ДЕТСКИЙ САА ШКОЛА ВУЗ
ВОСПИТАНИЕ БУДУЩЕГО (О КОНЦЕПЦИИ «РУССКАЯ ШКОЛА» НА БЕЛГОРОДЧИНЕ)
О.Е. Кучерова
Конец XX века в России ознаменовался временем переоценки всех сторон общественной жизни. Современные педагоги в первую очередь сталкиваются со множеством проблем воспитания нового поколения.
История России много веков была связана с историей Православной Церкви, что во многом обусловило своеобразие русской культуры. На протяжении многих веков русской истории основным компонентом в воспитании подрастающих поколений являлось релш иозное православное воспитание как духовная традиция отечественной педаг огики.
Сегодня в отечественной педагогике назрела необходимость изучения собственного исторического опыта, одна из частей которого укоренена в отечественной культурной традиции. Следовательно, педагогика сегодня должна научиться органично сочетаться с религией. Теория и практика использования идей, норм и принципов православного воспитания в рамках светской педагогики нуждаются в целостном осмыслении для адекватного, исторически верного решения многих насущных проблем. Как сказал ученый, педагог, философ Павел Флоренский: «Если идеал Запада - материальное благополучие, то иде&т России - преображение души» [10]. Великий русский философ И.А. Ильин неоднократно подчеркивал, что России нужно новое воспитание: в свободе и к свободе, в любви и к любви, в сердечной предметности и к освященной высшими ценностями предметности. Жить предметно по Ильину - значит связать себя, свою волю, разум, воображение, творчество с высшими ценностями.
Русская культу ра, и в частности религия, как самый яркий пласт русской культуры, позволяют привить нравственный иммунитет против волны аморализма, захлестнувшей наше общество. Высокое целомудрие, пафос добра и правды, поиски красоты вечной и
непреходящей - все это свойственно русскому народному творчеству, религии, культуре. И все это позволяет омыть детские души от невиданного, беспрецедентного в истории России потока непристойностей, пошлости, садизма, захлестнувших экраны телевизоров, книжные прилавки и т. д. Насильственное разрушение позитивных традиций вызывает духовное опустошение личности. Нет и не может быть полноценной духовной культуры там. где нет устойчивых традиций любви к ближнему, милосердия, терпимости, сочувствия, сострадания.
«Национальная доктрина образования в Российской Федерации» важнейшим вопросом определяет обеспечение полноценного личностного развития ребенка в условиях социально-экономического и идеологического кризиса [11]. А значит, необходимая в этой социокультурной ситуации система образования. которая обеспечивает одновременно эффективную социализацию и высокие духовно-нравственные качества, должна опираться на национальные традиции, главной из которых является православие [12].
Для отечественной педагогики разработка подобной образовательной системы, отвечающей национальным православным традициям, не является абсолютно новой задачей. В историко-педагогических трудах С.И. Гсссена. М.И. Демкова, П.Ф. Каптерева. Л.Н. Толстого. К.Д. Ушинского именно следование евангельским заповедям рассматривалось как гарантия достаточно широко понимаемого духовного воспитания. На сегодняшний день многие современные исследователи (Е.Г1. Белозерцев. В.А. Беляева, Е.И. Исаев. В.И. Косик, Н.Д. Никандров. В.А. Сластенин. В.И. Слободчиков и другие) не только доказывают жизненную необходимость рассмотрения всех проблем образования и воспитания в конгексге отечественной культуры, но и подчеркивают непреходя-
щее значение и особую актуальность задачи раскрытия педагогического потенциала православия.
Государственная образовательная политика в постсоветский период в основном позволяет вести педагогическую работу по обеспечению национальной культурнорелигиозной идентичности, что следует из Конституции РФ (ст. 28. 48) и Законов РФ «Об образовании» (от 10.07.1992) и «О свободе совести и религиозных объединениях» (от 24.01.1997).
Принятый в 1990 году «Закон о свободе вероисповедания» юридически закрепил за религиозными объединениями право распространять в обществе свои убеждения, а также проводить религиозное воспитание и обучение. В Московской патриархии в 1990 году был учрежден Отдел религиозного образования и катехизации, основной задачей которого явилось создание структуры религиозного образования молодежи и катехизация детей и взрослых (кагехизация - начальная ступень религиозного образования, в которой происходит ознакомление с основными вероучительными понятиями). Деятельность Отдела религиозного образования и катехизации сосредоточена на трех типах образовательных учреждений - воскресных школах, православных гимназиях и лицеях, государственных школах, лицеях и гимназиях.
