Научная статья на тему 'Опыт кассового обслуживания исполнения местных бюджетов органами федерального казначейства Владимирской области'

Опыт кассового обслуживания исполнения местных бюджетов органами федерального казначейства Владимирской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
678
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА / БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ / ОТЧЕТНОСТЬ / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА / КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лукашов А. И., Лебедева О. Ю.

В статье рассмотрен успешный опыт кассового обслуживания исполнения местного бюджета в рамках полномочий органов Федерального казначейства. В результате применения современных технологий сократились случаи нецелевого использования бюджетных средств, расходы бюджета городского округа на организацию работы по кассовому обслуживанию распорядителей и получателей средств местного бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лукашов А. И., Лебедева О. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт кассового обслуживания исполнения местных бюджетов органами федерального казначейства Владимирской области»

Казначейское исполнение бюджета

ОПЫТ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

А. И. ЛУКАШОВ, кандидат экономических наук, руководитель отделения по г. Владимиру УФК

по Владимирской области О. Ю. ЛЕБЕДЕВА, кандидат экономических наук, доцент, заместительруководителя отделения по г. Владимиру УФК по Владимирской области

Начало перехода на кассовое обслуживание исполнения органами Федерального казначейства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов было положено в конце 1990-хгг. Во Владимирской области этот процесс начался в 2000 г. в соответствии с нормативными документами — соглашением о кассовом обслуживании, заключенном между УФК и Администрацией Владимирской области и постановлением губернатора области Н. В. Виноградова.

Первый этап взаимодействия отделения по г. Владимиру УФК по Владимирской области (далее— Отделение), Администрации г. Владимира в лице финансового управления и получателей средств местных бюджетов по кассовому обслуживанию исполнения бюджета г. Владимира и бюджетов внутригородских муниципальных образований — поселков Энергетик, Лесной и Юрьевец — относится к 2001—2002гг. Этот период характеризуется принятием на обслуживание бюджетных учреждений г. Владимира, получавших субсидии и субвенции из федерального и област-

ного бюджетов с открытием им лицевых счетов с отличительным признаком «03».

Следующий этап берет свое начало с середины 2002 г., когда происходит полномасштабный переход получателей средств местного бюджета на обслуживание в Отделение и открытие им лицевых счетов на основе соглашений, заключенных между Отделением и Администрациями г. Владимира и внутригородских муниципальных образований. Необходимо отметить, что кассовое обслуживание исполнения местного бюджета осуществлялось в то время в соответствии с приказом Минфина России от 19.04.2000 № 46н «Об утверждении Правил кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства». Этот приказ предполагал только один вариант кассового обслуживания — с открытием лицевых счетов бюджетополучателям в органе федерального казначейства.

В связи со значительным объемом работы по кассовому обслуживанию исполнения местных

бюджетов с 01.01.2002 в Отделении был создан отдел кассового обслуживания исполнения местного бюджета.

По состоянию на 01.01.2003 в Отделение было принято на обслуживание более двухсот распорядителей и получателей средств местного бюджета. Это стало итогом значительной подготовительной работы, инициатором которой выступило Отделение. Многочисленные встречи с представителями финансовых органов и бухгалтерских служб бюджетополучателей, посвященные рассмотрению порядка кассового обслуживания исполнения местных бюджетов органами федерального казначейства, явились важным инструментом по обеспечению перехода получателей средств местного бюджета на обслуживание в Отделение. Важно, что в соответствии с заключенным соглашением, Отделение контролировало соответствие кода бюджетной классификации содержанию проводимой операции и принимало от клиентов документы, подтверждающие принятые ими обязательства.

Следует заметить, что начальный период кассового обслуживания исполнения местного бюджета характеризовался значительными трудностями, которые возникли в ходе работы у всех участников: Отделения, финансового управления Администрации города, бюджетополучателей. Так, например, в 2003 г. не было своевременно принято постановление Владимирского городского Совета народных депутатов «О городском бюджете г. Владимира на 2003 год», что вызвало проблемы при исполнении обращений о взыскании на бюджетные средства городского бюджета.

Были и другие примеры задержки исполнения платежей. Они возникали при проведении финансирования летней оздоровительной компании, когда Отделение вплоть до середины июня 2003 г. не располагало утвержденным порядком оплаты за путевки в детские оздоровительные лагеря бюджетными учреждениями. В этом же перечне и несвоевременное реагирование финансового органа на замечания Отделения по поводу некорректно составленной городской адресной инвестиционной программы. В дальнейшем депутатами г. Владимира были внесены соответствующие изменения в положение о порядке реализации городской адресной инвестиционной программы, учитывающие требования Бюджетного кодекса РФ, что способствовало стабилизации ситуации с ее финансированием.

Безусловно, по мнению авторов статьи, это были серьезные уроки первых этапов кассового обслуживания исполнения местного бюджета, которые были учтены сторонами. Поэтому в дальнейшей совместной работе Отделения и властных

структур г. Владимира подобных проблем больше не возникало.

