Научная статья на тему 'Воронежское казначейство: итоги и приоритеты деятельности'

Воронежское казначейство: итоги и приоритеты деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
211
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗНА / КАЗНАЧЕЙСТВО / КАЗНАЧЕЙ / ФИНАНСЫ / БЮДЖЕТ / КРИЗИС / УЧЕТ / КОНТРОЛЬ / ЛИЦЕВЫЕ СЧЕТА / ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ / ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / ИСК / ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЛИСТ / СЭД / ИНТЕРНЕТ-САЙТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бережная Л. А.

В статье аргументировано обосновывается объективная необходимость воссоздания органов Федерального казначейства. Показаны этапы становления и развития Воронежского казначейства, обобщен накопленный опыт по управлению финансами на территории Воронежской области, проанализирована результативность организационных мер по укреплению бюджетной дисциплины. Сделан акцент на особенностях казначейской практики 2009 г. и перспективах совершенствования казначейской системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воронежское казначейство: итоги и приоритеты деятельности»

воронежское КАЗНАЧЕЙстВО: итоги и приоритеты деятельности

л. а. бережная,

заслуженный экономист Российской Федерации, руководитель Управления Федерального казначейства по Воронежской области E-mail: [email protected]. ru

В статье аргументированно обосновывается объективная необходимость воссоздания органов Федерального казначейства. Показаны этапы становления и развития Воронежского казначейства, обобщен накопленный опыт по управлению финансами на территории Воронежской области, проанализирована результативность организационных мер по укреплению бюджетной дисциплины. Сделан акцент на особенностях казначейской практики 2009г. и перспективах совершенствования казначейской системы.

Ключевые слова: казна, казначейство, казначей, финансы, бюджет, кризис, учет, контроль, лицевые счета, внебюджетные фонды, доходы, расходы, иск, исполнительный лист, СЭД, Интернет-сайт.

Казначейская система — это государственная, динамично развивающаяся структура, бюджетными полномочиями которой являются проведение кассовых операций в ходе исполнения федерального бюджета, контроль за соблюдением участниками бюджетного процесса бюджетного законодательства, распределение поступающих в бюджетную систему Российской Федерации доходов между соответствующими бюджетами, осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, составление отчетности об исполнении бюджетов.

Если говорить проще, главное в назначении казначейства — учет и контроль за движением бюджетных средств, чтобы доходы в целости и сохранности были.

Корни истории казначейства уходят в старину седую. История Российского государства непосредственно связана с историей его финансов. Во все времена казначей представлял собой довольно крупный государственный чин, который ведал главной силой в государстве — «казной». Недаром

в народе утвердилась пословица: «Крепко царство казной».

Аналогией понятий «финансы», «финансовая система», «финансист» на Руси были «казна» и «казначей». Первое летописное упоминание «казначей» появилось в тексте Никоновского летописного свода в 1409 г., когда зарождалась приказная система Российского государства. Казначей ведал сбором и хранением всех государственных доходов. По Судебнику (кодекс государственных законов) 1550 г. казначей выступает третьим в перечне особенно доверенных и приближенных к государям лиц. К этому времени понятие казны расширилось. Она рассматривалась не только как хранилище ценностей, а означала всю сумму общегосударственных доходов.

И когда большевики в 1918 г. ликвидировали казначейство, в стране начался финансовый хаос. Движение денежной массы стало неуправляемым. И только в середине 1920-х гг. стала очевидной объективная необходимость в централизации управления финансами как основы укрепления централизованного государства. Казначейские функции учета и контроля были закреплены за Госбанком СССР.

В начале 1990-х гг. ситуация во многом повторяется. Происходят принципиальные изменения в бюджетном устройстве страны, повлекшие за собой кризисные явления в экономике и финансах. Прекратил свое существование государственный бюджет, возникла бюджетная система, состоящая из элементов — федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. На месте государственного банка возник Центральный банк РФ, в число приоритетных задач которого перестало входить исполнение федерального бюджета.

Российская Федерация пришла к состоянию, когда исполнение федерального бюджета практи-

чески вышло из-под контроля правительства. Задержки как в зачислении налогов и сборов на счета Министерства финансов РФ, так и в предоставлении отчетности о доходах были нормой работы многих коммерческих банков. Центральный банк РФ, в свою очередь, практически потерял контроль над счетами бюджетных учреждений, которые в погоне за прибылью, в условиях ослабления контроля со стороны государства, стали переводить счета в коммерческие банки. Процветала система безденежных форм расчетов, когда в доходах учитывались бартерные операции, материальные ценности и виртуальные услуги.

