Научная статья на тему 'Коррупция во внешней торговле России: валютно-финансовый аспект'

Коррупция во внешней торговле России: валютно-финансовый аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррупция во внешней торговле России: валютно-финансовый аспект»

А. НАГОВИЦИН,

доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН

КОРРУПЦИЯ ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ РОССИИ: ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫЙ АСПЕКТ

За последнее время коррупция настолько широко и глубоко вошла во все структуры российского общества, что глава государства в своем Послании Федеральному собранию РФ в ноябре 2008 г. охарактеризовал ее как «врага номер один» для свободного, демократического и справедливого общества Ч

По уровню восприятия коррупции Россия занимает на сегодня одно из первых мест в мире наряду с Руандой и Свазилендом. На полях бизнес-коррупции российские чиновники ежегодно собирают более 300 млрд. долл. 2, что превышает расходы на все национальные проекты вместе взятые. По расчетам экспертов, потери от коррупции составляют от 5 до 15% валового внутреннего продукта РФ 3.

По данным Генеральной прокуратуры РФ, из общего количества чиновников всех уровней и рангов (примерно 1,8 млн. человек) 90% являются коррупционерами, а взяткоемкость за последние 10 лет выросла в 13 раз. Если объем одной взятки в конце 90-х годов составлял 10 тыс. долл., то на сегодня - 130 тыс. долл. 4 (в основном за получение госзаказов).

История вопроса свидетельствует о том, что в 1993, 1994 и в 1997 гг. Госдума принимала Закон «О коррупции», а Совет Федерации одобрял его. Но всякий раз, т.е. трижды, данный закон отклонялся первым Президентом РФ без объяснения этого шага. Лишь после августовского кризиса 1998 г. Россия ратифицировала Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию Совета Европы от 17 января 1999 г., а затем Конвенцию ООН против коррупции от 31 октября 2003 г.

В связи с этим необходимо было внести изменения в федеральные законы «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «0 специальных защитных, антидемпинговых и

компенсационных мерах при импорте товаров», «0 противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также в законы «0 валютном регулировании и валютном контроле», «О Центральном банке

Российской Федерации (Банке России)". На практике этого не произошло, поскольку сформированный в 2000 г. Антикоррупционный комитет фактически бездействовал. За последние 12 лет парламентарии России 18 раз предпринимали попытки принять антикоррупционный закон, но безуспешно. Наконец, лишь 25 декабря 2008 г. глава государства подписал Федеральный закон №207-ФЗ «О

Парламентская газета. 2008, 07.11. С.8.

2Финансовый бизнес, 2008, 0 6. С. 13.

3 Азовский С.О. Формирование организационно-экономического механизма противодействия коррупции как фактор обеспечения экономической безопасности. Автореф. к.э.н. - М., 2009. С. 2.

4 Российская Федерация сегодня. 2008. №22. С. З.

противодействии коррупции» 5, где дается официальное толкование коррупции.

Фундаментальные причины коррупции в современной России

«Блиц-марш» приватизации в России за какие-нибудь полтора года (для сравнения в Китае процесс приватизации продолжается без малого 40 лет без нарушения традиционных связей между субъектами рыночных отношений) привел к тому, что субъектами первоначального накопления капитала выступили особые слои населения со специфическими, если не сказать нетрудовыми и преступными доходами.

Новый собственник, как правило, с низким культурным уровнем, не отягощенный моральными принципами, но с большим агрессивным апломбом, так и не смог, как показала практика последующих лет, обеспечить развитие высоких технологий, производство высококачественных, могущих конкурировать с зарубежными аналогами потребительских товаров и услуг. В результате разгосударствления и приватизации страна так и не получила эффективного собственника.

Главным для расцвета широкомасштабной коррупции в нашей стране было в том, что во время приватизации у населения просто отсутствовало соответствующее экономическое мышление. Произошел резкий поворот от социалистического вектора мышления к капиталистическому. Рабочим, крестьянам и трудовой интеллигенции было просто не известно, что при капитализме, куда их «позвали» реформаторы, имеется более десятка различных типов (видов) капитала: акционерный, инвестиционный, ссудный, венчурный, заемный, основной, оборотный, оплаченный, дополнительный, объявленный, фиктивный, человеческий.

