Научная статья на тему 'Опыт взаимодействия антитеррористических сил со средствами массовой информации'

Опыт взаимодействия антитеррористических сил со средствами массовой информации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
348
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пастухов Б. Н., Васильев В. А., Синцов Н. В., Куликов А. В., Малахов Б. Н.

9 апреля 2007 г. в рамках проекта «Будущее без терроризма, терроризм без будущего» Институт развития прессы совместно с Торгово-промышленной палатой РФ провел Международный круглый стол «Опыт взаимодействия антитеррористических сил со средствами массовой информации». Цель встречи заключалась в обмене опытом и изучении реальной практики эффективного взаимодействия СМИ и правоохранительных структур, а также в обсуждении ответственности государства и бизнеса в противодействии терроризму. В ходе дискуссии обсуждались следующие вопросы: взаимодействие государства и бизнеса в противодействии террористической угрозе; международные документы (хартии, конвенции, договоры), определяющие процедуры взаимодействия журналистов и силовых структур в экстремальных ситуациях; социальная ответственность медиа-бизнеса как фактор стабильности общества; как эффективно выстроить взаимоотношения журналистов и СМИ с силовыми структурами; преодоление конфликтов СМИ и силовых структур в ходе выполнения профессиональных задач; ситуация выбора «право людей на жизнь или право общества на информацию»: ответственность силовиков и журналистов; ограничение распространения информации: как это соотносится с конституционным правом граждан; российская и зарубежная практика действий СМИ и правоохранительных органов в экстремальных ситуациях. Вниманию читателей предлагаются выступления участников Международного круглого стола, публикуемые в сокращении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Пастухов Б. Н., Васильев В. А., Синцов Н. В., Куликов А. В., Малахов Б. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт взаимодействия антитеррористических сил со средствами массовой информации»

6 (15) - 2007

ЗАСЛОН ДЛЯ ТЕРРОРИЗМА

опыт взаимодействия антитеррористических сил со средствами массовой информации

9 апреля 2007 г. в рамках проекта «Будущее без терроризма, терроризм без будущего» Институт развития прессы совместно с Торгово-промышленной палатой РФ провел Международный круглый стол «Опыт взаимодействия антитеррористических сил со средствами массовой информации».

Цель встречи заключалась в обмене опытом и изучении реальной практики эффективного взаимодействия СМИ и правоохранительных структур, а также в обсуждении ответственности государства и бизнеса в противодействии терроризму.

В рамках круглого стола выступали старший вице-президент ТПП РФ Б. Н. Пастухов, председатель Комитета Государственной Думы РФ по безопасности В. А. Васильев, официальный представитель Национального антитеррористического комитета Н. В. Синцов, главный редактор Московской Русской службы Би-Би-Си Константин Эггерт, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по безопасности А. С. Куликов, заместитель директора Департамента информации и печати МИД РФ Б. Н. Малахов, генеральный секретарь антитеррористического Медиафорума ОДКБ А. В. Орлов, журналист Виктор Гущин, заместитель главного редактора телеканала Russia Today Алексей Николов, доцент факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова Андрей Раскин и др. Институт развития прессы и Торгово-промышленная палата РФ выразили благодарность за помощь в подготовке и проведении Международного круглого стола Международному антитеррористическому Медиафоруму ОДКБ, Российской ассоциации связей с общественностью, Платформе «Диалог Евразия», а также лично председателю Комитета Государственной Думы РФ по безопасности В. А. Васильеву, руководителю Департамента по безопасности ТПП РФ Н. И. Гетману, заместителю председателя Комитета Государственной Думы РФ по безопасности А. С. Куликову, генеральному директору НО «Антикриминальный и антитеррористический фонд» В. А. Куликову, заместителю директора Департамента информации и печати МИД РФ Б. Н. Малахову, председателю Комитета РАСО по взаимодействию

с PR- и информационными структурами силовых ведомств С. В. Медведевой, генеральному продюсеру фестиваля детективных фильмов Ю. А. Митюшину, независимому эксперту О. М. Нечипоренко, заместителю главного редактора телеканала «Russia Today» А. Л. Николову, генеральному секретарю антитеррористического Медиафорума ОДКБ А. В. Орлову, старшему вице-президенту ТПП РФ Б. Н. Пастухову, доценту факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова А. В. Раскину, официальному представителю Национального антитеррористического комитета Н. В. Синцову, главному редактору Московского бюро Русской службы Би-Би-Си К. П. Эггерту.

Предлагаем вашему вниманию выступления участников круглого стола, публикуемые в сокращении.

