Научная статья на тему 'Организация текущего контроля, осуществляемого органами федерального казначейства (на примере уфк по Курской области)'

Организация текущего контроля, осуществляемого органами федерального казначейства (на примере уфк по Курской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
375
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Федеральное казначейство / предварительный финансовый контроль / последующий финансовый контроль / исполнение федерального бюджета.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация текущего контроля, осуществляемого органами федерального казначейства (на примере уфк по Курской области)»

Епифанова В.И.

к.э.н., доцент Курского филиала Финансового университета

Бабаскина Т.И.

к.э.н., с.н.с. Курского филиала Финансового университета

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА (НА ПРИМЕРЕ УФК ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ)

Ключевые слова: Федеральное казначейство, предварительный финансовый контроль, последующий финансовый контроль, исполнение федерального бюджета.

В соответствии с п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации1 внутренний государственный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью органов внутреннего финансового контроля, к числу которых относится и Федеральное казначейство. Бюджетный кодекс РФ (п. 1 ст. 265) классифицирует виды внутреннего государственного контроля как предварительный и последующий. Иными словами, казначеи осуществляют полный цикл бюджетного контроля: от предварительного (текущего), проводимого в момент совершения операций, до последующего, осуществляемого по результатам исполнения бюджета.

С передачей Федеральному казначейству2 полномочий по осуществлению последующего контроля у контролеров-ревизоров появилась возможность использования информации, содержащейся в программных продуктах Казначейства для проведения проверок. Использование данных, содержащихся в государственных информационных системах, оператором которых является Федеральное казначейство, способствовало улучшению качества планирования и проведения контрольных мероприятий. Разработка в 2017 году новых методов и подходов к осуществлению контроля, стандартизация и унификация проведения контрольных мероприятий повысили качество проведения контроля от санкционирования платежных операций клиентов до ревизии использования средств федерального бюджета.

Управлением Федерального казначейства по Курской области (далее УФК) проводятся плановые и внеплановые проверки (ревизии), обследования, по результатам контрольных мероприятий подготовлены и направлены объектам контроля представления и предписания, в Федеральное казначейство направлены на согласование проекты уведомлений о применении бюджетных мер принуждения. Осуществляется взаимодействие с правоохранительными органами и органами прокуратуры по вопросам реализации материалов контрольных мероприятий, направленных для рассмотрения и принятия мер. При выявлении в ходе контрольных мероприятий нарушений, за которые предусмотрена административная ответственность, возбуждаются дела об административных правонарушениях в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях.

В УФК по Курской области3 на 01.01.2018 обслуживались 2305 клиентов, которым открыто 6386 лицевых счетов. За 2017 год открыто 217 лицевых счетов не участников бюджетного процесса в рамках казначейского сопровождения.

При исполнении бюджетных полномочий по учету поступлений и их распределению между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации УФК осуществляет учет поступлений и их распределение более чем по 4 тысячам кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

В 2017 году поступления на балансовый счет Управления № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» составили 138,9 млрд. руб. Исполнено 81,2 тысяч заявок на возврат плательщикам, представленных администраторами доходов на общую сумму 8,6 млрд. руб., принято к исполнению 211,8 тысяч уведомлений об уточнении вида и принадлежности платежа, сумма уточнений по ним составила 5,8 млрд. руб. Перечислено поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации - 130,3 млрд. руб.

УФК в течение 2017 года осуществлялось взаимодействие с 735 администраторами доходов. Среднемесячное количество проводимых платежных операций по учету и распределению доходов за 2017 год составило 327,0 тыс. операций.

На протяжении 2017 года УФК принимало меры по снижению невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет, проводилось определение предполагаемых администраторов доходов бюджетов и направление им в установленном порядке Запросов об уточнении платежей. В результате проведенной работы из общей суммы невыясненных поступлений, зачисленных в федеральный бюджет за 2017 год в сумме 1057 млрд. руб., возвращено пла-

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации.

2

Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе» (ред. от 29.12.2017).

3 http://kursk.roskazna.ru/

тельщикам 3,0 млн. рублей, уточнено с учетом прошлых лет 1054 млрд. руб. Сумма невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет на счете № 40101, составила 0,8 млн. рублей.

