Научная статья на тему 'ОПЫТ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ САНЭПИДСТАНЦИЙ'

ОПЫТ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ САНЭПИДСТАНЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ САНЭПИДСТАНЦИЙ»

Максимальная концентрация аммиака 0,215 мг/м3 оказалась статистически достоверной.

Арифметическая средняя из максимального ряда концентраций без учета Vb составила 0,151 мг/м3 (утвержденная ПДК аммиака равна 0,2 мг/м3). Эта величина оказалась выше на 0,051 мг/м3 той, которая получена проектной организацией при исчислении суммарной среднеарифметической из всех измерений.

Для установления вариабельности средней М обычно определяется средняя ошибка (т) ее величины, позволяющая при строгом подходе выявить интервалы отклонения показателя осредненной максимальной. Однако в практических целях, учитывая не абсолютную точность установления «зачетной» фоновой концентрации, можно ограничиться только полученным значением М = 0,151 мг/м3.

Составляя графики зонального распределения приземных концентраций аммиака в атмосфере, необходимо суммировать расчетные концентрации проектируемого источника выброса с фоновой по каждому расстоянию.

Описанный принцип обработки измеренных уровней фонового загрязнения атмосферного воздуха практически учитывает наиболее опасные наблюдаемые условия (максимальный выброс, ослабление процессов рассеяния и др.), так как ориентируется на показатель фонового загрязнения, приближающийся к редко встречающемуся максимуму. При этом решается и вторая задача — фиксирование фоновых концентраций опасного направления распространения выбросов действующих производств с учетом взаимного расположения источников, так как максимальный ряд обнаруженных в зоне концентраций включает и точки отбора проб воздуха, попавшие в зону наибольших загрязнений приземного слоя атмосферы.

ЛИТЕРАТУРА. Андреев П. И. Рассеяние в воздухе газов, выбрасываемых промышленными предприятиями. М., 1952. — Гильденскиольд Р. С, Войте хов Д. Д. В кн.: Вопросы санитарной статистики. Уч. записки МНИИГ им. Ф. Ф. Эрисмана. М., 1971, с. 57. — Н о т к и и Е. Л. Статистика в гигиенических исследованиях. М., 1965.

Поступила 5/II 1974 г.

УДК 614.3/.4.07.003.2

Т. Д. Чернаенко

ОПЫТ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ САНЭПИДСТАНЦИЙ

Главное санитарно-эпидемиологическое управление Министерства здравоохранения СССР, Москва

Одной из форм совершенствования управления санитарно-эпидемиоло-гическими учреждениями и организации их деятельности является централизация руководства ими и финансового обеспечения этой службы.

Впервые перевод в административное подчинение областных санэпидстанций ряда районных санэпидстанций и централизация их финансирования были осуществлены в широком масштабе в 1968 г. в Самаркандской области Узбекской ССР (областной санэпидстанции было подчинено 16 санэпидстанций •— 2 городских и 14 районных). Средства этих учреждений изъяты из местных районных и городских бюджетов и сосредоточены в областном бюджете с непосредственным финансированием через областную санэпидстанцию; в районных и городских отделениях Государственного банка открыты текущие счета областного бюджета в соответствии с территориальным размещением санэпидстанций (К. С. Заиров и соавт.).

Благодаря этому областная санэпидстанция получила определенную самостоятельность в управлении финансово-хозяйственной деятельностью

санитарно-эпидемиологической службы области в целом, ее главный врач стал распорядителем кредитов по всем источникам финансирования, получил возможность рассматривать и утверждать в установленном порядке структуру, штаты, финансовые планы и сметы подчиненных санэпидстанций. На главного врача была возложена функция руководства финансово-хозяйственной деятельностью и контроля за нею (совместно с централизованной бухгалтерией) в отношении всех санэпидстанций области с отчетностью перед исполкомом областного Совета депутатов трудящихся.

Это позволило увеличить бюджет санитарно-эпидемиологической службы области в первые же 3 года, последовавшие за введением системы централизации, на 35?^ и повысить оперативность работы санэпидстанций (К- С. Заиров, 1969, 1970). Опыт централизации управления и финансирования, оправдавший себя на практике в условиях Самаркандской области, в 1969 г. был распространен еще на 3 области Узбекской ССР (Кашкадарь-инская, Ташкентская, Андижанская); затем эта система была принята во всей санитарно-эпидемиологической службе республики (К. С. Заиров и соавт., 1972; К. С. Заиров).