Для наведения порядка в финансах, укрепления финансовой дисциплины, восстановления строгого учета и контроля за движением бюджетных средств объективно требовалась новая государственная управленческая структура. Казначейству не было альтернативы.

Указом Президента Российской Федерации от 08.12.1992 № 15561 (в принципиальном плане) и постановлением Правительства РФ от 27.08.1993 № 8642 был решен вопрос о создании Федерального казначейства в составе Министерства финансов РФ. Началось возрождение Казначейства в России.

1993 г. — в Воронежской области созданы Управление и 39 отделений Федерального казначейства. Первым начальником Управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ по Воронежской области 09.04.1993 назначена Людмила Алексеевна Бережная.

За прошедшие годы с момента перехода от банковской к казначейской системе исполнения бюджета в Российской Федерации проведена большая работа, позволившая ввести полный учет бюджетных и внебюджетных средств на счетах органов Федерального казначейства и организовать жесткий контроль за их расходованием, что почти полностью исключило возможность нецелевого расходования средств.

Перечисление средств федерального бюджета на текущие бюджетные и расчетные счета организаций, открытые в учреждениях коммерческих банков, прекратилось. С введением казначейских лицевых счетов стали применяться и новые правила финансирования расходов федерального бюджета. Они требовали от бюджетополучателей обязатель-

1 Указ Президента Российской Федерации от 08.12.1992 № 1556 «О Федеральном казначействе» // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 14.12.1992, № 24, ст. 2101.

2 Постановление Правительства РФ от 27.08.1993 № 864 «О Федеральном казначействе Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 30.08.1993, № 35, ст. 3320.

80 -

ного наличия оправдательных документов на проведение операций по лицевым счетам в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств, а от казначеев — строжайшего контроля за соблюдением новых правил.

То есть уже на первом этапе становления казначейства оно зарекомендовало себя как финансовый институт, главной функцией которого является учет и контроль за движением государственных средств.

Банковский кризис, разразившийся в августе 1998 г., поставил предприятия и особенно бюджетные учреждения в трудное финансовое положение: многие из них, хранившие свои денежные средства на счетах в коммерческих банках, попросту их потеряли. И в противодействие этому кризису казначейство сыграло свою позитивную роль. Денежные средства, учитываемые учреждением на лицевых счетах в казначействе, катастрофа миновала. В сложившейся ситуации органы казначейства оперативно провели работу по открытию учреждениям федерального уровня лицевых счетов для учета средств, получаемых ими от внебюджетной деятельности. Проведенные мероприятия сыграли положительную роль в стабилизации деятельности государственных учреждений области и обеспечении сохранности их денежных средств.

За 16 лет становления и развития казначейства произошли существенные изменения в учете и распределении налогов и сборов между уровнями бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Сегодня организационные, технические и технологические меры казначейства позволяют производить ежедневные распределения в бюджеты поступивших регулируемых налогов, обеспечивая оперативное продвижение денежных средств от плательщиков налогов и сборов до финансовых органов и, в конечном результате, до бюджетных учреждений и рядового жителя города и села.

Управление Федерального казначейства всегда стремилось к упрощению процедуры перечисления налогов, платежей, штрафов в бюджетную систему, для чего с 01.01.2003 был установлен порядок перечисления на единый счет всех налогов, сборов, предназначение которых — доходы бюджетов. Распределение платежей между бюджетами согласно установленных нормативов, перечисление платежей на счета бюджетов — одно из основных направлений деятельности органов Федерального казначейства.

2005 г. становится годом перемен в учете доходов бюджетов всех уровней. Введена новая бюджетная классификация, позволяющая вести учет в разрезе администраторов платежей, т. е. поступ-

ление каждого платежа в бюджет контролируется организацией, на которую возложены функции по учету платежей в бюджет. Налоговые органы контролируют все налоговые платежи, Управление федеральной регистрационной службы — сборы и пошлины за регистрацию права собственности, Миграционная служба — сборы за выдачу паспорта, Госавтоинспекция — пошлину за регистрацию транспортных средств и штрафы за нарушения правил дорожного движения. Каждый платеж должен иметь своего хозяина — администратора доходов.

