Научная статья на тему 'Опыт кассового обслуживания исполнения бюджетов субъекта и муниципальных образований Управлением Федерального казначейства по Владимирской области'

Опыт кассового обслуживания исполнения бюджетов субъекта и муниципальных образований Управлением Федерального казначейства по Владимирской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бочарова О. М.

Руководитель Управления Федерального казначейства по Владимирской области рассказывает об истории развития кассового обслуживания исполнения бюджетов в области, подробно останавливается на опыте введения временного порядка перечисления межбюджетных трансфертов из областного бюджета в бюджеты муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бочарова О. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт кассового обслуживания исполнения бюджетов субъекта и муниципальных образований Управлением Федерального казначейства по Владимирской области»

ОПЫТ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТА И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

УПРАВЛЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ВЛАДИМИРСКОЙ

ОБЛАСТИ

О. М. БОЧАРОВА, руководитель Управления Федерального казначейства по Владимирской области, Государственный советник РФ 2-го класса, Заслуженный экономист РФ, Отличник финансовойработы

История развития кассового обслуживания исполнения бюджетов во Владимирской области берет свое начало с 2000 г., когда эти вопросы решались в рамках реализации ФЦП «Развития органов Федерального казначейства на 2000 — 2004 годы». Как известно, в первоочередном порядке предполагалось обеспечить перевод на обслуживание в органы Федерального казначейства высокодотационные регионы. Владимирская область за всю историю современной России никогда не входила в их число, тем не менее перевод на кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы в Федеральное казначейство был осуществлен по инициативе губернатора области Н. В. Виноградова.

В соответствии с принятыми в тот период (2001 — 2002г. г.) нормативными документами — соглашением о кассовом обслуживании и постановлением губернатора — органы Федерального казначейства были наделены следующими полномочиями:

• учет операций по зачислению доходов областного и местных бюджетов и возврат излишне или неправильно уплаченных сумм налогов и других обязательных платежей;

• ежедневный свод всех доходов, поступивших в консолидированный бюджет области;

• открытие в установленном порядке получателям бюджетных средств лицевых счетов для учета денежных средств;

• представление финансовым органам ежедневных сводных ведомостей по кассовым выплатам за прошедший операционный день и нарастающим итогом с начала года;

• учет финансирования расходов бюджетов;

• санкционирование кассовых расходов получателей бюджетных средств.

В соответствии с областным законодательством во Владимирской области в настоящее время созданы и функционируют 127 муниципальных образований. Это 5 городских округов, 16 муниципальных районов, 26 городских поселений, 80 сельских поселений. Наделение их соответствующими полномочиями с образованием самостоятельных бюджетов было разнесено по времени с 2005 по 2007 г.. Вначале мы обслуживали 35 местных бюджетов, с 1 января 2008 г. — 55 бюджетов, с 1 января 2009 г. — все 127 бюджетов.

Работа по открытию и ведению лицевых счетов распорядителей и получателей средств бюджетов потребовала значительных и серьезных усилий со стороны органов казначейства. По согласованию с финансовыми органами, при открытии лицевых счетов применялись требования нормативных документов для распорядителей и получателей федерального уровня.

В Управлении и отделениях было открыто 432 лицевых счета распорядителей и получателей

средств. Для кассового обслуживания местных бюджетов в отделениях открыт 661 лицевой счет распорядителей и получателей средств 2 066 бюджетным учреждениям.

Для сравнения — до приема на кассовое обслуживание местных бюджетов в Управлении и отделениях лицевые счета были открыты только 553 федеральным учреждениям.

Особенно непросто давалось налаживание системы контроля за осуществлением операций кассового расхода и проверки документов, подтверждающих целевой характер расходов.

Обеспечивая качественное исполнение переданных полномочий, Управление в то же время последовательно проводило все возможные мероприятия по совершенствованию механизма кассового обслуживания. К самым значимым можно отнести мониторинг нормативной правовой базы по исполнению бюджетов, непосредственное участие в согласовании проектов законодательных и других нормативных документов по финансированию расходов бюджетов, полномасштабное внедрение в 2006 — 2007 гг. системы электронного документооборота со всеми финансовыми органами субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, а также распорядителями и получателями средств. На сегодняшний день процент охвата данной системой составляет 96 %.

Своеобразным промежуточным итогом нашей работы была контрольная проверка Счетной палаты РФ, которая проверяла использование бюджетных средств во Владимирской области за период с 2004 по 2007г., по результатам которой практически не было выявлено нарушений бюджетного законодательства, в том числе и нарушений в использовании бюджетных средств.

В течение 2008 г. был обеспечен перевод в Федеральное казначейство лицевых счетов бюджетных учреждений областного и муниципального уровней по средствам от приносящей доход деятельности. Всего в Управлении и отделениях было открыто дополнительно 629 лицевых счетов.

Начиная с четвертого квартала прошлого года совместно с финансовыми органами, распорядителями, получателями бюджетных средств велось интенсивное изучение новых нормативно-правовых актов Минфина России и Федерального казначейства, вступающих в силу с 1 января 2009 г.

Был проведен ряд целевых совещаний с руководителями и специалистами отделений Управления, департаментом финансов, бюджетной и налоговой политики областной администрации, финансовыми органами и органами местного самоуправления муниципальных образований области,

а также главными распорядителями, распорядителями и получателями средств бюджетов. Вся необходимая информация оперативно размещалась на сайте Управления.