Объяснить подобные неувязки того периода работы можно тем, что до 2003 г. жестких требований к соблюдению финансовой дисциплины к бюджетополучателям и распорядителям бюджетов не предъявлялось. Счета городского бюджета, бюджетов поселков и бюджетополучателей были открыты в банках, и контрольные функции казначейства вызывали негативную реакцию.

Неподготовленность к процедурам санкционирования нередко приводила к попыткам оплаты расходов по одной бюджетной классификации за счет расходов по другой. Этот трудный период был завершен к середине 2004 г. Количественно он выглядел следующим образом: за 2003 г. через счета Отделения прошел объем финансирования в размере 2,1 млрд руб., в том числе по сметам — 1,5 млрд руб. и 0,6 млрд руб. по 34 федеральным целевым программам.

Следующим этапом развития кассового обслуживания исполнения местных бюджетов для Отделения стал переход в середине 2005 г. на использование нового программного продукта ППО «Центр-КС». Приказ Федерального казначейства от 22.03.2005 № 1н «Об утверждении Порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства» (далее — Приказ 1н) потребовал от специалистов Отделения немалых усилий по изучению и практическому внедрению новой программы, которое происходило совместно со специалистами. По практическим аспектам перехода на новый программный продукт в части кассового обслуживания исполнения местных бюджетов были подготовлены методические рекомендации и организовано обучение с коллегами из других районных отделений Управления. Чтобы не допустить задержек при проведении операций по кассовым поступлениям и выбытиям, Отделением в течение двух месяцев велась работа в двух программных комплексах —«Смета — «Б» и «Центр-КС».

Наиболее значимые изменения произошли в 2006 г. Этот год стал поворотным в части внедрения системы электронного документооборота (далее — СЭД) с распорядителями и получателями средств местного бюджета.

Первоначально реализация концепции СЭД была встречена бюджетополучателями настороженно, с большой долей скепсиса к возможностям Отделения четко и грамотно выстроить новые «безбумажные» взаимоотношения с клиентами. В этой работе Отделение получило большую поддержку со

стороны финансового управления Администрации г. Владимира, которое первым заключило договор об обмене электронными документами.

К 2008 г. был завершен полный перевод всех участников бюджетного процесса местного уровня на СЭД. Следует заметить, что установка программы СЭД на рабочих станциях клиентов Отделения, ее постоянное обновление, обучение специалистов бухгалтерских и финансовых служб бюджетополучателей, оперативное оформление сертификатов ключей электронно-цифровой подписи через ведомственный удостоверяющий центр, заключение договоров, было проведено силами отдела информационных технологий Отделения с помощью специалистов Управления федерального казначейства по Владимирской области.

Учитывая разные варианты кассового обслуживания исполнения местного бюджета, установленные Приказом № 1н, Отделением и Администрацией г. Владимира было определено, что Отделение:

• открывает в установленном Федеральным казначейством порядке лицевые счета;

• доводит объемы финансирования расходов по распорядителям и получателям средств бюджета;

• учитывает на лицевых счетах распорядителей средств бюджета движение объемов финансирования расходов;

• учитывает на лицевых счетах получателей средств бюджета объемы финансирования расходов и кассовые расходы бюджета;

• осуществляет контроль за непревышением распределенных распорядителем средств бюджета объемов финансирования расходов над доведенными ему объемами финансирования расходов;

• осуществляет контроль за непревышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств бюджета над доведенными им объемами финансирования расходов;

• осуществляет контроль за соответствием кода бюджетной классификации РФ, указанного в платежном документе, содержанию проводимой кассовой операции;

• осуществляет контроль за наличием у получателей средств бюджета документов, подтверждающих принятые им денежные обязательства, подлежащие оплате за счет средств бюджета в соответствии с нормативными правовыми актами органов муниципальной власти г. Владимира. Эти позиции были зафиксированы в соглашении,

которое действовало до 2009 г. В 2008 г. к соглашению были приняты дополнения, в рамках которых:

• уточнялись контрольные полномочия Отделения при проведении операций по санкционированию расходов;

• в целях оптимизации бюджетных потоков в условиях финансового кризиса разрешалось предоставление в Отделение финансовым управлением реестров на финансирование, превышающее свободный остаток средств к распределению на балансовом счете 40204 «Средства местных бюджетов».

Это позволило финансовому органу в условиях временных кассовых разрывов обеспечить исполнение бюджета города без привлечения дополнительных источников — кредитных ресурсов банков.

Важной вехой 2008 г. стало осуществление планомерного перевода операций со средствами от приносящий доход деятельности с расчетных счетов, открытых в Головном расчетном кассовом центре г. Владимира (далее — ГРКЦ) на лицевые счета, открываемые в Отделении. В рамках заключенного в октябре 2008 г. соглашения «О кассовом обслуживании Отделением по г. Владимиру Управления Федерального казначейства по Владимирской области операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями г. Владимира от предпринимательской и иной приносящий доход деятельности», был определен порядок учета операций на лицевых счетах. К концу 2008 г. в Отделении уже было открыто 63 лицевых счета по учету средств отприносящийдоходдеятельности. В 2008г. объем кассовых поступлений и выбытий через лицевые счета бюджетополучателей, открытые Отделением на балансовом счете 40703 «Некоммерческие организации», составили 487,7 млн руб. и 442,6 млн руб. соответственно. В настоящее время 66 бюджетным учреждениям открыт третий раздел лицевого счета по учету средств, полученных от приносящий доход деятельности.