Только уважительное и бережное отношение к прошлому способно осветить будущее. Известно, что религия - одно из могущественных движений, обогативших духовный потенциал мировой истории и имеющих аналогичное значение сегодня. Мы не можем считать себя образованными, если и впредь сохранится ее глобальная оценка как «опиума для народа» [15].
В отличие от светской педагогики, идеалом православного воспитания является не всесторонне гармонически развитая личность, а личность, в формировании которой соблюдается принцип иерархии, то есть в свете христианского учения человек должен характеризоваться не равномерным развитием всех сторон жизни, а соблюдением четкой иерархии в развитии сил. Православное воспитание школьников призвано способствовать свободному личностному принятию ребенком православных духовно-нравственных
ценностей. Следовательно, цель системы православного воспитания можно сформулировать следующим образом: организация образовательного процесса, ориентированного на духовно-нравственное становление и развитие личности ребенка, содействие обретению им востребованного духовного и нравственного опыта, основанного на традициях Православия.
Анализ сложившейся социально-педаго-гической ситуации, размышления современных ученых убеждают в том, что адекватно судить о духовной традиции отечественной педагогики возможно лишь через обращение к православному контексту, актуализацию педагогического потенциала православия. Но, к сожатснию, сегодня пока еще недостаточно разработана проблема адаптации воспитательного содержания православной антропологии и православной аскетики к потребностям современной светской педагогики, не представлено описание православной педагогики как особой воспитательной системы. Первые попытки такой работы мы находим в трудах Н.А. Белканова О.А. I армаева. О.В. Дол-женко, О.А. Кураева А.И. Осипова и др.
По убеждению православных ученых и педагогов, само состояние современного общества свидетельствует о назревшей необходимости внесения в содержание образования святоотеческого наследия, возрождения духовно-нравственных и научных традиций отечественной психологии и педагогики. Мировая история русской православной церкви раскрывает бесценную сокровищницу своих антропологических истин. Они, к сожалению, пока не познаны научной педагогической мыслью и не учтены в построении учебно-воспитательного процесса. Но выход из подобной ситуации намечен.
Соединению теории и практики в рамках диатога науки и церкви во многом способствует программа «Русская школа», предполагающая, что национатьное воспитание есть в основных своих чертах воспитание православное.
На Белгородской земле по программе «Русская школа» начага свою работу два года назад средняя общеобразовательная школа № 40 (директор В.М. Каштовская. завуч В.В. Казулина), у которой имелись для этого все основания: достаточно высокий кадро-
вый потенциал, обладающий необходимым уровнем преподавания, владеющий и постоянно изучающий инновационные технологии; наличие в микрорайоне определенного образовательного пространства: долгое время школа сотрудничает с Белгородским университетом и другими вузами города, с Белгородским государственным институтом культуры, Дворцом Спорта «Космос», кинотеатром «Русич» и другими учреждениями кулыуры; в практику школы несколько лет назад введены курсы «Народоведение», «Ро-диноведение», «Основы православия», «Святыни России», «Светочи России», «Русская философия» и другие, максимально приближенные к изучению богатого наследия русского народа - его культуры и традиций.
Педагогический коллектив школы поставил перед собой непростые задачи: 1) использовать в своей работе историко-куль-турное наследие духовной традиции отечественной православной педагогики; 2) проследить взаимосвязь духовной традиции и светского образования на практическом уровне;
3) формирование национального самосознания учащихся, приобщение их к культурному наследию России; 4) обеспечение для конкретного класса, учащегося оптимальных путей обучения; 5) развитие творческих способностей учащихся.
Многочисленные творческие дела культпоходы. экскурсии в музеи города области, страны делают жизнь учащихся и учителей в школе шггересной, запоминающейся. Учащиеся проявляют живой интерес к истории своего народа, ее традициям, обычаям. В жизни школы активное участие принимают и родители учащихся.
В учебной деятельности, на уроках литературы, истории, кулыуры, географии, в ходе курсов «Светочи России», «Святыни России» учителя рассказывают ребятам о святых сподвижниках, их деяниях, духовном наследии. Используя тексты Библии на уроках литературы, в ходе курса «Основы православия», педагоги помогают учащимся перенестись в те дапекие времена, когда зарождались великие мировые религии, рассказывают о божественном создании мира.
Огромный практический опыт учителей помогает им сориентироваться в работе, отобрать нужный учебный материал, выстроить.
согласно концепции школы, и внеклассную работу.
