УДК 338.48
ЭО!: 10.24412/1995-042Х-2021-1-81-92
ОБОРИН Матвей Сергеевич
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Пермский институт (филиал);
Пермский государственный национальный исследовательский университет;
Пермский государственный аграрно-технологический университет
имени акад. Д.Н. Прянишникова (Пермь, РФ) доктор экономических наук, профессор; [email protected]
ПОНОМАРЕВ Александр Анатольевич
Пермский государственный национальный исследовательский университет (Пермь, РФ)
аспирант
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ
Сфера государственных и муниципальных закупок является одной из самых динамично развивающихся сфер государственного управления. В статье рассматривается система государственных закупок, сложившаяся в России, пути ее дальнейшего совершенствования и модернизации. Большое внимание уделяется повышению эффективности использования финансовых ресурсов при закупках товаров, работ и услуг для государственных нужд как одному из элементов совершенствования технологий формирования и исполнения бюджета. Существенные изменения в законодательство о контрактной системе, связанные с требованиями реализации национальных проектов, были внесены в 2019 г. Очевидно, что нормы нормативного правового регулирования государственных и муниципальных закупок требуют систематизации, критического взгляда и выработки дальнейших направлений совершенствования. При написании статьи использовались правовые, сравнительные и статистические методы анализа. Реализация социально-экономического развития государства осуществляется на основе бюджетного планирования доходов и расходов, в которых заложены основные направления затрат, связанных с выполнением стратегических и тактических обязательств. Государственные и муниципальные закупки являются элементом бюджетного процесса, который влияет на его ценностные характеристики, определяет общественно полезный результат, способствует оценке качества решения социально-экономических задач, стоящих перед регионами страны.
Ключевые слова: государственные закупки, эффективное использование финансовых ресурсов, государственный заказчик, экономия бюджетных средств, модели управления, нормативно-правовое регулирование
Для цитирования: Оборин М.С., Пономарев А.А. Совершенствование модели управления системой государственных закупок в цифровой среде // Сервис в России и за рубежом. 2021. Т.15. №1. С. 8192. ЭО!: 10.24412/1995-042Х-2021-1-81-92.
Дата поступления в редакцию: 17 февраля 2021 г. Дата утверждения в печать: 11 марта 2021 г.
UDC 338.48
DOI: 10.24412/1995-042X-2021-1-81-92
Matvey S. OBORIN
Plekhanov Russian University of Economics, Perm Institute (branch); Perm State National Research University;
Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov (Perm, Russia)
PhD (Dr.Sc.) in Economics, Professor; e-mail: [email protected]
ORCID iD: 0000-0002-4281-8615
Alexander A. PONOMAREV
Perm State National Research University (Perm, Russia)
PhD student
IMPROVING THE PUBLIC PROCUREMENT SYSTEM MANAGEMENT MODEL IN THE DIGITAL ENVIRONMENT
Abstract. The sphere of state and municipal procurement is one of the most dynamically developing areas of public administration. The article examines the system of public procurement that has developed in Russia, the ways of its further improvement and modernization. Much attention is paid to improving the efficiency of the use of financial resources in the procurement of goods, works and services for state needs as one of the elements of improving the technologies of budget formation and execution. Significant changes to the legislation on the contract system related to the requirements for the implementation of national projects were made in 2019. It is obvious that the norms of regulatory legal regulation of state and municipal procurement require systematization, a critical look and the development of further directions for improvement. When writing the article, legal, comparative and statistical methods of analysis were used. The implementation of the socio-economic development of the state is carried out on the basis of budget planning of revenues and expenditures, which include the main directions of expenditures related to the implementation of strategic and tactical obligations. State and municipal procurement is an element of the budget process that affects its value characteristics, determines the socially useful result, and contributes to the assessment of the quality of solving socio-economic problems facing the regions of the country.
Keywords: public procurement, effective use of financial resources, state customer, budget savings, management models, regulatory and legal regulation
Citation: Oborin, M. S., & Ponomarev, A. A. (2021). Improving the public procurement system management model in the digital environment. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 15(1), 81-92. doi: 10.24412/1995-042X-2021-1-81-92. (In Russ.).
Article History
Received 17 February 2021 Accepted 13 March 2021
Disclosure statement
No potential conflict of interest was reported by the author(s).
