Научная статья на тему 'Воспитание детей разного пола в многонациональном детском саду'

Воспитание детей разного пола в многонациональном детском саду Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
697
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ САД / ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ПОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татаринцева Нина Евгеньевна, Зелинская Марина Григорьевна

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования актуальной проблемой современной дошкольной организации сегодня является создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными, индивидуальными, психологическими и физиологическими особенностями. В связи с этим становление личности ребенка с учетом будущей (или актуальной) гендерной идентичности приобретает особую значимость. Решение проблемы осложняется тем, что стереотипы мужского и женского поведения сегодня, как никогда, противоречивы. Наборы социально-положительных качеств личности мужчины и женщины перестают казаться полярными, взаимоисключающими, открывается возможность самых разнообразных индивидуальных сочетаний. Размытость ценностных качеств, утрата нравственных критериев в оценке межполовых отношений осложняет выбор стратегий поведения детьми, что обуславливает необходимость разработки педагогических условий воспитания детей разного пола.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Татаринцева Нина Евгеньевна, Зелинская Марина Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание детей разного пола в многонациональном детском саду»

Воспитание детей разного пола в многонациональном детском саду

Татаринцева Нина Евгеньевна, Зелинская Марина Григорьевна

Южный федеральный университет, г.Ростов-на-Дону

Ключевые слова:

многонациональный детский сад, воспитание детей разного пола

Введение. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования актуальной проблемой современной дошкольной организации сегодня является создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными, индивидуальными, психологическими и физиологическими

особенностями. В связи с этим становление личности ребенка с учетом будущей (или актуальной) гендерной идентичности приобретает особую значимость. Решение проблемы

осложняется тем, что стереотипы мужского и женского поведения сегодня, как никогда, противоречивы. Наборы социально-положительных качеств личности мужчины и женщины перестают казаться полярными, взаимоисключающими, открывается возможность самых разнообразных индивидуальных сочетаний. Размытость ценностных качеств, утрата нравственных критериев в оценке межполовых отношений осложняет выбор стратегий поведения детьми, что обуславливает необходимость разработки педагогических условий

воспитания детей разного пола.

Россия - страна, в которой живут люди разных национальностей, культур, этносов, сохранившие особенности и национальные традиции воспитания мальчиков и девочек. Отсюда, разное понимание мужественности и женственности, семейных половых ролей, специфики взаимоотношений мужчин и женщин и пр. В связи с этим возникает вопрос: каким образом должна строиться работа по воспитанию детей разного пола в многонациональном детском саду, какая гендерная модель поведения должна формироваться у ребенка-дошкольника, возможно ли в условиях российского детского сада учесть все этнокультурные особенности воспитанников и их семей?

Эксперимент проводился на базе МБДОУ № 83 г. Ростова-на-Дону, находящегося в микрорайоне, в котором расположился самый крупный в Ростовской области «Восточный рынок». Контингент детей в группах - это русские, корейцы, китайцы, азербайджанцы, киргизы, афганцы и др.

Цель исследования состояла в изучении национальных особенностей воспитания мальчиков и девочек, воспитывающихся в семьях, принадлежащих к разным этнокультурным группам, выделении общих идей, ценностей, традиций воспитания и на их основе определение педагогических условий воспитания детей разного пола в многонациональном детском саду.

На начальном этапе эксперимента с помощью методов беседы и наблюдения была определена специфика поведения мальчиков и девочек разных национальностей в старшей группе ДОО, что позволило сформулировать задачи второго этапа исследования: формирование гендерных представлений дошкольников, основанных на традициях воспитания мальчиков и девочек, являющихся общими для разных культур; формирование опыта взаимодействия между мальчиками и девочками с ориентацией на представления детей об отличительных признаках их поведения; развитие нравственно-волевых качеств мальчиков и девочек, одобряемых в разных культурах (у мальчиков - смелость, решительность, сила, выносливость, вера и т.д.; у девочек -чувствительность, нежность, доброта, сострадание и т.д.).

