УДК 37.01
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Каташова Елена Анатолиевна
Луганский университет им. Тараса Шевченко 16093105k@gmail.com
ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
В статье автор предлагает педагогической общественности свою модель воспитания человека третьего тысячелетия. Подчеркивается ведущая мысль о том, что воспитание такого человека возможно при условии его восхождения к вершинам духовных традиций своего народа и осознания необходимости реального преобразования своего отношения к себе. Показано, что духовная среда образовательного учреждения приобретает новые характеристики, которые в педагогике еще недостаточно исследованы.
Ключевые слова: современный человек, гераклитовый человек, биобразование, духовная среда образовательного учреждения.
Сорок лет тому назад Нобелевский лауреат Андрей Сахаров в статье «Мир через полвека» говорил человечеству: «Внутреннюю духовную жизнь людей, внутренние импульсы их активности труднее всего прогнозировать, но именно от них зависит в конечном итоге и гибель и спасение цивилизации» [7, с. 27].
События, происходящие в Украине, рельефно подтвердили прозорливость великого мыслителя и, как это ни печально, ошибочность ранее доминирующих воспитательных концепций. За годы независимости воспитано поколение, пропитанное западными ценностями, разрушившими сознание молодежи. Попрание базисных нравственных ценностей, наложенное на высокий уровень развития науки и техники, утверждает Г. Маркузе, позволяет репрессивному обществу сформировать новый тип массового «одномерного человека», в котором критическое отношение к обществу атрофировалось [4, с. 20]. Его главным качеством является невозможность противостоять навязываемому сознанию. Именно такой человек сегодня принимает активное участие в разрушительных действиях на некогда благополучной земле на берегах Борисфе-на, которая является прародиной мощного европейского государства.
А.Д. Сахаров убежден, что наиболее глубокая, первичная причина всего происходящего лежит во внутренней бездуховности, при которой личная мораль и ответственность человека вытесняются и подавляются абстрактным и бесчеловечным по своей сущности, отчужденным от личности авторитетом [7, с. 28].
Напрашивается очевидная историческая параллель с варварами, некогда угрожавшими цивилизованной империи; вторым периодом варварства вполне может стать разрушение самой цивилизации [4, с. 136] .
Нет необходимости доказывать, что в сегодняшней ситуации глобальных социально-экономических потрясений, постоянно растущей угрозе экологической и военной катастрофы человечество все более задумывается над словами Аурелио Печ-чеи «Человеку сейчас, по сути дела, не остается
ничего иного, как возможно быстрее приблизиться к следующей фазе своего развития - той, где он, сочетая свое могущество с достойной мудростью, научится поддерживать в гармонии и равновесии все дела человеческие. Но произойти это может только за счет невиданной еще цепи событий, которую я называю «человеческой революцией» [6, с. 35].
Мы поддерживаем центральную идею основателя Римского клуба о «стартовых целях» и «внутренних пределах» человека ибо проблемы современного человека и человечества кроются «...в самом человеке, а не вне его, поэтому и возможное их решение связано с ним; и отныне квинтэссенцией всего, что имеет значение для самого человека, являются именно качества и способности всех людей .и не только отдельных элитарных групп, а именно «средние» качества миллиардов жителей планеты» [6, с. 73]. Он убеждает нас в том, что изменения самого человека являются наиболее значимыми для общества. Эта задача станет реальной и разрешимой при условии, что мы, наконец, осознаем, что именно поставлено на карту, и если поймем, что называться современным человеком - значит постигнуть искусство становиться лучше. Такой человек понимает необходимость реальных преобразований своего отношения к себе, условиям жизнедеятельности, проявляющихся в разной степени и в разных плоскостях, но глобально и многокомпонентно.
Российский ученый Х.А. Барлыбаев утверждает, что если человечество продолжит скатываться по «конусу социальной эволюции» [8, с. 8] ему «.придется заниматься не элементарной защитой природной среды, а кардинально революционизировать всю философию своей жизни на Земле, нравственные и этические ценности, систему потребностей и потребления, законы экономической жизни, соответственно способы производства и распределения материальных благ» [1, с. 30].
