Научная статья на тему 'Концептуальные направления совершенствования процедур санкционирования'

Концептуальные направления совершенствования процедур санкционирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО (КАЗНАЧЕЙСТВО РОССИИ) / САНКЦИОНИРОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ / СТЕПЕНЬ УЧАСТИЯ / ВИД СРЕДСТВ / FEDERAL TREASURY / (THE TREASURY OF RUSSIA) SANCTIONING / ORGANIZATION / DEGREE OF INVOLVEMENT / TYPE OF FUNDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трифонова Татьяна Сергеевна

В статье отмечается сложность восприятия информационного массива по казначейскому санкционированию, уделяется внимание решению проблемы применения положений санкционирования как организациями, так и органами Федерального казначейства. В результате проведенного исследования выделяются основные направления совершенствования процедур санкционирования. В качестве концептуальных направлений предлагаются определение степени участия организации в рамках бюджетного процесса; регламентация документарной основы санкционирования путем группировки используемых документов; выделение видов средств организаций в зависимости от источников их финансового обеспечения в целях идентификации лицевых счетов, подлежащих открытию в органах Федерального казначейства. Делается вывод о возможности введения прикладного унифицированного документа для всех заинтересованных лиц

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual Directions for Improving Sanctioning Procedures

The paper highlights the difficulties in absorbing information about treasury sanctioning and contributes to solving the problem of application of sanctioning provisions by both organizations and the Federal Treasury authorities. The results of the research have helped indicate the main directions for improving sanctioning procedures. The conceptual directions proposed by the author include determining the degree of involvement of an organization in the budget process; regulating sanctioning documents through grouping utilized papers; classifying organizations’ funds into categories according to sources of their financial support in order to identify their accounts to be opened in the bodies of the Federal Treasury. The author reached a conclusion that it is possible to introduce an applied standardized document for all the interested parties.

Текст научной работы на тему «Концептуальные направления совершенствования процедур санкционирования»



Концептуальные направления совершенствования процедур санкционирования

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития процедуры казначейского санкционирования обусловлены осуществлением бюджетных полномочий в установленной сфере деятельности, представляют собой порядок действий органов Федерального казначейства (исполнителей) и организаций (заявителей) в рамках кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, который направлен на исполнение государственной функции по санкционированию операций (оплаты денежных обязательств, расходов) заявителей [1].

Нормотворческий процесс по санкционированию динамично развивается, расширяется круг потенциальных заявителей, однако сегодня остается нерешенным ряд проблем, которым необходимо уделить особое внимание. Данному обстоятельству способствует сложившаяся многолетняя практика санкционирования в органах Федерального казначейства и перспективное расширение казначейских полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в аспекте передачи ряда функций от упраздняемой Федеральной службы финансово-бюджетного надзора [4; 8]. При этом сторонами непосредственного участия процесса санкционирования выступают органы Федерального казначейства и организации, коммерческие

Степень участия организации (заявителя) Организационно-правовая форма/ тип учреждения

Участник бюджетного процесса (получатель бюджетных средств) Казенное учреждение. Орган исполнительной власти (его территориальный орган)

Бюджетное учреждение Бюджетное учреждение

Автономное учреждение Автономное учреждение

Неучастник бюджетного процесса Федеральное государственное унитарное предприятие. Государственная корпорация. Государственная компания «Российские автомобильные дороги». Иное юридическое лицо в рамках казначейского сопровождения (акционерное общество, федеральное государственное унитарное предприятие, пр.)

и некоммерческие, различных организационно-правовых форм [10].

Исходя из этого, ставим задачу разработать предложения по совершенствованию процедур санкционирования с учетом интересов обеих сторон - как исполнителей, так и заявителей. Результатом видим создание профессионального ориентира (в форме прикладного унифицированного документа), устанавливающего последовательность действия сторон при идентификации применения порядков санкционирования и способствующего рациональной организации процесса на его первоначальном этапе.

Для развития и совершенствования процедур санкционирования предлагаем в практику работы внести ряд концептуальных направлений.

ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ-ЗАЯВИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОЦЕДУРЕ САНКЦИОНИРОВАНИЯ

Данное направление предполагает, что степень участия организации (заявителя) в рамках бюджетного процесса может быть различной исходя из организационно-правовой формы или типа учреждения.

Совокупность заявителей можно разбить на группы: участник бюджетного процесса, бюджетное учреждение, автономное учреждение, неучастник бюджетного процесса (табл. 1).

^ ТРИФОНОВА Татьяна Сергеевна

Аспирант кафедры государственных и муниципальных финансов

Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 E-mail: t s trifonova@mail.ru

Ключевые слова

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО (КАЗНАЧЕЙСТВО РОССИИ)

САНКЦИОНИРОВАНИЕ

ОРГАНИЗАЦИЯ

СТЕПЕНЬ УЧАСТИЯ

ВИД СРЕДСТВ

Таблица 1 - Степень участия организации (заявителя) в рамках бюджетного процесса

■о я

T H

»

m Я

Аннотация

В статье отмечается сложность восприятия информационного массива по казначейскому санкционированию, уделяется внимание решению проблемы применения положений санкционирования как организациями, так и органами Федерального казначейства.

В результате проведенного исследования выделяются основные направления совершенствования процедур санкционирования. В качестве концептуальных направлений предлагаются определение степени участия организации в рамках бюджетного процесса; регламентация документарной основы санкционирования путем группировки используемых документов; выделение видов средств организаций в зависимости от источников их финансового обеспечения в целях идентификации лицевых счетов, подлежащих открытию в органах Федерального казначейства. Делается вывод о возможности введения прикладного унифицированного документа для всех заинтересованных лиц.

JEL classification

Н59, Н61, Н72

V

Tatyana S. TRIFONOVA

Postgraduate of State and Municipal Finances Dept.

Ural State University of Economics 620144, RF, Yekaterinburg, 8 Marta/Narodnoy Voli St., 62/45 E-mail: t s trifonova@mail.ru

Keywords

THE FEDERAL TREASURY (THE TREASURY OF RUSSIA)

SANCTIONING

ORGANIZATION

DEGREE OF INVOLVEMENT

TYPE OF FUNDS

Conceptual Directions for Improving Sanctioning Procedures

Казенное учреждение и орган исполнительной власти (его территориальный орган) отнесем к участникам бюджетного процесса, одновременно применяя распространенную в их отношении бюджетную формулировку «получатель бюджетных средств».

Например, идентифицируемое как иное юридическое лицо акционерное общество или федеральное государственное унитарное предприятие, вне зависимости от рамок казначейского сопровождения государственных контрактов (договоров, соглашений), в обоих случаях отнесем к неучастникам бюджетного процесса [3].

Дополнительно подчеркнем особый статус бюджетных и автономных учреж-

дений, имеющих идентичные определения формы организации и степени участия организации. На текущий момент данная позиция обусловлена действием отдельной законодательной базы в отношении указанных заявителей (законы о некоммерческих организациях и об автономных учреждениях).

В дальнейшем такая установленная степень участия организации будет напрямую влиять на специфику санкционирования. В подтверждение приведем наглядный пример из практики Российской Федерации в отношении разных заявителей (табл. 2).

В частности, специфика санкционирования в отношении участника бюджетного процесса (казенного учреж-

Таблица 2 - Специфика санкционирования в отношении разных организаций (заявителей)

Abstract

The paper highlights the difficulties in absorbing information about treasury sanctioning and contributes to solving the problem of application of sanctioning provisions by both organizations and the Federal Treasury authorities.

The results of the research have helped indicate the main directions for improving sanctioning procedures. The conceptual directions proposed by the author include determining the degree of involvement of an organization in the budget process; regulating sanctioning documents through grouping utilized papers; classifying organizations' funds into categories according to sources of their financial support in order to identify their accounts to be opened in the bodies of the Federal Treasury. The author reached a conclusion that it is possible to introduce an applied standardized document for all the interested parties.