© 2021 the Author(s)
This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0/
Управление системой государственных закупок осуществляется на основании системы нормативно-правовых актов. Основным можно назвать Федеральный закон №44-ФЗх, который с 2014 г. значительно усилил правовые аспекты планирования и технического размещения заказов для государственных нужд, способствовал формированию и внедрению новых форм контроля в данной сфере на основе нормирования. Отдельное направление регулирования направлено на развитие полномочий контроля правомочных государственных органов, расширен их перечень, добавлены функции аудита контрольно-счетным органам субъектам РФ и муниципальных образований. Основными целями нормативно-правового регулирования закупок является эффективность расходования бюджетных средств и оптимальное обеспечение государственных нужд.
Преимуществами закупочных процедур, которые сложились после вступления данного закона в силу, являются высокая прозрачность и детальная регламентация процессов планирования, отчетности и порядка действий участников конкурса. К недостаткам можно отнести длительность сроков заключения контрактов, избыточность регулирования некоторых процедур, недостаточная гибкость [6; 11].
Дальнейшее совершенствование системы государственных закупок связано с поправками в законодательство 2019 г., связанными с выделение рассматриваемой сферы в приоритетную на основе распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.01.2019 №117-р «Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 гг.». Несколько изменений в действующие нормативно-правовые акты направлены на регулирование основных процессов2:
1 Федеральный закон от 5.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
2 Федеральные законы «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере
- оптимизацию процесса планирования и проведения закупки, в частности оптимизация и сокращение сроков;
- заключение контракта;
- обеспечение заявки;
- закупка у единственного поставщика;
- контроль и иные условия.
Нормативно-правовое регулирование
ориентируется на макроэкономическую ситуацию и тенденции бюджетной политики. Формирование расходной части бюджета находится в зависимости от ряда факторов, которые можно условно разделить на структурные, макроэкономические, проектно-целевые.
Структурные факторы обусловлены уровнем социально-экономического развития регионов страны, сложившейся базовой специализацией, которая формирует большую часть ВРП. В соответствии с данными параметрами расходы регионального бюджета могут эффективно обеспечивать воспроизводственный процесс, либо иметь социальную направленность и решать стратегически важные задачи по формированию производства, восстановлению экономики, территориальному развитию. На наш взгляд, структурные факторы имеют определяющее значение в условиях современной трансформации бюджетного процесса, связанных с лимитацией расходов, их количественной дифференциации между бюджетами различных уровней, увеличением роли государства и муниципалитетов в политическом, экономическом, социальном развитии регионов посредством размещения заказов.
Макроэкономические факторы состоят из параметров и характеристик экономического состояния страны и регионов, влияющих на качественные и количественные критерии формирования бюджетов различного уровня. Ключевыми из них являются сокращение
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 01.04.2019 №50-ФЗ; от 01.05.2019 №71-ФЗ; от 27.12.2019 №449-ФЗ; Федеральный закон от 18.07.2011 №223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (последняя редакция).
СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
ликвидности населения и бизнеса, рост безработицы, изменение темпов промышленного производства, сокращение численности субъектов малого и среднего предпринимательства в различных видах экономической деятельности (особенно, розничная торговля, общественное питание, бытовые услуги населению, сфера туризма), цели государственного пространственно-экономического развития. Последний фактор является основой проектно-целевого финансирования.
Проектно-целевые факторы в последние десятилетие начинают существенно влиять на развитие страны и повышение конкурентоспособности региональных экономик. В России это происходит по ряду причин. Первая связана со значительно дифференциацией социально-экономического уровня регионов, большая часть из которых обладают дефицитным бюджетом и нуждаются в покрытии расходов из других источников в силу недостаточной эффективности производительных сил. Вторая причина заключается в том, что последние крупные проекты, которые были реализованы под контролем государства, показали высокую
эффективность по различным параметрам: повышение имиджа региона для внутренних и международных рынков, значительное привлечение инвестиций, мощное инфраструктурное развитие территорий-реципиентов, инновационные технологии и коммуникации [5].
Рассмотренные выше факторы влияют положительно на эффективность бюджетных расходов вследствие того, что исполнение государственных заказов снижает различия между бюджетами различных уровней, выравнивает социально-экономическое положение территорий, повышает прозрачность контроля. Бюджетные расходы становятся результативнее с экономической и социальной сторон, способствуют качественному преобразованию экономики страны.
