Научная статья на тему 'Итоги работы федерального казначейства в 2007 г. И основные задачи на 2008 г'

Итоги работы федерального казначейства в 2007 г. И основные задачи на 2008 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

19 февраля 2008 г. в конференц-зале Минфина России прошло расширенное заседание Коллегии Федерального казначейства с повесткой «Об итогах работы Федерального казначейства в 2007 г. и основных задачах на 2008 г.». С основным докладом выступил руководитель Федерального казначейства Р.Е. Артюхин. В работе Коллегии приняли участие заместитель Председателя Правительства РФ министр финансов РФ А.Л. Кудрин, руководящие работники центрального аппарата Федерального казначейства, руководители Управлений Федерального казначейства по Самарской, Ивановской, Рязанской, Ростовской, Ульяновской, Тверской областей. В статье публикуются некоторые материалы Коллегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги работы федерального казначейства в 2007 г. И основные задачи на 2008 г»

Казначейское исполнение бюджета

ИТОГИ РАБОТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА В 2007 г. И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ НА 2008 г.

19 февраля 2008г. в конференц-зале Минфина России прошло расширенное заседание Коллегии Федерального казначейства с повесткой «Об итогах работы Федерального казначейства в 2007г. и основных задачах на 2008г.». С основным докладом выступил руководитель Федерального казначейства Р. Е. Артюхин. В работе Коллегии приняли участие заместитель Председателя Правительства РФ - министр финансов РФ А.Л. Кудрин, руководящие работники центрального аппарата Федерального казначейства, руководители управлений Федерального казначейства по Самарской, Ивановской, Рязанской, Ростовской, Ульяновской, Тверской областей.

Результаты и основные направления деятельности Федерального казначейства в 2007 г.

В 2007 г. деятельность Федерального казначейства была направлена на интенсификацию работ по созданию условий для полного и обособленного учета государственных бюджетных и внебюджетных средств, соблюдения нормативов распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, эффективного контроля за целевым использованием средств федерального бюджета, субсидий и субвенций, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам, а также эффективного управления средствами федерального бюджета на едином счете Федерального казначейства.

Достижение поставленных целей обеспечивалось совершенствованием механизмов мобилизации, учета и использования государственных финансовых ресурсов, упорядочением правовой основы деятельности органов Федерального казначейства, материально-техническим обеспечением органов Федерального казначейства, а также созданием и обеспечением эффективного использования единой информационной, телекоммуникационной системы Федерального казначейства, с учетом обеспечения безопасности информации.

Задачи, стоящие перед Федеральным казначейством, определены положениями бюджетного законодательства РФ. К таким задачам относятся проведение кассовых операций, осуществляемых в ходе исполнения федерального бюджета, осуществление предварительного и текущего контроля за соблюдением бюджетного законодательства участниками бюджетного процесса, распределение (по законодательно установленным нормативам) доходов, поступивших в бюджетную систему, между соответствующими бюджетами, осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, составление отчетности об исполнении федерального и консолидированного бюджетов.

Совершенствование используемых в работе органов Федерального казначейства технологий, правового поля, а также создание необходимых условий для успешной реализации поставленных задач, включая комплексную автоматизацию всех функциональных процессов и безопасность совершаемых операций, — неотъемлемые элементы реформирования системы исполнения кассового обслуживания бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Решением Коллегии Федерального казначейства от 20.02.2007 № 8 и Планом деятельности Федерального казначейства на 2007 г., утвержденным министром финансов РФ А. Л. Кудриным 2 апреля 2007 г (с

изменениями, утвержденными заместителем Председателя Правительства РФ — министром финансов РФ

А. Л. Кудриным 27 ноября 2007 г.) были определены

на2007г. следующие основные задачи:

1. Реализация проекта «Модернизация казначейской системы Российской Федерации».

2. Развитие электронного документооборота в органах Федерального казначейства, а также с участниками бюджетного процесса федерального, регионального и местного уровней.

3. Совершенствование бюджетной отчетности по исполнению федерального бюджета и кассовому обслуживанию бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

4. Совершенствование порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства в части возможности изменения варианта кассового обслуживания исполнения бюджета в течение текущего года.