JEL classification

Н59, Н61, Н72

Степень участия организации Нормативный правовой акт (приказ) Специфика санкционирования

Участник бюджетного процесса. Бюджетное учреждение. Автономное учреждение. Неучастник бюджетного процесса От 1 сентября 2008 г. № 87н Санкционирование оплаты денежных обязательств

Бюджетное учреждение. Автономное учреждение о о о_ X От 16 июля 2010 г. № 72н Санкционирование расходов

Неучастник бюджетного процесса X X От 31 декабря 2013 г. № 144н Санкционирование расходов (ФГУП - капитальные вложения)

Неучастник бюджетного процесса От 25 декабря 2015 г. № 213н Санкционирование операций (казначейское сопровождение)

Участник бюджетного процесса. Бюджетное учреждение. Автономное учреждение От 10 октября 2008 г. № 8н Кассовое обслуживание

Бюджетное учреждение. Автономное учреждение. Неучастник бюджетного процесса X X о От 15 декабря 2009 г. № 13н Операции со средствами ГК «Росавтодор»

Автономное учреждение о Q. о m От 8 декабря 2011 г. № 15н Кассовые операции автономного учреждения

Бюджетное учреждение о <в т га От 19 июля 2013 г. № 11н Кассовые операции бюджетного учреждения

Участник бюджетного процесса. Бюджетное учреждение. Автономное учреждение. Неучастник бюджетного процесса эт га От 30 июня 2014 г. № 10н Обеспечение наличными денежными средствами

Неучастник бюджетного процесса От 29 октября 2014 г. № 16н Операции со средствами юридического лица

дения, органа исполнительной власти) предопределена перекрестным действием порядков санкционирования оплаты денежных обязательств, кассового обслуживания и обеспечения наличными денежными средствами. Что же касается, например, бюджетных, автономных учреждений и неучастников бюджетного процесса, они одинаково руководствуются положениями порядков санкционирования оплаты денежных обязательств и операций со средствами ГК «Росавтодор».

Исключительно бюджетные и автономные учреждения используют порядки санкционирования расходов и кассовых операций бюджетных (автономных) учреждений. В то же время порядок их кассового обслуживания аналогичен с участниками бюджетного процесса.

Действие процедур санкционирования в отношении неучастников бюджетного процесса (акционерные общества, ФГУП) дополнительно раскрывают положения порядков санкционирования расходов (ФГУП - капитальные вложения), санкционирования операций (казначейское сопровождение), операций со средствами юридического лица и обеспечения наличными денежными средствами (за исключением казначейского сопровождения).

Очевидным является тот факт, что практика казначейского санкционирования имеет очень широкую сферу охвата, затрагивает не только операции участников и неучастников бюджетного процесса [9], но и имеет значительный опыт в области санкционирования расходов бюджетных и автономных учреждений в рамках внедрения постулатного Закона № 8З-ФЗ1, а также неучастников бюджетного процесса в рамках нового казначейского сопровождения2 [5].

При этом действующая практика не ограничивается указанными порядками санкционирования. Специфика санкционирования сегодня рассматривается в увязке с нормами сопутствующих законов, постановлений, а также приказов/ указаний/разъяснительных писем Министерства финансов РФ, Федерального казначейства, Министерства экономиче-

1 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-Ф3.

2 О порядке казначейского сопровождения в 2016 г. государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров соглашений, заключенных в рамках их исполнения: постановление Правительства РФ от 4 февраля 2016 г. № 70.

ского развития РФ, Банка России и иных уполномоченных органов.

В итоге констатируем отсутствие единой нормативной правовой базы, предопределяющей проведение процедур санкционирования в отношении любой организации с разной степенью участия в бюджетном процессе и, как следствие, необходимость дальнейшего совершенствования указанных процедур.

РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЕ ДОКУМЕНТАРНОЙ ОСНОВЫ САНКЦИОНИРОВАНИЯ

В процессе санкционирования необходимо использовать следующую группировку применяемых документов с учетом степени участия организации в бюджетном процессе:

• финансово-регулирующие;

• платежно-расчетные;

• корректировочно-исправительные;

• первично-заявительные;

• судебно-исполнительные.

