Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ УНИФИКАЦИИ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА КООПЕРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА'

ВОПРОСЫ УНИФИКАЦИИ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА КООПЕРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
20
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАЦИЯ / КООПЕРАТИВ / ЧЛЕН КООПЕРАТИВА / КООПЕРАТИВНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРИБЫЛЬ / ПАЙ / ПАЕВОЙ ВЗНОС / ПАЕНАКОПЛЕНИЕ / CORPORATION / COOPERATIVE / COOPERATIVE MEMBER / COOPERATIVE PROPERTY / PROPERTY RIGHTS / RESPONSIBILITY / PROFIT / SHARE / SHARE CONTRIBUTION / OVER-ACCUMULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ромашкова Ирина Ивановна

В статье рассматриваются вопросы классификации юридических лиц в зависимости от прав на имущество организации, а также основные термины кооперативного законодательства, определяющие правовой режим кооперативного имущества. Проведен анализ классификации юридических лиц и оснований для такой классификации. Выявляются изменения в положениях о юридических лицах в связи с введением понятия «корпоративное юридическое лицо». Автор проводит сравнительную характеристику дефиниций «пай», «паевой взнос» и «паенакопление» с позиций прав членов кооператива на кооперативное имущество. В заключении делается вывод о необходимости систематизации понятийного аппарата корпоративного законодательства с целью уточнения объема имущественных прав участников потребительских кооперативов и защиты их прав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF UNIFICATION OF THE CONCEPTUAL LEGISLATION OF THE CONCEPTUAL LEGISLATION

The article discusses the classification of legal entities depending on the rights to the property of the organization, as well as the basic terms of cooperative legislation that determine the legal regime of cooperative property. The classification of legal entities and the grounds for such a classification are analyzed. Changes in the provisions on legal entities are identified in connection with the introduction of the concept of «corporate legal entity». The author compares the definitions of «share», «share contribution» and «stock accumulation» from the standpoint of the rights of members of a cooperative to cooperative property. In conclusion, it is concluded that it is necessary to systematize the conceptual apparatus of corporate legislation in order to clarify the scope of property rights of participants in consumer cooperatives and protect their rights.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ УНИФИКАЦИИ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА КООПЕРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

ВОПРОСЫ УНИФИКАЦИИ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА КООПЕРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Ромашкова И. И.

6.14. ВОПРОСЫ УНИФИКАЦИИ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА КООПЕРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

©Ромашкова Ирина Ивановна, кандидат юридических наук, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности

Место работы: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва

iiromashkova@fa.ru

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы классификации юридических лиц в зависимости от прав на имущество организации, а также основные термины кооперативного законодательства, определяющие правовой режим кооперативного имущества. Проведен анализ классификации юридических лиц и оснований для такой классификации. Выявляются изменения в положениях о юридических лицах в связи с введением понятия «корпоративное юридическое лицо». Автор проводит сравнительную характеристику дефиниций «пай», «паевой взнос» и «паенакопление» с позиций прав членов кооператива на кооперативное имущество. В заключении делается вывод о необходимости систематизации понятийного аппарата корпоративного законодательства с целью уточнения объема имущественных прав участников потребительских кооперативов и защиты их прав.

Ключевые слова: корпорация, кооператив, член кооператива, кооперативная собственность, имущественные права, ответственность, прибыль, пай, паевой взнос, паенакопление.

Несмотря на попытку законодателя провести унификацию корпоративного законодательства и устранить противоречия в нормативных актах, регулирующих вопросы создания и деятельности юридических лиц, следует отметить, что эта работа еще далека от завершения. Несомненно, что отдельные юридические лица, как и ранее, урегулированы в большей степени, что вероятно объясняется значительным преобладанием определенных организационно-правовых форм в российской практике.