Мы убеждены, что осуществить «человеческую революцию» может только человек новой формации, способный отказаться от индивидуалистического существования, в котором доминирует стремление к выживанию отдельного индивидуу-
142
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
© Каташова Е.А., 2015
Воспитание человека третьего тысячелетия
ма, и перейти к «философии экзистенциализма -теории выживания всего человечества» [1, с. 46], т.е. к коллективистскому, соборному, общинному бытию. Если он осознает себя структурным элементом вселенной, определяющим законы развития человечества как неотъемлемой части природы, тогда ему удастся самосохраниться и спасти свой род и цивилизацию. Новый курс ее развития определит «человек с осознанным созидательным поведением, т.е. человек-созидатель» [3, с. 19].
Человеческое сообщество понимает, что именно в школе миллиарды детей имеющие «средние» качества познают мир. Таким образом, ее миссия в XXI веке - стать ведущей и управляемой социоприродной силой «человеческой революции» на основе общественного интеллекта и гуманного общества - единственной модели устойчивого развития цивилизации, в которой развивающиеся молодые люди осознают себя не только ответственным за судьбу цивилизации. Именно учитель способен убедить их в том, что «.. .могущество без мудрости сделало их современными варварами, обладающими громадной силой, но не имеющими ни малейшего представления о том, как применить ее» [6, с. 73]. Он научит их настойчиво бороться за государственное благополучие и духовное оздоровление современного общества.
В связи с этим, актуальна разработка духовного аспекта современной педагогической практики, в которой приоритет отдается воспитанию счастливой, свободной, вольной, высокодуховной, нравственной, творческой, ответственной личности, обладающей не только широким мировоззренческим кругозором, но сочетающей духовную компетентность с осознанным выбором служения своему роду, обществу, Отечеству, владеющей рефлексивным методом познания и самопознания, способной к самопроектированию и саморазвитию.
Такая личность осознает, что ей предстоит сделать окончательный выбор. «Иными словами, завоеванное им господствующее положение в мире практически вынуждает его (человека) взять на себя общие регулирующие функции. А они в свою очередь предполагают - хочет того человек или нет - уважение к тем сложным системам, в которых тесно переплетаются интересы человека и окружающей его природы. Разгадав множество тайн и научившись подчинять себе ход событий, он оказался теперь наделенным невиданной, огромной ответственностью и обречен на то, чтобы играть совершенно новую роль арбитра, регулирующего жизнь на планете, включая и свою собственную жизнь» и был готов стать регулятором жизни на Земле, т.е. стать ГЕРАКЛИТОВЫМ ЧЕЛОВЕКОМ [6, с. 70-71].
А. Маслоу назвал человека, способного импровизировать в ситуации, никогда ранее не возникавшей, «гераклитовым» и заявил, что общество,
которое сможет воспитать таких людей выживет, а те общества, которые с этим не справятся, погибнут [5, с. 15]. Мы рассматриваем импровизацию как форму нестандартного мышления.
По Дж. Хаксли такой человек должен взять на себя роль лидера эволюционного процесса. Эта новая роль для него своевременна, возвышенна и благородна, ибо ему предстоит выполнять те функции и принимать те решения, которые он ранее относил исключительно на счет мудрости Вселенной. Воспитание такого эволюционного лидера - путь к освобождению человечества от невежества, человеческих пороков, к системному приумножению духовно-нравственного содержания сознания, росту понимания того, что мир в котором он живет хрупок.
Исходя из выше изложенного, гераклитовым человеком мы называем человека третьего тысячелетия имеющего стратегическое мышление и понимающего, что мир принадлежит не ему, а его правнукам и его центральной задачей является преобразование социокультурной среды, сохранение и приумножение живой природы, создание справедливого общества способного развивать этнокультурное разнообразие.
Можно допустить, что обучающийся с активной жизненной позицией и средним образованием, будет обладать тем «средним качеством», которое освободит его от всевозможных пороков. Школа как центр духовного возрождения станет той средой, где его и всех участников образовательного процесса ожидает радость личностного созидания на пути восхождения к «гераклитовому человеку» и «человеческой революции».