5. Реализация системы ведения Федеральным казначейством и его территориальными органами реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

6. Разработка и внедрение в Федеральном казначействе и его территориальных органах Административного регламента Федерального казначейства по исполнению государственной функции по ведению реестра государственных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов от имени Российской Федерации.

7. Разработка и внедрение в Федеральном казначействе и его территориальных органах Административного регламента Федерального казначейства по исполнению государственной функции по ведению сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета.

8. Разработка системы управленческого учета по главе 100 «Федеральное казначейство».

9. Реализация Концепции административной реформы в Федеральном казначействе.

10. Создание системы оказания юридической поддержки отделениям управлений Федерального казначейства.

11. Разработка технологических регламентов Федерального казначейства при использовании прикладного программного обеспечения.

12. Стандартизация процедур обслуживания средств информационно-технического обеспечения, в том числе с привлечением услуг сторонних организаций (аутсорсинг).

Обеспечение исполнения федерального бюджета

Распределение доходов

В соответствии с Положением о Федеральном казначействе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.12. 2004 № 703, Федеральное казначейство в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Федеральное казначейство осуществляло учет поступлений и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с «Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации», утвержденным приказом Минфина России от 16.12. 2004 № 116н (далее - Приказ № 116н).

При реализации положений Приказа № 116н Федеральное казначейство на протяжении всего 2007 г. осуществляло разъяснительную работу по порядку его применения, а также непосредственное методологическое сопровождение прикладного программного обеспечения органов Федерального казначейства, разработанного в целях его реализации, что позволило своевременно урегулировать возникающие проблемы по учету поступлений и их распределению между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также обеспечить соблюдение нормативов распределения поступлений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, установленными бюджетным законодательством РФ.

Федеральным казначейством в процессе учета и распределения поступлений поднимались перед Минфином России проблемные вопросы по исполнению органами Федерального казначейства и органами исполнительной власти Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации, в части администрирования поступлений, основная часть которых нашла свое отражение в Федеральном законе от 26.04.2007 № 63-Ф3 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федера-

ции отдельных законодательных актов Российской Федерации». При этом Федеральное казначейство принимало непосредственное участие в подготовке вышеуказанного Федерального закона.

Одним из наиболее принципиальных положений стало установление вышеуказанным федеральным законом обязательности зачисления доходов от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования всех доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на счета органов Федерального казначейства для их распределения. При этом учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации органы Федерального казначейства осуществляют в порядке, установленном Минфином России. Введение данной нормы позволяет не только упростить для плательщиков порядок перечисления платежей в бюджетную систему Российской Федерации, используя единый на уровне субъекта РФ счет, но и обеспечить прозрачность всех поступающих доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом на Федеральное казначейство возложены полномочия по перечислению средств, необходимых для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Установление данной нормы позволяет прежде всего обеспечить реализацию конституционных прав плательщиков в части своевременного осуществления возврата (зачета) им платежей, а также ведет к снижению затрат бюджетов за счет исключения случаев уплаты процентов за несвоевременное осуществление возврата.

Одним из немаловажных решений стало не только введение такого понятия, как главный администратор доходов бюджета, но и установление бюджетных полномочий для главного администратора доходов бюджета и администратора доходов бюджета.

Установленные Бюджетным кодексом РФ полномочия как главного администратора доходов бюджета, так и администраторов доходов бюджета

требуют от органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления более ответственного подхода к исполнению возложенных на них функций администрирования доходов, что позволяет обеспечить не только полноту и своевременность зачисления доходов бюджетов, но и своевременное их направление на обеспечение наиболее значимых и приоритетных направлений.

Кроме того, Федеральное казначейство принимало участие в разработке предложений, в том числе конкретных редакций статей, в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов», атакже в приказ Минфина России «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» Федеральным казначейством подготовлен и направлен в территориальные органы Федерального казначейства «Перечень поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, подлежащих учету и распределению между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации органами Федерального казначейства на 2008 год», что позволило обеспечить соблюдение нормативов распределения поступлений между бюджетами и исключить образование межбюджетной задолженности.

Также, при непосредственном участии Федерального казначейства был подготовлен Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2007 год», устанавливающий централизацию средств, поступающих от ОАО «НК «ЮКОС»» в счет погашения задолженности по налогам, сборам, иным платежам, пеням и штрафам по ним, а также в счет уплаты других платежей в бюджетную систему Российской Федерации. Положения данного федерального закона позволили в полной мере реализовать Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ в части направления указанных средств на развитие ЖКХ.

