Научная статья на тему 'Развитие светского и духовного образования в России в первой половине XVIII В. (на материале поволжских губерний)'

Развитие светского и духовного образования в России в первой половине XVIII В. (на материале поволжских губерний) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2722
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лаптун В. И.

В статье рассматривается деятельность российского правительства в области светского и духовного образования в первой половине XVIII в. Особое внимание в исследовании уделяется проблеме создания в стране сети начальных общеобразовательных школ и становлению системы духовно-учебных заведений. Именно в этот исторический период был заложен фундамент светской и духовной школы, на котором в дальнейшем строилась общегосударственная система народного просвещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие светского и духовного образования в России в первой половине XVIII В. (на материале поволжских губерний)»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

реждения с ярко выраженной миссионерской направленностью подготовки ее выпускников, на протяжении 70—90-х гг. XIX в. ее деятельность в полной мере отвечала общегосударственной политике в области народного образования в целом и подготовки учительских кадров для начальной школы, тем самым не манифестируя непреодолимые различия между инородческой и русской школой, но встраивая образование инородцев в общегосударственную образовательную систему.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Т. 4. СПб., 1871. Стб. 1560—1561. Далее ссылки на этот источник даются в тексте с указанием номера тома (Т. 5. 1873; Т. 9. 1893; Т. 13. 1898) и столбца.

2 Национальный архив Республики Татарстан (НАРТ), ф. 968, оп. 1, д. 16, л. 25—25 об.

3 См. об этом в ст.: Киржаева В.П. «Мордовское племя... весьма малолюдно и довольно обрусело»: о последствиях ошибочности одного

официального мнения // Финно-угристика. 4. Саранск, 2000. С. 101—107.

4 НАРТ, ф. 93, он. 1, д. 8, л. 1.

5 Там же, д. 7, л. 27, 28.

6 Из нерениски об удостоении инородцев священнослужительских должностей. Казань, 1885. С. 6.

7 Там же. С. 6—7, 14, 15.

8 Там же. С. 19—20.

9 См.: Осовский Е.Г. А.Ф. Юртов — нредтеча мордовского нросветительства. Саранск, 1995.

10 НАРТ, ф. 93, он. 1, д. 219, л. 29.

11 Там же, ф. 968, он. 1, д. 81, л. 74—75 об.

12 Там же, ф. 4, он. 1, д. 3626, 3625, 3615, 3688.

13 Там же, ф. 968, он. 1, д. 16, л. 28.

14 Там же, л. 29—29 об.

15 Там же, л. 30.

16 Там же, д. 52, л. 1.

17 Там же, л. 3—3 об.

18 Там же, ф. 93, он. 1, д. 392, л. 9—9 об.

19 Беседы о народной школе Н. Ильминского. Казань, 1911. Вын. 1. С. 34—35.

20 Победоносцев К.П. Сочинения. СПб., 1996. С. 308.

21 Ильминский Н.И. О церковном богослужении на инородческих языках. Казань, 1883. С. 12, 8.

22 НАРТ, ф. 93, он. 1, д. 346, л. 5.

Постунила 05.03.03.

РАЗВИТИЕ СВЕТСКОГО И ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в.

(НА МАТЕРИАЛЕ ПОВОЛЖСКИХ ГУБЕРНИЙ )

В.И. Лаптун, докторант кафедры научных основ образования МГПИ им. М.Е. Евсевъева

В статье рассматривается деятельность российского правительства в области светского и духовного образования в первой половине XVIII в. Особое внимание в исследовании уделяется проблеме создания в стране сети начальных общеобразовательных школ и становлению системы духовно-учебных заведений. Именно в этот исторический период был заложен фундамент светской и духовной школы, на котором в дальнейшем строилась общегосударственная система народного просвещения.

The given article is focused on the activity of the Russian government in the field of secular and spiritual education in the first half of the 18th century. The issues of creating in the country a national network of initial comprehensive schools, and developing the system of spiritual-education institutes are given particular attention in the study. This historical period in Russia is marked by creating the base for secular and spiritual education, which received the further development in the second half of the 18th — the early 19th centuries.

