УДК 33 ББК 65
СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ: РАЗЪЯСНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
НОДАРИ ДАРЧОЕВИЧ ЭРИАШВИЛИ,
кандидат исторических наук, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники;
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ГРИГОРЬЕВ, доцент кафедры У и АПД ВЮИ ФСИН России, кандидат юридических наук
E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются проблемные вопросы уплаты работодателями страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Анализируется законодательство и сложившаяся судебная практика; даны рекомендации для правоприменителей.
Ключевые слова: страховые взносы, тариф, Пенсионный фонд, ФСС России, ФФОМС России, премии, материальная помощь, заработная плата, работодатель, трудовой договор, коллективный договор.
Annotation. This work represents the authors review the problems of employers paying insurance contributions to state extra-budgetary funds. The authors analyze the legislation and existing court practice, and recommendations for the law enforcement.
Keywords: insurance premiums, tariff, Pension Fund, social insurance Fund of Russia, FFOMS Russia, premiums, financial aid, salary, employer, employment contract, collective agreement.
В тяжелые времена в экономике страны Правительство РФ принимает довольно непопулярные меры, связанные с увеличением фискальной нагрузки на бизнес. Острую негативную реакцию вызвала инициатива Министерства экономического развития по увеличению коэффициентов-дефляторов на 2016 г. (приказ Минэкономразвития России от 20 октября 2015 г. № 772 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2016 год». Зарегистрирован в Минюсте России 11 ноября 2015 г. № 39653). В частности для расчета размера фиксированных авансовых платежей по НДФЛ иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в РФ коэффициент составит — 1,154, для определения размера доходности, ограничивающей право на переход УСНО — 1,329 (в 2015 г. — 1,147), для определения минимального и максимального размера потенциального возможного к
получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в целях применения ПСН — 1,329, для корректировки ставки торгового сбора — 1,154, для корректировки размера базовой доходности в целях обложения ЕНВД — 2,083. В 2014 г. повышение коэффициента-дефлятора составило лишь 7,5% (1,798 против 1,672). Таким образом, увеличение составит почти 16%. Повышение коэффициента должно компенсировать средний уровень инфляции, однако в данном случае, оно превысит рост цен. Увеличение ЕНВД — не первая плохая новость за последнее время. Кроме уплаты налога на имущество по кадастровой стоимости, где в некоторых регионах он превышает рыночную стоимость, в Москве в 2015 г. введен торговый сбор. Подсчетам РБК, в 2016 г. магазин площадью 50 квадратных метров будет платить больше на 46,5 тыс. руб. в год больше.
Однако, после вмешательства Уполномоченного по правам бизнес-сообщества и негативной реакции среди предпринимателей, своим приказом Минэкономразвития России от 18 ноября 2015 г. № 854 (зарегистрирован в Минюсте России 19 ноября 2015 г. за № 39761) уменьшил коэффициент-дефлятор, применяемый для уточнения базовой доходности в целях ЕНВД до уровня — 1,798.
Плохие новости поступают на фоне таковых же — о социальных взносах, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями, не имеющих наемных работников.
Минфин России письмом от 6 октября 2015 г. № 03-11-09/57011 изменил позицию относительно «фиксированного размера страхового взноса» и его учета при применении УСНО.
Напомним, что индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают страховые взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированных размерах (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) согласно таблице1:
В п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ сказано, что индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве
объекта налогообложения доходы и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере.
С учетом разъяснений Минтруд России сообщает, что сумма страховых взносов, исчисленная как 1% с суммы дохода, превышающего 300 000 руб., не может считаться фиксированным размером страхового взноса, поскольку является переменной величиной и зависит от суммы дохода плательщика страховых взносов.