Для этого нам необходимо создать модель инновационной культуры лицея в которой осуществится постепенный переход от воспитания, которое выстраивалось на основании внешних регуляторов к воспитанию, которое ставит акцент «на внутренние регуляторы развивающегося ребенка, его способности к самоуправлению формируя свободную личность, интерпретирует воспитание как процесс, инициирующий внутреннюю активность ребенка, - то, что происходит с ребенком в его душе, то, что совершается спонтанно под влиянием, разумеется, педагогически организованной деятельности и педагогически инструментованной среды» [10, с.16].
Мы готовы предложить педагогическому сообществу свой взгляд на формирование инновационной культуры лицея. Логика наших размышлений заключается в поступательном движении от создания идеальной модели инновационной культуры лицея к формированию определенной технологии воспитания гераклитового человека.
Прежде чем начать характеристику модели инновационной культуры Луганского лицея иностранных языков, считаем целесообразным напом-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3
143
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
нить, что мы пользуемся терминами «технология» и «система» понимая, что каждая технология может быть системой. Термином «модель» определен указанный образ или вариант инновационной культуры лицея.
При разработке своей модели мы опирались на мнение Н. Клокар. Она утверждает, что модель -это материальный или воображаемый объект, который в процессе исследования заменяет объект-оригинал так, что непосредственное изучение первого дает новые знания о втором.
Народный учитель Украины Анатолий Ката-шов, рассматривая проблемы теории воспитания детей и молодежи в Луганской Народной Республике, определил основные требования к научению и воспитанию обучающихся, среди которых подчеркивается необходимость: создать духовную среду, войти в духовный мир каждого ребенка, понять его проблемы, помочь создать свой духовный проект «Я вольный человек: проектирую, создаю личный духовный фонд»; ориентировать учащуюся молодежь на ценности русского мира; широко применять в практике работы учебных заведений один из основных принципов педагогики казачества: «Тот, кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но прежде всего, не уважает самого себя, свой род, своих предков» [2, с. 32].
Поддерживая данную точку зрения, мы признаем духовную среду инструментом воспитания гераклитового человека и определяем последнюю как процесс усвоения личностью норм общественной жизни, духовных идеалов и ценностей, форм духовной и общественной культуры, способов социального и культурного взаимодействия.
Содержание духовного воспитания обучающихся направлено на следующие результаты: формирование веры в духовные силы своего народа и его будущее; формирование социальной компетентности и ответственности, культуры межэтнических взаимоотношений, приобретение позитивного опыта участия в общественной жизни; усвоение духовного словаря народной педагогики; усвоение демократических установок и ценностей (осознание абсолютной ценности человека как высшей социальной ценности государства), свободы личности, чувства собственного достоинства, способности к компромиссу; осознание себя частицей русского мира, необходимости и ценности самостоятельного гражданского выбора.
Понимая, что задачи формирования гераклито-вого человека реализуются в ситуации поствоенного синдрома и ослабления духовных традиций и норм, ограниченных возможностях влияния на этот процесс со стороны родителей, считаем возможным определить общие требования к созданию модели духовного воспитания: образовательные и воспитательные действия необходимо направить
одновременно на родителей, учителей и обучающихся, используя социальный потенциал лицейской общины; вся система должна соответствовать духу, потребностям и целям общества и быть сориентированной на формирование активной, автономной, независимой, свободной личности, которая воспринимается обществом как социальная ценность.
Нами разработана пошаговая технология становления духовного воспитания как системы воздействий, направленных на создание условий для вхождения духовных ценностей в общественное и индивидуальное сознание обучающихся.
Эта система включает следующие компоненты: создание новой концепции духовной среды, которая минимизирует авторитарные формы взаимодействия учителя и обучающегося и будет направлена на максимально возможное обеспечение условий для самостоятельного выбора, самореализации личности; переподготовка педагогических кадров, формирования у них позитивного отношения к духовным ценностям русского мира, готовности к принятию новых форм взаимодействия в условиях лицейской общины; повышение профессиональной квалификации учителей, овладение новыми формами обучения и образовательных технологий в соответствии с требованиями ФГОС; смещение акцентов при определении показателей качества воспитания с оценки успешности усвоения конкретной информации на оценку деятельности по самосовершенствования обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, общества и государства.
