Научная статья на тему 'Правовые нормы и ценности как элементы правовой системы'

Правовые нормы и ценности как элементы правовой системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2220
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРАВОВЫЕ НОРМЫ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / СИСТЕМА НОРМ / LEGAL SYSTEM / LEGAL VALUES / LEGAL RULES / VALUE SYSTEM / SYSTEM OF RULES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мороз Елена Николаевна

Рассмотрены элементы правовой системы правовые нормы и ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Rules and Values as Elements of the Legal System

In this work we have studied such elements of the legal system as legal rules and values.

Текст научной работы на тему «Правовые нормы и ценности как элементы правовой системы»

УДК 340.13

ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ЦЕННОСТИ КАК ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

© Мороз Е. Н., 2011

Рассмотрены элементы правовой системы — правовые нормы и ценности.

Ключевые слова: правовая система; правовые ценности; правовые нормы; система ценностей; система норм.

Понятие права и правовой системы подразумевает нормативный аспект (включающий не только собственно нормы права, а вообще нормативную структуру общества, выраженную позитивно), институциональный аспект (структура, правовой статус и правила деятельности правоприменительных органов) и аксиологический аспект. Сюда входит правовая культура — «отношение людей к праву и правовой системе — их убеждения, ценности, идеалы и ожидания» [1].

Таким образом, в систему права входят как правовые нормы, так и ценности. Правовые ценности — это конкретные социально-правовые явления, правовые средства и механизмы. К ним относятся:

• конкретное выражение собственной ценности права в практической жизни людей — безопасность человека, определенность и гарантированность прав, обеспечение истины, правды при решении юридических вопросов;

• фундаментальные прирожденные права человека, основополагающие демократические правовые принципы;

• особые правовые средства и юридические механизмы (все, что называется юридическим инструментарием), обеспечивающие ценности права, гарантированность прав, институты, выражающие оптимальное соотношение нормативного и индивидуального регулирования, и т. д. [2].

Право и правовые нормы формируются как ценностные явления. Ценностный аспект права, в конечном счете, объясняется определенной свободой выбора человеком своего поведения в процессе достижения целей. Право, безусловно, принадлежит к числу ценностных явлений, оно выступает в качестве объекта ценностных отношений.

Важнейшие социальные ценности, отраженные в праве, пронизывают его изнутри, онтологизируются в нем, обретают «второе рождение», превращаясь в правовые принципы [3]. Отдельная норма, взятая вне системы функционирующих норм в целом, не может играть роль регулятора общественных отношений. Регулирующее воздействие оказывают не единичные нормы, а группа норм внутри определенной нормативной системы, или же группа норм, относящихся к разным системам. Складывающиеся в обществе отношения подвергаются регулированию путем действия целых комплексов норм, связанных диалектическим единством. Это единство часто определяется ценностным смыслом, заложенным в ту или иную норму.

Понятия «нормы» и «ценности» по существу отождествляются многими учеными. Нормы, образцы поведения, освоенные ценности — это то, что объединяет индивидов в систему. Нормы и ценности «определяют и самый факт, и способы интеграции в социальных системах» [4]. «Обсуждая ценности на человеческом уровне, возможно говорить о проблемах, часто прибегая к термину нормы... люди часто не имеют даже и смутного представления о том, что их данные пропускаются через нормативный фильтр» [5].

Однако существует и другая точка зрения, которая выясняет принципиальное отличие ценностей от норм права. Норма не может рассматриваться как вид ценности, так как является чисто рациональным и формализованным регулятором поведения личности, который она получает извне — из правового обычая, закона и т. д. Человек обязан подчиняться ей, даже если не понимает ее смысла, целесообразности, соответствия собственным интересам. Ценность же —

это внутренний, эмоционально освоенный ориентир правового поведения, а поэтому воспринимается как собственное духовное приобретение, а не надличностный, отчужденный от него приказ. В то же время «нормативное суждение» отличается от «фактологического суждения» тем, что говорит не о том, что есть, а о том, что должно быть, тогда как ценностное суждение может относиться в равной мере и к существующему, и к должному, характеризуя значение оцениваемого для субъекта [6].

