Научная статья на тему 'Воронежская цифирная или арифметическая шко'

Воронежская цифирная или арифметическая шко Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
291
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
выпускники школы математических и навигацких наук / указы Петра I / методы преподавания / представители различных сословий / Graduates of school mathematical sciences / Peter I decrees / teaching methods / representatives of various estates

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пыльнев Юрий Валентинович

В статье рассматривается первая попытка создания в России сети государственных общеобразовательных школ (1714-1716).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VORONEZH FIGURES OR ARITHMETIC SCHOOL

The article presents the first attempt of creation in Russia networks of the state comprehensive schools (1714-1716) is considered.

Текст научной работы на тему «Воронежская цифирная или арифметическая шко»

УДК 373(470.324) ББК 74.03(2)

Ю.В. ПЫЛЬНЕВ, кандидат исторических наук, профессор ВОИПКиПРО (г. Воронеж)

ВОРОНЕЖСКАЯ ЦИФИРНАЯ ИЛИ АРИФМЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Статья рекомендована к печати кандидатом исторических наук, профессором Б.Я. Табачниковым, доктором педагогических наук, доцентом М.В. Дюжаковой.

Аннотация. В статье рассматривается первая попытка создания в России сети государственных общеобразовательных школ (1714-1716).

Ключевые слова: выпускники школы математических и навигацких наук, указы Петра I, методы преподавания, представители различных сословии.

Y.V. Pyulnev, candidate of historical sciences (Voronezh)

VORONEZH FIGURES OR ARITHMETIC SCHOOL

Abstract. The article presents the first attempt of creation in Russia networks of the state comprehensive schools (1714-1716) is considered.

Key words: Graduates of school mathematical sciences, Peter I decrees, teaching methods, representatives of various estates.

В 1714 г. правительство Петра I сделало первую попытку создать в России сеть государственных общеобразовательных школ. 28 февраля царь Петр издал указ об открытии во всех губерниях цифирных, или арифметических, школ, где предписывалось «дворянских и приказного чина, дьячих и подьяческих детей от 10 до 15 лет, опричь однодворцев, учить цифири и некоторую часть геометрии» [1].

Вскоре к обучению в цифирных школах решили привлечь детей духовенства и купечества. Принимать детей крепостных крестьян запрещалось.

Школы должны были размещаться в монастырях и архиерейских домах. Для преподавания приглашались воспитанники Московской школы математических и навигацких наук Морской академии. Им, согласно указу, была положена плата «кормовых по 3 алтына и по 2 деньги на день из губернских доходов». Обучение - бесплатное, но по окончании школы каждый юноша должен был заплатить учителю рубль. Последний выдавал

выпускнику письменное свидетельство за своею подписью. Без этого документа «жениться их не допускать и венечных памятей не давать».

Циферные школы состояли в ведомстве Адмиралтейств-коллегии, а в городах за их устройством было поручено смотреть местным воеводам. «О Академиях же, школах и госпиталях надлежащее попечение иметь», - было сказано в «Инструкции, или Наказе воеводам» [2].

Но ни в 1714-м, ни в следующем году цифирные школы так и не были открыты, хотя 28 декабря 1715 г. было указано Федору Матвеевичу Апраксину: «Взять из школы Господина Адмирала таких, которые географию и геометрию выучили, и послать в всякую Губернию по два человека, для науки молодых ребяток изо всяких чинов людей» [3].

Наконец, 18 января 1716 г. выходит еще один указ: «О посылке в Губернии по два учителя для обучения детей арифметике и геометрии». Только после этого указа в 1716 г. в России открыва-

Берегиня • 777 • Сова, 2010, № 4 (6)

ются первые 12 цифирных школ, в том числе и в Воронеже [4].

В том же году в Воронеж для «учения детей» прибыли два выпускника Московской школы математических и навигацких наук Михайло Уфимов (по другим сведениям Угрюмов) и Игнатий Ярославцев. Но, видимо, учеников было мало, и поэтому Ярославцев отбыл в Тамбов, где возглавил местную цифирную школу, а Уфимов остался учительствовать в нашем городе.

