ВОПРОСЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Наговицын А.Г., д.э.н., профессор Московская академия экономики и права
В данной статье рассматриваются вопросы обеспечения внешнеэкономической безопасности России. Автором анализируются основные угрозы в этой сфере, оценивается отток капиталов из России, говорится о создании во внешней торговле антикоррупционной законодательной базы, проведя экспертизу действующих и нормативно-правовых актов на предмет коррупционных отношений.
Ключевые слова: внешнеэкономическая безопасность, вывоз капитала, нелегальный экспорт, правовые регламенты о неорганизованной торговле, коррупция во внешней торговле.
QUESTIONS FOR FOREIGN RUSSIAN SECURITY TODAY
Nagovitsyn A., Doctor of Economics, Professor Moscow Academy of Economics and Law
This article discusses the issues of external security of Russia. The author analyzes the main threat in this area, estimated capital flight from Russia, said the establishment of the foreign trade of anti-corruption legislation, having the expertise and existing regulations on the subject of corrupt relationships.
Keywords: foreign security, export of capital, illegal export, the legal regulations on the informal trade, corruption in foreign trade.
• кредиты банковского сектора;
• трансферты, связанные с эмиграцией;
• прочие активы;
• непоступление экспортной выручки;
• невозвращение предоплаты импорта;
• занижение стоимости экспорта и импорта (сальдо);
• контрабандный (незарегистрированный и неустановленный) экспорт.
Большинство специалистов, оценивая отток капиталов из России, придерживаются расчетов по трем статьям платежного баланса страны: торговые кредиты и авансы; невозвращение валютной выручки и так называемые «чистые ошибки и пропуски».
Если учесть, что фактически методика составления платежного баланса страны каждый год претерпевает те или иные изменения (с легкой руки чиновников всех рангов, имеющих к этому отношение, чтобы невозможно было в действительности проверяющим органам найти сермяжную правду), то сколько реально денег вывезено из России за годы проведения реформ — не знает никто.
Тем не менее при анализе платежного баланса РФ можно обнаружить, что отток капитала снижается, как правило, ровно настолько, насколько снижается положительное сальдо счета текущих операций. Снижение же последнего объясняется главным образом негативным изменением конъюнктуры мировых цен на нефть, что влияет, как константа, на размер экспортных доходов государства и в целом на торговый баланс, поскольку доля доходов в нем от экспорта энергоносителей за все годы реформ составляла всегда 7080%.
Исследования, проведенные Национальным инвестиционным советом РФ при поддержке Национального резервного банка, показали, что большая часть вывезенного из России капитала составляют деньги, полученные как раз от внешнеторговой деятельности, наряду с активами коммерческих банков, незаконно переведенных с помощью чиновников разных структур на зарубежные сче-та3. Чаще всего при этом используются следующие приемы:
• сокрытие экспортной выручки в иностранных банках путем занижения экспортных цен по сравнению с мировыми и экспорт конечной продукции под видом сырья;
• фиктивные импортные контракты;
• создание фиктивной задолженности перед подконтрольными юридическими лицами за рубежом;
• операции по продаже за границей ценных бумаг (акций, облигации) ниже рыночной стоимости;
• валютные операции, включая форвардные, для вывода из банков активов;
• выдача невозвратных кредитов, в том числе вексельных;
• лжебанкротства банковских учреждений, сопровождаемые выводом средств на заграничные счета.
За годы реформ особенным образом нелегальный экспорт кос-
Вопросы внешнеэкономической безопасности нашей страны, особенно после мирового финансового кризиса, привлекают все большее внимание не только широкой общественности, но и научных и деловых кругов, чтобы не повторять прежних ошибок.
С точки зрения исторической парадигмы, достаточно назвать указ первого президента РФ от 15 ноября 1991года «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» ,где в п. 1 предусматривается «Разрешить всем зарегистрированным на территории РСФСР предприятиям и их объединениям независимо от форм собственности осуществление внешнеэкономической, в том числе и посреднической, деятельности без специальной регистрации»1.
