Научная статья на тему 'Продовольственная безопасность России и Национальный проект «Развитие АПК» (материалы «Круглого стола» в институте экономики РАН)'

Продовольственная безопасность России и Национальный проект «Развитие АПК» (материалы «Круглого стола» в институте экономики РАН) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Продовольственная безопасность России и Национальный проект «Развитие АПК» (материалы «Круглого стола» в институте экономики РАН)»

Л. В. Попова

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ АПК»

(Материалы «круглого стола» в Институте экономики РАН)

Попова Любовь Викторовна -кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института экономики РАН.

В ноябре 2006 г. в Москве в рамках научных исследований Центра теоретических проблем экономической трансформации Института экономики РАН был проведен «круглый стол» на тему «Национальный проект "Развитие АПК" и новый взгляд на продовольственную безопасность России», подготовленный научными сотрудниками Центра. В научной дискуссии приняли участие ведущие ученые и исследователи из Института экономики и Института народохо-зяйственного прогнозирования РАН, Всероссийского института аграрных проблем и информатики, Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства РАСХН, Аграрного Центра ЕврАзЭС при ВНИИЭСХ, Российского Университета кооперации (РУК). Руководитель Аграрного направления указанного Центра Института экономики, кандидат экономических наук Б.Е. Фрумкин напомнил, что проект

«Развитие АПК» включает в себя три направления: «Ускоренное развитие животноводства», «Стимулирование развития малых форм хозяйствования» и «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе». Этот проект стал реализовываться с ноября 2005 г., чему предшествовали поиски соответствующих механизмов его претворения в жизнь.

Вопросы, затронутые в выступлениях, были разнообразными, и в целом они дали общее представление о содержании проекта «Развитие АПК», его роли в решении продовольственной безопасности и обеспеченности России. Так, заместитель ВНИИЭСХ, чл.-корр. РАСХН А.И. Алтухов в своем выступлении «Продовольственное обеспечение РФ: Новые тенденции» отметил, что продовольственная безопасность страны - неотъемлемая часть ее национальной безопасности. Проблема продовольственного обеспечения в современных условиях становится актуальной и глобальной, поскольку:

1) она затрагивает все страны мира;

2) ее решение зависит от многих внутренних и внешних факторов за рамками АПК, а уровень и качество питания населения характеризует степень социально-экономического развития страны; 3) она неразрывно связана с другими проблемами: национальной, экономической, энергетической, сырьевой, экологической; 4) на ее решение оказывают влияние международная обстановка, статус страны в мире. Ведущие государства мирового сообщества, подчеркнул А.И. Алтухов, поддерживают сравнительно высокий уровень самообеспе-

чения продовольствием, в России же он имеет неуклонную тенденцию к снижению. В отличие от них Россия, располагая 10% всех мировых запасов пахотных земель, а также половиной всех мировых запасов черноземных почв, остается крупнейшим нетто-импор-

тером сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, лишь на 2/3 обеспечивая свое население продовольствием за счет собственного производства. Сейчас, когда центр тяжести аграрных преобразований переместился в регионы, вся ответственность за продовольственное обеспечение жителей своих территорий фактически возложена на региональные власти. Расширение крупномасштабного импорта продовольствия (во многих случаях) подавляет межрегиональные продовольственные и сырьевые связи. Возрастают региональные различия в среднедушевом потреблении основных продуктов питания. А темпы роста импорта и экспорта продовольствия до сих пор были значительно выше темпов роста производства отечественной сельскохозяйственной продукции. Так, если в 2005 г. по сравнению с 2000 г. продовольственный импорт возрос почти в 2,4 раза (достиг 17,4 млрд. долл. США), экспорт - в 2,8 раза, то производство отечественной сельскохозяйственной продукции - лишь на 14,2%. Одновременно на федеральном уровне стало больше уделяться внимания протекционизму российских товаропроизводителей, а сельскому хозяйству официально был придан статус приоритетной отрасли.

Академик РАСХН И.Н. Будзалов в сообщении «Национальный проект "Развитие АПК" как реальный шаг в активизации политики аграрного протекционизма» подчеркнул его огромное значение, прежде всего, как политической акции по признанию приоритета сельского хозяйства и как реального шага к активизации аграрного протекционизма. Несмотря на крайнюю ограниченность ресурсного обеспечения проекта, его социально-экономическое значение бесспорно. Важно, что это не общая декларация «заботы» о селе и крестьянстве, а реальный шаг в социально-экономическом развитии России, ее интеграции в современные мирохозяйственные процессы. Впервые в практике исполнения аграрного бюджета за все годы реформ уже с февраля 2006 г. доведены лимиты на финансирование расходов по национальному проекту «Развитие АПК», причем бюджетная поддержка сельского хозяйства на 2006 г. увеличена на 70%. Активизируется участие регионов в реализации проекта. В бюджетах субъектов РФ на его осуществление выделяется 4,6 млрд. руб.

