ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ. 3(5), 2016
УДК 332.1
Епифанова Валентина Ивановна, руководитель Управления Федерального казначейства по Курской области, кандидат экономических наук
e-mail: epifanova_vi@mail.ru
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ: ИТОГИ, ПЕРСПЕКТИВЫ И ВЫЗОВЫ
Аннотация: в статье затрагиваются актуальные вопросы развития финансовой системы региона, итоги деятельности Управления Федерального казначейства по Курской области, эволюция и основные изменения в деятельности Федерального казначейства. Приводятся региональные данные по Курской области - фактологические и статистические, отражающие состояние проблемы.
Ключевые слова: Управления Федерального казначейства по Курской области, казначейское сопровождение, «Электронный бюджет», информационные системы.
Epifanova Valentina Ivanovna, the chief of the department of Federal Treasury across Kursk region, Candidate of Economic Sciences
e-mail: epifanova_vi@mail.ru
FEDERAL TREASURY DEPARTMENT FOR KURSK REGION: RESULTS
OF PROSPECT AND CALLS
Summary: in article topical issues of development of a financial system of the region, results of activity of Federal Treasury Department for Kursk region, evolution and the main changes in activity of Federal Treasury are raised. Regional data on Kursk region - the factual and statistical, reflecting a state problems are provided.
Keywords: Federal Treasury Departments for Kursk region, treasury maintenance, "The electronic budget", information systems.
Устойчивое и бесперебойное функционирование финансовой системы государства - это своеобразная «лакмусовая бумажка» для жизни общества. Каждый человек является участником бюджетного процесса - с одной стороны в качестве налогоплательщика он пополняет доходы бюджета, с другой, как потребитель государственных и муниципальных услуг получает часть расходов. Потому быть в курсе процессов, происходящих в бюджетной политике страны - это потребность современной жизни. 30 марта 2016 года в Управлении Федерального казначейства по Курской области прошло расширенное совещание, на котором были обсуждены итоги работы ведомства за 2015 год и задачи на 2016 и ближайшую перспективу.
ISSN: 2414-0309
1
Основные изменения в деятельности Федерального казначейства в 2015 году связаны с казначейским сопровождением авансов по отдельным государственным контрактам, привлечением средств государственных внебюджетных фондов на Единый счет федерального бюджета, осуществлением на регулярной основе сделок РЕПО с кредитными организациями под залог ценных бумаг, предоставлением бюджетных кредитов муниципальным образованиям, переводом в промышленную эксплуатацию Единого портала бюджетной системы Российской Федерации, запуском в промышленную эксплуатацию Единой информационной системы в сфере закупок, ведением реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, ведением базовых (отраслевых) и ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, ведением реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки.
Свою деятельность в 2015 году Управление осуществляло в соответствии с Планом по исполнению территориальным органом Федерального казначейства Плана деятельности Федерального казначейства на 2015 год и Основных мероприятий на 2015 год по реализации Стратегической карты Казначейства России.
По состоянию на 01.01.2016 Управлению в учреждении Банка России и кредитных организациях открыто 1769 счетов. Из 525 счетов, открытых в 2015 году, 513 счетов открыты для осуществления расчетов по отдельным операциям с использованием расчетных (дебетовых) карт.
В Управлении на 01.01.2016 года обслуживались 3104 клиента, которым открыто 7416 лицевых счетов (рис. 1, 2).
При организации исполнения федерального бюджета по расходам за 2015 год получено 8,7 тыс. расходных расписаний из межрегионального операционного управления Федерального казначейства, УФК других областей, от распорядителей и получателей средств федерального бюджета. Кроме того, получено 89 расходных расписаний по дополнительному бюджетному финансированию за счет доходов, полученных от привлечения осужденных к труду.
Всего лицевых счетов участников: 5014
Рисунок 1 - Количество лицевых счетов участников бюджетного процесса на 01.01.2016 г.
ФБ; 75
Всего лицевых счетов неучастников: 1402
Рисунок 2 - Количество лицевых счетов неучастников бюджетного процесса на 01.01.2016 г.