Самым крупным администратором доходов, контролирующим до 90 % платежей, зачисляемых в бюджеты на территории Воронежской области, является налоговая служба. В целях своевременного исполнения задач, поставленных перед администраторами доходов, Управление Федерального казначейства ежедневно рассылает информацию в адрес администраторов доходов, а их количество на территории Воронежской области более 900. Информация содержит сведения о каждом документе, перечисляемом плательщиком, сводные сведения по видам доходов и платежей. Таким образом, Управление Федерального казначейства по Воронежской области является ценнейшим «поставщиком» информации, на основании которой принимаются решения о качестве и своевременности уплаты налогов, сборов, штрафов, составляются прогнозы и анализы бюджетных доходов.

Ежедневно на счет Управления поступают сотни платежных документов, которые требуют уточнения, так как во многих из них неправильно указываются реквизиты получателя платежа, вид доходов, и здесь объективно необходимы организационные меры, учет и контроль со стороны казначейства. Каждый неклассифицированный платеж — это недоплата в бюджет, поэтому каждый день приходится направлять в адрес администраторов доходов письма, запросы с предложением об уточнении платежей. И далее наступает ответственность администратора. Те, кто понимают возложенные на них обязательства по формированию бюджетов, в считанные дни представляют необходимые документы для уточнения платежей. Иным приходится напоминать о непосредственных обязанностях неоднократно. Итог ежедневной деятельности — перечисление средств в доход каждого из 540 бюджетов на территории Воронежской области.

Динамика доходов в предыдущие, докризисные годы для Воронежской области складывалась положительно. Так, доходы консо-

лидированного бюджета Воронежской области в 2008 г. увеличились на 25 %, при этом рост доходов федерального бюджета составил в 2008 г. 3 %. Структура консолидированного бюджета в 2007—2008 гг. представлена на рис. 1, 2.

В 2009 г. кризисные явления затронули и Воронежскую область. Наблюдается значительное снижение — на 17 % — доходов федерального бюджета, на 12 % — доходов областного бюджета.

Основными бюджетообразующими налогами, как и в прошлые годы, остаются налог на прибыль и единый социальный налог — для федерального бюджета, налог на доходы физических лиц и налоги на прибыль — для областного бюджета, налог на доходы физических лиц, налог на имущество — для местных бюджетов.

Управление и его отделения по в сей территории Воронежской области осуществляюткассовое обслуживание исполнения федерального, регионального и местных бюджетов с открытием лицевых счетов распорядителям и пол^ателям средств бюджетов с санкционированием в установленных случаях проводимых кассовых операций бюджетополучателей, т. е. с осуществлением предвари-

■федеральный бюджет □ местные бюджет

■областной бюджет □ государственные внебюд.фонды

Рис. 1. Структура доходов в консолидированном бюджете Воронежской области 2008 г.

■ федеральный бюджет □ местные бюджет

■ областной бюджет □ государственные внебюд.фонды

Рис. 2. Структура доходов в консолидированном бюджете Воронежской области 2007 г.

тельного и текущего контроля за кассовыми операциями, что, естественно, повышает требования к профессионализму государственных гражданских служащих казначейства.

Сегодня нам приходится работать в условиях очередного финансового и экономического кризиса. Опять на повестке дня ужесточение требований к финансовой дисциплине, к экономии бюджетных средств. Каждый рубль, каждая копейка подлежат строгому учету и контролю. То есть казначейство становится центральным звеном в реализации путей выхода из кризиса. Не случайно казначеев сегодня называют «часовыми казны».

Заботясь об укреплении финансовой дисциплины, экономном расходовании бюджетных средств, воронежское казначейство всеми мерами поддерживает решения руководства страны и области, направленные на реализацию антикризисных мероприятий и максимальное сохранение социальных расходов бюджетов на выплату заработной платы, стипендий, пособий и компенсаций.

В последние годы четко прослеживается тенденция на увеличение расходов федерального бюджета: если в 2006 г. через счета органов казначейства Воронежской области прошло 15 млрд руб., то в 2008 г. — уже 24 млрд руб. Согласитесь, деньги немалые. А если к ним добавить еще и средства, которые получают бюджетные учреждения от своей внебюджетной деятельности, или как ее называют официально — от приносящей доход деятельности — сумма расходов возрастет еще почти на 4 млрд руб. И все эти средства своевременно зачислены на лицевые казначейские счета и своевременно списаны с них в строгом соответствии с их целевым назначением.

Финансовые ресурсы направляются государством на выполнение его основных функций, а также на решение социально-экономических задач. Важнейшими функциями государства являются обеспечение национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности, развитие отраслей национальной экономики, жилищно-коммунального хозяйства, обеспечение охраны окружающей среды, целенаправленный процесс воспитания и обучения своих граждан, предоставление услуг в сфере культуры, развитие здравоохранения, физической культуры, спорта и др.