Следование правовой норме чаще всего исходит не от внутреннего императива, а от сознания, что «так принято», «так нужно». Следует заметить, кроме того, что норме не только следуют, но и ее нарушают. Несмотря на то, что соотношение нормы и ценности различается в разных сферах сознания, остается несомненным, что правовая норма и ценность — дополняющие друг друга регуляторы поведения — внешний и внутренний.

Ценности дифференцируют, отделяют, обособляют элементы правовой системы. Воплощенные в поведении, они дифференцируют также слои и группы индивидов, проявляясь на уровне стиля жизни и служа признаками правокультурной идентификации.

Понимание различия правовых ценностей и норм насущно необходимо для выявления способов максимально эффективного формирования правового поведения, основанного на саморегуляции и самоконтроле. В этом смысле правовое воспитание — процесс целенаправленного формирования системы правовых ценностей субъекта, способного привычно соблюдать нормы права на основании признания ценности таких норм и такого поведения. В то же время зрелое ценностное отношение предполагает критическое отношение к тем нормам, которые устарели и тормозят развитие общества. Станет ли правовая норма ценностью для субъекта, зависит не только от него самого, но в большей даже степени от развития правовой и общей культуры общества и социальной группы, к которой он принадлежит. Традиционные нормы в архаичных культурах управляют поведением индивидов и социальных групп порой независимо от того, являются ли они ценностями для них или воспринимаются как внешняя, чуждая сила. В современном обществе, с ее инновационной, личностно-креативной установкой,

изменилось соотношение ценностного и нормативного механизмов регуляции поведения — от доминирования нормативного к безусловному преобладанию ценностного.

Современная личность как субъект права действует согласно своим ценностным ориентациям и подчиняется только тем нормам, которые приобрели для нее ценностное значение. Это отражается в увеличении норм, имеющих диспозитивный характер, а также распространении отраслей права реститутив-ного характера. Происходит возникновение сложного саморегуляционного механизма поведения личности. В то же время всегда наличествуют определенные нормы, которым обязаны подчиняться все члены общества, независимо от уровня духовного и культурного развития. Без этого невозможно организовать совместную жизнь людей, требующую, чтобы свобода каждого была ограничена свободой других, а свобода не вырождалась в произвол. Поэтому государство заинтересовано, чтобы как можно большее количество правовых норм превращалось для субъектов права в ценности, занимающие в индивидуальных иерархиях высокое место, с тем, чтобы свобода действий личности выходила за рамки простого «осознания необходимости», исходила из внутреннего побуждения и переживания.

Человеческому обществу имманентно присуще ценностно-нормативное регулирование — целенаправленное воздействие на сознательное волевое поведение людей, осуществляемое посредством совокупности функционирующих в обществе ценностей и норм различных видов, имеющих цель упорядочить общественные отношения в интересах общества в целом или определенной социальной группы.

Субъективный характер нормативного регулирования обуславливается тем, что в нормах выражается воля общества, государства, определенных социальных групп; тем, что эти нормы служат средством достижения сознательно поставленных целей, а также тем, что в механизм нормативного регулирования включен процесс ценностного выбора той или иной нормы.

Сущность права в аксиологическом аспекте определяется как всеобщая необходимая и достаточная мера ценностей свободы, справедливости и равенства, выраженная в нормативно-регулятивных средствах, воплощенная в поведении людей и обеспеченная обществом и государством [7].

С точки зрения аксиологии права, правовая норма — это ценностно-образующий, значимый и формально закрепленный системный образ (модель) юридической деятельности, определяемый уровнем развития правовой культуры и отражающий сложившиеся в ее рамках представления о должном. Таким образом, определение правовой нормы может быть дополнено важным признаком, отражающим возможность образования ценности в случае возникновения ценностного отношения, как по содержанию, так и по выбору правового поведения. Нормативная система связана с культурой посредством ценностей.

Нормативная система права — это общезначимый и общеобязательный образ правовой действительности, основой которой выступает набор норм, а также юридически значимых культурных смыслов (ценностей). Ценности определяют содержательный образ, создаваемый нормативной системой. Это дает возможность ей обладать оценочным критерием. Внутренняя глубинная структура нормы состоит из трех иерархически соподчиненных уровней — означаемого, значения и означающего [8]. Уровень значения прежде всего связан с ценностями, а, объединяясь в систему с ценностями, нормы права приобретают свойства регуля-тивности и обязательности. Юридическая норма, выражая некоторую существующую систему ценностей, содержит оценку определенного поведения в отношении данных ценностей. Оценка поведения и правовых ценностей различается у разных людей и групп. Существование правовой нормы создает проблему интерпретации ее относительно конкретной ситуации.

