Научная статья на тему 'Налоговое регулирование спроса на страховом рынке и направления его активизации'

Налоговое регулирование спроса на страховом рынке и направления его активизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
311
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВОЙ РЫНОК / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ СТРАХОВЫХ ОПЕРАЦИЙ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / INSURANCE MARKET / TAXATION OF INSURANCE TRANSACTIONS / STATE REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомадов А. Н.

Эффективным инструментом государственного регулирования страхового рынка может выступать налоговое стимулирование спроса страхователей. Современный режим налогообложения страховых операций в России достаточно сложен, дифференцирован по видам страхования и категориям страхователей, но регулирующая функция в нем выражена слабо. В данной статье представлен анализ указанных недоработок и пути их устранения. Даны рекомендации по расширению системы налоговых льгот, что позволит повысить привлекательность договоров страхования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX REGULATION OF DEMAND IN THE INSURANCE MARKET AND DIRECTIONS OF ITS ACTIVIZATION

The author states that tax incentives can be an effective tool of state regulation to stimulate demand on the insurance market. The current system of taxation of insurance transactions in Russia is fairly complicated, it is different for different types of insurance and categories of insurers but its regulatory function is weak. The author gives an analysis of the said deficiencies and suggests ways to eliminate them. The author argues that an improvement of tax incentives system is needed and that it will make insurance deals more appealing.

Текст научной работы на тему «Налоговое регулирование спроса на страховом рынке и направления его активизации»

удк 336.22:368 дн. Магомадов

НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СПРОСА НА СТРАХОВОМ РЫНКЕ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО АКТИВИЗАЦИИ

Эффективным инструментом государственного регулирования страхового рынка может выступать налоговое стимулирование спроса страхователей. Современный режим налогообложения страховых операций в России достаточно сложен, дифференцирован по видам страхования и категориям страхователей, но регулирующая функция в нем выражена слабо. В данной статье представлен анализ указанных недоработок и пути их устранения. Даны рекомендации по расширению системы налоговых льгот, что позволит повысить привлекательность договоров страхования.

Ключевые слова: страховой рынок, налогообложение страховых операций, государственное регулирование.

A.N. Magomadov

FISCAL REGULATION OF DEMAND ON THE INSURANCE MARKET AND TENDENCIES IN ITS DEVELOPMENT

The author states that tax incentives can be an effective tool of state regulation to stimulate demand on the insurance market. The current system of taxation of insurance transactions in Russia is fairly complicated, it is different for different types of insurance and categories of insurers but its regulatory function is weak. The author gives an analysis of the said deficiencies and suggests ways to eliminate them. The author argues that an improvement of tax incentives system is needed and that it will make insurance deals more appealing.

The key words: insurance market, taxation of insurance transactions, state regulation.

Усиление кризисных явлений в экономике, не обошедших стороной страховой сектор, показало необходимость активизации и совершенствования мер государственного воздействия на функционирование страхового рынка России. К его приоритетным направлениям следует отнести разработку мер конъюнктурного регулирования, повышение эффективности контроля платежеспособности и финансовой устойчивости страховщиков. Не менее важное значение принадлежит дальнейшему совершенствованию государственного регулирования спроса на страховом рынке, что может оказать (косвенно) дополнительное стабилизирующее влияние на страховой сектор. Государственное регулирование должно преследовать цель повышения потребительского спроса на страховые услуги и удержания под контролем операций псевдострахования, направленных на налоговую оптимизацию.

Стабилизирующее влияние повышения спроса на устойчивость страховщиков очевидно. Чем выше спрос на страховые услуги, тем больше возможностей у каждого страховщика создать сбалансированный страховой портфель за счет увеличения количества договоров, диверсификации страховых услуг установления оптимальных в плане обеспечения платежеспособности страховых тарифов, сокращения издержек по заключению договоров. Из числа мер, активизирующих спрос страхователей, наиболее эффективны, на наш взгляд, инструменты налогового регулирования. Наличие широкой системы налоговых льгот, повышая привлекательность участия в страховых отношениях, может и должно служить дополнительным стимулом к заключению договора страхования.

