Научная статья на тему 'СИСТЕМА ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ В САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ'

СИСТЕМА ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ В САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
28
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ В САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ»

УДК 614.3/.4.07.008.2.041

К. И. Лучика, Т. Д. Чернаенко

СИСТЕМА ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ В САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ

Главное санитарно-эпидемиологическое управление Министерства здравоохранения СССР, Москва

Эффективность государственного санитарного надзора и противоэпидемических мероприятий неразрывно связана с качеством работы санэпидстанций. Одним из наиболее рациональных путей повышения его на современном этапе явилась система централизации управления и финансирования1. В свое время был проведен анкетный опрос главных врачей районных санэпидстанций сельских районов о приемлемости такой системы для сельских районов, об оптимальной подчиненности санэпидстанций и возможных в связи с этим изменениях во взаимоотношениях с органами и учреждениями здравоохранения, а также ожидаемых положительных сдвигах в состоянии государственного санитарного надзора. Большинство руководителей санитарно-эпидемиологической службы считали, что в условиях централизации управление коренным образом улучшится, причем это положительно скажется на укреплении прав и повышении авторитета службы. Эта система, по мнению главных врачей санитарной службы, будет способствовать сохранению и закреплению кадров, значительному улучшению материально-технической базы и повышению уровня санитарно-эпидемиологического обслуживания населения.

Практика подтвердила правильность таких суждений. Действительно, одним из важных аспектов централизации управления явилось улучшение системы планирования работы санэпидстанций в области государственного санитарного надзора. При этом наиболее совершенной стала система, построенная на основе единого плана основных организационных санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, который определяет программу на будущее и важнейшие направления деятельности всех учреждений в условиях централизации на той или иной административной территории.

Необходимо отметить, что качественная сторона деятельности санитарно-эпидемиологической службы в условиях централизации управления и финансирования выражена особенно ясно. Это имеет прямую связь с изменившимися условиями взаимодействия и взаимосвязи органа управления (городская санэпидстанция города с районным делением, областная санэпидстанция, республиканская санэпидстанция министерства здравоохранения автономной республики) с объектами управления. Так, с введением централизации республиканские (автономная республика), областные и городские санэпидстанции стали сами заниматься подбором кадров, оформлять в установленном порядке назначение главных врачей городских и районных санэпидстанций и некоторых категорий специалистов, решать вопросы, связанные с приростом должностей всех групп персонала санэпидстанций. Это позволяет лучше комплектовать санэпидстанции врачами и другими специалистами с высшим образованием, а также средними медицинскими работниками, обеспечивать наиболее правильное соотношение специалистов с высшим и средним образованием и т. д.

В целях более детальной и объективной оценки санитарной и противоэпидемической деятельности были изучены и проанализированы ее показатели у санэпидстанций разного типа по основным разделам. Сейчас еще отсутствуют официальный перечень показателей деятельности, программа их обязательного исчисления и трактовка. Поэтому сравнение проводи-

1 Гигиена и санитария, 1975, № 2, с. 59, № 10, с. 48.

лось по ограниченной группе показателей, которые, однако, в достаточно полной мере характеризуют количественную и качественную сторону работы санитарно-эпидемиологической службы союзной, автономной республики, области и города с районным делением.

В число сравниваемых 11 показателей качества, количества и эффективности были включены показатели, описанные в литературе и широко используемые в практической деятельности санэпидстанций. Они позволили судить о степени охвата объектов народного хозяйства предупредительным и текущим надзором, кратности их обследования, удельном весе врачебных наблюдений и лабораторных исследований, полноте использования представленных прав. Что касается эпидемиологического раздела, то приемлемой оказалась оценка работы по показателям своевременности обеспечения обязательных противоэпидемических мероприятий (обследование эпидемических очагов, эвакуация инфекционных больных, заключительная дезинфекция). Эффективность государственного санитарного надзора оценивалась по уменьшению числа неблагополучных в санитарном отношении объектов текущего надзора и более своевременному противоэпидемическому принятию мер.

Изученные показатели не могли быть отнесены к конкретным группам, характеризующим только количество или качество работы, так как, отражая количественную сторону деятельности, они в той или иной степени указывали и на ее качество. Так, показатели охвата объектов, подлежащих предупредительному и текущему контролю, а также кратности обследования, относимые к количественным показателям, вместе с тем говорят и о качестве надзора, поскольку наиболее полный охват объектов и обеспечение необходимой кратности обследований свидетельствуют одновременно о повышении уровня государственного санитарного надзора, т. е. о его улучшении.

