Научная статья на тему 'Потребительское общество как кооператив смешанного типа: правовые аспекты'

Потребительское общество как кооператив смешанного типа: правовые аспекты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1269
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oeconomia et Jus
Область наук
Ключевые слова
КООПЕРАТИВ / COOPERATIVE / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ / CONSUMERS' COOPERATIVE / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ / PRODUCTION COOPERATIVE / СМЕШАННЫЙ КООПЕРАТИВ / MIXED COOPERATIVE / ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО / COOPERATIVE SOCIETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коновалова Жанна Чеславовна

В статье анализируются особенности правовой природы потребительского обществ, устанавливается соотношение между потребительским кооперативом и потребительским обществом; обосновывается отнесение данного юридического лица к кооперативам смешанного типа; предлагаются некоторые направления совершенствования законодательства Республики Беларусь по данной проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COOPERATIVE SOCIETY AS A COOPERATIVE OF A MIXED TYPE: LEGAL ASPECTS

The article analyzes features of legal nature of consumer society, relations between concepts “consumer cooperatives” and “consumer society” were defined; as well as grounds attribution of given legal body to cooperative society of a mixed type; some areas of legislative improvement in the Republic of Belarus on this problem are proposed.

Текст научной работы на тему «Потребительское общество как кооператив смешанного типа: правовые аспекты»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НА УКИ

УДК 34:334.73(476) ББК Х404.013.12(4Бел)

Ж.Ч. КОНОВАЛОВА

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО КАК КООПЕРАТИВ СМЕШАННОГО ТИПА: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Ключевые слова: кооператив, потребительский кооператив, производственный кооператив, смешанный кооператив, потребительское общество.

В статье анализируются особенности правовой природы потребительского обществ, устанавливается соотношение между потребительским кооперативом и потребительским обществом; обосновывается отнесение данного юридического лица к кооперативам смешанного типа; предлагаются некоторые направления совершенствования законодательства Республики Беларусь по данной проблеме.

J. KONOVALOVA

THE COOPERATIVE SOCIETY AS A COOPERATIVE OF A MIXED TYPE:

LEGAL ASPECTS

Key words: cooperative, consumers' cooperative, production cooperative, mixed cooperative, cooperative society.

The article analyzes features of legal nature of consumer society, relations between concepts "consumer cooperatives " and "consumer society " were defined; as well as grounds attribution of given legal body to cooperative society of a mixed type; some areas of legislative improvement in the Republic of Belarus on this problem are proposed.

Правовая природа потребительских обществ в действующем законодательстве Республики Беларусь определяется отнесением их к группе некоммерческих организаций - потребительских кооперативов (п. 6 ст. 116 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК)). ГК требует обязательного использования в наименовании потребительского кооператива понятий «кооператив», «потребительский союз» либо «потребительское общество» (п. 3 ст. 116), ставя между этими понятиями знак равенства. Вместе с тем, выделение потребительского общества из числа потребительских кооперативов произведено в Законе Республики Беларусь от 25.02.2002 г., № 93-3 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь» (далее - Закон о потребительской кооперации), где указано, что использование термина «потребительское общество» в наименовании других потребительских кооперативов запрещается.

На наш взгляд, соотношение понятий «потребительский кооператив» и «потребительское общество» требует уточнения, поскольку юридические лица, в названии которых присутствуют эти понятия, могут преследовать различные цели и иметь в корне различающие принципы управления.

В действующем законодательстве закреплено определение потребительского кооператива: «добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных (имущественных)

и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов» (п. 1 ст. 116).

В свою очередь, потребительское общество - добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц в форме потребительского кооператива с целью удовлетворения их материальных (имущественных) и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов (ст. 1 Закона о потребительской кооперации).

Признаки потребительского общества как разновидности юридических лиц целесообразно рассматривать с учетом общих признаков кооператива.

Основным приемом определения любого понятия в науке является использование ближайшего родового и видового отличия [7. С. 89]. Как род и вид соотносятся, например, понятия юридическое лицо и кооператив, кооператив и потребительский кооператив. Такой подход позволяет выделить черты, свойственные любой кооперативной организации, и на этой основе анализировать признаки потребительского общества, необходимые для того, чтобы сформулировать его определение, отграничить его от других кооперативов (в том числе и потребительских).

Надо также отметить, что указанный подход избран законодателем в отношении правового регулирования деятельности хозяйственных товариществ и обществ в § 2 гл. 4 ГК как группы юридических лиц, обладающих сходными чертами, при всем различии их организационно-правовых форм. Организационно-правовые формы конкретных кооперативов могут относиться к коммерческим (производственные кооперативы) или некоммерческим (потребительские кооперативы) юридическим лицам.