Отсутствие предпринимательского опыта у бывших трудящихся плановой экономики не могло быстро привести к необходимому для рыночных отношений формированию цивилизованных носителей капитала и связанному с этим перепрофилированию большинства подвергшихся приватизации предприятий и производств. Наоборот, экономическая матрица номенклатурно-криминальной приватизации (в результате которой 85% россиян стали владеть лишь 7% национального богатства страны), 6 вскормленная корпоративностью и олигархическим капитализмом, помноженная на отсутствие цивилизованного развития товарно-денежных отношений, в конечном счете привели к быстрому росту «теневой экономики». По имеющимся данным, доля «теневой экономики» в настоящее время оценивается в 40% ВВП Российской Федерации7. По этому показателю Россия занимает 6-ое место в мире после Нигерии, Египта, Грузии, Азербайджана и Македонии.

Таким образом, реформы в России не только не привели к формированию эффективного собственника (наоборот, усилилось отчуждение работника от собственности, что уже само по себе означает полную несостоятельность теоретического базиса экономической перестройки), но и привели к образованною «железного треугольника»,

5 Российская газета. 30 декабря 2008.

6Бизнес и банки". 2005. № 37. С. 7.

7Финансовый бизнес. 2008. № 6. С. 13.

сцепленного одной цепью: коррумпированная бюрократия,

криминальный бизнес и организованная преступность.

Именно теневая экономика, наряду с олигархическим капитализмом, стала остовом, платформой коррупции, поскольку «бешенные» быстрые деньги позволили в конечном счете покупать чиновников всех рангов на всех уровнях власти. По форме и по существу коррупция в России превратилась в главную форму налога с теневого оборота. Председатель Совета Федерации РФ был вынужден признать, что «... коррупция - это не просто сумма взяток. Это порождение слабости государства и моральной атмосферы, царящей в стране... Культивируя двойные стандарты для важных людей и для простых, давая народу невыполнимые обещания и не исполняя их, государство само воспитывает у своих граждан циничное отношение также и к коррупции» 8. В свою очередь, первый зам. генерального прокурора РФ А. Буксман, признался: «Самое страшное, что коррупция стала частью нашей жизни» 9.

Одной из фундаментальных причин массовой коррупции, в том числе на бытовом уровне, следует назвать такой общесистемный фактор, как очень низкие зарплаты и уровень доходов основной массы населения РФ. Так, в структуре цены доля переменного капитала, т.е. заработной платы, составляет в среднем 15-18%, а в высокоразвитых странах мира - 60-70% 10. Поэтому в России фактически невозможно, честно работая, получать достойную заработную плату.

В Федеральном законе "0 противодействии коррупции» имеются «белые пятна» и «черные дыры», поскольку остались не раскрытыми и даже не названы фундаментальные причины коррупции в России, включая и внешнюю торговлю. В Российской Федерации до сих пор не разработана внешнеэкономическая стратегия, равно как и отсутствует ведомственная антикоррупционная программа.

Либерализация законодательства как базовый элемент коррупции во внешней торговле России «Зеленый свет» развитию коррупции во внешней торговле РФ фактически был открыт почти сразу после провозглашения ее независимости. Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» в п. 1 предусматривал: «Разрешить всем зарегистрированным на территории РСФСР предприятиям и их объединениям независимо от форм собственности осуществление внешнеэкономической, в том числе и посреднической, деятельности без специальной регистрации» 11

Почти сразу же данное решение негативно сказалось на криминализации. Так, темпы криминализации за 1991-1994 гг., т.е. когда в стране отсутствовал контроль за экспортно-импортными потоками, возросли в 2 раза 12. Из 2,68 млрд. долл., реализованных в

8 Финансовые правонарушения и преступления. 2009. № 1. С. 8.

9 Финансовые правонарушения и преступления". 2009. № 2. С. 15

10 Финансовые правонарушения и преступления. - 2009. - № 3. С. 13.

11 Экономика и жизнь". 1991. № 48. С. 4.

12 Деловой мир., 29.01. 1994. С. 4.

1992 г. через Московскую межбанковскую валютную биржу, более 30% были приобретены по подложным авизо. Широко стали использоваться подложные банковские документы, например, гарантийные обязательства, выдаваемые различными

государственными структурами в результате начавшегося подкупа госчиновников.