Воронежская школа размещалась на канатном дворе [5], который голландский путешественник Корнелий де Бруин отметил как «большое канатное заведение». По сведениям историка Е.А. Болховитинова, завод находился «близ старых московских ворот» [6].

Трудно судить о методах преподавания в тогдашней школе. Классно-урочной системы не существовало, каждый учитель по собственному разумению преподносил знания по какой-либо книге или своим записям. Ученики были различного возраста, и каждый из них занимался индивидуально. Например, в одной из цифирных школ 32 школьника учились: «по арифметике, нумерации - 11, адиции - 5, субстрак-ции - 1, мультопликации - 3, дивизии - 5, тройному - 3, десятичным дробям - 2, геометрии, циркульным приемам - 1, тригонометрии плоской, тангенсам - 1 (адиция - это сложение, суб-стракция - вычитание, мультопликация - умножение, дивизия - деление)» [7].

Учиться было трудно. Занятия длились 8-9 часов, каникулы были короткими - на Рождество и на один летний месяц. Применялись жестокие дисциплинарные меры, воспитание было основано на рекомендациях букварей и азбук XVII-начала XVIII в.: «Казни сына своего от юности его...», «Розга ум острит и память возбуждает...», «Целуйте розгу, бич и жезл лобзайте».

Трудным было и материальное положение школ. Деньги на их содержание отпускали небольшие, и поступали они нерегулярно. Ученики убегали, их ловили и наказывали. Доставалось и родителям, укрывавшим беглецов. Так, в августе 1719 г. из Воронежской губернской канцелярии в Валуйки был послан царский указ, повелевавши немедленно разыскать и отправить с провожатыми в Воронеж «чугуевских

церковников Василия да Федота Родионовых, детей Поповых, которые из Воронежа бежали от учения математической школы». Приказ был строг: «А буде в сыску не явитца, сыскав отца их или кто в доме явитца, потому ж прислать на Воронеж за провожатыми, а которого числа и с кем посланы будут, о том в губернскую канцелярию писать». В ответ на это валуйский воевода Никита Ясенев сообщил в сентябре в губернскую канцелярию, что «вышеозначенных чугуевских церковников в сыску не явилось и в доме их не сыскано» [8].

Приведенный документ говорит также о том, что Воронежская цифирная школа обслуживала огромный регион, т. е. всю Азовскую губернию. В нее набирали учеников из самых отдаленных мест.

Представители различных сословий просили царя об освобождении от повинности учить сыновей в цифирных школах. В 1716 г. от обязательного обучения в школах освобождаются дети дворян. В 1720 г. в Сенат подается челобитная от посадских людей, «что де в помянутые школы принуждают их высылкой детей и держат из них многих в тюрьмах и за караулом». Детям купцов предоставляется право учиться по желанию родителей. В 1722 г. в связи с организацией архиерейских школ Сенат указывает обучать там детей духовенства. Таким образом, практически все сословия (за исключением разночинцев) освобождаются от обязательного обучения в цифирных школах [9].

Петр I пытался заставить работать эти школы. Так, в «Регламенте Главного Магистрата» (1721г.) он требовал заботиться о содержании малых школ, «в которых токмо читать, писать и арифметике обучаться будут», советовал магистрам в этом самим иметь старание, потому что «школы дело есть зело нужное для обучения народного» [10]. В 1723 г. император заслушал в Адмиралтейской коллегии докладную записку о цифирных школах и повелел Сенату определить: «где помянутым школам в ведении быть». Но Сенат на распоряжение Петра не откликнулся и указа не издал.

