Научная статья на тему 'Вопросы, связанные с уплатой страховых взносов и отдельных видов налогов. Обзор спорных моментов'

Вопросы, связанные с уплатой страховых взносов и отдельных видов налогов. Обзор спорных моментов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД / PENSION FUND / СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / INSURANCE PREMIUMS / СТРАХОВАЯ И НАКОПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПЕНСИИ / INSURANCE AND ACCUMULATIVE PART OF PENSION / ЗАСТРАХОВАННЫЕ ЛИЦА / INSURED / НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА / LITIGATION / TAX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эриашвили Нодари Дарчоевич, Григорьев Александр Иванович

Рассмотрены проблемы обязательного социального страхования в России. Проанализировано законодательство, регламентирующее деятельность в данной сфере как в России, так и за рубежом; сложившаяся судебная практика. Внесены предложения в действующее законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues related to the payment of premiums and certain types of taxes. Overview of controversial moments

Considered problems of compulsory social insurance in Russia. Analyzed legislation, both in Russia and abroad, the current judicial practice, as well as given the proposals in the legislation.

Текст научной работы на тему «Вопросы, связанные с уплатой страховых взносов и отдельных видов налогов. Обзор спорных моментов»

УДК 336.2 ББК 65.2

ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С УПЛАТОЙ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ И ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ НАЛОГОВ. ОБЗОР СПОРНЫХ МОМЕНТОВ

НОДАРИ ДАРЧОЕВИЧ ЭРИАШВИЛИ,

профессор Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат исторических наук, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники

E-mail: [email protected]; АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ГРИГОРЬЕВ, доцент кафедры управления и административно-правовых дисциплин Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний России, кандидат юридических наук

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены проблемы обязательного социального страхования в России. Проанализировано законодательство, регламентирующее деятельность в данной сфере как в России, так и за рубежом; сложившаяся судебная практика. Внесены предложения в действующее законодательство.

Ключевые слова: Пенсионный Фонд, страховые взносы, страховая и накопительная часть пенсии, застрахованные лица, налог на прибыль, судебная практика.

Annotation. Considered problems of compulsory social insurance in Russia. Analyzed legislation, both in Russia and abroad, the current judicial practice, as well as given the proposals in the legislation.

Keywords: Pension Fund, insurance premiums, insurance and accumulative part of pension, the insured, tax, litigation.

В настоящее время активно обсуждается вопрос о пенсионной системе в стране. История с возобновлением изъятия накопительной части пенсии, к которой, фактически, призывает вице-премьер Ольга Голодец, может завершиться отменой этой части пенсии. По сути, речь идет о возвращении исключительно распорядительной части пенсии, которая будет в руках государства и Пенсионного Фонда РФ, что повлечет за собой чрезмерное участие государства в регулировании института, неэффективное управление, и как следствие, коррупцию.

В начале данной статьи мы хотим привести пример пенсионной системы Швеции.

Пенсионные фонды - это самые дорогостоящие инвестиции современного государства в благополучие своих граждан. В XIX в. речь шла о том, что надо обеспечить содержание людей, хотя бы в течение нескольких лет по окончании ими трудовой деятельности. Об этом должны были заботиться их семьи или собственники промышленных предприятий. По мере роста средней продолжительности жизни отдельных инициатив стало недостаточно. Например, в 1913 г. Швеция ввела всеобщую минимальную пенсию по старости для всех граждан. Первая шведская пенсионная система была системой фондирования страхо-

вых премий. Каждый граждан в отдельности копил на свою страховую пенсию в виде страховых отчислений страховых премий; по исчисление 30-40 лет трудовой деятельности выплачивалась страховая пенсия. После Второй мировой войны в Швеции ввели всеобщую трудовую добавку на стаж. Тот, кто отработал 30 лет, должен был получать 60% от своей заработной платы. За 15 наиболее оплачиваемых лет стажа полагалась надбавка к всенародной пенсии. Это привело к резкому повышению пенсии. В 1999 г. взносы в пенсионный фонд составили 18,5% от размера зарплаты, большая часть которых (более 16%) начислялась на определенный счет, а оставшиеся 2,5% гражданин размещал в различные фонды, которые находятся в ведении Пенсионной службы. Большинство граждан при стаже работы более 35-40 лет получают пенсию в размере 4560% от последней заработной платы. К этому нужно еще добавить пенсию, которую большинство наемных работников получают в силу действующих коллективных договоров. Ежегодно работодатель перечисляет от 4 до 5% от заработной платы. Договоры составляются таким образом, что наемный работник получает еще не менее 10%. В итоге наемный работник может рассчитывать на пенсию в размере 55-70% от своей

последней заработной платы. И, наконец, существует гарантийная пенсия, на которую имеет право каждый, кто прожил в Швеции 40 лет[2].

