Научная статья на тему 'Вопросы, связанные с информационным обменом между государствами в борьбе с терроризмом'

Вопросы, связанные с информационным обменом между государствами в борьбе с терроризмом Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
161
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ДОКУМЕНТ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГРИФ СЕКРЕТНОСТИ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шамаев Арсентий Владиславович

В статье рассматривается, что информация и взаимосвязь между субъектами должны быть основой для противодействия терроризму. Актуализировал эту проблему и ООН в своей Декларации о мерах по ликвидации международного терроризма 1994 г. В статье не только проанализированы правовые документы, которые направлены на улучшение и взаимодействие между странами, но и выявлены наиболее эффективные средства обмена информацией. На основе вышесказанного можно сделать заключение о некоторых проблемах, таких как затруднительность оборота информации между государствами и соответственно слабое взаимодействие в обмене информацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы, связанные с информационным обменом между государствами в борьбе с терроризмом»

8. Смирнов А.М. Самосуд в России: монография / А.М. Смирнов. М.: Юрлитинформ, 2013. 384 с.

9. Смирнов А.М.Героизация самосуда как социально-культурный феномен и криминологическая проблема современной России / А.М. Смирнов // Вестник Воронежского государственного университета, 2013. № 2. С. 429-434.

10. Смирнов А.М. Самосуд: деяние или мотив преступления? / А.М. Смирнов // Актуальные вопросы образования и науки, 2014. № 5. С. 39-42.

11. Шатковская Т.В. Самосуд как проявление российского правового менталитета / Т.В. Шатковская // Пробелы в российском законодательстве, 2012. № 6. С. 35-39.

ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИНФОРМАЦИОННЫМ ОБМЕНОМ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ

Шамаев А.В.

Шамаев Арсентий Владиславович - студент магистратуры, кафедра теории и истории государства и права, юридический факультет, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск

Аннотация: в статье рассматривается, что информация и взаимосвязь между субъектами должны быть основой для противодействия терроризму. Актуализировал эту проблему и ООН в своей Декларации о мерах по ликвидации международного терроризма 1994 г. В статье не только проанализированы правовые документы, которые направлены на улучшение и взаимодействие между странами, но и выявлены наиболее эффективные средства обмена информацией. На основе вышесказанного можно сделать заключение о некоторых проблемах, таких как затруднительность оборота информации между государствами и соответственно слабое взаимодействие в обмене информацией.

Ключевые слова: информация, документ, международные отношения, гриф секретности, международный терроризм.

Международный терроризм - это глобальная проблема современного мира, имеющая ряд присущих только ей особенностей. Так, снижение уровня общей преступности выступает задачей мирового масштаба, однако каждая отдельная страна вынуждена бороться с ней своими собственными методами, применяя инструментарий, учитывающий особенности государственного строя, менталитет жителей, существующие нормы морали и т.д. Рассматривая тему противостояния терроризму как явлению, специалисты всех уровней приходят к единому мнению: ключ к эффективности - стабильный и полный взаимообмен информацией между всеми странами. С такой позицией соглашаются и представители Организации Объединенных Наций, подавшие к утверждению ряд международных документов. Говоря об ООН, стоит отметить, что информационный взаимообмен касательно всех дел, так или иначе связанных с терроризмом, стал наиболее обсуждаемым. Нет ни единого Комитета или Совета, который в своей деятельности не поднимает эту проблему.

Цель данной работы:

- анализ нормативно-правовой базы и отдельных документов, регулирующих межгосударственное сотрудничество по инфообмене, связанному с терроризмом;

- выявление наиболее действенных векторов обмена информацией, проведение их оценки.

Противодействие терроризму объединяет все города, страны и континенты, ведь террористические группировки зачастую игнорируют политические границы, равно как и географические барьеры, демонстрируя одномоментное действие в разных углах

мира. Создание некой единой базы, предусматривающей систематическое ее обновление и пополнение данными со всех государств, имеет огромные преимущества, среди которых:

- обнаружение всех веток террористической структуры;

- отслеживание активности ключевых лиц системы;

- возможность организации и проведения действенных совместных антитеррористических мероприятий;

- борьба с донорами, финансирующими теракты;

- возможность обмена результативным опытом на международном уровне [5].