Финансово-регулирующие - превентивные (предупредительные) документы распорядительного характера (предписания или поручения, связанные с необходимостью исполнения НПА или для осуществления собственной финансово-хозяйственной деятельности); формализованные, т.е. соответствующие установленной форме; заявительные, т.е. формируемые заявителями, либо корреспондентские, т.е. формируемые не заявителями и не исполнителями (вышестоящими органами, учредителями, государственными заказчиками).

Платежно-расчетные - превентивные документы, предназначенные для акцептного списания; формализованные; заявительные либо исполнительские, т.е. формируемые исполнителями.

Корректировочно-исправительные - поствременные документы, т.е. следующие за ранее проведенной трансакцией; операционно-уточняющего характера (связанные с необходимостью детализации/изменения учета средств); формализованные; заявительные.

Первично-заявительные - превентивные документы целевой направленности или подтверждающего характера; неформализованные; корреспондентские или заявительные.

Судебно-исполнительные - поствременные документы взыскательной направленности; формализованные; корреспондентские.

Группировку документов с учетом степени участия организации в рамках бюджетного процесса представим в табл. 3.

Наибольшее значение, вне зависи- р мости от степени участия организации, V имеют финансово-регулирующие до- N кументы. Ни участник бюджетного про- 3 цесса без сведений о бюджетном обя- ^ зательстве, ни бюджетное учреждение ^ без сведений об операциях с целевыми | субсидиями не может осуществлять кас- Й совые выплаты, представив для санкцио- г нирования исполнителю только платеж- 6 но-расчетные и первично-заявительные -2 документы. 1

Классическим примером применения корректировочно-исправительных документов является использование участниками бюджетного процесса уведомлений об уточнении вида и принадлежности платежа для конкретизации операций по кодам бюджетной классификации в пределах финансового года.

Что касается судебно-исполнитель-ных документов, то они в настоящее время не предусматривают обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении неучастников бюджетного процесса, являющихся должниками.

В целом группировка документов, используемых в процессе санкционирования для осуществления операций, обеспечит организациям возможность предварительного ознакомления с документами, которые впоследствии будут представляться в органы Федерального казначейства по месту обслуживания. Исполнители, в свою очередь, смогут информировать заявителей по факту идентификации организаций о порядке применения и оформления соответствующих документов.

Несомненно, принятие исполнителями документов при санкционировании для надлежащей проверки осуществляется исходя из степени участия организации. При этом:

1) либо не предполагает предоставление документов, требующих обоснования проведения операции и, как следствие, ограничивается предоставлением платежно-расчетных документов;

2) либо, напротив, диктует условия для обязательного предоставления первично-заявительных документов.

В первом случае санкционирование не требует представления организациями первично-заявительных документов, к примеру, при социальных выплатах населению. И в силу облегченного варианта оно постепенно приобретает статус автоматического, программного, уходя от визуально-проверочного в части

V

со Таблица 3 - Группировка документов, используемых в процессе санкционирования*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вид документов Наименование документа Степень участия организации

Финансово-регулирующие Расходное расписание Участник бюджетного процесса. Бюджетное учреждение. Автономное учреждение

Сведения о бюджетном обязательстве Участник бюджетного процесса

Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению Бюджетное учреждение. Автономное учреждение

Сведения об операциях с субсидиями на капитальные вложения, предоставленными федеральному государственному унитарному предприятию Неучастник бюджетного процесса (ФГУП - капитальные вложения)

Сведения о направлениях расходования целевых средств. Схема кооперации исполнителей и соисполнителей Неучастник бюджетного процесса (казначейское сопровождение)

Акт приемки-передачи показателей лицевого счета (при реорганизации, передаче показателей) Участник бюджетного процесса. Бюджетное учреждение. Автономное учреждение. Неучастник бюджетного процесса