Положительный эффект для экономики страны и субъектов становится возможным благодаря грамотной стратегии государственных закупок, имеющей определенные целевые ориентиры, а также эффективным инструментам управления на всех этапах формирования, реализации и контроля исполнения государственных заказов [8].
Особенности государственной закупки
-Щ-
Обязательность покупки: государственная покупка - покупка, совершаемая в силу выполнения государственной организацией предписанных ей законом определенных функциональных обяза-тельностей
Общественная необходимость покупки: осуществляемые в силу той или иной объективной необходимости, которая всегда внутренне присутствует в деятельности государства
Целесообразность самой покупки: всё, что покупается, теоретически есть только такие вещи и услуги, которые действительно необходимы для процесса функционирования государственной организации
Количественная разумность (соразмерность) покупки: покупка государственной организацией осуществляется на основе обоснованных норм и нормативов употребления вещей и услуг
На первой стадии (формирование государственного заказа) формируется консолидированный перечень государственного заказа на основе объёмов и номенклатуры государственного спроса, проводимого органами государственной власти, получателями и распорядителями бюджетных средств
На второй стадии государственный заказ выступает в качестве оферты — государственные органы, бюджетные учреждения или иные уполномоченные получатели бюджетных средств в качестве «государственных заказчиков» обращаются к хозяйствующим субъектам различной формы собственности с предложением поставить товары, выполнить работы или оказать услуги с указанием сроков, объёмов, ассортимента и т.д.
На третьей стадии заключается государственный контракт на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг
Рис. 1 — Особенности государственной закупки (сост. на осн. [9])
Оборин М.С., Пономарев A.A. г-ртРГЗГЛМ
Совершенствование модели управления системой ЫЛ\/МЫ1 11/1
государственных закупок в цифровой среде лчух /пн I л
/КУ1 H/AJ I
На нормативно-правовом уровне в понятие государственных закупок включены поставка товара, выполнение работ и оказание услуг, что сближает ее с основами гражданского права, но процессуально существует ряд отличий, обусловленных особым характером публичных отношений и особой роли государства в качестве основного участника (рис. 1).
Стратегия системы государственных закупок разрабатывается в соответствии с национальными интересами, поэтому многие направления не являются коммерчески эффективными, сосредоточены на решении социальных задач, развитии территориальной и рыночной инфраструктуры. В частности, целевыми ориентирами могут быть развитие малого и среднего бизнеса, обеспечение равного доступа участников региональных рынков к участию в процедурах закупки и заключению контрактов [12; 18]. В настоящее время преобладает программный подход, положительно зарекомендовавший себя в практике государственного управления.
Реализация федеральных, региональных
и местных программ развития на основе государственных закупок позволяет решать стратегические и тактические задачи на локальных уровнях. Осуществляется оперативное развитие промышленности, сферы услуг, социальной инфраструктуры в соответствии с долгосрочными целями развития и потребностями государства, бизнес-среды, населения с учетом региональной специфики [7]. Данный подход положительно влияет на эффективность экономического развития России.
Современная система государственных закупок прошла несколько этапов эволюции, закономерно обусловленных потребностями социально-экономического развития государства и эффективным исполнением бюджетных обязательств (рис. 2).
Система управления государственными закупками формируется в рамках трех основных моделей, функционирующих в различных государствах: централизованная, децентрализованная и смешанная. Характеристики и отличительные особенности каждой из них представлены в табл. 1.
Инструменты управления системой государственных закупок
Рис. 2 - Этапы эволюции системы государственных закупок в России (сост. на осн. [16])
Централизованная модель характеризуется высокой степенью контроля государством всех закупочных процессов, что в современных условиях очевидно содержит ряд недостатков, связанных с постоянным совершенствованием инструментов и механизмов управления, их
гибкостью и высокой степенью адаптивности к кризисным условиям. Концентрация ресурсного потенциала при игнорировании рыночных факторов оперативного и стратегического управления может привести к недостаточно эффективному распоряжению бюджетными средствами,
приобретению товаров, работ и услуг с характеристиками, недостаточными для текущих условий. Последствиями могут быть низкая конкурентоспособность региональных и национальных товаров и услуг, замедление темпов социально-экономического развития, утрата стратегически важных позиций на мировых рынках.