Произошел резкий всплеск образования фирм-однодневок, которые у российских предпринимателей (криминальных, полукриминальных и просто не чистых «на руку») считаются до сих пор самым безопасным способом правонарушения, особенно в сфере импортных операций.

Фирма-однодневка создается как компания на очень короткий промежуток времени с помощью чиновников по подложным документам либо на подставных лиц. После этого туда «сбрасываются» финансовые средства, полученные нелегальным, преступным путем, и затем происходит конвертация и перевод данных средств на счета «своих фирм» в оффшорные зоны, например, на Кипр, Мальту, Багамские острова. Даже через государство-лилипут Науру, расположенное в Тихом океане с населением всего 10 тысяч человек, в одном лишь 1998 г. прошло 70 млрд. долл. российских денег 13.

Именно таким образом с помощью чиновников, главным образом из таможенных служб и банковских структур, «свои фирмы» в результате неоднократной фильтрации через счета подставных компаний «отмывают» грязные деньги. Здесь наступает момент истины: российские компании прекращают свою деятельность, а руководители «уходят в бега». Исследования, проведенные Национальным инвестиционным советом РФ при поддержке Национального резервного банка, 14 показали, что большая часть вывезенного из России в 1991-2005 гг. капитала составляют деньги, полученные как раз от внешнеторговой деятельности.

Чаще всего при этом используются следующие приемы:

- сокрытие экспортной выручки в иностранных банках путем занижения экспортных цен по сравнению с мировыми и экспорт конечной продукции под видом сырья;

- фиктивные импортные контракты;

- создание фиктивной задолженности перед подконтрольными юридическими лицами за рубежом;

- операции по продаже за границей ценных бумаг (акции, облигации) ниже рыночной стоимости;

- валютные операции, включая форвардные, для вывода из банков активов;

- выдача невозвратных кредитов, в том числе вексельных;

- лжебанкротства банковских учреждений, сопровождаемые выводом средств на заграничные счета.

Более того, в грузовые таможенные декларации в массовом порядке стали вноситься заведомо ложные сведения о наличии валютных счетов предприятия-экспортера в уполномоченных банках. За определенное

13 Коммерсантъ, , 30.10. 1999.С.5

14 Финансовый бизнес". 2006. № 4. С. 44.

вознаграждение таможенные службы не проверяют, есть ли такой счет в действительности. Полученная выручка оседает за границей на счетах фирм-посредников. Большой коррупционный скандал на этой почве разразился в конце 2008 г. Было возбуждено уголовное дело по обвинению исполняющего обязанности заместителя министра промышленности и природных ресурсов Карелии В. Панова в получении взятки в размере 11,8 млн. руб. 15. Бывший вице-губернатор Приморского края А. Шишкин осужден в 2008 г. на 9 лет колонии строгого режима за взятку в 1,2 млн. руб. 16.

В связи с разразившимся мировым финансовым кризисом широкое распространение получила система, когда в документах, представленных для таможенного оформления экспортных контрактов, указывается, что реализуемая сделка носит исключительно бартерный характер. Но в действительности товар реализуется за свободно конвертируемую валюту. Из полученных средств лишь частично оплачиваются встречные поставки, тогда как основная доля выручки в СКВ остается за рубежом.

В начале 2000-х годов Главное управление МВД РФ изучило 22 тыс. валютных контрактов по всей территории страны и сделало вывод, что невозврат из-за рубежа валютных средств, полученных от экспортных операций при содействии государственных чиновников (т.е. представителей так называемых «крыш»), привел к существенной задолженности многих госучреждений и структур управления. Так, наибольшая задолженность по невозврату из-за рубежа валютных средств, полученных от экспортных операций, составила (в млн. долл.): по Госкомитету «Росвооружение» - 800; ПО «Балкар Трейдингу» - 89; по «Тяжпромэкспорту» - 64; по «Росвнешторгу» - 62; по

«Технопромэкспорту» - 50 17.

Кроме того, было установлено, что только по Москве и Московской области более 5 тыс. предприятий имели задолженность по 10 тысячам контрактов. Аналогичная картина сложилась в Башкирии, Красноярском крае, в Иркутской, Свердловской, Челябинской областях.