Существенной частью реформы гражданского законодательства о юридических лицах явилось введение сравнительно новой классификации юридических лиц по признаку наличия участников организации, обладающих «корпоративными правами». Несмотря на то, что понятие подобной классификации не является чем-то абсолютно новым для российского права, несомненной заслугой можно считать окончание дискуссии о том, что такое «корпоративное юридическое лицо» в нашей правовой системе. Тем не менее, нельзя признать удачной изменение редакции ст.48 ГК РФ в части замены классификации по наличию «обязательственных прав» участников/учредителей на имущество юридического лица на «корпоративные права». Основное замечание по введению новой классификации касается разноплановости систематизации, что выражается некоей диспропорции. В частности, рассматривая данную классификацию в отрыве от ранее существующей, возникает вопрос: что лежит в основе классификационного признака? Ранее существующая редакция указывала исключительно на такой признак, как вид прав на имущество юридического лица, и по этому основанию юридические лица делились на три группы:

1. Наличие вещных прав (государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения);

2. Наличие обязательственных прав (хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы, а также хозяйственные партнерства);

3. Отсутствие имущественных прав (некоммерческие организации за исключением учреждений).

Таким образом, в классификацию попадали все существующие организационно-правовые формы. Действующая редакция, ввиду неудачной комбинации ранее существующего клас-

сификатора по правам на имущество юридического лица и нового классификатора по наличию «корпоративных прав» упускает из классификации унитарные некоммерческие организации, которые не могут принадлежать ни к первому виду -юридических лиц, «на имущество которых их учредители имеют вещные права», ни ко второй группе, поскольку являются унитарными. Кроме того, само содержание «корпоративных прав», приведенное в ст. 65.2 «Права и обязанности участников корпорации», не может претендовать на завершенность формулировки, поскольку объединить в одной статье права участников коммерческих корпоративных юридических лиц и некоммерческих было неудачным решением, вследствие чего данный перечень содержит только неимущественные права, вообще не рассматривая имущественные права участников корпоративных юридических лиц и не упоминая их. Вследствие подобной редакции ст.48 ГК РФ, в отношении такой формы корпоративного юридического лица, как потребительский кооператив, возникают вопросы, которые требуют детального разбора.

Потребительские кооперативы и ранее занимали в законодательстве особое место. В частности, несмотря на отнесение потребительских кооперативов к некоммерческим организациям, законодатель предусматривал наличие у участников таких организаций обязательственных прав на имущество кооператива. Таким образом, несмотря на положение п.1 ст. 50 ГК РФ о том, что некоммерческие организации - это организации «...не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками» члены потребительских кооперативов обладали обязательственными правами на имущество кооператива в силу ст.48 ГК РФ. Подобное противоречие в гражданском законодательстве сложилось достаточно давно, т.к. не признавая напрямую особенность потребительских кооперативов и их отличие от некоммерческих юридических лиц, законодатель установил косвенное исключение из положений ст.50 ГК РФ, предусмотрев наличие имущественных прав в специальных кооперативных законах.

Вместе с тем, как уже отмечалось ранее, изменения, внесенные в ст.48 ГК РФ, больше не предусматривают исключения для потребительских кооперативов, т.к. классификация,

ISSN 2541-8025

Том XV 5-2019

Проблемы экономики и юридической практики

которая закрепляла данную особенность потребительских кооперативов, упразднена. В связи с этим возникает вопрос о наличии противоречий положений ст.50 ГК РФ и положений законов, регулирующих отдельные виды потребительских кооперативов.

Еще одним нерешенным вопросом остается вопрос о правовом режиме кооперативного имущества в разрезе корпоративных прав членов кооператива. Поскольку потребительский кооператив является единой организационно-правовой формой, было бы логично в кооперативном законодательстве использовать единый понятийный аппарат при рассмотрении прав участников кооператива. Вместе с тем, терминология кооперативного законодательства остается разрозненной и несогласованной. Как и раньше, проблема унификации понятийного аппарата, используемого в законах, регулирующих создание и деятельность кооперативов в Российской Федерации, сохраняется, и представляет собой часть общей проблемы правового регулирования данной организационно-правовой формы в нашей стране.

Особенностью кооперативной собственности всегда являлось ее деление на паи членов кооператива. В связи с данным положением кооперативных законов, до недавнего времени можно было встретить мнение и том, что кооперативная собственность является разновидностью общей собственности, субъектами которой являются все члены кооператива. Понятие пая члена кооператива раскрывается как совокупность паевого взноса члена кооператива и соответствующей части чистых активов кооператива. Таким образом, пай члена кооператива является его имущественным правом, подкрепленным обязанностью кооператива выплатить соответствующую часть члену кооператива в случае его выхода или исключения из организации.