Школьная политика российского формированию в России системы духов-

правительства в первой половине но-учебных заведений. Как показало

XVIII столетия — явление достаточно время, заложенные в первой половине

сложное и противоречивое. В этот пе- XVIII столетия основы светской и ду-риод им впервые была предпринята по- ховной школы, по сути, явились фунда-пытка создания в стране сети светских ментом для дальнейшего строительства

учебных заведений различного профи- общегосударственной системы народно-

ля, а также уделялось особое внимание го просвещения в России.

© В.И. Лаптун, 2003

№ 2,2003

Известно, что внлоть до начала XVIII в. народное образование в России находилось исключительно в руках духовенства. Но с указанного времени отношение к церковной школе стало меняться. Дело в том, что в ходе нреобра-зований Петра I стране нотребовались хорошо нодготовленные нрофессионалы для различных отраслей нромышленно-сти и офицеры для армии и флота. Дать же их могли только снециальные учебные заведения.

Поэтому уже в самом начале XVIII в., в 1701 г., в Москве были открыты две школы совершенно нового для России тина: Навигацкая (математических и на-вигацких наук) и Пушкарская (артиллерийская). Нельзя сказать, что эти школы были исключительно узкоснециальными. Так, нанример, Навигацкая кроме моряков также готовила инженеров, геодезистов, архитекторов, учителей, гражданских чиновников и другие кадры. Позднее был открыт еще целый ряд снеци-альных школ, среди них: Медицинская (1707), Инженерная (1709), Горные школы нри Оленецких (1719) и Уральских (1721) заводах и др. Тем самым было ноложено начало созданию светской школы в стране и нарушена мононолия церкви в области нросвещения, характерная для нредшествующих столетий.

Вместе с тем следует нризнать, что именно духовенству нринадлежит нраво открытия нервых школ в нровинциаль-ной России в самом начале столетия. Так, в 1702 г. святитель Димитрий Ростовский открыл славяно-латинское училище в Ростове; в 1703 г. митронолит Филофей (Лещинский) учредил славяно-греческую школу в Тобольске; в 1706 г. начала функционировать знаменитая Новгородская славяно-греческая школа, основанная святителем Иовом Новгородским. Они стали нервыми регулярными учебными заведениями, где обучались дети духовенства. В эти школы также донус-кались и нредставители других сословий.

В целях нодготовки снециалистов низшего звена в нервой четверти столетия в России нравительством была нред-нринята нонытка создания сети государ-

ственных начальных учебных заведений для усвоения элементарных знаний — цифирных школ. Так они были названы нотому, что в нрограмме их курса нри-оритет отдавался обучению «цифири и некоторой части геометрии». Внервые цифирные школы ноявились в 1714 г. Предназначались они для общего образования «всякого чину людей онричь однодворцев», за исключением креностных крестьян. Другими словами, эти учебные заведения были всесословными.

Учителями в цифирные школы назначались ученики навигацких школ, которых царский указ новелевал «отнравить но два в каждую губернию». С этого же времени «наука цифирная» была объявлена обязательной, а юношам, не нолу-чившим от учителей свидетельства об окончании «цифирного курса», даже за-нрещалось давать разрешения на встун-ление в брак. Данные учебные заведения «было велено» открывать нри архиерейских домах и знатнейших монастырях1.

Несмотря на то что цифирные школы были объявлены всесословными, «обязательность их курса», но словам известного историка церковного образования П.В. Знаменского, «нала нреиму-щественно на детей духовенства, да еще на дьячих и нодьячих детей»2. Дело в том, что нрактически с самого начала от обязательного обучения в них были освобождены однодворцы, а чуть ноз-же — дворяне, так как нервые составляли «народное ноголовное онолчение», а носледние были необходимы царю для государственной службы. Кроме того, в 1720 г. от «цифирного обучения» были освобождены и дети носадских людей, чтобы вследствие держания их в школах не было ущерба торгам и сбору таможенных ношлин»3.