В настоящее время в РФ работодатель, в том числе и индивидуальный предприниматель, при наличии наемных работников обязан уплачивать страховые взносы в размере 22%, из них лицам 1967 г. рождения и моложе 16% на страховую часть и 6% на накопительную часть пенсии, которая по решению застрахованного лица направляется либо в ПФР, либо в управляющую компанию. Для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих фиксированные страховые взносы, применяющих налог на доходы физических лиц, упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения для сельхозпроизводителей, единый налог на вмененный доход, Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 237 установлен следующий порядок расчета страховых взносов в ПФР: 1 МРОТ • 12 (за весь год) • 26%. С годовым доходом более 300 тыс. руб. + 1% от годового дохода за минусом 300 тыс. руб.

Начиная с 2013 г., Правительство РФ изъяло из накопительной пенсионной системы более 500 млрд. руб. и перевело их в страховую часть. Решив свои задачи в краткосрочной и среднесрочной перспективе, Правительство РФ фактически лишило себя возможности решения задач долгосрочной перспективы, так как негосударственные пенсионные фонды (НПФ) вкладывают накопительный компонент в государственные ценные бумаги, средства от которых направляются на различные инвестиционные программы. Более того, в случае смерти гражданина, его пенсионные накопления передаются родственникам, а это имеет признаки наследования. Министерство труда и социальной защиты РФ утверждает, что когда за нас платит работодатель, отчисления идут в негосударственные пенсионные фонды. Эти денежные средства становятся собственностью НПФ, и ни в какой момент не становятся собственностью застрахованного лица. Получается странная ситуация: часть средств, отчисляемая работодателем в счет пенсионного обеспечения, складывается в виде накоплений, и гражданин распоряжается тем, куда их направить. Если гражданин умирает, эти средства переходят его наследникам. Но если в бюджете Пенсионного фонда России недостаточно средств, государство изымает деньги из накоплений граждан, как и произошло в 1914 г. [4].

Глава комитета гражданских инициатив, бывший вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин оценивает приостановку формирования накопительной части пенсии как очень неудачный шаг, ухудшающий инвестиционный климат. «...Я считаю, что это сверхнеудачный шаг Правительства по прекращению на один год накоплений граждан»1.

Министр экономического развития Алексей Улю-каев не исключает исков в суд от клиентов НПФ, накопления которых за 2014 г. попадут в распределительную часть пенсии пенсионной системы. «.Мы предполагаем обращение застрахованных граждан в суд» - заявил он в интервью телеканалу «Россия 24»,

и подчеркнул, что эти иски имеют неплохую судебную перспективу.

Дефицит бюджета Пенсионного Фонда РФ составляет 126 млрд. руб. Для погашения дефицита направляются средства из федерального бюджета. Изъятие накопительной части пенсии при стагнирующей экономике, где рост в 2014 г., по мнению некоторых экономистов, составил 0% ВВП, может привести к еще более осложненной экономической ситуации в стране: сократятся рабочие места, возникнут дополнительные социальные проблемы. По сути, речь идет о исключительно распорядительной пенсии. Распределительная система предполагает, что деньги собираются со всех, а потом распределяются между пенсионерами, т.е. реальные деньги граждан обменяли на обещание заплатить.

На наш взгляд, необходимо законодательно закрепить право собственности граждан на их пенсионные средства (как например, в Нидерландах, Германии, Швеции, Японии). Следует установить, что пенсионные накопления должны перечисляться в пенсионные фонды напрямую, минуя бюджет, как ненужных посредников. От этого только выиграет доверие населения к государству.

По нашем мнению, «заморозка», а то и отмена накопительной части пенсии является контрпродуктивной мерой.

И, наконец, Правительство РФ, начиная с 2015 г., решило отменить порог по взносам в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Теперь работодатель будет платить 5,1% со всего фонда оплаты труда, что даст дополнительные 180 млрд. руб., но и увеличит нагрузку на работодателей. Проблема в том, что все средства в сфере здравоохранения заберет федеральный бюджет, и их перечислят в качестве трансфертов в субъекты РФ без указания цели. Из этого можно сделать вывод, что деньги можно будет потратить на что угодно, тем более что большинство бюджетов субъектов Российской Федерации дефицитные, а в иных случаях депрессивные, и вовсе необязательно, что уплаченные средства пойдут на финансирование здравоохранения.

