Научная статья на тему 'Вопросы технологии правового воздействия на правовую культуру личности'

Вопросы технологии правового воздействия на правовую культуру личности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
371
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы технологии правового воздействия на правовую культуру личности»

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

С.А. Жинкин

Жинкин Сергей Алексеевич — доктор юридических наук, доцент, декан юридического факультета, заведующий кафедрой теории и истории государства и права

Кубанский государственный университет

Вопросы технологии правового воздействия на правовую культуру личности

Право наполняется жизненным смыслом и значением благодаря органической связи с культурой общества и личности. Именно культура формирует границы жизненного мира права, правового пространства. Понимание необходимости «возвращения» права в лоно культуры, возрождения его не только как феномена духовной культуры, но и как явления определенной, конкретноисторической цивилизации и личностной культуры в последнее время становится характерной чертой современной науки.

Когда о праве говорят как об одном из аспектов культуры общества, то это верно в том смысле, что абсолютно все стороны жизни общества без исключения так или иначе являются аспектами его культуры. Поскольку реализация права, юридическая практика выявляет и концентрирует острые жизненные конфликты и проблемы, она сама по себе имеет культурную ценность1. Можно говорить и об определенной культуре правового воздействия, включающей совокупность средств и технологий, а также ценностные, политические и иные аспекты.

В литературе XX век был назван «веком социально-антропологической напряженности»2. Затрагивает эта напряженность и современную Россию, однако эта напряженность приобрела несколько иной аспект. Страна, лишившаяся национальной и культурной идентичности, испытывает серьезный социальный кризис от внедрения новых идей, подразумевающих обогащение любой ценой, относительность культурных ценностей, размытость социального регулирования.

В литературе отмечается важность исследования проблем соотношения культуры и права в переходных обществах, а также в обществах, где сосуществуют разнотипные правовые и политические культуры и их элементы3. Таким несомненно является общество современной России. Это исследование, помимо прочего, должно дополняться разработкой и применением определенных технологий.

Формирующаяся реальная российская правовая культура характеризуется внутренней противоречивостью, эклектизмом, одновременным сосуществование в ней разнонаправленных тенденций4. Думается, это обусловлено особенностями взаимодействия основ национального менталитета и влияния на общественное правосознание и правовую культуру процессов модернизации, глобализации и элементов «массовой культуры».

Правовая культура общества, социальных групп, личности выступает условием совершенствования государственно-правовых институтов, важным фактором политико-правовой и социальной модернизации, условием ее эффективности в конкретном обществе и результатом развития.

Можно утверждать, что отбор культурных норм, которые затем оказываются включенными в право, осуществляется обществом. Причем этот отбор производится по принципу их значимости для сохранения и функционирования социального целого. Если правило поведения, входящее в культуру, имеет существенное значение для общества или во всяком случае связано с осуществлением необходимых общих дел, оно становится общеобязательным, то есть правом. Модернизация, в том числе правовая, неотделима от культурных перемен, в частности, перемен в ценностных ориентациях. Это особенно важно помнить и учитывать в периоды кардинальных социальных переломов, сопровождающихся межцивилизационными противоречиями. Инновации, которые не санкционированы в культуре, не воспринимаются в ней как «свои», как нечто привычное, комфортное, могут вызвать в обществе мощное массовое дискомфортное состояние5.

Как справедливо отмечает А.П. Манченко, реализация проекта либеральной модернизации в России предполагает формирование новой правовой культуры на всех уровнях социальной системы

1 Гриценко Г.Д. Правопонимание: антропологические и социокультурные аспекты. Ставрополь, 2002. С.131.

2 Барулин В.С. Российский человек в XX веке. Потери и обретение себя. М., 2000. С. 5.

3 Право и культура. М., 2009. С. 87.

4 Смоленский М.Б. Правовая культура, личность и гражданское общество в России: формула взаимообусловленности // Правоведение. 2003. № 1. С. 198.

5 Модернизация в России и конфликт ценностей. М., 1994. С. 74, 211.

Жинкин С.А. Вопросы технологии правового воздействия на правовую культуру...

119

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

личности, общества и государства1. Такое формирование должно опираться на разработанные наукой технологии.