Первостепенное значение придается мероприятиям социальной политики, аккумулирующим расходы на пенсионное обеспечение, социальное обслуживание и социальное обеспечение населения, включающее, в том числе, и меры социальной

82 -

поддержки граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний.

Ежегодно законом о федеральном бюджете определяется перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию в текущем финансовом году. Так, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» в 2008 г. осуществлялось финансирование 15 федеральных целевых программ (далее — ФЦП), бюджетные инвестиции в которые составили 4,9 млрд руб. Среди них ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002—2010 годы)», подпрограмма «Автомобильные дороги»; ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года», ФЦП «Дети России» на 2007—2010 гг., подпрограммы «Здоровое поколение» и «Дети и семья»; ФЦП развития образования на 2006—2010 гг.; ФЦП «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007—2016 годы)»; ФЦП «Развитие судебной системы России на 2007—2011 годы»; ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006— 2012 годах»; ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006—2015 годы» и др. Выделяются средства на строительство и приобретение жилья для военнослужащих, сотрудников федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена служба, приравненная к военной.

Учет средств федерального бюджета в 2008 г. осуществлялся на 443 лицевых счетах распорядителей и получателей средств федерального бюджета.

Итоги исполнения федерального бюджета по расходам на территории Воронежской области за 2008 г. в сравнении с 2007 г. представлены в табл. 1 .

Структура расходов федерального бюджета в 2007—2008 гг. в процентном соотношении представлена на рис. 3.

По-прежнему приоритетными направлениями бюджетных расходов остаются расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность (26,9 %), образование (22,1 %), национальную экономику (14,8 %).

Сравнительный анализ поступающих на территории области доходов федерального бюджета и расходов, производимых за счет средств федерального бюджета, показывает опережающий рост расходов над доходами в течение пяти последних лет (рис. 4, табл. 2).

С 1 января 2006 г. во исполнение статьи 215.1 Бюджетного кодекса РФ воронежским казначейством осуществляется кассовое обслуживание ис-

Таблица 1

Итоги выполнения федерального бюджета по расходам на территории Воронежской области за 2008 г. в сравнении с 2007 г.

Код Наименование раздела 2007 г. 2008 г. 2008 г. к 2007 г., %

Кассовые расходы, млн руб Структура расходов Кассовые расходы, млн руб Структура расходов

% %

01 Общегосударственные вопросы 2 914,3 16,5 3452,6 13,8 118,5

02 Национальная оборона 2 041,6 11,5 2 800,1 11,2 137,2

03 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 4 576,7 25,8 6 508,5 26,1 142,2

04 Национальная экономика 2 516,3 14,2 3 591,1 14,4 142,7

05 Жилищно-коммунальное хозяйство 174,0 1,0 753,6 3,0 в 4,3раза

06 Охрана окружающей среды 48,7 0,3 58,5 0,2 120,1

07 Образование 4 245,3 24,0 5 354,9 21,4 126,1

08 Культура, кинематография и средства массовой информации 19,5 0,1 16,1 0,1 82,6

09 Здравоохранение и спорт 578,7 3,3 819,9 3,3 141,7

10 Социальная политика 225,3 1,3 324,8 1,3 144,2

11 Межбюджетные трансферты 157,7 0,9 551,4 2,2 в 3,5 раза

Итого 17 498,1 98,9 24 231,5 97,0 138,5

Прочие источники внутреннего финансирования дефицита бюджета 8,1 0,04 9,0 0,04 111,1

Возвраты плательщикам сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов (НДС) 188,4 1,06 739,4 2,96 в 3,9 раза

Всего расходов 17 694,6 100,0 24 979,9 100,0 141,2

Общегосударственные Силовой блок вопросы

Национальная Образование Здравоохранение, Прочие расходы экономика культура, социальная

политика

Рис. 3. Структура расходов федерального бюджета 2007 — 2008 г. %

полнения бюджета Воронежской области и бюджетов 534-х муниципальных образований.

Наряду со вступлением в силу статьи 215.1 Бюджетного кодекса РФ также вступил в силу Фе-

деральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», приведший к росту количества муниципальных образований в субъекте Федерации.

Для одновременной реализации указанных выше новых нормативных актов потребовалась мобилизация усилий, четкое планирование и координация действий как администраций субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, так и органов Федерального казначейства области в течение всего 2005 г. Все запланированные организационные, нормативно-правовые, информационно-технические мероприятия были выполнены точно в срок и с высоким качеством.

