Научная статья на тему 'Функции органов федерального казначейства при исполнении бюджетов различных уровней'

Функции органов федерального казначейства при исполнении бюджетов различных уровней Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1446
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО / БЮДЖЕТ / СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ФУНКЦИИ / ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Будагова Н. В.

В статье с учетом особенностей применения казначейских технологий при исполнении бюджетов различных уровней на основе статистических показателей, характеризующих текущий уровень развития казначейских органов в России, проводится анализ и характеристика функций органов Федерального казначейства при исполнении бюджетов различных уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функции органов федерального казначейства при исполнении бюджетов различных уровней»

Мнения, комментарии, рекомендации специалистов

ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПРИ ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТОВ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ

Н. В. БУДАГОВА, магистр экономики Европейского союза, аспирантка кафедры антикризисного управления социально-экономическими системами Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Предваряя выявление особенностей применения казначейских технологий при исполнении бюджетов различных уровней, обратимся прежде к статистическим показателям, характеризующим текущий уровень развития казначейских органов в России. Так, по данным Федерального казначейства, на 01.01.2013 открыто 338 376 лицевых счетов, среди которых (см. рисунок) 1: У 33 510 лицевых счетов федерального уровня; У 30 430 лицевых счетов уровня субъекта Российской Федерации; У 180 826 лицевых счетов уровня муниципальных

образований; У 93 404 лицевых счета, открытых бюджетным и автономным учреждениям. В соответствии с нормами ч. 1 ст. 166.1 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) Федеральное казначейство осуществляет распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений с учетом возвратов (зачетов, уточнений) излишне уплаченных

1 О результатах работы Федерального казначейства в 2012 г. и основных задачах на 2013 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа — http://roskazna. ru/prioritetnye-napravlemya-deyatelnosti/doc/FK_2012_final. pdf. Проверено 23.03.2013.

или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, между бюджетами бюджетной системы РФ по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным БК РФ, законом (решением) о бюджете и иными муниципальными правовыми актами, и их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов в порядке, установленном Минфином России.

Эффективность управления государственными бюджетными средствами имеет непосредственную связь с оптимальностью организации всего бюджетного процесса. Все этапы бюджетного процесса от составления проекта бюджета до утверждения отчета о его исполнении являются единой системой, в связи с чем «недоработки» и ошибки на любой из стадий бюджетного процесса могут привести к снижению эффективности всего бюджетного процесса. Между тем именно исполнение бюджета является важнейшей стадией бюджетного процесса, поскольку именно в рамках этого этапа происходят формирование и расходование денежных средств, направленных на обеспечение реализации задач и

60 ООО

50 ООО

40 ООО

30 000

20 000

10 000

52 683

45 856

32 500

33 510

2010

2011

2012

2013

Количество лицевых счетов, открытых участниками бюджетного процесса федерального уровня за 2010 — 2013 гг. (по состоянию на 01.01.2013)

функций государства на различных уровнях, т. е. происходит реализация сущности бюджета.

Система органов Федерального казначейства построена по принципу централизации управления с учетом территориального разграничения полномочий структурных подразделений данной системы и входит в состав Минфина России.

Исполнение бюджетов в РФ осуществляется на нескольких уровнях: ^ федеральном; ^ региональном; ^ местном.

Рассмотрим особенности и проблемы исполнения бюджетов с использованием казначейских технологий на различных уровнях.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ к предметам ведения РФ относятся финансовое регулирование и федеральный бюджет. В связи с этим органы государственной власти получают право определять детальное правовое регулирование процесса исполнения бюджета по отношению к федеральному бюджету.

Базовые основы процесса исполнения бюджетов местных уровней установлены:

> ст. 132 Конституции РФ, которая гарантирует муниципалитетам право на самостоятельное исполнение местного бюджета;

> Бюджетным кодексом РФ, который относительно региональных и местных бюджетов определяет общие принципы исполнения бюджетов. Смысл ст. 7 БК РФ состоит в наделении РФ

правом определения только основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений для соответствия федеративному устройству России. Исходя из этого, правовое регулирование исполнения бюджетов различных территориальных уровней в соответствии с принципом основ означает, что органы федеральной власти определяют лишь

общие принципы реализации бюджетного процесса, детализация которых в свою очередь осуществляется законодательными актами на местных уровнях.

Исполнение бюджетов по казначейским технологиям позволяет обеспечить реализацию права субъектов и муниципальных образований РФ иметь собственные бюджеты.

Среди функций исполнения бюджетов на уровнях субъектов

и муниципалитетов выделяют следующие2:

• формирование и утверждение сводной бюджетной росписи на основании бюджетных росписей, составляемых главными распорядителями бюджетных средств, в том числе с контролем их качества;

• доведение уведомлений о выделяемых государственных средствах до распорядителей и конечных потребителей бюджетных средств;

• утверждение, изменение и доведение лимитов бюджетных обязательств до распорядителей и конечных потребителей бюджетных средств;

• обеспечение полного и своевременного поступления налогов и прочих платежей в бюджет;

• распределение налоговых и прочих платежей в бюджетную систему между ее уровнями как полностью, так и в процентном соотношении на постоянной и временной основе;

• формирование текущих прогнозов поступающих доходов;

• санкционирование государственных расходов;

• реализация расходования бюджетных средств;

• оперативно-кассовое прогнозирование расходов;

• учет операций и движения по доходам и расходам;

• управление государственным долгом, в том числе заимствование и возврат кредитов, обслуживание долга;

• формирование межбюджетных расчетов;

• формирование текущего, предварительного и последующего контроля при исполнении бюджета.