С учетом накопленного многолетнего опыта совместной работы проведено обсуждение и подписаны соглашения по кассовому обслуживанию областного и 127 местных бюджетов. С 1 января 2009 г. органам Федерального казначейства переданы функции по открытию и ведению лицевых счетов с доведением предельных объемов финансирования расходов. Аналогичный вариант избран по областному бюджету, плюс осуществление функции санкционирования расходов в соответствии с порядком, установленным приказом департамента финансов бюджетной и налоговой политики администрации области.

Открытие лицевых счетов администраторам доходов бюджетов производилось Управлением в соответствии с требованиями Порядка № 7н. По состоянию на 01.02.2009 всего открыто 396 лицевых счетов.

С 1 января 2009 г. поступление межбюджетных трансфертов в бюджеты всех уровней происходит через единый счет Управления № 40101. Проводя подготовительную работу, мы понимали, насколько важно своевременно довести целевые средства в виде межбюджетных трансфертов до муниципальных образований. Поэтому с администраторами доходов проводились консультации, давались разъяснения по вопросам, касающимся проведения данных операций, заполнения реквизитов платежных документов. Делалось все для того, чтобы при перечислении трансфертов в соответствии с новым порядком не произошло сбоев. И, тем не менее, появления невыясненных платежей избежать не удалось, на 25.01.2009 они составили 621,2 млн руб.

Наибольшую часть суммы невыясненных поступлений составили платежи по перечислению межбюджетных трансфертов. Основной причиной их увеличения послужило указание в платежных документах реквизитов администраторов доходов (ИНН, КПП), не соответствующих коду доходов. Подобные ошибки допускались при перечислении межбюджетных трансфертов из бюджетов всех уровней. Специалистами Управления проводится ежедневная работа с администраторами по уточнению невыясненных поступлений. В январе проблема уточнения невыясненных поступлений была осложнена несовершенством прикладных программных продуктов «ЦЕНТР-КС» и СЭД.

Чтобы исключить срывы в процессе доведения бюджетных средств до получателей и минимизиро-

вать случаи отнесения трансфертов на невыясненные поступления при зачислении на доходный счет, Управлением был предложен временный порядок перечисления межбюджетных трансфертов из областного бюджета в бюджеты муниципальных образований.

В частности, мы предложили временно, на срок до 1 марта 2009 г., ввести следующий порядок:

1. До перечисления средств департамент финансов, бюджетной и налоговой политики администрации области и главные распорядители средств областного бюджета уточняют в отделе доходов Управления Федерального казначейства по Владимирской области информацию об открытии лицевых счетов администраторов доходов бюджетов. При необходимости принимаются меры к администраторам доходов бюджетов по ускорению процедуры подготовки документов, необходимых для открытия лицевых счетов.

2. Подготовленные заявки на кассовый расход Департамент финансов, главные распорядители средств областного бюджета на бумажном носителе представляют в отдел доходов УФК для проверки на правильность простановки в них наименования, ИНН, КПП получателя, кода ОКАТО, кода дохода бюджетов. Правильность простановки реквизитов заверяется штампом «Проверено» и подписью специалиста отдела доходов УФК.

3. Заявки на кассовый расход на бумажном носителе с пометкой «Проверено» представляются в отдел кассового обслуживания исполнения бюджетов УФК одновременно с передачей этого документа в электронном виде по системе СЭД.

Предложенный порядок перечисления межбюджетных трансфертов был согласован и принят департаментом финансов с обязательством его исполнения всеми главными распорядителями средств областного бюджета. В дальнейшем срок его действия, уже по просьбе департамента финансов, был продлен до 1 апреля 2009 г.

Кроме того, специалисты Управления приняли участие в дополнительном обучающем семинаре для работников администраций вновь образованных сельских поселений.

Проведенные Управлением мероприятия позволили уже в январе сократить суммы невыясненных платежей вЮ раз.

В 2008 г. все администраторы поступлений в бюджеты областного и местного уровней (131 администратор) осуществляли взаимодействие с Управлением в системе электронного документооборота (СЭД). В 2009 г. количество администраторов областного и местного уровней возросло на 133 единицы. В начале года эти администраторы не имели возможности непосредственно обмениваться документами в системе электронного документооборота с Управлением в части взаимоотношений по учету и распределению доходов, но для них в качестве временного варианта был реализован порядок электронного взаимодействия с Управлением в системе электронного документооборота через отделения Управления. Согласно утвержденному плану-графику, в первом полугодии 2009 г. все новые администраторы поступлений в бюджеты областного и местного уровней должны быть подключены к СЭД.

С первых дней января текущего года наше Управление, как и наши коллеги из других регионов, работали над тем, чтобы не сорвать выполнения основных функций Федерального казначейства, обеспечить при всех возникших сложностях финансирование расходов. Это удалось ценой самоотверженной работы всего коллектива, мы не допустили срывов в организации исполнения бюджетов всех уровней. В то же время необходимо отметить, что больше всего недоработок и нареканий возникало в ППО «Центр КС» по кассовому обслуживанию областного и местных бюджетов.

Федеральным казначейством много сделано и делается в части сопровождения и поддержки ППО для обеспечения исполнения бюджетов. Принимаемые меры во многом позволили стабилизировать и существенно улучшить ситуацию с методологическим и программным обеспечением, и мы уверены, что все задачи, стоящие перед нами на 2009 г., будут успешно выполнены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.