Б.Н. ПАСТУХОВ, старший вице-президент ТПП

РФ. Позвольте мне по поручению Евгения Максимовича Примакова приветствовать вас в стенах Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и поблагодарить за то, что вы откликнулись на приглашение принять участие в этой чрезвычайно важной встрече. Мы обсуждаем тему, актуальность которой, к сожалению, все время возрастает. Международный терроризм превратился в осязаемую угрозу безопасности жизни людей, в угрозу суверенитету государств — пожалуй, всех без исключения. Сегодня мы хотим еще раз подчеркнуть, что борьба с терроризмом не представляется эффективной без объединения сил власти и гражданского общества, к которому принадлежат институты предпринимательства и бизнес-сообщества. Эффективная борьба с терроризмом немыслима без активного участия средств массовой информации. Торгово-промышленная палата, откликаясь на предложение Министерства иностранных дел, Государственной Думы, Министерства внутренних дел, а также всех объединений, которые в России направляют усилия государства и общественности на борьбу с терроризмом, активно разрабатывала тему, связанную с привлечением бизнес-сообщества, российских предпринимателей к борьбе с терроризмом. Евге-

- 49

ний Максимович Примаков участвовал в международной конференции, которая около года назад проходила в Брюсселе, мы активно сотрудничали с Министерством иностранных дел, когда подобный форум проводился в Москве. Бизнес и средства массовой информации многое могут сделать, для того чтобы терроризму, этому опаснейшему злу нынешнего времени, была поставлена надежная преграда. Бизнес обязан ликвидировать питательные корни терроризма — голод, безработицу, безденежье, тяжелые условия жизни в ряде развивающихся стран. Средства массовой информации должны формировать активное общественное мнение, а не запугивать население, не подливать масло в огонь.

В.А. ВАСИЛЬЕВ, председатель Комитета Государственной Думы РФ по безопасности. Сегодня проблема противодействия терроризму является одной из самых сложных, современных и актуальных проблем в мире. Мы знаем об этом и стараемся найти более совершенные формы, для того чтобы эта работа была эффективной у нас в стране и во всем мире. Мы хорошо поняли, насколько это взаимосвязано, ратифицировав более десяти конвенций по вопросам борьбы с терроризмом. Хотелось бы сначала сказать о том, что внушает некоторый оптимизм. После событий в Беслане мы встречались с господином Джулиани, и он рассказал, как, будучи прокурором Нью-Йорка, в течение двух лет решал проблему выдачи террориста Великобритании. Два года, заметьте, одно государство выдавало другому государству террориста. И недавно, когда произошли теракты в Великобритании, в течение нескольких часов подозреваемый был выдан Италии, а допросы и первые следственные действия начались сразу. Все, кто занимается этой темой, могут сказать, что на пути выстраивания единой системы противодействия терроризму, особенно с точки зрения правоохранительных органов, спецслужб, есть полное понимание и есть результат. В частности, сегодня в России, если говорить о Южном федеральном округе, на 40 % сократились проявления террора. Это, безусловно, определенный результат системной работы, которая построена на Законе «О противодействии терроризму» — новом, отвечающем современным требованиям. Речь идет о той вертикали ответственности, которая была выстроена Указом Президента и которая позволила создать систему реагирования, начиная с Национального антитеррористического комитета и заканчивая оперативным штабом на месте проведения контртеррористической операции. Эта система позволяет действовать в режиме реального времени, принимая решения, когда это нужно, по

50 -

минутам, а то и секундам. Все специалисты знают, что так называемое окно возможности освобождения заложников иногда открывается на минуты. В эти минуты террористы допускают какую-то оплошность, и воспользоваться ею может только настоящий профессионал, который получил санкцию, когда решение принято. Сегодня такая вертикаль выстроена. Также я хотел бы обратить внимание на несколько существенных аспектов, в понимании которых нам, возможно, удастся продвинуться. Часто приходится слышать о том, что роль средств массовой информации трудно переоценить — в частности, в тех вопросах, которые мы пытаемся решать более эффективно. Это действительно так. Вы помните, 11 апреля 2003 г. была принята Антитеррористическая конвенция, касающаяся поведения СМИ в условиях террористического акта и проведения контртеррористической операции. Это очень важно, поскольку это не законодательное, а именно корпоративное решение, и оно вносит особый вклад в противодействие террору. В России противодействие терроризму происходит в особых условиях. Наша страна за 15 с небольшим лет прошла очень сложный путь, имеющий определенные последствия, с которыми мы сталкиваемся. И не удивительно, что терроризм на нашей территории провел серьезную пробу сил. И сегодня, оценивая его стратегию, мы знаем, что если в мировом масштабе халифат предполагается в 20-е гг. этого столетия, то в России, включая территорию Дагестана, искренне надеялись создать халифат намного раньше. Это во многом объяснялось тем, что система власти, спецслужб, правоохранительная система в период смены формации в нашей стране претерпели очень серьезные изменения и во многом потеряли способность эффективно противостоять угрозам, какими бы они ни были. Это плата за переходный период. Естественно, в этих условиях очень изменились и наше общество, и, конечно же, средства массовой информации как выразители интересов, чаяний, мотиваций общества. И в первую очередь мы сейчас должны работать с институтами гражданского общества. Те кто изучают проблемы терроризма, часто используют образ театра. То есть террористы разыгрывают спектакль, общество присутствует при этом. Происходит процесс устрашения, процесс потери здравого смысла. Террористы хотят, чтобы их действия вызвали в обществе определенный эффект, на который эти действия рассчитаны. Все мы это ощущали и чувствовали, как это происходит. Очень важно то, в каком состоянии находится общество. Вот хотя бы такой пример: у нас в десятки раз сократилось количество дружинников, если сравнивать с советским временем. К этому можно относиться

