Научная статья на тему 'Вопросы воссоздания и развития сельскохозяйственной кооперации и малые формы хозяйствования в АПК'

Вопросы воссоздания и развития сельскохозяйственной кооперации и малые формы хозяйствования в АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы воссоздания и развития сельскохозяйственной кооперации и малые формы хозяйствования в АПК»

функционально обеспечивающей закладываемый объект, либо принадлежащего залогодателю права аренды этого участка или его соответствующей части. При этом должен быть учтен запрет, установленный п. 1 ст. 63, предусматривающий, что ипотека земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается. Таким образом, практическая реализация залоговых схем с муниципальным имуществом весьма ограниченна, поэтому до сих пор не получила распространения.

В этой связи представляется целесообразным изменение механизма государственной поддержки развития сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов в рамках приоритетного национального проекта «Разви-

тие АПК». В качестве альтернативного варианта, например, может быть рассмотрено выделение целевых субвенций муниципальным образованиям для участия последних в создаваемых сельскохозяйственных потребительских кооперативах. Такой механизм, с одной стороны, обеспечит реальное участие главы администрации района и сельского поселения в развитии муниципальной экономики и формировании доходов муниципальных бюджетов путем стимулирования деловой активности, создания новых рабочих мест, повышения занятости и доходов сельского населения, а с другой стороны, участие муниципальной власти в управлении кооперативом повысит уровень контроля за его деятельностью.

ВОПРОСЫ ВОССОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ И

МАЛЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В АПК

А.В. Варламов, науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и информатики

им. А.А. Никонова

Воссоздание и развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации стало актуальной темой в связи с изменениями положения и функций различных групп производителей в отечественном сельском хозяйстве и усложнением внутренней структуры укладов. Сельскохозяйственные предприятия потеряли частично, а порой и полностью, возможности осуществлять социальные по отношению к сельским жителям и обслуживающие сельские личные подсобные хозяйства функции, а часть из них - финансовую устойчивость и перспективу хозяйственной деятельности. Количество предприятий и организаций на селе возрастает, идет фактическое их разукрупнение и параллельно, формирование агрохолдингов.

В то же время возросло народнохозяйственное значение малых форм хозяйствования, так как для многих селян их подворные хозяйства становятся главным, а часто и единственным источником семейного дохода. В условиях неэквивалентного межотраслевого обмена, недостаточного уровня производства сельскохозяйственных предприятий и их неустойчивого финансового положения, а также социальной значимости малых форм хозяйствования вопросы их поддержки стали объектом внимания со стороны государства, что выразилось во включении соответствующего направления в приоритетный национальный проект «Развитие АПК».

Принятие приоритетного национального проекта «Развитие АПК» явилось закономерным признанием актуальности проблем сельского хозяйства на современном этапе. Национальный проект призван обеспечить по-

мимо таких проблем развития агропромышленного комплекса, как ускоренное развитие животноводства и обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе, и решение вопросов стимулирования развития малых форм хозяйствования.

При этом важная роль в реализации данного направления отводится сельскохозяйственным потребительским кооперативам. Они призваны объединить сельских жителей, занятых в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ), крестьянских (фермерских) хозяйствах (К(Ф)Х) и предпринимательством и, как правило, не имеющих достаточного залога. Кооперативам отводится роль организаций, обслуживающих малые формы хозяйствования в сферах кредитования, снабжения, сбыта и переработки продукции.

Средства, выделенные для реализации проекта, предусмотрено расходовать на субсидирование процентной ставки по кредитам, взятым субъектами малых форм хозяйствования в кредитных организациях. Среди основных мероприятий по направлению намечено: увеличение и удешевление кредитных ресурсов, привлекаемых ЛПХ и К(Ф)Х и создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами; модернизация и развитие инфраструктурной сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов; формирование инфраструктуры земельно-ипотечного кредитования. Предполагается использовать кредитные средства банков, которые планируется привлекать на сумму 20 млрд р. ежегодно.