За 2015 год исполнено 815,0 тыс. заявок на кассовый расход и 5,2 тыс. заявок на получение наличных денег получателей средств федерального бюджета и бюджетных учреждений федерального уровня.
Постоянно проводился мониторинг за непревышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета над доведенными до них лимитами бюджетных обязательств, по результатам которого случаев превышения кассовых расходов над лимитами бюджетных обязательств не установлено.
В истекшем году продолжалось выполнение одной из основных функций, исполнение которых возложено на Федеральное казначейство, учет бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета.
На основании представленных получателями средств федерального бюджета Сведений в прошлом году поставлено на учет 12 тыс. бюджетных обязательств по государственным контрактам и иным договорам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг. Кроме того, на основании представленной должниками информации поставлено на учет 253 бюджетных обязательства по исполнительным листам. Для внесения изменения в ранее принятые на учет бюджетные обязательства от получателей средств получено и отработано 4,4 тыс. заявок на внесение изменений в бюджетное обязательство.
По фактам превышения бюджетным обязательством неиспользованных доведенных бюджетных данных за 2015 год сформировано и направлено получателям, распорядителям, главным распорядителям средств федерального бюджета, в ведении которых находится получатель средств федерального бюджета, 811 Уведомлений.
В процессе совершенствования казначейских технологий одним из
направлений в учете бюджетных обязательств можно выделить постановку на учет бюджетных обязательств по государственным контрактам, заключенным в рамках реализации мероприятий, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу (далее - ФАИП) и формирование Отчета об исполнении бюджетных обязательств, принятых в целях реализации ФАИП.
В 2015 году Управлением принято на учет бюджетных обязательств на реализацию 8 ФАИП в сумме 140,7 млн. руб.
Исполнение бюджетных обязательств составило 140,3 млн. руб., или 99,6 %. Система учета бюджетных обязательств и данные Отчета об исполнении ФАИП позволяют получать главным распорядителям полную информацию обо всех принятых бюджетных обязательствах по инвестиционным проектам для оценки эффективности работы каждого подведомственного учреждения.
В настоящее время наиболее трудоемкими операциями, выполняемыми органами Федерального казначейства, являются санкционирование оплаты денежных обязательств бюджетополучателей, где достаточно высокий процент визуального контроля.
В целях совершенствования процедур кассового обслуживания исполнения федерального бюджета и учета операций со средствами неучастников бюджетного процесса в Управлении внедрен механизм автоматического санкционирования расходов, для осуществления которого не требуется представления клиентами документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств. Это позволило сократить срок обработки заявок на кассовый расход и снизить трудозатраты за счет автоматической обработки документов, минуя процедуру многоуровневого утверждения. За 2015 год отработано по механизму «Автосанкционирование» 25,6 тыс. заявок на кассовый расход или 3,1% от общего количества заявок.
В ежегодном Послании Президента России к Федеральному Собранию 03.12.2015 отмечено, что контроль за движением государственных средств (включая федеральные и региональные субсидии предприятиям) ужесточится -эти средства будут перечисляться конечному получателю только через казначейские счета.
Целью указанной реформы является повышение эффективности бюджетных расходов за счет:
1) обеспечения прозрачности движения средств федерального бюджета;
2) доведения средств федерального бюджета в реальный сектор экономики;
3) усиления государственного финансового контроля целевого расходования средств федерального бюджета;
4) поддержания на едином счете федерального бюджета достаточного уровня ликвидности.
В 2015 году субсидии, бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и унитарными предприятиями, взносы в уставные капиталы юридических лиц, включенных в утверждаемый Правительством РФ перечень, суммы авансовых платежей, предусматриваемых получателями средств федерального бюджета при
заключении государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (если сумма этих контрактов превышает 1 млрд. руб.), подлежали перечислению на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Банка России. При этом операции по зачислению и списанию средств на указанных счетах отражались на лицевых счетах, открытых юридическим лицам - получателям средств федерального бюджета в Федеральном казначействе.
Оплата расходов указанных юридических лиц осуществлялась только после подтверждения факта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, что позволило усилить контроль обоснованности расходов юридических лиц.