На внешние рынки сразу же хлынули сотни тысяч неподготовленных субъектов рыночных отношений. Причем неско- ордини-рованные действия участников внешнеэкономической деятельности, равно как и отсутствие у исполнительных органов власти России достаточно четкой и научно разработанной концепции валютного контроля, в конечном счете привели к тому, что Россия каждый год стала терять валютные средства в огромных количествах. Бесконтрольный вывоз российских товаров и валюты привел к тому, что. за 20 лет реформ, в оффшоры из России ушло более 2 трлн долл.2 Это существенно превышает финансовые средства государства, выделенные на все национальные проекты вместе взятые. Таким образом, валютный контроль, на который возлагались большие надежды, так и не сыграл своей главной роли — противостоять утечке национального капитала за границу.
Официальной статистики объемов вывезенного российского капитала не существует. Поэтому по своей структуре вывоз капитала из России не только явился формой выражения формирования финансовой базы коррупции во внешней торговле, но и последствием негативных сторон всей экономической реформы, связанных с отсутствием благоприятных условий для предпринимательского климата и в первую очередь для малого и среднего бизнеса.
Вывоз капитала из России можно подразделить на две большие самостоятельные метасистемы.
Первая метасистема - это вывоз капитала, исключая его бегство:
• прямые инвестиции;
• экспортные кредиты предприятий;
• кредиты, предоставленные органами государственного управления и гарантированные ими.
Вторая мегасистема - это вывоз капитала, который можно целиком либо частично отнести к бегству капитала:
• легальные способы;
• портфельные инвестиции
• долгосрочные депозиты;
• текущие счета и краткосрочные депозиты (сальдо);
• накопление иностранной валюты (кроме официальных золотовалютных резервов);
1 Экономика и Жизнь 1991.№48.С.4.
2 Дынкин Д. Мы после кризиса//Аргументы и факты.2010.№26.С.11.
3 Финансовый Бизнес.2006.№4.С.44
нулся рыбы и морепродуктов, леса и лесопродукции, что позволило в массовом масштабе оставлять валютную выручку за рубежом Ценнейшие же породы древесины (кедр, ясень и др.) вывозятся под видом низкопробных пород, пиловочник соответственно экспортируется как баланс, а скупленный лес — как продукция собственного производства, что предполагает таможенные льготы.
Неполный возврат экспортной выручки под предлогом форсмажорных обстоятельств либо путем прерывания контракта в процессе его исполнения без возмещения поставок считается у российских предпринимателей «честным» способом вывоза капитала. Занижение цен на экспортируемые товары обычно типичны для контрактных цен на газ и нефть, которые ниже мировых , как правило, на 8-10%.
Фиктивные импортные контракты используются, когда товары, оплаченные авансом, не ввозятся, а деньги не возвращаются. По имеющимся данным, до 30% таких платежей осуществляются предприятиями, которые прекращают свою деятельность, не дожидаясь поставки товаров.
К указанному выше перечню вывоза капитала, являющегося по форме и по существу аккумулирующей системой для формирования финансовой базы коррупции, можно добавить следующие:
• взносы в уставные капиталы иностранных компаний;
• расчеты через бартер, упоминавшиеся выше. Причем экспортная составляющая бартерных сделок нередко превышает импортную в 4-5 раз;
• вывоз наличной валюты через «челноков» и туристов. Если учесть, что российские туристы (в разные годы за последнее десятилетие их число составляло ежегодно от 15 млн до 20 млн человек) часто используют пластиковые карточки, то объем вывоза капитала по этой статье остается тайной за семью печатями;
• репатриация полученной в России прибыли либо других размещенных в стране активов иностранных инвесторов;
• прямой вывоз государственных активов, в частности, для формирования посольств, представительств, консульств и подобного рода структур. Сюда можно отнести также предоставление государственных кредитов и ссуд, например, странам СНГ
К особому ряду для финансовой подпорки коррупционных отношений, с нашей точки зрения, следует отнести не только золотовалютные резервы, но и стабилизационный фонд, в том числе резервный фонд, которые хранятся не внутри страны, т.е. в самой России, а за границей — в основном в американских и швейцарских банках. Это настолько закрытые и абсолютно непрозрачные финансовые средства для общественности, что никто (кроме так называемых доверенных лиц) не знает, под какие проценты хранятся эти огромные суммы денег, кому они поступают и когда, по каким принципам они расходуются, почему вся эта статистика относится к государственной тайне — ведь это деньги всех российских налогоплательщиков и по Конституции РФ они вправе знать их судьбу.