по-разному. Но когда люди участвовали в борьбе с правонарушениями, они контролировали власть, в частности органы милиции, они сами видели, что такое правонарушение, видели его последствия. Это был процесс воспитания — через личное присутствие. Сейчас это утрачено полностью. У нас даже нет закона, который защищал бы человека, вставшего на путь защиты интересов другого человека или общества. Сейчас такой закон только обсуждается, и не факт, что он будет в ближайшее время принят. Еще один момент. Движущей силой развития нашего нового экономического процесса было отрицание советского государства и советской экономики. Без этого нельзя было построить экономику рыночную. Но за такой короткий период времени отрицание эффективности власти, ее дискредитация вольно или невольно заложили в каждом из нас негативное отношение к власти. Было очень интересно встречаться с журналистами, работающими в горячих точках, во время проведения контртеррористических операций. Один из журналистов сказал вещи, которые были мне понятны, но стали для меня откровением в его устах. Он сказал приблизительно следующее: «Я хорошо помню тот период, когда для меня в Чечне с одной стороны были бандиты и негодяи, а с другой стороны — отморозки». Отморозками он назвал силовиков, которые проводили операцию в Чечне. Конечно, мы знаем, что в правоохранительных органах существует много реально негативных явлений. Но, тем не менее, мы никогда бы не навели порядка—пусть даже такого, далекого от совершенства, — если бы существовал только негатив. И сегодня, когда мы принимаем законы, почти по каждому законопроекту люди говорят: «Да, это правильно, но как это будет исполняться в нашей чиновничьей среде, зараженной коррупцией, в правоохранительных органах, где немало «блюстителей закона», которые сами творят произвол и беззаконие? Понятно, что закон направлен в будущее. Но жить-то надо сегодня». Здесь действительно есть немало вопросов. Поэтому в законодательной деятельности мы не должны спешить. И в то же время, принимая Закон «О противодействии терроризму» (а принимали его, с одной стороны, в невероятной спешке, поскольку за промедление приходилось расплачиваться жизнями граждан, а с другой — до последнего момента все обдумывали, обсуждали, вносили поправки), мы получили при голосовании, наверное, самый высокий процент поддержки во всех фракциях. Закон получился неплохой, как показывает практика. Так что с этой точки зрения у нас есть хорошая перспектива. Конечно, нужно помнить, что заклинаниями гражданского общества не создать — надо вовлекать людей, надо, чтобы люди

чувствовали, что их мнения услышаны, и тогда они начнут участвовать в борьбе со злом, и добро начнет побеждать действительно масштабно, потому что это будет не результат деятельности власти, а нормальное поведение общества.

Н.В. СИНЦОВ, официальный представитель Национального антигеррористического комитета. Более десяти лет Российская Федерация, и прежде всего Южный федеральный округ, живет в условиях реальных террористических угроз. Вывод из многолетней отечественной практики контртеррористической деятельности один: для борьбы с этим не имеющим национальной, религиозной и другой окраски злом необходимо объединить все усилия государства и общества. Поэтому Президентом РФ был утвержден и 10 марта 2006 г. вступил в силу Федеральный закон «О противодействии терроризму». Законом установлены новые принципы организации антитеррористической деятельности в Российской Федерации, которые позволяют сформировать общегосударственную систему предупреждения и пресечения террористических угроз, отвечающую современной обстановке. В полной мере учтен отечественный и международный опыт, соблюдены и защищены основные права и свободы граждан. В целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму и создания механизма реализации Закона Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года «О мерах по противодействию терроризму» образован Национальный антитеррористический комитет. Возглавляет Комитет директор Федеральной службы безопасности, генерал армии Николай Платонович Патрушев. В состав Комитета включены все руководители силового блока — МВД, СВР, ФСО, МЧС, Генштаб, заместители председателей палат Федерального Собрания, заместители Секретаря Совета безопасности, руководитель Аппарата Правительства РФ, заместитель руководителя Администрации Президента РФ, помощник Президента РФ, министры иностранных дел, здравоохранения и социального развития, информационных технологий, промышленности, энергетики, транспорта, юстиции, руководитель Росфинмониторинга. На Комитет возложены задачи, ориентированные на комплексное противодействие терроризму, включая подготовку предложений по формированию государственной политики в области противодействия терроризму, координацию деятельности министерств и ведомств, силовых структур, органов власти и управления, мониторинг и устранение причин и условий, способствующих распространению терроризма, участие в международном сотрудни-

