НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ АПК» - ПУТЬ К СТАБИЛЬНОМУ
ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РОСТУ
A.B. Гордеев
д.э.н., академик РАСХН, Министр сельского хозяйства РФ
Статья посвящена вопросам реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», обозначены этапы и механизмы реализации проекта.
Включение «Развитие АПК» в число приоритетных национальных проектов - это, прежде всего, признание сельского хозяйства стержнем социально-экономической политики государства. И эта мировая тенденция присуща самым развитым странам.
Если говорить о целях, заложенных в национальные проекты, то президент четко обозначил главную: повышение качества жизни. Повысить качество жизни в целом можно лишь, решив проблемы питания. Поэтому обеспечить подъем уровня жизни 40-миллионного сельского населения можно только на основе развития всего села и сохранения ценных традиций жизненного уклада сельских жителей. Так что включение АПК в состав национальных проектов - глубоко логичный шаг, тем более, что остальные три проекта также касаются села (здравоохранение, образование, жилье).
Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» состоит из трех разделов. Первые два - «Ускоренное развитие животноводства» и «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» - полностью входят в сферу ответственности Министерства сельского хозяйства России.
По направлению «Ускоренное развитие животноводства» основными целевыми показателями являются: увеличение производства мяса на 7%, молока на 4,5% при стабилизации поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров. Эти расчеты основаны на новых системах государственной поддержки, масштаб которых заявлен впервые.
Так, в частности, планируется расширение доступности дешевых долгосрочных (до 8 лет) кредитных ресурсов на строительство и модернизацию животноводческих комплексов (ферм), что позволит повысить рентабельность отечественного животноводства, ускорить процесс технического перевооружения действующих животноводческих комплексов, ввести в эксплуатации новые мощности.
Основным механизмом привлечения инвестиций является субсидирование процентной ставки в размер 2/3 ставки рефинансирования Банка России по кредитам коммерческих банков на срок до 8 лет. На эти цели из федерального бюджета будет выделено 3,45 млрд. руб. в 2006 г. и 3,18 млрд. руб. в 2007 г. Это позволит ежегодно привлекать по 40 млрд. руб.
Для успешной реализации проекта ключевую роль играет поставка племенного скота и оборудова-
ния по лизингу. В связи с этим внесены изменения в порядок использования средств уставного капитала ОАО «Росагролизинг», направляемых на обеспечение агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами за счет средств, полученных из бюджетов различных уровней.
Предусмотрено снижение уровня дохода от инвестированных в уставной капитал средств с 4 до 2%. При этом ставка за использование средств уставного капитала по поставкам племенной продукции установлена 0% годовых, что удешевит лизинг в среднем на 20%.
В перечень поставляемой техники и оборудования включены животноводческие комплексы. Срок лизинга увеличен до 10 лет, что позволит расширить доступность инвестиционных ресурсов ОАО «Росаг-ролизинг» для сельскохозяйственных товаропроизводителей и уменьшить расходы по лизинговым платежам в среднем на 5-6%.
Минэкономразвития России оперативно подготовлен и согласован проект постановлений Правительства РФ по квотированию импорта мяса на 20062009 гг., которые приняты и опубликованы.
Межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике 8 декабря 2005 г. одобрила предложение об отмене ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование, в том числе для животноводческих предприятий. Минэкономразвития России разрабатывает соответствующий проект постановления Правительства РФ.
По направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК» основным целевым показателем является увеличение к 2008 г. объема реализации продукции личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами до 7 млрд. руб. или на 6%.
Для этого предусматривается увеличение и удешевление привлекаемых кредитных ресурсов ЛПХ и КФХ и создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, что позволит повысить товарность хозяйств и доходы занятых в них граждан.
Основной механизм - субсидирование процентной ставки по кредитам, полученным ими в коммерческих банках, в размере 95% ставки рефинансирования Банка России. На эти цели федеральным бюджетом выделяется 2,9 млрд. руб. в 2006 г., 3,67 млрд.
Вестник ОрелГАУ 1'06
Национальный проект «Разбитие АПК»
руб. - в 2007 г., что позволит привлекать ЛПХ и КФХ кредиты на сумму 20 млрд. руб. ежегодно.