Таким образом, к началу 1720-х гг. основной контингент учащихся в цифирных школах составляли дети духовенства. Согласно статистическим данным, в 1722 г. в России в цифирных школах обучалось 1 389 чел., из которых нолный курс окончили только 93 чел., а «остальные едва не все, синодальной команды бежали»4. Так, нанример, из цифирной

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

школы Рязани, насчитывавшей 96 учеников, в названном году «самовольно ушло» 59 чел.5

Но как бы там ни было, цифирные школы, но сути, явились нервыми светскими казенными учебными заведениями в нровинциальной России. Ведь все открытые ранее Петром I снециальные учебные заведения, как известно, были сосредоточены в столицах и крунных нромышленных центрах. Так, нанример, в 1718 г. цифирная школа была открыта в Нижнем Новгороде. В нее было набрано 66 учеников из носадских и солдатских детей. Обучал их «чтению, нисьму, цифири и некоторой части геометрии» нрисланный из Петербурга учитель Михаил Крелов6. Просуществовала Нижегородская цифирная школа всего четыре года и в 1722 г. была закрыта.

К концу Петровского нравления цифирные школы реально существовали только в 25 нровинциях имнерии, а число нрошедших через них учеников составляло 2 012 чел., из которых на Казанскую нровинцию нриходилось 107, Сви-яжскую — 18, Симбирскую — 10, а Уфимскую — 8 чел.7 Большую часть учеников в этих школах, ночти 45 %, составляли дети священников и церковнослужителей.

Как известно, в 1721 г. было унразд-нено натриаршество и учрежден государственный институт унравления церковными делами — Святейший Синод. «Его конституция, — Духовный Регламент, — отмечает известный историк русской церкви А.В. Карташев, — тенерь уже от лица верховной власти нреднисывала: в каждой енархии открыть архиерейскую школу „для детей священнических или и нрочих, в надежду священства онреде-ленных“»8.

Тогда же была нровозглашена обязательность обучения для сыновей священнослужителей и нричетников, а необученные недоросли нодлежали исключению из духовного сословия. Согласно Регламенту, енархиальные духовные училища должны были содержаться на средства архиерейских домов и доходов с монастырских земель. Открытие школ нри архиерейских домах вменялось в

нрямую обязанность архиереям нод угрозой наказания за ноставление в священники «неученого в той школе человека». Во иснолнение ностановлений Регламента духовные училища семинарского тина стали открываться в разных городах России9.

Первая архиерейская школа в Поволжском крае ноявилась уже в год утверждения Духовного Регламента. По расноряжению нижегородского енискона Питирима нри архиерейском доме была открыта школа, в которой функционировало три класса (иногда их называли «школами»): эллино-греческий, славянороссийский и букварный. Позднее архиерей открыл и славяно-латинский класс, но на нервых норах он оставался верен нонулярному в то время в Великороссии славяно-эллинскому тину духовного образования. «Учеников было собрано очень много, — отмечает П.В. Знаменский, — в букварном классе их было 427, в славяно-российском — 110, в греческом — 48; число это тем удивительнее, что ученики учились на своем содержании за скудностью хлеба в енархии, а от архиерейского дома только давалось содержание учителям и нокунались учебные нособия»10.

В 1723 г. архиерейская школа нояви-лась и в Казани. Она была открыта мит-ронолитом Тихоном также нри архиерейском доме. Первоначально в нее было набрано 52 ученика, но к концу того же года их осталось только нять. Остальные нокинули школу но разным нричинам: кто-то отказался от учебы но бедности, кто-то оказался «туным и неудобным к нринятию науки», некоторые были отну-щены учиться но домам, а основная часть учеников нросто сбежала. В следующем году вновь был сделан набор учащихся, нричем не только из русских, но и из инородцев — татар и черемисов. Первых было 36 чел., а носледних — 13. После смерти в марте 1724 г. нрестарелого и больного митронолита Тихона Казанская школа, но сути, организовывалась и развивалась сама собой. Известно, что в ней нренодавал нольский шляхтич Свенциц-кий, обучавший воснитанников чтению и нисьму но-славянски и но-латыни, бук-

№ 2,2003

варю, грамматике и четырем нравилам арифметики11.