Под воспитанием духовности понимается такой педагогический процесс, который способствует изменению качеств лич-ности учащихся в условиях социально организованной среды, способствующей активизации творческого познания и учителя и ученика, обеспечивающей доступность духовных переживаний, реально влияющих на сознательно-волевую сферу и эмоциональную сторону личности. Также эта среда должна передавать и способствовать восприятию частиц духовного опыта человечества, способных в совокупности изменить потребности учащихся, их волевые способности и проявления, которые попадати под целенаправленное педагогическое воздействие.
В ходе работы была выявлена группа условий, при реализации которых процесс воспитания учащихся будет наиболее эффективным:
• опора на личностный смысл в обучении и воспитании;
• инициирование творческих способностей учащихся:
• использование совокупности форм активного обучения;
• создание положительного эмоционапь-ного климата в коллективе и адекватный отклик на изу чаемый материал
Как способ бытия в целом, как образ жизни духовность открывает человеку путь к любви, совести, чувству долга искусству и художественной красоте, очевидности, науке, молитве и религии. Только духовность может указать человеку, что есть главное и ценнейшее в жизни; дать ему нечто такое, чем стоит жить, за что стоит нести жертвы [5, с. 52]. Дать своего рода направление «чем стоит жить» и призваны уроки гуманитарного цикла, первое место среди которых мы отводим литературе.
Уроки литературы обладают богатейшими возможностями открывать детям неиссякаемый источник, который позволяет обогащать себя знаниями о людях, о том. как складывается общение, что такое муки совести. почему существует непонимание. Человек читающий - это всегда человек мыслящий. вот почему так важно, чтобы на уроки литературы дети приходили, прочитав
произведение. Ведь только в этом случае учащийся станет личностью социально активной. способной ускорить духовные процессы общества. Учитель же должен вырастить порядочного, честного человека, защитить его от превратностей судьбы. Обе эти взаимосвязанные проблемы решаются с помощью одной - формирование духовных ценностей, а на их основе воспитание духовности. Важно помочь учащимся увидеть в литературе и через литературу сущностные проблемы общества, мира, научить учащихся думать о них и откликаться на них.
Впечатление, создаваемое литературным произведением, - длительный психический процесс, следовательно, постижение учениками смысла произведений, авторской идеи, мироощущения писателей не исчерпывается традиционными уроками. Художественный интерес постепенно нарастает вместе с возрастанием художественной иллюзии, основанной на действии образов.
Чтобы ученик проанализировал впоследствии свои действия и поступки, смог соотнести свою жизненную позицию с авторской, воображение читателя в ответ на создаваемые художественные образы должно откликнуться собственными воспоминаниями.
Плодотворное чтение, применение полученных знаний на практике - важный фактор разумной самореализации личности. Ведь еще 11латон требовал приобщения молодежи только к нравственным, безупречным книгам, т. к. от порочных произведений, по мнению философа, со временам вместо добра укрепится зло. Каждый ученик в книгах, написанных «вчера», должен видеть сегодняшнее содержание, в чем, собственно, и заключается главный принцип уроков литерату ры.
Глубина усвоения нравственного содержания литературных произведений старшеклассниками на уроках литературы зависит от уровней этического просвещения, нравственных ориентаций каждого из учеников. На уроке каждый должен получить право на выбор своего метода активного постижения литературы, будет ли это художественная интерпретация, или публицистика, или любой посильный и увлекательный поиск. Учитель только помогает ученику найти этот «метод», а остальное ученик делает сам. Важно, чтобы ученик чувствоват себя сво-
бодной личностью, именно этот принцип полностью реатизуется на уроках в школе № 40.
Так, например, на уроке словесности (учитель Петрова Э.А.), посвященном поэзии Игоря Талькова, был использован необычайный по силе эмоционального воздействия материал. Каждый, присутствовавший на этом уроке, включая учителей и гостей школы, уяснил суть представлений этого человека о мире и месте человека в нем. Этого собственно и хотел добиться учитель. Имя Талькова, как правильно было замечено в начате урока, у всех на слуху, но что мы знаем о жизни и творчестве этого человека? И эта задача была успешно решена на уроке. Удачное сочетание музыки и информации о поэте сделали свое дело - ученики заговорили об Игоре, о том, что волновало его и волнует сейчас их, тех, кто строит нашу жизнь. Темы вечной борьбы Добра и Зла Бога и дьявола, веры и безверия раскрыватись на уроке в ходе неторопливого, искреннего разговора. Песни «Я вернусь». «Россия», «Бывший подъесаул», словарная работа, ответы на вопросы, выразительное чтение, работа по карточкам, работа с иллюстрациями, подготовленными самими же учениками - любителями поэзии И. Талькова... Урок насыщен до предела. Урок высокой духовности...