Признание возможностей кооперативной формы в сельском хозяйстве - в целом

позитивное явление. Однако формы реализации проекта в данной части ставят ряд вопросов, пока не получивших исчерпывающего ответа.

Одним из основных вопросов является недостаточная научная проработанность концепции развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов в современных условиях отечественного сельского хозяйства.

При этом определение сельскохозяйственной кооперации как потребительской связано с разделением в действующем законодательстве кооперативов на две организационнопроизводственные формы - производственную и потребительскую, а не с содержанием ее деятельности.

Сам термин «малые формы хозяйствования» возник как обобщающее определение производителей сельскохозяйственной продукции и услуг, представляющих ЛПХ, К(Ф)Х и малое предпринимательство на селе. Малые формы хозяйствования не являются синонимом малого предпринимательства, так как включают в себя не только предпринимательские, но и чисто трудовые формы хозяйствования.

ЛПХ выступают самой массовой формой малого крестьянского хозяйства и являются «личными» из-за отсутствия в прежнем законодательстве понятия «частные». В связи с существенно повысившейся ролью ЛПХ в производстве сельскохозяйственной продукции и доходах сельских жителей именно эти хозяйства становятся основной базой для массового развития кооперации на селе. Выдвижение К(Ф)Х и сельского малого предпринимательства в качестве ведущей силы в реализации части приоритетного национального проекта по развитию малых форм хозяйствования является этапным и не представляется перспективным ввиду территориальной распыленности и специфичности предпринимательских интересов.

Действенные кооперативы формируются при примерной равновеликости их членского состава для обеспечения реального, а не формального равноправия, и с этой целью в кооперативном движении было принято ограничивать удельный вес материального участия членов кооперативов. В противном случае кооператив начинает работать на коммерческие интересы ведущих участников кооперирования, что сейчас порой и происходит во вновь созданных сельскохозяйственных потребительских кооперативах. Массовое сельское кооперирование должно быть направлено на 16 млн владельцев ЛПХ или хотя бы на 3 млн товарных из них, а не на узкий круг сельских предпринимателей.

Финансовая поддержка развития малых форм хозяйствования осуществляется в двух

формах. Во-первых, прямым кредитованием через систему Россельхозбанка и, во вторую очередь, оказанием услуг и предоставлением займов сельскохозяйственными потребительскими кооперативами (в том числе кредитными).

Важным вопросом является та роль, которую играет Россельхозбанк в развитии сельскохозяйственной кооперации в рамках приоритетного национального проекта. Россельхозбанк предлагает для финансовой поддержки кооперативов такие коммерческие инструменты, как ассоциированное членство, агентские соглашения и залог ссудного процента, в то время как одним из принципов кооперации является использование механизма солидарной субсидиарной ответственности.

Россельхозбанк выступает не только как оператор по обслуживанию средств национального проекта, но и, в силу практической методики финансирования, в определенной мере в качестве одного из основных методистов, что накладывает не всегда положительный отпечаток на конкретные подходы к созданию и развитию сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Кроме того, неясно взаимодействие и разделение сфер деятельности между создаваемыми Россельхозбанком дополнительными пунктами (оффиса-ми) и кредитными кооперативами в районах. Возникает вопрос о роли кредитных кооперативов во взаимодействии с системой банка, их месте в кредитовании малых форм хозяйствования, так как они возникают, как правило, в районных центрах. Необходимо отметить, что прежние кредитные и другие товарищества, обслуживавшие крестьян, были волостного, а не уездного уровня.

Что касается сбыто-снабженческих и перерабатывающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов, то неясно, почему в приоритетный национальный проект не включены обслуживающие кооперативы хотя бы там, где сельскохозяйственные предприятия не могут помочь крестьянам в силу экономических причин в обработке земли, сенокосе, транспортными, ремонтными и другими услугами. В практических формах реализации проекта просматривается не равноправная, а подсобная роль сельскохозяйственных кооперативов по отношению к сельскохозяйственным и другим предприятиям и агрохолдингам в АПК, в то время как их цели будут достигнуты, если будет выстроена вся цепочка реализации продукции малых форм через кооперативы и их союзы (ассоциации) до конечного потребителя.