- 51

честве. Принципиально важным является то, что к компетенции Комитета отнесены все направления работы в сфере противодействия терроризму: борьба с террористической деятельностью, ликвидация возможных последствий терактов и профилактика терроризма. Для организации указанной работы образован Аппарат Национального антитеррористического комитета. Меры по борьбе с терроризмом, принимаемые в нашем государстве, нуждаются в активной информационной поддержке, поэтому Национальный антитеррористический комитет постоянно сотрудничает с масс-медиа. На центральных и региональных телеканалах, в печатных изданиях, радиопрограммах, на Интернет-сайтах организуется информационно-пропагандистское сопровождение заседаний Комитета, заседаний Федерального оперативного штаба, а в Федеральных округах — совещаний председателя Комитета с руководителями Антитеррористических комиссий и оперативных штабов. Также освещаются оперативно-тактические учения, проводимые под эгидой Комитета. Регулярно выходят материалы о задержании и ликвидации членов бандформирований, фактах изъятия оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, проведении специальных и профилактических мероприятий. Такие действия, безусловно, дают свой пропагандистский и профилактический эффект, особенно в условиях, когда все силовые ведомства единодушны в неприятии жестких ограничений на распространение информации, что противоречило бы самой природе современных медийных структур. Готовность идти навстречу, со своей стороны, проявляют практически все средства массовой информации. Следует отметить, что терроризм немыслим без информационной подпитки. Готовя свои преступные замыслы, террористы рассчитывают произвести громкий эффект, стремятся добиться общественного и политического резонанса — в первую очередь, с помощью средств массовой информации. Многие террористические, экстремистские организации имеют собственные Интернет-сайты, что дает возможность террористам обращаться к широкой аудитории и обмениваться информацией со своими сторонниками. Интернет используется ими для разжигания национальной, религиозной и расовой неприязни, ксенофобии, ведения экстремистской пропаганды, в том числе с целью рекрутирования новых членов в свои группировки. Интернет привлекает террористические группы легкостью доступа, полным отсутствием какого-либо контроля, наличием огромной аудитории пользователей, разбросанной по всему миру. По данным экспертов, в настоящее время в Интернете насчитывается около 5 000 сайтов, активно исполь-

52 -

зуемых экстремистскими организациями. В 1998 г. таких сайтов было только 12. Национальный антитеррористический комитет готовит предложения, направленные на совершенствование законодательной базы, касающиеся противодействия распространению идей терроризма. В частности, планируется усилить персональную ответственность Интернет-компаний за распространение подобных материалов. В январе 2007 г. впервые в истории российских спецслужб Национальный антитеррористический комитет сделал официальное заявление об угрозе совершения террористических актов в российских городах. Основная часть населения, в том числе и средства массовой информации, с пониманием отреагировали на сообщение Федерального оперативного штаба и одобрили принятые антитеррористические меры. Представители масс-медиа профессионально и оперативно доводили до населения сообщения Федерального оперативного штаба, создавали благоприятную обстановку в обществе, объективно освещали происходящие события. В настоящее время Аппарат Национального антитеррористического комитета совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разрабатывает шкалу террористических угроз и планирует выйти с инициативой о ее законодательном закреплении. В соответствии с этой шкалой население будет оповещаться о введении определенного уровня террористической опасности. Безусловно, особая роль будет отведена средствам массовой информации. Другим важным аспектом является поведение представителей СМИ в момент совершения терактов или в период проведения контртеррористической операции. Очевидно, что без каких бы то ни было покушений на конституционные права основным принципом работы в данном направлении должен стать реальный, вплоть до юридического закрепления, приоритет безопасности государства и его граждан над свободой распространения информации. Деятельность журналистов в особых условиях должна строго регламентироваться Федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, которые четко определяли бы работу журналиста в зоне проведения контртеррористической операции и систему его взаимодействия с оперативным штабом. Также мы считаем целесообразным использовать возможности СМИ по внедрению в общественное сознание положительных установок—в первую очередь, принципов законности, уважения к основам государственности России, мирному сосуществованию в пределах страны представителей различных социальных групп, этнических образований и религиозных течений. Не менее важным направлением является взаимодействие со СМИ в работе по дискредитации в обществе

террористических и экстремистских организаций, созданию обстановки нетерпимости к любым проявлениям терроризма, политического и религиозного экстремизма, действиям, направленным на подрыв целостности государства и разжигание межнациональной розни. Необходимо способствовать распространению через средства массовой информации сведений, раскрывающих преступную сущность террористических и экстремистских организаций. Имеющиеся возможности используются пока не в полной мере, но мы уверены, что объединение усилий каждого гражданина, общества и государства позволит нам эффективно противостоять террористическим угрозам.

А.В. КУЛИКОВ, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по безопасности. Тему взаимодействия антитеррористических сил и журналистов мы поднимаем не в первый раз, и она снова в повестке дня, потому что этот вопрос поставлен самой жизнью. Действительно, количество терактов на сегодня, к счастью, уменьшилось, даже на юге. И это значит, что все мы трудились не напрасно — и силовики, и хозяйственники, и те, кто обеспечивал информационное освещение. Но стала ли спокойнее жизнь? К сожалению, нет. И вопрос «Как писать о терроризме?» по-прежнему актуален. В том числе и потому, что он относительно недавно пришел в нашу жизнь. До недавнего времени не только журналисты, но и власть не была готова ко всему этому. Можно вспомнить 1991 — 1994гг., когда под флагом национально-освободительного движения в Чечне преступный режим перешел к террористическим методам. Будучи командующим внутренними войсками, я направил в Чечню группу специалистов, в том числе операторов, и в 1993 г они записали девять часов видеоопросы людей, изгнанных из Чечни. Тринадцатилетняя девочка рассказывает, как в станице Асиновской ее насиловали 15 чеченцев. Проводница рассказывает, как ее насиловали в поезде. Декан факультета и профессор кафедры университета рассказывают, как под угрозой оружия их заставляли ставить оценки в зачетную книжку Как отбирали дома, везли людей до границы и просто их там вываливали, и люди не знали, куда деваться. Это был массовый исход. Я к тому времени — недавний выпускник Академии Генерального штаба, где нас учили на примерах международного опыта, как готовятся акции для ликвидации локальных конфликтов. Например, Панама. Американцы показали 40-секун-дный эпизод: некий генерал Норьега торгует наркотиками, никаких авторитетов для него не существует, в том числе и в лице Соединенных Штатов Америки. На второй день передача длилась минуту, на третий

