УДК 159.9.G72.42 ББК Ю957.65
ГСНТИ 14.29.23 Код ВАК 13.00.03
Е. Я. Диденко E. Y. Didenko
Санкт-Петербург, Россия St. Petersburg, Russia
КУПИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ТРУДНОСТЕЙ СЕМЕЙ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
GETTING RID OF DIFICULTIES IN LIFE IN FAMILIES OF TEENAGERS AND YOUNG PEOPLE WITH SENSOR DISORDERS
Аннотация. Родители, имеющие детей с нарушениями в развитии, сталкиваются со множеством испытаний, которые в дальнейшем определяют их взаимоотношения в семье. У юношей и девушек на основе опыта семейного взаимодействия формируются представления о взаимоотношениях с родителями. В статье представлен анализ особенностей взаимоотношений в семьях юношей и девушек, имеющих нарушение слуха или зрения, а также трудностей, с которыми приходится сталкиваться семье.
Ключевые слова: подростки; юноши; нарушения слуха, зрения; ограниченные возможности здоровья; нарушения развития; личностные изменения; стили воспитания, психосемантические аспекты взаимоотношений в семье.
Сведения об авторе: Диденко Елена Яковлевна.
Место работы: начальник психологической службы, преподаватель психологии колледжа водного транспорта ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова», г. Санкт-Петербург.
Контактная информация: 198035, г. Санкт-Петербург, ул. Двинская, 5/7.
[email protected]; [email protected].
Abstract. Parents, whose children have problems with development, share a lot of difficulties which determine their mutual relations with children. Teenagers’ idea of mutual relations with parents is formed on the basis of family interaction experience. In the given article family relation peculiarities of teenagers who have hearing or vision disorders and the difficulties which their families have to cope with are analyzed.
Key words: teenagers, young
people; hearing disorder; vision disorder; disabilities; developmental problems; personal changes; upbringing styles; phsycho-semantic aspects in family mutual relations.
About the author: Didenko Elena Yakovlevna.
Place of employment: Head of Psychological Service, Teacher of Psychology, College of Water Transport, Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping, St. Petersburg.
Практически все социальные или психологические аспекты поведения подростков и юношей зависят от семейных условий, на-
стоящих или сложившихся в прошлом. Семья является основным фундаментом, на котором строятся взаимоотношения, и именно она
© Диденко Е. Я., 2013
оказывает значительное влияние на развитие личности ребенка, в особенности ребенка с проблемами в развитии. Нарушения развития ребенка формируют трудности, с которыми родителям приходится сталкиваться в процессе воспитания, что, в свою очередь, отражается на отношении родителя к ребенку и стилях его воспитания. При достижении детьми подросткового и раннего юношеского возраста взаимоотношения в семье между родителями и детьми претерпевают определенные изменения, независимо от того, ли нормально развивается ребенок, или это ребенок с ограниченными возможностями здоровья.
Воспитание детей с нарушениями в развитии сопряжено с рядом трудностей, которые приходится преодолевать для того, чтобы семья могла относительно эффективно функционировать. Каждая семья вырабатывает собственные механизмы совладания с проблемными ситуациями, возникающими в повседневном взаимодействии с ее воспитанниками.
Поведение в сложных жизненных ситуациях предполагает проявление конструктивной активности, прохождение через сложную ситуацию, переживание события без уклонения от неприятностей (Л. И. Анциферова, В. В. Аршавский, А. В. Либин, Е. В. Либина, В. С. Ротенберг, S. Folkman, R. S. Lazarus, U. Lehr, H. Thomae) [1; 2; 3; 5; 7; 8]. В этом смысле совладающее поведение существенно отличается от психологической защиты, которая характеризуется отказом человека от
решения проблемы и связанных с этим конкретных действий, ради сохранения комфортного состояния.