В течение трех последних лет Управлением и его отделениями осуществлялся контроль за целевыми средствами, предоставляемыми бюджету Воронежской области из федерального бюджета в форме субсидий, субвенций

- 83

25 000,0

20 000,0

15 000,0

10 000,0

5 000,0

0,0

2004

2005

2006

2007

2008

□доходы ФБ

: расходы ФБ

Рис. 4. Соотношение доходов и расходов федерального бюджета (ФБ) в 2004-2008 гг., млн руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2 Исполнение федерального бюджета на территории Воронежской области, млн руб.

Год Доходы Расходы

2004 10 049,4 14 245,4

2005 8 778,2 11 769,4

2006 10 122,4 15 675,7

2007 13 503,4 17 694,6

2008 13 892,9 24 979,9

и иных межбюджетных трансфертов путем учета этих средств на лицевых счетах, открытых получателям средств областного бюджета в органах Федерального казначейства. Был отработан четкий механизм, позволявший своевременно и строго по назначению довести целевые средства до конечного получателя. И когда в 2008 г. законодательством Российской Федерации субъектам Федерации была предоставлена возможность выбора между получением указанных субсидий и субвенций в порядке, предусматривающем учет операций на лицевых счетах, открытых получателям средств бюджета субъекта в органах Федерального казначейства, или в порядке компенсации произведенных кассовых расходов, администрацией Воронежской области согласно распоряжению от 06.05.2008 № 416-р был выбран порядок получения субсидий и субвенций в порядке учета на лицевых счетах главных распорядителей и получателей средств областного бюджета, открытых в Управлении и его районных отделениях. Это решение еще раз подтвердило уже сложившуюся практику в том, что органы Федерального казначейства являются

84 -

гарантом целевого использования средств.

Особое внимание Управлением уделялось реализации приоритетных национальных проектов «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса».

Бюджет Воронежской области обслуживается Управлением с открытием лицевого счета бюджета финансовому органу — Департаменту финансово-бюджетной политики Воронежской области. В течение 2008 г. Управлением и его районными отделениями обслуживалось 344 лицевых счета получателей средств областного бюджета, открытых для перечисления целевых средств.

На уровне Управления было открыто 14 лицевых распорядительных счетов главным распорядителям средств областного бюджета и 26 лицевых счетов получателям средств областного бюджета. В отделениях было открыто 304 лицевых счета.

В настоящее время из 534 муниципальных образований, имеющих самостоятельный бюджет, 66 муниципальных образований (3 городских округа, 29 муниципальных районов и 34 поселений) обслуживаются по варианту с открытием и ведением в отделениях Управления лицевого счета финансового органа муниципального образования. Остальные 468 муниципальных образований обслуживаются по варианту с открытием в отделениях Управления лицевых счетов распорядителям и получателям средств бюджетов муниципальных образований.

Хотелось бы отметить, что в течение всего периода кассового обслуживания исполнения областного бюджета и бюджетов муниципальных образований воронежским казначейством не было допущено ни одного критического сбоя в работе финансовой системы области.

Система воронежского казначейства работает четко, слаженно и, на первый взгляд, совершенно незаметно для окружающих. Незаметно именно потому, что работа идет ритмично, без сбоев, без ошибок. Поэтому и хочется сравнить работу казначейства с работой четко отлаженного механизма, где даже самая маленькая деталь является незаменимой. Это действительно так, ведь в настоящее время казначейство Воронежской области обладает

всем необходимым, чтобы качественно и на высоком профессиональном уровне выполнять все поставленные перед ним задачи. Мы располагаем современной материально-технической базой, перспективными казначейскими технологиями, высококвалифицированными кадрами и мощными информационными ресурсами.

Четкая, ритмичная работа каждого находящегося на территории Воронежской области федерального бюджетного учреждения — не только дело данного учреждения, но и репутация Воронежского казначейства. Делается все возможное для поддержания этой репутации на самом высоком уровне.

В настоящее время мы вплотную подошли к тому, чтобы созданная система управления государственными финансами стала более эффективной. Во главу угла ставится соотношение полученного результата и произведенных затрат. Чтобы не бросать «в топку» кризиса все имеющиеся резервы, необходимо задуматься о результативности их использования. Для достижения необходимой эффективности нужно повышать качество социально значимых результатов, сокращая объем бюджетных расходов. И обе эти задачи должны быть сбалансированы. Поэтому для повышения эффективности управления общественными финансами вводится механизм бюджетирования, ориентированного на результат (БОР). Этот метод учитывает не только финансовые вопросы, но и достижения социально значимых результатов. Каждый из нас сталкивался с такой ситуацией, когда какое-либо учреждение предлагало невостребованные услуги, реализовы-вало нецелесообразные программы, делало необоснованные расходы. Сегодня это просто недопустимо. За каждым потраченным рублем должен стоять конкретный результат.

