Научная статья на тему 'Трансформация казначейских технологий на субфедеральном уровне (на примере Ростовской области)'

Трансформация казначейских технологий на субфедеральном уровне (на примере Ростовской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация казначейских технологий на субфедеральном уровне (на примере Ростовской области)»

Казначейское исполнение бюджета

ТРАНСФОРМАЦИЯ КАЗНАЧЕЙСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА СУБФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ (на примере Ростовской области)

В.Ф. КОСТЮ ЧЕНКО, кандидат экономических наук, доцент, руководитель Управления Федерального казначейства

по Ростовской области

Уже в течение четырех лет Управление Федерального казначейства (далее - УФК) по Ростовской области и все 60 подведомственных отделений по городам и районам наряду со своей базовой спецификацией по обслуживанию исполнения федерального бюджета на территории области, обеспечивают полное кассовое обслуживание по доходам и расходам областного бюджета и почти два года — всех 55 муниципальных бюджетов.

При организации работы по кассовому обслуживанию исполнения областного и местных бюджетов органы Федерального казначейства (далее -ОФК) Ростовской области руководствовались приказами Минфина России №46н' и №142н2.

Стоит заметить, что процесс кассового обслуживания исполнения областного и местных бюджетов в Российской Федерации отличается достаточно низкой степенью формализации. Статьей 168 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлено, что органы исполнительной власти Российской Федерации вправе осуществлять исполнение бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов через Федеральное казначейство на основании Соглашений.

В статье 30 областного закона Ростовской области от 06.08.1996 N9 22-ЗС «О бюджетном процессе в Ростовской области» было предусмотрено вза-

1 Приказ Минфина России от 19.04.2000 №46н «Об утверждении правил кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства».

^Приказ Минфина России от 31.12.2002 № 142н «Об утверждении Инструкции о порядке открытия и ведения органами Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета

имодействие с ОФК при исполнении областного и местных бюджетов на основании Соглашений.

Руководствуясь нормами Б К РФ, Управление Федерального казначейства и администрация Ростовской области подписали Соглашение о переводе исполнения областного бюджета на обслуживание в ОФК Ростовской области по доходам и расходам с I января 2002 г.

Разработанным и подписанным Соглашением определяются полномочия УФК по Ростовской области по кассовому обслуживанию исполнения областного бюджета.

В соответствии с Соглашением от 23 мая 2001 г. и части 2 дополнительного соглашения от 26 декабря 2001 г., заключенных УФК по Ростовской области с администрацией Ростовской области, 1 января 2004 г. завершен перевод на полное кассовое обслуживание всех 55 бюджетов муниципальных образований Ростовской области.

Перевод 55 муниципальных бюджетов осуществлялся поэтапно. Первоначально, свою готовность подтвердили лишь 13 глав муниципальных образований, районные бюджеты которых были переведены на обслуживание в органы Федерального казначейства. Перевод еше 15 муниципальных бюджетов было решено осуществить раньше запланированного срока - с 1 октября 2003 г. Перевод оставшихся 26 наиболее крупных местных бюджетов Ростовской области, включая бюджеты городов-доно-ров, был произведен с 1 января 2004 г.

Отделения Федерального казначейства по городам и районам области (за исключением районов г. Ростова-на-Дону) заключили аналогичные Соглашения с администрациями соответствующих городов и районов Ростовской области и подписали «Регламенты документооборота при кассовом об-

служивании» (далее - Регламент) с их финансовыми органами, разработанные в состоянии «методологического вакуума» УФК по Ростовской области.

Среди принципиально новых теоретически разработанных и эмпирически освоенных методологических элементов, определяющих и серьезно оптимизирующих процесс осуществления кассового исполнения областного бюджета через ОФК. можно выделить:

1. Внедрение технологии единого казначейского счета в практику кассового обслуживания бюджета субъекта РФ (порядок функционирования и значение внедрения единого казначейского счета на региональном уровне рассмотрены далее).

2. Приведение в соответствие с федеральным законодательством3 процедуры зачисления и учета доходов, получаемых бюджетными учреждениями от оказания платных услуг и другой приносящей доход деятельности. Согласно п. 3 Соглашения предусмотрено, что учет этих доходов осуществляется на едином бюджетном счете 40201 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации». Зачисление этих средств происходит на лицевой счет распорядителя средств - Минфина Ростовской области, открытый в УФК по Ростовской области (табл. 1).

Таблица I

Динамика объема поступлений на счет 40201 и 40204 МК4 от предпринимательской и иной приносящей

доход деятельности за 2004-2005 гг., млн руб.