Количественные и качественные показатели изучались и оценивались с использованием данных отчетной формы № 36 «Отчет о работе санитарно-эпидемиологической (дезинфекционной) станции» за 1971—1973 гг., т. е. начиная с года введения новой формы отчета. Это позволило в сопоставлении данных в динамике изучить деятельность санэпидстанций при централизации управления и финансирования для выяснения тех изменений, которые произошли за это время. Анализ имел целью путем сравнения с обычными условиями работы в других республиках и областях, а также с данными, характеризующими в целом деятельность санитарно-эпидемиологической службы системы Министерства здравоохранения СССР в изучаемой области, выявить тенденции в расширении сферы влияния санитарно-эпи-демиологической службы, повышении уровня государственного санитарного надзора и его специализации. Взятые для сравнения автономные республики и области были близки по численности населения, примерно с одинаковым числом санэпидстанций одного и того же типа.

За указанный период наряду с улучшением финансирования и укреплением материально-технической базы санэпидстанций, значительно повысившими оперативность санитарно-эпидемиологической службы в осуществлении государственного санитарного надзора и противоэпидемическом обеспечении населения, произошли положительные сдвиги в количественных и качественных показателях их деятельности. Так, охват объектов предупредительным санитарным надзором увеличился: в Узбекской ССР — с 78 до 86,8%, Чимкентской области — с 88 до 96,8%, Абхазской АССР — с 62 до 100% и Гомельской области — с 65 до 96,6%. В Нахичеванской АССР и Нагорно-Карабахской автономной области предупредительным санитарным надзором охвачено 100% объектов. Положительные сдвиги отмечаются и в охвате объектов текущим санитарным надзором; при показателе по стране в целом, равном 96,04%, в Узбекской ССР он составил 95,7%, в Чимкентской области, Абхазской АССР, Нахичеванской АССР и Нагорно-Карабахской автономной области — 100%.

3 Гигиена и санитария № 11

65

Значительно выросла кратность обследования объектов. В Узбекской ССР, Чимкентской области, Нахичеванской АССР и Нагорно-Карабахской автономной области кратность обследований, связанных с текущим санитарным надзором, была выше среднесоюзного (3,85) и составила соответственно 4,39, 4,4, 4,5 и 7,6, в Абхазской АССР она приблизилась к средне-союзному и составила 3,51.

Участились случаи применения инструментальных и лабораторных методов исследований в процессе государственного санитарного надзора. Наиболее ярко это выражено при проведении предупредительного надзора в Узбекской ССР (с 4 до 5,26%), в Чимкентской области и Абхазской АССР (соответственно с 0 до 8,27 и с 1,5 до 2%) при проведении текущего надзора в Нахичеванской АССР и Нагорно-Карабахской автономной области (с 2,75 до 4,06 и с 13 до 40,19% соответственно). В Гомельской области планомерно расширяется использование инструментальных и лабораторных методов исследования как в предупредительном надзоре (с 39 до 45,6%), так и в текущем надзоре (с 19 до 27,2%). Возрос также удельный вес врачебных обследований и, следовательно, их качественный уровень (в Чимкентской области — с 21 до 24,75%, в Гомельской области — с 17 до 19,6%). В большем числе случаев обеспечивали своевременное обследование эпидемических очагов, эвакуация инфекционных больных и заключительная дезинфекция.

В результате повышения требовательности и ответственности меньше стало неблагополучных в санитарном отношении объектов надзора. За 3 года количество таких объектов в Узбекской ССР снизилось с 15 до 9,5%, в Нахичеванской АССР — с 8 до 7,5%, в Нагорно-Карабахской автономной области — с 12 до 7,4%, в Чимкентской области — с 5 до 2,3% (в СССР в целом —с 12 до 9,9%). Количественные и качественные показатели изменялись не за счет преимущественного улучшения отдельных видов работы, а затрагивали их почти все в равной степени (гигиену труда, коммунальную гигиену и т. д.). Количественные и качественные показатели работы санэпидстанций административных территорий, где система централизации применена (Чимкентская и Гомельская области, Абхазская АССР) несомненно лучше, чем на территориях, где она не введена (Восточно-Казахстанская и Минская области, Аджарская АССР). Это касается увеличения объема предупредительного и текущего санитарного надзора, охвата им объектов народного хозяйства, возросшей роли лабораторных и инструментальных методов исследований в оценке санитарного и эпидемиологического состояния окружающей среды и эффективности санитарных и противоэпидемических мероприятий. Все это наряду с другими факторами свидетельствует о повышении качества, дальнейшей специализации и большей эффективности государственного санитарного надзора по стране в целом.