Планируется модернизация и развитие инфраструктурной сети заготовительных, снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов (в 2006 г. их будет создано 400, в 2007 г. - 600), сельскохозяйственных потребительских кооперативов по переработке сельскохозяйственной продукции (в 2006 г. их будет создано 200, в 2007 г. - 350), сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов (в 2006 г. их будет создано 600, в 2007 г. - 400).
Это позволит повысить объем реализации в секторе малых форм хозяйствования путем налаженного гарантированного сбыта и переработки сельскохозяйственной продукции, а также расширить доступность дешевых кредитных ресурсов для КФХ. сельскохозяйственных потребительских кооперативов и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
Третий раздел - «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе» - будет реализоваться в рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года». Это элемент кадровой политики. За его осуществление отвечает Министерство регионального развития совместно с Минсельхозом РФ.
Основным механизмом реализации этого направления является осуществление хозяйствующими субъектами (работодателями) строительства (приобретения) жилья за счет субсидий из федерального бюджета (не более 30%), бюджетов субъектов РФ (не менее 40%) и собственных (заемных) средств работодателя (30%) и предоставление жилья молодым специалистам на селе по договору коммерческого найма. Это создаст условия для формирования эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса, развития рынка труда, роста уровня жизни граждан России, проживающих в сельской местности.
Главные аспекты, которые легли в основу формирования модели проекта «Развитие АПК».
1. Предложенные механизмы экономической политики должны мотивировать приход в сельское хозяйство крупного частного капитала, способного создать современные конкурентоспособные сельскохозяйственные производства. Заявленная экономическая политика должна носить комплексный, системный и долгосрочный характер. Я имею в виду не только ресурсы федерального бюджета, но и другие инструменты, например, налоги и таможенно - тарифную политику. Необходимость такого комплексного подхода Президент России В.В.Путин подчеркнул в своем выступлении 5 сентября 2005 г., и только в этом случае сельскохозяйственный сектор будет привлекателен для бизнесменов.
2. Необходимо содействовать организации цивилизованной системы функционирования малых форм бизнеса - это и хозяйства граждан, и крестьянские (фермерские) хозяйства.
3. Речь идет об организации доступного и масштабного микрокредитования, создании соответствующей банковской инфраструктуры, формировании кооперативов для совместного решения таких задач, как сбыт и переработка продукции, обработка сельскохозяйственных земель, материально-техническое снабжение, взаимное кредитование и выполнение ряда других функций.
4. Необходимо обратить внимание на то, что практическая реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» будет осуществляться непосредственно в регионах, поэтому определяющая роль принадлежит администрациям субъектов Федерации, их органам управления АПК. Предусматриваются элементы софинансирования проекта со стороны региональных и местных бюджетов.
5. Принципиально большую роль в реализации национального проекта играют отраслевые ассоциации и союзы производителей, участие которых намечено как в формировании методологии механизмов реализации проектов, так и в координации взаимодействия хозяйственных субъектов аграрного бизнеса с органами исполнительной власти по всей вертикали.
если сравнивать объем финансирования национального проекта с той поддержкой села, которая была в советское время, или с поддержкой, оказываемой развитыми западными странами, становится ясно, что это не те деньги, которые в короткий срок могут решить все проблемы. В то же время необходимо учитывать, что бюджет поддержки АПК за последние два года испытал почти двукратный рост.
Но есть вещи посерьезней. Гораздо важнее, что Президент России дал всем ясный сигнал своего отношения к сельскому хозяйству. Ясно, что сегодня мы взяли в «разработку» лишь самые ключевые, болевые точки. Но эта «надводная часть», может дать старт к рассмотрению всех других проблем. И я могу сказать, что это уже реально происходит.
Министерство сельского хозяйства занимается сейчас и вопросами, которые не попали в чистом виде в текст национального проекта «Развитие АПК», но которые формируют тот климат деловой активности, который складывается вокруг национального проекта и многократно его усиливает: рассматриваются встречные планы действий, представленными регионами; согласован с Минфином порядок налогообложения потребительских кооперативов, которые теперь приравниваются к сельхозпроизводителям; вводится льгота для пищевых и перерабатывающих предприятий по их вложениям в сельскохозяйственных организациях с возможностью ускоренной амортизаций, что должно побудить их вкладывать деньги в село; прорабатывается вопрос о долгосрочных и в то же время дешевых кредитах для села.