По мнению авторов статьи, проявленный Отделением и Администрацией города взвешенный подход при выборе вариантов сотрудничества позволил избежать проблем, которые, как правило, возникают в случае изменения привычной и отлаженной схемы взаимодействия. А именно: несвоевременного проведения платежей бюджетополучателей вследствие изменения порядка оформления расчетных документов и правил обслуживания клиентов, а также несвоевременности зачисления платежей в адрес бюджетополучателей, вызванной изменением реквизитов счетов и других проблем.

Заключенное соглашение предусматривало определенные элементы финансового контроля со стороны Отделения в ходе кассового обслуживания операций со средствами, полученными бюджетны-

ми учреждениями от приносящей доход деятельности. Например, контроль за соблюдением требований по заполнению получателями средств платежных документов, непревышением суммы кассовых выплат по платежным документам, представленными бюджетополучателями, над суммой остатка средств по приносящей доход деятельности, с учетом показателей представленных смет доходов и расходов.

Перевод операций со средствами от приносящий доход деятельности из ГРКЦ в Отделение означало увеличение нагрузки на сотрудников Отделения, поэтому с 01.01.2009 было принято совместное решение внести коррективы в действующий порядок кассового обслуживания исполнения бюджета городского округа в части ограничения контрольных полномочий казначейства.

В 2009 г. было заключено новое соглашение, предусматривающее в рамках контрольных полномочий Отделения осуществление контроля только за соответствием кода операций сектора государственного управления коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе, содержанию проводимой кассовой операции.

В октябре 2009 г. Отделением был завершен процесс открытия лицевых счетов бюджетным учреждениям, которые имеют статус юридического лица, но обслуживаются централизованными бухгалтериями. Это управления образования, культуры, здравоохранения и по делам молодежи. Школам, детским садам, санаториям, загородным летним лагерям, станциям скорой помощи было открыто 154лицевыхсчета. Насегодняшнийдень в Отделении открыто 7 лицевых счетов распорядителей, 1 лицевой счет администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета, 230 лицевых счетов получателей средств местного бюджета, что в четыре раза больше, чем в 2002г.

Как уже отмечалось выше, все бюджетополучатели бюджета городского округа используют в своей работе с Отделением СЭД. Однако до конца проблема децентрализации бухгалтерий не решена. Если на первом этапе происходила оплата только налоговых платежей в соответствии с известными требованиями Налогового кодекса РФ, то следующий этап, выдача наличных денежных средств по чековым книжкам, оформленным, например, 137 получателям средств, обслуживаемых централизованной бухгалтерий Управления образования Администрации г. Владимира, вызвал определенные сложности в дни выдачи заработной платы. В этой связи Отделение предложило бюджетным учреждениям с учетом широкого распространения практики выдачи заработной платы и других социальных выплат сотрудникам федеральных бюджетных учреждений

через банковские карты переводить зарплату на карточные счета в кредитные учреждения г. Владимира. Эти предложения приняты клиентами Отделения, и в настоящее время уже более тридцати бюджетополучателей имеют «зарплатные» проекты.

Сегодня на каждом из этапов взаимодействия Отделения и финансового управления Администрации г. Владимира осуществлялся информационный обмен, который реализуется посредством предоставления в финансовый орган отчетности с разной периодичностью. Например, ежедневно предоставляются сводные ведомости по кассовым выплатам из бюджета и кассовым поступлениям в бюджет, а также ведомость по движению свободного остатка средств бюджета. Данные формы позволяют финансовому органу оперативно принимать решения по исполнению бюджета.

Подводя общие итоги работы Отделения, следует отметить, что реализация принятых вариантов кассового обслуживания исполнения местного бюджета в рамках возложенных на органы Федерального казначейства отдельных полномочий принесла положительные результаты.

Во-первых, возрос уровень контроля со стороны финансового управления Администрации г. Владимира за достоверностью данных бюджетного учета и отчетности бюджетополучателей за счет сверки с данными отчетных форм, представляемых Отделением в соответствии с установленными сроками.

Во-вторых, значительно сократились случаи нецелевого использования бюджетных средств.

В-третьих, произошло уменьшение расходов бюджета городского округа на организацию работы по кассовому обслуживанию распорядителей и получателей средств местного бюджета в части экономии транспортных и других расходов, обусловленных внедрением безбумажных технологий взаимодействия Отделения и бюджетополучателей, а также расходов на оплату комиссии по договорам банковских счетов, заключенных бюджетополучателями с ГРКЦ и т. д.

В настоящее время в Отделении идет подготовка к внедрению автоматизированной системы Федерального казначейства, которая создаст условия для повышения качества управления бюджетными ресурсами.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от31.07.1998 № 146-ФЗ.

3. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.