Счет 2004 '/2 2005

40201 374,0 267,0

40204 МК 222,0 153,2

В свою очередь УФК по Ростовской области ежедневно направляет в Минфин Ростовской области реестр доходов, поступивших от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, с выделением их в сводном реестре, а также реестры полученных платежных поручений.

На основании полученных документов Минфин Ростовской области осуществляет учет этих доходов по бюджетным учреждениям согласно присвоенным условным кодам и доводит до главных распорядителей средств областного бюджета данные об объемах поступивших средств по подведомственным учреждениям.

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 24.06.1999 № 689 «Об утверждении порядка учета в доходах федерального бюджета арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом, закрепленным за научны-

ми организациями, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, государственными музеями, государственными учреждениями культуры и искусства, и ее ис-

пользования».

4 Муниципальное учреждение «Муниципальное казначейство г. Ростова-на-Дону».

В течение трех рабочих дней Минфин Ростовской области производит финансирование главных распорядителей средств областного бюджета в пределах поступивших средств. Далее главные распорядители средств обласгного бюджета в течение двух рабочих дней после поступления средств на их счета осуществляют разассигнование средств по подведомственным бюджетным учреждениям на лицевые счета, открытые в отделениях Федерального казначейства.

Расходование средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности осуществляется бюджетополучателями средств областного бюджета в пределах доведенных реестрами главных распорядителей средств областного бюджета объемов финансирования и в соответствии с утвержденными сметами доходов и расходов по указанным средствам, а также копиями договоров, представленными учреждением для использования указанных средств на цели дополнительного бюджетного финансирования.

Таким образом, средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в полном объеме отражаются в доходах и расходах областного бюджета и учитываются в сметах доходов и расходов бюджетных учреждений области.

Данный механизм учета средств от предпринимательской и другой приносящей доход деятельности обеспечил безусловную консолидацию всех доходов бюджета области на едииом счете бюджета, что в свою очередь обусловило возможность осуществления их единообразного и прозрачного учета. Кроме того, исчезла необходимость открытия целого массива дополнительных счетов для учета средств от предпринимательской и другой приносящей доход деятельности (40603).

3. Разработку Порядка взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств областного бюджета. Его особенностью является нормативное урегулирование вопросов, требующих применения мер принуждения к должнику (табл. 2). Согласно Порядку в случае принятия исполнительного листа к исполнению ОФК в течение трех рабо-

Таблица 2

Количество предъявленных исполнительных листов к лицевым счетам, открытым на балансовых счетах

40201 «Средства бюджета субъекта Российской Федерации» и 40204 «Средства местных бюджетов» за период 2003-2005 гг.

Счет 2003 2004 '/2 2005

40201 8 56 91

40204 32 3 621 1 668

чих дней должен взыскать средства должника в пределах остатков объемов финансирования.

При нарушении должником установленных сроков предоставления платежного поручения ОФК уведомляет Минфин Ростовской области для принятия решения о приостановке финансирования главных распорядителей средств областного бюджета по ведомственной принадлежности должника до получения необходимых документов.

В случае отсутствия или недостаточности средств, необходимых для удовлетворения требований; предъявленных к должнику, выплата производится в порядке субсидиарной ответственности за счет средств, выделенных главному распорядителю средств областного бюджета по ведомственной принадлежности должника. При этом ОФК возвращает взыскателю исполнительный лист и другие документы с уведомлением о невозможности полного или частичного исполнения в установленный срок требований и возможности направления исполнительного листа в Минфин Ростовской области для взыскания средств с главного распорядителя.

Минфин Ростовской области на основании поступившего исполнительного листа уведомляет главного распорядителя средств областного бюджета о необходимости погашения задолженности. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств по соответствующим кодам бюджетной классификации Минфин Ростовской области осуществляет изменение лимитов бюджетных обязательств путем внесения изменений в сводную бюджетную роспись областного бюджета. После этого Минфин Ростовской области оформляет и предоставляет в УФК по Ростовской области реестр финансирования расходов в размере суммы, необходимой для удовлетворения требования.

Главный распорядитель средств областного бюджета не позднее следующего рабочего дня с момента получения уведомления о поступивших объемах финансирования предоставляет в УФК по Ростовской области реестр разассигнования бюджетных средств для доведения соответствующих объемов финансирования до ОФК по месту открытия лицевого счета получателя средств.

ОФК по месту открытия лицевого счета средств не г/озднее рабочего дня, следующего за днем по-

ступления реестра на финансирование и исполнительного листа. исполняет требования, указанные в исполнительном листе путем перечисления средств на счет взыскателя на основании платежного поручения должника.

Данный Порядок сформирован и успешно функционирует на региональном и местном уровнях на территории Ростовской области в условиях полного отсутствия федеральной нормативной базы, регламентирующей вопросы работы с исполнительными листами судебных органов по денежным обязательствам субфедеральных органов власти.