Неотработанным вопросом стала неготовность кадров, призванных проводить проект в жизнь. Разработка методических материалов и учеба кадров происходят одновременно с

практической работой по проекту. Отсюда концептуальные непонимание и недоработки. Отрицательным моментом явилось отсутствие результатов отечественных экспериментальных (пилотных) проектов, за исключением проектов с иностранным участием (ТАСИС, Транс-формер и др.).

Необходимо отметить, что средств проекта недостаточно для того чтобы достичь перелома в тенденциях развития отечественного сельского хозяйства, так как дефицит финансирования поддержки многократно выше выделенных средств и неэквивалентный обмен между сельским хозяйством и другими сферами аграрно-промышленного комплекса сохраняется. Финансовый механизм реализации

опирается на коммерческие подходы, что может существенно затруднить сбалансированное по социальным слоям распределение выделенных средств, и преимущество получат не самые нуждающиеся в государственной поддержке сельскохозяйственные производители.

В то же время надо отметить, что практический процесс создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов и научная разработка необходимых методических материалов идут параллельно и опыт вновь создаваемых кооперативов ляжет в основу более широкого и массового развития кооперации в отечественном многоукладном сельском хозяйстве.

НАЛОГОВЫЕ УСЛОВИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ

Г.Н. Карпова, к.э.н., доц., проф., зам. зав. кафедрой Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России

Одним из приоритетных направлений реализации национального проекта «Развитие АПК» являются поддержка и развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе. Речь идет о крестьянских (фермерских) хозяйствах (К(Ф)Х), личных подсобных хозяйствах граждан (ЛПХ) и сельскохозяйственных потребительских кооперативах (СХПК).

Особая роль сельскохозяйственных потребительских кооперативов связана с необходимостью помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям в сбыте их продукции, ее переработке, транспортном, ремонтном и других видах обслуживания, в осуществлении снабженческих функций. Деятельность таких кооперативов призвана способствовать повышению конкурентоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей, борьбе с монополистами в сфере переработки и сбыта их продукции, а также увеличению занятости сельского населения производительным трудом. Кроме того, для обеспечения инвестиций в развитие сельскохозяйственного производства служат создаваемые кредитные кооперативы. Востребованными также являются страховые кооперативы. Таким образом, многофункциональность СХПК способна обеспечить диверсификацию агропромышленного производства, повысить его устойчивость. В качестве членов СХПК могут выступать как малые субъекты агробизнеса (К(Ф)Х, ЛПХ), так и более крупные: организации различных организационно-правовых форм, осуществляющие сельскохозяйственную деятельность.

Хотя сельскохозяйственные потребительские кооперативы не производят собственную сельскохозяйственную продукцию, од-

нако, в соответствии с законом «О сельскохозяйственной кооперации», их деятельность должна быть направлена на удовлетворение потребностей их членов, являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Налогообложение СХПК в общем случае не содержит особых льгот. Хотя они относятся к некоммерческим организациям, это обстоятельство не освобождает их от уплаты действующих в России налогов. Можно говорить лишь об отдельных случаях невключения в налоговую базу для расчета налога на прибыль организаций отдельных видов целевых поступлений, например, членских взносов при условии их использования на цели уставной деятельности. Более того, до 2007 г. налоговые условия их деятельности были более жесткими по сравнению с сельскохозяйственными орга-низациями-товаропроизводителями. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы не имели права применять специальную систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), так как по определенному в Налоговом кодексе критерию (ст. 346.2 НК РФ) они не относились к сельскохозяйственным товаропроизводителям, поскольку не производили собственную сельскохозяйственную продукцию. Производителями сельскохозяйственной продукции являются в соответствии с законом «О сельскохозяйственной кооперации», сельскохозяйственные производственные кооперативы - коммерческие организации.

Однако последовательно проводимая в стране налоговая политика имела своим результатом благоприятные для СХПК изменения, внесенные в Налоговый кодекс Федеральным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.