Ранее в разъяснениях Минфина России содержалась совершенно противоположная точка зрения (например, письма Минфина России от 10 октября 2014 г. № 03-11-11/51030, от 29 декабря 2014 г. № 0311-09/68180, от 8 сентября 2015 г. № 03-11-11/51556. Аргумент — в Законе № 212-ФЗ не говорится о том, что сумма страховых взносов, исчисленная как 1% от суммы дохода, превышающего 300 000 руб. за расчетный период, является переменной величиной. В ст. 2 Закона № 212-ФЗ не предусмотрены такие понятия, как «постоянная или переменная величина». Исходя из указанных положений Закона № 212-ФЗ, в фиксированный размер страхового взноса для целей применения УСНО также включается сумма страховых взносов, исчисленная в размере
На обязательное пенсионное страхование На обязательное медицинское страхование
Доход до 300 000 руб. в год. Доход свыше 300 000 руб. в год
МРОТ х26% х12 МРОТ х26% х12 + 1% от суммы >300 000 руб. Максимально: 8 МРОТ х 26% х12 МРОТх5,1% х12
Размер МРОТ в 2015 г. 5965 руб.
Размер страхового взноса в фиксированном размере 18 610,80 руб. 18 610,80 +1% от суммы, превышающей 300 000 руб., но не более 148 886,40 руб. 3650,58 руб.
Срок уплаты страховых взносов До 31.12.2015 г. До 1.04.2016 г. 18 610,80 руб. 18 610,80 руб.+1% от суммы, дохода превышающего 300 000 руб. Не позднее 31 декабря 2015 г.
1% от суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 руб. за расчетный период. Своим письмом ФНС России от 16 января 2015 г. № ГД-4-3/330 @ довела это до нижестоящих органов.
Теперь сообщается, что на указанную сумму взносов не может быть уменьшена сумма налога, уплачиваемого в связи с применением УСНО, в порядке, установленном п.п. 1 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ.
Правда, при этом указано, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе уменьшить сумму исчисленного налога (авансовых платежей) на сумму уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде страховых взносов, в том числе на сумму погашения задолженности по уплате страховых взносов за истекшие отчетные периоды, уплаченную в данном налоговом (отчетном) периоде.
Считаем, что Минфин России довольно вольно трактует законодательство, так как в Налоговом кодексе РФ термин «фиксированный платеж» не определен. Более того, нигде не уточнятся, что фиксированной является лишь часть взносов, уплачиваемая при годовом доходе, не превышающем 300 000 руб. Поэтому, на наш взгляд, предприниматели, имеющие годовой доход более 300 000 руб., вправе уменьшить налог (авансовый платеж) по УСНО на всю сумму уплаченных страховых взносов. Надеемся, что судебная практика будет складываться в пользу предпринимательского сообщества.
Обращаем внимание на то, что Правительство РФ предполагает на 2016 г. установить МРОТ в размере 6 204 руб., что автоматически приведет к повышению размера страховых взносов для данной категории лиц.
Перейдем к рассмотрению судебных споров по вопросам, связанным с начислением страховых взносов в свете положений Закона № 212-ФЗ.
В 2015 г. действуют следующие базовые тарифы страховых взносов:
В ПФР — 22%; ФСС России — 2,9; ФФОМС — 5,1%.
Кстати, Правительство РФ внесло в Госдуму РФ законопроект № 897434-6. Предлагается до 2019 г. продлить действие тарифов страховых взносов на уровне 2012—2017 гг.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.
В трудовом законодательстве заработная плата (оплата работника) состоит из трех составляющих.
Первая — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы (оклад или оплата исходя из тарифной ставки).
Вторая — компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера).
Третья — стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ст. 129 ТК РФ).
Рассмотрим несколько наиболее часто встречающихся судебных споров с фондами, связанных с начислением страховых взносов с выплат, производимых работодателями в пользу работников.
Материальная помощь.