Особую роль в реализации проекта будет играть «Россельхозбанк» - национальная кредитно-финансовая система АПК. Наряду с другими банками он будет активным кредитором сельхозпроизводителей. В то же время на базе «Россельхозбанка»
создается Центр информационного обеспечения и мониторинга реализации проекта. Сюда будет стекаться вся информация, осуществляться анализ, финансовый контроль. Ставим задачу, чтобы специалисты этого центра могли осуществлять сопровождение проекта, его мониторинг, консультирование на уровне районных муниципальных образований.
Остается еще ряд проблем, но есть уверенность, что мы их решим.
Учитывая значение приоритетного национального проекта «Развитие АПК» для страны и его позитивное восприятие со стороны аграрного сообщества, для безусловного выполнения поставленных задач предстоит ответить на три кардинальных вопроса.
1. С целью формирования эффективной модели управления агробизнесом необходимо со стороны государства содействовать горизонтальной и вертикальной интеграции, что согласуется с положительным опытом развитых западных стран.
Речь идет о создании благоприятных условий для развития сельскохозяйственных кооперативов. Их необходимо по условиям налогообложения приравнять к сельскохозяйственным товаропроизводителям. Речь идет о тех кооперативах, где 70% доходов сформировано за счет реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной их членами. В настоящее время это главное препятствие для массового открытия кооперативов.
Для стимулирования создания системы вертикальной интеграции, крупных холдингов необходимо уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль на сумму взносов в уставной капитал сельскохозяйственных организаций.
2. С целью развития земельно-ипотечного кредитования требуется: внести изменения и дополнения в федеральные законы «Об ипотеке», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «Об ипотечных ценных бумагах», «О рынке ценных бумаг»; принять решение по упрощению процедуры формирования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и снижению платы за проведении землеустроительных работ при постановке на кадастровый учет.
3. И, пожалуй, базовая проблема - это отсутствие паритета цен на сельскохозяйственную про-
дукцию и опережающий рост на энергоресурсы, нефтепродукты. Из бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям предполагается компенсировать часть стоимости горючего и смазочных материалов в размере 5 млрд. руб. В целях компенсации опережающего роста цен на горючее и смазочные материалы по отношению к ценам на сельхозпродукцию необходимо выделить во втором полугодии 2006 г., за счет дополнительных доходов федерального бюджета, 10 млрд. руб. на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям части стоимости горючего и смазочных материалов.
Реализация национальных проектов осуществляется в период проведения активных переговоров по присоединению к ВТО. Россия присоединяется к ВТО, но в части государственной поддержки АПК и защиты российского рынка от импорта правительство своих переговорных позиций не изменило. Разрешенная поддержка АПК остается на уровне 9,2 миллиарда долларов, что примерно в 5 раз больше той суммы, которая реально тратиться сегодня. Также и пошлины на ввоз импортных продуктов питания после присоединения к ВТО будут выше, чем сегодня.
Если нас примут в ВТО, мы будем там играть самую серьезную роль. Мы будем бороться за отмену двойных стандартов в мировой торговле. Да, мы станем реальным «штабом недовольных», который будет серьезно говорить с западными странами - не только об аграрных рынках, но и о финансовых рынках, и о защите национальной промышленности. Что ответят нам западные страны, которые предлагают внешнему миру некий либеральный стандарт, но при этом жестко пекутся о собственных интересах? Которые пропагандируют «уход государства из экономики», но для которых интересы их государств - превыше всего? Которые побуждают развивающиеся страны делать реформы за счет народа, но для которых их собственный народ - неприкосновенная икона?
Интегрируясь в мировой рынок продовольствия, Россия, как и ведущие страны с развитой рыночной экономикой, должна поддерживать свой высокий уровень самообеспечения, поскольку именно состояние продовольственного снабжения становиться одним из важнейших показателей национальной безопасности.