Однако исследователи обращают внимание на неопределенность и условность такого деления юридических лиц [5. С. 6], особенно применительно к кооперативам [1. С. 77; 6. С. 6-7]. Получение прибыли в качестве основной цели всегда противопоставляется основной цели кооператива - удовлетворению потребностей своих членов. Именно общность черт всех кооперативов объективно требует отражения в действующем законодательстве.

На наш взгляд, требует отражения в законодательстве характеристика любого кооператива как добровольного объединения физических и (или) юридических лиц на основе специфических принципов, определяющих кооперативный характер деятельности создаваемой организации, которые зафиксированы в Декларации о кооперативной идентичности, принятой на ХХХ1 Конгрессе Международного кооперативного альянса (Манчестер, 1995 г.). С учетом изложенного можно предложить следующее определение кооператива для включения в ГК Республики Беларусь: это объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства, самостоятельности, добровольности, открытости, равноправия с целью осуществления своих экономических и социальных интересов путем объединения имущественных (паевых) взносов и организации совместной деятельности, предусмотренной уставом.

Представляется, что существование общей формулировки кооператива не исключает необходимости отражения в законодательстве специфики отдель-

ных типов и видов кооператива. Включение в действующее законодательство такого определения соответствует требованиям, предъявляемым к нормативным документам, признанию самостоятельности данной формы юридических лиц, и характеризует системный подход к указанному объединению лиц.

Принято выделять три типа кооперативов в зависимости от сферы их деятельности: производственные (основная сфера их деятельности - производство материальных благ или услуг); потребительские (основная функция -потребление товаров или услуг); смешанные или многоуровневые (в них нет явно преобладающих функций) [4. С. 94-95]. Типы кооператива с точки зрения их отражения в действующем законодательстве - производственные (ст. 107-112 ГК) и потребительские (ст.116 ГК) - рассматриваются в качестве самостоятельных организационно-правовых форм юридических лиц.

В законодательстве не выделен смешанный тип кооператива, что нельзя признать правильным, так как сведение всего многообразия кооперативных форм хозяйствования к двум типам кооперативов не в полной мере способствует их развитию.

Кооперативы делятся на виды по разным классификационным критериям: местонахождению (городские и сельские), отраслевой принадлежности (сельскохозяйственные, строительные, транспортные, кредитно-банковские и др.). Указанные классификационные критерии принимаются во внимание при правовом регулировании деятельности кооперативов в разных странах.

Видовое деление кооперативов в отечественном законодательстве в целом осуществляется на основе отраслевого подхода, отражающего предметный характер деятельности кооперативов. В настоящее время выделен примерный перечень потребительских кооперативов: жилищные, жилищностроительные, гаражные кооперативы, потребительские общества, которые отнесены к видам потребительских кооперативов (ч. 6 ст. 116 ГК), а в Законе о потребительской кооперации они названы специализированными кооперативами (ч. 2 ст. 2).

Однако специфика предметного характера деятельности потребительского общества отнюдь не вытекает из его названия, как это происходит с другими видами потребительских кооперативов.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что в действующем в Беларуси законодательстве не в полной мере используется общепринятая классификация кооперативов, что оказывает негативное влияние на развитие указанной формы юридических лиц. Можно констатировать необходимость адекватного отражения в законодательстве Республики Беларусь научных подходов к типологии кооперативов, в частности, допуская возможность существования кооперативов смешанного типа.

Представляется, что потребительское общество по предмету своей деятельности относится к кооперативам смешанного типа. В пользу этого утверждения можно привести следующие аргументы.

Особенности потребительского общества связаны с целью и предметом его деятельности, ее направленностью не только на обеспечение интересов

своих членов (как в классическом потребительском кооперативе), но и на удовлетворение потребностей населения страны. Целью любого кооператива является реализация экономических интересов его членов. У потребительского общества объективно сформировалась еще одна цель - получение прибыли, так как без нее невозможно решение стоящих перед потребительской кооперацией задач. Анализ задач потребительской кооперации, приведенных в Законе о потребительской кооперации Республики Беларусь (ст. 2), показывает, что они могут быть реализованы через участие не просто в хозяйственной, а именно в предпринимательской деятельности.

Характеризуя предмет и цели деятельности потребительского общества, следует учитывать, что потребительская кооперация уже давно обслуживает не только своих членов, но и все сельское, а частично и городское население. Это обстоятельство нашло отражение и в Законе о потребительской кооперации (ст. 1). Эта же цель зафиксирована в действующих редакциях уставов потребительских обществ Беларуси.

