Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК КАК ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТА'

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК КАК ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пономарев Александр Анатольевич

Достижение глобальных целей социально-экономического развития страны возможно в условиях их обеспеченности эффективными инструментами. Одним из них является система государственных закупок, которая в условиях макроэкономической нестабильности выполняет функции стимулирования и антикризисного регулирования производственных процессов на региональном уровне. В качестве элемента финансовой структуры государственные закупки являются комплексом особых экономических отношений между элементами финансовой структуры государства в отношении распределения и использования государственных муниципальных финансовых ресурсов через функции государственных и муниципальных органов для решения социально-экономических и иных задач. Являясь составляющей финансовой структуры, государственные закупки представляют комплекс особых экономических отношений между элементами финансовой структуры государства в отношении распределения и использования государственных муниципальных финансовых ресурсов через функции государственных и муниципальных органов для решения социально-экономических и прочих задач. Объектом исследования статьи являются государственные закупки. Предмет исследования - теоретико-методологические аспекты повышения эффективности государственных закупок как инструмента достижения целей и задач социально-экономического развития государства. В статье представлены научно-теоретические подходы к исследованию государственных закупок на основе систематизации теорий и концепций в сфере инструментального обеспечения эффективности государственного управления. Представлено содержание обозначенных подходов с учетом многофункциональности закупок на современном этапе развития стратегического подхода к государственному управлению закупками. Рассмотрены авторские понятия, связанные с системой государственных закупок, государственной закупкой, механизмом реализации государственных закупок, бизнес-процессом государственных закупок. На основе анализа научно-теоретических данных представлены критерии эффективности государственной закупки. Выявлены особенности государственной закупки как объекта нормативно-правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS OF THEORY AND METHODOLOGY OF IMPROVING THE EFFICIENCY OF PUBLIC PROCUREMENT AS A FINANCIAL AND ECONOMIC TOOL

Achieving the global goals of socio-economic development of the country is possible in conditions of their provision with effective tools. One of them is the public procurement system, which, in conditions of macroeconomic instability, performs the functions of stimulating and anti-crisis regulation of production processes at the regional level. As an element of the financial structure, public procurement is a complex of special economic relations between the elements of the financial structure of the state in relation to the distribution and use of state municipal financial resources through the functions of state and municipal bodies to solve socio-economic and other tasks. Being a component of the financial structure, public procurement represents a complex of special economic relations between the elements of the financial structure of the state in relation to the distribution and use of state municipal financial resources through the functions of state and municipal bodies to solve socio-economic and other tasks. The object of the article's research is public procurement. The subject of the research is theoretical and methodological aspects of improving the efficiency of public procurement as a tool for achieving the goals and objectives of socio-economic development of the state. The article presents scientific and theoretical approaches to the study of public procurement based on the systematization of theories and concepts in the field of instrumental ensuring the effectiveness of public administration. The content of the indicated approaches is presented, taking into account the versatility of procurement at the present stage of development of a strategic approach to public procurement management. The author's concepts related to the system of public procurement, public procurement, the mechanism of implementation of public procurement, the business process of public procurement are considered. Based on the analysis of scientific and theoretical data, the criteria for the effectiveness of public procurement are presented. The features of public procurement as an object of regulatory regulation are revealed.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК КАК ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТА»

УДК 338.26

DOI: 10.24412/1995-042X-2021-5-180-189

ПОНОМАРЕВ Александр Анатольевич

Пермский государственный национальный исследовательский университет (Пермь, РФ)

аспирант; e-mail: kudesnik59@gmail.com

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК КАК ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТА

Достижение глобальных целей социально-экономического развития страны возможно в условиях их обеспеченности эффективными инструментами. Одним из них является система государственных закупок, которая в условиях макроэкономической нестабильности выполняет функции стимулирования и антикризисного регулирования производственных процессов на региональном уровне. В качестве элемента финансовой структуры государственные закупки являются комплексом особых экономических отношений между элементами финансовой структуры государства в отношении распределения и использования государственных муниципальных финансовых ресурсов через функции государственных и муниципальных органов для решения социально-экономических и иных задач. Являясь составляющей финансовой структуры, государственные закупки представляют комплекс особых экономических отношений между элементами финансовой структуры государства в отношении распределения и использования государственных муниципальных финансовых ресурсов через функции государственных и муниципальных органов для решения социально-экономических и прочих задач. Объектом исследования статьи являются государственные закупки. Предмет исследования - теоретико-методологические аспекты повышения эффективности государственныхзаку-пок как инструмента достижения целей и задач социально-экономического развития государства. В статье представлены научно-теоретические подходы к исследованию государственных закупок на основе систематизации теорий и концепций в сфере инструментального обеспечения эффективности государственного управления. Представлено содержание обозначенных подходов с учетом многофункциональности закупок на современном этапе развития стратегического подхода к государственному управлению закупками. Рассмотрены авторские понятия, связанные с системой государственных закупок, государственной закупкой, механизмом реализации государственных закупок, бизнес-процессом государственных закупок. На основе анализа научно-теоретических данных представлены критерии эффективности государственной закупки. Выявлены особенности государственной закупки как объекта нормативно-правового регулирования.