Анализ налогового законодательства на предмет оценки последних новаций в отношении режима налогообложения страховых операций позволил автору прий-

ти к выводу, что, несмотря на прогрессивный характер всех изменений последних лет, данный режим еще недостаточно эффективен, сохраняются отдельные недочеты и пробелы. Необходимо уточнить, что в данном контексте под страховыми операциями понимается движение денежных средств между страховщиком и страхователем, обусловленное выполнением взаимных договорных обязательств и опосредующее процесс формирования и использования страхового фонда. Режим налогообложения страховых операций можно будет признать эффективным, когда система налогообложения страховых премий и страховых выплат будет максимально способствовать повышению платежеспособного потребительского спроса на страховые услуги при наименьших потерях налоговых доходов бюджета. Стоит отметить, что страховой сектор экономики имеет большое макроэкономическое и социальное значение и поэтому не должен рассматриваться как серьезный источник фискальных изъятий, предпочтение должно быть отдано регулирующей функции налогов.

С момента формирования налоговой системы России режим налогообложения страховых операций претерпел немало преобразований, различные поправки в него вносились практически ежегодно. Начиная с 2002 г налогообложение страховых операций регламентировано такими главами НК РФ, как гл. 21 «НДС», гл. 23 «Налог на доходы физических лиц», гл. 24 «Единый социальный налог» и гл. 25 «Налог на прибыль организаций». Режим налогообложения страховых операций, применявшийся с 2002 г., стал результатом осуществления налогового регулирования в сфере страхования, направленного преимущественно на ограничение «псевдострахования» и в некоторой степени на стимулирование спроса на классическое (рисковое) страхование. В результате многочисленных корректировок

система налогообложения страховых операций была существенно усложнена и дифференцирована.

К наиболее значимым изменениям налогообложения страховых операций в 2005 - 2009 гг, на наш взгляд, следует отнести:

- введение социального налогового вычета по НДФЛ в отношении произведенных налогоплательщиком расходов на добровольное медицинское страхование и добровольное пенсионное страхование;

- расширение перечня видов страхования ответственности, по которым страховые премии можно отнести к расходам в целях налогообложения прибыли;

- увеличение лимитов затрат организаций на страхование от нечастных случаев и ДМС сотрудников, учитываемых в расходах при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Современный режим налогообложения страховых операций можно дифференцировать по таким основным критериям:

- форма страхования (обязательное или добровольное);

- отрасль страхования (личное или имущественное);

- вид страхования;

- категория страхователя (физическое лицо или организация).

Сразу надо отметить, что в отношении обязательного страхования, осуществляемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, режим налогообложения наиболее нейтрален. Страховые взносы по нему учитываются в расходах в целях расчета налога на прибыль организаций в полном объеме, а в налоговой базе ЕСН и НДФЛ не учитываются. Страховые выплаты налогообложению также не подлежат. В отношении договоров добровольного страхования, наоборот, существует немало оговорок и особенностей в налогообложении.

В имущественном страховании существуют общие подходы к налогообложению страховых взносов и страховых выплат независимо от статуса страхователя, с той лишь разницей, что источником страховых взносов у страхователей-физических лиц всегда является «доход после налогообложения», а у страхователей-организа-ций им в зависимости от вида страхования может являться как «доход до налогообложения», так и «доход после налогообложения» (регламентировано гл. 25 НК).

Начиная с 2002 г. затраты на добровольное страхование большей части имущества организаций в полном объеме стали признаваться общественно необходимыми, экономически обоснованными расходами. Полный перечень видов страхования, страховые платежи по которым учитываются при определении налогооблагаемой прибыли в составе прочих расходов в размере фактических затрат, приведен в ст. 263 НК. Формулировка этой статьи такова, что позволяет отнести к прочим расходам страховые премии по страхованию любого имущества, используемого налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода, а также по страхованию рисков, связанных с выполнением строительно-монтажных работ; урожая сельскохозяйственных культур и животных. Однако отсутствуют в указанном перечне отдельные виды страхования, относящиеся к страхованию финансовых рисков: страхование потери прибыли (от простоя), страхование риска непогашения дебиторской задолженно-

сти (в том числе экспортных кредитов), те. такие договоры можно заключать только за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль. Такой подход снижает привлекательность указанных видов страхования и является, на наш взгляд, недоработкой.