Децентрализованная модель является необходимым условием рационального сочетания контроля и оптимизации некоторых закупочных функций, которые не являются приоритетными для государственного регулирования, однако влияют на качество процесса
закупок и получения высокого результата. Результатом может быть развитие государственных и взаимосвязанных с ним структур, способных реализовывать направления, значимые с точки зрения государственных и региональных потребностей. Очевидным недостатком является ограничение допуска коммерческих предприятий к государственному заказу, высокий уровень сговора, нарушение принципов и закономерностей развития конкуренции, негативные последствия для малого и среднего предпринимательства в регионах, негативные социальные последствия [13].
Таблица 1 - Реализуемые в мировой практике модели управления системой государственной закупок (сост. на осн. [10; 14; 17])
Параметры Централизованная модель Децентрализованная модель Смешанная модель
Сущность Организация закупок одним государственным органом Частичное делегирование функций отдельным или подконтрольным структурам (передача, аутсорсинг и т.п.) Ключевые функции под контролем государства, рыночные и административные процедуры делегированы
Ключевые характеристики Идентичность условий, стандартизация товаров, услуг, работ Эффективное функционирование государственных подрядчиков с развитой структурой сбыта, производства Гибкая адаптация к рыночным и территориальным особенностям, характерным для крупных государств, таких как Россия
Преимущества Сокращение издержек, экономия на масштабе, четкий регламент функций, отсутствие их дублирования на различны уровнях управления Гибкость к внешним условиям и инновациям, более качественные поставки с учетом потребностей рынка Консолидация спроса и распределение кадров при высокой степени контроля, опыте и достаточной гибкости
Требования Персонал высокой квалификации, четкость и прозрачность процедур, высокое качество документооборота Система консолидации закупок, единые методики и требования к поставщикам Высокий профессионализм, четкая работа ЕИС, качественный мониторинг текущих функций и операций
Недостатки Высокая инертность, риски коррупции, низкое качество взаимодействия участников рынка Необходимость в большем количестве специалистов, нарушения, сговор, отсутствие единого документооборота Сложность процесса координации, неточности действий, дублирование функций, снижение контроля отдельных закупочных операций
Смешанная модель является, на наш взгляд, наиболее приближенной к реальным потребностям государства и экономики. Здесь недостатки заключаются в обратных эффектах:
низкая степень государственного контроля некоторых элементов и операций закупочного процесса на уровне территорий и регионов может повлечь недобросовестное исполнение
контрактных обязательств, привлечение к работам поставщиков, которые не располагают необходимыми ресурсами и квалификацией для выполнения контракта на высоком уровне. Результатом может быть недостаточно эффективное расходование бюджетных средств, их неоправданный перерасход, поддержка экономического развития территорий в ущерб бюджетного планирования, что может привести к бюджетному дефициту и усилению диспропорций отраслевого развития [15].
Эффективность системы государственных закупок ориентирована на внедрение инструментов и механизмов с учетом цифровых технологий управления. Наибольшую эффективность при проведении закупок показали следующие инструменты: виртуальные помощники, когнитивные системы поддержки при принятии решений заказчиками, роботизация в транзакциях, предиктивная аналитика по закупкам. Введение современных информационных технологий подразумевает интегрированную информационную платформу, что соответственно ускорит принятие управленческих решений и своевременность
поставок. Удачным примером является электронная торговая площадка «Центр электронных торгов», построенная на сервисе, основанном на предиктивной аналитике.
Эффективность единой информационной системы (ЕИС) в системе государственных закупок основана на технологическом оснащении ключевых процессов закупочной деятельности, эффективных цифровых решениях, информационно-технической регламентации процессов и урегулирования проблем и нештатных ситуаций, системной информационно-аналитической поддержке и мониторинге операций, статистических и эконометрических моделях обработки данных [16].
Учитывая мировой и отечественный опыт, систему управления государственными закупками можно представить, как сложный многоэлементный организм, функционирующий в цифровой среде на основе механизмов, инструментов и рычагов достижения целей и задач управления, обусловленных потребностями социально-экономического развития страны (рис. 3).