Как известно, культура по своей сути нормативна. Нормативность как универсальное свойство характерна природе человека, присуща любому социальному организму. Нормативность культуры обеспечивает координацию и организацию действий индивидов, входящих в социальное целое. Нормативность как организационное и координационное средство проявляется в форме институционализации общественных отношений и поведения людей. Ее сутью является появление объективных, не зависящих от индивидов правил поведения и обеспечение их выполнения определенным механизмом2.

В качестве гражданина, социально ответственной личности человек утверждает себя в производстве и воспроизводстве духовной культуры, неотъемлемой частью которой предстает право. Социально развитые формы бытия человека являются нормативным опредмечиванием его общественной культурной жизни, он становится ее действительностью, общественно активной правовой личностью3.

Как глубинный элемент культуры право не только вбирает в себя ее ценности, но и реализует основополагающие требования и достижения цивилизации, обеспечивая тем самым сохранение, а в известной мере и преумножение потенциала материальных, социальных и духовных богатств общества. Закрепляя среди других ценностей культуры социально оправданную, нормативно упорядоченную свободу, право приобретает тем самым значительную, притом собственную, социальную ценность в обществе4. Аналогично можно говорить о том, что право вбирает и новые экономические и культурные ценности, является неким синтезом взаимодействия модернизационных и традиционных ценностей.

Правовая культура в современных условиях немыслима без человека и его деятельности, без прогрессивной направленности личностного творчества. Она выступает как общественное явление, охватывающее всю совокупность важнейших ценностных компонентов правовой реальности в ее фактическом функционировании и развитии. Правовая культура личности, будучи компонентом правовой культуры общества, отражает степень и характер развития общества, так или иначе обеспечивающего социализацию личности и правомерную деятельность индивида, его интеграцию в модернизированное общество.

Чем выше уровень правовой культуры, тем эффективнее деятельность законодателя, целенаправленнее управленческая деятельность, более результативен процесс реализации правовых предписаний, соблюдения и исполнения требований, содержащихся в правовых нормах, обеспечения правового положения личности в государстве5. Высокий уровень правовой культуры является и залогом внедрения ния в сознание инновационных правовых элементов, залогом восприятия правовых технологий.

Правовая культура в значительной степени определяет пути решения многих современных проблем (национальная безопасность, борьба с коррупцией и организованной преступностью и др.), а также судьбу социально-экономических и политико-правовых реформ эпохи модернизации6. При этом ответственность за формирование активистской, инновационной правовой культуры лежит на государстве и институтах гражданского общества, которые должны разрабатывать соответствующие политико- правовые технологии.

Каковы могут быть примеры таких технологий? Например, важнейшую роль в этом плане играет формирование правовой культуры государственных и муниципальных служащих, формирование эффективного менеджмента и борьба с коррупцией.

В настоящее время российская правовая культура являет некий конгломерат русских правовых традиций, социалистической правовой культуры и западных социально-правовых ценностей.

С другой стороны, в общественное сознание «вбрасывается» миф о неправильном пути культурноисторического развития России, которая свернула с магистрального пути развития человечества.

Думается, что критерием истины в этом случае является практика. Необходима система технологий мониторинга общественных проблем и их отражения в массовом правосознании, постоянный анализ трансформаций в правовой культуре общества.

Существенным фактором, влияющим на состояние правовой культуры общества и эффективность социальных регуляторов в условиях модернизации, можно считать так называемое отчуждение. Э. Фромм по этому поводу писал: «Нигде так полно не проявился этот дух отчуждения, как в отношении человека к самому себе. Человеком продается не только товар, не только продукты своего труда,

1 МанченкоА.П. Социальная модернизация в современной России. М., 2000. С. 99.

2 Гриценко Г.Д. Право как социокультурное явление: состояние проблемы и перспективы разрешения. Ставрополь, 2002. С. 100.

3 Мальцев В.А. Право как нормативно-деятельностная система // Правоведение. 2003. № 2. С. 17.

4 Смоленский М.Б. Право и правовая культура как базовая ценность гражданского общества // Журнал российского права. 2004. № 11. С. 73, 75.

5 Балаклеец И.И. Правовая культура в условиях модернизации России: реалии, тенденции и перспективы: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2012. С. 14.

6 Там же. С. 9.