Исследования, проводимые сейчас Всесоюзным научно-исследовательским институтом социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н. А. Семашко, позволяет детальнее оценить деятельность санэпидстанций за более длительный период с учетом ее особенностей по тем или иным видам надзора. Было бы неправомерным ожидать значительных изменений в качестве деятельности санэпидстанций, так как срок опыта еще незначителен. Необходимо отметить, что не столь важен достигнутый уровень, главное — это наметившиеся тенденции в улучшении показателей в целом.

В условиях возрастающей роли управления санитарно-эпидемиологической службой большое значение приобретает совершенствование его организационных форм и организационной структуры как факторов, влияющих в конечном итоге на эффективность государственного санитарного надзора. Организационные формы работы санэпидстанций в условиях централизации регламентировались официальными документами местного порядка, отнесенными к конкретным административным территориям (например, по Узбекистану в целом, отдельным областям Казахской ССР и Украинской ССР, Абхазской АССР). В связи с более широким применением системы

централизации появилась необходимость принятия единого общесоюзного директивного документа, обобщающего разнообразный опыт и регламентирующего наиболее рациональные формы, оправдавшие себя на практике. В первую очередь должны быть официально определены место органа управления в системе централизации и порядок перевода санэпидстанций на республиканский (автономные республики), областной или городской бюджет.

Принципиально важным является определение схемы финансирования учреждений санитарно-эпидемиологической службы. Распределение обязанностей, связанных с финансовой деятельностью санэпидстанций разного уровня и управления ими, позволит четко разграничить правовое положение руководителей санитарно-эпидемиологических служб в этом отношении, включая планирование ассигнований, составление смет расходов, возможные варианты маневрирования финансами, а также контроля за исполнением бюджета.

Деятельность санитарно-эпидемиологической службы должна быть предусмотрена в едином плане организационных мероприятий с учетом целесообразных форм взаимосвязи органов и объектов управления. Следует уточнить роль и место областной (республиканской — в масштабе автономной республики), городской санэпидстанции (города с районным делением) относительно подчиненных санэпидстанций и санэпидстанций на водном транспорте. Регламентация этих вопросов будет способствовать согласованным и целенаправленным действиям всех звеньев санитарно-эпидемио-логической службы, их оптимальному и наиболее рациональному функционированию, с тем чтобы успешно выполнить задачи, связанные с улучшением качества государственного санитарного надзора.

Поступила 31/1 1975 г.

УДК 614+614.71:001

Доктор мед. наук Е. М. Вайнруб, канд. мед. наук А. С. Клюзко

О ФОРМАХ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ В ПРАКТИКУ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ПО ВОПРОСАМ ОБЩЕЙ И КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ

Киевский научно-исследовательский институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Марзеева

Киевский научно-исследовательский институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Марзеева, гигиенический отдел Львовского научно-исследовательского института эпидемиологии и микробиологии, кафедры медицинских институтов и институтов усовершенствования врачей, участвующие в разработке проблемы «Научные основы гигиены населенных мест» на Украине, используют разнообразные формы внедрения результатов научных исследований. За последние 2 года было оформлено и подано в Государственный комитет при Совете министров СССР по делам изобретений и открытий 15 заявок на изобретения, получено 6 авторских свидетельств. За тот же период разработаны и утверждены нормативы содержания бенз(а)пирена и паров фенолпиридиновой смеси (по каждому из компонентов) в атмосферном воздухе, хлористого додецила, толуолсульфоната, некоторых формальдегидсодержащих препаратов, тетрагидробензальдегида, тетрагидробензнлового эфира, диметилола и других веществ в водоемах. Научно обоснованы предельно допустимые уровни средне-коротко- и ультракоротковолновой и СВЧ-энергии в населенных местах. За истекшие 2 года сотрудниками Киевского научно-исследовательского института общей и коммунальной гигиены и профильных кафедр медицинских институтов подготовлено более 20 методических рекомендаций и указаний. Ряд предложений

3*

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.