При непосредственном участии Федерального казначейства было обеспечено законодательное право граждан по легализации своих доходов, полученных до 1 января 2005 г. и не задекларированных в налоговых органах. В частности, Федеральным казначейством совместно с Минфином России и Центральным банком РФ были подготовлены разъяснения по порядку применения отдельных положений Федерального закона от 30.12.2006 № 269-ФЗ «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами», которые позволили гражданам реализовать права по декларированию своих

доходов, атакже мобилизовать в бюджетную систему Российской Федерации более 500 млн руб.

При непосредственном участии Федерального казначейства обеспеченареализация норм Бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике на 2007 год», а также норм Налогового кодекса РФ, вступивших в силу с 1 января 2007г., в части обеспечения исполнения обязанности уплаты налогов и сборов в валюте Российской Федерации.

В 2007 г. Федеральным казначейством ежеквартально проводился анализ исполнения федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ по соблюдению нормативов отчислений федеральных налогов и сборов, неналоговых доходов в федеральный бюджет.

Результаты анализа соблюдения управлениями Федерального казначейства по субъектам РФ нормативов отчислений федеральных налогов и сборов, неналоговых доходов в федеральный бюджет ежеквартально представляется в Минфин России в составе Пояснительной записки об исполнении федерального бюджета.

Обеспечение исполнения федерального бюджета порасходам

Доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показателей сводной бюджетной росписи, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.

Федеральным казначейством в рамках приказа Минфина России от 10.06.2003 № 50н «Об утверждении порядка организации работы по доведению через Федеральное казначейство и его территориальные

органы объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета» были доведены казначейскими уведомлениями до главных распорядителей средств федерального бюджета бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств, утвержденные министром финансов РФ, а также объемы финансирования расходов федерального бюджета на 2007 г. в период с 22 по 26 декабря 2006 г.

В течение 2007 г. Федеральным казначейством сформировано и доведено 4 434 казначейских уведомления. При этом главным распорядителям средств федерального бюджета на 2007 финансовый год в рамках исполнения ст. 231 Бюджетного кодекса РФ и в соответствии с Приказом № 163н были сокращены (блокированы) лимиты бюджетных обязательств в сравнении с бюджетными ассигнованиями насумму 1 031 303,9 млн руб.

Расходы федерального бюджета в указанном объеме были связаны определенными условиями их осуществления, предусмотренными Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год».

По итогам 2007 г. остались не утверждены лимиты бюджетных обязательств по 68 главным распорядителям средств федерального бюджета на сумму 237 115,0 млн руб. в связи с отсутствием соответствующих нормативных правовых актов Правительства РФ, что составляет 3,6% расходов федерального бюджета (табл. 1).

19 главным распорядителям средств федерального бюджета с 2007 г. казначейские уведомления направляются по системе электронного документооборота (далее — СЭД) Федерального казначейства, что значительно сокращает время их доставки и обеспечивает возможность оперативной подго-

Таблица 1

Ассигнования, по которым не доведены лимиты бюджетных обязательств по причине непринятия нормативных правовых актов — 2007 г. (по состоянию на 01.01.2008)

№ п/п Наименование главного распорядителя Код главы Млн руб.

1 Минпромэнерго России 021 63,5

2 Росэнерго 023 7,51

3 Росприроднадзор 048 15,17

4 Роснедра 049 17,85

5 МПР России 050 30,76

6 Росводресурсы 052 10,55

7 Рослесхоз 053 29,23

8 Минздравсоцразвития России 055 95,69

9 Минкультуры России 057 21,16

10 Роскультура 058 18,66

11 Росздравнадзор 060 6,35

12 Росздрав 061 57,35

13 Мининформсвязи России 070 21,16

14 Роснедвижимость 072 20,92

Окончание табл. 1

№п/п Наименование главного распорядителя Код главы Млн руб.

