11. Federal Law "On education in the Russian Federation" from 29.12.2012 № 273-FZ. [in Russian].
12. Federal state educational standard of General secondary education (10-11 KL). Approved by the Ministry of education and science of the Russian Federation of 17 may 2012 № 413. [in Russian].
13. Federal state educational standard of secondary professional education in the specialty 11.02.11 Communication network and switching system. Approved by the Ministry of education and science of the Russian Federation of 28 July 2014 № 813. [in Russian].
Сведения об авторах: Фаизова Элина Фарижановна,
аспирант кафедры педагогики и психологии,
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: ef_faizova@mail.ru
Information about the authors: Faizova Elina Farizhanovna,
Postgraduate student,
Department of Pedagogy and Psychology,
South-Ural State Humanitarian
Pedagogical University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: ef_faizova@mail.ru
УДК 37(09c) ББК 74.03(2Рос)
Т.П. Эйхман
РАЗВИТИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТОЛИЦЕ СИБИРИ Г. ТОБОЛЬСКЕ В НАЧАЛЕ XVIII ВЕКА
Развитие народного образования в России имеет поэтапный и сложный характер. И именно XVIII век явился переломным веком в становлении системы образования в России. Её развитие происходило не только в центральной части страны, но и за Уралом. Именно Сибирь явилась той частью страны, с которой Россия начала расширяться, еще со времен завоевания её Ермаком. Появление первых школ в центральных городах, сопровождались и открытием их и в Сибири, а именно в Тобольске.
Ключевые слова: Сибирь, образование, система, развитие, первая школа, методика, век.
T.P. Eikhman
THE DEVELOPMENT OF PUBLIC EDUCATION IN THE CAPITAL OF SIBERIA TOBOLSK AT THE BEGINNING OF XVIII CENTURY
The history of public education in XVIII century in the former capital of Siberia Tobolsk is discussed. The development of public education in Russia was full of obstacles. XVIII century was a very important time for its development. Siberia played an important role in all spheres of the country, a land stretching beyond the Ural Mountains, which broadened Russia. The appearance of first educational establishments in the capitals accompanied the work of first schools in Tobolsk.
Key words: Siberia, education, system, development, first school, methods, century.
£ Век восемнадцатый - век просвеще- ученых и писателей: М.В. Ломоносова,
ния и перелома во всех сферах общества И.И. Бецкого и даже правление просве-^ того времени. Появление выдающихся щенной императрицы во второй полови-
не XVIII века способствовало изменению умственного настроя общества. В этот период начинают закладываться предпосылки для развития народного образования по всей России. Начало работы школ за Уралом повлияло на их открытие в Восточной её части, а именно в Сибири. Во время присоединения к России, занятия хозяйством и освоения русским народом, Сибирь также повиновалась существовавшей тогда государственной и политической системе страны, со всеми её изъянами и недочетами. В начале XVIII века в Москве, Киеве и Санкт Петербурге появляются первые учебные заведения, почти одновременно они организуются также и в столице Сибири - Тобольске.
Развитию просвещения, с одной стороны, сопутствовали определенные позитивные моменты: покровительство государства и церкви, большое иностранное влияние. С другой стороны, развитие серьезно осложняли природные условия: географическое положение с суровым климатом (экстремальные природно-климатические условия тайги и тундры); большая, далекая и труднодоступная территория, невысокий уровень развития производительности; немногочисленность, раздробленность и непоседливость местного населения; распространение патриархально-родовых и феодальных отношений.
Будучи столицей всей Сибири Тобольск в то время главенствовал над всеми городами Зауралья. Его значение по стране равнялось с Санкт-Петербургом. В то время на всех географических картах крупно прорисовывалось именно три города: Москва, Санкт-Петербург и Тобольск.
До восемнадцатого века в Сибири отсутствовали как таковые школы. Существовало множество частных учителей: писцы - подьячие, церковнослужители. Согласно данным историка А.И. Сулоц-кого одним из первых учебных заведений в Сибири была духовная архиерейская школа, которую открыл митрополит Филофей Лещинский в 1702-1703 году в Тобольске. Её можно было назвать «второй в России провинциальной школой для подготовки низшего звена служителей церкви» [9, с. 12].
Но согласно архивным документам начала XVIII века еще до прибытия митрополита Филофея Лещинского в Тобольск там уже существовала школа нерелигиозного направления. Она была открыта в 1701 году воеводой Черкасским. Учителями в ней служили Томские жители Григорий и Василий Дровнины. В ней обучали, в основном, тобольских дворянских и боярских детей.