Определение таких шагов позволяет нам утверждать, что основными составляющими модели такой системы воспитания в виде взаимоотношений субъекта деятельности и общества в социально-духовной сфере могут быть: отношение обучающегося к самому себе (убежденность в необходимости самовоспитания, самопроектирования и реализации плана духовного саморазвития); отношение к другим людям (терпимость, признание их прав, готовность к совместному решению проблем, доверие и стремление к сотрудничеству, стремление понять мотивы их поступков и ожиданий); отношение к коллективу (идентификация себя коллективом, уважение к коллективным делам, осознание важности личного участия в делах коллектива, способствование социальному и культурному развитию коллектива); отношение к своей стране (уважение и признание фундаментальных конституционных ценностей и принципов, к общественным делам, социальное доверие); отношение к суверенности личности (осознание себя неотъемлемой частью государства, важности личного вклада в укрепление Отечества, гражданская гордость);
144
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21
Воспитание человека третьего тысячелетия
отношение к русскому миру (ощущение сопричастности к культуре и традициям своего народа, сохранение своей ментальности).
Обращаем внимание на некоторые особенности и тонкости осуществления воспитательного процесса в соответствии с технологией воспитания духовных ценностей: обучающимся целесообразно переходить к самостоятельной работе только после того как они получили консультации и с ними проведены практические занятия по методике работы по программе «Я вольный человек: проектирую, создаю личный духовный фонд»; учебные занятия имеют высокий уровень и качество педагогической поддержки; стержнем технологии является высокий уровень научно-методической подготовки членов педагогического коллектива; эффективная обратная связь, которая имеет обучающую направленность.
Основными компонентами воспитательной системы инновационной площадки являются: авторское образовательное пространство, педагогический потенциал, духовная среда лицея, лицейская община и ее ценности, программа «Я вольный человек: проектирую, создаю личный духовный фонд», технология воспитания духовных ценностей обучающихся, программа «Дневник классного руководителя».
Первый компонент: предусматривает реализацию образовательных потребностей, склонностей и способностей, обучающихся в полном объеме, и создает условия для их обучения в соответствии с их профильным определением. Это обеспечивается за счет предоставления каждому реальной возможности конструирования индивидуальной образовательной траектории. Учебно-воспитательная работа проводится в соответствии с концепцией двух уровней лицейского образования (биобразование).
Такая форма организации учебной работы основана на обязательном изучении учебных предметов лингвистического профиля всеми лицеистами в объеме специализированной школы с предоставлением права выбора дополнительного учебного профиля, а именно: филологического, математического, биолого-химического, историко-правового, социально-экономического, социально-гуманитарного.
Лицей реализует принципы вариативности и дифференциации среднего образования в пределах единого образовательного пространства и соответствует принципам личностно-ориентированного образования. Идеология «биобразования» Луганского лицея иностранных языков в какой-то мере расширяет границы содержания среднего образования, прежде всего путем предоставления возможности обучающемуся получить лингвистическую подготовку и в полном объеме изучить курс второго профильного образования.
В авторский учебный план, который определяет содержание образования, заложена идея познания и интериоризации духовных ценностей, которые интегрируют воспитательный потенциал всех учебных предметов.
Второй компонент: объединяет большую группу высококвалифицированных учителей. Доля учителей высшей категории составляет 75%. За двадцать лет работы лицея троим учителям присвоено высокое звание «Заслуженный учитель Украины», одному - «Народный учитель Украины». За этот период учителями лицея защищено 7 кандидатских диссертаций по педагогике. Результатом проведения научно-экспериментальной работы стало создание в лицее специфического пространства, которое мы назвали духовным пространством (третий компонент). Такое пространство является одним из главных средств воспитания духовных ценностей обучающихся.
Основными принципами организации духовной среды лицея выступили: аппеляция к личности; использование разных форм активного и сознательного приобщения обучающихся к процессу духовного становлення; настойчивая работа по созданию личного духовного фонда; самообучение, самовоспитание, самопознание личности; возможность определения критериев, которые помогут осуществить качественный мониторинг воспитательного процесса.