Следует отметить, что при таких же целях потребительского общества в Российской Федерации пайщик определяется как социальная основа потребительской кооперации, наличие у него преимуществ по сравнению с населением (т. е. клиентами потребительских обществ) более очевидно, чем в Беларуси. Представляется, что для развития потребительской кооперации в Беларуси включение в законодательство положений о формах участия в хозяйственной деятельности, конкретных преимуществах членов потребительского общества вполне оправданно и целесообразно.

Таким образом, исходя из предмета деятельности потребительского общества в современных условиях, можно говорить о его преобразовании в кооператив смешанного типа. Как уже отмечалось, типы кооператива, по действующему в Беларуси законодательству, представляют собой самостоятельные организационно-правовые формы юридического лица.

По нашему мнению, особенностью потребительских обществ является и то, что в соответствии с действующим в Беларуси законодательством они образуют систему, вне которой в настоящее время их деятельность практически невозможна. Потребительская кооперация определяется как система потребительских обществ (ст. 1 Закона о потребительской кооперации Республики Беларусь), а потребительское общество - как «основное звено» потребительской кооперации (ст. 6). Как уже отмечалось, использование наименования «потребительское общество» в названии другого юридического лица не допускается.

Из сказанного следует вывод о том, что потребительское общество действует только в совокупности с другими организациями потребительской кооперации. Важно также отметить, что может существовать несколько кооперативных систем (если позволяют географические, экономические и другие факторы), не обязательно охватывающих территорию всего государства.

В Республике Беларусь в целом сохранена действовавшая в советское время модель потребительской кооперации, согласно которой, потребительские общества, образованные по территориальному признаку, объединены в областные союзы потребительских обществ. Вместе с тем в настоящее время

при реформировании потребительской кооперации в Гродненской области создано областное потребительское общество.

Согласно Закону о потребительской кооперации, потребительское общество не может не быть членом союза потребительских обществ; в противном случае оно не может так называться и заниматься той деятельностью, которая предписана для него в законе. Принцип добровольности объединения в союзы можно рассматривать лишь с оговоркой, что у потребительского общества есть право выбирать, в какой союз оно может вступить. Вместе с тем в настоящее время в силу ряда причин территориальный признак организации потребительских обществ в Беларуси обусловлен административно-территориальным делением государства, что не позволяет в полной мере реализовать отмеченное право. «Все организации потребительской кооперации (в том числе и потребительские общества) подотчетны как своему высшему органу управления, так и вышестоящему союзу, что обуславливает устойчивость и единство всей кооперативной системы» [3. С. 5-6].

Системный характер деятельности потребительской кооперации обусловливает также особенности формирования имущественных фондов потребительского общества и распоряжения ими. Своеобразие правового режима имущества потребительского общества связано с тем, что оно формируется из вступительных и паевых взносов членов общества. Правовое положение этой части имущества определяет правовое положение члена потребительского общества.

Можно отметить, что в отношении производственного кооператива в законодательстве зафиксировано, что его имущество делится на паи членов этого кооператива (ст. 109 ГК). Относительно потребительских кооперативов пай как правовое явление в ГК (ст. 116) не упоминается. Действующее законодательство о потребительской кооперации, к которому отсылает ГК, также не содержит понятия «пай». Применительно к жилищно-строительным кооперативам в законодательстве отмечено, что пай члена такого кооператива должен соответствовать стоимости квартиры.

Член потребительского кооператива вправе выйти из кооператива и получить стоимость своего пая. При выходе же из потребительского общества возврату подлежит не пай, а паевой взнос (ч. 3 ст. 14 Закона о потребительской кооперации). При этом порядок его возврата должен быть определен в уставе потребительского общества.

В Законе о потребительской кооперации не используется термин «пайщик» применительно к членам потребительского общества. Это можно объяснить особым правовым режимом паевого фонда общества, который состоит не из паев, а из паевых взносов (ст. 25 Закона о потребительской кооперации) и отличается от правового режима имущества других потребительских кооперативов.

Особенностью правового режима имущества потребительского общества следует считать и установленное в Законе о потребительской кооперации (ч. 2 ст. 41) правило о том, что при ликвидации потребительского общества имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается другим потребительским обществам либо их союзу, а не распределяется между членами потребительского общества.

С учетом изложенного можно констатировать, что правовой режим паевых взносов членов потребительского общества отличается от правового режима паевых взносов в других потребительских кооперативах.