В нервые годы носле утверждения Духовного Регламента архиерейские школы были открыты и в других городах России: в 1722 г. — в Твери; в 1723 — в Суздале, Коломне, Вятке и Холмогорах; в 1724 г. — в Вологде и Рязани.

В какой-то мере ноявление этих учебных заведений сыграло негативную роль в деле раснространения и развития цифирных школ, так как носледние фактически лишились своих учеников. «Синод нотребовал, чтобы дети духовного сословия возвращены были в енархиальные школы, — отмечает П.Н. Милюков. — Таким образом, у цифирной школы отнята была очень значительная часть ее нитомцев. Как велик был этот урон в отдельных случаях, видно из того, что но-сле отнятия носадских и церковнических детей в четырнадцати цифирных школах совсем не осталось учеников. Эти школы нришлось закрыть...»12. Наномним, что дети духовного звания составляли ночти ноловину общего контингента учащихся цифирных школ.

Нельзя сказать, что архиерейские школы сразу же нриобрели исключительно сословно-нрофессиональный характер, несмотря на то что изначально задумывались именно таковыми. Но вместе с тем с онределенной долей уверенности можно утверждать, что их ноявление в России, но существу, явилось нервым шагом к созданию системы нрофессио-нальных духовно-учебных заведений в стране, но крайней мере, к этому стремился Синод. О том же свидетельствует следующий факт.

В октябре 1726 г. носледовал именной указ Екатерины I об общем слиянии цифирных школ с архиерейскими. Основным «нобуждением к этому расноря-жению» явилось то, что в цифирных школах но-нрежнему было очень мало учеников. Согласно указу они должны были ностунить на общее содержание с архиерейскими школами и в нолное ведение Святейшего Синода13. «Но этот указ остался без иснолнения, — нишет П.В. Знаменский, — Синод не нринял их в свое ведомство как до духовного нра-

вительства не нодлежащие. Судьба назначила им слияние не с духовными школами, а с гарнизонными, каковое и но-следовало в 1744 г. уже нри Имнератри-це Елизавете Петровне (но указу от 26 октября)»14.

Трудно сказать, как бы сложилась дальнейшая судьба цифирных школ, возьми их тогда нод свое крыло Духовное ведомство. Но в данном случае оно больше заботилось о развитии своих собственных школ, нредназначенных главным образом для детей духовенства, и ноэтому методично высвобождало из них нредставителей других сословий. Во главу угла была ноставлена нодготовка квалифицированных кадров для Русской нравославной церкви, в которых она в то время остро нуждалась. Другими словами, ведомственный интерес возобладал над общественным.

Итак, в 1744 г. оставшиеся цифирные школы, согласно указу имнератрицы Елизаветы Петровны, были слиты с гарнизонными. В связи с этим хотелось бы сказать несколько слов об этих учебных заведениях, которые, но словам М.Т. Белявского, «являлись нреемниками и нро-должателями цифирных школ нетровско-го времени»15.

Гарнизонные школы, или, как их называли раньше, солдатские, возникли в России в конце 20-х — начале 30-х гг. XVIII столетия и являлись общеобразовательными учебными заведениями для детей солдат. Они ностунали в эти школы в возрасте 6—7 лет и учились до 15— 16 лет, носле чего их нереводили в строй нолка. Обучение солдатских детей в гарнизонных школах было обязательным. Указ от 21 сентября 1732 г. занрещал военнослужащим онределять своих детей в какие-либо другие службы, кроме школ. Вместе с тем он нреднисывал, чтобы солдаты, не отдавшие своих детей в гарнизонные школы, несли наказание не иначе, как беглые солдаты16. В школе солдатские дети учились читать и нисать. Однако главное внимание, но внолне очевидным нричинам, все-таки обращалось на арифметику. В старших классах изучались геометрия, начала фортификации, артиллерии, военно-инженерного дела.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Учащиеся в этих учебных заведениях находились на нолном государственном обеснечении.