Формулировка «материальная помощь» на практике, как правило, применяется в тех случаях, когда организация выплачивает по просьбе работника денежные средства, необходимые последнему в трудных жизненных ситуациях. Это общепринятое понятие материальной помощи. Единственное официальное определение материальной помощи
содержится в ГОСТ Р 52495—2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения» (утв. приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2005 г. № 532-ст). В этом документе сказано, что материальная помощь признается социально-экономической услугой, состоящей в предоставлении клиентам денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.
Как видите, к материальной помощи, связанной с трудовыми отношениями, это определение не отнесешь. В Трудовом кодексе РФ понятие материальной помощи отсутствует.
Самый распространенный вид материальной помощи — выплаты работникам к отпуску. Существует множество официальных разъяснительных писем, в которых независимо от наличия или отсутствия соответствующего положения в трудовых и коллективных договорах говорится примерно следующее.
В свое время, когда существовал единый социальный налог, то финансовые органы считали, что суммы материальной помощи к отпуску не включаются в расходы по налогу на прибыль на основании п. 23 ст. 270 Кодекса и в связи с этим не облагаются единым социальным налогом в силу п. 3 ст. 236 Кодекса. Такой вывод сделан, например, в письме Минфина России от 7 мая 2009 г. № 030306/1/309. В письме Минфина России от 10 марта 2009 г. № 03040602/17 к этому добавлено условие: «...если суммы материальной помощи, выплачиваемые работникам за счет доходов организации от оказания услуг, отнесены к расходам организации, не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в соответствии со ст. 270 Кодекса.».
Виды материальной помощи, которые не облагаются страховыми взносами во внебюджетные фонды, перечислены в ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ. Так, не подлежат обложению обязательными страховыми взносами суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями: ф физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятель-
ством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ; ф работнику в связи со смертью члена его семьи; ф работникам при рождении (усыновлении) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления), но не более 50 000 руб. на каждого ребенка. Не подлежат обложению суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 руб. на одного работника за календарный год.
Все остальные виды материальной помощи подлежат обложению обязательными страховыми взносами.
Как видите, принцип освобождения от обложения страховыми взносами материальной помощи во многом схож с аналогичными положениями Налогового кодекса в части НДФЛ. Но, тем не менее, отличия все же есть. Приведем одну ситуацию.
Выше мы указывали, что не облагается НДФЛ помощь при рождении ребенка в размере 50 000 руб. Ее может полностью получить или один из родителей, или оба, но не облагаемая налогом сумма эту величину превышать не должна. А вот при расчете обязательных страховых взносов есть свои нюансы при использовании освобождения от обложения сумм материальной помощи.
В письме от 20 ноября 2013 г. № 17-3/1926 специалисты Минтруда России рассмотрели вопрос об обложении страховыми взносами материальной помощи при рождении ребенка, выплачиваемой двум родителям. Они отметили, что в соответствии ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами суммы единовременной материальной помощи, оказываемой организацией работникам при рождении ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения, но не более 50 000 руб. на каждого ребенка. При этом данным законом не предусмотрено, что в случае выплаты работодателем указанной материальной помощи обоим родителям ребенка, являющимся работниками данной компании, ограничение сумм материальной помощи размером не более 50 000 руб. на каждого ребенка применяется в расчете на обоих родителей.
Так что освобождение от обложения страховыми взносами упомянутой выплаты материальной помощи в пользу работника не зависит от освобождения от уплаты взносов с аналогичной выплаты, произведенной работодателем второму родителю. Поэтому в случае выплаты компанией в течение первого года после рождения ребенка единовременной материальной помощи обоим родителям, если они оба являются работниками этой фирмы, страховыми взносами не облагается сумма такой материальной помощи в размере не более 50 000 руб. на каждого ребенка в отношении каждого из работников, являющихся родителями.
На наш взгляд, аналогичный принцип нужно использовать и в том случае, когда родители ребенка работают у разных работодателей2.
Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний рассчитываются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. № 184 «Об утверждении Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Согласно п. 3 указанных Правил, страховые взносы начисляются на выплаты и иные вознаграждения (как по основному месту работы, так и по совместительству), выплачиваемые страхователем в пользу застрахованного в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров в соответствии со ст. 20.1 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Поэтому существует точка зрения, согласно которой на материальную помощь, которая не носит регулярного характера, выплачивается в индивидуальном порядке и не связана с оплатой труда, взносы начислять не нужно (постановления ФАС Московского округа от 30 августа 2004 г. № КА-А40/7250-04. Уральского округа от 4 марта 2003 г. № Ф09-425/03-АК, от 23 июля 2004 г. № Ф09-2908/04-АК).
Бесплатное питание для работников.
Фонды настаивают на том, что в данном случае возникает объект обложения страховыми взно-
сами. Аргументируется такой подход тем, что раз обязанность работодателя по обеспечению своих работников бесплатным питанием предусмотрена в коллективном договоре, то такая выплата в натуральной форме происходит в рамках трудовых отношений. Следовательно, организация должна начислить страховые взносы со стоимости бесплатного питания на основании ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ.
Суды с такой позицией категорически не согласны и занимают сторону организаций (см., например, постановления АС Северо-Западного округа от 28 августа 2014 г. № А56-71503/2013, Уральского округа от 15 июля 2014 г. № Ф09-4326/14). В основе принятых в пользу компаний решений лежат выводы, сделанные Президиумом ВАС РФ в постановлении от 14 мая 2013 г. № 17744/12. В нем суд указал следующее. Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. В отличие от трудового договора, который в соответствии со ст. 15 и 16 ТК РФ регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно ст. 40 ТК РФ регулирует социально-трудовые отношения.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Отметим, что данный вывод, сделанный Президиумом ВАС РФ в вышеназванном постановлении в отношении иных социальных выплат, фигурирует во многих судебных решениях, принятых в пользу компаний
В феврале 2015 г. спор о том, облагается ли стоимость бесплатного питания страховыми взносами, рассмотрел и Верховный суд (Определение ВС РФ от 3 февраля 2015 г. № 307-КГ14-5770). Верховный суд РФ не нашел оснований для передачи дела на
рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда. Тем самым оставлено в силе решение кассационной инстанции, которое было в пользу организации. Верховный суд РФ счел абсолютно справедливыми выводы о том, что спорные выплаты не были оговорены в трудовых договорах, не являются стимулирующей или компенсирующей выплатой, вознаграждением, элементами оплаты труда; сумма стоимости питания работника согласовывалась обществом исключительно с организацией, оказывающей услуги питания, работник, получая талон от общества, получал только возможность воспользоваться услугой на бесплатное питание. Исходя из этого установленная обществом компенсация по питанию работников является мерой социального характера и не подлежит включению в расчетную базу для начисления страховых взносов (ст. 129, 146, 147, 164 ТК РФ, ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ)3.
Подарки работникам.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона № 212-ФЗ не относится к объекту обложения взносами выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход прав собственности или иных вещных прав на имущество. К таким договорам относится и договор дарения (п. 1 ст. 572 ГК РФ).Таким образом, на стоимость подарка страховые взносы не начисляются.
В своем письме ПФР в письме от 29 сентября 2010 г. № 30-21/10260 указал, что в случае передачи подарка (в том числе в виде денежных сумм) работнику по договору дарения, заключенного в письменной форме, у организации объекта обложения страховыми взносами не возникает.
Согласно п. 2 ст. 574 ГК РФ договор дарения движимого имущества должен быть заключен в письменной форме, если дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает 3 000 руб.
Однако, необходимо помнить следующее: если организация дарит сотрудникам подарки на основании трудовых договоров, стоимость подарков подпадает под объект обложения страховыми взносами (ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ). При этом выдача подарков признается выплатой в натуральной форме. Налоговая база определяется как стоимость товаров
на день их выдачи исходя из цен, указанных сторонами договора, с учетом НДС, а для подакцизных товаров — с учетом соответствующей суммы акциза (ч. 6 ст. 8 закона № 212-ФЗ).