день — 3 минуты... Через месяц Конгресс дал добро на применение вооруженных сил. Вот как готовилось общественное мнение не только страны, но и всего мира. И операция прошла успешно, блестяще, можно сказать. Задача была решена. А теперь вспомните, что было у нас. Из 9-часовой записи мы сделали кассету на 30 минут, и этот фильм я показал в Администрации Президента, министру обороны, руководителю Федеральной службы безопасности, вице-премьеру, отвечающему за это, и сказал: «Посмотрите, что там творится. Нам все равно придется эту проблему решать. Расскажите людям, что собой представляет режим Дудаева». Потом я собрал пресс-конференцию и продемонстрировал журналистам эти жуткие кадры и попросил показать это в эфире. Ни власть, ни журналисты не откликнулись. И в результате мы идеологически и информационно провалили первую кампанию. Все были на стороне «национально-освободительных героев», включая международные гуманитарные организации. Время проходит, слава богу, но трансформация журналистов проходила очень медленно. Не буду называть фамилию очень известного журналиста одной из центральных газет. Он получил за октябрьские события 1993 г. орден из рук Президента, но во время событий в Первомайске был в банде Радуева и оттуда с восторгом вещал, как героически они себя ведут и как замерзают голодные федеральные силы. Но, как известно, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Это относится ко всем, к журналистам особенно. Вот главная отправная точка, которой должны придерживаться все, кто причастен к решению этих проблем. В последнее время подобное, к счастью, преодолевается, и сегодня ни один главный редактор не будет настолько безответственным, чтобы давать в эфир или на страницы газеты материалы с грубыми ошибками. Для этого было сделано очень много, в том числе и средствами массовой информации, и властью. Мы благодарны журналистам за то, что сегодня работает Положение «Об этических принципах профессионального поведения журналистов», принятое Союзом журналистов России в октябре 2001 г., и Антитеррористическая конвенция, принятая Индустриальным комитетом Медиасоюза в апреле 2003 г Причем инициатива исходила от самих журналистов. Психологически важно, когда нормы не спускаются сверху, а вырабатываются внутри самого сообщества. Конечно, они не носят формы закона, никто не имеет возможности принять меры к нарушителям договоренности, привлечь к ответственности и т. д. Но, тем не менее, такие документы необходимы, чтобы формировалось новое сознание. И мы с оптимизмом видим, что ментальность журналистского сообщес-

- 53

тва меняется. Более того, нравственные правила, заложенные в этих документах, дорогого стоят. Надежнейший из цензоров журналиста—это он сам, его совесть и нормы, принятые журналистским цехом. Мы, законодатели, тоже не сидели сложа руки. Закон «О противодействии терроризму» рождался в жарких дискуссиях, и он уже работает, как и поправки, касающиеся других законов, в том числе, Закона «О средствах массовой информации». Даже название Закона уже предусматривает заблаговременную работу, направленную на противодействие терроризму. И определение терроризма мы дали принципиально новое, к нему сегодня прислушиваются и хотят взять его на вооружение другие страны. Терроризм — это идеология насилия и практика устрашающих действий. Само определение показывает, что раз это идеология — значит, она зарождается у кого-то в голове, и нужно заранее принимать меры по предупреждению, а не просто реагировать на конкретный взрыв, поджог и другие теракты. Это уже последствия. Прежнее определение связывало нас, сковывало руки. Профилактика же терроризма — это очень большое поле деятельности, в том числе и для журналистов. В период работы над этим Законом широко обсуждалась необходимость законодательного регулирования средств массовой информации. В конце концов мы решили определить только основы: руководитель назначает из числа представителей штаба ответственное должностное лицо (в качестве опыта мы использовали ситуацию с «Норд-Остом», когда эту задачу решал Владимир Абдуалиевич Васильев, и общество было удовлетворено тем, как подавалась информация о ходе операции), место также определяет непосредственно руководитель операции. Но в другие законы, в частности в ст. 4 Закона «О средствах массовой информации», мы внесли дополнительные положения о недопустимости использования средств массовой информации для распространения материалов, призывающих к терроризму, обосновывающих или оправдывающих его. Оправдание терроризма признается отныне деянием не только аморальным, но и противоправным. В ту же статью вносится дополнение, относящееся к порядку сбора и получения информации в зоне контртеррористической операции, устраняется запрет на распространение сведений о мерах, приемах и тактике проведения операции, потому что все это может поставить под угрозу безопасность заложников и сотрудников спецподразделений, участвующих в операции. Вот тут мы в который раз касаемся очень тонкой грани, разделяющей право на свободу слова и необходимость ограничения этой самой свободы. Уже не раз приходилось говорить о приоритете права