4. Разработку и внедрение Регламента документооборота при кассовом обслуживании исполнения областного бюджета между УФК по Ростовской области и Министерством финансов Ростовской области. Данный документ явился методологической новеллой в области регламентации процесса кассового обслуживания исполнения региональных бюджетов на территории Российской Федерации.

В рамках Регламента УФК по Ростовской области предусмотрен целый ряд рационализаторских методологических разработок, в частности:

а) введение реестра бюджетополучателей средств областного бюджета; реализация данного требования на региональном уровне оказала серьезное оздоравливаюшее воздействие на бюджетную дисциплину в Ростовской области. Следует отметить, что снижение в период с 2003 г. количества лицевых счетов получателей средств областного бюджета объясняется закрытием существовавших в период с 2003 г. по I июля 2005 г. лицевых счетов сельхозтоваропроизводителей, получавших кредиты из областного бюджета, а также инвентаризацией лицевых счетов, открытых на балансовом счете 40201 и 40204, инициированной УФК по Ростовской области в связи с введением реестра бюджетополучателей (табл. 3).

Как результат, были закрыты бюджетные счета футбольных клубов, казачьих обществ, унитарных предприятий и других небюджетных организаций. Также введение реестра бюджетополучателей на региональном уровне позволило провести ревизию и привести в соответствие уставные документы всех бюджетных учреждений. Вместе с тем увеличение количества лицевых счетов получателей средств об-

Таблица 3

Количество организаций, которым открыты лицевые счета в органах Федерального казначейства

Ростовской области за период 2003-2005 гг.

Балансовой счет По состоянию ни 01.01.2003 По состоянию ни 01.01.2004 Но состоянию ни 01.01.2005 Но С0С10ЯНИЮ ни 01.07.2005

40201 785 509 610 579

40204 1159 4266 4085 4447

Итого ¡944 4775 4695 5026

ластного бюджета объясняется передачей с федерального уровня на уровень субъекта РФ полномочий по финансированию отдельных направлений расходов. Рост количества лицевых счетов получателей средств местного уровня, при том, что на уровне муниципальных образований также проводилась работа по внедрению реестра бюджетополучателей, закрытию неправомерно открытых счетов, объясняется изменением порядка функционирования централизованных бухгалтерий, обслуживающих муниципальные учреждения образования, здравоохранения и культуры:

б) проведенная кодировка бюджетополучателей, включенных в реестр, обусловила возможность внедрения электронного документооборота в процессе их финансирования;

в) разработка и внедрение порядка осуществления возвратных операций со средствами областного бюджета (возврат объемов финансирования, зачисление на единый счет областного бюджета средств на восстановление кассового расхода, ранее произведенного с лицевых счетов бюджетополучателей).

Механизм реализации данного порядка описан далее.

Отметим, что фактором, обеспечивающим дезинтеграцию возвратных средств и поступающих доходов бюджета, а также позволяющим вести комплексный консолидированный учет как доходов, так и расходов в рамках единого счета областного бюджета, является введение условного кода, указываемого в поле «104» или в поле «Назначении платежа» платежного поручения, сформированного ОФК при осуществлении возвратной операции. Кроме того, в поле назначения платежа в скобках проставляются коды Бюджетной классификации Российской Федерации и указывается причина проведения возвратной операции. Дополнительно в платежном поручении при проведении возвратных операций со средствами областного бюджета предусмотрено указание в кодифицированном виде отделения Федерального казначейства, в котором получателю средств открыт лицевой счет, что ускоряет процесс восстановления кассовых расходов бюджетополучателя;

г) разработка и внедрение Технического регламента по обмену электронными документами между УФК по Ростовской области и Минфином Ростовской области.

Итак, с переходом на обслуживание в ОФК, Минфин Ростовской области закрыл в установленном порядке ранее открытые счета 40201 «Средства областного бюджета», в том числе и счет в одном из коммерческих банков города, а средства областно-

5 Ст. 155 БК РФ//Собр. закон. РФ. 1999. № 28.

го бюджета стали учитываться на счете 40201, открытом УФК в Головном расчетно-кассовом центре Главного управления (ГУ) (ГРКЦ) Банка России по Ростовской области, что соответствует нормам БК РФ\

Схема, принятая за основу при организации кассового обслуживания исполнения бюджета Ростовской области, являлась прототипом описанной в приказе Минфина России № 46н модели. Таким образом, в УФК по Ростовской области были открыты счета Минфину Ростовской области и распорядителям бюджетных средств. Лицевые счета бюджетополучателям средств областного бюджета были открыты в отделениях Федерального казначейства.