К нелегальным способам вывоза капитала можно отнести следующие:
• контрабандный вывоз капитала в различных формах;
• контрабандный ввоз товаров; при этом за рубежом остается та часть, которая не платится на таможне в виде налогов;
• нелегальный импорт за счет оформления с помощью корруп-ционеров-чиновников документов на товары, таможенные платежи по которым ниже, причем за рубеж также выводится то, что не платится на таможне в виде налогов;
• всевозможные подмены отчетности, которые позволяют экономить на налогах и оставлять крупные суммы денег за границей, среди них:
• увеличение отсрочки платежа по экспортному контракту;
• уменьшение размера обязательной продажи валютной выручки;
• замена в отчетности подакцизного товара на неподакцизный либо товара одного качества на товар другого, а также различные манипуляции с вывозными и ввозными таможенными пошлинами;
• замена в отчетности товаров, не имеющих льгот по НДС.
Следовательно, формирование финансовой базы коррупции в
основном путем вывоза капитала, будь то в виде легализации этого капитала, либо его утечки (некоторые авторы называют это бегством капитала), способствует в первую очередь укреплению криминального российского капитала, который коррумпирует государственную власть, подкупая чиновников всех рангов с целью проведения незаконных операций, в том числе валютных. Это не только портит
имидж российских предпринимателей в глазах мировой общественности (что нашло свое воплощение в категории «русская мафия»), но вызывает у Запада большие сомнения в разумности предоставления России новых каких-либо существенных государственных кредитов.
В России, по существу, никто не занимается анализом операций российских предприятий с зарубежными партнерами, в том числе торговлей товарами и услугами, выплатой зарплаты иностранным сотрудникам, а также переводом прибыли иностранным партнерам.
По оценкам независимых экспертов, активы российских граждан за рубежом достигают 300—500 млрд долларов. Главная проблема здесь, по нашему мнению, наличие гарантий со стороны государства, что с капиталами «беглецов» в их отечестве ничего дурного не произойдет.
В силу указанных причин и факторов тщательно проработанный и взвешенный закон на федеральном уровне об амнистии «сбежавшего капитала» наряду с дальнейшей борьбой против «теневого капитала», всяческими мерами административного и уголовного наказания могут означать новый этап противодействия коррупции вообще и во внешней торговле в частности.
Необходимо создать во внешней торговле антикоррупционную законодательную базу, в первую очередь, проведя экспертизу действующих и нормативно-правовых актов на предмет коррупционных отношений. Хотя в Уголовном кодексе, принятом российским парламентом в 2006г., обозначена уголовная ответственность за «отмывание» криминальных доходов, однако не дано правового толкования таких категорий, как «отмывание», «доходы», «собственность», полученных в результате преступных действий, будь-то индивид, либо группа лиц, либо организация.
В государственном реестре РФ до сих пор нет полного перечня российских компаний за рубежом, поскольку полномочия по их регистрации передавались на протяжении всех лет реформ различным ведомствам, а сама регистрация с помощью коррумпированных чиновников велась не только не эффективно, но просто плохо. В частности, законодательство РФ до сих пор не определилось в своем отношении к офшорным компаниям, количество которых давно уже перевалило за 60 тысяч по всему миру. Но как раз в них размещена основная масса вывезенных из страны капиталов без учета налогов. Следовательно, эти компании функционируют без соблюдения национальных интересов российской экономики, и одновременно ни «нефтедоллары», ни «газодоллары» большей частью не возвращаются в страну, создавая финансовую базу для коррупции будущих периодов.