Прежде всего, заметим, что на любом из современных уроков должно быть уделено место высокому духовному наслаждению и труду, этическим и эстетическим переживаниям. Здесь должна царить атмосфера творчества и сотворчества, которая создается заинтересованным отношением учителя к своему предмету', постановкой перед учащимися нравственных, философских, этических, эстетических проблем, которые вытекают из изучаемого материата. Урок не должен подавлять волю, мысли и чувства ученика, в ходе решения определенных проблем и учитель и ученик должны быть заинтересованы в поиске истины.
Все глубинные пласты личности образуются благодаря общению и предназначены для общения. Воспитательное значение общения заключается в том, что оно содействует не только расширению общего кругозора, но и духовному развитию личности. Если общение состоялось, ученик ответит учителю дружеским расположением, стремлением
разделить все его чувства, мысли, идеалы, подняться до уровня его духовного развития. По каким-то причинам так сложилось, что в учебных заведениях недооценивается роль эмоций. А ведь создание положительного эмоционального климата на уроке и в школьной среде вообще - одно из условий воспитания духовных ценностей старших подростков. Организуемый процесс обучения (систематичный, логичный), к сожалению. нередко мало пиши дает для эмоций, а у многих вызывает страх, скуку и подобные переживания. Но ведь знания, не задевающие эмоциональную сферу ученика, не могут превратиться в убеждения, и не могут способствовать познанию и осознанию личностного смысла изучаемого. Школьникам необходима яркая, доходчивая проблемноэмоциональная форма изложения материала с оптимальным использованием учебнонаглядных пособий и технических средств. Урок должен проходить в обстановке, максимально приближенной и способствующей творческому учебному груду. Крайне важно, чтобы эмоциональное воздействие было связано как с материалом изучения, так и с процессом учения. Как целенаправленная деятельность, воспитание должно сопровождать весь урок, каждый шаг обучения.
Урок родиноведения в 7 классе (учитель Городова Т.П.) проходил в форме устного журнала и был посвящен писателям-фронто-викам Белгородчины. Учитель рассказывал ребятам о писателях-земляках. а сообщения учащихся органично дополняли материал. Так. учащиеся узнали, что у поэтов-земляков была трудная судьба. Такая же судьба была и у их произведений. Учащиеся читали и анализировали стихи В. Буханова, Л. Кузубова, К. Мамонтова. Н. Овчаровой. В. Федорова, высказывали свое мнение о прочитанном.
Целенаправленная работа тю воснита-нию любви к Отечеству, по осознанию себя частичкой огромной Родины ведется учителями на протяжении всех лет обучения. Так, учитель Зубарева Е.Н. использует на своих уроках в начальных классах краеведческий материал, направляя детей на осознание той большой работы, которую ведет весь коллектив. Интересно в этом плане построен был урок русского языка, на котором дети, выполняя привычную им работу, были погру-
жены в красоту земли русской, выраженной в стихах. Работа с текстом «Слово о Русской Земле» позволила детям увидеть картины родной природы, какой она была 700 лет назад. Беседа учителя о том, что необходимо беречь Землю нашу русскую, работа с карточками, составление рассказа по иллюстрации. чтение стихотворений, словарная работа, думается, дали свои плоды.
Выдающимся людям Белгородчины посвящает свои уроки и учитель французского языка Синельникова И.И., которая на примере жизни и деятельности выдающихся людей Белгородчины воспитывает в своих учениках любовь к родному краю, ответственность за свои поступки перед малой Родиной и рядом живущими людьми. Разговор на уроке идет о действительно выдающихся людях: И. Губкине, В. Раевском, М. Щепкине, М. Эрденко и др. Каждый из учащихся с гордостью может рассказать о своих знаменитых земляках на иностранном языке.
Учитель немецкого языка Годунова Г.А. посвящает свои уроки весьма актуальным темам защиты родной природы, проблемам защиты окружающей среды. Составляя диалоги, подбирая тексты определенной тематики, учитель ведет целенаправленную работу по экологическому воспитанию учащихся через иностранный язык.
Познавая себя, свой духовный мир через другого, духовно богатый человек познает другого лучше, чем тот познает самого себя. Акт эмпатии может состояться тогда, когда собеседник чувствует другого, что проявляется в том, как он говорит, что делает, по мимике, жестам, поступкам. Именно такая атмосфера царит на уроках в школе № 40.