В отличие от страхования имущества не так однозначен подход законодателя в отношении расходов на страхование ответственности. С момента введения в действие гл. 25 НК они включаются в состав прочих расходов только по добровольному страхованию ответственности за причинение вреда или ответственности по договору, если такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации или общепринятыми международными требованиями. С 2008 г. данный перечень был дополнен «добровольным страхованием риска ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств, связанных с финансированием строительства и (или) со строительством олимпийских объектов, осуществляемое в соответствии со ст. 14 ФЗ № 310-Ф3». Пункт 16 данной статьи устанавливает, что «лицо, заключившее с Корпорацией соглашение об организации строительства олимпийских объектов федерального значения, обязано предоставить обеспечение исполнения своих обязательств либо застраховать в пользу Корпорации риск ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение этих обязательств». А с 2010 г можно будет воспользоваться данной налоговой льготой и в отношении других видов добровольного имущественного страхования, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком своей деятельности. Данная новация актуальна, так как в России перечень вмененных в обязанность видов страхования расширяется с каждым годом и такая практика будет продолжена. Таким образом, если заключение договора страхования ответственности является для налогоплательщика вынужденной (законодательством или международным требованием) мерой, то страховые премии по нему можно учесть в расходах в целях налогообложения прибыли. А в отношении действительно добровольного страхования ответственности данная налоговая оговорка уже не действует, что является недоработкой.

Порядок налогообложения страховых выплат при наступлении страхового случая при страховании имущества и ответственности также практически одинаков как для страхователей-граждан, так и для организаций. Договоры страхования, относящиеся к данной сфере, нацелены только на компенсацию убытков страхователя и не предусматривают улучшения его материального положения. Поэтому в соответствии с НК производимые по договорам страхования имущества и ответственности страховые выплаты не подлежат налогообложению, что экономически обоснованно. Тем не менее ст. 213 НК устанавливает: при уничтожении застрахованного имущества доход, подлежащий налогообложению, определяется как разница между полученной страховой выплатой и рыночной стоимостью застрахованного имущества на дату заключения договора, увеличенной на сумму уплаченных страховых взносов. В случае повреждения имущества для определения дохода

♦---------------------------------------------------

учитывается не рыночная стоимость этого имущества, а стоимость ремонтных работ. Логично возникает вопрос: а в каких случаях возможна такая ситуация? Известно, что мера ответственности страховщика определяется страховой суммой, а та, как правило, не превышает рыночную стоимость имущества на момент заключения договора. Поэтому получить вышеуказанный доход страхователь может либо в случае сговора со страховщиком, либо в том случае, если договор заключен в валютном эквиваленте, а в течение действия договора происходит девальвация национальной валюты. Тем самым наличие данной оговорки в случае высокой инфляции приведет к ущемлению интересов страхователя.

Что касается предприятий, то в отношении них необходимость отслеживания размера получаемой страховой выплаты отпадает, так как данные выплаты у них включаются в состав внереализационных доходов, а убытки, вызванные страховым случаем, - в состав внереализационных расходов, и поэтому превышение выплаты над ущербом отразится на налоговой базе налога на прибыль.

Налогообложение страховых выплат, получаемых организацией, предусмотрено только в одном случае (ст.162): обложению НДС подлежит страховая выплата по договору страхования риска непогашения дебиторской задолженности. Эта мера предусмотрена в целях пресечения незаконного уменьшения НДС (или его возмещения из бюджета) с помощью фиктивных договоров поставки и страхования.

Проанализировав современный режим налогообложения договоров имущественного страхования, можно прийти к выводу, что он носит нейтральный характер, функция налогового регулирования в нем реализована слабо. Возможность отнесения затрат на страхование имущества и ответственности (за исключением добровольного) вряд ли стоит рассматривать как налоговую льготу, ведь такие затраты направлены на возмещение возможного ущерба, обеспечение стабильной, непрерывной деятельности налогоплательщиков-стра-хователей, т.е. их следует рассматривать как экономически обоснованные расходы. Непризнание в качестве таковых расходов на добровольное страхование ответственности и страхование финансовых рисков приводит к тому, что страховая защита по таким договорам обходится страхователям на 20% дороже, так как оплачиваются они за счет чистой прибыли. Таким образом, по этим видам страхования режим налогообложения действует скорее дестимулирующе. В некоторой степени режим налогообложения еще до сих пор направлен на предотвращение «псевдострахования».

Переходя к анализу особенностей налогообложения страховых операций в личном страховании, целесообразно подразделить всю совокупность страховых договоров, относящихся к данной сфере, на следующие группы и подгруппы:

1) рисковое личное страхование, не предусматривающее накопительных страховых выплат:

1.1) страхование на случай смерти,

1.2) страхование от несчастных случаев и болезней,

1.3) добровольное медицинское страхование;

2) договоры личного страхования, предусматривающие накопительные выплаты:

2.1) страхование жизни;

2.2) добровольное пенсионное страхование (ДПС).