Как уже упоминалось, в целях экстраполяции преимуществ схемы функционирования единого казначейского счета (далее - ЕКС) на региональный уровень УФК инициировало перед Минфином Ростовской области применение системы кассового обслуживания областного бюджета на основе ЕКС, несмотря на отсутствие в приказе Минфина России № 46н порядка организации кассового обслуживания субфедеральных бюджетов в данном режиме. После долгих переговорных процессов УФК удалось убедить Минфин Ростовской области в целесообразности работы поданной схеме.

За основу схемы казначейского исполнения бюджета Ростовской области была принята концепция ЕКС, введенная на федеральном уровне.

Порядок функционирования СК.С на уровне регионального бюджета Ростовской области состоит в следующем.

Налогоплательщики перечисляют все налоги и сборы на счет 40101 по учету доходов УФК. открытый в учреждении Банка России.

Ежедневно УФК распределяет доходы, поступившие на счет по учету доходов, по разным уровням соответствующих бюджетов, а в части областного бюджета - на единый доходно-расходный счет 40201 «Средства бюджета субъекта Российской Федерации», открытый УФК по Ростовской области в учреждении Банка России.

УФК по Ростовской области ежедневно передает информацию по электронным каналам связи для Минфина Ростовской области о поступивших доходах.

Операции по осуществлению расходов областного бюджета производятся также через сч»ет УФК 40201 «Средства бюджета субъекта Российской Федерации», открытый в учреждении Банка.России.

Перечисление средств на проведение расходов областного бюджета осуществляется УФК в пределах остатка средств на ЕКС областного бюджета на основе реестров на финансирование в объеме, необходимом для проведения расходов.

Финансирование бюджетных учреждений производится распорядителями бюджетных средств с лицевых счетов, открытых в УФК, и отражается на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых в отделениях Федерального казначейства.

При этом бюджетные учреждения и организации не должны и меть отдельных лицевых счетов для учета средств областного бюджета ни в учреждениях Банка России, ни в кредитных организациях. Вместе с тем данное обстоятельство не ограничивает в рамках предоставленных полномочий самостоятельности министерств, иных региональных органов исполнительной власти и бюджетных учреждений в вопросах использования выделенных им в соответствии с бюджетными назначениями ассигнований.

УФК осуществляет расходные операции по средствам областного бюджета в течение операционного дня учреждения Банка России в пределах имеющихся средств на счете 40201 (табл. 4).

Таблица 4

Динамика среднемесячного количества платежных операций, осуществляемых па счете 40201 за период 2003-2005 гг.

Счет 2003 2004 2005

40201 (на ЕКС с 01.01.2005) 2 623 8 871 21 841

Весь неиспользованный остаток бюджетных средств, сконцентрированный на счетах бюджетополучателей, в конце операционного дня перечисляется на ЕКС областного бюджета. Схема функционирования ЕКС отражена на рис. 1.

Реализация инициативы УФК по консолидации бюджетных потоков региона на едином казначейского счете позволила: в условиях безденежной технологии доведения объемов финансирования с использованием каналов связи ОФК сократить время

прохождения бюджетных средств областного бюджета от налогоплательщика до бюджетополучателя, снизить риск потери бюджетных средств области, обеспечить ежедневную централизацию остатков средств на лицевых счетах бюджетополучателей на едином счете бюджета (табл. 5), и, соответственно, минимизировать потребность в осуществлении заимствований на покрытие кассовых разрывов, обеспечить оптимальные условия для оперативного управления финансовыми ресурсами региона.

Таблица 5

Дииамика остатков средств на счете 40201 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации», открытом УФК по Ростовской области в учреждении Банка России

Показатель 2002 2003 2004 2005

Среднемесячные остатки, млн руб. 733,4 881.5 1 045,2 3 493,9

Рис. 1. Схема функционирования единого казначейского счета областного бюджета

Единый счет областного бюджета функционирует в условиях электронного документооборота с ГРКЦ ГУ Банка России по Ростовской области.

В целях сосредоточения средств местных бюджетов на счетах банка России УФК по Ростовской области было принято решение о целесообразности перевода 43 счетов ОФК по обслуживанию районных бюджетов, открытых в учреждениях Сбербанка России на балансовом счете 40204 «Средства местных бюджетов» в ГРКЦ ГУ Банка России по Ростовской области.

Принятая мера приобретет особую актуальность после введения в действие приказа Казначейства России от 25.03.2005 № 1 н «Об утверждении порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства».