Система БОР подразумевает переход от финансирования учреждений к финансированию предоставляемых услуг. Что позволяет сформировать перечень предоставляемых услуг, определить конечный результат, их стоимость, а значит, эффективность бюджетных расходов. Внедрение системы бюджетирования, ориентированного на результат, делает механизм принятия решений более простым, понятным и прозрачным, при котором граждане России получают возможность знать, как расходуются средства, собираемые в казну, и что при этом получается в результате.

С начала 2009 г. начался качественно новый этап казначейской работы, суть которого в концентрации организационных усилий на ведущих направлениях казначейской деятельности. В соот-

ветствии с новыми положениями бюджетного законодательства в Казначействе России определены 12 главных стратегических приоритетных дел на ближайшие три года. Это совершенствование системы бюджетных платежей; прозрачность и доступность информации о состоянии общественных финансов, «Электронное казначейство», кассовое обслуживание государственных внебюджетных фондов; завершение проекта модернизации казначейской системы Российской Федерации; разработка и внедрение Концепции безопасности Казначейства России; эффективная кадровая политика с акцентом на проведение антикоррупционных мероприятий в нашей стране. Предполагается принятие ряда мер, направленных на централизацию ряда функций отделений на уровне Управления Федерального казначейства.

Естественно, реализация стратегических задач требует высокой профессиональной компетентности кадров и соответствующего правового обеспечения. С 1 января 2009 г. вступили в силу 12 нормативных правовых актов, которые ориентируют на необходимость расширения самостоятельности и ответственности главных распорядителей бюджетных средств, создание долгосрочных стимулов для повышения эффективности управления региональными и муниципальными финансами. От бюджетных учреждений они требуют эффективного использования государственных средств, а от органов федерального казначейства — обеспечения прозрачности и платежеспособности бюджетной системы Российской Федерации.

Защита интересов казны Российской Федерации в судебных органах на территории г. Воронежа и Воронежской области является важным и сложным направлением деятельности УФК по Воронежской области. В этом направлении юридическая служба Управления на основе правового режима иммунитета бюджетов активно, на высоком профессиональном уровне защищает казну Российской Федерации от необоснованного, незаконного взыскания.

В условиях постоянно меняющегося бюджетного законодательства, а также наделения органов Федерального казначейства новыми функциями возникла необходимость обеспечения правового сопровождения деятельности органов казначейства вплоть до уровня отделений УФК по субъекту РФ. Это позволяет оперативно и квалифицированно решать возникающие вопросы.

В г. Воронеже и Воронежской области в последние годы сложился устойчивый высокий уровень обращений граждан и юридических лиц в суды с исками к казне Российской Федерации. В I полу- 85

годии 2009 г. юридическая служба Управления Федерального казначейства по Воронежской области представляла интересы Министерства финансов Российской Федерации, Федерального казначейства и его территориальных органов в судебных органах г. Воронежа и Воронежской области в 390 делах на общую сумму 252,35 млн руб.

Основные категории исков в судах, в рассмотрении которых участвует УФК по Воронежской области, можно подразделить на такие, как: иски граждан о взыскании ущерба, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда; иски граждан о возмещении ущерба в порядке реабилитации; иски о компенсации морального вреда; иски граждан о выплате денежных средств, причитающихся гражданам в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС».

В первом полугодии 2009 г. в органы Федерального казначейства по Воронежской области предъявлено 1 128 исполнительных листов на сумму около 42,5 млн руб. Мы придерживаемся правила — неукоснительно соблюдать действующее законодательство с целью обеспечить эффективную правовую защиту казны Российской Федерации от необоснованного взыскания и не ущемлять материальные интересы взыскателей. Ведь за каждым исполнительным листом — человек с его болью, его горем, оставаться равнодушными казначеи не имеют морального права.