Вторая часть настоящей статьи посвящена рассмотрению спорных моментов, связанных с начислением страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и отдельных видов налогов.

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, в Фонд социального страхования Российской Федерации, в Фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) в редакции от 1 января 2011 г.2 объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. В результате такой формулировки данной нормы работодатель мог производить выплаты в пользу своих работников, которые не облагались страховыми взносами. Например, согласно ст. 196 ТК РФ3 необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров

для собственных нужд определяет работодатель. В п. 12 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами суммы платы за обучение по основным и дополнительным образовательным программам, в том числе за профессиональную подготовку и переподготовку работников. Главное, чтобы обучение проходило в интересах работодателя, причем в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и лицензию, поскольку образовательные программы должны соответствовать государственным стандартам и требованиям, что реализуется в учреждениях с государственной аккредитацией. Кроме этого, выплаты премий работникам к праздникам в той редакции не облагались страховыми взносами, так как в данном случае премии выплачивались не как вознаграждение за переработку, выполнение задания, а просто к празднику (например, к Новому году). Таким образом, премии выплачивались не в связи с достижениями в работе конкретного работника, их размер не зависел от результата труда конкретного работника, его трудового стажа, профессиональной квалификации; размер премии определялся по усмотрению руководителя предприятия. Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества и качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты. К ним относятся доплаты, надбавки, премии и иные поощрительные выплаты. В этом случае судебная практика складывалась в пользу работодателя4.

Однако, с 1 января 2011 г. Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. № 339-ФЗ5 внесены изменения в ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ. Так, слова «по трудовому договору» были заменены на «в рамках трудовых отношений». Это означает, что практически все выплаты, которые сделаны в пользу работника, в том числе премии, поощрения, даже разовые, даже те, которые не прописаны в трудовом договоре, подпадают под обложение страховыми взносами.

В июле 2014 г. Пенсионный Фонд РФ и Фонд социального страхования выпустили письмо с совместными разъяснениями по вопросам начисления страховых взносов6, однако некоторые озвученные позиции идут в разрез со сложившейся судебной практикой. В комментируемом письме рассмотрены следующие случаи: 1) единовременная выплата работникам, уходящим на пенсию; 2) компенсации стоимости путевок; 3) оплата стоимости лечения и медикаментов.

По мнению фондов, такие выплаты подлежат обложению страховыми взносами в общем порядке, так как объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений. Исключение - выплаты, поименованные в ст. 9 Закона № 212-ФЗ.

Однако, сложившаяся судебная практика отличается от приведенной позиции фондов7. Выплаты социального характера, предусмотренные коллективными договорами, не являющиеся стимулирующими, не

зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников. Поэтому такие выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов. Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и работником не является основанием для вывода о том, что все выплаты, производимые в пользу последнего, представляют собой оплату его труда.

Ссылаясь на правовую позицию Президиума ВАС РФ, компенсации стоимости путевок не облагаются страховыми взносами8. Компенсация стоимости путевок, в тоже время и не облагается НДФЛ (п. 9 ст. 217 НК РФ9).

В 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 188-ФЗ10, который внес значительные изменения в законодательство об обязательном страховании, который вступают в силу с 1 января 2015 г.

Итак, изменены абз. 6 подп. 2 п.1 ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ11 и подп. «д» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ. Со следующего года под обложение страховыми взносами подпадут: 1) компенсации за неиспользованный отпуск; 2) суммы выплат в виде страхового пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных ним местностях; 3) компенсации руководителю, заместителям руководителей и главному бухгалтеру организации, в части превышающей трехкратный размер среднемесячного заработка.

Изменения коснулись и командировочных расходов. В ч. 2 ст. 9 Закона № 212-ФЗ содержатся следующие требования: при непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, сумма таких расходов освобождается от обложения страховыми взносами, в пределах норм, установленных законодательством РФ (абз. 12 п. 3 ст. 217 НК РФ). Согласно ст. 168 ТК РФ порядок возмещения работнику расходов на командировки определяются коллективными договорами или локальным нормативным актом организации (исключение - государственные и муниципальные учреждения).