54 -

на жизнь над всеми остальными правами. Снова можно вспомнить «Норд-Ост». Приглашают человека на «Эхо Москвы», ведущий включает микрофон и произносит: «Имейте в виду: все, что Вы говорите, слушают террористы на Дубровке». Вот попробуйте в такой ситуации найти необходимые слова. Там тысяча заложников, и в любой момент кто-то из террористов может нажать на кнопку, если скажут, что им оттуда не выйти и они будут уничтожены. Вот проблема ответственности журналиста. Но конфликт интересов сохраняется. Во всем мире спецслужбы и правоохранительные органы делают все, чтобы ограничить свою территорию. И это естественно — как и то, что журналисты стараются на эту территорию проникнуть. Но, соблюдая свои профессиональные интересы, выполняя свой долг, мы должны понимать друг друга, потому что наши общие интересы — это безопасность страны, безопасность граждан. Это выше ведомственных интересов. Это та территория, где не должны действовать законы рынка, даже цивилизованного. Понятно, что сенсация является продуктом, который легче продать. Я иногда с недоумением читаю публикации некоторых наших спецов медиа-бизнеса о том, что журналистика—это продажа информации, и ничем не отличается от продажи овощей на рынке. Думаю, что и террористы в курсе подобных «рыночных» настроений. Но вспомним слова Маргарет Тэтчер: «Освещение в СМИ — это кислород для террористов». Для современного террора поле боя — телеэкран. Неслучайно террористы требуют к себе, прежде всего, тележурналистов. Все мы должны хорошо понимать: есть зоны, ходить в которые с рыночным аршином — это преступление. Эффективная медиа-стратегия должна стать составной частью государственной стратегии, направленной на противодействие терроризму, а не только на освещение самих терактов. Тем более что сегодня появилась возможность работать иначе, без горячки, свойственной экстремальным ситуациям. У нас есть ряд деловых предложений для журналистов. Во-первых, сегодня взаимодействие между СМИ и властью, включая структуры безопасности, должно быть направлено на то, чтобы увести общество от представления о терроризме как о глобальном непобедимом зле. В жизни терроризма значительно меньше, чем в прессе и на телеэкране. Вал подобной информации превращает ее буквально в оружие массового поражения человеческой психики. Давайте пожалеем наших граждан. Во-вторых, действует желание пишущих и снимающих представлять силовиков в негативе. Хотя позитива сегодня стало больше, чем раньше. Психологически верно будет предлагать читателю и зрителю информацию о возможностях

спецслужб и силовых структур, что, с одной стороны, остудит горячие головы и предостережет от террористических вылазок, а с другой стороны, даст людям чувство уверенности и защищенности. Чего еще не хватает СМИ — это предоставления примеров разумного поведения граждан, оказавшихся в зоне террористического бедствия. Людей надо не пугать, а учить действовать в экстремальных ситуациях. Самое время проанализировать и обобщить прошлые ошибки. И не только силовиков, но и обычных россиян. Общегражданский ликбез — это тоже часть профилактики терроризма. Еще одна актуальная задача СМИ — дегероизация террористов, смещение акцентов от исполнителей к пострадавшим. Профессионализм журналистов — в умении представить подавление теракта как трагическую необходимость, противопоставить преступность террора чистоте тех, кто с ним борется. Оправдание террористов средствами массовой информации и призывы войти в их положение абсолютно недопустимы. Пресса должна искать в этой горячей теме не столько сенсационность, сколько повод для серьезного разговора. Говорить есть о чем. СМИ, как и политики, должны уделять внимание вопросам толерантности, межнационального, межконфессионального диалога в нашем непростом мире. Напомню, что произошло в Нальчике два с половиной года назад. Мечетей в Республике больше, чем средних школ. Кто проповедует в этих мечетях? Выпускники из Саудовской Аравии, на арабском языке, о чем — никто не знает. Вот по какому поводу СМИ должны поднимать тревогу в обществе. Глобальная профилактика терроризма — это понимание его сути, корней и истоков. Сегодня всем ясно, что терроризм — только вершина айсберга, вершина большой политической пирамиды. Надо понимать, какова подоплека этих действий. Сами террористические угрозы давно стали транснациональными по масштабу и глобальными по сути. Их воздействие проявляется через порождение новых общемировых социальных проблем и острых противоречий. Теракты освещают не аналитики, а репортеры? Это действительно так. Но я говорю о телекомпаниях, радиостанциях, газетах, журналах. Выстраивание такой политики — задача их руководителей. Кстати, и корреспондентам стоит сегодня переквалифицироваться на социальные репортажи. Скажем, о пацанах, развлекающихся звонками о заложенных бомбах. Об офицерах, сбывающих оружие налево. Об ученых, продающих технологии. О писателях, издающих книги, которые становятся учебными пособиями для начинающих, а также для нуждающихся в повышении квалификации террористов. Не все журналисты умеют это делать? Значит, надо учить их видеть в старой теме новые повороты. И, конечно