Платежно-расчетные Заявка на кассовый расход. Заявка на кассовый расход (сокращенная). Заявка на возврат. Сводная заявка на кассовый расход (для уплаты налогов) Участник бюджетного процесса. Бюджетное учреждение. Автономное учреждение

Заявка на получение наличных денег. Чек. Заявка на получение денежных средств, перечисляемых на карту. Дебетовая расчетная карта Участник бюджетного процесса. Бюджетное учреждение. Автономное учреждение. Неучастник бюджетного процесса (ФГУП - капитальные вложения, ГК «Росавтодор»)

Платежное поручение Автономное учреждение. Неучастник бюджетного процесса

Казначейский аккредитив Неучастник бюджетного процесса (казначейское сопровождение)

Корректировочно-исправительные Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа Участник бюджетного процесса. Бюджетное учреждение. Автономное учреждение

Уведомление об уточнении операций клиента Бюджетное учреждение. Автономное учреждение. Неучастник бюджетного процесса

Бухгалтерская справка Участник бюджетного процесса. Бюджетное учреждение. Автономное учреждение. Неучастник бюджетного процесса

Первично-заявительные Государственный контракт (договор, соглашение, нормативный правовой акт). Накладная. Акт приемки-передачи (акт выполненных работ (оказанных услуг), универсальный передаточный акт). Счет. Счет-фактура. Прочие (расчет, справка, заявление, письмо-уведомление) Участник бюджетного процесса. Бюджетное учреждение. Автономное учреждение. Неучастник бюджетного процесса

Судебно-исполнительные Исполнительный документ (исполнительный лист, судебный приказ). Решение налогового органа Участник бюджетного процесса. Бюджетное учреждение. Автономное учреждение

* Составлено автором.

анализа реквизитного, справочного или суммарного состава показателей.

Во втором случае санкционирование требует дополнительного представления организациями документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств. В частности, при поставке товаров это накладная, акт приемки-передачи, счет-фактура; при выполнении работ или оказании услуг - акт выпол-

ненных работ, акт оказанных услуг, счет, универсальный передаточный акт, пр. Данный вариант санкционирования при условии унификации подтверждающих документов заявителей после доработок в перспективе также может приобрести приоритетный статус автоматического.

Кроме того, в отдельных случаях исполнители могут самостоятельно формировать платежно-расчетные документы

в отношении заявителя в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации. Процедура следует за принятием к исполнению финансово-регулирующих, первично-заявительных документов организаций или по причине отсутствия таковых. В качестве примера приведем необходимость оформления органом Федерального казначейства [2]:

Таблица 4 - Виды средств организации в зависимости от источников финансового обеспечения

Вид средств организации Источник финансового обеспечения

Участник бюджетного процесса

Федерального бюджета Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств, предельные объемы финансирования (бюджетные данные); средства на выполнение отдельных полномочий главных распорядителей бюджетных средств (межбюджетные трансферты, целевые субсидии); поступления в бюджетную систему Российской Федерации

Дополнительного бюджетного финансирования Доходы от приносящей доход деятельности, полученные федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду

Поступающие во временное распоряжение получателей средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации Средства, полученные в обеспечение заявок на участие или исполнение контракта федеральными казенными учреждениями; средства территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, осуществляющих исполнительное производство

Бюджета Союзного государства Объемы финансирования расходов

Для финансирования мероприятий по оперативно-розыскной деятельности Лимиты бюджетных обязательств, предельные объемы финансирования (бюджетные данные)

Бюджетное учреждение

Федерального бюджета Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств, предельные объемы финансирования (бюджетные данные), т.е. средства на выполнение отдельных полномочий главных распорядителей бюджетных средств (стипендии, компенсации)

Бюджетных учреждений Субсидии на выполнение государственных заданий; целевые субсидии; гранты; средства от приносящей доход деятельности; средства, полученные в обеспечение заявок на участие или исполнение контракта; средства от перечислений обособленными подразделениями