Наступило время пересмотреть лицензии на предмет допуска к внешнеторговым операциям всех субъектов рыночных отношений, получивших такое право.
В рамках противодействия коррупции во внешней торговле наступила пора воссоздать единый валютный расчетный центр, где предполагается сконцентрировать в федеральных банках России все валютные операции, связанные с переводом валютных средств за рубеж.
Наступила пора в качестве противовеса коррупционной составляющей подвести законодательную базу под те формы внешнеэкономической деятельности, которые уже на практике давно действуют, но пока не имеют законодательной регламентации:
• экспорт капитала;
• торговля лицензиями;
• «челночная» торговля.
Особенно актуальным становится разработка правовых регламентаций о неорганизованной торговле, поскольку «челноки» функционируют вот уже 18 лет, о них говорят, все знают об их существовании, но их как бы и нет. Федеральный закон о неорганизованной торговле, равно как и о косвенной торговле, смог бы принести в казну не один десяток миллиардов долларов дополнительно только одних неучтенных налоговых поступлений.
Более того, за счет прозрачности в платежном балансе статьи «Статистические ошибки и пропуски» страна могла бы получить конкретную характеристику коррупции во внешней торговле, которая фактически не позволяет выявить реальные суммы денег в свободно конвертируемой валюте, оседающих у «предпринимательского чиновничьего клана».
Все указанные выше предложения и меры не будут «попадать в цель», если их не рассматривать в контексте с разразившимся мировым финансовым кризисом В этом смысле России предстоит в ближайшем будущем (в 2010-2015 гг.):
I осуществить жесткий контроль над всеми инвестиционными банками и международными фондами, где РФ принимает участие;
• пересмотреть нормы отчетности и оценки рисков, касающихся международной торговли страны;
• ввести систему государственного регулирования над всеми экспортно-импортными потоками страны вопреки не оправдавшей себя за 18 лет реформ стратегии «рынок сам все определит». Оказалось, что не определил, а только способствовал массовой коррупции;
• принять активное участие в формировании международной контрольной группы, чтобы противостоять спекулянтам, которые используют разницу базовых ставок международных кредитов не только в целях своего обогащения, но и как питательную почву в финансовой поддержке коррупционной деятельности международных валютно-кредитных организаций.
Мировой финансовый кризис показал, что для России наступил «момент истины» — сделать поворот от валютной стратегии «все на продажу» с целью получения СКВ любой ценой к развитию отечественного производства Это приведет к тому, что часть товаров, поставляемых Россией на экспорт, начнет востребоваться на внутреннем рынке, а дальнейшее увеличение экспорта будет происходить за счет готовых изделий. До наступления такого момента на смену плавающему валютному курсу должен прийти фиксированный курс. Подобного рода изменения явятся противовесом негативным последствиям девальвации рубля в случае снижения мировых цен на ключевые энергоносители, а также станут способ-
ствовать развитию технологического профиля внешней торговли как базы получения СКВ в будущем.
Литература:
1. Буянов В.П., Логвинов А.А., Наговицын А.Г. Валютный рынок и валютная политика России на современном этапе. М.: Изд-во «Северный город-7». 2003.
2. Внешнеэкономические связи России в глобализирующемся мире (долгосрочные сценарии) / Под общ. ред. академика Сита-ряна С.А. Ростов-на-Дону: Изд-во Южный федеральный университет. 2010.
3. Захаров А.Н. Мировой финансово-экономический кризис и возможные пути его преодоления // Российский внешнеэкономический вестник. 2009. № 3.
4. Наговицын А.Г. Валютная политика. М.: Экзамен. 2000.
5. Наговицын А.Г. Конвертируемость рубля - базовый фактор обеспечения экономической безопасности России // Вестник Академии экономической безопасности МВД РФ. 2010. № 10.