Сначала учили грамоте и латинскому языку, позже арифметике, затем геометрии, фортификации и артиллерийскому делу. Последним двум предметам учил специально приглашенный пленный швед Антон Деловал. По документам о первой светской школе в Тобольске было установлено, что из учебных пособий приблизительно в 1702-1703 гг. в библиотеке школы были арифметические книги. Их упоминание встречается в связи с «расходами на приобретение сукна для изготовления переплетов» [1, с. 71].
Работа двух разных школ, светской и духовной, конечно, огорчали духовенство, которое играло ведущую роль в деле просвещения. Конечно, Филофей Лещинский, который был митрополитом всей Сибири в то время не был доволен такой школой. Его не устраивал состав учащихся и учителей и особенно учебная программа. Хотя работа сразу двух школ одобрялась чиновниками. Из записок Сибирского приказа о структуре школ в Тобольске мы можем узнать о светской и духовной школах: «Первой у Митрополита, а учить поповских детей и дьяконовских и прочих чинов духовных до Церкви надлежащих, а ведать их и учителей Митрополиту. Во второй школе учить дворянских, служилых, торговых и промышленных людей детей грамматике, арифметике, геометрии, фортификации, архитектуре и прочим тем подобным. А школы и учителей ведать боярам и воеводам для того, что те науки духовного чина людям не надлежат...» [13].
В 1703 году количество учеников светской школы увеличилось до 120 человек, в то время как численность учащихся архиерейской школы варьировалось в разные годы от 15 до 90. Митрополит Ле-щинский всячески старался помешать работе школы воеводы Черкасского,
го ^
ф ш
£
О) ^
га т го
X
ей
О) ¡£ о
-О ^
о ю о
ю
о
О)
с; о
I-
о
ей
к ^
X
го ей о
со
го
Ю О
О X
ч
о ^
го
X
го о.
X
го S X >s О
d
хотел её закрыть, чего и добился в 1704 году.
Открытие Тобольской архиерейской славяно-русской школы осуществилось в 1703 году. Ф. Лещинский написал прошение в 1702 году к Петру I о пособии на содержание школы. Также он представил программу:
1) брать в школу детей всех сословий; 2) вести обучение на русском и латинском языках; 3) нанять учителей из Черниговских и киевских монахов; 4) открыть типографию для издания нужных учебников.
Царь принял только один пункт из этого списка, о приглашении украинских учителей. «Деньги на содержание рекомендовал взять из митрополичьих расходов» [4, с. 40].
Скоро по заданию митрополита боярский сын Еремей Иванов был отправлен в Киев с миссией привлечь учителей и купить учебную литературу. Посланник в Киево-Печерском монастыре купил 206 учебных богослужебных книг, что послужило основой для первой в Сибири школьной библиотеки. Преподавание в школе было организовано по образцу украинских духовных школ. Однако через двенадцать лет после её открытия школу начали посещать дети новокрещенных сибирских местных жителей-вогулов и остяков, затем туда начали поступать дети из других сословий.
В программу школы входило обучение словесной грамоте, чтению букваря, часослову, псалтырю, библии, ведение церковной службы. После запроса Священного Синода всея Руси в 1727 году Тобольская Епархия отчиталась, что из 33 человек, которые обучались с 1703-1726 гг. в Тобольской школе, 5 человек научились «букварю, малому часослову, читать и петь церковные службы», 14 - «десятос-ловию и грамматике», 14 - «одному деся-тословию». 29 из них заняли дьяконские и причетнические должности [6, с. 64]. За двадцать пять лет со времени открытия школы она имела только 29 выпускников, что подтверждает наличие сложностей в обучении. Этот малый процент свидетельствовал о постоянном выбывании учащихся из-за материальных проблем и плохой успеваемости. В 1727 году
в школе учились 57 учеников. Через год в программу было введено преподавание латинского языка, и из славяно-русской она переросла в славяно-латинскую. Это введение еще усугубило трудность в освоении программы в обучении, которой и так не каждый учащийся мог овладеть. Архиерейская школа работала с временными промежутками в течение первых четырех десятилетий XVIII века, и латинский язык был одной из главных причин для реформирования её в духовную семинарию до 1743 года [6, c. 67].
По указу Петра I, принятому в 17151716 гг., в стране открылись цифирные начальные школы. В приказе от февраля 1714 года было начертано: «Во всех губерниях дворянских и приказного чина, дьячих и подьяческих детей от 10 до 15 лет, опричь однодворцев, учить цифири и некоторую часть геометрии и для того учения послать математических школ учеников по нескольку человек в губернию по архиереям и в знатные монастыри, и в архиерейских домах и монастырях отвесть им школы....» [7, c. 20].