Обязательного медицинского страхования, поступающие бюджетным учреждениям Возмещение стоимости медицинских услуг застрахованным лицам

Автономное учреждение

Федерального бюджета Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств, предельные объемы финансирования (бюджетные данные), т.е. средства на выполнение отдельных полномочий главных распорядителей бюджетных средств (стипендии, компенсации)

Автономных учреждений Субсидии на выполнение государственных заданий; целевые субсидии; гранты; средства от приносящей доход деятельности; средства, полученные в обеспечение заявок на участие или исполнение контракта; средства от перечислений обособленными подразделениями; средства обязательного медицинского страхования

Обязательного медицинского страхования, поступающие автономным учреждениям Возмещение стоимости медицинских услуг застрахованным лицам

Неучастник бюджетного процесса

Иных неучастников бюджетного процесса Субсидии (в том числе на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации); бюджетные инвестиции; взносы в уставные (складочные) капиталы; гранты; возмещение расходов; авансовые платежи по государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг на сумму более 100 млн р. и в иных установленных законодательством случаях1

1 О федеральном бюджете на 2016 год: федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 359-Ф3.

• заявок на кассовый расход на перечисление средств, поступивших после закрытия лицевого счета организации в соответствии с реквизитами заявителя;

• заявок на кассовый расход на перечисление в доход федерального бюджета не разрешенных к использованию сумм возвратов дебиторской задолженности прошлых лет по целевым субсидиям бюджетных и автономных учреждений;

• заявок на возврат в порядке взыскания неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из федерального бюджета федеральным бюджетным учреждениям и федеральным автономным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям;

• заявок на возврат при осуществлении функции по уточнению и возврату платежей, поступивших заявителям

и учтенных как невыясненные поступления;

• бухгалтерских справок, например, для аннулирования предельных объемов финансирования или проведения исправительных записей;

• расчетных казначейских аккредитивов в рамках нового казначейского сопровождения государственных контрактов, договоров (соглашений).

г

Таблица 5 - Виды лицевых счетов организаций в Федеральном казначействе

Вид лицевого счета для открытия в органе Федерального казначейства1 Степень участия организации

Главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. Получателя бюджетных средств. Администратора доходов бюджета. Для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств. Администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета. Иного получателя бюджетных средств. Для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств Участник бюджетного процесса

Бюджетного учреждения. Отдельный лицевой счет бюджетного учреждения. Бюджетного учреждения для учета операций со средствами ОМС. Для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств Бюджетное учреждение

Автономного учреждения. Отдельный лицевой счет автономного учреждения. Автономного учреждения для учета операций со средствами ОМС. Для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств Автономное учреждение

Для учета операций неучастника бюджетного процесса Неучастник бюджетного процесса

1 О Порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства: приказ Федерального казначейства от 29 декабря 2012 г. № 24н.

Необходимость использования заявителями и исполнителями однотипных формализованных документов только подчеркивает вероятность их дальнейшей группировки. Таким образом, регламентация документарного направления возможна в существующих условиях на основе разработанной нормативной правовой базы.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ ОРГАНИЗАЦИЙ-ЗАЯВИТЕЛЕЙ В РАМКАХ ПРОЦЕДУР САНКЦИОНИРОВАНИЯ

Для идентификации лицевых счетов следует выделить виды средств организаций в зависимости от источников финансового обеспечения, а также учесть степень участия организации (табл. 4).

Так, участники бюджетного процесса ввиду исполнения более широкого круга государственных функций располагают и наибольшим количеством видов средств относительно бюджетных или автономных учреждений, получающих отдельные целевые субсидии или субсидии на выполнение государственных заданий.

При этом нескольким видам средств организаций могут соответствовать единые по экономической сущности источники финансового обеспечения. В то же время один вид средств может служить единым источником финансового обеспечения различных организаций.