же, журналисты должны быть готовы к работе в экстремальной ситуации. К сожалению, сегодня распались журналистские пулы, специализирующиеся на конкретных проблемах. На освещение ЧП посылают человека, который вчера писал об образовании. Это плохо, но это реальность. И эта реальность означает, что журналистам надо учиться. Человек, попадающий в экстремальные условия, должен быть хорошо образован. Слишком дорогой ценой приходится платить за незнание. Достаточно вспомнить первую чеченскую кампанию, когда солдат, отправляющихся в район боевых действий без подготовки, было меньше, чем тех, кто освещал эти события. У российских журналистов нет как бы прививки самосохранения. Находиться на линии огня без каски и без бронежилета они научились. Даже если смотреть хронику, сразу видно в группе людей журналиста. Это, конечно, ненормально. Самое плохое, что необходимых средств защиты в редакциях, как правило, не существует. А я убежден, что в каждой редакции, отправляющей своего журналиста в зону экстремальной ситуации, должен быть рюкзак со всем необходимым—спальник, бронежилет, сухой паек. Иначе у руководителей оперативных штабов вместе с прибытием группы журналистов появляются дополнительные проблемы, а им и без этого работы достаточно. А силовикам, со своей стороны, стоит подумать о том, как журналиста обеспечить этими средствами защиты, потому что без лицензии бронежилет, например, приобрести невозможно. И еще один вопрос, который до сих пор не решен. Это вопрос защиты журналистов, охраны их жизни, достойного страхования тех, кто оказался в зоне ЧП. Мы готовы рассмотреть любые предложения, в том числе и в виде поправок к Закону. Мне кажется, надо убедительно объяснять людям, что эффективное противодействие терроризму возможно только в том случае, если к этому противодействию присоединится все гражданское общество, и шагом в этом направлении уже стал Всемирный антикриминальный и антитеррористический форум. Активными участниками этого форума являются 38 государств, в 6 странах, в том числе и в России, действуют его структурные подразделения. Наша задача — привлечение самых широких кругов мировой общественности, представителей властных структур, бизнеса, судебных и полицейских органов, научно-исследовательских и образовательных учреждений, участников политических и общественных объединений к созданию единого антикриминального и антитеррористического фронта. Наболевшие проблемы мы рассматриваем с различных точек зрения, пытаясь выработать общие подходы. Журналистам тоже место в наших рядах, мы их ждем. Все вопросы решаются, если их решать.

55

Б.Н. МАЛАХОВ, заместитель директора Департамента информации и печати МИД РФ. Тема взаимодействия СМИ и власти при освещении контртеррористических операций очень актуальна, и чем больше мы будем обсуждать проблемы взаимодействия, тем весомее будут результаты, которых ждет от нас общество. Прежде чем перейти к международному опыту, я хотел бы поддержать то, что уже говорилось — принципиальное значение имеет саморегулирование журналистов, их корпоративные документы. В частности, упоминалось Положение «Об этических принципах профессионального поведения журналистов» и Антитеррористическая конвенция. Исходя из важности этих документов, мы по линии МИДа предпринимаем усилия по распространению этого позитивного опыта. Эти документы были направлены в Департамент общественной информации ООН, в Секретариат Совета Европы, в Секретариат ОБСЕ, в Международную организацию журналистов, в Европейскую организацию журналистов и другие журналистские объединения с призывом изучить этот опыт и принять свои соответствующие документы по этой проблематике. Учитывая транснациональный характер современного терроризма, достичь решения сложной задачи — как, соблюдая принципы свободы слова, нейтрализовать информационную составляющую терроризма, — можно только действуя сообща, как на национальном, так и на международном уровне, активно используя потенциал международных организаций для выработки новых норм, отвечающих вызовам современности. МИД РФ в этом направлении тесно взаимодействует с заинтересованными российскими ведомствами и журналистским сообществом, и ни один международный документ, носящий обязательный или рекомендательный характер, не принимается без ведомственного согласования. Одним из первых документов, который был принят на международном уровне и служит примером современного правового подхода в сотрудничестве государств в условиях перемен, в том числе и вызванных внедрением цифровых технологий и глобализации компьютерных сетей, можно назвать Конвенцию Совета Европы «О киберпреступности», принятую в 2001 г. На саммите по вопросам информационного общества в Женеве и Тунисе в Декларации принципов под названием «Построение информационного общества — глобальная задача в новом тысячелетии» мы зафиксировали необходимость предотвращать использование информационных ресурсов и технологий в преступных и террорис-