Законодательство предусматривает территориальный, производственный или иной принципы создания потребительского общества (ст. 7 Закона о потребительской кооперации). Вместе с тем в наименовании потребительского общества обязательно указание территории (а точнее - района) его нахождения (ст.5 Закона о потребительской кооперации), что приводит к организации потребительских обществ исключительно по территориальному принципу, поскольку на территории района может быть создано только одно юридическое лицо, именуемое «районное потребительское общество».

Отмеченное обстоятельство также можно считать особенностью потребительского общества.

Рассмотрев характерные черты потребительского общества, следует отметить, что из числа потребительских кооперативов оно выделяется следующими признаками:

- обеспечение экономических и социальных интересов своих членов, а также обслуживаемого населения посредством осуществления предпринимательской деятельности [2. C. 70];

- включение потребительского общества в систему организаций потребительской кооперации;

- территориальный характер деятельности;

- специальный порядок формирования имущественных фондов и распоряжения ими - с учетом полномочий вышестоящих кооперативных структур (союзов потребительских обществ);

- формальные признаки, требуемые законодательством для указанной организации: минимальное число учредителей (не менее 3), специальное наименование.

Потребительское общество по своим отмеченным признакам выделяется из числа потребительских кооперативов и может быть отнесено к кооперативам смешанного типа, что обусловливает необходимость соответствующего уточнения нормативных предписаний, сформулированных в отечественном законодательстве.

Литература

1. Абова Т.Е. Производственные кооперативы в России. Правовые проблемы теории и практики // Государство и право. 1998. № 3. С. 71-83.

2. Кириллова А.М., Сергеева Н.В. Основные проблемы развития сельских поселений Чувашской Республики // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2015. № 1(33). С. 66-70.

3. Козыревская Л.А. Гражданско-правовой статус организаций потребительской копе-рации в Республике Беларусь: автореф. дис. .. .канд. юрид. наук. Минск, 2003.19 с.

4. МакаренкоА.Н. Теория и история кооперативного движения. М.: Маркетинг, 1999. 328 с.

5. Слугин А.А. Гражданская правосубъектность юридических лиц: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2003. 24 с.

6. Тычинин С.В. Потребительская кооперация с позиций гражданского права // Юрист. 2003. № 8. С. 6-10.

7. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л.Ф. Ильичев и др. М.: Сов. энцикл., 1983. 840 с.

References

1. Abova T.E. Proizvodstvennye kooperativy v Rossii. Pravovye problemy teorii i praktiki [Production cooperatives in Russia. Legal problems of theory and practice]. Gosudarstvo ipravo [The State and Pravo], 1998, no. 3, pp. 71-83.

2. Kirillova A.M., Sergeeva N.V. Osnovnye problemy razvitiya sel'skikh poselenii Chuvashskoi Respubliki [The main problems of rural settlements of the Chuvash Republic]. Vestnik NII gumani-tarnykh naukpri Pravitel'stve RespublikiMordoviya [Bulletin of the Research Institute of the Humanities at the Government of the Republic of Mordovia], 2015, no. 1(33), pp. 66-70.

3. Kozyrevskaya L.A. Grazhdansko-pravovoi status organizatsii potrebitel'skoi koperatsii v Respublike Belarus': avtoref. dis. ...kand. yurid. nauk [Civil-law status of consumer cooperatives in the Republic of Belaru. Abstract of PhD thesis]. Minsk, 2003, 19 p.

4. Makarenko A.N. Teoriya i istoriya kooperativnogo dvizheniya [Theory and history of the cooperative movement]. Moscow, Marketing Publ., 1999, 328 p.

5. Slugin A.A. Grazhdanskaya pravosub"ektnost' yuridicheskikh lits: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk [Civil legal entities. Abstract of PhD thesis]. Krasnodar, 2003, 24 p.

6. Tychinin S.V. Potrebitel'skaya kooperatsiya s pozitsii grazhdanskogo prava [Consumer cooperation from the standpoint of civil law]. Yurist [Lawyer], 2003, no. 8, pp. 6-10.

7. Ilichev L.F. et al., ed. Filosofskii entsiklopedicheskii slovar' [Philosophical encyclopaedic dictionary]. Moscow, Sowetskaya entsiklopediya Publ., 1983, 840 p.

КОНОВАЛОВА ЖАННА ЧЕСЛАВОВНА - кандидат юридических наук, доцент, Белорусский торгово-экономический университет, потребительской кооперации, Республика Беларусь, Гомель (konovalova65@mail.ru).

KONOVALOVA JEANNA - Candidate of Law Sciences, Associate Professor, Belarusian Trade and Economic University Consumer Cooperatives, Belarus, Gomel.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.