С целью выявления представлений родителей о совладании с трудностями, которые возникают в процессе воспитания юношей и девушек с сенсорными нарушениями, мы проведели исследование, в котором приняли участие родители юношей и девушек с нарушениями слуха (нейросенсорная тугоухость III, IV степени) и зрения (острота зрения vis от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с очковой коррекцией) и сами юноши и девушки (возраст от 16 до 20 лет).
Первую экспериментальную группу составили 46 родителей с сохранным слухом, воспитывающие юношей и девушек с нарушением слуха. 65,2 % родителей составили женщины, 34,8 % — мужчины. Среди подростков с нарушением слуха 33,3 % пришлось на юношей, 66,7 % — на девушек. Во вторую группу вошли 50 родителей с сохранным зрением, воспитывающих юношей и девушек с нарушениями зрения. 60 % родителей составляли женщины, 40 % —
мужчины. Подростки распределились следующим образом: 36,7 % — юноши, 63,3 % — девушки.
Для реализации поставленной цели нами была составлена анкета «Совладание с трудностями» (см. приложение в конце статьи).
Анализ полученных результатов указывает, что родители юношей и девушек с нарушениями зрения чаще считают их «детьми с ограниченными возможностями здо-
ровья» (40 %), при этом указывая на возникающие сложности, обусловленные беспокойством (50 %), эгоизмом (65 %), несамостоятельностью (83,3 %) и трудностями ориентации в пространстве (100 %), чем родители слабослышащих (15,2 %). Родители юношей и девушек с нарушением слуха связывают сложности во взаимоотношениях с общим отставанием своих детей в развитии (51,3 %), с замкнутостью (74,4 %), с проблемами в общении (38,5 %), обидчивостью (46,2 %), с нарушениями речи (100 %), негативным отношением к другим людям (35,9 %) и несамостоятельностью (75 %).
Длительное проявление последствий нарушенного слуха или зрения у детей привело к возникновению негативных чувств у родителей, а преодоление этих трудностей способствовало развитию личностных качеств родителей — как положительных (терпимость, сила, рассудительность, ответственность, внимательность), так и отрицательных (раздражительность, замкнутость, настороженность). Сложные семейные ситуации помогали родителям преодолевать специалисты здравоохранения и образования, родственники, друзья.
В процессе беседы выявлено, что родители юношей и девушек с нарушением слуха в большинстве своем не считают их детьми с ограниченными возможностями здоровья (84,8 %), указывая на тот факт, что недостаточность работы слухового анализатора не является препятствием для самостоятельной
организации жизнедеятельности и профессиональной реализации. Родители отмечали, что высоких должностей и достижений в науке их дети, может, и не добьются, но самостоятельную жизнь все же вести смогут. Подобного мнения придерживается значительно меньше родителей юношей и девушек с нарушениями зрения (40 %) . Родители отмечают, что нарушенный слух или зрение — значительное ограничение для полноценной реализации в жизни. Это препятствует получению высокого уровня образования (в Башкортостане только 3 ССУЗа организуют обучение слабослышащих и слабовидящих, из них 2 находятся в Уфе), а в будущем — достойного материального обеспечения. Взрослые отметили, что их дети постоянно будут зависеть от них и социальных служб. Их дети требуют постоянного медицинского контроля. Родители, адекватно оценив сложности в развитии своих детей, все же не считают их «детьми с ограниченными возможностями здоровья».
На вопрос «Испытывает ли Ваш ребенок сложности в развитии? Какие именно?» 32,6 % родителей слабослышащих юношей и девушек и 40 % родителей слабовидящих юношей и девушек ответили утвердительно. Сложности в развитии слабослышащих 51,3 % родителей связывают с отставанием в развитии в целом. Нарушение речи ведет к проблемам в общении, к непониманию собеседника, невозможности установления контакта, невозможности высказывания
собственных мыслей. Это приводит к замкнутости, хотя причиной ее могут быть и личностные особенности, такие как обидчивость, беспокойство, негативное отношение к другим людям, несамостоятельность. Родители, указывая на свою несостоятельность в воспитании, отметили наличие эгоизма у их детей. На те же причины, вызывающие сложности в развитии, указали родители слабовидящих юношей и девушек: отставание в общем развитии, замкнутость, проблемы в общении, обидчивость, беспокойство, нарушение речи, эгоизм, негативное отношение к другим людям, трудности при передвижении по улице, несамостоятельность.