Юридическая техника. 2016. № 10

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

но и он сам, при этом человек ощущает себя товаром. Рабочий продает свою физическую силу; предприниматель, врач, работник умственного труда продают свою «личность». Эта «личность» должна обладать всеми качествами товара; если ее хотят продать, она должна быть достаточно привлекательна, а, кроме того, ее обладатель должен соответствовать целому ряду других немаловажных требований; например, он должен быть энергичен, инициативен и т. д. и т. п. — в соответствии с ситуацией на рынке. И — как со всяким другим товаром — рынок определяет цену и стоимость тех или других личностных качеств человека, и даже определяет само их существование. Если качества, которые может предложить человек, не пользуются спросом, то у него нет вообще никаких качеств; точно так же товар, который нельзя продать, ничего не стоит, хотя и обладает потребительской стоимостью. Таким образом, уверенность в себе, «чувство собственного достоинства» превращаются лишь в отражение того, что думают о человеке другие1.

Преодоление культурного и правового отчуждения человека от общества и государства должно стать одной из приоритетных задач правовой политики государства на ближайшие годы. В этом контексте необходимо работать над восстановлением доверия общества и власти, личности и правовых учреждений, налаживанием диалога человека и государства посредством соответствующих технологий.

Главным действующим лицом модернизированного общества (общества постмодерна) становится личность, а не корпорация. Это личность, использующая свои способности и возможности, свой творческий потенциал. Уважительное отношение к личности и механизмам ее самореализации должно найти большее выражение в отечественном законодательстве, творческая и инновационная деятельность личности должны быть юридически гарантированы.

В литературе обращается внимание на складывание нового негативного типа личности в современном обществе, который «формируется индивидуалистическо-гедонистической «моралью успеха», сам по себе совершенно не способен обеспечить надежную работу любых общественных институтов. Новый тип неврастенического эгоиста, постоянно опасающегося того, как бы не передать, не сделать больше, чем другие, способен только на краткосрочное инвестирование, да и то под гарантии самой высокой прибыли»2. В этом плане важной задачей идеологической и воспитательной работы государства является ограничение гедонистического характера общественного сознания путем применения ряда идеологических и социокультурных механизмов и технологий.

Ценности нового общества должны не хаотично возникать и исчезать, а постепенно выращиваться, культивироваться, постоянно охватывать все стороны жизни общества, все наиболее значимые и широкомасштабные сферы жизни человека. Такое «культивирование» должно осуществляться при помощи права и средств правовой политики, например, правовой пропаганды, правового обучения и воспитания.

Успешная модернизация немыслима без технологий поддержки повышения квалификации, культуры труда, эффективного менеджмента. Поэтому важным культурным направлением правовой модернизации представляется борьба с низкой культурой труда, трудовой и правовой безответственностью работников. Думается, что важную роль в этом процессе должны сыграть эффективные контракты, особенно для управленческого состава, создание системы постоянного повышения квалификации государственных служащих в сфере модернизации и информатизации.

Как отмечается в литературе, сегодня работают механизмы поддержания высоких притязаний людей с низким культурным уровнем, плохо развитыми трудовыми навыками, производящих продукцию низкого качества3. В этом плане представляется очень важным развивать саму культуру труда, стремление работников к повышению своего профессионального уровня.

Демократическое общество, состоящее из свободных индивидуальностей, защищает личность от любых, в том числе корпоративных форм подавления. В этом обществе равных индивидов закон регулирует действия власти, масс, личностей. Демократия имеет в своей основе принцип свободы, однако его нельзя абсолютизировать. Свобода, и это хорошо известно, всегда связана с ответственностью, дисциплиной, трудом, и только при наличии этих способностей у людей она может быть установлена и сохранена4. В этом плане поддержка свободной социальной активности должна сочетаться с пропагандой в массовом сознании идей гражданского долга и социальной ответственности.

В обществе нужны технологии, развивающие массовое стремление к саморазвитию, социальноправовому и культурному самосовершенствованию, постоянному повышению профессионального уровня. Необходима четкая стратегия повышения правовой культуры в масштабах страны и каждого отдельно взятого региона.

Можно в этом плане поддержать предложения об издании федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в области юридического образования, правового обучения и

1 Фромм Э. Бегство от свободы. Минск, 2004. С. 152—153.

2ПанаринА.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2002. С. 85.