Кроме объективных преимуществ размещения средств сектора государственного управления в учреждении Банка России, связанных с нивелированием рисков банковского сектора и необъективно предоставленного преимущества увеличения остатков средств на счетах одной из кредитных организаций, есть и другие преимущества. Среди них:

• централизация учета кассового расхода бюджетных средств муниципалитетов на уровне УФК;

• гарантированное проведение платежей учреждением Банка России в минимальный срок;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• предоставление отделениям Федерального казначейства каналов информационной транспортной сети УФК для связи с учреждением Банка России, что повышает надежность прохождения платежных документов и выписок бюджетополучателям средств местных бюджетов в условиях невысокою уровня информатизации районных ОФК и каналов связи со Сбербанком России. В районах, где присутствуют расчетно-кассовые центры (РКЦ) ГУ Банка России, кроме предоставления выписки по счету 40204 о проведенных операциях в электронном виде, предусмотрена возможность ее получения и на бумажном носителе информации.

Схема реализации нового варианта кассового обслуживания исполнения бюджетов муниципальных образований области приведена на рис. 2.

Мы считаем, что в условиях электронного документооборота, обмена информацией и проведения расчетов, чего не мог предоставить Юго-Западный банк Сбербанка России, внедрение данной схемы организации кассового обслуживания муниципальных (районных) бюджетов являет собой более надежную и производительную технологию кассового обслуживания бюджетов местного уровня ОФК, которая укладывается в рамки проводимой на современном этапе развития российской бюджетной системы политики по централизации учета государственных финансовых ресурсов.

Кроме того, предложенную нами схему кассового обслуживания исполнения бюджетов местного уровня можно представить как один из этапов внедрения ЕКС на уровне муниципалитетов.

РЦИ ГРКЦ ГУ БАНКА РОССИИ

43 счета УФК 40204 Поставщики

Реестры платежных поручений

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЫ ЮГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОФК

ОФК

ОФК

ОФК

Рис. 2. Схема реализации нового варианта кассового обслуживания исполнения бюджетов муниципальных образований Ростовской области, на территории которых отсутствуют РКЦ ГУ Банка России по Ростовской области

Следует отметить, что на момент перевода областного и местных бюджетов в ОФК программное обеспечение разработано не было.

Поэтому УФК была осуществлена информационно-техническая модернизация используемых программных комплексов, а именно - добавлены необходимые функции, позволившие организовать обработку реестров финансирования, расчетно-пла-тежной документации в электронном виде.

В настоящее время кассовое обслуживание исполнения бюджета Ростовской области УФК и территориальными ОФК осуществляется с использованием программных продуктов, централизованно поставляемых Минфином России (Федеральным казначейством), структур и форматов электронных документов, определенных нормативными документами Минфина России (Федерального казначейства) и Банка России. Все выходные отчетные формы формируются в автоматическом режиме.

Обмен информацией между ОФК и УФК об операциях, совершаемых на едином счете областного бюджета, производится через почтовую систему УФК с использованием электронно-цифровой подписи (далее — ЭЦП).

Обмен расчетно-платежными документами между ОФК и получателями бюджетных средств (далее — П БС) осуществляется на бумажных и магнитных носителях, которые представляются в ОФК одновременно. Ответственность за соответствие данных в электронном платежном документе (далее — ЭПД) и в документах на бумажных носителях несет ПБС. Основанием для проведения кассовых расходов является платежный документ, оформленный ПБС на бумажном носителе.

Обмен информацией между Минфином Ростовской области и УФК осуществляется как на бумажных носителях, так и в электронном виде с использованием электронной подписи и телекоммуникационной почтовой системы УФК.

Отметим, что в целях упорядочения процедуры финансирования, введения ее в транспорентные рамки с нормативно-правовой и организационной точки зрения. УФК настояло на обязательном ведении реестра бюджетополучателей средств областного бюджета.

14 РКЦ ГУ БАНКА РОССИИ

Выписка на бумажном носителе

Так, лицевые счета в органах Федерального казначейства открываются ПБС, включенным в Реестр получателей средств областного бюджета.

Реестр получателей средств областного бюджета на следующий финансовый год направляется Минфином Ростовской области в УФК в электронном виде не позднее 15 декабря текущего года. Ответственность и обязанность своевременного включения. исключение организаций из реестра получателей средств областного бюджета, внесение в него изменений возложена на Минфин Ростовской области.

При отсутствии организации в реестре получателей средств областного бюджета финансирование с лицевых счетов главных распорядителей средств областного бюджета, открытых в УФК. не производится.

С организационной точки зрения процесс кассового обслуживания исполнения бюджета Ростовской области строится следующим образом (рис. 3).

Ежедневно, не позднее 12 ч 00 мин операционного дня ответственный специалист операционного отдела УФК передает в Минфин Ростовской области в электронном виде выписку из лицевого счета распорядителя средств за предыдущий операционный день и ведомость по движению свободного остатка на счете.