В особом ряду по коррупционным сделкам находятся экспортноимпортные сделки через страны СНГ с перепрофилированием на страны дальнего зарубежья, в т.ч. известная процедура, получившая название «Калининградский транзит», который можно назвать внутренней оффшорной зоной России. Правоохранительные органы РФ причисляют к внутренним оффшорам также Чукотку, Байконур, Калмыкию, Мордовию.

Дело в том, что чем крупнее, например, нефтяные компании, тем больше они освобождаются от налогов. Взамен эти компании обязуются стимулировать экономику ряда регионов России. По материалам Счетной палаты РФ, Россия потеряла 100 млрд. долл.

15 Российская газета., 17.10. 2008. С. 6.

16 Коммерсантъ,, 10.12. 2008. С. 6.

17 Войтешонок Г.А., Потрубач Н.Ч. Формирование таможенной системы по критериям экономической безопасности России. - Институт экономики РАН, 2002. С. 108.

только от неуплаты налогов нефтяными компаниями с помощью коррумпированных чиновников.

Криминальные структуры в ряде отраслей промышленности (нефтегазовая, редкие металлы) тратят до 50% полученной ими прибыли, т.е. реальной, а не декларируемой, на подкуп различных должностных лиц 18.

Экономический смысл «крыши», как показывает практика, заключается в поддержке высокого уровня цен и прибыли за счет ограничения числа участников той или иной внешнеторговой сделки, начиная с права обладания или получения самой лицензии на проведение этих сделок. Так, за последние 4 года РФ распродала нефтегазовые лицензии на сумму в 122,5 млрд. руб. Лидерами оказались вполне предсказуемые государственные монополии «Газпром» и «Роснефть». Причем «Газпрому» досталось 40% разведанных и предварительно оценочных запасов газа, «Роснефти» -30% запасов нефти. Четверть лицензий попала в Иркутскую область, которая осуществила эти покупки с целью перепродажи.

И это происходит при том, что «Газпром» за все годы реформ так и не освоил ни одного крупного газового месторождения. Если бы не мировой финансовый кризис 2008-2009 гг., не стало бы известно, что во время газовой войны между Россией и Украиной имели место массовые хищения газа, вернее сказать, финансовых средств со стороны государственной корпорации «Газпром». Дело в том, что по следам разбирательств международными организациями этих хищений, когда без тепла в январе-феврале 2009 г. остались миллионы жителей Восточной Европы - Болгарии, Словакии, Молдавии и Румынии, оказалось, что посреднические функции в поставках газа Украине и в Европу оказывала организация «Росукрэнерго», 50% акций которой принадлежат как раз «Газпрому».

Таким образом, «Газпром» получал в течение 15 лет двойную

прибыль: один раз как официальный экспортер газа от лица России, а во второй раз - за тот же самый газ, будучи посредником «Росукрэнерго». С правовой точки зрения данное обстоятельство следует квалифицировать как подставную фирму, зарегистрированную за рубежом с целью получения сверхприбыли незаконным способом. И это при том, что, по независимым источникам, до 30% поселков городского типа в России до сих пор не газифицировано. Однако коррупционная составляющая во всей этой истории слишком высока, чтобы быть прозрачной.

В целом ущерб, нанесенный действиями чиновников в Российской Федерации, за которые они получают взятки, в 100 раз превосходит суммарный размер самих взяток 19.

Еще в постановлении Совета Министров РСФСР от 27 августа 1991 г. № 445 «О квотировании и лицензировании экспорта и импорта

18Макаров В.В. Коррупция как угроза экономической безопасности России. Автореф...к.э.н. - М., 2008. С. 10.

19 Макаров В.В. Коррупция как угроза экономической безопасности России. Автореф...к.э.н. - М., 2008. С. 10.

товаров (работ, услуг) на территории РСФСР»20 в п. 3 было отмечено, что распределение квот осуществляется с учетом приоритетов валютного обеспечения республиканских и региональных программ. Между тем до сих пор отсутствуют программы такого валютного обеспечения, равно как ничего не было сказано о приоритетах, что создало для коррупционеров многочисленные лазейки.

Банковский сектор в орбите коррупционных отношений

Характерной особенностью операций по отмыванию денег незаконных внешнеторговых контрактов является их быстрота, а также значительные финансовые средства. За последнее время банковские ссуды получаются с использованием механизма приобретения компаний за границей. Коррупционеры прибегают к услугам банков, расположенных как раз в тех странах, где можно получить подобного рода ссуду под подставное лицо либо под залог акций, а также там, где соблюдается банковская тайна. Это, например, Швейцария, Австрия, Скандинавские страны.