Наиболее часто встречающимся негативным чувством является «тревога»: она отмечается у 74,4 % родителей юношей и девушек с нарушением слуха и 93,3 % — зрения. Родители слабослышащих и слабовидящих отмечают неуверенность в своих воспитательных действиях, усталость от постоянных проблем, нереализованность, разочарованность.
Родители, участвующие в эксперименте, отметили, что известие о нарушении слуха, зрения их ребенка стало для них неожиданностью, которая затем вызвала чувство страха, состояние растерянности: «Что делать?», «К кому обращаться?», «Как лечить ребенка?». Для остальных родителей подобное известие не стало столь травмирующим ввиду фактора наследственности.
Отвечая на вопрос: «Что Вы делали?», «Как Вы вели себя в этот
период?», родители обеих групп указывают, что много времени проводили в учреждениях здравоохранения в надежде на лечение ребенка, занимались поиском информации о причинах нарушенного слуха и зрения и возможностях лечения различными способами.
Родители отмечают и произошедшие личностные изменения у детей: стал(а) терпимей, стал(а) сильней, рассудительней, ответственней, внимательней, раздражительней, появилась замкнутость, настороженность.
Родители указывали на такие возникающие проблемы в процессе семейных взаимоотношений с детьми, как недопонимание в общении, трудности в усвоении школьной программы, трудности в установлении межличностных контактов, соблюдении личной гигиены, организации своего личного пространства.
Основными помощниками в преодолении трудностей родители считают медицинских специалистов, своих родителей, коллектив детского сада, коллектив школы, друзей.
Семья на протяжении длительного времени играет одну из определяющих ролей в формировании личности ребенка, однако на каждом возрастном этапе роль и значение семьи меняются и имеют свои специфические особенности [4].
Результаты наших исследований указывают на то, что дети воспринимают взаимоотношения с родителями не так, как их родители.
Анализируя полученные результаты по методикам «Анализ
стилей семейного воспитания» и «Зеркало АСВ», мы выявили отличия в восприятии семейных взаимоотношений родителей с детьми. Юноши и девушки с нарушением слуха утверждают, что их взаимоотношения с родителями строятся по типу «Гипопротекция», а родители отмечают, что они чаще используют «Гиперпротекцию». Юноши и девушки с нарушением слуха указывают на гармоничные взаимоотношения в 66,6 % случаев, а родители — в 69,6 %. Родители определяют взаимоотношения в семье по типу «Гиперпротекция», а юноши и девушки (70% ) указывают на то, что по отношению к ним используется «Гипопротекция». 46 % родителей и 16,7 % юношей и девушек со зрительной патологией убеждены в том, что в семье взаимоотношения строятся на гармоничной основе. В контрольных группах взаимоотношения в семье считают гармоничными 85 % родителей и 46,7 % юношей и девушек. Выявлены юноши и девушки, считающие, что их взаимоотношения строятся с использованием гиперопеки (20 %) и гипоопеки (33,3 %).
Участники экспериментальной группы уверены, что их потребности удовлетворяются в меньшей степени, чем на это указывают их родители. В контрольной группе юноши и девушки считают, что родители им потворствуют и никогда не игнорируют их потребности. Сами родители указывают, что могут проявлять как потворствование, так и игнорирование потребностей своих детей.
Санкции - наказания свойственны родителям всех групп в меньшем количестве. Юноши и девушки с нарушением слуха указывают на чрезмерность санкций-наказаний со стороны родителей чаще самих родителей. Слабовидящие отмечают, что их наказывают реже.