Тремя ключевыми звеньями в противостоянии террористам являются полиция,

спецслужбы и правосудие (в международном масштабе). Улучшение информационного обмена между ними и максимально возможное взаимодействие -шанс нанести сокрушающий удар по терроризму. Организация Объединенных Наций, констатируя важность консолидации усилий, предоставляет крепкое правовое подспорье: например, документ, дополняющая Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма 1994 г., утверждённый резолюцией 17 декабря 1996 года. Кроме призыва сплочения, в нем четко оговариваются основоположные нюансы сотрудничества: «В целях повышения эффективности осуществления соответствующих правовых документов активизировать, при необходимости и где это уместно, обмен информацией о фактах, связанных с терроризмом, избегая при этом распространения неточной или непроверенной информации» [3].

Осуществление информационного обмена целесообразно вести по наиболее важным, с точки зрения стратегии, позициям. Наибольшее внимание должно сосредотачиваться в таких сегментах, как:

- персональные данные всех членов известных группировок (от лидеров до рядовых исполнителей);

- актуальные средства, тактика, инновационные методы борьбы с организованными группировками;

- финансирование через кредитные, коммерческие или иные организации;

- специфические расследования/судебные разбирательства в отношении преступлений террористической направленности.

Совместная Декларация РФ и Ассоциации стран Юго-Восточной Азии - еще один важный документ в данной отрасли, в котором провозглашено следующее: «Каждому из участников предлагается назначить орган, который будет координировать действия с правоохранительными учреждениями, ведомствами, занимающимися противодействием финансированию терроризма, и другими заинтересованными правительственными учреждениями, а также выполнять функции центрального контактного пункта для целей осуществления Декларации».

Современные реалии выступают фактором, во многом усложняющим процессы, которые с теоретического и нормативно-правового ракурса выглядят безупречно. Сфера международных отношений определяет ряд особенностей, напрямую влияющих на успешность сведения терактов к минимуму. Например, нужно помнить о многочисленных организациях международного уровня, способных обмениваться важными данными. Они способны дополнить недостающие пробелы, образуемые при построении «общей картины». Ядром инфообмена должны оставаться государственные органы, имеющие непосредственный доступ к первичной информации, а именно: уполномоченные представители стран-участниц международного сотрудничества. В локальных планах речь идет об органах юстиции, специализированных службах безопасности, а также правоохранительных органах [4].

Помимо очевидных организационных моментов и потребности в укреплении правового поля, всемирный информационный обмен затруднен специфическими нюансами. К последним можно отнести использование грифа секретности -обязательного инструмента при работе с делами, касающимися общегосударственной

67

безопасности. Безусловно, строго лимитированный доступ к оперативным сведениям - непременная составляющая в документообороте такого рода. Борьба с терроризмом требует максимально быстрого реагирования на происходящее, а превентивность и попросту невозможна без полного владения необходимыми данными.

Текущую ситуацию в инфообмене между странами-партнерами попытался преломить Дж. Негропонте, глава национальной разведки Соединенных Штатов Америки. Еще в 2005 году этот талантливый дипломат разработал концепцию грифа, сокращенно именуемого RELIDO. Целью его создания было упрощение взаимообмена нужными материалами. Знак Releasable by Information Disclosure Officiai подразумевает новую для должностных лиц возможность полного раскрытия, распространения и любого другого действия, нужного для конкретного положения дел. Ранее раскрытию данных предшествовал отдельный процесс.

Политическая арена предоставлена большим числом разнообразных субъектов. По сути, каждая отдельная территория выступает полноправным членом международного взаимодействия, однако практика свидетельствует об обратном положении вещей. Терроризм безошибочно определяет государства, так или иначе неспособные оказать ему достойный уровень сопротивления. Чаще всего, в условно изолированных странах с низким уровнем сознания наиболее высокие показатели активности преступных группировок. Получается, что державы, чаще всех сталкивающиеся с террористами обладают наиболее ценными данными, но в силу обстоятельств не способны их передать другим.