Материалы и методы. В основу нашей работы было положено содержание программы «Мир мальчика и девочки» (автор - Татаринцева Н.Е.). Специально-организованными видами деятельности выступили беседы, чтение произведений художественной литературы, инсценирование сюжетов народных сказок, игры. Восприятие детьми художественных произведений выступило важным условием воспитания детей разного пола в многонациональном детском саду. Ведущим жанром была выбрана народная сказка. Сказки группировались по принципу смыслового содержания. Все произведения были разделены на 4 цикла, в соответствии с традициями народного воспитания, выделенными в разных культурах.

К первому циклу относились сказки, формирующие у детей представления о крепкой, дружной семье, в которой почтительно, с уважением относятся к старшим, главной ценностью которой являются дети. К их числу относились сказки «Сын в отца» (афганская сказка), «Семеро братьев», «Материнская скала», «Сыновняя преданность Хон до Рена» (корейские сказки), «Сказка о муже и жене» (азербайджанская сказка), «Дети купца Амбарцума» (армянская сказка) и др.

Второй цикл объединил сказки, раскрывающие важность формирования у мальчиков и девочек такого качества, как трудолюбие. Это такие сказки, как «Два лентяя» (афганская сказка), «Ленивый Ахмед» (азербайджанская сказка), «Лентяйка Гури» (армянская сказка), «Крошечка-Хаврошечка» (русская сказка), «Ходжа лентяй» (узбекская сказка), и др.

К третьему циклу были отнесены сказки, которые формировали у детей собирательный, обобщенный положительный образ девочки: доброй, умной, работящей, отзывчивой к чужому горю, заботящейся о близких. В частности, это «Мудрая красавица», «Дом без женщины, как печь без теста» (афганские сказки), «Сказка об умной девушке» (азербайджанская сказка), «Подвиг крестьянской девушки», «Добродетельная дочь», «Как женщины крепость защищали» (корейские сказки), «Царевна-лягушка», «Морозко» (русские сказки), «Дочка-умница» (узбекская сказка), «Добрая невестка» (китайская сказка) и др.

Четвертый цикл объединил сказки, формирующие представления детей о том, каким должен быть настоящий мальчик (мужчина): сильный, смелый, ловкий, находчивый, способный защитить своих близких. К их числу отнесли сказки: «Иван - крестьянский сын и Чудо - Юдо», «Мальчик-с -пальчик» (русские сказки), «Как юноша любимую искал» (китайская сказка), «Как три богатыря врагов победили», «Как мальчик царя победил», «Умный мальчик» (корейские сказки), «Мужественный друг Гайрат» (узбекская сказка) и др.

Организация с детьми игр-инсценировок по сюжетам сказок с использованием выразительных средств (мимики, жестов, поз, движений), а также игровых атрибутов способствовали адекватному воссозданию конкретных женских и мужских образов литературных произведений.

Результаты. Проведенная работа показала, что использование народных традиций воспитания мальчиков и девочек позволяет сформировать у дошкольников представления о мужественности и женственности, об эталонах мужского и женского поведения, принятых в той или иной культуре. Качественно изменился уровень поведения мальчиков и девочек, представления о своем поле и интерес к противоположному. Произошли изменения во взаимодействиях детей противоположного пола в совместной деятельности. Так, мальчики и девочки, независимо от национальности, стали чаще объединяться в совместных играх. Появилось больше игр, отражающих различные социальные роли мужчин и женщин. Изменились реальные взаимоотношения детей, в которых стали реализовываться представления детей о мужских и женских качествах. Разделение обязанностей в совместной трудовой деятельности по половому признаку сделалось типичным явлением. Дети стали более внимательными, появилось чувство сострадательности и терпимости в процессе деятельности. Дети научились адекватно оценивать поведение сверстников и свое собственное, контролировать свои поступки.

Заключение и выводы. Позитивные результаты, полученные в ходе эксперимента, позволяют нам обозначить новые задачи, требующие своего решения: создание модели полоролевого воспитания в многонациональном детском саду; создание поликультурной среды ДОО, способствующей формированию представлений детей об эталонах мужественности и женственности, принятых в разных культурах; разработка системы взаимодействия с

родителями разных национальностей по вопросам воспитания детей разного пола в многонациональном детском саду.

Список литературы:

1.Татаринцева Н.Е. 2013. Педагогические условия воспитания детей разного пола в условиях дошкольного образовательного учреждения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. № 08(55). С. 336-339.

2.Татаринцева Н.Е. 2012. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций (Учебно-методическое пособие). Москва. 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.