Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ'

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ»

THE THORON CONTENT (Tn220) OF THE AIR EXPIRED BY RATS AFTER INTRATRACHEAL ADMINISTRATION OF THORON COMPOUNDS

N. A. Pavlovskaya, M. R. Zeltser, A. P. Medvedovsky

The content of thoron was determined in the air, expired by rats after intratracheal administration of a nonsoluble (Th232Oa) and soluble (Th228Cl4) compounds of thorium. The finding was that the coefficients of expiration of thoron from the body of rats depended on the solubility of the thorium compounfls and the period of time from the moment of their administration. In case of entry into the respiratory organs of thorium dioxide the expiration coefficients of thoron (Ec! and Ec2) in the first twenty-four hours after the introduction attain 0.32 and in the following periods diminish to 0.08. In case of entry of a soluble thorium compound Ec, and Ec, attain 0.44 and then fall to 0.13 and 0.22, respectively.

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

УДК в14.3/.4.007

К. И. Лучина, Т. Д. Чернаенко, Е. А. Кустова, А. 3. Тер-Карапетян.

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Главное санитарно-эпидемиологическое управление Министерства здравоохранения СССР, Всесоюзный научно-исследовательский институт социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н. А. Семашко, Москва

Основополагающим санитарно-правовым документом в деле управления санитарно-эпидемиологической службой является Положение о государственном санитарном надзоре в СССР, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР № 361 от 31/У 1973 г. Этим положением установлены различия в функциях только между руководящим органом санитарно-эпидемиологической службы на уровне Министерства здравоохранения СССР, с одной стороны, и органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы соответствующих административных территорий — с другой. Вместе с тем права и обязанности главных государственных санитарных врачей, возглавляющих санитарно-эпидемиологическую службу на всех уровнях управления, этим документом не дифференцируются.

Конкретное содержание деятельности органов, учреждений и подразделений санитарно-эпидемиологической службы до 1973 г. регламентировалось положениями о Главном санитарно-эпидемиологическом управлении Министерства здравоохранения СССР (1973), Главном санитарно-эпи-демиологическом (санитарно-эпидемиологическом) управлении Министерства здравоохранения союзной республики (1964), республиканской санэпидстанции (1964), бассейновой, портовой и линейной санэпидстанциях на водном транспорте (1964), организационном отделе республиканской, краевой и областной санэпидстанций (1970), отделении по определению остаточных количеств ядохимикатов в пищевых продуктах и внешней среде (1971), токсикологическом отделении (1971), отделении физико-химических методов исследований (1970), дезинфекционном отделе (1967) и вирусологическом отделении (1973). В отношении отдельных должностных лиц были утверждены положения о враче-микробиологе (1964), лаборанте с выс-1 шим образованием (1970), враче-паразитологе (1967), враче-эпидемиологе (1968), лаборанте со средним образованием (1970), помощнике эпидемиолога (1965) и помощнике санитарного врача (1968).

Следует отметить, что эти регламентации не охватили все типы санэпидстанций, структурные их подразделения и все группы специалистов.

В современных условиях специализации государственного санитарного надзора и совершенствования службы в целом эти положения требуют пересмотра с учетом тех общих рекомендаций, которые представляет наука об управлении.

Структура санитарно-эпидемиологической службы в принципе подчинена административно-территориальному делению страны, и управление ею определяется двойной системой подчинения ее органов и учреждений: административного — органу здравоохранения данного уровня, функционального — органу (учреждению) службы вышестоящего уровня. Вопрос об уровнях управления санитарно-эпидемиологической службой требует более детального рассмотрения, так как он крайне недостаточно отражей в литературе. Понимая под уровнем управления место данного органа (учреждения) в системе соподчиненности и взаимодействия в отрасли, следует в санитарно-эпидемиологической службе выделить 5 основных уровней управления (см. таблицу). К I уровню мы относим городские санэпидстанции городов без районного деления, районные санэпидстанции городских административных районов, районные санэпидстанции сельских районов, т. е. учреждения санитарно-эпидемиологической службы, которые проводят оперативную работу по осуществлению государственного санитарного надзора. Ко II уровню отнесены городские санэпидстанции городов с районным делением (в которых имеются районные санэпидстанции), выполняющие в основном организационные и методические функции и функции оперативного выборочного контроля. К III уровню отнесены республи-

Структура управления санитарно-эпидемиологической службой

Органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы Уровень управления Варианты функциональной подчиненности

Орган управления Главное санитарно-эпидемиологическое управление Министерства здравоохранения СССР Главное саиитарно-эпидемио-логическое управление V IV

(Санитарно-эпидемиологиче-ское управление) Министерства здравоохранения союзной республики G J (* У

Учреждение Санэпидстанция союзной республики IVA \ \ i

Санэпидстанция автономной республики, областная (краевая) санэпидстанция III > У'1 An In

Городская санэпидстанция города с районным делением II А Ii

Городская санэпидстанция города без районного деления öl ft!