Ключевые слова: государственные закупки, эффективность, бизнес-процесс, институциональный подход, устойчивое развитие, экономическая политика

Для цитирования: Пономарев А.А. Вопросы теории и методологии повышения эффективности государственных закупок как финансово-экономического инструмента // Сервис в России и за рубежом. 2021. Т.15. №5. С. 180-189. DOI: 10.24412/1995-042X-2021-5-180-189.

Дата поступления в редакцию: 14 октября 2021 г. Дата утверждения в печать: 15 декабря 2021 г.

UDC 338.26

DOI: 10.24412/1995-042X-2021-5-180-189

Alexander A. PONOMAREV

Perm State National Research University (Perm, Russia) PhD student; e-mail: kudesnik59@gmail.com

QUESTIONS OF THEORY AND METHODOLOGY OF IMPROVING THE EFFICIENCY OF PUBLIC PROCUREMENT AS A FINANCIAL AND ECONOMIC TOOL

Abstract. Achieving the global goals of socio-economic development of the country is possible in conditions of their provision with effective tools. One of them is the public procurement system, which, in conditions of macroeconomic instability, performs the functions of stimulating and anti-crisis regulation of production processes at the regional level. As an element of the financial structure, public procurement is a complex of special economic relations between the elements of the financial structure of the state in relation to the distribution and use of state municipal financial resources through the functions of state and municipal bodies to solve socio-economic and other tasks. Being a component of the financial structure, public procurement represents a complex of special economic relations between the elements of the financial structure of the state in relation to the distribution and use of state municipal financial resources through the functions of state and municipal bodies to solve socio-economic and other tasks. The object of the article's research is public procurement. The subject of the research is theoretical and methodological aspects of improving the efficiency of public procurement as a tool for achieving the goals and objectives of socio-economic development of the state. The article presents scientific and theoretical approaches to the study of public procurement based on the systematization of theories and concepts in the field of instrumental ensuring the effectiveness of public administration. The content of the indicated approaches is presented, taking into account the versatility of procurement at the present stage of development of a strategic approach to public procurement management. The author's concepts related to the system of public procurement, public procurement, the mechanism of implementation of public procurement, the business process of public procurement are considered. Based on the analysis of scientific and theoretical data, the criteria for the effectiveness of public procurement are presented. The features of public procurement as an object of regulatory regulation are revealed.

Keywords: public procurement, efficiency, business process, institutional approach, sustainable development, economic policy

Citation: Ponomarev, A. A. (2021). Questions of theory and methodology of improving the efficiency of public procurement as a financial and economic tool. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 15(5), 180-189. doi: 10.24412/1995-042X-2021-5-180-189. (In Russ.).

©0®

Article History

Received 14 October 2021 Accepted 15 December 2021

Disclosure statement

No potential conflict of interest was reported by the author(s).

© 2021 the Author(s)

This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0/

Эффективность механизмов управления государственными закупками зависит от качества потребления материальных и финансовых ресурсов, их достаточностью для относительно независимого воспроизводственного процесса на локальном территориальном и региональном уровнях [8].

Экономическое содержание концепции государственных закупок отражено в следующих тезисах [4; 13]:

- государственные закупки являются элементом финансовых отношений в системе государственного бюджета, способствуют

Экономическое содержании концепции государственных закупок отражает национальные потребности, формирующие спрос и предложение на рынке, стимулирует воспроизводство необходимых товаров, услуг и технологий [18].

Нормативно-правовое содержание государственных закупок представлено системой законодательства, подробно регламентирующего ключевые процессы закупочной деятельности. Сущностное содержание правового регулирования заключается в приобретении, изменении и прекращении особого статуса субъектов закупочной деятельности [3].