В отношении договоров первой группы, заключаемых гражданами, особенности налогового режима состоят в том, что по договорам, относящимся к пунктами 1.1 - 1.2 источником уплаты страховых взносов служит доход после налогообложения. А в отношении страховых взносов по ДМС установлены социальные налоговые вычеты по НДФЛ (подпункт 3 п.1 ст.219 гл.23 НК) с установленным совокупным лимитом в 120 тыс. руб., применяемым еще и в отношении расходов на обучение, лечение, негосударственное пенсионное обеспечение, добровольное пенсионное страхование. Страховые выплаты по указанным видам страхования налогообложению не подлежат

Если же договоры первой группы заключены предприятием в отношении сотрудников, то источником уплаты страховых премий по ним у организаций является полученный доход, но НК РФ (гл. 25 ст 255) установлены следующие ограничения по отнесению данных расходов к расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли:

- по договорам, заключаемым на случай наступления смерти или утраты трудоспособности застрахованным лицом - в размере, не превышающем 15 000 руб. в год, рассчитанном как отношение общей суммы взносов, уплачиваемых по указанным договорам, к количеству застрахованных работников;

- по договорам ДМС страховые взносы не должны превышать 6% от суммы расходов на оплату труда.

Необходимо отметить, что за период с 2006 - 2009 гг по указанным лимитам были проведены корректировки:

1. По страхованию от несчастных случаев лимит был установлен ранее в размере 12 тыс. руб. на каждого сотрудника, а с 2008 г средняя страховая премия, рассчитанная по совокупности застрахованных сотрудников не должна превышать 15 тыс. руб. в год. К тому же раньше льгота устанавливалась только по договорам, покрывающим несчастные случаи, вызванные исполнением трудовых обязанностей. А с 2008 г. это ограничение было снято. Такой подход более рационален, он позволяет дифференцированно подходить к установлению страховой суммы по договорам с учетом уровня риска и в итоге повысить степень страховой защиты.

2. По ДМС ранее лимит был установлен в размере 3% от расходов на оплату труда, а с 2009 г - увеличен в 2 раза. Лимит по ДМС не корректировали 7 лет, несмотря на его недостаточность. Поэтому его повышение с 2009 г. на фоне роста курса доллара стало своевременной мерой (расценки по ДМС часто все еще низкие. Например, при заработной плате в 20 тыс. руб. предельные льготируемые расходы на ДМС составят за год чуть выше 400 дол., что может быть недостаточным для покупки полноценного полиса ДМС. В итоге льгота будет по-прежнему перераспределяться в пользу привилегированного управленческого персонала предприятия).

В отношении страховых выплат по договорам рискового личного страхования НК РФ установлено, что выплаты страхового обеспечения, производимые при наступлении страховых случаев в счет компенсации вреда, нанесенного жизни, здоровью, а также медицинских расходов (за исключением оплаты санаторно-курортных путевок) независимо от размера и категории страхователя налогообложению не подлежат. Так как речь идет о выплатах в случае смерти, инвалидности, временной нетрудоспособности, болезни и лечения за-

страхованного, освобождение этих выплат от налогообложения вполне обосновано.

Более сложный порядок налогообложения установлен в отношении договоров накопительного личного страхования (страхование жизни и пенсионное страхование), которые предусматривают наращение уплаченных страховых взносов исходя из установленной в договоре ставки доходности. Чтобы исключить возможность использования таких договоров в «зарплатных» схемах и содействовать развитию долгосрочного страхования жизни, законодатель поставил порядок налогообложения страховых взносов и страховых выплат по ним в зависимость от вида страхования, источника уплаты страховых взносов, уровня доходности и начала периода накопительных выплат.

Если договор страхования жизни заключен физическим лицом, то источником уплаты страхового взноса выступает доход страхователя после налогообложения. Страховые выплаты облагаются НДФЛ (по ставке 13%) только в том случае, если превышают сумму внесенных страховых взносов, увеличенных на сумму, рассчитанную путем последовательного суммирования произведений сумм страховых взносов и действовавшей в соответствующий год среднегодовой ставки рефинансирования ЦБ РФ. Иными словами, налогообложению подлежит доход, превышающий по уровню ставку рефинансирования, но по договорам страхования жизни гарантированная норма доходности обычно ниже ее. В случаях досрочного расторжения договоров добровольного страхования жизни (за исключением причин, не зависящих от воли сторон) разница между полученной выкупной суммой и внесенными налогоплательщиком страховыми взносами подлежит налогообложению НДФЛ у источника выплаты, т.е. облагается весь доход по договору. Такой порядок направлен на предотвращение «зарплатного» страхования, но при этом ограничивает привлекательность страхования жизни. До 2005 г. действовал другой порядок: выплаты, производимые по истечении пятилетнего срока действия договора, были освобождены от налогообложения, а выплаты в течение первых пяти лет подлежали обложению НДФЛ по ставке 35% лишь в том случае, если превышали сумму страховых взносов, уплаченных страхователем, увеличенную на ставку рефинансирования ЦБ РФ, установленную на момент заключения договора. Так что изменения следует признать позитивными и в отношении даты, на которую учитывается ставка рефинансирования ЦБ, и в отношении ставки НДФЛ.