15 Рособразование 073 296,75

16 Минобрнауки России 074 20,32

17 Россвязьнадзор 079 15,00

18 Госкомрыболовство 080 7,00

19 Россельхознадзор 081 8,00

20 Россвязь 084 9,20

21 Россвязьохранкультура 086 9,00

22 Росинформтехнологии 088 14,00

23 Минфин России 092 3 252,52

24 Росстрахнадзор 093 6,20

25 Росатом 101 27,51

26 Минтранс России 103 20,00

27 Ространснадзор 106 10,00

28 Росавиация 107 5,00

29 Росавтодор 108 323,00

30 Росжелдор 109 3,00

31 Росморречфлот 110 5,00

32 Росстрой 132 54,50

33 Роспечать 135 6,35

34 Минэкономразвития 140 230 941,82

35 Роспотребнадзор 141 10,58

36 Рос ОЭЗ 142 12,70

37 Роспром 143 7,89

38 Роснаука 144 11,35

39 Роструд 150 10,58

40 Росфиннадзор 151 20,60

41 Росархив 155 6,35

42 Росстат 157 19,76

43 Росимущество 166 2,95

44 Роспатент 168 8,00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

45 Росгидромет 169 6,14

46 Ростехметрология 172 2,80

47 Роскартография 173 5,50

48 Ростуризм 174 8,50

49 Росспорт 175 63,70

50 Росаэронавигация 179 30,00

51 ФНС России 182 64,89

52 Минобороны России 187 200,00

53 ФСО России 202 271,01

54 Роскосмос 259 63,80

55 Уполномоченный по правам человека в РФ 302 6,35

56 ФСТ России 307 13,37

57 Минрегион России 309 40,0

58 МИД России 310 59,15

59 Минюст России 318 16,46

60 РАН 319 52,86

61 Росрегистрация 321 27,99

62 ФССП России 322 31,74

63 МГУ им. Ломоносова 386 487,03

64 ФМБА России 388 10,00

65 Высший Арбитражный Суд РФ 434 22,32

66 Ростехнадзор 498 5,30

67 ФСФР России 521 52,90

68 Росфинмониторинг 724 13,36

ИТОГО: 237 114,96

товки документов по распределению бюджетных назначений.

В 2007 г. Федеральным казначейством в рамках выполнения тактической задачи по доведению до заинтересованных пользователей информации о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств (ЛБО), объемах финансирования расходов продолжилась работа по реализации полномочий главных распорядителей и распорядителей средств федерального бюджета по распределению и доведению ЛБО и объемов финансирования расходов до подведомственных распорядителей и получателей средств через систему Федерального казначейства.

Анализ доведения главными распорядителями средств федерального бюджета (далее — главные распорядители) показателей лимитов бюджетных обязательств в 2007 г. приведен в табл. 2.

В соответствии с «Порядком завершения исполнения федерального бюджета за 2007 год по расходам федерального бюджета и погашению источников финансирования дефицита федерального бюджета», утвержденного приказом Минфина России от 30.10.2007 № 95н, доведение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных назначений) и объемов финансирования получателям средств федерального бюджета (администраторам финансирования дефицита федерального бюджета) осуществлялось до 28 декабря включительно.

Следует отметить значительное увеличение количества представленных главными распорядителями и отправленных Федеральным казначейством в органы Федерального казначейства расходных расписаний. Так, в 2007 г. было направлено в органы Федерального казначейства 227 390 расходных расписаний, что на 30% больше по отношению к 2006г., из них аннулировано органами Федерального казначейства 1 220 расходных расписаний, что составило 0,54 % к общему количеству отправленных расходных расписаний. В 2006 г. данный показатель составлял 0,8 %, что свидетельствует о повышении качества оформления расходных рас-

писании со стороны главных распорядителен.

В 2007 г. была продолжена работа по переводу главных распорядителей на обмен электронными документами через систему электронного документооборота Федерального казначейства.

В результате проводимых Федеральным казначейством указанных мероприятий по состоянию на 01.01.2008 заключены Федеральным казначейством договоры об обмене электронными документами (далее—договоры) с 39 главными распорядителями, что составило 34,5 % общего количества (113) главных распорядителей, обслуживаемых в Федеральном казначействе, и по сравнению с 2006 г. данный показатель увеличился на 9,5 %, в том числе:

• с 28 главными распорядителями из 76, обслуживающихся в локальной вычислительной сети (далее — ЛВС);

• с 11 главными распорядителями из 37, обслуживающихся в выделенной локальной вычислительной сети (далее — ВЛВС).