В результате анализа научно-теоретических данных представим критерии эффективности государственной закупки (рис. 2).

распределению финансовых ресурсов для решения задач социально-экономического развития;

- экономические связи в системе бюджетных отношений функционально направлены, осуществляются в определенной институциональной среде, включая нормативно-правовое регулирование;

- государственные закупки являются инструментом макроэкономического контроля.

Дополним научно-теоретические представления о государственных закупках управленческим подходом (рис. 1).

Современная система государственных закупок прошла несколько этапов эволюции, закономерно обусловленных потребностями социально-экономического развития государства и эффективным исполнением бюджетных обязательств (рис. 3).

Представим некоторые точки зрения на правовую интерпретацию понятия государственные закупки [12].

На нормативно-правовом уровне в понятие государственных закупок включены поставка товара, выполнение работ и оказание услуг, что сближает ее с основами гражданского права, но процессуально существует ряд отличий, обусловленных особым характером публичных отношений и особой роли государства в качестве основного участника (рис. 4).

С ~ , , > Институциональный подход Государственные (муниципальные) закупки -элемент макроэкономического контроля в финансовой системе государства, способствующий комплексному развитию экономики , Г \ Инструментальный подход Государственные (муниципальные) закупки -инструмент влияния на пространственно-территориальное и отраслевое развитие регионов V ;

-Т-г^ —! г-

Государственные (муниципальные) закупки как элемент финансовой системы

_Ь— -=!_Ь-

Функциональный подход Государственные (муниципальные) закупки -комплекс бюджетных расходов, имеющих определенное назначение г „ , , ^ Управленческий подход Государственные (муниципальные) закупки -механизм управления социально-экономическим развитием страны V >

Рис. 1 - Научные подходы к определению содержания государственных (муниципальных) закупок как элемента финансовой системы страны

Параметры внутренней среды государственной закупки

Эффективность государственной закупки (интегральная характеристика)

—А_А— ___

Параметры субъекта закупочной деятельности 0 Параметры контракта по закупке Параметры процедуры закупочной деятельности

-и!_Ь-

Деловая репутация и доля рынка Цена контракта Цифровая среда размещения закупки

Финансово-экономическое состояние Риски реализации контракта Принципы организации закупки

Качество ресурсного обеспечения Требования технического задания Критерии оценки поставщика

Организация бизнес-процессов Критерии качества продукции Мониторинг и контроль закупки

Потенциал системы управления Инновации и технологии продукции Механизмы закупочных процедур

Выполнение государственного контракта

Макроэкономические условия Социально-экономический уровень региона Институциональная и рыночная среда

Параметры внешней среды государственной закупки

Рис. 2 - Критерии эффективности государственной закупки как элемента финансово-экономической системы государства

Рис. 3 - Этапы эволюции системы государственных закупок в Российской Федерации

Особенности государственной закупки

Обязательность покупки. Государственная покупка -покупка, совершаемая в силу выполнения государственной организацией предписанных ей законом определенных функциональных обязательностей

Общественная необходимость покупки: осуществляемые в силу той или иной объективной необходимости, которая всегда внутренне присутствует в деятельности государства

Целесообразность самой покупки: всё, что покупается, теоретически есть только такие вещи и услуги, которые действительно необходимы для процесса функционирования государственной организации

Количественная разумность (соразмерность) покупки. Покупка государственной организации осуществляется на основе обоснованных норм и нормативов употребления вещей и услуг

На первой стадии (формирование государственного заказа) формируется консолидированный перечень государственного заказа на основе объёмов и номенклатуры государственного спроса, проводимого органами государственной власти, получателями и распорядителями бюджетных средств

На второй стадии государственный заказ выступает в качестве оферты — государственные органы, бюджетные учреждения или иные уполномоченные получатели бюджетных средств в качестве «государственных заказчиков» обращаются к хозяйствующим субъектам различной формы собственности с предложением поставить товары, выполнить работы или оказать услуги с указанием сроков, объёмов, ассортимента и т.д.

На третьей стадии заключается государственный контракт на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг

Рис. 4 - Особенности государственной закупки как объекта нормативно-правового регулирования

Государственные закупки - институт бюджетного права, поэтому законодательство о государственных закупках направлено на оптимизацию бюджетных закупок с целью удовлетворения государственных потребностей. Бюджетное законодательство, находящееся в прямой связи с отдельным законодательством о государственных закупках, не содержит ключевых положений, определяющих государственные закупки как основной механизм бюджетного закона [5].