В тот же день с 12 ч 00 мин до 16 ч 00 мин ответственный сотрудник Минфина Ростовской области (главного распорядителя средств), которому выда-

Счст УФК 40105

Целевые средства

ЕКС 40201

Прямые поступления

Л/с ГРБС на счете 40201 в УФК

Л/сРБС на счете 40201 в УФК

Финансовые органы муниципальных образовании

л/счета ГРС на счете 40204 в ОФК

Л/счета ПЕС на счете 40201 в ОФК

ГРБС - главные распорядители бюджетных средств; РБС - распорядители бюджетных средств; ПБС - получатели бюджетных средств.

Рис 3. Схема функционирования лицевого счета средств областного бюджета

на доверенность на получение выписки, получает в операционном отделе УФК бумажную копию выписки с приложенными документами.

Затем ответственный сотрудник Минфина Ростовской области направляет в УФК расходные расписания - реестры распределения свободного остатка за счет доходов областного бюджета, реестры распределения за счет доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, реестры на финансирование с лицевого счета распорядителя средств и справочный информационный файл с описью передаваемых реестров в электронном виде с использованием ЭЦП или на бумажных носителях и на магнитных носителях. Ответственный сотрудник УФК, осуществляющий обмен ЭПД с Минфином Ростовской области, подтверждает принятие реестров путем возврата описи передаваемых реестров в электронном виде с использованием ЭЦП УФК.

Ежедневно, в конце рабочего дня ответственный сотрудник Министерства финансов Ростовской области направляет в УФК опись полученных за текущий день файлов.

С целью скорейшего доведения финансирования до ПБС отдел организации исполнения бюджета Минфина Ростовской области одновременно с направлением в УФК реестров распределения свободного остатка за счет доходов областного бюджета, реестров распределения за счет доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, реестров на финансирование с лицевого счета распорядителя средств уведомляет главных распорядителей средств областного бюджета по электронной почте о выделенном им финансировании.

Операции по документам, поступившим из Министерства финансов Ростовской области до 13 ч 00 мин, производятся вдень их поступления. Операции по документам, поступившим после 13 ч 00 мин, производятся следующим операционным днем.

Далее ответственный сотрудник отдела обслуживания регионального и местных бюджетов УФК проверяет правильность принятых к обработке документов, полученных из Минфина Ростовской области в электронном виде с использованием электронной подписи или на бумажных носителях и на дискете:

Главные распорядители средств областного бюджета представляют в УФК расходные расписания - реест-

Счп УФК 40101

ры разассигнования бюджетных средств с их распорядительных лицевых счетов и осуществляют взаимодействие с УФК.

Регламентом предусмотрено, что при распределении полученных объемов финансирования за счет средств федерального бюджета главные распорядители средств областного бюджета не вправе вносить изменения в их целевое назначение, указанное в реестрах финансирования Минфина Ростовской области.

Кроме этого, в случае направления средств финансовой помощи в доходы местных бюджетов в поле «примечание к строке» расходного расписания указываются соответствующие коды доходов бюджетной классификации Российской Федерации.

УФК не осуществляет контроля за соответствием текстовой информации в поле «примечание к строке» реестров главных распорядителей средств областного бюджета за счет собственных доходов областного бюджета.

Учет лимитов бюджетных обязательств распорядителей и получателей средств областного бюджета, начиная с I января 2005 г.. Управлением и отделениями Федерального казначейства не осуществляется.

В случае обнаружения ошибок при проверке документов УФК не позднее следующего операционного дня возвращает неисполненные документы с письменным обоснованием причин отказа в принятии их к исполнению.

Остановимся на Порядке осуществления операций по лицевым счетам получателей средств областного бюджета.

Ответственные сотрудники ОФК на стадии финансирования расходов с лицевых счетов П ВС проверяют правильность принятых к исполнению платежных документов в части:

• соответствия полного наименования бюджетополучателя, указанного в реестре получателей средств областного бюджета, наименованию по учредительным документам;

• соответствия оформленных платежных поручений на перечисление средств нормативным документам Банка России и указаниям УФК;

• соответствия сумм, указанных в платежном поручении, доведенным объемам финансирования по показателям бюджетной классификации Российской Федерации;

• соответствия подписей в платежных документах образцам подписей на карточках получателей средств, заверенных в установленном порядке;

• наличия документов, служащих основанием для исполнения платежного поручения, а именно:

6 Ст. 168 БК РФ.

• договора с отметкой о его регистрации Минфином Ростовской области или главным распорядителем средств областного бюджета в случаях, предусмотренных постановлением Главы администрации области «О порядке организации исполнения областного бюджета»;

• счета или счета-фактуры;

• документа, подтверждающего факт выполнения работ (услуг) или поставки товаров.