Чтобы не вызывать подозрения у правоохранительных органов, равно как и у налоговых служб, контролируемое преступниками предприятие сначала аккумулирует большие наличные финансовые ресурсы, и почти одновременно данный объект выставляется на продажу. И далее по цепочке -на якобы полученные от продажи средства создается система холдингов, инкассирующих полученные финансовые ресурсы и уходящих таким образом от уплаты налогов.

Все чаще используются операции с производными финансовыми инструментами, деривативами, в т.ч. со свопами, которые осуществляются на внебиржевых рынках и регистрируются на внебалансовых счетах. Здесь задействовано много финансовых посредников, открываются счета, регистрируется большое множество сделок по разделению либо объединению разных счетов, а также происходит перевод финансовых средств из одной страны в другую, иногда даже в несколько стран. Для органов контроля (соответственно, правоохранительных служб) выявить данные преступления -весьма сложная и дорогостоящая процедура, в которой должны быть задействованы специалисты экстра-класса, мирового масштаба.

В подобного рода условиях банкам очень сложно определить источники поступающих на их счета денежных средств, особенно если эти деньги предварительно прошли через ряд холдингов.

В конце 2008 г. под влиянием разразившегося мирового финансового кризиса Швейцария, наконец, рассекретила российские вклады в этой стране. Оказалось, что в настоящее время в банках Швейцарии россияне хранят 25,5 млрд. долл. США или 32 млрд. швейцарских франков, из которых 13,8 млрд. франков составляют банковские вклады Российской Федерации, 17,5 млрд. -вклады до востребования и срочные вклады, а 42 млн. франков - это сберегательные и текущие счета 21. В совокупности только в швейцарских банках российские вклады в 2 раза превышают все затраты, предусмотренные на подготовку к Олимпиаде в Сочи в 2014 г.

20 Экономика и жизнь. 1991. №40. С.5-7.

21Российская газета, 26.12.2008. С. 5.

Для сравнения уместно упомянуть, что еще в 1997 г. на проходившей в Праге международной конференции, посвященной вопросам отмывания незаконных доходов в Центральной и Восточной Европе, отмечалось, что на счетах швейцарских банков не менее 10 млрд. долл. США принадлежит «русской мафии» 22. Иначе говоря, российские банковские вклады в Швейцарии явно сомнительного свойства за 11 прошедших лет увеличились более чем в 2 раза. На конференции отмечалось также, что половина всех коммерческих банков РФ и 80% совместных предприятий с участием иностранного капитала, еще 41 тыс. компаний в России имеют преступные связи с криминальными группировками.

Огромные последствия коррупционной направленности имели залоговые аукционы 90-х годов, поскольку изначально отечественная банковская система не была достоянием гласности. Процветали закулисные маневры - достаточно вспомнить о так называемой «семибанкирщине». В результате залоговых аукционов удалось «заткнуть дыры» в госбюджете за счет госпакетов акций «золотого фонда» отечественных предприятий.

Банковская система России превратилась в узко элитарную, основанную на тайных льготах, а также на личных связях с целью обогащения очень узкой группы лиц, связанных с банковским сектором страны. По данным независимых экспертов, интерес федеральных властей к сотрудничеству с коммерческими банками прослеживался лишь в отношении 2% от общего числа банков в стране, из которых в суперэлитную банковскую группировку входили только 10-20 банков, среди которых можно назвать Внешторгбанк, Сбербанк, бывшие совзагранбанки, Московский международный банк, Международную финансовую компанию, ОНЭКСИМбанк.

Более того, официального, прозрачного механизма публичных конкурсов на право называться уполномоченными банками, т.е. управления Федеральными бюджетными ресурсами, не существовало, несмотря на то, что государство перепоручало комбанкам выполнять ряд функций.

Эти банки, как известно, получили статус уполномоченных банков, когда они получали прибыль от вверенных им госресурсов, например, от «прокручивания» на кредитном рынке бюджетных средств, либо они получали госгарантии и льготы под банковские кредиты, либо участвовали в льготном переделе бывшей госсобственности.

В целом, отсутствие нормативной регламентации, в т.ч. валютных тендеров, сделало их доступными лишь для очень узкого круга банков, «приближенных» к Министерству финансов РФ. Это породило настоящий раскол в среде комбанков страны.