К основной функции Федерального казначейства относится осуществление платежей от имени

2 Сергиенко Н. С. Повышение эффективности казначейского исполнения территориальных бюджетов в Российской Федерации. М., 2010. С. 49.

получателей средств федерального бюджета3. По существу можно говорить о кассовых операциях, реализуемых банковскими учреждениями. Между тем функции органов казначейства существенно шире просто кассового обслуживания исполнения бюджета.

Конкретизация обязанностей органов казначейства позволит более конкретно обозначить функциональное предназначение этого финансового органа. Такая конкретизация также позволит создать условия для формирования стратегии активизации роли органов казначейства в механизме бюджетных отношений. Отсутствие четкости в обязанностях органов казначейства обусловливает дублирование различных функций и, как следствие, необоснованное увеличение администраторов бюджетного процесса, увеличение затрат на их содержание.

Функции казначейских органов основаны на принципах единства фонда государственных финансов и их кассы, что проявляется в том, что вся совокупность поступлений в бюджетную систему государства, а также расходование этих поступлений, формируемых посредством единых счетов федерального и регионального бюджетов, подлежат учету в едином государственном органе — Федеральном казначействе, который представляет интересы государства и под постоянным надзором которого находится движение государственных финансов. В интересы государства также входит их сочетание с задачами территориальных структурных подразделений, что основывается на соблюдении интересов населения органами государственной власти на всех уровнях государственного управления.

Следует отметить, что к функциям финансовых органов исполнительной власти относятся4: ^ управление бюджетными счетами и средствами;

^ составление и утверждение сводных бюджетных росписей на основе бюджетных росписей, составленных главными распорядителями бюджетных средств, включая контроль за их качеством;

^ доведение уведомлений о государственных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств;

3 Бондаренко Т.Н. Организация исполнения бюджета. [Электронный ресурс]. Режим доступа — Ы1р://аЬс. vvsu. ги/ Books/organiz_ispoln_budsheta/page0001.asp.

4 Игудин А. Г., СергиенкоН. С. Повышение эффективности

казначейского исполнения бюджетов // Финансы. 2007. № 12.

^ утверждение, изменение и доведение лимитов бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств; ^ осуществление расходования бюджетных средств посредством составления и представления платежных документов для списания с единого счета бюджета; ^ реализация предварительного, текущего и последующего контроля за расходованием бюджетных средств с принятием соответствующих мер по результатам такого контроля, в том числе за обоснованностью оплаты продукции, товаров, работ и услуг, которые приобретаются бюджетными учреждениями; ^ управление государственным долгом; ^ составление отчета об исполнении бюджета.

Функция осуществления операций по зачислению поступлений в бюджетную систему России, а также распределению налогов и прочих платежей, которые поступают в бюджетную систему, также выполняется системой органов Федерального казначейства.

К функциям органов Федерального казначейства в субъектах РФ относятся кассовые операции по исполнению бюджета в части их обслуживания, кроме транзакций, предполагающих циркулирование наличности. Среди таких функций5:

• открытие единого счета бюджета регионального уровня или уровня муниципалитета;

• контроль за соответствием поступивших доходов кодам бюджетной классификации России;

• осуществление кассовых операций по возврату излишне уплаченных в бюджет сумм доходов по поручениям администраторов этих доходов;

• осуществление кассовых операций по исполнению поступивших от финансовых органов платежных документов на списание с единого счета бюджета средств в оплату за выполненные работы, оказанные услуги и поставку товаров бюджетным учреждениям в пределах общего остатка средств на едином счете бюджета;

• ежедневное доведение до финансовых органов сведений о состоянии единого счета бюджета, проведенных операциях по зачислению и списанию средств по этому счету в разрезе кодов бюджетной классификации РФ и бюджетополучателей.

5 Дорждеев А. В. Кассовое обслуживание исполнения регионального и местного бюджетов // Финансы. 2008. № 11. С. 26.

Таким образом, в соответствии со структурой администраторов доходов государственного бюджета, органы казначейства относятся к третьему уровню функциональной ответственности, и, как следствие, их роль как одного из исполнителей бюджета весьма ограничена. Это проявляется в том, что на них возложены обязанности в большей степени технического характера, предполагающие прохождение бюджетных доходов по сети учетных счетов. Таким образом, предполагается их участие в кассовом сопровождении бюджетных потоков и казначейском учете. Такие функции органов казначейства являются неотъемлемой составляющей бюджетного процесса ввиду масштабности и разнообразии потоков государственных средств.

Список литературы 1. Бондаренко Т.Н. Организация исполнения бюджета. [Электронный ресурс]. Режим доступа — http://abc. vvsu. ru/Books/organiz_ispoln_budsheta/ page0001.asp.

2. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

3. Дорждеев А. В. Кассовое обслуживание исполнения регионального и местного бюджетов // Финансы. 2008. № 11. С. 26—32.

4. Игудин А. Г., СергиенкоН. С. Повышение эффективности казначейского исполнения бюджетов // Финансы. 2007. № 12.

5. Конституция РФ. Принята на всенародном голосовании 12.12.1993.

6. О результатах работы Федерального казначейства в 2012 г. и основных задачах на 2013 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа — http:// roskazna. ru/prioritetnye-napravleniya-deyatelnosti/ doc/FK_2012_final. pdf проверено 23.03.2013.

7. Сергиенко Н. С. Повышение эффективности казначейского исполнения территориальных бюджетов в Российской Федерации. М., 2010.

8. Суглобов А. Е., Черкасова Ю. И. Развитие межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы и кредит. 2009. № 1. С. 22—30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.