56 -

тических целях, соблюдая при этом права человека на основе общепризнанных международно-правовых норм. Основным документом, принятым на общеевропейском уровне, стала Декларация Комитета министров Совета Европы «О свободе выражения мнений и информации в СМИ в контексте борьбы с терроризмом». Инициатором принятия этой Декларации выступила Россия, и работа над документом шла очень интересно. Когда в 2001 г. мы выдвинули эту идею, Комитет Совета Европы по средствам массовой информации, в котором работают представители 45 государств, никак на нее не отреагировал. Однако благодаря усилиям российской делегации в рамках Антитеррористического комитета Совета Европы, с учетом влияния посольств, уже через несколько месяцев, в ноябре 2001 г., началась практическая работа, которая была завершена в рекордные для Совета Европы сроки — в течение полутора лет Декларация была принята. В ней нашли отражение как интересы адекватного информирования общественности о террористических актах, так и необходимость обеспечения безопасности объектов террора, а также тех, кто проводит контртеррористические операции. Декларация, в частности, обращается к двум сегментам — к государственным органам и к журналистскому сообществу. Там содержатся положения, которые явились результатом очень напряженных дискуссий, поскольку формулировки в Совете Европы учитывают законодательства всех 45 государств-членов. К государственным органам в этой Декларации обращены следующие положения:

• не вводить ограничений на свободу выражения мнений и информации в СМИ, за исключением случаев, когда они строго необходимы и пропорциональны в демократическом обществе и после тщательного изучения вопроса о том, не являются ли достаточными уже действующие законы или иные меры;

• воздерживаться от создания для работников СМИ при получении ими доступа к местам совершения террористических актов препятствий, которые не обусловлены необходимостью обеспечения безопасности пострадавших от терроризма или правоохранительных сил, участвующих в проводимой контртеррористической операции, необходимостью расследования или принятия эффективных мер безопасности; во всех случаях, когда власти принимают решение ограничить такой доступ, они должны объяснять причины ограничения, его продолжительность должна быть адекватна обстоятельствам, до отмены ограничения ин-

формацию журналистам должно предоставлять назначенное властями лицо;

• в соответствии со ст. 10 Европейской конвенции о правах человека и Рекомендациями Совета Европы должно соблюдаться право журналистов не раскрывать своих источников; борьба с терроризмом не позволяет властям обходить это право, за исключением случаев, оговоренных в указанных документах;

• призыв строго соблюдать редакционную независимость средств массовой информации и, соответственно, воздерживаться от любого давления на них;

• поощрять подготовку журналистов и других работников СМИ в отношении их защиты и безопасности и принимать, если позволяют обстоятельства, меры по их защите, если им угрожают террористы.

В Декларации содержатся следующие предложения средствам массовой информации и журналистскому сообществу:

• помнить о своей особой ответственности в контексте борьбы с терроризмом, с тем чтобы не способствовать достижению целей террористов; в частности, СМИ должны заботиться о том, чтобы не усилить чувство страха, которое могут порождать террористические акты, и не предоставлять трибуну террористам, уделяя им чрезмерное внимание;

• принимать меры саморегулирования там, где они отсутствуют, или адаптировать действующие меры, с тем чтобы можно было эффективно реагировать на этические проблемы, создаваемые освещением терроризма в СМИ;

• осознавать риск того, что средства массовой информации и журналисты могут непреднамеренно служить каналом для выражения расистских и ксенофобских настроений;

• соблюдать достоинство, безопасность и анонимность жертв террористических актов и их семей, а также право на неприкосновенность частной жизни, гарантированное ст. 8 Европейской конвенции о правах человека;

• оценивать, как они информируют общественность по вопросам, касающимся терроризма — в частности, путем консультаций с общественностью, аналитических материалов, и информировать общественность о результатах этой оценки;

• в сотрудничестве со своими профессиональными организациями и другими структурами создавать учебные курсы для журналистов, освещающих проблемы терроризма, по вопросам их безопасности, а также исторического, культурного, религиозного и геополитического контекста на местах освещаемых событий. Что касается последнего пункта, то в России уже проведены два обучающих мероприятия, благодаря ОДКБ, Федеральному агентству по печати, Государственной Думе и Союзу журналистов. Ничего нового мы здесь не изобретаем, такие же курсы проводят CNN, ВВС, в Германии подобные курсы проводятся с участием Бундесвера, и это очень полезно с точки зрения вопросов безопасности и сохранения жизни журналистов. Что касается Декларации «О свободе выражения мнений и информации в СМИ в контексте борьбы с терроризмом», то сейчас задача российской делегации — призвать Совет Европы к работе по распространению этих норм в других регионах путем ведения диалога с международными и региональными организациями, такими как Лига арабских государств, Организация африканского единства, ОСЕАН, Организация латиноамериканских стран и так далее, поскольку обозначенные в декларации стандарты соответствуют интересам мирового сообщества. Также на уровне парламентариев — в частности, в Парламентской Ассамблее Совета Европы — была принята Рекомендация «СМИ и терроризм», которая содержит обращение к Комитету министров Совета Европы осуществлять мониторинг освещения в европейских СМИ проблематики терроризма. На саммите Совета Европы в Варшаве в мае 2005 г. были согласованы и открыты для подписания три конвенции по терроризму, среди которых есть Конвенция о предупреждении терроризма, и ее особенность — криминализация публичного подстрекательства к совершению террористических преступлений, подготовки террористов и их вербовки. 10 мая 2006 г. Россия ратифицировала эту Конвенцию. В сентябре 2005 г. Советом Безопасности ООН была принята Резолюция «Угроза международному миру и безопасности», которая также криминализировала подстрекательство к терроризму. Это основные документы, но работа в этом направлении продолжается — в том числе и относительно информационных технологий, что также очень важно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.