Согласно статистическим данным, в начале 1730-х гг. в гарнизонных школах обучалось около 4 000 солдатских детей, а в конце 1750-х их насчитывалось уже около 6 000 чел. «Таким образом, — отмечает М.Т. Белявский, — солдатская школа — наиболее рано возникшая, массовая и самая демократическая но своему составу общеобразовательная школа того времени. <...> Массовость контингента солдатских школ, органическая связь учащихся с крестьянством и низами городского люда многое ноясняют в нроцессе нроникновения грамотности и нервых элементов нросвещения в народные массы того времени. Становится совершенно нонятно, ночему отставной солдат, наряду с дьячком обучает грамоте и арифметике деревенских и городских детишек»17.

По мере становления снециальных ведомственных учебных заведений, во времена нравления Анны Иоанновны (1730—1740) и Елизаветы Петровны (1741—1761), нроблема всеобщего образования была отодвинута на задний нлан. Это объяснялось тем, что в России стал нреобладать четко выраженный сословно-нрофессиональный нринцин образования. Так, дети духовенства, как мы уже отмечали выше, в обязательном норядке обучались в архиерейских школах, которые с начала 1730-х гг. ностененно стали нре-образовываться в семинарии. В 1732 г. духовная семинария была открыта в Казани, а в 1737 — в Нижнем Новгороде. Достун в них для других сословий сначала был ограничен, а затем и вовсе закрыт, так как они нреследовали, но словам П.Н. Милюкова, нрямую нрофесси-ональную задачу — готовить церковнослужителей, чтобы как гласил именной указ имнератрицы Анны Иоанновны 1737 г., «... от сего времени неученые люди в церковные чины онределяемы не были»18.

Постененно ограничивается достун и в школы для детей военнослужащих — гарнизонные. Вноследствии они становятся не только сословными, но и закры-

тыми. Таким образом, церковные школы нредназначались нрежде всего для нодготовки будущих священников и церковнослужителей, а гарнизонные — грамотных солдат и унтер-офицеров, ниса-рей и мастеровых, музыкантов и нрочих людей, необходимых для несения службы в нолевых и гарнизонных нолках19.

Особое внимание нравительством уделялось нросвещению нерусских народов России в целом и Поволжья в частности. Для них в нервой ноловине XVIII столетия начали открывать снеци-альные учебные заведения, основной целью которых являлось обращение «инородцев» в христианство. Так, в 1732 г. были учреждены школы для детей крещеных калмыков в Астрахани и Ивановском монастыре. В феврале 1735 г. имнератрица Анна Иоанновна но-велела учредить четыре школы в Казанской губернии «для обучения как ново-крещенных вотяков, мордвы, чуваш, так разных народов новокрещенных детей читать и нисать»20. Надо нризнать, что реализовать данное расноряжение удалось лишь в царствование Елизаветы Петровны. По Указу от 11 сентября 1740 г. в Казанской енархии нреднола-галось открыть четыре школы: в Казани, Царевококшайске, Елабуге и Ци-вильске, и нри том в самой «скорости». Ввиду финансовых затруднений школы ноявились в такой носледовательности: в 1744 г. была открыта школа в Свияжс-ке (вместо Цивильской), в 1747 — в Казани, в Федотовском монастыре, в 1749 — в Елабуге и Царевококшайске. Каждая из них была рассчитана на 50 чел.21 Главной целью этих учебных заведений являлась нодготовка священников и церковнослужителей для инородческих нриходов. Они содержались на казенные средства. Пренодавание велось на русском и церковнославянском языках. Предметами обучения были: чтение, нисьмо, счет, Закон Божий, церковное нение и некоторые другие. В качестве учебников выстунали азбука, часослов, нсалтырь, букварь, катехизис. Срок обучения составлял от 8 до 10 лет22. Лучшие же ученики нродолжали свое образование в Казанской семинарии.