Наиболее льготный режим налогообложения предусмотрен для ДПС граждан: во-первых, в отношении страховых взносов по таким договорам предусмотрен социальный налоговый вычет (с лимитом в совокупности с прочими расходами 120 тыс. руб.), а во-вторых, выплачиваемая пенсия, независимо от ее размера и начала периода выплат, не подлежит налогообложению. Главное, чтобы выплаты действительно были «пенсиями», те. предусматривались только по пенсионным основаниям, установленным законодательством РФ. В случае досрочного расторжения договора ДПС в отношении страховых премий по которому был предоставлен социальный налоговый вычет, налогообложению НДФЛ подлежит вся сумма указанных страховых пре-

мий, так же как и разница между выкупной суммой и уплаченными страховыми взносами.

Что же касается договоров накопительного страхования, заключенных в пользу застрахованных сотрудников работодателем, то организации имеют возможность (в целях налогообложения прибыли) включать страховые премии в состав расходов на оплату труда в пределах 12% (лимит совокупный, установленный также и в отношении дополнительных страховых взносов работодателей, уплачиваемых на накопительную часть трудовой пенсии, платежей на негосударственное пенсионное обеспечение) от них:

- по долгосрочному страхованию жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее 5 лет и в течение этих 5 лет не предусматривают страховых выплат, в том числе в виде ренты и аннуитетов, за исключением страховой выплаты, предусмотренной в случае наступления смерти застрахованного лица;

- по добровольному пенсионному страхованию (ДПС), если такие договоры предусматривают выплату пенсии при достижении застрахованным лицом пенсионных оснований, предусмотренных законодательством РФ.

Если работодатель, воспользовавшись этой налоговой оговоркой (п.16 ст.255 НК), включает затраты на долгосрочное страхование жизни и пенсионное страхование сотрудников в состав расходов на оплату труда, то одновременно эти затраты должны быть включены в налоговую базу ЕСН (в настоящее время ставка 26%). В связи с этим наличие для работодателя экономического эффекта от использования этой налоговой оговорки будет зависеть от соотношения ставок налога на прибыль и ЕСН. Например, когда ставка ЕСН составляла 35,6%, а налога на прибыль - 24%, то заключение таких договоров было более выгодно предприятию за счет чистой прибыли, так как позволяло сэкономить 4,02% от затрат на страхование сотрудников. Снижение ставки ЕСН до 26% привело к тому, что использовать налоговую оговорку п.16 ст. 255 НК стало выгоднее (на 5,6% от затрат на страхование). С 2009 г ставка налога на прибыль снизилась до 20%, и в итоге использовать чистую прибыль как источник взносов на накопительное страхование стало вновь выгодно (на 1% от страховых премий). Если с 2011 г. вместо ЕСН будут взиматься страховые взносы по ставке 36%, то при сохранении ставки налога на прибыль на уровне 20% работодателям будет намного выгоднее заключать договоры накопительного страхования жизни (в том числе и ДПС) за счет чистой прибыли. Таким образом, возможность отнесения затрат предприятия на накопительное страхование жизни к расходам (п.16 ст.255 НК гл.25 НК) будет правомерно считать налоговой льготой только в том случае, если ее использование приведет к экономии на налоговых платежах. Такая ситуация сложится в том случае, если соотношение ставки ЕСН и ставки налога на прибыль будет меньше величины (1+ ставка ЕСН). Отсюда можно определить, что если ставка страховых взносов будет 36%, то льготный характер п. 16 ст.255 будет иметь только при ставке налога на прибыль не ниже (36/(1+36)), т.е. 26,5%.

В том случае, когда страхователем по накопительному страхованию жизни выступает организация, дополнительно налогообложению НДФЛ подлежат как

♦---------------------------------------------------

страховые взносы (их сумма включается в налоговую базу НДФЛ каждого застрахованного), так и страховые выплаты, уменьшенные на величину страховых взносов, увеличенных на ставку рефинансирования.