Таким образом, возникает вопрос о соотношении права и юридических форм (законов и пр.) в праве. Возможны периоды стагнации и регресса в развитии нормативно-правовой системы. По мере трансформации правовой культуры и изменения содержания правовых ценностей формируется новая картина юридической действительности. С изменением правовых ценностей меняются основы нормативной системы, что ведет к трансформации норм, расположенных на более низких уровнях системы. Законодатель при создании закона неизбежно вступает в известные отношения с репродукцией ценностей, подчиняясь правилам, задающим существование всякого текста. Поливариантное ценностное содержание

нормы предполагает для ее эффективной реализации наличие ценностных установок, т. е. усвоенных ценностей высокого ранга, которые придают ценностный колорит возникающей правовой ситуации. Следовательно, для активации ценностного содержания нормы необходим достаточный уровень правовой культуры, действующий в качестве катализатора для реализации определенных ценностных свойств регулируемого правоотношения.

Социальная норма — сложное общественное явление, и автоматически не может действовать, регулировать поведение человека; ее реализация связана с разнообразными и многочисленными механизмами, благодаря которым она воплощается в жизнь. Механизм реализации норм включает в себя ценностные ориентации личности, директивы соответствующих социальных образований, идеальные и материальные стимулы предписываемого ими поведения. Вместе с тем сами нормы являются носителями информации о необходимом социально-полезном поведении, т. е. становятся информационными регуляторами [9].

Проблема нормативности правовых ценностей может быть решена при исследовании исторического процесса возникновения права. Синкретичная нормативно-ценностная сфера первобытного общества постепенно трансформируется в отдельные, специфические нормативно-регулятивные системы — мораль, право, этикет и т. д.

Эти факты включены в единую социальную практику даже самых отсталых племен. Прежде чем эти способы оказались разделены на моральную и правовую системы регуляции, они были найдены и отшлифованы в единой нормативной практике первобытного общества, развивались в качестве единой ценности.

Нормативность ценностного сознания первобытного общества подтверждается также отсутствием обособления между обязательной нормой и замыслом поступка. Всякий обычай воспринимался как ценность и подлежал обязательному выполнению. Все виды нормативных требований в древности неизменно принимали форму обычая, обладающего безусловной ценностью. Обычай — универсальный источник древнего права, морали, системы религиозных норм. Интегрированность норм в культурное целое посредством ценностей обуславливает общеобязательность норм. Зако-

ны, созданные сотни лет назад, продолжают действовать, поскольку не прерывается культурная традиция и остаются в силе высшие ценности, вдохновлявшие их творцов. Поэтому следует признать, что многие правовые ценности несут в себе явные признаки нормативности. Диалектика взаимодействия правовых норм и ценностей выражается в том, что структурная организация системы права определяется ценностями. Нормативная система разворачивается в соответствии с внутренне присущей ей ценностной логикой, а правовые ценности выступают важным элементом механизма правового регулирования.

Правовая система в действии представляет собой больше, чем просто скелет из нормативных актов. На самом деле это работающая структура, состоящая из формальных и неформальных компонентов, строящаяся на основе определенной правовой культуры с соответствующими историческими традициями [10].

Правовая система представляет собой пирамиду, вершину которой составляют нормативные предписания, взятые из источников права, в широком основании же ее находятся традиции, конвенциализации и ценности. Для того, чтобы система надежно функционировала, правила предусматривают только основные принципы и просто определяют направления действий с указанием гипотез и направлений того, что будет дальше в правовой оценке, аргументации и рассуждении.