Бюджетополучатели
ЕИС
Система консолидированных закупок
О
Параметры мониторинга и контроля услуг
Госзаказчик
I
Обслуживание основных процессов
Реестр потребностей
Ж
Проведение конкурсов и выбор поставщиков
Реестр предложений
Технические регламенты (устранение ошибок и сбоев)
ПОСТАВЩИКИ
Ф
Заключение госконтракта
1
с Регулирование
1 и контроль Л
Исполнение госконтракта
Технологии электронного документооборота
Казначейство
Рис. 3 - Система управления государственными закупками (на осн. [1; 4; 10; 14; 19])
СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
Система государственных закупок в России организована по смешанной модели управления, ее совершенствование связано с цифровыми технологиями автоматизации, рассчитанными на удаленную работу с регионами страны, которая позволяет получить доступ всем заинтересованным участникам в получении контракта. Процесс цифровизации и регламентации осуществления основных функций, связанных с участием в процедуре закупок, должен быть двусторонним, обеспечивая эффективность взаимодействия государственных органов и коммерческих предприятий.
Для эффективного функционирования процесса автоматизации закупочного государственного процесса, необходима последова-
тельность действий введения информационных систем (рис. 4). Адаптация автоматизированных программ для бизнес-среды позволяет сделать процесс взаимодействия в единой ЕИС более эффективным, прозрачным, способствовать качественному мониторингу обнаружения сбоев и проблем, качественно реализовы-вать электронный документооборот, проходить формальные проверки пакета документов. Субъекты - коммерческие предприятия могут влиять на характеристики системы, уровень и средства автоматизации, возможности ее объединения с имеющимися информационными системами, внешними электронными торговыми платформами и электронными ресурсами.
Рис. 4 - Этапы введения информационных систем для автоматизации процесса закупок бизнес-среды (на осн. [8; 13; 20])
Оборин М.С., Пономарев A.A. г-ртРГЗГЛМ
Совершенствование модели управления системой ЫЛ\/МЫ1 11/1
государственных закупок в цифровой среде лчух /пн I л
/КУ1 H/AJ I
Автоматизированная система заказов для государственных и коммерческих предприятий и организаций должна быть сгруппирована с единой информационной системой в сфере закупок, чтобы соответствовать всем требованиям Закона №223-Ф3. Информационно-технологичные системы в автоматизированном процессе должны включать несколько обязательных функциональных форм:
- форма планирования бюджета и создания ведомости по закупкам;
- форма аукционных торговых платформ для покупки объекта по минимальной стоимости;
- форма учета договоров по закупке;
- форма сбора и анализа данных о закупках.
На основе проведенного исследования сущности и основных процессов в системе государственных закупок разработаем ее про-цессно-функциональную модель, в большей степени отвечающую современным требованиям (рис. 5).
Система государственных закупок
Управленческие процессы /—^ Функциональные процессы ^—^ Рыночные процессы
Планирование
Проектно-целевые планы
Интеграция
Регулирование
Размещение заказов
Цифровизация
Мотивация Исполнение Конкуренция
Контроль Контроль и отчетность Кооперации
Административные Организационно-финансовые Контрактные
Инструменты и механизмы управления системой закупок
Рис. 5 - Процессно-функциональная модель системы государственных закупок
Разработанная научно-теоретическая модель системы государственных закупок построена на основе взаимного влияния управленческого воздействия и рыночных факторов на внутренние функциональные процессы, которые трансформируются под влиянием наиболее эффективных механизмов и инструментов.
В целях повышенного уровня экономической безопасности управления государственным закупочным процессом, данных форм функционирования не вполне достаточно, рекомендуется добавить еще одну функцию. Возможности новой функциональной формы
будут заключаться в определении рисков экономической безопасности, основанных на основе анализа сведений участников, взаимодействующих в процессе закупок. С практической точки зрения данная форма повышения уровня экономической безопасности имеет следующие преимущества:
1. Анализ рыночной цены путем сравнения позиций закупочной спецификации с данными, доступными в коммерческих предложениях и на официальных сайтах поставщиков или на онлайн агрегаторах цен.
2. Мониторинг количественных и качественных показателей по определенным
закупкам, пролонгация информации о поставках или аналогичных предыдущих заказах.
3. Сравнение опыта оказания услуг или выполнения работ подрядчиками на объектах отдельных компаний.
4. Регулирование поправок в тендерной документации.
5. Во избежание нарушения прав участников аукциона, мониторинг и проверка дополнительной информации заказчика к участникам открытого аукциона.
6. Объединение автоматизированного закупочного процесса с сетевыми информационными ресурсами для контроля финансовых ресурсов и статуса предприятия.