Анализ результатов показал, что представления родителей о наличии причин патологизирующего воспитания отличаются от аналогичных представлений у юношей и девушек.
На основании представленных результатов можно сделать следующие выводы:
1. Родители юношей и девушек с нарушениями зрения чаще считают их «детьми с ограниченными возможностями здоровья», чем родители слабослышащих.
2. Родители слабовидящих юношей и девушек отмечают сложности в развитии своих детей, которые связывают с беспокойством, эгоизмом, несамостоятельностью и трудностями ориентации на местности. Родители слабослышащих подобные особенности развития своих детей зачастую видят в общем отставании в развитии, замкнутости, проблемах в общении, обидчивости, нарушениях речи, негативном отношении к другим людям и несамостоятельности.
3. Длительное воздействие последствий нарушенного слуха или зрения у детей привело к возникновению негативных чувств у родителей.
4. На разных жизненных этапах родители сталкивались с трудно-
стями, которые им помогали преодолевать специалисты здравоохранения и образования, родственники, друзья. Только небольшая часть родителей отметила, что им пришлось самостоятельно преодолевать все трудности.
5. Преодоление трудностей во взаимоотношениях с ребенком с нарушением слуха или зрения способствовало развитию таких личностных качеств родителей, как терпимость, сила, рассудительность, ответственность, внимательность, раздражительность, замкнутость, настороженность.
Литература
1. Анциферова, Л. И. Сознание и действия личности в трудных жизненных ситуациях / Л. И. Анцыферова // Психологический журнал. — 1996. — Т. 12, №1. — С. 3—15.
2. Либина, Е. В. Изучение стилей совладания человека со сложными жизненными ситуациями с позиций интерактивного подхода / Е. В. Либина // Мир индивидуальности. — Смоленск, 1995. — С. 24—32.
4. Психология подростка : учеб. / под ред. чл.-ко. РАО А. А. Реана. — СПб. : ПРАЙМ-Еврознак, 2006. — 480 с.
5. Ротенберг, В. С. Поисковая активность и адаптация // В. С. Ротен-берг, В. В. Аршавский. — М. : Наука, 1984. — 193 с.
6. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис. — СПб. : Питер, 2002. — 656 с.
7. Lazarus, R. S. Psychological stress and the coping process / R.S. Lazarus. — New York : McGraw-Hill, 1966.
8. Lazarus, R. S. Stress, appraisal and coping / R. S. Lazarus, S. Folkman. — New York : Springer, 1984.
9. Lehr, U. Coping and aging / U. Lehr, H. Thomae // Personality Psychology in Europe / G. Van Heck, P. Bo-naiuto (Eds). — 1993. — Vol. 4. — P. 365—387.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета «Совладание с трудностями»
1. Считаете ли Вы своего сына (дочь) «ребенком с ограниченными возможностями здоровья»?
2. Испытывает ли Ваш ребенок сложности в развитии? В чем заключаются сложности?
3. Какие чувства у Вас возникают в связи с этим?
4. С чем связаны Ваши личные переживания на момент возникновения нарушения у ребенка?
5. Нуждается ли Ваш ребенок в специальной помощи, особом обучении и уходе?
6. Изменились ли Вы сами, преодолевая трудности?
7. В чем были отмечены изменения?
8. Испытываете ли Вы трудности во взаимоотношениях со своим ребенком?
9. С какими трудностями Вы столкнулись во время воспитания со своим ребенком?
10. Какой период жизни с ребенком был наиболее сложным?
11. Как Вы думаете, с чем это было связано?
12. Что (кто) помогает Вам справляться с имеющимися трудностями в воспитании сына (дочери)?
3. Либина, Е. В. Тренинг совладания со сложными жизненными ситуациями / Е. В. Либина ; под общ. ред. А. В. Либина. — М. : Ин-т практической психологии, 1998. — 79 с.