В рамках казначейского сопровождения в 2015 году в Управлении открыты 2 лицевых счета: Филиалу федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания», «Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Курск» и акционерному обществу «Курский завод «Маяк», по которым осуществлялись операции по расходованию субсидий.
В 2016 году предстоит обеспечить расширенное казначейское сопровождение средств, предоставляемых юридическим лицам из бюджета, с использованием сервисно-ориентированного подхода:
- государственных контрактов стоимостью свыше 100 млн. рублей, условиями которых предусмотрено авансирование;
- государственных контрактов на осуществление отдельных закупок товаров, работ и услуг, в случаях, установленных Правительством РФ;
- договоров и соглашений о предоставлении целевых средств юридическим лицам, за исключением отдельных целевых средств, включенных в Перечень, утверждаемый Правительством.
В рамках реализации статьи 5 Федерального закона от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» в текущем году в Управлении открыты лицевые счета 6-ти юридическим лицам.
Кассовое обслуживание исполнения бюджета Курской области осуществлялось Управлением с открытием лицевого счета бюджета финансовому органу и осуществлением отдельных функций по исполнению бюджета Курской области в соответствии с Соглашением с санкционированием оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета Курской области.
Кассовое обслуживание 355 муниципальных образований Курской области по варианту с открытием лицевых счетов, из них — 315 с передачей полномочий по санкционированию расходов.
Операции со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств областного и местных бюджетов, Управление осуществляло на основании Соглашений, заключенных с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
В рамках выполнения полномочий по проведению операций со
средствами неучастников бюджетного процесса в соответствии с заключенными Соглашениями в Управлении обслуживались счета бюджетных и автономных учреждений областного и муниципального уровней.
С 15 мая 2015 г. Управлением осуществлялся учет бюджетных обязательств получателей средств областного бюджета, лицевые счета которым открыты в Управлении, что позволило усилить контроль со стороны главных распорядителей средств за принятием бюджетных обязательств получателями средств областного бюджета.
В отчетном периоде Управление осуществляло кассовое обслуживание исполнения бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, территориального фонда обязательного медицинского страхования Курской области, в т. ч. по Фонду социального страхования - с санкционированием расходов.
В целях повышения качества кассового обслуживания исполнения бюджета Пенсионного фонда, Управлением проведен мониторинг времени обработки платежных документов, направляемых в банк, по результатам которого установлен контроль за непревышением до 1 часа времени обработки документов в Управлении, что позволило ускорить процесс доведения средств фонда до конечных получателей, которые, как правило, относятся к социально незащищенным группам населения.
В целях выполнения стратегической задачи Федерального казначейства по обеспечению содействия эффективному управлению финансовыми ресурсами субъекта и муниципальных образований, Управлением в соответствии с заключенными соглашениями с комитетами финансов Курской области и г. Курска о перечислении свободных остатков средств бюджетных и автономных учреждений в соответствующие бюджеты, а также их возврата на указанные счета, в отчетном году перечислено остатков денежных средств учреждений в областной бюджет в сумме 991,3 млн. руб. и в бюджет г. Курска - 56,0 млн. руб.
В рамках реализации задач по созданию единого банковского счета Казначейства России и централизации средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также обеспечения возможности прогнозирования ежедневного остатка денежных средств на едином банковском счете Казначейства России, в 2015 году Управлением ежемесячно представлялся в Федеральное казначейство Прогноз движения средств на счете бюджета субъекта Российской Федерации.
В целях реализации положений (абз. 8 п. 1) ст. 241.1 БК РФ, вступившим в силу с 01.01.2015, Управление осуществляет обеспечение наличными денежными средствами организаций, лицевые счета которым открыты не только в органах Федерального казначейства, но и в финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (удаленных получателей средств бюджета и неучастников бюджетного процесса).
Порядок обеспечения наличными денежными средствами организаций утвержденный Федеральным казначейством приказом от 30.06.2014 № 10н,
предусматривает осуществление операций по обеспечению денежными средствами клиентов с использованием денежных чеков и карт.
В целях реализации стратегической задачи Федерального казначейства по минимизации наличного денежного обращения в секторе государственного управления, Управлением проведены аукционы по отбору кредитных организаций на открытие счетов по работе с расчетными (дебетовыми) картами.