Наиболее значимыми путями развития информационного обмена в данной конкретной сфере для поддержания безопасности во всем мире считаются:

- активизация сотрудничества в расследовании преступлений террористической направленности;

- эффективный межведомственный обмен между компетентными внутренними органами и с аналогичными структурами зарубежных партнеров;

- создание региональных организаций;

- проведение узкоспециализированных учений;

- поддержка в получении доказательств на территории иностранных государств;

- минимизация распространения недостоверной и неактуальной информации;

- избегание дублирования функций различных организаций и информационных систем;

- создание объединенной информационной системы, которая бы содержала биографическую и биометрическую информацию о лицах, подозреваемых в совершении актов терроризма, участвовавших в их подготовке или совершении, состоящих в экстремистских и террористических организациях (к слову, подобные системы существуют на региональных уровнях, например, для накопления и систематизации аналитических исследований и подобных материалов, а также прогнозирования развития ситуаций в регионах). В Антитеррористическом Центре СНГ сформирована межгосударственная, межведомственная информационная система коллективного пользования (Специализированный банк данных).

Актуальность информационного обмена при попытках ликвидировать международный терроризм регулярно подтверждается практическими примерами. Широкую известность получило заявление Александра Васильевича Бортникова, сделанное в апреле 2014 года. Тогда на тринадцатом заседании руководителей спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов иностранных государств - партнеров ФСБ РФ прозвучало следующее:

«Четкое и слаженное применение всего комплекса антитеррористических мер, а также согласованная работа по оперативному и информационному взаимодействию позволили организаторам спортивных состязаний провести этот праздник «олимпийского духа» в обстановке максимальной защищенности и комфорта, как для

участников, так и для гостей соревнований». По сути, это признание неоценимо высокой роли информационного обмена в недопущении терактов.

Любые конкретные примеры совершенных терактов и планируемых превентивных мероприятий есть неопровержимыми свидетельствами огромного практического значения своевременного информационного обмена, а также важности дальнейшего его анализа. Учитывая вышеизложенное, напрашивается вывод, что информационному обмену должно предшествовать осознанное развитие партнерских связей, что в свою очередь напрямую отражается на уровне доверия.

Список литературы

1. Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Нью-Йорк, 15 декабря 1997 г.). // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/bombing.shtml/ (дата обращения: 18.12.2018).

2. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов от 14 декабря 1973 г. Ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 26 декабря 1975 г. № 2727-1Х // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/int_protected_persons.shtml/ (дата обращения: 18.12.2018).

3. Генеральная Ассамблея ООН. Декларация, дополняющая Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма 1994 года. 51/210., 1996.

4. Новиков А.П. Борьба с терроризмом дает реальную отдачу // Издание «ВВП» 2010. № 6 (56) // http://www. vvprf.ru/ (дата обращения: 18.12.2018).

5. Нетаньяху Б. Война с терроризмом: как демократии могут нанести поражение сети международного терроризма. Альпина Паблишерз, 2002. 206 с.

КРИМИНОЛОГИЯ. РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРЕСТУПНОСТИ

В РОССИИ Шамаев А.В.

Шамаев Арсентий Владиславович - студент магистратуры, кафедра теории и истории государства и права, юридический факультет, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск

Аннотация: в статье рассматриваются средства массовой информации как инструмент формирования и/или коррекции общественного мнения, в частности связь СМИ с предупреждением преступности в России.

Ключевые слова: информация, СМИ, масс-медиа, общественное мнение, преступность, формирование мнения.

Мы живем в информационный век, при этом каждый из нас является активным действующим лицом информационной среды. Мы участвуем, реагируем, и даже зависим от нее. Для некоторых это превращается в своеобразный ритуал или даже навязчивую манию: очень тяжело прожить хотя бы один день без новостей политики, курса валют, прогнозов погоды. Информация для нас имеет глобальное значение, и ее роль будет только повышаться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.