Духовность проявляется в том. что действительность познается не только рационально. но и эмоционально, через сопереживания и переживания. На важность -этих качеств указывает В. Леви, который говорит о реализации этого единства в способности воплощения в другого, способности «вжиться» в чужой мир. «Чтобы понять другого, нужно проникнуться его ценностями, пропитаться его значимостями, т. е. вжиться в его мир» [6]. Несомненно, что многое здесь зависит и от мастерства учителя. Педагог, едва войдя в класс, мгновенно включается в воспитательный процесс, который отнюдь не
сводится к технике управления вниманием, волей, эмоциями учеников, а коренится, прежде всего, в личности самого учителя. Дети интуитивно чувствуют интеллектуальную и духовную глубину, внутренний нравственный настрой, т. е. все то. что называется масштабом личности. Здесь необходимо упомянуть о профессиональной духовности, как сложном состоянии внутреннего мира учителя. Как всякая духовность, она имеет внешние проявления, которые делают ее социальной ценностью. Истинная духовность деятельностна: пробуждает профессиональное творчество, корректное стремление приобщить к аналогичным усилиям коллег и ребят. Профессиональная духовность - это максимум человеческого в профессиональном [2]. Только через духовность, как новый тип межличностных отношений, может быть достигнута цель воспитания, которую необходимо осуществить в школе.
Учитель Лазовская О.А. на уроке труда объединила материал уроков музыки, истории. рисования и посвятила свой урок одному из самых светлых христианских праздников -Пасхи. На уроке сообщения учителей-предметников как бы обрамляли деятельность учеников: сообщения об истории возникновения и традициях православного праздника на Руси. У каждого своя роль: учитель истории дает достаточно подробную информацию об истории этого праздника, о том. какую жертву принес Иисус, чтобы спасти человечество; учитель рисования рассказывает о традиции украшения этого праздника: учитель труда знакомит детей с тем, как к празднику укра-шати стол, что такое праздничный кулич и пасха, каковы правила окраски и получения на крашенках различных рисунков. У учащихся появляется возможность попробовать самим накрыть праздничный стол и подготовить его по всем правилам. С увлечением работают как девочки, так и мальчики.
Е.Н. Ильин определил в своей практике пять таких понятий, на которые необходимо обращать внимание каждому учителю: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать. «Если любить затрагивает сферу чувств, без которой изначатьно немыслима духовность, а понимать несет в себе смысловое, интеллектуальное начало, попросту знание, как основу духовности, то помогать -чувство и мысль приводить в действие, поступок. Душа формулы - глагол сострадать... Центральный, связующий глагол принимать несет в себе идею коммуникативности, общения, вне которого ничто не имеет смысла» [4]. Духовные влияния как развивающие психолого-педагогические трансляции на ученика, которые принимаются и превращаются в сущностные черты характера, в способы существования своего «Я», представляют собой духовное воздействие. Эти духовные влияния идут по нескольким направлениям (рис. 1).
На ученика влияют микро- и макросреда, учитель, а по теоретическим положениям православной антропологии и Бог. Учитель (в глубинном понимании, это. прежде всего, наставник) корректирует это влияние, влияние среды. Привить ученику духовность, пополнить личностные запасы духовности, научить его самого стяжать, собирать, накапливать духовность - главная задача педаго-га-наставника. осуществляющего духовнонравственное воспитание. Приобретается же духовность не только через освоение знаний и участие в деятельности, но и через инту итивный процесс приобщения к истине (знаниям высшей духовности), добру (сознательное и бессознательное делание добра), красоте (ощущение красоты высшей, неподвластной времени). В православной педагогике этот процесс носит название «стяжание Духа Святого» [13].
БОГ
I
Макросреда ч------*■ Ученик •*---------► Микросреда
}
УЧИТЕЛЬ
Рис. 1.
137
За искреннюю расположенность к детям и к своему делу, за безусловную и глубокую учительскую компетентность, за нравственность личного примера, т. е. за профессиональное достоинство педагог заслуживает общественного призвания как своеобразный духовник общества [2, с. 71]. Ученик и учитель взаимовлияют друг на друга и именно в этом взаимовлиянии заключается следующее условие успешного воспитания духовных ценностей учащихся и успех каждого из уроков. Только через духовные контакты можно помочь себе и другим очеловечиться.