1 Районная санэпидстанция городского административного района Районная санэпидстанция сельского района I 6 1 1 A

Обозначения: • — для РСФСР, Украинской ССР. Белорусской ССР. Казахской ССР. Узбекской ССР. Грузинской ССР. Азербайджанской ССР, Туркменской ССР. Киргизской ССР, Таджикской ССР: •• — для Эстонской ССР, Латвийской ССР. Литовской ССР, Молдавской ССР. Армянской ССР.

ш

канские санэпидстанции автономных республик, краевые и областные санэпидстанции, для которых характерны те же функции, что и для II уровня. Вместе с тем эти санэпидстанции выполняют функции непосредственного обслуживания, связанные с особо опасными инфекциями, радиационной гигиеной, специализированным лабораторным обслуживанием (вирусология, определение остаточных количеств ядохимикатов в пищевых продуктах и внешней среде, токсикологические и физико-химические исследования). IV уровень составляют главные санитарно-эпидемиологические управления (санитарно-эпидемиологические управления) министерств здравоохранения союзных республик, которым присущи прежде всего организация санитарно-эпидемиологического обслуживания населения, руководство и контроль за деятельностью санитарно-эпидемиологической службы союзной республики и непосредственное осуществление государственного санитарного надзора в установленном порядке (по поручению Министерства здравоохранения СССР, с учетом местных условий и особенностей и т. д.).

Что касается санэпидстанций министерств здравоохранения союзных республик, то они обеспечивают организационное и методическое руководство и частично функции как выборочного, так и целевого контроля (специализированные оперативные и лабораторные подразделения). Однако, обладая теми же, что и органы санитарно-эпидемиологической службы IV уровня, правами, эти учреждения с точки зрения управления в предлагаемой схеме не могут быть выделены и составлять самостоятельный уровень его.

Учреждения V уровня формируются Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Министерства здравоохранения СССР, они призваны устанавливать порядок осуществления государственного санитарного надзора, руководить работой органов и учреждений санитарно-эпидемиологических служб министерств здравоохранения союзных республик и контролировать ее, а также осуществлять государственный санитарный надзор в вопросах нормативного порядка, проектирования и строительства.

Из общего числа органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы на долю учреждений I уровня, сочетающих оперативные и контрольные функции, приходится около 93% (около 4 тыс. сЗВэпидстанций). Остальные — санэпидстанции 11 уровня и более высоких уровней и органы санитарно-эпидемиологической службы, представленные соответствующими управлениями в Министерстве здравоохранения СССР и министерствах здравоохранения союзных республик, выполняют в основном организационные и методические функции.

Нами рассмотрены также содержание и функции управления применительно к существующей иерархической лестнице.

Большинство исследователей, несмотря на отсутствие полного единообразия во взглядах, безотносительно к управляемой системе относят к функциям управления планирование, принятие единовременных решений, координацию работы, контроль исполнения и оперативное регулирование. Разумеется, эти функции приобретают специфические особенности в приложении к каждой конкретной системе, в частности к системе санитарно-эпидемиологической службы.

Функция планирования, присущая всем уровням управления, имеет свои особенности на каждом из них. Так, на уровне Главного санитарно-эпидемиологического управления Министерства здравоохранения СССР она состоит в разработке основных направлений и показателей текущего и перспективного планирования развития сети и кадров, подготовки и использования последних, повышения их квалификации, направлений деятельности санитарно-эпидемиологической службы, ее технического вооружения и оснащения, в комплексном планировании организационных мероприятий, мероприятий по специфической профилактике и направлений научных исследований в области организации и управления, конкретных

видов деятельности службы. Принимается участие в комплексном планировании основных организационных мероприятий министерства по гигиеническому обучению и воспитанию населения, профилактике инфекционных заболеваний, в связи с решениями директивных органов об улучшении управления народным хозяйством в целом или его отдельными отраслями.

На других уровнях санитарно-эпидемиологической службы составляются планы по аналогичным вопросам с учетом основных установок Министерства здравоохранения СССР и местных условий и особенностей.

На уровне областных, городских и районных санэпидстанций составляются также комплексные планы санитарных и противоэпидемических мероприятий, которые утверждаются исполнительными комитетами местных Советов депутатов трудящихся и выполняются различными учреждениями. В процессе планирования каждое учреждение нижестоящего уровня должно быть своевременно информировано о тех основных мероприятиях, которые намечаются органами вышестоящего уровня.