В рамках исполнения Государственного контракта об открытии счетов по работе с расчетными (дебетовыми) картами, заключенного с Курским отделением № 8596 ПАО Сбербанк, с августа 2015 года начата работа по выдаче расчетных (дебетовых) карт клиентам Управления.
По состоянию на 01.01.2016 количество клиентов, подавших заявление на выдачу карт, составляет 1424 из 1722, работающих с наличкой, или 82,7 %. Число клиентов фактически работающих с картами на конец отчетного периода составляет всего лишь - 139.
Такая скромная цифра объясняется, прежде всего, тем, что сроки зачисления Сбербанком денежных средств, сданных на карты, на счета, доходил до 5 рабочих дней, что не устраивало ни клиентов, ни Управление.
С 11.02.2016 денежные средства, сданные на карты, зачисляются на счета Сбербанком в режиме «онлайн» и на сегодняшний день число клиентов фактически работающих с картами составляет 665, что в 4,8 раза больше, чем на начало года.
В целях повышения качества процедур обеспечения наличными денежными средствами организаций сектора государственного управления нами будет и дальше проводиться работа по переводу клиентов всех уровней, вне зависимости от того, где они обслуживаются, на обеспечение наличными денежными средствами с использованием карт, стремясь к 100-процентному результату.
В 2015 г. перед органами Федерального казначейства поставлена ответственная задача по полномасштабному внедрению нового механизма перечисления из федерального бюджета целевых средств региональным бюджетам под фактическую потребность.
В связи осуществлением полномочий получателя средств федерального бюджета по перечислению в бюджеты субъектов Российской Федерации из федерального бюджета субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в пределах сумм, необходимых для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации, Управление обеспечило внесение 71 записи в реестр соглашений и постановку на учет бюджетных обязательств по соглашениям (нормативно-правовымактам о предоставлении межбюджетных трансфертов) по 12 главным распорядителям, передавшим полномочия.
Лимиты бюджетных обязательств, доведенные в Управление для предоставления межбюджетных трансфертов «под потребность», составили 6,9 млрд. руб., из них израсходовано - 6,7 млрд. руб. или 97,1 %.
В Управлении применялся «сквозной» механизм предоставления межбюджетных трансфертов «под потребность» (федеральный бюджет -бюджет субъекта - местный бюджет), по которому Управление осуществляло переданные полномочия получателя средств областного бюджета по 3 главным распорядителям средств областного бюджета, по перечислению целевых средств в бюджеты муниципальных образований Курской области.
Механизм предоставления межбюджетных трансфертов под потребность позволяет повысить эффективность и прозрачность расходования целевых средств региональных и местных бюджетов, обеспечить своевременное и адресное перечисление средств в реальный сектор экономики, минимизировать неиспользованные остатки целевых межбюджетных трансфертов на единых счетах региональных и местных бюджетов.
Бюджетный кредит на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), предоставляемый в соответствии со ст. 93.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, оказался востребован Курской областью, как дополнительный инструмент финансовой устойчивости бюджета субъекта.
На основании Договора о предоставлении бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), заключенного Управлением и комитетом финансов Курской области, в 2014 году Курской области предоставлено 6 кредитов на 11,3 млрд. руб., в 2015 году - 10 кредитов на 18,7 млрд. руб., что больше на 4 кредита и на 7,4 млрд. руб.
Вместе с тем, общая сумма уплаченных процентов в 2015 году уменьшилась по сравнению с 2014 годом в 4,4 раза и составила 1,3 млрд. руб. Положительная динамика сложилась в связи с уменьшением процентной ставки по кредиту с 2 до 0,1 процента годовых.
В текущем году Управлением Федерального казначейства по Курской области и комитетом финансов г. Курска заключен Договор о предоставлении бюджетного кредита бюджету муниципального образования «Город Курск», и на сегодняшний день денежные средства в сумме 244,3 млн. руб. поступили в бюджет г. Курска.