По договорам ДПС со страховых взносов, уплаченных страхователем-работодателем, НДФЛ в настоящее время уже не взимается (ранее от НДФЛ были освобождены страховые взносы в пределах 2 тыс. руб. в год), а вот страховые выплаты облагаются налогом уже в полном размере. На наш взгляд, целесообразно установить порядок, при котором налогообложению в со-

ставе страховых выплат подлежит только часть, соответствующая сумме уплаченных страховых взносов.

Оценивая действующий режим налогообложения страховых операций в России, необходимо признать, что стимулирующая функция в нем выражена еще слабо. Для развития налогового регулирования, помимо устранения отмеченных нами выше недоработок, необходима разработка действенных налоговых льгот, стимулирующих негосударственное социальное страхование, в частности коллективное накопительное страхование за счет средств работодателей.

удк 369.5 т.В. Муравлева

РИСКИ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ

Настоящая статья, посвященная рискам негосударственного пенсионного страхования, включает в себя классификацию возможных рисков негосударственных пенсионных фондов, а также рассмотрение возможных мероприятий страхового характера по их снижению.

Ключевые слова: дополнительное пенсионное страхование, пенсия, риск, страхование, доходность.

T.V. Muravliova

POSSIBLE RISKS OF PRIVATE PENSION INSURANCE

The article is devoted to risks of private pension insurance. The author classifies possible risks of private pension

insurance and suggests measures to manage those risks.

The key words: additional pension insurance, pension,

Приоритет накопительного принципа в финансировании пенсионного страхования автоматически означает возникновение новых рисков, свойственных этой форме финансирования. При этом именно наличие огромного количества рисков является основным сдерживающим фактором развития негосударственного пенсионного страхования в России. Для того чтобы адекватно оценивать степень возможного риска и принимать меры для его снижения или предотвращения необходимо четко определять, что мы понимаем под рисками в пенсионной сфере и какие факторы воздействуют на их величину. Самим исследованиям природы экономических и финансовых рисков были посвящены работы многих экономистов и за рубежом, и в нашей стране. Однако применительно к формирующейся пенсионной системе вопрос финансовых рисков адаптирован не был.

В переводе с греческого риск (risikon - «утес») означает возможную потерю, опасность какого-либо неблагоприятного исхода [6]. Согласно словарю Уэбстера, риском называется «шанс неблагоприятного исхода; опасность; угроза потерь или повреждений» [1]. Рисковать, по определению «Толкового словаря» В. Даля, -это пускаться наудачу, на неверное дело, наудалую, отважиться, подвергаться случайности, действовать смело, предприимчиво [3, с. 96]. Риск всегда обозначает вероятностный характер исхода, при этом в основном под этим словом чаще всего понимают вероятность потерь, хотя его можно описать и как вероятность получить результат, отличный от ожидаемого.

В любой хозяйственной деятельности всегда существует опасность денежных потерь, вытекающая из спе-

risk, insurance, profitability.

цифики тех или иных хозяйственных операций. Опасность таких потерь представляют собой финансовые риски. Финансовые риски - это коммерческие риски. Суть финансовой точки зрения на риск лучше всего выражена китайскими иероглифами, обозначающими риск. Первый иероглиф означает «опасность», в то время как второй - «благоприятную возможность» (opportunity). С точки зрения финансиста риск означает вероятность того, что доход от сделанной инвестиции будет отличаться от ожидаемого. Таким образом, риск включает в себя не только неблагоприятные (доходы ниже ожидаемых), но и благоприятные (доходы выше ожидаемых) исходы [4].

Особенностью финансового риска является вероятность наступления ущерба в результате проведения каких-либо операций в финансово-кредитной и биржевой сферах, совершения операций с фондовыми ценными бумагами, те. риска, который вытекает из природы этих операций. В финансовом менеджменте в наиболее общем виде под риском понимают вероятность возникновения убытков или недополучения доходов по сравнению с прогнозируемым вариантом. Следовательно, применительно к негосударственному пенсионному страхованию под риском следует понимать вероятность полного отсутствия или недостаточного прироста пенсионных накоплений за период пенсионного страхования. Если рассматривать риски относительно негосударственных пенсионных фондов, то здесь риском признается невыполнение обязательств перед участниками.

Все риски, с которыми может потенциально столкнуться негосударственный пенсионный фонд, можно разделить на две большие группы: внешние, те. не зави-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.