Значит, необходимо соблюдать следующие принципы, для создания положительного эмоционального климата в коллективе:
1) демонстрировать детям доверие на прот яжении всего учебного процесса;
2) помогать детям в постановке и выполнении учебных задач:
3) опираться на внутреннюю мотивацию детей в учении;
4) служить для детей источником опыта в случае затруднений;
5) чувствовать эмоциональный настрой класса и принимать его;
6) быть активным участником группового взаимодействия:
7) открыто выражать детям свои чу вства;
8) стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства детей;
9) стремиться к самопознанию.
А.С. Макаренко в свое время вывел формулу: «Воспитывать деятельностью», к которой сегодня добавляется - и духовной, т. е. одухотворенным интересом к человеку, ко всем граням его внутренней и внешней жизни.
Воспитание духовных ценностей на уроках осуществлялось посредством включения учащихся в познавательную деятельность как основную. Были определены следующие виды деятельности:
• трудовая (овладение ЗУН, необходимыми для развития творческих способностей);
• интеллектуальная (овладение приемами умственной деятельности, навыками литературной речи, грамотным письмом);
• познавательная (выполнение различных видов исследовательской работы);
• творческая, духовная (написание сочинений, эссе, работы по организации нетрадиционных форм уроков);
• альтруистическая (помощь товарищам в подготовке к занятиям).
В основу классификации деятельности положена классификация, данная Б.Т. Лихачевым [7].
Русская школа часто рассматривается как педагогическая возможность воспитания духовности. Реальное обращение человека к духовной жизни есть творчество и непрерывный процесс, в котором изначально согласованы бытие человеческое и бытие Божественное, две воли - человеческая и Божественная. Этот процесс преображения жизни человека начинается с внутреннего нравственного самоопределения, педагогическими составляющими которого выступают православная антропология и православная аске-тика.
Основы христианской антропологии были намечены и развиты Святыми Отцами Церкви, исходившими из библейской антропологии, из новозаветного учения о человеке: троическое деление человека на священные составляющие - дул, душа, тело.
Особенно заметно влияние христианской антропологии в педагогических воззрениях К.Д. Ушинского и В.В. Зеньковского. Например, К.Д. Ушинскому принадлежит заслуга введения христианского определения человека в научно-педагогический обиход. Опираясь на эту идею, профессор Зеньков-ский применил в своих педагогических трудах антропологический принцип, сохраняя, при глубокой научной проработанности материала и объективности оценок, верность христианскому учению о человеке в проекции на проблемы ребенка.
Основополагающим в педагогической системе В.В. Зеньковского является положение о иерархическом принципе устроения человека, о сохранении приоритета разума, духа над плотью при развитии его телесных сил и сторон, не принятые во внимание и своевременно не удовлетворенные запросы духа компенсируются за счет других сфер, что приводит к расстройству в иерархии психических сил, а в социальной жизни проявляйся как осознанное или неосознанное стремление личности к жестокости, физиче-
скому или моральному саморазрушению, которое проявляется в различных аномалиях поведения (грубость, алкоголизм, токсикомания, наркомания, самоубийство, участие в деструктивных сектах и др.). Ученый делает еще один важный для педагогики вывод: «Нельзя прийти к духовному росту через развитие психических сил - интеллекта, воли или чувств, хотя духовная жизнь и опосредуется этим развитием душевной периферии» [3].
Правильно оценить роль и место духовно-нравственного, умственного и физического воспитания, организовать научные исследования и педагогическую деятельность, в соответствии с приоритетом духовно-нравственного воспитания, помогают целостность и иерархичность души, положенные в основу православной педагогики. Согласно святоотеческой традиции, этот приоритет может быть реализован только при условии понимания воспитания как спасения (свт. Тихон Задонский).
Безусловная ценность православной антропологии для педагогики заключается в идее примата в человеке духовного над биосоциальным. Когда, не отрицая необходимости развития последнего, первоочередные свои заботы педагог направляет на духовное совершенствование, выстраивая тем самым иерархию: воспитание духовное, воспитание душевное (воли, чувства, ума), воспитание физическое. Именно последние два пункта обеспечивают возможность диалога между светской и православной традициями воспитания.
Православное воспитание осуществляется особыми методами. Их существенная черта - одновременное вовлечение в воспитательный процесс всех способностей души (ума, воли, чувств). Эти методы воспитания, привычные для светской педагогики, в своем общем виде действительны и для православной педагогики, но в конкретно-практическом плане имеют другое наполнение, согласно цели и задачам православного воспитания.