Следует отметить, что с 01.01.2016 срок предоставления кредита увеличен до 50 дней вместо 30, что позволит за счет более длительного периода пользования, сэкономить средства бюджетов субъекта и муниципальных образований, направляемых на обслуживание дешевых, по сравнению с коммерческими, бюджетных кредитов.
Организация исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется органами Федерального казначейства в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса, по обращению взыскания на средства бюджетных учреждений - статьей 30 Федерального закона № 83-ФЗ.
В соответствии с внесенными Федеральным законом от 4 октября 2014 г. № 283-ФЗ изменениями, глава 24.1 Бюджетного кодекса и часть 20 статьи 30 Федерального закона № 83-ФЗ дополнены положениями, предусматривающими
организацию органами Федерального казначейства исполнения решений налоговых органов о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средства бюджетных (автономных) учреждений.
В 2015 году к получателям средств федерального бюджета и неучастникам бюджетного процесса взыскателями предъявлено 383 исполнительных документа и решений налоговых органов на 220,1 млн. руб., исполнено - 290 на 66,4 млн. руб., возвращено - 80 на 152,3 млн. руб., уточнена задолженность по решениям налоговых органов по 18 уведомлениям на 0,5 млн. руб.
По денежным обязательствам областных участников и неучастников бюджетного процесса взыскателями предъявлено 391 исполнительный документ и решений налоговых органов на 20,9 млн. руб., исполнено - 271 на 11,1 млн. руб., возвращено - 79 на 8,3 млн. руб., уточнена задолженность по решениям налоговых органов по 48 уведомлениям на 0,2 млн. руб.
По денежным обязательствам муниципальных участников и неучастников бюджетного процесса взыскателями предъявлено 5948 исполнительных документов и решений налоговых органов на 135,1 млн. руб., исполнено - 5161 на 102,0 млн. руб., возвращено - 577 на 21,8 млн. руб., уточнена задолженность по решениям налоговых органов по 248 уведомлениям на 1,1 млн. руб.
Информация о ходе исполнения предъявленных исполнительных документов ежедневно размещается на сайте Федерального казначейства.
Для удобства взыскателей при обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и средства бюджетных и автономных учреждений на сайте Федерального казначейства создан сервис, позволяющий взыскателю заполнить заявление взыскателя на предъявление исполнительного документа.
Предусмотрена возможность сохранения или печати заявления для его последующего направления в соответствующий орган Федерального казначейства для организации исполнения исполнительного документа. Реализация дополнительного сервиса для взыскателя позволит исключить возвраты исполнительных документов по причине ошибочного направления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, в котором не открыт лицевой счет должника, неточного указания реквизитов банковского счета взыскателя.
Следует отметить, что Управление входит в 10 регионов с наибольшим количеством исполнительных документов.
В 2015 году поступления на балансовый счет Управления № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» составили 119,8 млрд. руб.
Исполнено 85,8 тыс. Заявок на возврат плательщикам, представленных администраторами доходов на общую сумму 8,1 млрд. руб., кроме того принято
к исполнению 226,2 тыс. Уведомлений об уточнении вида и принадлежности платежа, сумма уточнений по ним составила 3,1 млрд. руб.
Перечислено поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации - 111,7 млрд. руб.
В течение 2015 года осуществлялось взаимодействие с 712 администраторами доходов.
Особое внимание в отчетном периоде уделялось работе по сокращению невыясненных поступлений, проводимой в Управлении на регулярной основе, доведению до администраторов в оперативном порядке информации о платежах, отнесенных к невыясненным поступлениям, зачисляемым в федеральный бюджет.
Отнесено платежей на невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет, 1,1 млрд. руб., возвращено 1,8 млн. руб., направлено администраторам 89 тыс. Запросов на выяснение вида и принадлежности платежа, уточнено невыясненных поступлений на 1,1 млрд. руб. (с учетом уточнения невыясненных прошлых лет).
В целях совершенствования работы по ведению нормативно - справочной информации в ППО АСФК, сокращения невыясненных поступлений, начиная с февраля 2015 года, главными администраторами доходов в Управление представляются Реестры администрируемых доходов. В отчетном году представлено и визуальной проверено свыше 2 тыс. Реестров на соответствие указанных в них КБК Указаниям о порядке применения бюджетной классификации, закону (решению) о соответствующем бюджете и правовым актам, представленным главным администраторам доходов.