Концепция контрактной системы в сфере закупок подразумевает всех участников контрактной системы закупочной деятельности и реализуемых ими в рамках правовой системы РФ положениями о контрактной системе в данной сфере с целью определения потребностей государства, их финансового обеспечения бюджетными и внебюджетными источниками, мониторинга, аудита и контроля [15]. Основное внимание в данном случае уделено контрольным механизмам. Выделен институт контрактной системы в сфере государственных закупок, который содержит совокупность норм достаточно узкого применения в случае

определения и регулирования статуса субъектов при заключении контракта [7].

На основе действующего законодательства в научной литературе предлагается рассматривать контрактную систему как организационно-правовую форму удовлетворения государственных и муниципальных потребностей. Через проведение функционального анализа определяется ядро контрактной системы, как механизма сбалансированности интересов государства, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов, участвующих в удовлетворении потребностей государства и муниципальных образований [17].

Необходимо отметить взаимосвязь контрактной системы, как организационно-правовой формы обеспечения государственных и муниципальных нужд, имеющих организационную структуру, оперирующую методами и факторами эффективности модели государственного управления в рамках национальной правовой системы, которая определяет административно-правовую основу договорной системы [19]. Также автор отмечает, что действующие взаимосвязи отраслевых элементов в

правовом регулировании отношений в государственной закупочной деятельности могут перемениться в направлении углубления социальных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти [9].

Мы полагаем целесообразным классифицировать субъектов контрактной системы на основе особенностей суть их административно-правового статуса:

- субъекты контрактной системы, наделенные административными полномочиями: государственные органы по нормативно-правовому контролю и оценке закупочной деятельности заказчики; федеральные органы исполнительной власти; государственные или муниципальные органы по реализации закупки для распорядителей бюджетных средств; члены комиссии по контрактам, сотрудники и управляющий отдела закупок, должностные лица заказчиков;

- субъекты контрактной системы с субъективными государственными и частными правами: участники тендеров; юридическое лицо по контракту для исполнения функций по размещению заказа через торги; юридическое лицо, обладающее функциями взаимодействия с участниками торгов на электронных торговых площадках; кредитные учреждения [14].

В научной литературе подчеркивается необходимость повышения качеств, касающихся организационной структуры заказчиков и правового статуса лиц, уполномоченных в сфере закупок: закупающие органы, сотрудники и управляющий отдела закупок, члены комиссии по контрактам и остальные лица, наделенные полномочиями в закупочной деятельности [2]. Законодательство о договорной системе содержит административные процедуры с чрезмерными действиями и ряд недоработанных мер, в связи, с чем предлагает внесение изменений в правовой контроль Закона о контрактной системе [11].

Исследования контрактной системы в некоторых видах экономической деятельности,

связанных с закупками, свидетельствуют о необходимости универсальности типологии специальных договорных моделей, представляющей абсолютную и относительную способность определять виды гражданско-правовых договоров, закрепленных в Гражданском кодексе Российской Федерации. Контрактные модели довольно многогранны, однако реализовать, возможно, не все контракты. Также при этом только ряд гражданско-правовых договоров могут быть заключены, как документ, в котором указывают все условия сделки, либо документом с исполнением по требованию. Также только некоторые контракты могут быть исполнены в рамках модели государственного контракта. Во многих правовых отношениях -например, в сфере фондовых бирж или брокерских услуг - контракт на энергосервис не может служить формой контракта. В то же время предварительное соглашение или соглашение в пользу третьей стороны являются юридическими моделями, применимыми к любому типу гражданско-правового соглашения [6].

В контрактной системе реализация государственных и муниципальных контрактов обеспечивается либо гарантией банка, либо напрямую за счет денежных средств. В ходе реализации условий контракта владельцы долговых обязательств могут понемногу снижать обязательства по его реализации в рамках закона. Автор полагает, что предоставление поставщику возможности на законодательном уровне менять метод обеспечения реализации контракта по государственным закупкам разумно на этапе снижения предварительного обеспечения [15].

Для развития рынка государственных и муниципальных заказов, ликвидации лишних препятствий, которые ограничивают возможности подрядчиков участвовать в торгах по контрактной системе, у держателя контракта должна быть правовая основа изменить способ обеспечения исполнения контракта на любом этапе исполнения государственного контракта, также это относится к энергосер-

висному контракту.