34 главным распорядителям из 39 главных распорядителей, с которыми заключены договоры, установлены автоматизированные рабочие места (далее — АРМ), 23 главным распорядителям выданы электронно-цифровые подписи (далее — ЭЦП), в том числе:

• 21 главному распорядителю из 28, обслуживающихся в ЛВС, установлены АРМ и выданы ЭЦП;

• 2 главным распорядителям, обслуживающимся в ВЛВС, установлены АРМ и выданы ЭЦП. Фактический обмен электронными документами производится с 19 главными распорядителями, что составляет 48,7% общего количества заключенных договоров (39), в том числе с 2 главными распорядителями, обслуживающимися в ВЛВС — Российской академией наук (глава 319) и Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (глава 169).

Одновременно с этим проводится работа по переводу главных распорядителей на обмен элек-

Таблица 2

Анализ доведения лимитов бюджетных обязательств главными распорядителями средств федерального бюджета по состоянию на 31.12.2007

Единица измерения: тыс. руб.

Диапазон распределения ЛБО Количество Доведенные БА на 2007 г. Доведенные ЛБО на 2007 г. Распределенные ЛБО на 2007 г. Остаток

100% 62 1 016 248 683,6 1 015 157 998,4 1 015 145 313,4 12 684, 9

99-100% 32 2 288 258 796, 6 2 286 495 909,5 2 276 780 238, 8 9 715 670, 6

88-99% 16 2 954 365 736,1 2 950 071 383,7 2835 110451, 3 114 960 932, 3

73,29% 1 292 174 625, 0 61 232 806, 2 44 875 021,7 16 357 784,4

60,40% 1 1 037 525, 7 1 016 365, 7 613913,3 402 452, 3

27,14% 1 9 165 482, 0 9 069 792,0 2 461 228,6 6 608 563, 4

Всего: 113 6 561 250 849, 0 6 323 044 255,5 6 174 986 167, 3 148 058 088,1

тронными документами через СЭД с Федеральным казначейством без последующего представления документов на бумажном носителе.

В 2007 г. 18 главных распорядителей выразили готовность к переходу в 2008 г. на обмен электронными документами без подтверждения на бумажном носителе.

Вместе с тем до настоящего времени не решен ряд вопросов, в значительной мере затрудняющих внедрение СЭД:

1. Отсутствует возможность ведения бухгалтерского учета на основе первичных документов, представленных на машинных носителях информации (в электронном виде) с применением ЭЦП.

2. Не разработан порядок хранения архивов элек-тронныхдокументов с ЭЦП, поступивших по СЭД отглавныхраспорядителей.

3. Процедуры обработки электронных документов нуждаются в введении дополнительных элементов контроля за целостностью электронных документов при их передаче из одного программного комплекса в другой.

Учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений. В 2007 г. Федеральное казначейство учитывало показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета и лимиты бюджетных обязательств в соответствии с Порядком исполнения сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 2007 г. и внесения изменений в нее, утвержденным приказом Минфина России от 08.12.2006 № 163н (далее - Приказ № 163н).

В 2007 г. в Федеральное казначейство поступило для предварительной регистрации около 15,9 тыс. справок по внесению изменений в роспись расходов федерального бюджета и лимиты бюджетных обязательств. По сравнению с 2006 г. их число увеличилось на 15 %. Из общего числа поступивших справок утверждено 14,4тыс. (90,6 %), аннулировано около 1,5 тыс. (9,4%).

В указанном количестве справок справки по внесению изменений в роспись расходов и лимиты бюджетных обязательств федерального бюджета (годовые и квартальные) составляют около 13,8тыс., справки об утверждении лимитов бюджетных обязательств по расходам, финансирование которых в соответствии с Законом осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (федеральным органом исполнительной власти), составляютболее 1,1 тыс.

Большой объем аннулированных справок сохраняется по причине корректировки кодов вида изменений, сумм расходов, подвергаемых изме-

нениям (уточнение сумм налогов), и ряду других причин, что характеризует недостаточное качество подготавливаемых главными распорядителями средств федерального бюджета документов.

Также Федеральное казначейство в 2007 г. в соответствии с Порядком сокращения лимитов бюджетных обязательств главным распорядителям средств федерального бюджета по фактам нецелевого использования средств федерального бюджета, установленным Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и Счетной палатой РФ, утвержденным приказом Минфина России от 26.12.2005 № 162н, осуществило блокировку лимитов бюджетных обязательств главным распорядителям на сумму более 1 млрдруб. (около 1тыс. справок).