Внедрение нового механизма предоставления Реестров позволило осуществить автоматическое закрепление администрируемых КБК за администраторами доходов и исключить ручное закрепление справочников в ППО АСФК.
Федеральное казначейство является оператором информационных систем, ориентированных на внешних пользователей сектора государственного управления, муниципальных образований.
В рамках выполнения задачи по обеспечению прозрачности и доступности информации о государственном секторе и общественных финансах Управление продолжало в 2015 году осуществлять сопровождение пользователей официальных сайтов: общероссийского сайта Единой информационной системы (zakupki.gov.ru) (далее ОС ЕИС) и официального сайта государственных и муниципальных учреждений (busgov.ru) (далее ОС ГМУ).
В связи с сохранением в 2015 году Федеральным казначейством полномочий по обеспечению регистрации заказчиков и иных лиц, на которых распространяется действие Федерального закона № 44-ФЗ, на ОС ЕИС и в целях обеспечения работы на указанном сайте в рамках предоставленных полномочий в сфере закупок, Федеральным казначейством утвержден порядок и продолжена регистрация организаций и выдача уполномоченным лицам организаций сертификатов ключей проверки электронной подписи.
Во исполнение полномочий по выдаче представителям заказчиков сертификатов ключей электронной подписи осуществляется прием и проверка сведений об организации для регистрации и работы на ООС. На начало года в Сводный перечень заказчиков включено 3051 организация (рис. 3).
Всего организаций: 3051
Рисунок 3 - Количество организаций, включенных в сводный перечень заказчиков ППО СЭД ЦАФК на 01.01.2016 г.
В Управлении зарегистрированы на ОС ЕИС три кредитных организации для размещения банковских гарантий (Курский промышленный банк, «Курский» филиал банка ЗЕНИТ в г. Курске; Курский региональный филиал акционерного общества «Российский Сельскохозяйственный банк»).
С 01.01.2016 г. введена в постоянную эксплуатацию единая информационная система в сфере закупок, позволяющая формировать и размещать информацию и документы во взаимодействии с иными системами, включая, региональные и муниципальные системы, электронные площадки, проводить мониторинг закупок и формировать отчетность в составе Подсистемы «Мониторинг закупок», оценку и мониторинг соответствия по Закону № 223-Ф3, расширить возможности работы органов контроля и аудита.
Общее количество учреждений на ОС ГМУ для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях по состоянию на 01.01.2016 - 2929 (рис. 4).
Управлением проведена работа по включению в Перечень уполномоченных органов на сайте ОС ГМУ уполномоченных органов исполнительной власти Курской области для размещения информации о результатах независимой оценки качества, выдаче уполномоченным работникам сертификата ключа электронной подписи, а также регистрации данных организаций на сайте.
Рисунок 4 - Количество учреждений на ОС ГМУ на 01.01.2016 г.
В 2015 году продолжены мероприятия по ведению Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (далее ГИС ГМП).
Из 701 зарегистрированных в ГИС ГМП Участников, только 480 или 68,5 % прошли тестирование, имеют статус «Активен» и фактически взаимодействуют с ГИС ГМП.
Остальные зарегистрированные в ГИС ГМП участники находятся на различных стадиях прохождения тестирования своих информационных систем с ГИС ГМП, в связи с чем, одной из первоочередных задач, подлежащих решению в 2016 году, является достижение 100 % результата по взаимодействию всех зарегистрированных Участников с ГИС ГМП.
На Управления по субъектам Российской Федерации возложены полномочия по осуществлению мониторинга представления данных в ГАС «Управление», оператором которой является Федеральное казначейство.
ГАС «Управление» - новое направление в работе казначейства, для осуществления которой Управлением, начиная со 2 полугодия 2015 года, проведен ряд мероприятий, направленных на достижение 100 % заполнения органами власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления всех показателей ГАС «Управление» (далее - ГАСУ).