В 2017 году УФК осуществляло кассовое обслуживание исполнения бюджета Курской области с открытием лицевого счета бюджета финансовому органу, 355 муниципальных образований Курской области, из них - 316 с передачей полномочий по санкционированию расходов в рамках исполнения местных бюджетов, по варианту с открытием лицевых счетов, кассовое обслуживание исполнения бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, территориального фонда обязательного медицинского страхования Курской области, в том числе по Фонду социального страхования - с санкционированием расходов, проводило операции на счетах бюджетных и автономных учреждений муниципального уровня.

В целях повышения качества процедур обеспечения наличными денежными средствами организаций сектора государственного управления в 2017 году продолжилась активная работа по обеспечению наличными денежными средствами клиентов посредством дебетовых (банковских) карт1. В результате, по состоянию на 01.01.2018 выдано 2486 карт 1731 клиентам из 1790, работающих с наличными денежными средствами (96,7%). Из 1731 клиентов, получивших карты, фактически работают 1368 - или 79%.

В 2017 году к получателям средств федерального бюджета и не участникам бюджетного процесса взыскателями предъявлено 456 исполнительных документов и решений налоговых органов на сумму 34,1 млн. руб., исполнено -276 на сумму 18,0 млн. руб., возвращено - 74 на сумму 8,4 млн. руб., уточнена задолженность по решениям налоговых органов по 107 уведомлениям на сумму 10,9 млн. руб.

По состоянию на 1 января 2018 года в УФК на исполнении находятся 6 исполнительных документов по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, предусматривающим периодические выплаты, по которым в 2017 году взыскателям перечислены денежные средства в сумме 1,3 млн. руб.

За истекший период по денежным обязательствам областных участников и не участников бюджетного процесса предъявлено 66 исполнительных документов и решений налоговых органов на сумму 22,2 млн. руб., которые возвращены в связи с отсутствием лицевых счетов клиентов областного уровня.

По денежным обязательствам муниципальных участников и не участников бюджетного процесса предъявлено 9095 исполнительных документов и решений налоговых органов на сумму 139,0 млн. руб., исполнено 7229 документов на сумму 80,3 млн. руб., возвращено 997 - на сумму 25,7 млн. руб.; поступило решений налоговых органов с уточненной суммой задолженности — 1033 на сумму 1,6 млн. руб.

Новации в юридической деятельности УФК связаны прежде всего с появлением новых категорий судебных споров, рассматриваемых в арбитражном суде и судах общей юрисдикции, возникших в связи с выполнением органами Федерального казначейства новых функций по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

Следует отметить, что в конце 2017 года появилось новое направление по осуществлению подготовки проектов процессуальных и иных документов при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предупреждению административных правонарушений и разрешению вопросов, связанных с организацией исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных Управлением.

Министерством финансов Российской Федерации2 и Федеральным казначейством3 продолжена работа по внедрению и развитию отдельных подсистем ГИИС «Электронный бюджет», обеспечивающих, в том числе учет бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, а также ведение Реестра соглашений.

УФК по Курской области в полном объеме запущен механизм учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета. Этот инструмент позволяет своевременно осуществлять процедуры планирования и исполнения федерального бюджета по расходам:106 получателей средств федерального бюджета подключены и переведены на работу с использованием сервисов подсистемы управления расходами ГИИС «Электронный бюджет» в части учета бюджетных и денежных обязательств. Кроме того, в рамках создания компонентов по ведению бюджетных и денежных обязательств реализована интеграция ГИИС «Электронный бюджет» с ППО «АСФК».

Таким образом, бюджетные и денежные обязательства, сформированные и поставленные на учет в ГИИС «Электронный бюджет» автоматически отражаются на лицевых счетах получателей средств федерального бюджета, ведение которых осуществляется в ППО «АСФК».

Кроме того, посредством подсистемы «Учет и отчетность» ГИИС «Электронный бюджет» формируется и ежемесячно представляется получателям средств федерального бюджета и администраторам источников финансирования дефицита федерального бюджета «Отчет о бюджетных и денежных обязательствах получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета» (ф. 0503129), позволяющий клиентам производить сверку операций по бюджетным и денежным обязательствам. К подсистеме «Учет и отчетность» ГИИС «Электронный бюджет» подключено 153 организации по 42-м Министерствам и ведомствам.