В 1726 г. вдова Петра, императрица Екатерина I, вернулась к этому вопросу и 31 октября на заседании Верховного тайного совета опре-

делила дальнейшую судьбу арифметических школ. Ей представили донесение, в котором подводились итоги деятельности таковых школ с 1716 по 1726 г. В частности, там говорилось: «.. .а и ныне в других провинциях в тех школах учеников обретается малое число, в которых и учителям быть не у чего. А сколько в губерниях и провинциях ныне тех школ имеется и в них учителей, что с начала того учения в присылках (прислано. - Авт.) было к ним учеников и из того выучено и ныне обретается, и с которых провинций учители прибыли, о том прилагается ведение при сем доношении». Этот интересный документ называется: «Ведение о состоянии учиненных школ в губерниях и провинциях для учения дьячих и подьяческих и церковниковых и монастырских слуг детей цифири и геометрии». Подписан он 16 сентября 1726 г.

Здесь можно проследить десятилетнюю историю и Воронежской цифирной школы, которая, напомним, была открыта в 1716 г. За эти годы в Воронеж были присланы: приказного чина детей - 40, «церковниковых» - 151, солдатских, драгунских, казачьих, пушкарских - 6. Итого 197 человек. Дети боярские, дворянские, монастырских слуг, каменщиков, кузнецких и плотницких, а также посадских людей в Воронежской школе не обучались или же покинули ее. О чем далее и сообщается:

«Посадские и чиновничьи отбыли -104 чел., бежали и в домы отпущены и не явились - 20. За непонятие наук отпущено - 12. Умерших, убогих и в учение негодных - нет. В канцелярии и в солдаты взятых - нет, в архиерейскую школу взятых - нет. А успешно выучено и отпущено - 58 учеников» [11].

В 1726 г. школа в Воронеже продолжала существовать, обучались в ней лишь три человека. Об этом упоминает русский ученый и географ И. К. Кириллов в книге «Цветущее состояние Всероссийского государства»: «В сем городе имеется школа для обучения разных чинов людей детей, кроме шляхетства, цифири и геометрии» [12].

Итак, 31 октября 1726 г. Екатерина I указывает соединить в губерниях и провинциях

арифметические школы с семинариями и школами архиерейскими. Они передаются на содержание Синоду по представлению Адмиралтейской коллегии, которая пыталась сохранить математическое обучение. Но церковь не посчиталась с мнением светских властей и открестилась от ненужных ей школ, мотивируя отказ тем, что будущие священники должны изучать Слово Божье, а не цифирь и геометрию. Математические школы снова оказались беспризорными, пока в 1731 г. их опять не передали в управление Ад-миралтейств-коллегии.

В 1744 г. вышел указ Сената «О соединении в губерниях и провинциях арифметических и гарнизонных школ в одно место». Воронежская солдатская школа к тому времени уже существовала, и если цифирная еще была в городе, то она, конечно, слилась с гарнизонной [13].

Примечания:

1. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). - Т. V. - СПб, 1830. - № 2778.

2. Там же. № 3294.

3. Там же. № 2971.

4. Там же. № 2979.

5. Сборник императорского русского исторического общества. - СПб., 1887. - Т. 56. - С. 320.

6. Бруин, К., де. Путешествия в Московию /К. Бруин // Воронежский край XVIII века в описаниях современников. Воронеж, 1992. - С. 20; Болховитинов Е. Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии // Там же. С. 232.

7. Пекарский, П.П. Наука и литература России при Петре Великом /П.П. Пекарский. - Т. 1, - СПб., 1862. - С. 117.

8. Российский государственный архив древних актов (РГАДА), - ф. 406, - оп. 1, - д. 1284, - л. 1.

9. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. - первая половина XIX в. - М., 1973. - С. 29.

10. ПСЗРИ. - Т. V. - № 3708.

11. Сборник императорского русского исторического общества. - С. 316-321.

12. Кириллов, И. Цветущее состояние Всероссийского государства / И. Кириллов // Воронежский край XVIII века в описаниях современников. Воронеж, 1992. - С. 41.

13. ПСЗРИ. - Т. XII. - № 9054.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.