Кстати, в свое время, в своих письмах Минздрав-соцразвития России от 27 февраля 2010 г. № 406-19 и от 5 марта 2010 г. № 473-19 сделал вывод, что стоимость подарков для работников, предусмотренных трудовыми договорами (коллективными договорами, соглашениями, локальными актами), не оформленных договорами дарения, следует облагать страховыми взносами.
Если организация вручает подарки физическим лицам, которые не работают в данной компании на основании трудовых и гражданско-правовых договоров, например, бывшим работникам организации, вышедшим на заслуженный отдых, то у организации не возникает объект обложения, поскольку физическое лицо не состоит в трудовых (гражданско-правовых) отношениях (письмо Минздравсоцразвития России от 27 февраля 2010 г. № 406-19).
Компенсация работникам стоимости санаторно-курортных путевок.
По мнению контролирующих органов (письмо ПФР и ФСС РФ от 29 июля 2014 г. ПФР № НП-30-26/9660, ФСС РФ № 17-03-10/08-2786П), компенсация работодателем стоимости санаторно-курортных и туристических путевок для работников облагается страховыми взносами.
Руководствуясь позицией Президиума ВАС РФ (постановление от 14 мая 2013 г. № 17744/12), суды придерживаются позиции, что стоимость компенсаций работникам оплаты путевок взносами не облагается. Они исходят из того, что данные выплаты не являются оплатой труда работников и не зависят от их квалификации, сложности, качества выполняемой работы и не носят социальный характер (постановления ФАС Восточно — Сибирского округа от 3 июня 2014 г. № А19-14036/2013, ФАС Уральского округа от 5 июня 2014 г. № Ф09-1655/14. от 25 апреля 2014 г. № Ф09—2274/14, ФАС Центрального округа от 3 апреля 2014 г. № А14-2025/2013). Эти аргументы отмечены в Определении ВС РФ от 20 июля 2015 г. № 309-КГ15-7086.
Выплаты за дополнительные выходные для ухода за детьми-инвалидами.
Согласно ст. 262 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных в месяц. Оплата каждого дополнительного выходного дня осуществляется в размере среднего заработка работника.
На практике ПФР и ФСС России настаивают на том, что такие выплаты должны облагаться страховыми взносами.
Судебная практика в настоящее время складывается в пользу работодателей, в соответствии с постановлением Президиума ВАС РФ от 8 июня 2010 г., а также Определения ВС РФ от 3 августа 2015 г.
Признавая незаконным доначисление страховых взносов на сумму среднего заработка, выплачиваемого за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, суды отметили, что цель выплат — компенсация последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. Указанная гарантия не относится по своей природе к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей. Финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету ФСС России (постановление ФАС Восточно — Сибирского округа от 10 декабря 2013 г. № Ф02-57799/13).
Компенсация за аренду жилья.
Контролеры ПФР считают, что такие компенсации облагаются страховыми взносами, так как такие выплаты в пользу работников являются составной частью заработной платы, поскольку обусловлены трудовыми отношениями, носят систематический характер и на основании этого, должны включаться в базу для начисления страховых взносов на основании ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ.
Правовая позиция сформирована в постановлении Президиума ВАС РФ от 14 мая 2013 г. № 17744/12.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и работниками, в том числе на основании трудового договора, не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются
работникам, представляют собой оплату их труда. Выплаты социального характера, основанные на локальном нормативном акте, но не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников, независимо от закрепления их в трудовом договоре.
Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа от 5 сентября 2013 г. № Ф08-1760/13, от 11 сентября 2013 г. № Ф08-2157/13, АС Волго-Вятского округа от 30 сентября 2014 г. № А43-23628/2013.
Подотчетные суммы.
На практике возникают ситуации, когда работник не может отчитаться за выданные организацией денежные средства подотчет.
Рассмотрим ситуацию, когда у работника отсутствует документы, подтверждающие расходы во время командировки.