Цифирные школы были открыты для обучения всех детей (кроме крепостных крестьян). В Сибирь приехали ученики Московской навигационной школы Никита Пилецкий и Яким Лодейников с намерением открыть несколько местных цифирных школ. Первая из них была открыта в Тобольске. Ученики этих школ учили основы грамоты, военное дело, различные профессии. В 1721 году Петр I издал указ, где говорилось, что в каждом из пятидесяти гарнизонных пехотных полков выделялось по пятьдесят мест для солдатских детей от семи до пятнадцати лет, которых принимали в цифирные школы на казенном содержании. Это было причиной постепенного превращения цифирных школ в гарнизонные [5, c. 288].
В 1732 году был выпущен указ об учреждении гарнизонных школ. Выпускники этих школ служили на низших командных, канцелярских и хозяйственных должностях в сибирских воинских частях. Эти учебные заведения частично выполняли одну из важных целей образовательной системы, а именно: обеспечение грамотными кадрами некоторые
области государственной службы. Учителями школы в Тобольске являлись офицеры Тобольского гарнизона и выпускники Московской геодезической школы [8].
После битвы под Полтавой в 1709 году шведские военнопленные были сосланы в разные города по России. Несколько пленных пытались вместе бежать, это послужило причиной, что большая часть всех пленных шведов была отправлена в Сибирь. Многие из них были поселены в Тобольске, остальных разместили по ближайшим деревням и городам. Солдаты выполняли казенную работу, офицеры и чиновники была предоставлены сами себе [3, с. 1].
Среди офицеров, оставшихся в Тобольске, был один капитан Альбедиль-ского драгунского полка Курт Фридрих Фон Врех. Он был очень набожным человеком и за свое примерное поведение был уважаем своими товарищами [10]. Впоследствии он открыл частую школу, которая известна в истории как школа капитана фон Вреха и просуществовала около 10 лет с 1711 по 1721 гг.
Это учебное заведение представляет собой большой интерес в нашем исследовании, потому что в нем использовались различные новые методики в воспитании и обучении, которые редко встречались в то время. Желание капитана помочь бедному ротмистру в воспитании сына подтолкнуло его к идее об открытии школы. Он считал это благочестивым делом и заработком для пропитания. Позднее добрая слава о пленном учителе распространилась повсюду, в числе его воспитанников уже было три русских дворянских мальчика с Украины. Через два года Врех имел уже восьмерых русских учеников и одного сына русского князя [3, с. 1].
Школа завоевала симпатии народа. Она получала от сочувствующих ему немецких профессоров, а также и от состоятельных русских денежные и книжные пособия. Необходимо отметить, что Фон Врех был пиетистом и имел свой взгляд на воспитание. Судя по его мнению, человек больше настроен ко злу, чем к добру и не может ничего сделать хорошего без содействия Божия. Поэтому ему необходимо обязательно искать с
ним общения. Так как светская жизнь казалась ему одной из главных причин, отклоняющих людей от Бога, то было необходимым, чтобы дети были совершенно отдалены от всякого общества, имеющего влияние на впечатлительные детские умы. Следовательно, учащимся должны были жить в школе. В Сибири это было довольно новым, особенно для того времени, и это было похоже на пансион.
Школа имела свое здание и существовала на деньги родителей учеников и пожертвования. Она составляла с учителями и прислугой 18 человек к концу 1714 года, а именно: в ней было 3 учителя, 11 воспитанников, 1 эконом, 1 работник и 1 служанка. В 1715 году в ней было 55 человек, из них директор с 6 учителями, 1 надзирательница для девочек, 4 русских мальчика, 18 мальчиков сыновей пленных, 12 девочек дочерей пленных, 4 работника, 1 эконом, 2 помощника эконома, 3 работника для черной работы [10, с. 3]. Каждый год число воспитанников росло, 1716 г. - 86 человек, 1717 г. - 96, к закрытию школы там училось около 139 учеников. Существовавшая уже в то время архиерейская школа не могла поспорить с этим учебным заведением по количеству учащихся и качеству обучения.