Представлен авторский подход к конкретизированию правового статуса субъектов договорной системы - участников финансовых и контрольных отношений, за которыми закреплены специализированные органы по реализации финансового контроля как главного направления (Счетная палата Российской Федерации, Федеральное казначейство) и общие органы по косвенному финансовому контролю (ФАС России).

Нами проведен анализ новой раскрытой проблемы касательно того, что проблема в процессе регулирования бюджетных расходов нет определенных рамок, включая сферу закупок, поскольку нормы и полномочия органов внутреннего государственного финансового контроля обозначены весьма размыто. К примеру, на основании мониторинга использования выделенных субсидий, наделенные полномочиями по осуществлению государственного контроля, могут проконтролировать порядок исполнения претензионной работы в контексте исполнения государственного контракта, организацию определения стартовой цены контракта [10].

Следует отметить, что правильно определенный правовой механизм финансового (бюджетного) контроля в сфере закупок служит правовой гарантией реализации концепции рационального расходования финансовых ресурсов [1].

Также нами обоснована взаимозависимость полномочий органов государственного внешнего и внутреннего финансового (бюджетного) контроля при реализации мер контроля соблюдения законодательства о кон-

Г"» <М>

трактной системе. В этой связи автор считает целесообразным поэтапно вносить поправки в законодательство относительно контроля финансовых ресурсов. Сегодня, для совершенствования закупочной деятельности и усиления контроля процедуры закупок в рамках

сохранения и рационального расходования бюджета, в законодательные положения введены механизм мониторинга бюджета и казначейская поддержка [16].

В данном исследовании представлен следующий научно-теоретический аппарат концепции государственных закупок.

Система государственных закупок - совокупность внешних и внутренних условий реализации государственной закупочной деятельности в сложной многокомпонентной институциональной среде, объективно формируемая на основе субъектных взаимосвязей и их статусных характеристик, закрепленных законодательно.

Государственная закупка - инструмент государственного управления социально-экономическим развитием страны на основе оптимизации перераспределения финансовых ресурсов в системе субъектного взаимодействия и целевого контроля результатов.

Механизм реализации государственных закупок - процесс целенаправленного влияния субъектом управления на процесс планирования, осуществления, исполнения государственного закупочного контракта и достижения необходимых запланированных результатов.

Бизнес-процесс государственных закупок - инструмент моделирования закупочного процесса, позволяющий оптимизировать ресурсный потенциал на каждом этапе его реализации и повысить эффективность за счет детализации контроля и регламентации основных процедур.

Ключевая роль в системе управления государственными закупками принадлежит организационно-экономическому механизму, обеспечивающему эффективность закупочного процесса и достижение целей и задач государства. В связи с этим необходимо рассмотреть эволюцию и виды механизмов, влияющих на эффективность закупочной деятельности.

Список источников

1. Андреева Л.В. Правовой режим функционирования единой информационной системы в сфере государственных и муниципальных закупок // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т.15. №8. С. 136-145.

2. Афанасьев Р.С., Голованова Н.В. Понятие эффективности бюджетных расходов: теория и законодательство // Финансовый журнал. 2016. №1. С. 61-69.

3. Бабенков В.И. Обеспечение экономической безопасности государственных закупок // Научный альманах. Санкт-Петербургский ун-т гос. противопожарной службы МЧС России. 2019. №8-1(58). С. 17-20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Байрашев В.Р., Беляева О.А. Проблемы применения национального режима в государственных и муниципальных закупках в контексте международных обязательств Российской Федерации // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2019. №3. С. 29-37.

5. Белоусов В.С., Камышанский В.П. Централизованные правовые модели государственных и муниципальных закупок // Власть Закона. 2019. №1(37). С. 192-197.

6. Винокурцева Е.А. Оценка экономической эффективности системы проведения государственных и муниципальных закупок в регионе // Вестник Белгородского ун-та кооперации, экономики и права. 2019. №2(75). С. 243-248.

7. Гапоненко В.Ф., Самолысов П.В. Системно-структурный анализ административной ответственности за нарушение законодательства российской федерации о контрактной системе в сфере закупок // Труды Академии управления МВД России. 2020. №4(56). С. 5968.