Опираясь на многовековой опыт русского мира, мы выделили несколько обязательных элементов духовной среды: национальная традиция: изучение национальной культуры, как общей государствоформирующей культуры, русского языка, уклада жизни, усвоение духовно-материального наследия; региональная традиция: освоение главных принципов педагогики донского казачества; народная традиция: изучение родного языка, правовых и этнических норм, знание уклада жизни народа, его ценностей; традиции международного сообщества: изучение иностранных языков, этикета и знаний, необходимых для вхождения в мировое сообщество.
Стратегическая задача такой среды: гераклито-вый человек - духовный, здоровый, образованный, воспитанный, интеллектуально развитый выпускник лицея. Системосозидающим компонентом целостности такой среды выступает личность обучающегося, которая находится в процессе постоянного творческого самопроектирования и саморазвития.
Изучение обучающегося совершается, прежде всего, в совместной деятельности с ним, в процессе взаимодействия через восприятие его активного выражения своих отношений к миру в ходе деятельности. Поэтому неоспоримо преимущество педагогического наблюдения, совершаемого классным руководителем, вооруженного методикой прослеживания и фиксирования воспитанности детей,
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3
145
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
которыми являются две программы: «Дневник классного руководителя» и «Я вольный человек: проектирую, создаю личный духовный проект».
Совместно с психологами и коллегами учителями наблюдение направлено на оказание педагогической поддержки детей, в условиях повседневного и свободного выбора их поведения. Здесь важно лишь оговорить следующее: наблюдение направляется на объект «отношение» - именно оно подвергается педагогической оценке. Педагогические оценки должны быть максимально взвешены, осторожны и никогда не окончательны, т.е. мы «ребенка сегодняшнего» сравниваем с «ребенком вчерашним» и постоянно сохраняем ему шанс для внутренних изменений [9, с. 173-174]. Мы должны, наконец, увидеть в человеке не средство, а цель развития общества, его смысл и результат.
Таким образом, нами впервые на основе культурологического и аксиологического подходов разработаны требования к созданию: модели духовного воспитания гераклитового человека в условиях современной школы; системы отношений, которые определяют взаимодействие субъекта деятельности и общества в социально-духовной сфере.
Определены теоретические основы духовного воспитания лицеистов; усовершенствована сущность понятий: «духовные ценности лицейской общины», «духовное среда лицея»; дальнейшее развитие получили содержание и структура учебно-воспитательного процесса в лицее.
Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы модернизации современ-
ной школы. Перспективы дальнейшей работы мы связываем с обобщением и систематизацией опыта использования разработанной модели системы духовного воспитания обучающихся, определением духовных основ субъект-субъектных взаимосвязей в триадах: государство - школа - семья; учитель -обучающийся - родители.
Библиографический список
1. Барлыбаев Х.А. Путь человечества: самоуничтожение или устойчивое развитие. - М.: Изд-во Комиссии Государственной Думы по устойчивому развитию, 2001. - 143 с.
2. Каташов А. И. Обогащаем образовательную среду. - Луганск: Янтарь, 2014. - 210 с.
3. Мадиев Х.Р. Педагогика созидания и новый человек XXI века. - Астана: Фолиант, 2011. - 128 с.
4. Маркузе Г. Одномерный человек. - М.: ООО Изд-во АСТ: ЗАО НПП Ермак, 2003. - 331 с.
5. Маслоу А. Самоактуализация личности и образование. - Киев - Донецк, 1994. - 52 с.
6. Печчеи А. Человеческие качества. - М.: Прогресс, 1985. - 312 с.
7. Сахаров А.Д. Мир через полвека // Вопросы философии. - 1989. - № 1. - С. 27-36.
8. Субетто А.И. Ноосферизм. Введение в ноос-феризм: в 3 т. - СПб.: ПАНИ, 2001. - Т. 1. - 537 с.
9. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. - СПб.: Питер, 2005. - 366 с.
10. Щуркова Н.Е., Мухин М.И., Желаннова А.В. Новое воспитание в новой школе. - М.: АРКТИ, 2012. - 264 с.
146
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21