В частности, средствами, полученными в обеспечение заявок на участие в конкурсных процедурах, располагают как участники бюджетного процесса в виде средств, поступающих во временное распоряжение, так и бюджетные (автономные) учреждения в виде соб-

ственных средств. Аналогично средства от приносящей доход деятельности поступают в ведение не только бюджетных (автономных) учреждений, но и участников бюджетного процесса в виде средств дополнительного бюджетного финансирования. В то же время субсидии являются источником финансового обеспечения неучастников бюджетного процесса и бюджетных (автономных) учреждений.

Напротив, один вид средств для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств служит единым источником финансового обеспечения как участников бюджетного процесса, так и бюджетных (автономных) учреждений.

Градация видов средств организаций, по нашему мнению, в дальнейшем сориентирует исполнителей и заявителей на использование соответствующих лицевых счетов, их открытие и ведение в органах Федерального казначейства. Виды лицевых счетов, используемых в современной практике, приведены в табл. 5.

Дифференциация видов лицевых счетов в меньшей степени касается неучастников бюджетного процесса, санкционирование в отношении которых осуществляется на одном лицевом счете. Однако процедуры санкционировании в пределах одного такого лицевого счета могут существенно разниться, имея свою специфику (например, для акционерных обществ и ФГУП) по аналогии с санкционированием в отношении участников бюджетного процесса или бюджетных (автономных) учреждений при открытии им лицевых счетов не-

скольких видов в зависимости от видов средств организаций.

Отдельно отметим, что законодатель ежегодно применяет необходимый инструментарий для проведения санкционирования в отношении разнородных средств организаций. Например, изменяя процент допустимого авансирования по государственным контрактам, применяя альтернативные коды бюджетной классификации Российской Федерации, а также используя диапазон бюджетных данных или обязательств заявителей. Применение таких рычагов варьируется в зависимости от поставленных государством экономических задач на данном промежутке времени [6; 7; 11].

Сегодня у исполнителей и заявителей есть стойкое понимание, что решение задач санкционирования лежит в плоскости соблюдения сторонами финансовой дисциплины или бюджетного законодательства. Эффективность процедур санкционирования, определяемая своевременностью и качеством проведения операций на лицевых счетах, открытых организациям в органах Федерального казначейства, напрямую зависит от профессиональной подготовки обеих сторон, а также от степени удовлетворенности исполнителей и заявителей рабочим процессом и друг другом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В итоге констатируем, что санкционирование с учетом расширения круга бюджетных полномочий Федерального казначейства в настоящее время требует дополнительного оформления разъяснительных положений, содержащих основ-

ные направления совершенствования процедур для практического применения организациями, органами Федерального казначейства и иными заинтересованными лицами в рамках повышения качества указанной государственной функции.

Экономический эффект от внедрения прикладного унифицированного документа, по нашему мнению, будет подчеркнут

прямой количественной (вектор координации действий, снижение временных и трудозатрат исполнителей и заявителей) и косвенной составляющими (повышение квалификации и бюджетной грамотности заинтересованных лиц). При этом результаты разработок могут быть усилены методическими разъяснениями соответствующих уполномоченных органов.

■о я

T H

Источники

1. Актуальные вопросы совершенствования правового регулирования бюджетных платежей / Р.Е. Артюхин и др.; под ред. Р.Е. Артюхина и Т.А. Касторновой. М.: Русайнс, 2015.

2. Артюхин Р.Е. Развитие казначейства России: от кассового обслуживания к бухгалтерскому учету организаций сектора государственного управления Российской Федерации // Финансы. 2016. № 3. С. 3-7.

3. Васин А.С. Казначейское сопровождение отдельных государственных контрактов // Бюджет. 2015. № 9. С. 40-41.

4. Даниленко Н.И. К вопросу определения экономической дефиниции «казначейский риск» // Международный бухгалтерский учет. 2015. № 28(370). С. 12-20.

5. Демидов А.Ю. Чтобы средства достигали цели // Бюджет. 2015. № 8(152). С. 24-28.

6. Истомина Н.А. Бюджетирование, ориентированное на результат: специфика и проблемы реализации на различных стадиях бюджетного процесса // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 28(214). С. 28-35.