Эффективность православного воспитания определяется особой культурно-образовательной средой, духовно обновляющей и преобразующей личность.
Для того чтобы осознать необходимость религиозного воспитания учащихся, необходимо осмыслить богатейший историко-педа-
гогический опыт духовного просвещения минувших веков.
Известный чувашский просветитель И.Я. Яковлев (1848-1930) оставил свое «Духовное завещание», основной идеей которого была «семижды любовь». Любовь к Богу, к России, к родному народу, к родителям, и детям, к труду, к правде и справедливости.
Святой Иоанн Крондштадский (1828— 1908) в своей статье «Христианское воспитание детей» писал о том, что. «воспитывая ум. волю и сердце дитяти, нужно действовать воспитательно и на высшие силы его духа. К сему относятся страх Божий (в соответствии разуму), совесть (в соответствии чувству)». Для родителей особенно ценным является его совет: «Внушайте чаще детям, чтобы они всегда слушались голоса своей совести, этого голоса Божия. живущего в душе человека, который в противном случае жестоко будет наказывать за пренебрежение к себе...».
Со становлением Советской власти началось строительство школьной системы образования. основанной на принципах светскости и классовости. Принятием Декрета СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» была декларирована одна из основных линий государственной школьной политики - решительная борьба за искоренение в школах любого проявления религиозности. В результате внедрения в сознание всех слоев общества лже-ценностей был разрушен вековой общинный уклад и утрачена русская народная школа.
Тем не менее, «...российское сознание, несмотря на уничтожение духовности, христианской веры, любви к ближнему, всегда имело и имеет свой «якорь», свою укорененность в связи со своим народом, своей Родиной, свою соборность. Судьба России на протяжении истории доказала, что лучшее в ней поднимается в самые критические, самые запредельные периоды. Пережитое унижение человечности, уничтожение культуры, религии, нравственности, тем не менее, закалило российский характер, что для нас является залогом будущего возрождения» [1].
На каком бы высоком научно-методичес-ком уровне не было построено обучение в светской школе, какие бы эффективные образовательные технологии в ней не использовались, духовной она никогда не станет,
если православие не будет положено в основу воспитательной работы с детьми.
Необходимо отметить и тот факт, что официальная позиция Минобразования Российской Федерации за последние годы су щественно изменилась: произошла смена идеологических констант. На VIII международных Рождественских образовательных чтениях министр образования Владимир Филиппов в своем докладе «Российская система образования на рубеже тысячелетий: обретение духовности» выступил за единство действий школы и церкви в воспитании подрастающего поколения: «...школа и церковь сегодня обязаны вместе разъяснять молодежи пагубность нынешней демографической ситуации, укреплять институт семьи, возрождать ценности материнства и отцовства, побуждать молодое и старшее поколения к заботе о детях, подростках и юношестве» [17].
Идеальная модель выпускника русской школы с православной спецификой - это носитель национальных и общечеловеческих традиций, чувства патриотизма, любви к Родине. высоких гражданских и религиозных ценностей. Он руководствуется в своих действиях нравственными принципами, свободен от конъюнктурных влияний в выборе поведения, ответственен перед совестью. Стремится к творческому самоутверждению и самовыражению, созданию материальных и духовных благ во имя и благо своего Отечества. Он заботится об охране природы, нравственной чистоте общества. Такой человек непримирим ко злу в любых его проявлениях: войне, кровопролитию, национальной розни, преступности, несправедливости, но способен всегда встать на защиту' рубежей своей Родины.
Еще Сергий Радонежский заложил, означил. огранил ключевые черты наиболее чистого русского человека, «высшие свойства русской природы» (Н.В. Гоголь), воплотил их в себе как идеал для воспитания. Это -неустанная работоспособность; соборное единение; абсолютная доброта: державность. жертвенный патриотизм; духовность, вера -беззаветная и свободная, постановка православной веры во главу угла своей жизни; благородная простота; абсолютное непреложное следование избранным принципам жизни, приверженность идее, справедливо-
сти, искание правды, бескомпромиссность, достоинство - личное и общественное; высокая и разносторонняя одаренность, военная гениальность, смиренное терпение; всемирная отзывчивость, отсутствие национального эгоизма; житейская мудрость; утонченное чу вство жизни: совесть; самоусовершенствование в атмосфере благоговения перед христианским идеалом как наивысшим.
Высшее достоинство эпохи Сергея Радонежского - цельная идеологическая педагогическая система воспитания с упором на духовно-нравственное развитие личности. Эта система создавалась церковью, монастырем, церковной школой, образом жизни народа.