В результате проводимой работы, к 18 сентября 2015 года достигнуто 100 % размещение информации в ГАСУ по 2 группам показателей, а с 11 декабря 2015 года по 6 группам показателей, что, в свою очередь, положительно повлияло на соответствующий рейтинг области.
Так, с декабря 2015 года Курская область занимает стабильное 1 место в сводном рейтинге, тогда как на 15 июня 2015 года Курской области соответствовало 53 место.
В 2015 году в соответствии с Планом мероприятий по развитию государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», Федеральным
казначейством выполнены мероприятия по созданию и развитию подсистем ГИИС «Электронный бюджет» (далее ГИИС ЭБ).
В целях наполнения подсистем ГИИС ЭБ Управлением:
- в рамках обеспечения формирования и ведения Реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, приведены в соответствие сведения об организации в Едином государственном реестре юридических лиц, осуществлялся ежедневный мониторинг состояния формирования реестров и перечней, направлены письма, проведены совещания с клиентами, финансовыми органами, главными распорядителями бюджетных средств.
Результатом проведенной работы стало 100 % включение учреждений субъектового и муниципального уровней, 98,5 % - федерального уровня в реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса.
Всего за 2015 год включено в Реестр - 2991 учреждение. В целях обеспечения формирования и ведения базовых (отраслевых) и ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг (работ), разработки реестра государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) по состоянию на 01.01.2016 все 100 %, из 20 областных и 147 муниципальных уполномоченных органов, утвердили и отправили на размещение ведомственные перечни государственных (муниципальных) услуг;
В части формирования планов-графиков закупок обеспечено предоставление доступа к компонентам ГИИС ЭБ для формирования предложений по закупкам, планов закупок и планов-графиков закупок 252 пользователям по 102 распорядителями получателям средств федерального бюджета.
Достижению высоких показателей Курской области в рейтинге регионов по наполнению информационных систем во многом способствовало активное содействие и участие Администрации Курской области в реализации мероприятий по обеспечению функционирования государственных информационных систем.
Подавляющее большинство судебных дел, в которых принимают участие Управление, не связаны непосредственно с деятельностью Управления как государственного органа или самостоятельно хозяйствующего субъекта, а возникают вследствие причинения вреда (убытков) в результате незаконных действий (бездействия) различных государственных органов и нередко являются обоснованными, например, дела, связанные с взысканием капитализированных платежей, судебных расходов, требованием об удовлетворении морального и материального вреда и др.
Эффективность работы в данном случае достигается процентным снижением размера взысканной суммы к сумме заявленной, либо вообще отказом в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Управлением принято участие в рассмотрении 178 исков на общую сумму исковых требований 204,5 млн. руб. С казны Российской Федерации в лице Минфина России в пользу заявителей взыскано 65,9 млн. руб., сохранено в
казне Российской Федерации 117, 5 млн. руб., поданы 30 жалоб на судебные акты. По регрессным искам, поданным от имени Минфина России, взыскано в доход федерального бюджета 351 тыс. руб.
Подводя итогиработы Управления в 2015 году и задачах на 2016 год, нельзя не сказать о важных функциональных изменениях в деятельности Федерального казначейства и его территориальных органов, связанных с реализацией Указа Президента Российской Федерации от 02.02.2016 № 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово -бюджетной сфере», упразднившим Федеральную службу финансово-бюджетного надзора.
Функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», переданы Федеральному казначейству.
В настоящее время выполняется комплекс мероприятий, направленных на реализацию данного Указа.
Наряду с решением организационных, финансовых, материально-технических и иных вопросов, связанных с реализацией настоящего Указа, необходимо обеспечить непрерывность осуществления передаваемых Федеральному казначействуфункций упраздняемой Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, с применением новых подходов к осуществлению государственного финансового контроля в финансово-бюджетной сфере.
Основные направления деятельности Управления на 2016 год обусловлены задачами, поставленными Федеральным казначейством на 2016 год:
1) развитие механизмов управления ликвидностью ЕКС;
2) казначейское сопровождение средств, предоставляемых юридическим лицам из федерального бюджета;
3) развитие бюджетных платежей;
4) разработка и развитие функциональных подсистем ГИИС ЭБ;
5) развитие Единой информационной системы в сфере закупок;
6) развитие Портала государственных и муниципальных учреждений;
7) контроль качества размещения информации на порталах Федерального казначейства;
8) построение организационно-функциональной модели Федерального казначейства;
9) казначейство-главный бухгалтер организаций сектора государственного управления.