При осуществлении кассового расхода с лицевого счета получателя средств - Минфина Ростовской области ответственные сотрудники отделения проверяют правильность принятых к исполнению платежных документов в части.

• соответствия оформленных платежных поручений на перечисление средств нормативным документам Банка России;

• соответствия сумм, указанных в платежном поручении, доведенным объемам финансирования по показателям бюджетной классификации Российской Федерации;

• соответствия подписей в платежных документах образцам на карточке образцов подписей получателя средств, заверенной в установленном порядке.

Важно отметить, что контроль за целевым использованием средств финансовой помощи бюджету области, предусмотренный федеральным законодательством0, осуществляется сотрудниками органов Федерального казначейства в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета.

Возврат ранее проведенного финансирования с лицевых счетов главных распорядителей, получателей, финансовых органов осуществляется УФК на основании представленного Минфином Ростовской области (главными распорядителями средств) реестра на отзыв объемов финансирования — расходного расписания с отрицательными суммами по каждому П БС отдельно.

На основании полученного реестра на отзыв объемов финансирования на лицевой счет Минфина Ростовской области (главных распорядителей средств) УФК формирует реестры для ОФК. Уменьшение объемов финансирования на лицевых счетах ПБС производится на основании реестров финансирования, в которых отражены отрицательные суммы по соответствующим кодам бюджетной классификации. Платежное поручение для возврата объемов финансирования ПБС в ОФК не представляет.

В день получения вышеуказанных реестров ОФК осуществляет контроль:

• на наличие достаточного объема средств по кодам бюджетной классификации расходов Российской Федерации;

■■мнншммшнимммшанаавмнашманшшш!^^

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

• на непревышение произведенных ПБС кассовых расходов с начала финансового года над объемами финансирования расходов с начала финансового года с учетом уменьшения.

При положительном результате контроля ОФК исполняет реестр на отзыв финансирования.

В случае невыполнения вышеназванных условий по какому-либо коду бюджетной классификации расходов Российской Федерации частичное исполнение реестра не допускается.

В порядке отчетности УФК представляет следующую информацию:

• ежедневно: выписку по лицевому счету, и «Реестр платежных поручений на зачисление средств» на счет УФК Российской Федерации по Ростовской области, пакет документов по поступлениям в бюджетную систему, по индивидуальному налоговому номеру (ИНН) и коду причины постановки на учет (КПП) администраторов согласно перечню, представленному Минфином Ростовской области, «Сводный реестр поступлений и выбытий бюджета», «Журнал регистрации внебанковских операций», «Журнал регистрации возвратов (возмещений)»;

• ежемесячно: «Сводную ведомость поступивших доходов в бюджет Ростовской области», отчет о движении средств на лицевом счете распорядителя средств, который Минфин Ростовской области сверяет в течение двух рабочих дней со дня получения информации и письменно подтверждает правильность проведения операций на лицевом счете распорядителя средств и «Ежемесячную ведомость по кассовым расходам бюджетных учреждений по Ростовской области»;

• при обнаружении ошибочных записей, произведенных УФК по лицевому распорядительному счету Минфина Ростовской области, УФК вправе вносить исправительные записи по счету в пределах текущего финансового года без согласия Минфина Ростовской области с последующим его уведомлением.

УФК и ОФК подтверждают остатки средств на лицевых счетах распорядителей и ПБС, открытых в органах Федерального казначейства, по форме отчетности, предусмотренной приказом Минфина России от 21.01.2005 №54н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности», по состоянию на 1 января каждого года. В случае необходимости подтверждения отчетности об объемах финансирования, кассовых расходах и остатках неиспользованных средств, полученных из федерального бюджета, УФК и ОФК осуществляют сверку ежеквартально;

• ежемесячно. не позднее 16 числа месяца, следующего за отчетным. Минфин Ростовской области представляет в УФК по электронной почте данные раздела «Доходы» «Отчета об исполнении консолидированного бюджета Ростовской области».

Говоря об обслуживании субфедеральных бюджетов в части доходов, необходимо отметить, что согласно ст. 11 Федерального закона от 23.12.2004 № 173-ФЭ «О федеральном бюджете на 2005 год» все федеральные, региональные и местные налоги и сборы, иные платежи, являющиеся источником формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, подлежат зачислению на единый счеттерриториальных управлений Федерального казначейства для последующего распределения по установленным нормативам и перечисления доходов в бюджеты разных уровней. Эта норма введена с целью обеспечения полноты учета доходных источников, а также своевременного их зачисления и предоставления необходимой информации органам власти.

Кроме того, приложением 1 этого же Федерального закона главные распорядители средств определены администраторами доходов федерального бюджета.