С 2015 г. при отсутствии подтверждающих документов, если работник не привезет с командировки документы, свидетельствующие о том, что он жил в гостинице, требование о нормировании расходов по найму жилого помещения при отсутствии подтверждающих документов, исключено из ч. 2 ст. 9 Закона № 212-ФЗ. Таким образом, стоимость такого проживания в полной сумме будет облагаться страховыми взносами.

На наш взгляд, в целях стимулирования развития экономики, улучшения инвестиционного климата в стране, уменьшения нагрузки на предпринимателей, необходимо вернуться к первоначальной трактовке ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ и исключить слова «в рамках трудовых отношений».

Рассмотрим следующую спорную ситуацию, связанную с включением в расходы по налогу на прибыль в случаях уплаты работодателям в пользу своих работников мероприятий по развитию физической культуры и спорта в трудовых коллективах. Приказом Минтруда и соцзащиты России от 16 июня 2014 г. № 375н12 внесены изменения в приказ Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровня профессиональных рисков»13. Данный приказ дополнен п. 32. Согласно ему, работодатель может в рамках мероприятий по развитию физической культуры и спорта в трудовых коллективах: 1) компенсировать работникам оплату занятий спортом в клубах и секциях; 2) организовывать и проводить физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия; 3) приобретать, содержать и обновлять спортивный инвентарь.

Однако, в силу п. 29 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы на оплату занятий в спортивных секциях, кружках, клубах, посещений культурно-зрелищных или физкультурных (спортивных) мероприятиях. Эту позицию подтвердил своим письмом Минфин России14.

Судебная практика складывается разнонаправле-но. Одни суды поддерживают налогоплательщика15, другие встают на сторону налоговых органов16.

Считаем, что в целях стимулирования работодателя компенсировать своим работникам стоимость физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, заботиться о состоянии их здоровья, необходимо откорректировать п. 29. ст. 270 НК РФ и включить в расходы по налогам на прибыль оплату занятий в спортивных секциях, кружках или клубах, физкультурно-спортивных мероприятий.

Литература

1. Балихина Н.В., Косов М.Е. Бюджетно-налоговое регулирование инвестиционной активности российской экономики // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 11. С. 186-191.

2. ВеттербергГ.: Какую пенсию получают шведы // История формирования нынешней системы пенсионного обеспечения Швеции // Новая от 27 октября 2014 г. № 121.

3. Горина Г.А., Косов М.Е. Специальные налоговые режимы: Учеб. пособ. М.: Юнити-Дана, 2014.

4. Коган Г.: Чьи деньги? Почему накопления россиян на старость им не принадлежат // Финансовая газета . № 29. 2014. 14 августа // Ссылка на Lenta.ru).

5. Косов М.Е., Крамаренко Л.А. Экономическое равновесие налоговой системы. Монография. М.: Юнити-Дана, 2014.

6. Косов М.Е., Ягудина Э.В. Специальный налоговый режим и инновационная деятельность малого бизнеса // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 1. С. 38-42.

7. Косов М.Е. Модель социально ориентированного налогообложения доходов физических лиц // Вест-

ник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2014. № 11 (77). С 48-59.

References

1. Balikhina N.V., Kosov M.E. Budget and fiscal regulation investments activity of the Russian economics // Reporter of Moscow University of the Russian Ministry of Internal Affairs. 2013. № 11. P. 186-191.

2. Wetterberg G.: What pension receive the Swedes // the history of the formation of the current system of pension provision Sweden // New from 27.10.2014. No. 121.

3. Gorina G.A., Kosov M.E. Special tax treatments / Educational book. M.: Yuniti-Dana, 2014.

4. Kogan G.: Whose money? Why savings of Russians at the age they do not belong // Financial times from 14.08.2014 No. 29 // Lenta.ru).

5. Kosov M.E., Kramarenko L.A. Economical balance the tax system. Monograph. M.: Yuniti-Dana, 2014.

6. Kosov M.E., Yagudina E.V. Special tax treatments and small businesses innovative activities // International accounting. 2013. № 1. P. 38-42.

7. Kosov M.E. The model of socially oriented of the personal income taxation // Reporter of the Plekha-nov Russian economic university. 2014. № 11 (77). P. 48-59.

1 Ледниковый период на пенсии. Как оценивают предложение правительства по «заморозке» накопительной части пенсии эксперты // Финансовая газета от 10 октября 2013 г. № 37.

