенка в виде того, как эти дети угрюмы, нелюдимы, вспыльчивы, плаксивы. Анализ состояния вегетативной функции выявил у них: увеличение потоотделения у 40%, склонность как к тахикардии - у 10%, так и к брадикардии- 10%, частые головные боли- 34%, ночное недержание мочи: от 3 до 8 летнего возраста у 7(25%), частый отказ от еды, плохой аппетит и т.д.
- Четвертый тип родителей принимают ребенка как здорового и не принимают его дефекта. Обычно это дети с нарушением зрения в виде слабовидения различной степени. Они помещают своих детей в обычные школы или детские сады. В результате такие дети не преуспевают в учебе, отстают от своих сверстников не только
Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» №5 - май (22) 2018
терапия, педиатрия:
физически, но и интеллектуально, постепенно они замыкаются в себе, отстраняются от игр, пребывают в одиночестве. Такие дети после помещения их в соответствующие учреждения, быстро осваиваются и стараются догнать своих друзей. Но обычно они из-за отставания в интеллектуальном развитии, чаще принимаются в классы ниже своего возраста. В наших исследованиях в эту группу входили 16 учеников общеобразовательной школы. При объективном осмотре у них отмечались низкая масса тела, низкий рост по отношению к сверстников, плохая прибавка массы тела, вегетативная дистония, частые простудные заболевания (в год они в 1,5 раза больше переболели ОРВИ, неврозность, жалобы на «кардиалгии» на фоне физического напряжения- 20%, обмороки- 8%, головокружение- 18%, жалобы на тошноту и боли в животе- 18%, головные боли при эмоциональном возбуждении- 14% и при переутомлении -24%, снижение физической активности -24%, склонность к апатии- 28% случаев.
Немаловажное значение имеет фактор наследственности. Была установлена глазная наследственная отягощенность - у 132 (85,7%) больных детей, причем по отцовской линии - у 38 (28,8%), материнской - у 43 (32,6%), по обоим линиям -51 ( 38,6%). Родители страдали различными клиническими формами глазной патологии.
Также было анамнестически установлено влияние социальных и гигиенических факторов: - таких как, возраст родителей в среднем составлял 32-45 лет, состояние здоровья родителей- 86% страдали глазной патологией, токсикозы и гестозы беременности наблюдались в 84% случаев, асфиксия в родах - 23%, родовая травма и преждевременные роды- 34% случаев. Указанные факторы по нашим мнениям тоже могут способствовать нарушению процесса созревания плода и развития ребенка в период новорожденности, изменяя рефрактерное развитие глаз.
Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» №5 - май (22) 2018
У выявленных глазной патологией школьников общеобразовательной школы наследственная отягощенность у 10 (47,6%), осложненные беременность и роды - у 13 (61,9%), вредные привычки родителей (курение насвая, сигареты) -у 18 (85,7%).
Таким образом, анализ позиций родителей показал, что позиция родителей зависит от факторов наследственной отягощенности, условия жизни, состояния здоровья родителей и социальных факторов. Так, у родителей страдающих глазной патологией и обучающих своих детей в интернатах чаще наблюдается 1-й и 3-й тип позиции, а 2-й и 4-й тип чаще встречается среди родителей общеобразовательных школьников.
Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» №5 - май (22) 2018