На XV Всесоюзном съезде эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов отмечалось, что система централизации управления и финансирования санэпидстанций в Самаркандской области способствовала укреплению авторитета санитарно-эпидемиологической службы, повышеяию оперативности в ее работе. Имеется настоятельная необходимость в глубоком изучении эффективности деятельности санитарно-эпидемиологической службы на основе централизации (П. Н. Бургасов). Вопрос о централизации финансирования санэпидстанций рассматривался и на XVI Всесоюзном' съезде гигиенистов и санитарных врачей.

В последующем опыт централизации управления санэпидстанциями и их финансирования получил распространение в Чимкентской области Казахской ССР (с 1/1 1970 г. •— 18 санэпидстанций), в Абхазской АССР (с 1ЛП 1970 г. >— 9 санэпидстанций), в Нахичеванской АССР и Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР (с 1/1 1971 г. •— 12 санэпидстанций) и в Гомельской области Белорусской ССР (с 1/1V 1971 г. >— 25 санэпидстанций). В 1973—1974 гг. этот опыт был внедрен более широко в Казахской ССР (Алма-Ата, Мангышлакская, Целиноградская, Джамбульская, Павлодарская и Кустанайская области), в Белорусской ССР (Минск), в Украинской ССР (Запорожская, Днепропетровская, Тернополь-ская и Киевская области).

В настоящее время в условиях централизации управления и финансирования работает около 400 санэпидстанций (10% учреждений санитарно-эпидемиологической службы страны). Таким образом, накоплены достаточные материалы для подведения предварительных итогов деятельности санэпидстанций по-новому.

Порядок управления финансово-хозяйственной деятельностью санитарно-эпидемиологической службы регламентирован специальными решениями министерств здравоохранения республик, согласованными с министерствами финансов (Узбекская ССР, Грузинская ССР, Казахская ССР) или решениями исполкомов Советов депутатов трудящихся (Белорусская ССР, Алма-Ата).

При сохранении одинакового порядка финансирования районных и городских санэпидстанций (через финансовые отделы) в отношении санитарно-эпидемиологических служб областей (автономных республик) практически сложилось 2 варианта финансового обеспечения >— органами здравоохранения (Абхазская АССР, Чимкентская область, Алма-Ата и др.) и финансовыми органами (Узбекская ССР). Ведение бухгалтерского учета и контроля за исполнением бюджета возложено на централизованные бухгалтерии областных (республиканских) санэпидстанций, лишь в Гомельской области и Алма-Ате централизованная бухгалтерия осталась в ведении органов и учреждений здравоохранения.

С введением централизации и увеличением объема работы на местах изысканы возможности для расширения штатов централизованных бухгалтерий без увеличения расходов на содержание специально созданного или усиленного аппарата их. Необходимые должности выделены за счет их изъятия из штатов других учреждений здравоохранения. Так, в Чимкентской области изъяты 3 должности из кустовых бухгалтерий, в Гомельской области »— из штата Гомельского городского отдела здравоохранения и Гомельской районной санэпидстанции, в Абхазской АССР •— из штата других учреждений здравоохранения. Система централизации финансирования санитарно-эпидемиологической службы позволила наиболее рационально планировать материальные ресурсы, более умело и экономно расходовать бюджетные ассигнования. Появилась возможность широкого маневрирования в использовании финансовых и материальных ресурсов.

Если сметы ранее утверждались по каждой санэпидстанции в условиях района или города, то теперь планирование ассигнований проводится в масштабе области (автономной республики) с учетом интересов всей санитарно-эпидемиологической службы и необходимости проведения первоочередных мероприятий. Это позволило планомерно увеличить бюджет ассигнований, особенно по статьям расхода 3, 10 и 12, улучшить исполнение бюджета.

В Узбекской ССР в целом бюджет увеличился на 34,3%, в Абхазской АССР'—на 9,35%, в Чимкентской области •—на 44,46%, в Гомельской области — на 19,66%, в Нагорно-Карабахской автономной области'— на 24,17% и в Нахичеванской АССР >—на 11,23?^. За период работы в новых условиях по каждой республике увеличились планируемые ассигнования по основным статьям расхода. По статье 3 (административно-хозяйственные расходы) в Узбекской ССР они возросли на 35,17%, в Абхазской АССР >— на 52,92 %, в Чимкентской области •— на 54,5 %, в Гомельской области'—на 38,71%, в Нахичеванской АССР'—на 27,84% и Нагорно-Карабахской автономной области •— на 20,3%; по статье 10 (приобретение бактериологических препаратов, медикаментов и др.) в Узбекской ССР'—на 47,37 9-6, в Чимкентской области.— на 50,12%, в Гомельской области •— на 30,24 %, в Нагорно-Карабахской автономной области — на 20,19%; по статье 12 (приобретение жесткого инвентаря и оборудования) в Узбекской ССР — на 66,39 %, в Абхазской АССР >— в 4,4 раза больше, в Гомельской области •— в 9 раз больше, в Нахичеванской АССР •— в 10 раз больше и в Нагорно-Карабахской автономной области •— больше на 81,81 %. Приведенный фактический материал, по нашему мнению, достаточно аргументирует целесообразность централизации финансирования в масштабе автономной республики, края и области.