3 Модернизация в России и конфликт ценностей. М., 1994. С. 104.

4 Там же. С. 165, 157.

Жинкин С.А. Вопросы технологии правового воздействия на правовую культуру...

121

ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КРУГЛОМ СТОЛЕ

воспитания», определяющего правовые рамки создания и деятельности системы правового обучения и воспитания различных категорий лиц и учащейся молодежи, закрепляющего роль юристов в этом процессе1. При этом необходимо установить в качестве ценностного ориентира служебную роль права по отношению к культуре, потребностям общественного и культурного развития.

В современном обществе требуется не только деятельностная массовая социализация людей, но и их инкультурация, то есть введение человека в систему принятых в обществе культурных норм социального общежития и взаимодействия, иерархию ценностей, степеней допустимости тех или иных суждений и поступков, а также стимулирование в человеке мотивации к соблюдению этих норм, демонстрация и доказательство того, что, соблюдая нормы, человек имеет больше шансов достичь желаемого, нежели их нарушая2.

Очевидно, никакое включение человека в систему общественных ценностей еще не приводит к положительным сдвигам в его сознании, пока он остается пассивным объектом правового воздействия. Еще в советской науке отмечалось, что «внешнее воздействие дает тот или иной психологический эффект, лишь преломляясь через психическое состояние субъекта, через сложившийся у него строй мыслей и чувств»3. Все это лишний раз доказывает взаимосвязь эффективности правового воспитания, его соответствующих сторон и технологий, и успешности реформационных и модернизаци-онных процессов, в том числе в правовой сфере.

Право охраняет культуру и общество от саморазрушения. В то же время, оставаясь в любом обществе в большей или меньшей степени неотъемлемой составной частью культурного наследия народа, право различается во всем мире от общества к обществу, от цивилизации к цивилизации, причем в основе таких различий лежат базовые ценностные постулаты, ориентирующие те или иные народы на свой особый подход к жизни и на свой особый путь, с помощью которого они организуют свою культуру, ее элементы и общество в целом4. Охрана основ национальной культуры в условиях модернизации и глобализации становится важнейшей задачей правового регулирования, всего функционирования права.

Происходящая в современной России трансформация правовой культуры — противоречивый процесс. С одной стороны, «патерналистские установки» немалой части населения наглядно демонстрируют инерционность процессов трансформации общественного сознания, медленную смену стереотипов мышления и поведения людей. С другой стороны, они свидетельствуют о здравом смысле россиян, понимающих, что существует пропасть между декларированными в законодательных актах принципами и теми нормами, которые реализуются в повседневной российской действительности5.

Правовая культура в современной России должна трансформироваться от культуры расслабленности и деморализации к мобилизационной культуре, предполагающей напряжение интеллектуальных, физических, моральных сил в служении общественным целям и идеалам. Необходимо развивать и поддерживать открытость правовой культуры, возможности ее продуктивного взаимодействия с другими правовыми культурами.

Для правовой культуры современной России должны быть характерны признание не только свободы индивида, но и правового и культурного многообразия, она должна быть свободна от иллюзий универсальности западного пути правового развития.

Необходимо также формирование культурного комплекса, ориентированного на инновационное развитие. Разумеется, такой комплекс должен иметь и правовой аспект, должен выражаться в действующем праве и правовой политике государства. Необходим также критический анализ и общественное обсуждение всех значимых социальных и культурных концепций. Все это призвано способствовать гармонизации культуры, в том числе правовой, и потребностей современного развития общества.

Итак, современность знаменует начало процесса возрастания технологических факторов, влияющих на правовую культуру, возрастания значения правовых и политических технологий в воздействии на культурные процессы.

1 Балакпеец И.И. Правовая культура в условиях модернизации России: реалии, тенденции и перспективы: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2012. С. 10.

2 Флиер А.Я. Культура как фактор национальной безопасности // Общественные науки и современность. 1998. № 3. С. 186.

3 Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957. С. 307.

4 Гриценко Г.Д. Право как социокультурное явление: состояние проблемы и перспективы разрешения. Ставрополь, 2002. С. 114.

5 Смоленский М.Б. Правовая культура, личность и гражданское общество в России: формула взаимообусловленности // Правоведение. 2003. № 1. С. 198.

Юридическая техника. 2016. № 10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.