7. Мониторинг взаимоотношений участников торгов на объединение друг с другом и с сотрудниками клиента при условии интеграции с базой данных персонала компании и с учетом безопасности персональных данных сотрудников.
Таким образом, в России реализуется смешанная модель управления государственными закупками, совершенствование которой связано с инновационными цифровыми технологиями. Преимущества развития информационных систем государственных закупок
заключаются в моментальном доступе к данным о закупочном процессе; снижении рисков и коррупционных проявлений; улучшение мониторинга на основе эффективной обратной связи с предприятиями, заинтересованными в получении государственного контракта. Положительными результатами оптимизации цифровой среды государственных закупок являются обоснованные управленческие решения на различных уровнях системы управления и разграничение полномочий между отделами, ответственными за закупочный процесс.
Электронные торговые платформы реализуют только первоначальный этап процесса автоматизации государственной закупочной деятельности, но полностью не гарантируют высокого уровня экономической безопасности. Введение новых инструментов и механизмов в автоматизированный процесс государственных закупок приведет к определению рисков экономической безопасности, основанных на базе анализа сведений участников, взаимодействующих в процессе закупок, а также к сокращению расходов в результате совершенствования функционирования отделов, отвечающих за экономическую безопасность.
Список источников
1. Абрамов В.И. Система государственных закупок и ее структурно-функциональный анализ // Экономика и предпринимательство. 2016. №12 (ч. 4). С. 497-504.
2. Акинфеева Е.В., Абрамов В.И. Особенности участия субъектов малого предпринимательства в государственных закупках // Проблемы теории и практики управления. 2017. №6. С. 127-135.
3. Вертакова Ю.В., Прокопенко О.С. Моделирование регионального развития с использованием структурного подхода: принципы, инструменты и опыт их применения // Управленческое консультирование. 2019. №8(128). С. 28-46.
4. Кузьмина Т.В. Государственные закупки // Вестник науки и образования. 2017. №11. С. 15-22.
5. Мокренко О.А., Ованесян Н.М. Система управления государственными закупками на современном этапе // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2017. №2. С. 43-49.
6. Попов В.В., Музыка О.А., Максимова С.И. Альтернативистика в контексте социального развития // Евразийский юридический журнал. 2017. №4(107). С. 373-375.
7. Плотников В.А., Вертакова Ю.В. Стратегия инновационного развития России: управленческие проблемы реализации // Друкеровский вестник. 2020. №1(33). С. 5-20.
8. Сергеева О.В. Государственные и муниципальные закупки как объект управления // Устойчивое развитие науки и образования. 2018. №2. С. 37-43.
9. Сироткина Н. . Индикативное управление социально-экономическими системами // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2017. № 4. С. 96- 106.
10. Сухорукова И.В., Лихачев Г.Г. Экономическая модель оптимизации при централизованном управлении закупками дочерних компаний государственной корпорации // Экономический анализ: теория и практика. 2016. - № 6 (453). - С. 115-123.
11. Чулков А.С. Проблемы и пути повышения эффективности осуществления государственных и муниципальных закупок в субъектах Российской Федерации // Финансы и кредит. 2017. Т.23. №18. С. 1046-1062.
12. Шешукова Т.Г. Эффективность осуществления государственных закупок в бюджетных учреждениях: методический аспект // Международный бухгалтерский учет. 2018. Т.21. №2. С. 149-158.
13. Юрченко Е.В., Юрченко А.А. Государственные закупки: современные проблемы // Вестник финансового университета. 2016. №4. С. 16-23.
14. Markovic-Hribernik T., Detelj K. Simulation of public procurement's impact on innovativeness of EU countries // Author International Journal of Simulation Modelling. 2016. Vol.15. Iss.2. С. 249261.
15.Yerznkyan B.H., Akinfeeva E.V., Abramov V.I. Development of Legislative Regulation Problems of the Russian Science Cities // Economics & Economy. 2015. Vol.3. Iss.6. Pp. 7-21.
1. Abramov, V. I. (2016). Sistema gosudarstvennyh zakupok i ee strukturno-funkcional'nyj analiz [Public procurement system and its structural and functional analysis]. Ekonomika i predprini-matel'stvo [Economics and Entrepreneurship], 12 (4), 497-504. (In Russ.).