Не менее важным обстоятельством является то, что главный врач областной (республиканской) санэпидстанции получил право перемещения в течение года в пределах области (автономной республики) кредитов по статьям смет расходов районных и городских санэпидстанций. Это дало возможность концентрировать средства для приобретения санэпидстанциями современного оборудования и автотранспорта (в Узбекской ССР в 1969—1972 гг. было выделено для санэпидстанций 169 автомашин, в Гомельской области в 1971'—1973 гг. •— 50 автомашин). Появилось больше возможностей использования сверхплановых накоплений по договорным дезинфекционным работам для проведения капитального ремонта зданий, строительства, приобретения автотранспорта. Так, в Узбекской ССР на эти цели в 1972 г. использовано в 2,7 раза больше ассигнований, чем в 1970 г.

Централизация способствовала значительному укреплению санэпидстанций кадрами, более правильной их расстановке и лучшему использованию, так как в условиях централизации главному врачу предоставлено право утверждать в установленном порядке структуру и штаты санэпид-

станций и активно влиять на планомерное и пропорциональное развитие службы.

В результате укрепления санитарно-эпидемиологической службы и усиления государственного санитарного надзора в ряде мест произошли положительные сдвиги в качественных показателях деятельности. Так, применение инструментальных методов при обследовании объектов предупредительного санитарного надзора увеличилось в Узбекской ССР с 1 до 5,26%, в Чимкентской области'—до 8,27%, в Абхазской АССР — с 1,5 до 2%. Увеличилась средняя кратность обследования объектов надзора.

При централизации управления и финансирования санитарно-эпиде-миологической службы на уровне области (автомной республики) руководство санэпидстанциями стало более конкретным, учитывающим специфику их работы и необходимость первоочередного решения наиболее актуальных задач, связанных с укреплением службы и осуществлением государственного санитарного надзора.

Укрепилось организационное единство в проведении комплексных санитарно-профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий." Вместе с тем необходимо отметить, что в деятельности санитарно-эпидемиологической службы в условиях централизации создались определенные неудобства в связи с отсутствием юридического оформления взаимоотношения централизованной бухгалтерии центральной районной больницы и главного врача районной санэпидстанции. К организационным недостаткам относится и то, что у главного врача областной санэпидстанции много времени отвлекает рассмотрение и решение вопросов, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью санитарно-эпидемиологн-ческой службы области.

Тем не менее опыт более чем трехлетней работы ряда учреждений санитарно-эпидемиологической службы в условиях централизации показывает, что новая система управления и финансирования имеет прогрессивную направленность. Для получения достоверных данных о всех положительных и отрицательных моментах в этой области необходимо глубже изучить деятельность санитарно-эпидемиологической службы по специально разработанным программам. 1

ЛИТЕРАТУРА. Б у р г а с о в П. Н. Гиг. и сан., 1972, № 7, с. 3. — О н ж е. В кн.: Материалы 15-го Всесоюзн. съезда эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов. М., 1970, ч. 1, с. 5. — 3 а и р о в К- С. Сов. здравоохр., 1970, № 9, с. 41. — Он же. Мед. газета от 1/IV 1969 г.

Поступила 7/VIII 1974 г.

УДК 614.3/.4.07:371.711:681.327.4

Канд. мед. наук/1. А. Одинец, В. И. Романова, Л. Н. Попова, 3. П. Матвеева, В. И. Одинец

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВОЙ СИСТЕМЫ В РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО ОТДЕЛА САНЭПИДСТАНЦИИ

Ясногорская санэпидстанция Тульской области

Учитывая быстрое развитие сети школ и возросшую необходимость выполнения плановой профилактики, проводимой в них, работниками школьного и эпидемиологического отде..юв, действующих, как правило, в недостаточной связи друг с другом, мы решили перестроить эту работу. В 1973 г. школьный и эпидемиологический отделы Ясногорской санэпидстанции внедрили перфокарты с краевой перфорацией для динамического наблюдения за объектами. Простота этой системы обеспечивает быстрый поиск в соответствии с шифром нужной информации и возможность внесения допол-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.