С самого начала вступления в силу данного проекта проявилось несовершенство механизма аграрного протекционизма и всей системы регулирования сельского хозяйства в АПК в целом. Об этом, в частности, свидетельствует механизм реализации Федеральных целевых программ по селу, в том числе программы его социального развития до 2010 г.

В.И. Тарасов, академик МИА, руководитель Аграрного Центра ЕврА-зЭС, в сообщении «Вступающая в ВТО Россия» затронул проблемы

адаптации АПК при вступлении России в ВТО, оказавшиеся в центре внимания и в известной мере - противостояния. Уточнение проблемы следует начать с обзора состояния АПК в преддверии вступления России в ВТО. По данным 2005 г., была сохранена положительная динамика развития АПК. Посевные площади зерновых культур в РФ в 2005 г. были сохранены на уровне 2004 г., в сельскохозяйственных организациях поголовье свиней увеличилось на 4%. Положительным фактором стала реализация проекта по развитию АПК.

Прирост валовой продукции сельского хозяйства за 2005 г. составил 2,4% (по ОКВЭД) и был существенно меньше, чем в целом по экономике. Рост цен на аграрную продукцию значительно отставал от повышения цен на энергоносители и средства производства. Имело место увеличение разрыва между спросом и предложением российских производителей, т.е. ежегодное увеличение импорта продовольствия и снижение уровня продовольственной безопасности. В таких условиях развитые страны начинали оказывать и оказывают мощную поддержку своему сельскому хозяйству. Страны, вступившие в ВТО, и в дальнейшем сохраняют высокий уровень поддержки своего аграрного сектора. К примеру, господдержка села в Японии составляет 6,5 тыс. долл. США на га, в ЕС -700 евро на га, в РФ - 20 долл. США на га, продукция же, идущая в Россию из ЕС, - это фактически демпинг. Можно сказать, что практически Россия уже присоединилась к ВТО по уровню таможенных тарифов, кото-

рых от нас требовали уже четыре года. Присоединение идет на навязанных России условиях, последствия налицо, потом они будут зафиксированы окончательно.

Г.С. Лисичкин, доктор экономических наук, главный сотрудник ИЭ РАН, в выступлении «Что и кто спасет Россию» отметил, что «...наша продовольственная зависимость от Запада в последнее время, как нам объясняют, уменьшилась. Из импортера зерна мы стали его экспортером». Далее он отметил, что «то же самое происходит и с минеральными удобрениями, применение которых сведено к сверхминимальному уровню, хотя их производители экспортируют это ценное сырье почти на 90%, делая наших крестьян абсолютно неконкурентоспособными. И при этом власти спят и видят себя в ВТО, чтобы окончательно добить наше сельскохозяйственное производство». Г.С. Лисичкин подчеркнул, что, «как показывает опыт экономически развитых стран, никто в них и помыслить не может, чтобы строить экономику на песке, т.е. без "железобетонных свай" сельского хозяйства. Между тем в России эта отрасль находится в глубочайшем кризисе, что создает угрозу самим основам национальной политики. Для его преодоления необходимо, чтобы государство осознало свою главенствующую роль в спасении сельского хозяйства, органично включив его в комплекс регулируемых им производственных и социальных структур».

Доктор экономических наук Д.И. Валигурский, зав. кафедрой РУК (Участие потребительской кооперации в «Национальном проекте "Раз-

витие АПК"») обратил внимание на то, что в рыночных условиях все более важную роль играет малое предпринимательство. Это - фермерские хозяйства, малые сельскохозяйственные предприятия, товарные хозяйства населения, потребительские кооперативы, индивидуальные предприниматели. Хозяйства населения, включающие личные подсобные хозяйства (ЛПХ), а также хозяйства садоводов, огородников, животноводов законодательно признаны как форма подсобной непредпринимательской деятельности (Федеральный закон об ЛПХ. 2003 г.). В годы рыночных преобразований существенно изменилась роль крупных сельскохозяйственных предприятий. По данным Росстата наблюдается устойчивая тенденция к снижению их доли в валовой продукции - с 73,7% в 1990 г. до 41,2% в 2005 г. Напротив, доля хозяйств населения возросла в этот период с 26,3 до 53,1%. Растущее внимание к семейным малым формам сельскохозяйственного производства и их функциям связано со всеобщим усилением внимания к социальным условиям развития экономики в целом и сельской местности, в частности, к возрастанию роли человеческого фактора. Эффективно работающие фермерские хозяйства и сельскохозяйственные кооперативы нередко становятся объединяющими структурами в сельской местности, создают новые рабочие места, возрождают безлюдные населенные пункты. Несельскохозяйственная деятельность агробизнеса и потребительской кооперации активна и разнообразна. Она включает переработку продукции, заготовку сырья, тор-