В начале своей работы программа обучения была простой. Детей обучали только читать и писать, священной истории и краткому катехизису. Капитаном был написан Устав школы, который был руководством для учителя в обучении и воспитании. В соответствии с уставом было создано пять классов: в первых четырех обучали Закону Божию, читать и писать. В пятом, или высшем классе, обучали латинскому, немецкому, французскому языкам, географии, арифметике и рисованию. Языком общения и преподавания был немецкий, потому что большая часть воспитанников были немцы. Благочестие капитана-педагога сказывалось во всем строе школы, которое носило характер монашеского, аскетического общежития. Воспитанников будили за два часа до рассвета, затем все молились. Во время перерыва разрешалось говорить только о боге. Последний пункт школьного устава сообщал, что «бегать, смеяться без толку и затевать шумные игры строго
го
¡£ ф
ш
£
О) ^
го т го
X
ей
О) ¡£ о
-О ^
о ю о
ю
о
О)
с; о
I-
о
ей
к ^
X
го ей о
со
го
Ю О
О X
ч
о ^
го
X
го о.
воспрещается» [2, с. 5]. Так как в школе самостоятельное развитие детей было сведено до минимума, то в телесном наказании не было необходимости, но все равно наказания применялись, хотя и очень редко. Школа сильно отличалась от казенных учебных заведений, была хорошо материально обеспечена, имела пансионат, квартиры для учителей и воспитателей, больницу и аптеку.
Все сказанное позволяет сделать вывод, что это учебное заведение представляла собой так называемый учебно-воспитательный и лечебно-оздоровительный комплекс. Это было довольно ново для того времени; пожалуй, на протяжении всего восемнадцатого века не было такой частной школы, включавшей в себя образовательные и воспитательные функции, а также содержание учеников. Она прекратила свое существование после окончания Великой Северной войны в 1721 году и возвращения пленных на свою Родину [4, с. 40].
Накопленный в середине восемнадцатого века практический опыт деятельности первых учебных заведений способствовал их последующему объединению в региональную школьную систему и переходу от начального к среднему общему и профессиональному образованию. Необходимость в этом осознавала, прежде всего, православная церковь, заинтересованная в обеспечении храмов и монастырей образованными священнослужителями. По данным Н.С. Юрцовско-го, каждый второй пастырь сибирских приходов был азбучно неграмотным, исполнял службу, полагаясь на живое слово, обращенное к Богу и людям [12].
Перемены обозначились в 1743 году, когда на базе архиерейской школы была
основана Тобольская духовная семинария - первое среднее учебное заведение в Сибири, призванное готовить священнослужителей из местного населения. Право открытия семинарии принадлежало митрополиту Сибирскому Антонию II (Нарожницкому), настоятелю Троице-Сергиевой лавры в прошлом [11, c. 256]. Конечно, образованный и дальновидный митрополит преследовал цель своего детища в том, чтобы привлечь к религиозному образованию детей сибирского духовенства, вырастить серьезную смену священников Сибирской епархии. Благодаря митрополиту семинария была обеспечена учебным и жилым зданиями. Она была обеспечена квалифицированными преподавателями - выпускниками Московской и Киевской духовных академий.
Начало XVIII века можно рассматривать как важную ступень начала становления народного образования не только в центральной части России, но и на её отдаленных территориях, а именно за Уралом. История шла последовательно и логично. От простых школ учебные заведения переходили в серьезные институты, например, открытие духовной семинарии к середине века.
Таким образом, как можно заметить, знаменитые умы того времени все таки видели толк больше в гуманитарном образовании. Это давало неплохие результаты в развитии логики и ума. Начало было многообещающим, что впоследствии привело к неплохим результатам в образовании в царской России, затем в советское время. На сегодняшний день выводы о нынешней системе образования остаются весьма противоречивыми.
Библиографический список
1. Винокурова, Н.В. Первые учебники в Сибирской школе [Текст] / Н.В. Винокурова // Три века сибирской школы: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 300-летию народного образования в Сибири. - Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2001. - С. 71-72.
2. Дмитриев-Мамонов, А.И. Материалы к истории народного просвещения в Западной Сибири [Текст] / А.И. Дмитриев-Мамонов // Тобольские губернские ведомости. - 1884. - № 22. - С. 5.
3. Из родной старины. Пленные шведы в Сибири [Текст] // Сибирская торговая газета. - 1898. -28 августа. - С. 8.
4. Кузнецов, Е. По Тобольским архивам [Текст] / Е. Кузнецов // Тобольские губернские ведомости. - 1893 - № 27. - С. 38-40.
5. Малышева, М.П. Источники по истории просвещения Западной Сибири в Конце XVIII - начале XIX в. Источниковедение и источникография городов Сибири конец XVIII начало XIX в. [Текст] / М.П. Малышева. - Новосибирск: Наука, 1987. - 132 с.