Для того чтобы внедрить новые механизмы управления в органах Федерального казначейства, были разработаны показатели оценки результативности нашей деятельности. В рамках проводимых мероприятий утвержден порядок ведомственного планирования бюджетных расходов по целям и результатам деятельности Федерального казначейства, разработана и согласована Концепция системы управленческого учета. Внедрение механизмов управления по результатам невозможно без четкой стандартизации и регламентации деятельности органов Федерального казначейства. Для этого разработаны и утверждены такие документы, как регламент Федерального казначейства, должностные регламенты для каждого сотрудника, административные регламенты осуществления Казначейством России государственных функций.

Сегодня уверенно входят в нашу жизнь информационные технологии. Человек все более и более втягивается в информационную деятельность, в

том числе по оказанию и получению информационных услуг. Все возрастающие объемы передаваемой и принимаемой информации, сопутствующее увеличение потребления расходных материалов, необходимость сокращения сроков подготовки и обработки данных о бюджетных процессах потребовали определенной перестройки как в технологиях систем информационного взаимодействия, так и в сознании людей.

Реализация этих сложных задач осуществляется на основе Программы «Электронная Россия (2002—2010 гг.)», которая принята на уровне Правительства РФ и одобрена Государственной Думой. Органы Федерального Казначейства не остаются в стороне от решения проблем внедрения передовых технологий взаимодействия с участниками бюджетного процесса.

Одним из приоритетных направлений деятельности управления и отделений в области обмена информацией по праву считается развитие системы электронного документооборота (СЭД) с распорядителями, получателями бюджетных средств, администраторами поступлений, финансовыми органами субъектов Федерации и муниципальных образований, внебюджетными фондами. Причем это касается не только клиентов федерального уровня, но и клиентов областного и местного уровней.

Широкомасштабное внедрение системы СЭД не только выводит обслуживание клиентов на качественно новый уровень, но и существенно сокращает трудозатраты на исполнение целого ряда ежедневных типовых операций. Поскольку документы, пришедшие в электронном виде, не требуется вводить в учетную систему вручную, скорость исполнения операций существенно увеличилась, а количество ошибок при обработке документов снизилось — следовательно, эффективность работы органов Федерального казначейства возросла. Повысились оперативность и качество обслуживания участников бюджетного процесса всех уровней. В настоящее время система электронного документооборота Федерального казначейства поддерживает более 100 различных видов документов, включая бюджетные и платежные документы, справочники, отчетные формы, а также документы по ведению реестра государственных контрактов.

Не надо приезжать в казначейство с бумажными документами, ждать их визуальной проверки и уезжать обратно на переоформление, если вдруг обнаружится ошибка. Теперь, сидя на своем рабочем месте, клиент может совершенно бесплатно отправлять документы по электронной почте, при

необходимости корректировать их и пересылать повторно в короткие временные промежутки.

При этом ключевым требованием к организации электронного документооборота является обеспечение возможности оперативного обмена электронными документами с созданием условий признания юридической значимости электронных документов, а электронной цифровой подписи равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Принятие Федерального закона «Об электронной цифровой подписи» сформировало правовую основу для решения этого вопроса. В соответствии с этим законом были созданы специальные организационно-технические структуры для подтверждения принадлежности электронной цифровой подписи конкретному физическому лицу. По существу эти структуры выполняют функции электронного нотариуса, так как заверяют полномочия и подлинность подписи на электронном документе.

Наиболее сложной задачей на начальном этапе внедрения СЭД оказалось донести смысл и принципы электронного документооборота и электронной цифровой подписи до всех участников бюджетного процесса. Существовали и проблемы, препятствовавшие развитию безбумажной технологии обмена данными, а именно, отсутствие стабильных каналов связи у бюджетополучателей, соответствующего технического обеспечения, квалифицированного персонала. Были и сомнения в том, дойдет ли документ куда следует, не перепутают ли его с другим, не возникнет ли просрочка в исполнении.

УФК была проведена огромная работа по разъяснению принципов взаимодействия без использования бумажных документов и убеждению клиентов Федерального казначейства в целесообразности перехода на электронные технологии. Это и семинары, и выезды к клиенту, и индивидуальное обучение, и контроль работоспособности клиентских мест СЭД. Следует отметить, что органы Федерального казначейства обеспечивают установку и сопровождение СЭД ФК у клиентов на безвозмездной основе.

Теперь видны огромные преимущества электронного документооборота. СЭД обеспечивает возможность гарантированной доставки информации, ее полной защиты за счет использования средств шифрования и электронно-цифровой подписи, а также первичный контроль на клиентском рабочем месте правильности подготовки электронных документов.