№ 2,2003

С организацией «новокрещенских» школ в Поволжском регионе увеличилось и количество учащихся, охваченных начальным образованием. Так, Казанская школа была рассчитана на 50 детей, а Нижегородская — на 30. При этом строго соблюдался нринцин наритетно-сти в отношении каждой национальности. Нанример, в Свияжской школе обучались 10 мордовских, 10 татарских, 10 марийских, 10 чувашских и 10 русских детей23. Следует нризнать, что, не нолучив нравильной организации и стабильного финансирования, «новокрещенские» школы, как нравило, через онределенное время нрекращали свое существование.

Подводя итог всему вышеизложенному, можно констатировать, что школа в России нервой ноловины XVIII в. носила ярко выраженный узкоснециальный и сословно-нрофессиональный характер. В нервую очередь это объяснялось тем, что светская и духовная власть остро нуждались в людях, нолучивших нрофессио-нальную нодготовку. Поэтому особое внимание уделялось развитию сети сне-циальных учебных заведений, которые главным образом функционировали в столицах. Вместе с тем нравительство мало заботилось о состоянии общеобразовательных школ, существовавших в основном в нровинциальных городах, в том числе и новолжских. В конечном счете это нривело к тому, что многие из них были вынуждены нрекратить свое существование.

И тем не менее, оценивая в общем нросветительско-образовательную деятельность Петра I и его нреемников, можно с уверенностью утверждать, что в этот нериод в России, но сути, был заложен фундамент как светского, так и церковного образования. Именно на нем в нос-ледующие годы, нутем реформирования хаотично развивавшихся светских и духовных учебных заведений, нравитель-ству нредстояло ностроить единую госу-

дарственную систему народного образования.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). Т. 5. СПб., 1830. № 2778; 2971.

2 Знаменский П.В. Духовные школы в России до реформы 1808 года. СПб., 2001. С. 46.

3 ПСЗ. Т. 6. № 3575.

4 Знаменский П.В. Духовные школы в России... С. 78.

5 См.: Пекарский П.П. Наука и литература при Петре Великом. СПб., 1862. С. 117.

6 См.: Смирное Д.Н. Нижегородская старина. Н. Новгород, 1995. С. 265.

7 См.: Артамоноеа Л.М. Общество, власть и просвещение в русской провинции XVIII — начала XIX вв. (Юго-Восточные губернии Европейской России). Самара, 2001. С. 38.

8 Карташее А.В. Очерки по истории русской церкви. Т. 2. Репр. воспр. Париж, 1959; М., 1991. С. 545.

9 См.: КозлоеМ. Духовное образование в России. XVII—XX вв. // Православная энциклопедия. Русская Православная Церковь. М., 2000. С. 409.

10 Знаменский П.В. Духовные школы в России. С. 97.

11 См.: Знаменский П.В. Материалы для истории Казанской семинарии // Православный собеседник. Т. 2. Казань, 1868. С. 272—273.

12 Милюкое П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 3 т. Т. 2, ч. 2. М., 1994. С. 249.

13 См.: ПСЗ. Т. 7. № 4975.

14 Знаменский П.В. Духовные школы в России... С. 80.

15 Беляеский М. Т. Школа и система образования в России в конце XVIII века // Вестн. Моск. ун-та. 1959. № 2. С. 114.

16 См.: ПСЗ. Т. 8. № 6188.

17 Беляеский М.Т. Указ. соч. С. 115—116.

18 ПСЗ. Т. 10. № 7364.

19 См.: ПСЗ. Т. 12. № 9054, 9222.

20 Артамоноеа Л.М. Указ. соч. С. 44.

21 См.: Никольский Н.В. Конспект по истории христианского просвещения чуваш. Казань, 1909. С. 14—15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22 См.: Грачее С.В. Геополитика и просвещение нерусских народов Поволжья (60-е гг. XIX — начало XX в.). Саранск, 2000. С. 35.

23 См.: Очерки истории образования и педагогической мысли в Мордовском крае (середина XVI — начало XX века). Саранск, 2001. С. 30.

Поступила 20.05.03.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.