6. Наговицын А.Г. Россия и ВТО: плюсы и минусы // Вестник Института экономики РАН. 2011. № 2.
7. Платонова И.Н., Наговицын А.Г., Коротченя В.М. Перестройка мировой валютной системы и позиция России. М, ЛИБРО-КОМ. 2009.
8. Спартак А. Актуальные проблемы развития внешней торговли и правления внешнеэкономическим комплексом //БИ-КИ.2008. №128.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СУЩНОСТЬ, ЭВОЛЮЦИЯ, ФАКТОРЫ
Добрышина Л.Н., д.э.н., профессор, Государственный университет управления
Статья посвящена рассмотрению вопросов обеспечения безопасности личности, общества и государства, проанализирована эволюция категорий - экономическая и социальная безопасность, их сущность, выявлены проблемы связанные с обеспечением безопасности в социальной сфере.
Ключевые слова: национальная безопасность, социально-экономическая безопасность, эволюция, категория, опасность, угроза, государство, личность, демография, справедливость, условия.
SOCIAL AND ECONOMIC SAFETY: ESSENCE, EVOLUTION, FACTORS
Dobrishina L., Doctor of Economics, Professor, State University of Management
Article is devoted to consideration of questions of safety of the personality, society and the state, evolution of categories - economic and social safety, their essence is analysed, problems connected with safety in the social sphere are revealed.
Keywords: national security, social and economic safety, evolution, category, danger, threat, state, personality, demography, justice, conditions.
Проблема безопасности российского общества приобрела чрезвычайную актуальность в последние десятилетия. При этом выделяются следующие ее аспекты: демографический, экономический, социальный, духовный, экологический, информационный и т.д. Вместе с тем, очевидно, что на первый план вышла проблема именно социально-экономической безопасности, как совокупности вышеперечисленных видов безопасности, угрожающих стабильности российского общества, отдельного гражданина и в целом государства. Постараемся раскрыть сущность таких категорий как «экономическая» и «социальная» безопасность и проследим их эволюцию.
Термин «экономическая безопасность», как и «национальная безопасность», появился достаточно недавно, хотя упоминание о безопасности уходит своими корнями в древние времена. Человек живет в окружении различных угроз и опасностей, которые существуют как внутри человеческого сообщества, так и вне его.
Во все времена обеспечение безопасности личности, общества и государства выступало актуальной проблемой. Это прослеживается в трудах великих мыслителей прошлого и ученых различных отраслей знания настоящего. Традиционно история изучения появления и развития того или иного научного знания, той или иной научной категории начинается с эпохи Античности, представленной в трудах таких великих мыслителей как Сократ, Платон, Аристотель и др. Проблема социальной безопасности - это проблема современности, она не поднималась ранее и является проблемой
ХХ-ХХ1 веков, однако в работах ученых различных исторических эпох, предшествовавших современной, в той или иной мере, в контексте формирования знания об обществе и государстве рассматривались проблемы социальной безопасности, и это знание находится в скрытом виде. Выявить его можно через анализ социальнофилософских учений об обществе и государстве. При этом следует иметь в виду, что формирование представления о социальной безопасности в эпоху Античности, Возрождения, Нового и Новейшего времени происходило в контексте развития социально-политических учений, центральным звеном которых выступало учение о государстве, его природе и функциональной принадлежности.
Первые представления о проблеме безопасности в соотношении ее личностного, общественного и государственного аспектов можно найти в трудах древнегреческих философов Платона и Аристотеля.
В целом для античной философской мысли роль личности и общества в процессе общественного развития значительно занижена при явном доминировании государства как субъекта обеспечения безопасного и справедливого общественного порядка.
В эпоху Нового времени появляются работы, в которых дальнейшее развитие получают идеи Платона, Аристотеля, Макиавелли более близкие к социально-политической реальности и сущности человеческой организации.
В XVI веке сформировалась идеология либерализма, исключающая теорию божественного происхождения государства и рассмат-