2 О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, в Фонд социального страхования Российской Федерации, в Фонд обязательного медицинского страхования: федер. закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ в ред. от 1 января 2011 г. // СЗ РФ. 27 июля 2009 г. № 30, ст. 3738.

3 Трудовой кодекс Российской Федерации: [федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ в ред. от 4 апреля 2014 г.] // СЗ РФ.

7 января 2002 г. № 1 (ч. 1), ст. 3.

4 О признании частично недействительным решения пенсионного органа: Постановление ФАС Центрального округа от 6 ноября 2012 г. № А64-1493/2012.

5 О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»: федер. закон от 8 декабря 2010 г. № 339-ФЗ // СЗ РФ. 13 декабря 2010 г. № 50, ст. 6597.

6 Об обзоре ответов на вопросы плательщиков страховых взносов: Письмо ПФ РФ № НП-30-26/9660, ФСС РФ № 17-03-10/08-2786П от 29 июля 2014 г. // Еженедельное приложение к газете «Учет, налоги, право». 25 августа 2014 г.

7 Об отмене решения пенсионного органа: Постановление Президиума ВАС РФ от 14 мая 2013 г. № 17744/12 по делу № А62-1345/2012 // «Вестник ВАС РФ». - 2013, № 10.

8 См.: О пересмотре в порядке надзора судебных актов по делу об отмене решения органа Пенсионного фонда РФ о доначислении страховых взносов и пеней на стоимость санаторно-курортных

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

путевок: Определение ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № ВАС-7152/14 по делу № А12-6720/13; О признании недействительным решения органа Пенсионного фонда РФ: Постановление ФАС Уральского округа от 5 июля 2014 г. № Ф09-1655/14 по делу № А50-19717/2013; О признании незаконным решения пенсионного органа: Постановление ФАС Центрального округа от 3 апреля 2014 г. по делу № А14-2025/2013; О признании недействительным решения управления ПФ РФ: Постановление ФАС Северо-западного округа от 17 марта 2014 г. по делу № А56-29412/2013.

9 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): федер. закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ в ред. от 24 ноября 2014 г. // СЗ РФ. 7 августа 2000. № 32, ст. 3340.

10 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования: федер. закон от 28 июня 2014 г. № 188-ФЗ // СЗ РФ. 30 июня 2014. № 26 (ч. I), ст. 3394.

11 Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: фе-дер. закон от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ, в ред. от 2 апреля 2014 г., с изм. от 5 мая 2014 г. // СЗ РФ. 03 августа 1998. № 31, ст. 3803.

12 О внесении изменения в Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков:

Приказ Минтруда России от 16 июня 2014 г. № 375н (Зарегистрировано в Минюсте России 20 июня 2014 г. за № 32818) // Российская газета. № 142, 27 июня 2014 г.

13 Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков: Приказ Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н в ред. от 16 июня 2014 г. (Зарегистрировано в Минюсте России 19 марта 2012 г. за № 23513) // Российская газета. № 67, 28 марта 2012 г.

14 Об учете расходов на проведение мероприятий по развитию физической культуры и спорта в трудовых коллективах при исчислении налога на прибыль: Письма Минфина России от 31 октября 2014 г. № 03-03-06/1/55433, от 31 октября 2014 г. № 03-03-06/1/55385, от 17 октября 2014 г. № 03-03-06/1/52376 // Офиц. документы. Приложение к «Учет. Налоги. Право» 2014. № 40.

15 Об отмене решения налогового органа: Постановление ФАС Московского округа от 14 апреля 2011 г. № КА-А40/2726-11 по делу № А40-75795/10-76-386.

16 О признании недействительным решения налогового органа в части: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24 января 2013 г. по делу №А45-15793/2012.

НАЛОГИ

Налоги и налогообложение: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / [Н.Д. Эриашвили и др.]; под ред. А.Е. Суглобова, Н.М. Бобошко. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 543 с.

Рассматриваются основы теории налогообложения и налогового права, структура и принципы построения налоговой системы Российской Федерации, порядок уплаты основных налогов Российской Федерации, налоги развитых стран. Дана подробная характеристика основных видов налогов, объектов налогообложения, ставок, льгот, порядка и сроков взимания.

Анализируются проблемные вопросы налоговой нагрузки на налогоплательщиков, налогового прогнозирования и воздействия налоговой системы на экономику страны.

Описаны практически все основные налоги и сборы российской налоговой системы.

Для студентов и преподавателей вузов, а также специалистов в сфере налогообложения, слушателей учебных заведений переподготовки и повышения квалификации кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.