Рассматривая кооперативы как юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, законодатель был более точен, поскольку таким образом можно было определить какие виды прав входят в состав «обязательственных» прав, предусмотренных прежней редакцией ст.48 ГК РФ. Так, например, ориентируясь на природу пая, раскрытую в отдельных законах, можно сделать вывод о составной природе пая, включающей как первоначальный паевой взнос, формирующий паевой фонд кооператива, так и соответствующую часть чистых активов кооператива, определяемую пропорционально доле паевого взноса в паевом фонде.

Несмотря на единую правовую природу прав членов потребительского кооператива, объем этих прав варьируется в зависимости от типа кооператива. В отношении ряда кооперативов законодатель вводит такие понятия как «паенакопление» и «пай», которые необходимы для того чтобы уточнить объем требований члена кооператива к кооперативу.

Так, например, термин «паенакопление» используется в п. 4 ст. 218 ГК РФ, где закрепляется что «Член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакоп-ления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество».

В рассмотренной статье не раскрывается значение термина «паенакопление», однако из анализа текста статьи понятно, что паенакопление можно рассматривать как составную часть

паевого взноса, и правом на него может обладать не только член кооператива, но и иные лица, например, наследники члена кооператива, а также его супруг. Такое заключение подтверждает, что паенакопление, как и паевой взнос и пай являются имущественным правом члена кооператива, выражающемся в определенной части имущества кооператива и входящим в состав наследственной массы.

Для уточнения объема имущественных прав члена кооператива необходимо рассмотреть, что понимается под «паенакоп-лением» и чем данное понятие отличается от термина «пай». Закон о кредитной кооперации [2] объединяет эти термины, закрепляя единое определение: «паенакопление (пай) члена кредитного кооператива (пайщика) - сумма паевых взносов члена кредитного кооператива (пайщика) и начислений на паевые взносы, присоединенных к внесенным паевым взносам в порядке, определенном уставом кредитного кооператива и внутренними нормативными документами кредитного кооператива» (ст. 1 Закона о кредитной кооперации).

Легальное определение паенакопления, как части паевого взноса, можно найти в ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах граждан» [3]. В частности, в п. 8 ст. 2 закона устанавливается, что «паенакопление - часть паевого взноса, внесенная членом кооператива на определенную дату». Таким образом, получаем, что паевой взнос члена кооператива должен быть равен стоимости того имущества, которое переходит к нему после полной выплаты паевого взноса. Поскольку разовое внесение паевого взноса в связи с высокой стоимостью данного имущества обычно не практикуется, то член кооператива как правило вносит его частями, сумма которых на конкретную дату и рассматривается как паенакопление. При выходе или исключении из кооператива, участник кооператива вправе забрать сумму фактических выплат, представляющих собой паенакопление.

На основании сказанного следует сделать вывод о том, что рассматривать термины «паенакопление» и «пай» как идентичные нельзя, поскольку в отличие от термина «паенакопле-ние», применимым только в случаях предусмотренных периодических выплатах в счет паевого взноса и закрепленным только в ст. 218 ГК РФ и в законах «О жилищных накопительных кооперативах» и «О кредитной кооперации», понятие «пай члена кооператива» достаточно распространено в кооперативном законодательстве.

Возвращаясь к проблеме определения пая члена кооператива, можно сказать, что в экономическом и правовом смысле пай члена кооператива выражает в стоимостной форме индивидуальную долю участия (вклад) члена кооператива в формировании собственного имущества кооператива и соответствующий этой доле (вкладу) размер его участия в распределяемых доходах кооператива.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что несмотря на то, что пай как имущество лица, вступившего в кооператив, принадлежит кооперативу на праве собственности, данное право является зависимым от членства данного лица в кооперативе. Как только лицо, имеющее право на пай, выходит (или будет исключено) из кооператива, пай, а также начисленные на него доходы из собственности кооператива переходят вновь во владение, пользование и распоряжение данного лица (физического или юридического).