В целях реализации основных задач, поставленных перед Федеральным казначейством, Управление планирует:
- обеспечить применение новой структуры кодов бюджетной классификации при осуществлении операций участниками и неучастниками бюджетного процесса;
- реализовать механизм доведения предельных объемов финансирования до получателей средств федерального бюджета, как инструмент временного сдерживания расходов;
- обеспечить казначейское сопровождение государственных контрактов, договоров (соглашений);
- обеспечить перевод удаленных получателей средств областного бюджета и неучастников бюджетного процесса областного уровня, лицевые счета которым открыты в комитете финансов Курской области, на обеспечение наличными денежными средствами, из номерных отделов в Управление;
- проработать вопросы перевода на кассовое обслуживание получателей средств областного бюджета, получателей средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации из номерных отделов в Управление;
- провести работу по оптимизации номерных отделов в рамках выполнения Программы Федерального казначейства по повышению эффективности бюджетных расходов до 2018 года;
- активизировать работу по обеспечению клиентов Управления и удаленных получателей бюджетных средств и неучастников бюджетного процесса наличными денежными средствами с помощью дебетовых (расчетных) карт;
- продолжить работу по поэтапному вводу в действие ГИИС ЭБ;
- обеспечить переход на новую систему планирования закупок в подсистеме «Управление закупками» в ГИИС ЭБ;
- обеспечить размещение информации о государственных и муниципальных платежах всеми зарегистрированными участниками в ГИС ГМП;
- обеспечить достижение 100 % размещения органами власти Курской области и местного самоуправления информации по всем группам показателей в ГАС «Управление»;
- продолжить проведение мероприятий в области противодействия коррупции.
Масштаб поставленных задач вызывает необходимость активной и вдумчивой работы по многим направлениям - от работы с нормативно-правовыми актами, регулирующими финансовый контроль, до скрупулезного применения всех разработанных технологий на практике. Однако, сложившиеся в Управлении Федерального казначейства по Курской области традиции профессионального и вдумчивого подхода к работе позволят справиться с любыми вызовами современной жизни.
Список литературы:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 20.08.2004 № 120-ФЗ, от 27.12.2005 № 197-ФЗ) // СПС КонсультантПлюс.
2. Федеральный закон от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2016 год» // СПС КонсультантПлюс.
3. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // СПС КонсультантПлюс.
4. Послание Президента Федеральному собранию РФ от 03.12.2015 г. // СПС КонсультантПлюс.
5. Стратегическая карта Казначейства России на 2014-2018 годы // СПС КонсультантПлюс.
6. Материалы расширенного заседания Коллегии Федерального казначейства «Итоги деятельности за 2015 год и основные направления развития Федерального казначейства на 2016 год и среднесрочную перспективу»
7. Бабаскина Т.И. Формирование доходной части бюджетов в рамках налоговых полномочий органов власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления [Текст] / Т.И. Бабаскина // Научный альманах Центрального Черноземья. - 2012. - № 3. - С. 106-114.
8. Епифанова В.И. ГИС ГМП - решение информационного обеспечения платежей [Текст] / В.И. Епифанова // Журнал «Финансы», 2014 г.
9. Епифанова В.И. Роль учета и контроля бюджетных обязательств в управлении расходами бюджета [Текст] / В.И. Епифанова // Журнал «Финансы», 2015 г.
10. Покрамович О.В. Динамика социально-экономического положения Курской области за январь-май 2015 года [Текст] / О.В. Покрамович // Научный альманах Центрального Черноземья. Теоретический и научно-практический журнал, № 2, 2015. «Деловая полиграфия», г. Курск. - С. 30-34.
11. Феоктистова Т.В. Льготы в системе налогообложения организаций и оценка их стимулирующей роли [Текст] / Т.В. Феоктистова // Современные технологии управления. - 2015. - № 7 (55).