Отмена с 2006 г. ограничений для главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета на изменение лимитов бюджетных обязательств после 1 сентября и 15 ноября должна была способствовать более полному использованию средств федерального бюджета в 2007 г.

Вместе с тем по состоянию на 1 января 2008 г. на лицевых счетах главных распорядителей, открытых в Федеральном казначействе, сумма нераспределенных лимитов бюджетных обязательств составила 148 058,09 млн руб. или 2,3 % от доведенных казначейскими уведомлениями лимитов бюджетных обязательств (на 1 января 2007 г. соответственно — 120 316,9 млн руб. и 2,7%), сумма нераспределенных объемов финансирования расходов федерального бюджета (далее — объемы финансирования) составила 189 245,7 млн руб. или 3,0 % отдоведенных объемов финансирования (на 1 января 2007 г. соответственно — 152 610,9 млн руб. и 3,4%).

Открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета. Открытие главным распорядителям, распорядителям и получателям бюджетных средств соответствующих лицевых счетов в органах Федерального казначейства невозможно без их включения в Сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета (далее — Сводный реестр).

В связи с продолжающейся административной реформой в государственных органах исполнительной власти, с решениями Правительственной комиссии по проведению административной реформы о приведении учредительных документов подведомственных главным распорядителям средств федерального бюджета учреждений в соответствие с законодательством Российской Федерации, указаниями Минфина РФ о приостановлении операций на лицевом счете в случае несоответствия

открытого лицевого счета данным Сводного реестра, а также в связи с оптимизацией главными распорядителями схемы направления финансовых потоков в 2007 г. количество изменений, внесенных в Сводный реестр, значительно возросло (на27,2 % по сравнению с 2006 г., табл. 3).

По состоянию на 1 января 2008 г. в Сводный реестр включены 116 главных распорядителей средств федерального бюджета (из них 3 главы подлежат исключению) и 34 309 подведомственных им учреждений, включая структурные подразделения судебных приставов (2 422 отдела), которым в органах Федерального казначейства открыты 68 000 лицевых счетов различного вида.

Повышению активности главных распорядителей по внесению изменений в Сводный реестр способствовало проведение Федеральным казначейством мониторинга соответствия данных Сводного реестра учредительным документам клиентов органов Федерального казначейства.

В 2007 г. мониторинг Сводного реестра осуществлялся ежеквартально по состоянию: • на 15 января (письмо Федерального казначейства от 18.01.2007 № 42-7.1-17/1.3-20; на основании протокольного решения Правительственной комиссии по проведению административной реформы от26.12.2006 № 59 проведен мониторинг соответствия учредительных документов учреждений, находящихся в ведении Министерства сельского хозяйства РФ);

• на 1 апреля (письмо Федерального казначейства от 12.03.2007№ 42-7.1-17/1.5-92; на основании протокольного решения Правительственной комиссии по проведению административной реформы от21.10.2006 № 57);

• на 1 июля (письмо Федерального казначейства от 14.06.2007 № 42-7.1-17/1.5-215; на основании протокольного решения Правительственной комиссии по проведению административной реформы от21.10.2006 № 57);

• на 1 октября (письмо Федерального казначейства от 13.09.2007 № 42-1.5-09/42; на основании протокольного решения Правительственной комиссии по проведению административной реформы от21.10.2006 № 57). Информация о выявленных в процессе мониторинга несоответствиях в разрезе главных распорядителей доводится до Минфина России с последующим представлением в Правительственную комиссию по проведению административной реформы.

Практика проведения анализа Сводного реестра подтверждает результативность проводимых мероприятий: учредительные документы подведомственных учреждений главными распорядителями приводятся в соответствие с законодательством Российской Федерации, количество расхождений между данными Сводного реестра и учредительными документами неуклонно сокращается (табл. 4).

Сравнение результатов мониторинга по состоянию на 15 ноября 2006 г. и на 1 октября 2007 г. на-

Таблица 3

Количество обработанных заявок на внесение изменений в Сводный реестр в 2007 г.

по сравнению с 2006 г.