8. Камалян А.М. Актуальные проблемы правового регулирования государственной помощи при проведении государственных закупок в ЕС // Актуальные проблемы российского права. 2016. №5. С. 47-53.

9. Кауфова Ф.Б. Проблемы контрактной системы государственных закупок и пути совершенствования законодательства // Молодой ученый. 2017. №50. С. 296-298.

10. Оборин М.С. Формирование инвестиционных стратегий региональных производственных комплексов // Вестник Московского ун-та. Сер. 21: Управление (государство и общество). 2019. №1. С. 25-42.

11. Оборин М.С. Формирование системы антикризисного управления услугами промышленных предприятий региона // Экономика строительства и природопользования. 2019. №1(70). С. 60-68.

12. Оборин М.С. Повышение эффективности промышленного производства на основе наукоемких технологий // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2019. №2(47). С. 160166.

13. Оборин М.С. Повышение экономической безопасности регионального промышленного производства // Инновационное развитие экономики. 2019. №4-2(52). С. 118-125.

14. Оборин М.С. Тенденции и перспективы развития интеллектуальных услуг в России // Вестник ЗабГУ. Экономические науки. 2019. Т.25. №9. С. 132-139.

15. Проскурня Д.В. Повышение эффективности управления финансовыми ресурсами при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд // Современные технологии управления. 2016. №2(62). С. 2-9.

16. Самойлов А.В. Приоритетные направления развития контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Право в Вооруженных силах. 2019. №8(265). С. 41-47.

17. Сараджева О.В., Ординарцев И.И. Эффективное функционирование системы государственных закупок как фактор экономической безопасности региона // Вестник Московского ун-та МВД России. 2013. №5. С. 217-221.

18. Синдеева И.Ю. Развитие законодательства о закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд // Государственная служба. 2017. Т.19. №3(107). С. 4453.

19. Стурза К.И. Историко-правовой анализ развития института государственного заказа в России // История государства и права. 2015. №4. С. 20-24.

References

1. Andreeva, L. V. (2020). Pravovoj rezhim funkcionirovaniya edinoj informacionnoj sistemy v sfere gosudarstvennyh i municipal'nyh zakupok [The legal regime of functioning of the unified information system in the field of state and municipal procurement]. Aktual'nye problemy rossijskogo prava [Actual Problems of Russian Law], 15(8), 136-145. (In Russ.).

2. Afanasyev, R. S., & Golovanova, N. V. (2016). Ponyatie effektivnosti byudzhetnyh raskhodov: teoriya i zakonodatel'stvo [The concept of efficiency of budget expenditures: theory and legislation]. Finansovyj zhurnal [Financial Journal], 1, 61-69. (In Russ.).

3. Babenkov, V. I. (2019). Obespechenie ekonomicheskoj bezopasnosti gosudarstvennyh zakupok [Ensuring economic security of public procurement]. Nauchnyj al'manah. SanktPeterburgskij universitet gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhby MCHS Rossii [Scientific Almanac. St. Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia], 8-1(58), 17-20. (In Russ.).

4. Bayrashev, V. R., & Belyaeva, O. A. (2019). Problemy primeneniya nacional'nogo rezhima v gosudarstvennyh i municipal'nyh zakupkah v kontekste mezhdunarodnyh obyazatel'stv Rossijskoj Federacii [Problems of application of the national regime in state and municipal procurement in the context of international obligations of the Russian Federation]. Zhurnal predprinimatel'skogo i korporativnogo prava [Journal of Entrepreneurial and Corporate Law], 3, 29-37. (In Russ.).

5. Belousov, V. S., & Kamyshansky, V. P. (2019). Centralizovannye pravovye modeli gosudarstvennyh i municipal'nyh zakupok [Centralized legal models of state and municipal procurement]. Vlast' zakona [The Power of Law], 1(37), 192-197. (In Russ.).

6. Vinokurtseva, E. A. (2019). Ocenka ekonomicheskoj effektivnosti sistemy provedeniya gosudarstvennyh i municipal'nyh zakupok v regione [Evaluation of the economic efficiency of the system of state and municipal procurement in the region]. Vestnik Belgorodskogo universiteta kooper-acii, ekonomiki i prava [Bulletin of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law], 2(75), 243-248. (In Russ.).