Итак, опираясь на опыт педагогов-практиков, видных деятелей науки и религии, модель современного выпускника должна быть такова: ему присущи такие качества: скромность и стыдливость, воцер-ковленность. гражданский патриотизм, вы-сокообразованность, нравственность, инициативность. физическое и психическое здоровье. компьютерная грамотность, религиозная и национальная терпимость, готовность к трудовой деятельности, законопослушность, историческая память, восприимчивость к творчеству.
1. Абульханова К. А. Российский менталитет: кросс-культурный и типологический подходы // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М.. 1997. С. 37.
2. Вульфов Б.З. Педагогическая рефлексия. М.. 1997.
3. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Ч. 1. Париж, 1934. С. 416. Сер. «Знание», «Педагогика и психология». 1991. № 12. С. 58-72.
4. Ильин К.Н. Путь к ученику. М., 1989. С. 160-161.
5. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.. 1974.
6. Леви В. Нестандартный ребенок. М., 1984.
7. Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания. М., 1983.
8. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М., 1995.
9. Малютин И.П. Концепция русской школы исторически нового типа. Православный и национальный образ русской школы. Уфа. 2000.
10. Метелягин А. Воспитание на традициях русской культуры // Воспитание школьников. 1996. №5. С. 11.
11. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Народное образование. 2000. №2. С. 14-18.
12. Никапдров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000. С. 20-43.
13. Парамонов В. Значение педагогики и психологии в деле пастырского душепопечения юношества // Духовная академия: Сб. 1991.
14. Св. Иоанн Крондштадский. Христианское воспитание детей // Школа духовности. 1999. №5. С. 8-11.
15. Тайчинов М.Г. Религиозная культура и воспитание II Педагогика. 1993. № 2. С. 38.
16. Троицкий В.Ю. Словесность в школе. Книга для преподавателей русской филологии. М.. 2000.
17. Филиппов В. Российская система образования на рубеже тысячелетий: обретение духовности // Народное образование. 2000. № 4. С. 8.
Поступила в редакцию 20.03.2003.
ИГРОВАЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Л.А. Пшеничных
Все мы знаем, какую роль в жизни ребенка выполняет игра, захватывая все его мысли и чувства. Игра дошкольника - это независимая деятельность, в которой он может реализовать все свои желания и интересы, в ней отсутствует обязательность и необходимость, требования и запреты. Она позволяет дошкольнику выйти за пределы ограниченного мира и построить свой собственный мир. Мы, взрослые, знаем, как увлеченные игрой дети с трудом переключаются на другие виды деятельности. Но, значение игры не только в том, что это приоритетный вид деятельности ребенка. Игра имеет большое значение для его всестороннего развития. Передавая в игре впечатления об окружающей жизни, дети заново переживают жизненные ситуации, свое отношение к происходящему. Их впечатления углубляются, уточняются и по-новому действуют на них. В этом находится много общего с изобразительной деятельностью. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игровой изобразительной деятельности, дети испытывают не только эстетические и нравственные чувства, но и получают интеллектуальное и творческое развитие.
Изобразительная деятельность является основой для творческого развития детей. В процессе изобразительной деятельности осваивается специфический язык человеческого общения - язык изобразительного искусства. Изобразительная деятельность очень интересна для дошкольника, гак как удовле-
творяет его потребность в деятельности. Однако другая значимая потребность ребенка-дошкольника - это потребность в творчестве. В своем творчестве ребенок отражает полученные впечатления от окружающей жизни, выражает свое отношение к у виденному, пережитому. В творческой деятельности возникает другая потребность - познавательная.
Творчество - это специфическая форма познания. Здесь происходит развитие восприятия. памяти, воображения, мышления. Для развития творчества принципиальное значение имеют познавательные операции мышления: анализ и синтез, сравнение и обобщение, классификация и конкретизация. Данные познавательные операции развиваются во всех видах деятельности ребенка. Одной из специфических особенностей изобразительной деятельности является то, что она достаточно полно задействует все познавательные операции. В процессе рисования ребенок анализирует форму предмета, цвет, характер пластики очертаний предмета, пропорции предмета и т. п. В целом, каждый вид изобразительной деятельности требует включения всех познавательных операций мышления. Целенаправленный акцент на ту или иную познавательную операцию возможен при решении конкретной специфической художественной задачи. Очевидно, можно смоделировать систему развития познавательных операций мышления ребенка на основе изобразительных иф и упражнений.