Наименование заявки 2006 г. 2007 г. Соотношение показателей 2007 к 2006, %

На включение главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета в Сводный реестр 6 037 3711 61,5

На исключение главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета из Сводного реестра 5 509 8 071 146,5

На изменение реквизитов главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета в Сводным реестре 8 124 13 248 163,1

Всего 22 095 25 030 127,2

Таблица 4.

Количество несоответствий, выявленных по результатам анализа

Показатель несоответствия Данные по состоянию на 01.07.2006 Данные по состоянию на 15.11.2006 Данные по состоянию на 01.10.2007

Учредительные документы не приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации 1 390 455 164

Несоответствия по полному и (или) краткому наименованию 2 629 1 673 1 772

Расхождения по кодам формы собственности и организационно-правовой формы 422 186 120

Разрешения на ведение внебюджетной деятельности не переоформлены по новой ведомственной подчиненности 1 381 1 301 570

ВСЕГО: 5 822 3 615 2 626

глядно подтверждает сокращение количественного показателя несоответствий почти на 1 ООО случаев.

В целях обеспечения исполнения федерального бюджета, текущего контроля за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями средств федерального бюджета и администраторами источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета в 2007 г. в Федеральном казначействе были открыты лицевые счета иных получателей средств по операциям, осуществляемым в иностранной валюте для 40 главных распорядителей. Кроме того, были открыты лицевые счета получателя средств по операциям, осуществляемым в иностранной валюте для 1 главного распорядителя и 1 администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета. В 2007 г. через указанные лицевые счета Федеральным казначейством были переведены главным распорядителям бюджетные ассигнования в иностранной валюте для обеспечения расходов по обслуживанию государственного внешнего долга, уплате взносов в международные финансовые и другие организации, содержанию заграничного аппарата, обеспечению зарубежных визитов руководителей высших органов власти на сумму, эквивалентную 159, 7 млрд руб., администратору источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета для обеспечения погашения государственного внешнего долга— 181,1 млрд. руб.

Необходимо также отметить, что согласно постановлению Правительства РФ от 26.11. 2007 № 803 «О проведении валютных операций Федеральным казначейством» на Федеральное казначейство возложены полномочия в соответствии со ст. 5 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» по осуществлению всех видов валютных операций без ограничений.

Также в прошедшем году в результате проведения совместной работы Федерального казначейства и Банка России с 15 октября 2007 г. по счетам Федерального казначейства, открытым в Банке России в иностранной валюте, обеспечен переход на передачу платежных документов в иностранной валюте по системе электронного документооборота, что значительно ускоряет процесс передачи и обработки платежных документов. Переход на безбумажную основу также обеспечил сокращение ошибок при формировании указанных документов.

В течение 2007 г. велась ежедневная работа по кассовому планированию поступлений и выбытий средств федерального бюджета, а также прогнозированию остатков средств федерального бюджета на счетах Федерального казначейства, открытых как в рублях, так и в иностранной валюте. Важным на-

правлением деятельности Федерального казначейства стало участие в подготовке приказа Минфина России от 27.11.2007 № 120н «О порядке составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году».

Управление операциями на едином счете федерального бюджета включало в себя два важных направления деятельности: управление операциями насчетах, открытых для учета средств Стабилизационного фонда РФ, и на прочих счетах по учету средств федерального бюджета.

В связи с упразднением с 1 января 2008 г. Стабилизационного фонда РФ (далее — Стабилизационный фонд) в соответствии с Федеральным законом от26.04.2007 № 63-Ф3 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» средства Стабилизационного фонда по состоянию на 1 января 2008 г. согласно п. 15 ст. 5 указанного Федерального закона зачисляются в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

Объем зачисления средств Стабилизационного фонда в Резервный фонд исчисляется в размере 10% прогнозируемого на 2007г. объема ВВП, величина которого составляет 30 690,0 млрд руб. согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 — 2010 гг. от 18.04.2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оставшиеся средства Стабилизационного фонда зачисляются в Фонд национального благосостояния.

В связи с планируемым переводом денежных средств Федеральным казначейством были заключены договоры банковских счетов с Банком России по учету средств:

• нефтегазовых доходов федерального бюджета в валюте Российской Федерации;

• Резервного фонда в валюте Российской Федерации;

• Фонда национального благосостояния в валюте Российской Федерации.