6. Пекарский, П. Введение в историю просвещения в России XVIII столетия [Текст] / П. Пекарский. - СПб., 1862. - 120 с.
7. Полное собрание законов Российской империи с 1649 года: в 50 т. Т. V. № 2778. - СПб., 1830. -783 с.
8. Прибыльский, Ю.П. Колыбель просвещения [Текст] / Ю.П. Прибыльский // Тобольская правда. - 1992. - 24 марта. - С. 2-3.
9. Сулоцкий, А. Старинный Тобольский учитель Силовестрович и ученик его Мирович [Текст] / А. Сулоцкий // Тобольские губернские ведомости. - 1871. - № 26. - С. 12-15.
10. Шведская школа в Тобольске в царствование Петра Великого [Текст] // Тобольские губернские ведомости. -1857. - № 30. - С. 2.
11. Школа Тобольской губернии в XVIII - начале XX вв [Текст]: хрестоматия: в 2 т. Т. 1 / Ю.П. Прибыльский. - Тюмень: Вектор Бук, 2001. - 256 с.
12. Юрцовский, Н.С. Очерки по истории просвещения в Сибири [Текст] / Н.С. Юрцовский. -Новониколаевск, 1923. - 253 с.
13. «Государственный архив в г. Тобольске». Ф. 214, оп. 1, д. 1420, л. 137.
References
1. Vinokurova N.V. First books in Siberian school. Three centuries of Siberian school. Materials of a All Russia scientific conference devoted to 300 anniversary of public education in Siberia.. Tobolsk.:Izd-vo TGPI im.D.I.Mendeleeva.2001. P. 71-72. [in Russian].
2. Dmitriev-Mamonov A.I. Materials about the history of public education in Western Siberia. Tobolskie gubernskie vedomosti, 1884. № 22. P.5. [in Russian].
3. From ancient times. Captured Swedes in Siberia. Sibirskaya torgovaya gazeta, 1898. 28 August. P. 8. [in Russian].
4. Kuznetsov E. In Tobolsk Archive. Tobolskie gubernskie vedomosti, 1893. № 3. P. 38- 40. [in Russian].
5. Malysheva M.P. Documents about the history of education of Western Siberia at the end of XVIII beginning XIX centuries. htochnikovedenie i istochnikographiya sibirskich gorodov v kontse XVIII nachale XIXvekov: sb.nauch.trudov. Novosibirsk.: Nauka.1987. P. 132. [in Russian].
6. Pekarskiy P. Introduction into the history of education in Russia XVIII century. St.Petersbourg, 1862. P. 120. [in Russian].
7. Full collection laws of Russian Empire since 1629. In 50 т. Т. V. № 2778. St.Petersbourg. 1830. P. 783. [in Russian].
8. Pribylsky U.P. A cradle of education. Tobolskaya Pravda, 1992. 24 March. P. 2-3. [in Russian].
9. Sulotsky A. an ancient teacher from Tobolsk Silvestrovich and his pupil Mirovich. Tobolskie gubernskie vedomosti, 1871. №26. P. 12-15. [in Russian].
10. Swedish school in Tobolsk during the Peter I reign. Tobolskie gubernskie vedomosti, 1857. № 30. P.2. [in Russian].
11. School of Tobolsk province in 18th beginning 19th centuries. Reading book. In 2 p. Part 1. Tumen: Vektor book. 2001. P. 256. [in Russian].
12. Urtsovsky N.S. Essays about the history ofeducation in Siberia.. Novonikolayevsk, 1923. P. 253.
13. "State Archives in the city of Tobolsk" F.214, op.1,d.1420, l.137. [in Russian].
Сведения об авторе: Эйхман Татьяна Павловна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры филологического образования,
Тобольский педагогический институт им. Д. И. Менделеева (филиал) Тюменского государственного университета, г. Тобольск, Российская Федерация. Ктай: eikman_t@mail.ru
Information about the author: Eikhman Tatyana Pavlovna,
Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Philological Education, Tobolsk Pedagogical Institute named after D.I. Mendeleev (Branch of Tyumen State University), Tobolsk, Russia. E-mail: eikman_t@mail.ru
Ф m
£ 0)
ro
T
ro
X
m
a)
О .0
о ю о
CL S
ю s О a) J s с; о
I-
о
CÛ
к s X
го
CÛ
о
со ГО
ю о
о
X
ч о
го
X
го CL