7. Gaponenko, V. F., & Samolysov, P. V. (2020). Sistemno-strukturnyj analiz administrativnoj ot-vetstvennosti za narushenie zakonodatel'stva rossijskoj federacii o kontraktnoj sisteme v sfere zakupok [System-structural analysis of administrative responsibility for violation of the legislation of the Russian Federation on the contract system in the field of procurement]. Trudy Akad-emii upravleniya MVD Rossii [Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 4(56), 59-68. (In Russ.).

8. Kamalyan, A. M. (2016). Aktual'nye problemy pravovogo regulirovaniya gosudarstvennoj pomoshchi pri provedenii gosudarstvennyh zakupok v ES [Actual problems of legal regulation of state aid in public procurement in the EU]. Aktual'nye problemy rossijskogo prava [Actual problems of Russian law], 5, 47-53. (In Russ.).

9. Kaufova, F. B. (2017). Problemy kontraktnoj sistemy gosudarstvennyh zakupok i puti sovershenstvovaniya zakonodatel'stva [Problems of the contract system of public procurement and ways to improve legislation]. Molodoj uchenyj [Young Scientist], 50, 296-298. (In Russ.).

10.Oborin, M. S. (2019). Formirovanie investicionnyh strategij regional'nyh proizvodstvennyh kom-pleksov [Formation of investment strategies of regional production complexes]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 21. Upravlenie (gosudarstvo i obshchestvo) [Vestnik Moscow University. Series 21. Management (State and Society)], 1, 25-42. (In Russ.).

11.Oborin, M. S. (2019). Formirovanie sistemy antikrizisnogo upravleniya uslugami promyshlennyh

predpriyatij regiona [Formation of a system of anti-crisis management of services of industrial enterprises of the region]. Ekonomika stroitel'stva i prirodopol'zovaniya [Economics of construction and environmental management], 1(70), 60-68. (In Russ.).

12. Oborin, M. S. (2019). Povyshenie effektivnosti promyshlennogo proizvodstva na osnove nau-koemkih tekhnologij [Improving the efficiency of industrial production based on high-tech technologies]. Nauchnyj vestnik: finansy, banki, investicii [Scientific Bulletin: finance, banks, investments], 2(47), 160-166. (In Russ.).

13. Oborin, M. S. (2019). Povyshenie ekonomicheskoj bezopasnosti regional'nogo promyshlennogo proizvodstva [Improving the economic security of regional industrial production]. Innovacionnoe razvitie ekonomiki [Innovative development of the economy], 4-2 (52), 118-125. (In Russ.).

14. Oborin, M. S. (2019). Tendencii i perspektivy razvitiya intellektual'nyh uslug v Rossii [Trends and prospects of development of intellectual services in Russia]. Vestnik ZabGU. Ekonomicheskie nauki [Bulletin of ZabGU. Economic Sciences], 25(9), 132-139. (In Russ.).

15. Proskurnya, D. V. (2016). Povyshenie effektivnosti upravleniya finansovymi resursami pri osushchestvlenii zakupok tovarov, rabot, uslug dlya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd [Improving the efficiency of financial resources management in the procurement of goods, works, services for state and municipal needs]. Sovremennye tekhnologii upravleniya [Modern Management Technologies], 2(62), 2-9. (In Russ.).

16. Samoilov, A. V. (2019). Prioritetnye napravleniya razvitiya kontraktnoj sistemy v sfere zakupok dlya obespecheniya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd [Priority directions of development of the contract system in the field of procurement for state and municipal needs]. Pravo v Voor-uzhennyh silah [Law in the Armed Forces], 8(265), 41-47. (In Russ.).

17. Saradzheva, O. V., & Ordinartsev, I. I. (2013). Efffektivnoe funkcionirovanie sistemy gosudarstvennyh zakupok kak faktor ekonomicheskoj bezopasnosti regiona [Effective functioning of the public procurement system as a factor of economic security of the region]. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 5, 217-221. (In Russ.).

18. Sindeeva, I. Yu. (2017). Razvitie zakonodatel'stva o zakupkah tovarov, rabot, uslug dlya gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd [Development of legislation on procurement of goods, works, services for state and municipal needs]. Gosudarstvennaya sluzhba [State Service], 19/3(107), 44-53. (In Russ.).

19. Sturza, K. I. (2015). Istoriko-pravovoj analiz razvitiya instituta gosudarstvennogo zakaza v Rossii [Historical and legal analysis of the development of the institute of state order in Russia]. Istoriya gosudarstva i prava [History of State and Law], 4, 20-24. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.