Известный венгерский правовед Чаба Варга фактически включает ценностный элемент в правовую систему, тем самым обосновывая аксиологический фундамент правового регулирования. Правовые ценности как определяют содержание правовых норм через правосознание законодателя, так и обеспечивают фактическую их реализацию через правовые ценностные иерархии различных групп населения, из которых рекрутируются субъекты права. Сотрудник Центра философии права Криштоф Гжегорчик в 1982 г. издал труд «Общая теория ценностей и права. Анализ аксиологических предпосылок юридического мышления». В данной работе, к сожалению, пока не переведенной на русский язык, автор проводит мысль о том, что в обществе ценность возвышается до объективности бытия, а знание рождается в диалоге индивидов. Ценность — это явление объективное

по отношению к родовому человеку, а не индивиду. Таким образом, ценность понимается как социальный факт, что соответствует концепту объективного обязательства [11]. В нашем понимании это ценность права, признаваемая обществом. Правовые ценности выражают нормативность в индивидуальном плане через чувство долженствования. И, наконец, в юридическом плане ценности получают выражение в концепте нормы права. Известный чешский ученый обосновывает ценность в качестве конечной цели юридических норм и дает следующее оригинальное определение нормы — это «конфигурация ценностей, где оказывается с одной стороны индивидуальная ценность, которую субъект намеревается осуществить, а с другой стороны — искусственное следствие, которое от него зависит, и надеется, что это противодействие составит истинную ценность и удержит субъекта от выполнения обсуждаемого действия» [12].

В определенном смысле культуру и цивилизацию можно понимать как способ самоорганизации социальной деятельности людей посредством норм и ценностей.

Нормативная роль правосознания признается не всеми учеными, однако мы должны четко представлять себе нормативность феноменов сознания. Между нормами и сознанием существует множество прямых и обратных связей, не позволяющих жестко разграничивать эти явления.

Социальная ценность норм права заключается в том, что они создают в обществе равновесное состояние, выражающееся в том, что у каждого индивида формируется ожидание предсказуемого поведения, которое позволяет формировать свое эффективное поведение и адекватное отношение к другим членам общества. Норма права — результат культурного развития общества, регулирующего поведение людей в типичных ситуациях.

Важной вехой в изучении правовых норм стало понимание того, что их успешный анализ предполагает, во-первых, изучение их ценности, во-вторых, изучение ценностей, которые они закрепляют, а также рассмотрение их самих как ценности.

И. Левин указывал, что «ценностью является сама цель или последняя цель, которая уже не может стать средством для других целей, которая сама в себе несет объективное оправдание, то, в отношении чего вопрос “зачем” и “для чего” — не имеет

смысла» [13]. Ценности представляются сущностями, на которые не распространяются законы материального мира. Ценность выступает как конечная цель, не являющая свое «потребительское» качество.

Достижение ценностей и их воплощение в материальном мире образует различные реальные состояния, характеризующиеся признаками положительности. Воплощенные в поведении людей, ценности несут состояние добродетели, героизма, святости; воплощенные в реальном бытии вещей — блага культуры, правопорядка. Ценности воплощаются в идеях, идеалах, принципах, целях. Не всякие идеи являются положительными ценностями. В разное время разные идеи-ценности возглавляли ценностные иерархии. У древних мыслителей на первом месте было Добро, в Новое время — Истина, в современной России воплощение идеи Свободы сделало актуальной идею Гуманизма.

Идеал выражает высшую цель стремлений и желаний человека, прообраз действительности, уподобленный идеалу, но не могущий достичь его. Идеалы имеют явную регулирующую функцию, так как служат образом конкретной цели в жизни и деятельности человека. Идеал — концентрированное выражение ценности. В. Краус пишет, что идеалы — это ценности, увиденные в их совершенстве, сублимированные в образе совершенства, к которому можно лишь приближаться, попытка же буквально воплотить их в земном бытии может привести только к краху этих идеалов [14]. Для сохранения общества необходим эффективный регулятор поведения, каковым являются нормы. Идеи, идеалы, цели и принципы для того, чтобы осуществиться, должны быть переведены на язык социальных норм. Различия между нормами и ценностями как регулирующими инстанциями подвергнуты анализу в научной литературе. Однако, как справедливо заметили Н. Н. Неновский и А. Ф. Черданцев, нередко различие между аксиологическими категориями ценностей и оценок и нормами вообще не проводится. Одни авторы считают, что ценность обладает побудительной способностью, другие говорят об отсутствии принудительной силы. Но так или иначе, референтная функция правовых ценностей проявляется в том, что при обращении к ним высвечиваются иерархии ценностей индивида, присутствие в его сознании ценностных образований, зна-

чимость ценностей, оказывающих воздействие на его поведение. То же происходит при самооценке индивидом своего поведения. Значение такой самооценки возрастает сегодня в контексте концепции правовой саморегуляции. В процессе реализации референтной функции оцениваются сами нормативные регулятивные средства, степень их соответствия правовым и нравственным ценностям, идеям, идеалам, целям.