Согласно приказу Минфина России от 10.12.2004 № 114н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», органы государственной власти субъектов РФ закрепляют источники доходов бюджета субъекта РФ за соответствующими администраторами, если администрирование данных источников доходов не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно закрепляют ис-точники доходов бюджетов муниципал ьн ых образован и й за соответствующими администраторами, если администрирование данных источников доходов не предусмотрено законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ.

Проявляя инициативу и являясь «движущим механизмом» нововведений, а также во исполнение возложенных в соответствии с п. 5.9 постановления Правительства Российской Федерации от()1.12.2004 № 703 «О Федеральном казначействе» и ст. 166.1 БК РФ полномочий по обеспечению правильного и своевременного учета поступающих доходов, УФК по Ростовской области были подготовлены и направлены письма в Минфин Ростовской области и всем главам муниципальных образований области с предложением установить и проинформировать УФК о перечне администраторов поступлений в бюджет, а также заключить Соглашения по администрированию поступлений и информационному взаимодействию в этой сфере.

Активная позиция УФК возымела положительный эффект. В настоящее время о своих полномочиях заявили 16 региональных структур и 431 муниципальная структура.

Взаимодействие по возвратным операциям поступлений в бюджетную систему, закрепленных за органами государственной власти субъекта РФ, осуществляется между УФК и администраторами поступлений в областной бюджет по распоряжениям, согласованным в установленном порядке с Минфином Ростовской области.

Уточнение поступлений, отраженных по коду «Невыясненные поступления», осуществляется специалистами УФК по уведомлениям Минфина Ростовской области. Уведомления оформляются на бумажном носителе в 1 экземпляре и передаются в УФК с сопроводительным письмом и реестром раздельно по операциям зачета внутри счета 40201 и по операциям, подлежащим отражению на других счетах бюджетов, открытых УФК. При этом в сопроводительном письме указываются все реквизиты счета, необходимые для формирования платежного поручения.

Уведомления и распоряжения принимаются к исполнению только в случае их правильного оформления, т.е. при наличии всех реквизитов, необходимых для проведения операций. В случае неверного оформления или отсутствия необходимых реквизитов документы возвращаются без исполнения с указанием причин возврата.

Ввиду того что регламентация технико-технологического аспекта процесса кассового обслуживания субфедеральных бюджетов в Российской Федерации находится на невысоком уровне, УФК по Ростовской области самостоятельно разработало «Технический регламент по обмену электронными документами между УФК по Ростовской области и Министерством финансов Ростовской области».

Технический регламентописывает правила, технологию и средства обмена электронными документами. основывается на законодательстве Российской Федерации и законодательстве субъекта РФ, нормах, правилах и инструкциях по эксплуатации программных и аппаратных средств и регламенте документооборота по кассовому обслуживанию исполнения областного бюджета между УФК по Ростовской области и Минфином Ростовской области.

Тем не менее в ходе работы по кассовому обслуживанию исполнения областного бюджета был вы-

явлен ряд проблем в вопросах эффективности организации, эксплуатации программного обеспечения, а также из-за отсутствия необходимой методологической регламентации процесса кассового обслуживания. Они не позволяют однозначно определять опыт перевода на казначейскую систему исполнения субфедеральных бюджетов.

Априорные мероприятия, выполненные УФК по Ростовской области и подведомственными отделениями по переводу муниципальных образований на казначейскую систему исполнения бюджетов, способствовали легкому переходу бюджетополучателей на новые для них условия работы, оперативному пониманию специфических требований Федерального казначейства.

Учитывая, что объем работы по кассовому обслужи ван и ю субфедерал ьн ых бюджетов знач ител ь-но превышает объем аналогичной работы по федеральному бюджету, УФК перманентно принимает меры по изучению организационной составляющей работы в ОФК с целью синтеза и последующего практического использования «кодекса лучшей практики» по оптимизации документооборота в процессе кассового обслуживания исполнения муниципальных бюджетов на территории Ростовской области и исключения необоснованных трудовых затрат.

Основным итогом перевода исполнения регионального и местных бюджетов на полное кассовое обслуживание в ОФК стало значительное укрепление финансовой и бюджетной дисциплины, в том числе сокращение объема нарушений, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств. Так, в 2004 г. произошло снижение этого показателя в 2,5 раза против данных 2003 г.7.

С нашей точки зрения, методологический аспект разработанных УФК по Ростовской области Соглашения и Регламента документооборота несет в себе заметно более комплексный и детализированный подход к взаимодействию органов Федерального казначейства и органов исполнительной власти субъекта РФ и муниципальных образований, в сравнении с типовыми документами, установленными приказом Минфина России от 19.04.2000 № 46н «Об утверждении правил кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Отчет о работе контрольно-счетной палаты Ростовской области в 2004 г., утвержденный 25.01.2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.