• Резервного фонда в долларах США, в евро и в фунтах стерлингов Соединенного Королевства;

• Фонда национального благосостояния в долларах США, в евро и в фунтах стерлингов Соединенного Королевства.

В целях реализации положений ст. 96.6 — 96.12 Бюджетного кодекса РФ с участием Федерального казначейства подготовлены и вступили в силу следующие нормативные документы:

• постановление Правительства РФ от 17.12.2007 № 892 «О проведении расчетов и перечислении средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния»;

• постановление Правительства РФ от 29.12.2007 № 955 «О порядке управления средствами Резервного фонда»;

• постановление Правительства РФ от 19.01.2008 № 18 «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния»;

• приказ Минфина России от 15.01.2008 № 5н «Об утверждении Порядка расчета и зачисления процентов, начисляемых на денежные средства, размещенные на счетах по учету средств Резервного фонда»;

• приказ Минфина России от 16.01.2008 № 6н «О внесении изменений в договор банковского счета по учету средств Стабилизационного фонда Российской Федерации»;

• приказ Минфина России от 17.01.2008 № 7н «Об утверждении Порядка взаимодействия Министерства финансов Российской Федерации с Федеральным казначейством при определении условий договора банковского счета в процессе управления средствами Резервного фонда»;

• приказ Минфина России от 17.01.2008 № 8н «Об утверждении Порядка взаимодействия Министерства финансов Российской Федерации с Федеральным казначейством при проведении операций по счетам по учету средств Резервного фонда в процессе управления средствами Резервного фонда»;

• приказ Минфина России от 24.01.2008 № 12н «Об утверждении Порядка расчета и зачисления процентов, начисляемых наденежные средства, размещенные на счетах по учету средств Фонда национального благосостояния»;

• приказ Минфина России от 24.01.2008 № 13н «Об утверждении Порядка взаимодействия Министерства финансов Российской Федерации с Федеральным казначейством при определении условий договора банковского счета в процессе управления средствами Фонда национального благосостояния»;

• приказ Минфина России от 24.01.2008 № 14н «Об утверждении Порядка взаимодействия Министерства финансов Российской Федерации с Федеральным казначейством при проведении операций по счетам по учету средств Фонда национального благосостояния в процессе управления средствами Фонда на-

ционального благосостояния»;

• приказ Минфина России от 29.01.2008 № 37 «О перечислении средств Стабилизационного фонда Российской Федерации в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния и расторжении договоров банковского счета по учету средств Стабилизационного фонда Российской Федерации».

В части текущих операций по счетам, открытым Федеральному казначейству на балансовом счете 40105, осуществлялась покупка иностранной валюты для последующего осуществления расходов и платежей на общую сумму 9 700 млн долл. США, а также перечисление средств федерального бюджета со счета, открытого Федеральному казначейству на балансовом счете 40105, на счета, открытые управлениям Федерального казначейства на балансовом счете 40105. Общий объем данных операций составил 6 011,5 млн руб. Одновременно в течение года Управление разработало и использовало в работе внутренние форматы мониторинга взаимодействия с управлениями Федерального казначейства. Внедрение указанных форм позволило более эффективно контролировать исполнение приказа Федерального казначейства от 30.03.2006 № 44 «Об утверждении Порядка обеспечения управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации средствами федерального бюджета при кассовом обслуживании исполнения федерального бюджета».

В 2007 г. Федеральным казначейством был закрыт счет в иностранной валюте для учета средств Международного банка реконструкции и развития (далее — МБРР) в связи с завершением операций по нему.

В течение 2007 г. были заключены:

• 3 дополнительных соглашения к договору от 05.03.2005 № 935-МОП-2005 обмена электронными документами и оказания информационно-вычислительных услуг при многорейсовой обработке платежей в системе АСБР — Москва в связи с изменением перечня счетов Федерального казначейства, открытых в ОПЕРУ-1 Банка России в иностранной валюте, и необходимостью внедрения электронного документооборота по счетам с кодом иностранных валют;

• 6 дополнений к договорам банковского счета, заключенным между Федеральным казначейством и Банком России, в связи с переходом на электронный вид передачи информации по каналам связи (реестр проведенных платежей, заявление на перевод, заявление на покупку/ продажу валюты).

{Окончание следует)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.