Право на пай (паенакопление, паевой взнос) рассматривается как одно из имущественных прав участников кооператива, закрепленное законодателем. Вместе с правом на пай члену

ВОПРОСЫ УНИФИКАЦИИ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА КООПЕРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Ромашкова И. И.

кооператива принадлежат и иные имущественные права, ранее обозначенные законодателем как обязательственные: право на получение прибыли, право на ликвидационный остаток и право на распоряжение своим паем в случаях и на условиях, предусмотренных законодателем. Таким образом, члены потребительских кооперативов обладают полным объемом имущественных прав, не характерных для учачстников неком-мермеческих организаций. Поскольку данные права можно рассматривать как исключение из общего правила, существует необходимость прямого закрепления данных положений в законодательстве в виде указания на рассмотренную особенность потребительского кооператива.

Отсутствие единого подхода законодателя к не только к определению, но и к содержанию рассмотренных дефиниций серьезно затрудняет реализацию прав членов кооператива, что, в свою очередь, влечет их нарушение. На основании вышеизложенного, представляется необходимым законодательно закрепить единые определения, в полной мере отражающие экономическую и правовую сущность рассматриваемых терминов. В частности, под «паевым взносом» члена кооператива необходимо понимать имущественный

взнос, формирующий паевой фонд кооператива. В случаях, когда паевой взнос может вноситься частями, часть паевого взноса, оплаченная членом кооператива на определенную дату, именуется «паенакопление».

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 79,31%.

Список литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-Ф3. Ч.1 // СЗ Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301.

2. Федеральный Закон от 3 июля 2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» // СЗ РФ от 20 июля 2009 г. №29 ст. 3627.

3. Федеральный Закон от 22 декабря 2004 № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» // СЗ РФ от 3 января 2005 г. №1 (часть I) ст. 41.

4. Федеральный Закон от 22 декабря 2004 №188-ФЗ «Жилищный кодекс РФ» // СЗ РФ от 3 января 2005 г. №1 (часть I) ст. 14.

5. Закон РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ» в редакции Федерального закона от 11 июля 1997 г. № 97-ФЗ // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 30 июля 1992 г., № 30, ст. 1788.

ISSUES OF UNIFICATION OF THE CONCEPTUAL LEGISLATION OF THE CONCEPTUAL LEGISLATION

©Romashkova Irina I., PhD in law, docent the Department of «Legal regulation of economic activity» Work place: Financial University under the Russian Federation Government, Moscow

iiromashkova@fa.ru

Annotation: the article discusses the classification of legal entities depending on the rights to the property of the organization, as well as the basic terms of cooperative legislation that determine the legal regime of cooperative property. The classification of legal entities and the grounds for such a classification are analyzed. Changes in the provisions on legal entities are identified in connection with the introduction of the concept of «corporate legal entity». The author compares the definitions of «share», «share contribution» and «stock accumulation» from the standpoint of the rights of members of a cooperative to cooperative property. In conclusion, it is concluded that it is necessary to systematize the conceptual apparatus of corporate legislation in order to clarify the scope of property rights of participants in consumer cooperatives and protect their rights.

Keywords: corporation, cooperative, cooperative member, cooperative property, property rights, responsibility, profit, share, share contribution, over-accumulation.

Reference list:

1. The Civil Code of the Russian Federation of November 30, 1994 № 51-F3. Part 1 / / NW of the Russian Federation of December 5, 1994 N 32 st. 3301.

2. The Federal Law of July 3, 2009 № 190-FZ «On Credit Cooperation» / / NW Russia July 20, 2009 № 29 st. 3627.

3. The Federal Law of 22 December 2004 № 215-FZ «On housing cooperatives-state storage ring» / / NW Russia on January 3, 2005 № 1 (part I) Art. 41.

4. The Federal Law of 22 December 2004 № 188-FZ «Housing Code of the Russian Federation» / / NW Russia on January 3, 2005 № 1 (part I) Art. 14.

5. RF Law of 19 June, 1992 № 3085-I «On Consumer Cooperation (of consumer societies and their unions) in the Russian Federation» in the Federal Law of July 11, 1997 № 97-FZ / / Bulletin of the Congress of People's Deputies of Russia-sian Federation and the Supreme Soviet of the Russian Federation of July 30, 1992, № 30, Art. 1788

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.