Такая функция, как принятие единовременных решений, на V уровне предполагает участие в разработке проектов законов, постановлений и распоряжений правительства в области санитарно-правовых регламентации, связанных с улучшением санитарного и эпидемиологического состояния страны, санитарной охраны внешней природной среды, предупреждением и снижением профессиональных и инфекционных заболеваний и совершенствованием организации санитарно-эпидемиологической службы и управлением ею, а также создание санитарного законодательства по гигиеническим и эпидемиологическим вопросам для утверждения в установленном порядке.

Разумеется, что наиболее значительна роль государственных актов, обязательных для всей территории страны, — законов, принимаемых Президиумом Верховного Совета СССР, постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, а также приказов Министерства здравоохранения СССР. В развитие их органы здравоохранения разрабатывают для соответствующих уровней управления официальные документы о задачах, содержании работы и правах. Ценность этих решений становится тем выше, чем полнее отражаются в них основанные на глубоком анализе требования, учитывающие местные условия. Нередко подобные документы готовятся на местах по инициативе органов здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы с учетом общесоюзных или республиканских законодательных актов.

Среди документов санитарного законодательства особое место занимают общесоюзные санитарно-гигиенические и санитарно-противоэпидеми-ческие правила и нормы, право утверждения которых отнесено исключительно к компетенции Министерства здравоохранения СССР.

Главное санитарно-эпидемиологическое управление Министерства здравоохранения СССР утверждает соответствующие регламентации о деятельности органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы разных уровней управления, специализированных подразделений санэпидстанций и соответствующих специалистов. Должны приниматься единовременные решения и по вопросам, связанным с созданием всесоюзных и республиканских школ передового опыта на основе изучения деятельности лучших учреждений, достигших оптимальных показателей качества проводимых мероприятий.

Наиболее детальное отражение методическая функция должна получить при разработке положений о деятельности санитарно-эпидемиологической службы, касающейся организации государственного санитарного надзора по конкретным профильным разделам, а также должностных положений, специальных инструкций. Эффективному внедрению в практику принятых законодательных и других решений способствует правильно организованная методическая работа.

Особое место занимает функция координации деятельности сети санитарно-эпидемиологических учреждений, научного профиля, в организации

санитарно-оздоровительных мероприятий, в пропаганде гигиенических знаний, широком привлечении населения, профсоюзного актива, актива обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, общественных советов, научных медицинских обществ, обществ по охране природы к осуществлению государственного санитарного надзора, согласования деятельности учреждений здравоохранения, не входящих в систему Министерства здравоохранения СССР, по вопросам санитарно-эпидемиологического обслуживания населения.

Функция контроля выражается в проверке деятельности санитарно-эпидемиологических учреждений и осуществлении государственного санитарного надзора в соответствии с действующим санитарно-правовым законодательством.

На уровне Министерства здравоохранения СССР обеспечивается контроль за деятельностью органов и учреждений санитарно-эпидемиологических служб союзных республик, за организацией и выполнением мероприятий по предупреждению профессиональных и инфекционных заболеваний министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, внедрением научных достижений в области организационных вопросов службы гиГиены и эпидемиологии, качеством производимых для медицинских целей сывороточно-вакцинных и диагностических препаратов, аллергенов и питательных сред, деятельностью медицинских служб ведомств, осуществляющих санитарный надзор.

На всех остальных уровнях управления службой органам и учреждениям присущи функции контроля в соответствии с правами, представленными действующим санитарно-правовым законодательством, однако объем контроля различен.

Функция оперативного регулирования находит отражение в учете и отчетности, анализе эпидемического процесса, санитарного и эпидемиологического состояния территории и объектов надзора. Эта функция присуща учреждениям всех уровней. В условиях районной и городской санэпидстанций сюда относится учет заболеваний и проведенных мероприятий с составлением установленной формы отчетов и соответствующей информацией по административной линии и вышестоящих органов службы. На более высоких уровнях ведутся обработка полученной информации, ее суммирование и передача по иерархической лестнице вплоть.до Министерства здравоохранения СССР, оценка качества и эффективности деятельности своего учреждения, а также учреждений службы нижестоящего уровня.

Анализ материалов, касающихся территории обслуживания, является обязательным на всех уровнях управления, так как без этого невозможно ни рациональное планирование, ни принятие целесообразных решений по улучшению системы управления и деятельности санитарно-эпидемиологической службы в целом. Поэтому необходимо в функции органов и учреждений всех уровней включить систематический и непрерывный анализ состояния сети, кадров, материально-технической базы санитарно-эпидемиологической службы, а также санитарной и эпидемиологической конъюнктуры.

Все рассмотренные выше вопросы должны быть учтены при конкретизации прав и функций органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы разных уровней.

Поступила 6,'VIII 1975 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.