Самое интересное состоит в том, что в Положении о Министерстве финансов, утвержденном постановлением Правительства РФ, порядок размещения Минфином средств Федерального бюджета в иностранной валюте вообще не был оговорен, равно как и участие Центрального банка РФ.

22В. Боуленд Российская мафия хранит в швейцарских банках миллиарды долларов //Финансовые известия. 1997. №11. С. 1.

Поэтому валютные тендеры проводились в России, игнорируя гласность и прозрачность, создавая благодатную почву для массовой коррупции.

27 января 2005 г. в камере СИЗО Екатеринбурга был обнаружен повешенным депутат Госдумы РФ, известный уральский бизнесмен А. Хабаров, лидер организованного преступного сообщества «Уралмаш». "Уралмаш" учредил не только 200 компаний, но также 10 банков, которые занимались незаконным переводом валютных средств за рубеж.

Августовский кризис 1998 г. показал действительные реалии банков России, которые в погоне за максимальной прибылью вкладывали примерно 97% своих активов не на развитие производств, в т.ч. импортозамещающих, а в посреднические и торговые организации. В итоге рубль лишился необходимого товарного наполнения.

Подобного рода картина повторяется и в настоящее время, поскольку кредитно-денежная деятельность комбанков приобрела за годы реформ чрезмерную самостоятельность по отношению к материальному производству, фактически оторвавшись от него. Деятельность кредитных институтов остается на поверхностном уровне сферы распределения денег. Классическая цепочка «товар - деньги -товар» в настоящее время в России почти не существует. Нет сбыта новейших образцов продукции отечественного производства и сколько-нибудь существенных экспортных поступлений производителям данной продукции, т.е. значительно сужается сфера развития внешней торговли. Уместно упомянуть, что доля России в наукоемком секторе мира достигает в настоящее время лишь 0,9%, для сравнения - в 1991 г. она достигала 7,2%

23

В то же время значительная часть коммерческих банков в РФ, что называется, делает деньги «из воздуха», занимаясь вульгарной спекуляцией в ущерб национальным интересам. На этом фоне единственным существенным средством борьбы против такого развития событий является отзыв лицензий на совершение банковских операций. Убийство в 2006 г. первого заместителя председателя Центрального банка РФ А. Козлова явилось следствием того, что он в предыдущем году отозвал лицензии у 44 комбанков и намеревался отозвать лицензии еще у нескольких десятков банков.

В январе 2009 г. в Санкт-Петербурге произошло еще одно громкое убийство сотрудника службы собственной безопасности Следственного комитета при Генеральной прокуратуре РФ Д. Маринова, который занимался проблемами «отмывания» банками «грязных денег».

Коммерческие банки продолжают спекулировать на курсах валют, помогают «своим» клиентам перенаправлять валюту за границу и «отмывают» «грязные» деньги даже в условиях разразившегося мирового финансового кризиса. Так, с октября 2008 г. по февраль 2009 г. ряд банков получили от Центрального банка РФ в 4 раза больше средств, чем это нужно было им для расчетов с кредиторами. В результате из выданных 6 трлн. руб. для кредитования реального сектора экономики большая часть оказалась на

23 Валютное регулирование и валютный контроль. 2007. №3. С. 89.

валютном спекулятивном рынке 24. Это также способствовало тому, что рубль за рассматриваемый период обесценился на 40%.

Хотя в настоящее время почти 50% российских банков осуществляют операции в валюте, каждый шестой из них ограничивается покупкой и продажей свободно конвертируемой валюты, довольствуясь полученной валютной маржой. Только примерно 15% банков РФ участвуют в международных кредитных операциях, что также сдерживает развитие внешних связей. Половина всех коммерческих банков РФ сосредоточена в настоящее время в московском регионе. Здесь обращается 70-80% всего финансового капитала страны, что делает коррупцию особенно опасной.

Выводы и предложения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Экономической основой возникновения и расширения разветвленной сети коррупции в России, сформированной в виде «чиновничьего предпринимательского клана», является «теневая экономика», помноженная на олигархический капитализм, построенный в результате неподготовленного и очень быстро проведенного процесса приватизации.