По мнению фондов, в случае отсутствия «оправдательных» документов у работника, необходимо начислять страховые взносы.
Аргумент: в соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона № 212-ФЗ не облагаются страховыми взносами фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы по найму жилого помещения, тем более, что с 2015 г. требование о нормировании расходов по найму жилого помещения при отсутствии подтверждающих документов исключено. Таким образом, при отсутствии документов, стоимость такого проживания облагается страховыми взносами.
На наш взгляд, мнение фондов не бесспорно. В соответствии со ст. 168 ТК РФ порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом. При наличии приказа, в котором утвержден размер компенсации по найму жилья при отсутствии подтверждающих документов, данные выплаты не облагаются страховыми взносами (постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 декабря 2013 г. № А26-10796/2012).
При командировках, откуда работник имеет возможность ежедневно возвращаться, суточные не выплачиваются, хотя имеют случаи, когда работо-
датели компенсируют расходы работникам по однодневным командировкам.
Специалисты фондов считают, что данные выплаты должны учитываться для целей обложения страховыми взносами, так как эти выплаты не могут признаваться суточными по смыслу постановления Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749.
Президиум ВАС РФ в своем постановлении от 11 сентября 2012 г. № 4557/12 пришел к выводу, что денежные средства (названные суточными), выплаченные работникам при направлении их в служебные командировки сроком на один день, не признаются доходом (экономической выгодой), подлежащей обложению НДФЛ. Другими словами, если нет объекта обложения НДФЛ, не должно быть и объекта обложения страховыми взносами.
Суды считают, что выплаченные организацией своим работникам суммы при направлении их в служебную командировку сроком на один день, представляют собой возмещение в установленном размере расходов работника, связанных с необходимостью выполнять трудовые функции вне места работы. Такие выплаты предусматривают компенсацию, предусмотренную подп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9
Закона № 212-ФЗ и обложению страховыми взносами они не подлежат (постановления ФАС Западно -Сибирского округа от 8 ноября 2013 г. № А-67-362/2013 (Определением ВАС РФ от 6 марта 2014 г. № ВАС-2082/14 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ, ФАС Центрального округа от 25 апреля 2014 г. № А48-1740/2013).
Отметим, что в Законе № 212-ФЗ, в отличие от НК РФ, прямо не сформулирован принцип презумпции невиновности плательщика взносов. Однако, в силу общеправовой значимости этого принципа считаем, что он должен применяться и при рассмотрении дел об уплате страховых взносов.
Применительно к подотчетным выплатам на ПФР и ФСС России возлагается бремя сбора доказательств, что эти выплаты сделаны в пользу работников.
Компенсация за использование личного имущества работника в служебных целях.
В свое время Минздравсоцразвития РФ посчитал, что сумма компенсации работнику за использование личного имущества в служебных целях не полежит обложению страховыми взносами в пределах сумм, определяемых соглашением между организацией и работником. Позднее, было уточнено,
Выплаты Судебное решение
Компенсация за жилье Постановления Президиума ВАС РФ от 14 мая 2013 г. № 17744/12, ФАС СевероКавказского округа от 5 сентября 2013 г .№ Ф08-1760/13, Поволжского округа от 22 августа 2013 г. № Ф06-7346/13 (Определение ВАС РФ от 26 декабря 2013 г. № ВАС-15887/13 отказано в передаче дела на пересмотр).