В настоящее время в ГИИС «Электронный бюджет» представляют отчетность в полном объеме 98 организаций, что составляет 100% от организаций, которые должны работать в подсистеме учет и отчетность ГИИС «Электронный бюджет».

Благодаря возможностям электронного бюджета осуществляется мониторинг бюджетной (бухгалтерской) отчетности, представляемой субъектами мониторинга в подсистему «Учет и отчетность», и выявляются несоответствия отчетных форм, состава представленной отчетности нормативным правовым актам и методическим документам

1 Епифанова В.И. О преимуществах использования дебетовых карт // Финансы. - М., 2016. - № 12.

2 https://www.minfm.ru/ru/

3 http://roskazna.ru/

Минфина России, соблюдения сроков представления отчетности, производится проверка на наличие арифметических и логических ошибок в показателях отчетности, анализ соответствия показателей отчетности данным классификаторов и справочников, используемых в подсистеме «Учет и отчетность» ГИИС «Электронный бюджет».

Продолжается работа по формированию Реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса в части включения вновь созданных организаций, корректировке существующих записей Сводного реестра ГИИС «Электронный бюджет».На 01.01.2018 в открытую часть Сводного реестра включено 2980 организаций.

Обеспечено формирование и ведение ведомственных перечней государственных и муниципальных услуг (работ). По состоянию на 01.01.2018 из 20 областных и 147 муниципальных уполномоченных органов Курской области разместили и утвердили Перечни на ГИИС «Электронный бюджет» все 100%.

Осуществляется дальнейшее совершенствование платежных сервисов с использованием системы ГИС ГМП. Система интегрирована в процесс оказания услуг, как федеральными органами исполнительной власти, так и региональными, а также в процессе оказания муниципальных услуг - органами местного самоуправления.

Кроме того, осуществляется реализация мероприятий, направленных на выполнение всеми администраторами доходов бюджетов требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона 210-ФЗ в части обеспечения взаимодействия с ГИС ГМП. В настоящее время с ГИС ГМП взаимодействуют 724 администратора доходов бюджетов или 99,3% от общего количества администраторов доходов, являющихся потенциальными Участниками ГИС ГМП, 1 кредитная организация, 2 многофункциональных центра, 3 бюджетных учреждения. Индекс фактического взаимодействия региональных администраторов начислений Курской области в соответствии с Рейтингом взаимодействия участников с ГИС ГМП, представленным Федеральным казначейством в декабре 2017 года составил 97,9%.

В отчетном периоде в УФК по Курской области внедрены в промышленную эксплуатацию прикладной программный продукт «Автоматизированная система планирования контрольной и надзорной деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в исполняемых модулях», Подсистема учета правовой работы и судебных дел в Системе комплексного информационно-аналитического обеспечения деятельности органов Федерального казначейства (СКИАО).

Во исполнение полномочий, предусмотренных пунктом 3 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, УФК по Курской области проведен анализ исполнения бюджетных полномочий 37 органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации (местных администраций).

По результатам проведенного анализа подготовлены и направлены в органы государственного (муниципального) финансового контроля Заключения, в которых отражены выявленные недостатки и даны предложения (рекомендации) по совершенствованию деятельности органов государственного (муниципального) финансового контроля по исполнению бюджетных полномочий.

Вышеизложенное позволяет заключить, что результативность финансового контроля может определяться эффективностью работы контролирующих органов. В общем случае эффективность деятельности определяется соотношением результатов контрольной деятельности - суммы выявленным финансовых нарушений, начисленных штрафов, пени и иных финансовых санкций, к сумме затрат на осуществление контрольной деятельности. Однако данный показатель не всегда может точно охарактеризовать результативность работы контролирующего органа. Так, например, низкий уровень установленных нарушений и начисленных штрафов может свидетельствовать как о неудовлетворительном характере работы контролирующих органов, так и о высоком уровне профилактической работы по предотвращению финансовых нарушений, что в управленческой деятельности намного важнее1.

1 Епифанова В.И., Бабаскина Т.И Стабильность функционирования казначейской системы как результат управления казначейскими рисками // Политика, экономика и инновации: электронный научно-периодический журнал. 2016. - № 4 (6).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.