2. Противодействие коррупции во внешней торговле следует рассматривать не изолированно от общесистемных причин коррупции, а в совокупности с ними, в т.ч. в нормативно-правовой сфере. Введение антикоррупционных стандартов во внешней торговле, т.е. установление единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции, законодатель должен рассматривать в качестве первоочередной задачи. Даже на уровне Конституции РФ И Гражданского кодекса РФ исполнительная власть наделена колоссальным объемом прав, но нигде не указаны функции ее ответственности.

3. Необходимо создать во внешней торговле антикоррупционную

законодательную базу, в первую очередь проведя экспертизу действующих нормативно-правовых актов на предмет коррупционных отношений. Хотя в Уголовном кодексе, принятом российским парламентом в 2006 г., обозначена уголовная ответственность за «отмывание» криминальных доходов, однако не дано правового толкования таких категорий как «отмывание», «доходы»,

«собственность», полученных в результате преступных действий, будь то индивид, либо группа лиц, либо организация.

4. В государственном реестре РФ до сих пор нет полного перечня российских компаний за рубежом, поскольку полномочия по их регистрации передавались на протяжении всех лет реформ различным ведомствам, а сама регистрация с помощью коррумпированных чиновников велась не только не эффективно, но просто плохо. В частности, законодательство РФ до сих пор не определилось в своем отношении к оффшорным компаниям, количество которых давно уже перевалило за 60 тыс. по всему миру 25. Но как раз в них размещена основная масса вывезенных из страны капиталов без учета налогов. Следовательно, эти компании функционируют без соблюдения национальных интересов российской экономики, одновременно ни

24 В.Костиков. Их профессия - Родину обчищать //Аргументы и факты. 2009. №9. С. 6.

25 Валютное регулирование и валютный контроль. 2006. №4. С. 49.

«нефтедоллары», ни «газодоллары» большей частью не возвращаются в страну, создавая финансовую базу для коррупции будущих периодов. Наступила пора пересмотра лицензий на предмет допуска к внешнеторговым операциям всех субъектов рыночных отношений, получивших такое право.

5. В рамках противодействия коррупции во внешней торговле наступила пора воссоздать единый валютный расчетный центр, обеспечивающий концентрацию в федеральных банках России всех валютных операций, связанных с переводом валютных средств за рубеж.

Для осуществления этой цели, кроме введения регистрационного порядка валютных операций, уведомления Центрального Банка РФ о цели данной конкретной операции, следует ограничить права коммерческих банков в отношении формирования ими валютных резервов и хранения их за границей с одновременным изменением порядка отказа от обязательной продажи с 2007 г. валюты, полученной по экспортным контрактам. Иначе говоря, необходимо ввести стопроцентный норматив продажи валюты, как это имеет место во всех развитых странах мира. Этот шаг «отрубит» щупальца коррупции во внешней торговле, ликвидируя ее финансовую базу.

6. Целесообразно закрепить в российском законодательстве новую категорию - «внешнеэкономическая сделка, ущемляющая государственные интересы». К ней может быть приравнена любая сделка, если контрактные цены не соответствуют существующим биржевым либо справочным ценам и установленым нормативам отклонений от этих цен. Подобного рода сделка может быть объявлена недействительной, например, в случае занижения экспортной цены: банк обязан поставить в известность резидента-участника внешнеторговой сделки о том, что данная сделка признана недействительной. В этом случае банк не должен принимать сделку на расчетное обслуживание.

7. Необходимо усовершенствовать правила расчетов при совершении экспортно-импортных операций. В частности, пересечение таможенной границы при экспорте следует разрешать исключительно при предъявлении документов, подтверждающих 100-процентный аванс платежа за вывозимую товарную партию, либо при выставлении аккредитива на полную таможенную стоимость.

8. С целью предотвращения многочисленных махинаций во внешней торговле необходимо преодолеть почти полную незащищенность границ Российской Федерации:

- во-первых, из 60,932 тыс. км российской границы с бывшими союзными республиками 11,792 тыс. км наиболее уязвимы для всевозможных контрабандных операций;

- во вторых, по расчетам независимых экспертов, таможенному досмотру подвергается лишь 1% потока внешнеторговых грузов, причем 70% товаров, перевозимых автотранспортом, перемешается через таможенную границу вне пунктов пропуска 26.

26 Финансовый бизнес. 2006. №4. С. 46.