Особенно высока роль правовых ценностей как первичного регулятора для законодателя. Моделирование юридического пространства должно происходить в соответствии с его аксиологическим освоением, которое, с точки зрения Н. Г. Лукьяновой, заключается в определении смыслов, приоритетных целей, принципов конкретного нормативно-правового акта; определении иерархии ценностей в регулируемом пространстве; определении содержания ценностных регулятивов; соотнесении нормативных регулятивных средств, внесенных ими стимулов и ограничений с ценностями-целями, ценностями-идеалами [15]. В заключение можно сравнить регулятивную функцию ценностей и правовых норм.

1. Ценности имеют ранги, соответственно, ранжируют правовое пространство по вертикали и структурируют его по горизонтали; реализация, охрана, защита одной ценности не исключает того же по отношению к другой. Реализация права на личную неприкосновенность не исключает права личности на владение собственностью. Правовая норма не имеет градаций — ее либо выполняют, либо нет.

2. Ценностная система не является жестко императивной, она выполняет регулятивную функцию лишь при условии наличия в правосознании индивида признания и особой чувствительности к ценностному измерению права. Нормативная система более жестко детерминирует деятельность, чем ценности.

3. Правовые ценности выступают целевым ориентиром, определяя верхнюю позитивную границу уровня социальных и индивидуальных притязаний личности в пространстве права, нормы же определяют средний оптимум, за пределами которого либо подвиг, либо правонарушение.

4. Система ценностей строится по принципу иерархии: индивид способен жертвовать одними ценностями ради других. Выбирая свободу как высшую правовую цен-

ность, индивид может жертвовать ценностями более низкого уровня. Конкретная система норм должна отличаться внутренней согласованностью, монолитностью, взаимосвязанностью; неприятие человеком какой-либо нормы означает неустойчивость, противоречивость личностной структуры.

5. Ценности определяют цели и смысл человеческой деятельности в сфере права, нормы тяготеют к способам и средствам ее осуществления. Таким образом, правовые ценности оказывают первичное, по сравнению с нормами, правовое регулирование.

6. Ценности могут иметь предметное воплощение, нормы не могут воплощаться.

7. Связь правовых ценностей и идеалов

является тесной и очевидной, связь правовых норм и идеалов не всегда четко прослеживается. И

7. Лукьянова Н. Г. Право и мораль как нормативно-ценностные регуляторы поведения человека : монография. Пятигорск, 2006. С. 71.

8. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. Екатеринбург, 1999. С. 69-70.

9. Головкин Р. Б. Право в системе нормативного регулирования современного российского общества. Владимир, 1999. С. 34.

10. Csaba Varga. Transition? To Rule of Law? (Constitutionalism and Transitional Justice Challenged in Central & Eastern Europe). Pomaz, 2008. Р. 99. (Назв. на рус. яз.: Господство права или дилемма это-са: культивировать или механизировать).

11. Цит. по: Ганс Е. С. Ценности как конечные цели юридических норм в теории права К. Гжегорчи-ка // Онтология и гносеология права : тез. докл. и сообщений III междунар. науч. конф. (19-20 окт. 2007 г.). Омск, 2007. С. 50.

12. Там же. С. 51.

13. Левин И. Этика. Соч. : в 2 т. Т. 1. М., 1994. С. 261.

14. Краус В. Нигилизм и идеалы. М., 1994. С. 135.

15. Лукьянова Н. Г. Указ. соч. С. 71.

1. Фридмэн Л. Введение в американское право. М. : Прогресс, 1992. С. 11.

2. Теория права и государства : учебник / под ред. В. В. Лазарева. М., 1996. С. 106.

3. Кудрявцев В. Н. Право и поведение. М., 1978. С. 99.

4. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. М., 1961. С. 142.

5. Там же. С. 166.

6. Каган М. С. Философская теория ценности. СПб., 1997. С. 164.

Legal Rules and Values as Elements of the Legal System

© Moroz E., 2011

In this work we have studied such elements - of the legal system as legal rules and values.

Key words-, legal system; legal values; legal rules; value system; system of rules.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.