говлю, строительство, ремонт помещений. Содействует народным промыслам, ремеслам, предоставлению разных услуг, включая так называемый агротуризм и др. Развитие сельского предпринимательства может стать успешным и при интеграции с крупным бизнесом в сфере производства и переработки продукции, в материально-техническом обслуживании, в реализации продукции, а также в финансовой деятельности. Это позволит сельским предпринимателям представлять на рынке свою конкурентоспособную продукцию, а также противостоять монополизму торгово-заготовительных организаций, посредникам-перекупщикам. Режим налогообложения потребительских кооперативов должен быть таким же, как у сельских товаропроизводителей. Самым трудным для сельского производителя сегодня является реализация собственной продукции.

Координатор «круглого стола», кандидат экономических наук Л.В. Попова в своем выступлении сделала акцент на направлении «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе». Во многих странах с рыночной экономикой значительная роль принадлежит «третьему» сектору - кооперативному. Являясь мощным социальным амортизатором, он должен разрешать рыночные противоречия. Именно поэтому в национальном проекте ему отводится особая роль. В выступлении отмечено, что кооперативные фермерские хозяйства (КФХ), насчитывающие около 257 тыс. (75 га в среднем на одно хозяйство), и личные подсобные хозяйства - около

17 млн. (0,44 га в среднем на одно хозяйство), выполняют важнейшие функции по обеспечению населения продовольствием. КФХ и ЛПХ создают сельскохозяйственные потребительские кооперативы (СХПК). Став объектами прямой господдержки в рамках нацпроекта, КФХ, ЛПХ и СХПК получают субсидированные кредиты. Основной механизм - субсидирование процентной ставки по кредитам, полученным ими в коммерческих банках, в размере 95% ставки рефинансирования Банка России. На эти цели в национальном проекте из федерального бюджета на пополнение уставного капитала ОАО «Россельхозбанк» направлено

3,6 млрд. в 2006 г. и в 2007 г. -4,5 млрд. руб. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы - это некоммерческие организации владельцев ЛПХ, КФХ, они формируют паевый фонд. Имущество кооператива является его собственностью, доходы распределяются между его членами. СХПК - открытые экономические общества, в которых не фиксируется точное число членов и размер уставного капитала. Демократические принципы их деятельности предполагают открытость для принятия новых членов и выхода из них в любое время. Создаются следующие виды СХПК: перерабатывающие, сбытовые, обслуживающие, снабженческие, кредитные. Кредитным кооперативам в настоящее время отводится важная роль. Сейчас почти нет ни одной страны с рыночной экономикой, где бы не было специализированного органа при правительстве по кооперативному развитию. Коо-

перативам нужна поддержка правительства.

Л.Е. Котельникова, кандидат экономических наук, доцент РУК в выступлении «Взаимосвязь кооперации и малого предпринимательства в аграрном секторе» подчеркнула, что основу рыночной экономики любой страны в современный период составляет малый бизнес. Статистика показывает, что в развитых странах на долю их производства приходится более 1/2 всей продукции. Личное подсобное хозяйство как форма ведения сельского хозяйства населением (сельским и городским) ставит целью самообеспечение сельскохозяйственной продукцией и возможное получение от реализации избыточного продукта денежного дохода, дополнительного к основному доходу от других видов деятельности. Понятие «личное подсобное хозяйство» можно считать относящимся ко всем формам индивидуального хозяйствования, имеющим подсобный характер - садоводству, огородничеству, животноводству, приусадебному хозяйству сельских жителей. Важным фактором обеспечения продовольственного рынка продукцией остается товарность производимой продукции. Развитие приусадебного хозяйства стимулирует встречная продажа за сданную крестьянами продукцию концентрированных кормов, технических средств и инвентаря, товаров легкой и пищевой промышленности, а также оказание других видов услуг. Основными направлениями нацпро-екта предусматривается увеличение объема реализации продукции ЛПХ и фермерскими хозяйствами на 6%. Число созданных сельских потреби-

тельских кооперативов в январе-октябре 2006 г. составило 1802 единицы, что в полтора раза выше предусмотренного проектом, в том числе кредитных кооперативов - 689, заготовительных и снабженческо-сбытовых - 889 и перерабатывающих - 224. С началом реализации национального проекта значительно увеличились объемы кредитования селу, осуществляемые главным образом ОАО «Россельхозбанк» и Сбербан-

ком России (32 и 41% все объемов кредита на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов). Кроме того, ОАО «Россельхозбанк» предоставил более 100 тыс. кредитов владельцам ЛПХ и КФХ. Хозяйства населения -не просто важный источник поставок продовольствия, а поставщик, как правило, более качественной и экологически чистой продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.