9. Для того, чтобы обезопасить любой бизнес от коррупционеров, в том числе произвольного установления цен на все и вся, целесообразно использовать богатый опыт стран с развитой экономикой, например, Германии, где публикуется каталог цен, разрабатываемый торговопромышленными фирмами совместно с профсоюзами. В этом каталоге публикуется уровень цен на товары массового спроса.

10. Целесообразно в порядке эксперимента вернуться к прежде существовавшей практике определения лимитных цен. Это побудит изготовителя самых разных форм собственности снижать затраты на производство.

Система лимитных цен станет «головной болью» для многих коррупционеров. Особенно она должна коснуться цен естественных монополий, в том числе цен на газ и топливо. В условиях финансового кризиса во всех странах мира цены на топливо, нефть, газ и нефтепродукты повсюду снижаются, кроме России, где цены, наоборот, растут, поскольку коррупционная составляющая в отраслях ТЭК наибольшая из всех сфер российской экономики.

11. Для снижения коррупционной составляющей банковского сектора во внешней торговле целесообразно использовать опыт США, где прохождение денег через структуры банковской системы подвергается контролю со стороны специальных подразделений кредитных организаций и федеральных правоохранительных органов, несмотря на мнимую коммерческую тайну, а также десятков секретных служб. Таким образом отслеживаются все финансовые потоки, включая экспортно-импортные операции.

12. Поскольку 30% российских граждан определяют коррупцию как «механизм компенсации плохих законов» 27, то наступила пора рассмотреть вопрос о подготовке Нормативного правового акта, регулирующего лоббистскую деятельность, что во многих случаях нивелирует коррупционные отношения уже в зародыше «чиновничьего клана».

13. Если в Европе чиновник, пойманный на взятке, лишается не только своего рабочего места, но также и пенсии, а его имущество подвергается конфискации, то Россия идет от обратного.

Конфискация имущества для нарушителя законов, особенно коррупционеров в крупном масштабе, имела место в российском законодательстве, однако с 2003 г. она была отменена.

14. Чтобы борьба с коррупцией носила комплексный характер, включая внешнюю торговлю, требуется резко сократить огромную армию чиновников (за исключением таможенной и пограничной службы). Если в СССР на 280 млн. жителей приходилось около 1 млн. чиновников всех уровней и рангов, то в современной России на 140 млн. жителей число чиновников почти в 2 раза больше. По нашему мнению, это является следствием нарушения фундаментального принципа теории управления: сначала определяются функции управления и только потом под них создаются новые оргструктуры управления, а не наоборот, как это сейчас происходит в России.

27 Ю. Воробьев. Коррупция на просвет //Российская газета. 2009,17.03. С. 9.

12

15. Российская Федерация является единственной страной в Европе, где до сих пор не принят Этический кодекс государственного служащего. Особая необходимость принятия Этического кодекса связана с тем, что, в соответствии с новейшими данными, 64% госслужащих в РФ неправильно ориентируются в нравственных коллизиях, с которыми им приходится сталкиваться по работе 28. В случае нарушения чиновником одного из пунктов свода правил за несоблюдение этических норм (ознакомление с кодексом поведения осуществляется под личную роспись чиновника), нарушителя ожидают серьезные неприятности - от прекращения карьерного роста вплоть до отставки без права в дальнейшем занимать должность в той или иной структуре госаппарата.

16. Все указанные выше предложения и меры в борьбе против коррупции не будут «стрелять в цель», если их не рассматривать в контексте с разразившимся мировым финансовым кризисом. В этом смысле России предстоит в 2010-2012 гг. реализовать следующие меры:

- осуществить жесткий контроль за всеми инвестиционными банками и международными фондами, где РФ принимает участие;

- пересмотреть нормы отчетности и оценки рисков, касающиеся международной торговли страны;

- ввести систему государственного регулирования всех экспортноимпортных потоков страны, отойдя от не оправдавшей себя за 18 лет реформ стратегии «рынок сам все определит»;

принять активное участие в нормировании международной контрольной группы, чтобы противостоять спекулянтам, которые используют разницу базовых ставок международных кредитов не только в целях своего обогащения, но и как питательную почву в финансовой поддержке коррупционной деятельности международных валютно-кредитных организаций.

28 Финансовые правонарушения и преступления. 2009. №1. С. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.