Внедрение СЭД обеспечивает сокращение времени доставки документов между участниками бюджетного процесса, возможность отслеживать

порядок и сроки прохождения документов в органах Федерального казначейства, поддержку одновременной работы многих пользователей с одним и тем же документом, предотвращение его потери и утраты, сокращение времени поиска нужных документов, быстрое создание новых документов.

Для ускорения включения клиента в СЭД уже при открытии лицевых счетов при наличии технической возможности сразу же заключаются договора на электронный документооборот. В результате проведенной работы удалось добиться 100 % результата подключения клиентов федерального, областного бюджета и администраций поселений, имеющих технические возможности. К 100 % приближается и число подключенных клиентов местного бюджета и администраторов доходов.

В настоящее время взаимодействие с Управлением Федерального казначейства в электронном виде для многих организаций, являющихся участниками бюджетного процесса, стало востребованным, а в некоторых случаях — просто необходимым.

Дальнейшее развитие СЭД связано с необходимостью обеспечения скорости передачи данных и их возрастающего объема. По этим причинам появилась новая задача: в случае наличия технической возможности организовывать электронное взаимодействие клиентов с органами Федерального казначейства посредством СЭД с использованием сети Интернет и соблюдением соответствующих мер информационной безопасности.

Практика развития системы электронного документооборота в Федеральном Казначействе позволяет утверждать, что уже в обозримом будущем каждый гражданин или организация смогут направить или получить любой требуемый документ из любого государственного органа в электронном виде.

Но это только начало большой и сложной работы по компьютеризации процессов управления государственными функциями. В обиход входят такие новые понятия, как «Электронное правительство», «Электронное казначейство». В ближайшей перспективе автоматизация процессов обмена информацией между участниками бюджетного процесса потребует создания информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры для передачи и обработки документов с учетом требований по защите информационной безопасности. Это приведет к возрастным изменениям в управленческих структурах. Компьютеризация управленческих процессов неизбежно потребует молодых, технически высококвалифицированных специалистов.

Таким образом, краткий обзор деятельности Казначейства России убедительно свидетельствует,

что жизнь не стоит на месте. Каждый год казначеям приходится решать новые, более сложные задачи по управлению финансами. При этом важно отметить, что за годы становления и развития Казначейство России выросло в один из главных институтов страны, надежно защищающий государственные интересы в этой жизненно важной сфере.

Список литературы

1. Указ Президента Российской Федерации от

08.12.1992 № 1556 «О Федеральном казначействе» // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 14.12.1992, № 24, ст. 2101.

2. Постановление Правительства РФ от

27.08.1993 № 864 «О Федеральном казначействе Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 30.08.1993, № 35, ст. 3320.

3. Артюхин Р. Е. Казначейство: новый год — новый этап // Бюджет. 2007. № 12.

4. Артюхин Р. Е. 12 главных дел казначейства // Бюджет. 2009. № 3.

5. Артюхин Р. Е. Федеральное казначейство: итоги и задачи // Финансы. 2009. № 3.

6. Буряков Е. А. Реализация административных процедур в органах Федерального казначейства // Финансы, 2009, № 1.

7. Демидов А. Ю. Принципы БОР в деятельности администраторов бюджетных средств // Финансы. 2009. № 2.

8. Кашин В. А. Мировой финансовый кризис: причины и последствия // Финансы. 2009. № 1.

9. Миркина И. В. Целевые программы как инструмент управления государственными расходами // Финансы. 2009. № 4.

10. Нестеренко Т. Г.«Я просто стараюсь делать свою работу хорошо» // Бюджет. 2009. № 8.

11. Стрельникова С. Федеральное казначейство: итоги и планы // Бюджет. 2009. № 3.

10 - 12 февраля 2010 г. в Воронеже

на территории Выставочного Центра «BETA» при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ; Торгово-промышленной палаты РФ; Администрации городского округа Воронежа; Объединения работодателей «Совет промышленников и предпринимателей Воронежской области»; Ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ «Центрально-Черноземная»; Воронежского ЦНТИ состоится

III ВОРОНЕЖСКИЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ФОРУМ

Организаторы: Правительство Воронежской области; Торгово-промышленная палата Воронежской области, ООО «Выставочный Центр BETA», ООО «ВЕТА-Строй» В рамках форума будут работать четыре межрегиональные специализированные выставки:

• 11-я выставка «Промэкспо»;

• 7-я выставка «Энергоресурс.ЖКХ»;

• 3-я выставка «Инновации.Инвестиции»;

• 2-я выставка «Экология в промышленности»

Подробности по тел.: +7 (4732) 51-20-12, E-Mail: [email protected], На сайте: www.veta.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.