2. Akinfeeva, E. V., & Abramov, V. I. (2017). Osobennosti uchastiya sub'ektov malogo predprini-matel'stva v gosudarstvennyh zakupkah [Features of participation of small businesses in public procurement]. Problemy teorii i praktiki upravleniya [Problems of management theory and practice], 6, 127-135. (In Russ.).
3. Vertakova, Yu. V., & Prokopenko, O. S. (2019). Modelirovanie regional'nogo razvitiya s ispol'zovaniem strukturnogo podhoda: principy, instrumenty i opyt ih primeneniya [Modeling of regional development using a structural approach: principles, tools and experience of their application]. Upravlencheskoe konsul'tirovanie [Management consulting], 8(128), 28-46. (In Russ.).
4. Kuz'mina, T. V. (2017). Gosudarstvennye zakupki [Public procurement]. Vestnik nauki i obra-zovaniy [Bulletin of Science and Education], 11, 15-22. (In Russ.).
5. Mokrenko, O. A., & Ovanesyan, N. M. (2017). Sistema upravleniya gosudarstvennymi zakupkami na sovremennom etape [Public procurement management system at the present stage]. Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski SKAGS [State and municipal administration. Scientific notes of SKAGGS], 2, 43-49. (In Russ.).
6. Popov, V. V., Muzyka, O. A., & Maksimova, S. I. (2017). Al'ternativistika v kontekste social'nogo razvitiya [Alternative studies in the context of social development]. Evrazijskij yuridicheskij zhur-nal [Eurasian Law Journal], 4(107), 373-375. (In Russ.).
7. Plotnikov, V. A., & Vertakova, Yu. V. (2020). Strategiya innovacionnogo razvitiya Rossii: uprav-lencheskie problemy realizacii [Strategy of innovative development of Russia: managerial problems of implementation]. Drukerovskij vestnik [Drucker's Bulletin], 1(33), 5-20. (In Russ.).
8. Sergeeva, O. V. (2018). Gosudarstvennye i municipal'nye zakupki kak ob'ekt upravleniya [State and municipal procurement as an object of management]. Ustojchivoe razvitie nauki i obra-zovaniya [Sustainable development of science and education], 2, 37-43. (In Russ.).
9. Sirotkina, N. V. (2017). Indikativnoe upravlenie social'no-ekonomicheskimi sistemami [Indicative management of socio-economic systems]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo
References
universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie [Bulletin of the Voronezh State University. Series: Economics and Management], 4, 96-106. (In Russ.).
10.Sukhorukova, I. V., & Likhachev, G. G. (2016). Ekonomicheskaya model' optimizacii pri central-izovannom upravlenii zakupkami dochernih kompanij gosudarstvennoj korporacii [Economic optimization model for centralized procurement management of state corporation subsidiaries]. Ekonomicheskij analiz: teoriya i praktika [Economic analysis: theory and practice], 6(453), 115123. (In Russ.).
11.Chulkov, A. S. (2017). Problemy i puti povysheniya effektivnosti osushchestvleniya gosudar-stvennyh i municipal'nyh zakupok v sub'ektah Rossijskoj Federacii [Problems and ways to improve the efficiency of state and municipal procurement in the subjects of the Russian Federation]. Finansy i kredit [Finance and Credit], 23(18), 1046-1062. (In Russ.).
12.Sheshukova, T. G. (2018). Effektivnost' osushchestvleniya gosudarstvennyh zakupok v byudzhetnyh uchrezhdeniyah: metodicheskij aspect [Efficiency of public procurement in budgetary institutions: methodological aspect]. Mezhdunarodnyj buhgalterskij uchet [International accounting], 21(2), 149-158. (In Russ.).
13.Yurchenko, E. V., & Yurchenko, A. A. (2016). Gosudarstvennye zakupki: sovremennye problemy [Public procurement: current problems]. Vestnik finansovogo universiteta [Bulletin of the Financial University], 4, 16-23. (In Russ.).
14.Markovic-Hribernik, T., & Detelj, K. (2016). Simulation of public procurement's impact on inno-vativeness of EU countries. Author International Journal of Simulation Modelling, 15(2), 249261.
15.Yerznkyan, B. H., Akinfeeva, E. V., & Abramov, V. I. (2015). Development of Legislative Regulation Problems of the Russian Science Cities. Economics & Economy, 3(6), 7-21.