7. Орлова О.Е. Перспективы бюджетной и налоговой политики на 2016 год // Руководитель автономного учреждения. 2015. № 11. С. 20-28.

8. Прокофьев С.Е. Расходно-операционный блок Казначейства России: итоги и перспективы // Финансы. 2016. № 4. С. 29-35.

9. Сергиенко Н.С. Санкционирование расходов как метод государственного финансового контроля // Вестник Тульского филиала Фин-университета. 2015. № 1. С. 59-61.

10. Трифонова Т.С. О принципах санкционирования в бюджетной (казначейской) практике // Инновационное развитие экономики. 2015. № 6(30). С. 111-118.

11. Istomina N. Transition to programme budgeting: current problems and their solving // Actual Problems of Economies. 2015. Vol. 8(170). Pp. 343-348.

References

1. Artyukhin R.Ye., Kastornova T.A. (eds.) Aktual'nye voprosy sovershenst-vovaniyapravovogo regulirovaniya byudzhetnykhplatezhey [Topical issues of improving the legal regulation of budgetary payments]. Moscow, Rusayns Publ., 2015.

2. Artyukhin R.Ye. Razvitie kaznacheystva Rossii: ot kassovogo obsluzhi-vaniya k bukhgalterskomu uchetu organizatsiy sektora gosudarstvennogo upravleniya Rossiyskoy Federatsii [Development of Treasury of Russia: from cash service to accounting of the Russian Federation government organizations]. Finansy - Finance, 2016, no. 3, pp. 3-7.

3. Vasin A.S. Kaznacheyskoe soprovozhdenie otdel'nykh gosudarstven-nykh kontraktov [Treasury support for specific government contracts]. By-udzhet - Budget, 2015, no. 9, pp. 40-41.

4. Danilenko N.I. K voprosu opredeleniya ekonomicheskoy definitsii «ka-znacheyskiy risk» [On the economic definition of treasury risk]. Mezhdun-arodnyy bukhgalterskiy uchet - International Accounting, 2015, no. 28(370), pp. 12-20.

5. Demidov A.Yu. Chtoby sredstva dostigali tseli [For financial resources to reach the target]. Byudzhet - Budget, 2015, no. 8(152), pp. 24-28.

6. Istomina N.A. Byudzhetirovanie, orientirovannoe na rezul'tat: spetsi-fika i problemy realizatsii na razlichnykh stadiyakh byudzhetnogo protsessa [Result-oriented budgeting: specifics and problems of implementation at various stages of budgetary process]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya - Financial Analytics: Science and Experience, 2014, no. 28(214), pp. 28-35.

7. Orlova O.Ye. Perspektivy byudzhetnoy i nalogovoy politiki na 2016 god [The prospects of budgetary and fiscal policy for 2016]. Rukovoditel' avtonomnogo uchrezhdeniya - The Head of an Autonomous Institution, 2015, no. 11, pp. 20-28.

8. Prokof'ev S.Ye. Raskhodno-operatsionnyy blok Kaznacheystva Rossii: itogi i perspektivy [Operational expenses of Treasury of Russia: results and prospects]. Finansy - Finance, 2016, no. 4, pp. 29-35.

9. Sergienko N.S. Sanktsionirovanie raskhodov kak metod gosudarstvennogo finansovogo kontrolya [Sanctioning of expenditures as a method of government financial control]. Vestnik Tul'skogo filiala Finuniversiteta -Vestnik of Financial University (Branch in Tula), 2015, no. 1, pp. 59-61.

10. Trifonova T.S. O printsipakh sanktsionirovaniya v byudzhetnoy (ka-znacheyskoy) praktike [On sanctioning principles in the budgetary (treasury) practice]. Innovatsionnoe razvitie ekonomiki - Innovative Development of Economy, 2015, no. 6(30), pp. 111-118.

11. Istomina N. Transition to programme budgeting: current problems and their solving. Actual Problems of Economics, 2015, vol. 8(170), pp. 343-348.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

»

m a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.