Оплата страховых взносов наличными денежными средствами Определение ВС РФ от 4 июня 2015 г .№ 308-КГ15-4927
Выплаты бывшим работникам Постановления Президиума ВАС РФ от 14 мая 2013 г. № 17744/12
Единовременные стимулирующие выплаты Определения ВС РФ от 26 июня 2015 г. № 310-КГ15-670, от 23 июня 2015 г. № 310-КГ15-1740
Материальная помощь к юбилейным датам Определение ВС РФ от 23 января 2015 г. № 306-КГ14-7168
Оплата стоимости детского сада, который посещает ребенок работника Определение ВС РФ от 20 октября 2014 г. № 306-КГ14-126
Оплата работнику и членам его семьи проезда к месту использования отпуска Определение ВС РФ от 29 июня 2015 г. № 304-КГ15-6486
Оплата страховых взносов наличными денежными средствами Определение ВС РФ от 4 июня 2015 г. № 308-КГ15-4927
Оплата стоимости лечения и медикаментов Постановления Президиума ВАС РФ от 14 мая 2013 г. № 17744/12, Определение ВС РФ от 14 января 2015 г. № 303-КГ14-6601
что для освобождения нужно представить документы, подтверждающие право собственности работника на имущество и документы, подтверждающие расходы, понесенные при использовании данного имущества в служебных целях (письма Минз-дравсоцразвития РФ от 6 августа 2010 г. № 253819, Пенсионного фонда РФ от 29 сентября 2010 г. № 30-21/10260).
По мнению контролирующих органов (письма Минтруда России от 26 февраля 2014 г. № 17-3/В-92, Минфина России от 21 сентября 2011 г. от № 0304-06/6-228) на выплаченную сумму компенсации в случае управления транспортным средством по доверенности, должны начисляться страховые взносы.
Компенсация за использование личного имущества в служебных целях осуществляется на основании ст. 188 ТК РФ. В этой норме нет прямого указания, что личное имущество работника должно принадлежать ему только на праве собственности.
С учетом ст. 164 ТК РФ юридически значимым является то, что возмещаются (компенсируются) работникам затраты, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей.
На наш взгляд, для освобождения компенсации от страховых взносов организации нужно иметь документы, подтверждающие законное право работника на владение и пользование им автомобиля.
К такому мнению пришел и Верховный суд РФ (Определение ВС РФ ОТ 3 августа 2015 г. № 309-КГ15-8423).
Мы собрали в таблицу наиболее интересные решения судебных органов, принятые в пользу работодателей.
Итак, еще раз напоминаем, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. В отличие от трудового договора, который в соответствии со ст. 15 и 16 ТК РФ регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор, согласно ст. 40 ТК РФ, регулирует социально-трудовые отношения.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стиму-
лирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
В заключение хотелось бы отметить, что в 2014 г. дефицит бюджета Пенсионного фонда составил 31 млрд руб., дефицит бюджета ФФОМС в 2014 г. — 18 112,7 млн руб. ПФР без поддержки федерального бюджета не сможет существовать. Межбюджетный трансферт в ПФР составляет более триллиона рублей, и он постоянно растет. Из-за ухудшения экономической ситуации в стране дефицит фондов будет расти, тем более, по прогнозам экспертов, средства Резервного фонда и ФНБ к 2017 г. могут закончиться.
Однако, до настоящего времени, в уголовном законодательстве отсутствует ответственность за уклонение от уплаты страховых взносов.
В настоящее время ст. 199, 199.1 и 199.2 УК РФ установлена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов в крупном и особо крупном размере и за сокрытие денежных средств либо имущества организации или ИП, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.
В настоящее время в Государственную Думу РФ внесен законопроект № 869604-6 о внесении изменений в ст. 199,199.1, 199.2 УК РФ.
Депутаты Законодательного Собрания Нижегородской области предложили дополнить данные нормы, связанные с уплатой страховых сборов.
По нашему мнению, этот законопроект должен быть принят в ближайшее время с целью устранения данной правовой проблемы.
1 ШестаковаЕ. Пенсионный налог. Будущее туманно...// Финансовая газета № 19. 2015 г. 28 мая.
2 Анищенко А. Расчеты с работниками: поможем чем можем. // БП. Экономика и жизнь № 18. 2014 г. 8 мая.
3 ВолоховаА. Взносы, спорные вопросы и суды. // БП. Экономика и жизнь № 09. 2015 г. 13 марта.